Научная статья на тему 'Психологический профиль личности Параолимпийского чемпиона А. В. Ашапатова по основным характеристикам его индивидуальности'

Психологический профиль личности Параолимпийского чемпиона А. В. Ашапатова по основным характеристикам его индивидуальности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прохоров В. И.

В статье рассматриваются вопросы психодиагностики индивидуальных особенностей спортсмена, построения его психологического профиля. Проводятся результаты анализа динамики показателей психологического профиля в Параолимпийском цикле подготовки (2005 2008 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический профиль личности Параолимпийского чемпиона А. В. Ашапатова по основным характеристикам его индивидуальности»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

УДК 612.821

В.И. Прохоров

Центр спортивной подготовки и реабилитации имени Алексея Ашапатова г. Сургут, РФ E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ ПАРАОЛИМПИЙСКОГО ЧЕМПИОНА А.В. АШАПАТОВА ПО ОСНОВНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы психодиагностики индивидуальных особенностей спортсмена, построения его психологического профиля. Проводятся результаты анализа динамики показателей психологического профиля в Параолимпийском цикле подготовки (2005 - 2008 гг.).

Ключевые слова

Личность, психологический профиль, нервная система, эмоциональная сфера, волевые качества,

направленность личности.

Актуальность. Модельно-целевое проектирование спортивной подготовки предполагает создание разноуровневых моделей: модели соревновательной деятельности, модели спортсмена, модели тренировочного процесса [4, с. 286 - 325]. Одним из компонентов структуры личности является компонент, характеризующий психические свойства, качества личности спортсмена [1, 7].

В общей и спортивной психологии представлен широкий набор методик психодиагностики личности. При этом следует отменить, что многие из них содержат очень большой перечень диагностируемых характеристик личности и не всегда отражают наиболее значимые для спортивной деятельности психические свойства и качества спортсмена.

В целях психологического обеспечения и сопровождения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов необходима информация об их индивидуальных психологических особенностях.

Цель исследования - построить психологический профиль личности А.В. Ашапатова.

Задачи исследования

1. Провести первичное психодиагностическое обследование и построить психологический профиль личности спортсмена (2005 г.).

2. Разработать план психологической подготовки А.В. Ашапатова в Параолимпийском цикле (2005 - 2008 гг.).

3. Провести заключительное психодиагностическое обследование и построить психологический профиль личности спортсмена (2008 г.).

4. Выполнить анализ динамики показателей, характеризующих психические свойства личности спортсмена на начало и конец Параолимпийского цикла подготовки (2005 - 2008 гг.).

Организация и методики исследования

Психологическое обследование индивидуальных особенностей личности А.В. Ашапатова, в целях и возможной коррекции, выполнялось ежегодно на протяжении всего Параолимпийского цикла спортивной подготовки. После предварительного ознакомления с методиками психодиагностики, инструктирования по их выполнению, спортсмен в течение 3-х дней выполнял самотестирование с использованием соответствующих методик.

Основные методики и методики психодиагностики: наблюдение, опрос (устный - беседа;

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

письменный - анкетирование), шкала реактивный (ситуативной) и личностной тренировки Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина [2, с. 214 - 217], оценка ситуативной тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности [2, с.. 218 - 221], самооценка эмпатических способностей [2, с. 219 - 223], самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность. настроение (САН) [2, с. 229 - 230], личностный опросник Г. Ю. Айзенка для взрослых [2, с. 237 - 243], диагностика локуса контроля по Д. Б. Роттеру [2, с. 459 - 463]; тест ЧХТ (черты характера и темперамента) [3, с. 60 - 65], измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом [3, с. 118 - 120]; диагностика потребности достижения успеха [5, с. 564 - 565], «прогноз» [5, с. 670 - 675], тест Томаса - поведение в конфликтной ситуации [5, с. 709 - 716], МЛО - «Адаптивность» [6, с. 549 - 557].

Результаты исследования и их обсуждения

Результатом психодиагностического обследования А.В. Ашапатова явилось построение психологического профиля личности спортсмена по основным характеристикам его индивидуальности.

Сравнительный анализ показателей 2005 и 2008 годов, характеризующих индивидуальные особенности личности спортсмена, свидетельствует о положительной динамике всех исследуемых параметров, за исключением свойств нервной системы. Качественные показатели свойств нервной системы - сила и подвижность нервных процессов, лабильность, нижний порог чувствительности не изменились. Свойства нервной системы предопределены генетически, могут изменяться с возрастом, но консервативны по отношению к воздействию тренировочной и соревновательной деятельности.

{ 1,8 }

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

IV. Направленность личности 1. Мотивация достиже-

ния успеха 2. Мотивация избега-

ния неудач Желание соревно- 155"*-

ваться 9 i**

4. Уровень притязаний 5. Локус контроля. 11н- 8 r Je

тернальность 6. Интерес к спортивно zu i /

- методической литера- ч

туре 7. Самооценка состоя-

ния готовности к сорев- 8 5

нованиям

Примечание:

- показатели 200 5 года.

- показатели 200 8 года.

{ ш }

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

В показателях, характеризующих эмоциональную сферу и волевые качества спортсмена отмечается следующая динамика: снижается уровень агрессивности, фрустрации, ригидности, ситуативной и личностной тревожности, возрастает способность к саморегуляции неблагоприятных психических состояний, увеличивается уровень проявления волевых усилий, стрессоустойчивость, личностный адаптационный потенциал, САН; снижается вероятность нервно-психических срывов в экстремальных ситуациях.

Отмечаются существенные положительные изменения в показателях, характеризующих социально-психологические особенности личности: снижается проявление экстраверсии, повышаются эмпатические способности. Психологическая атмосфера в спортивной команде оцениваются как «очень благоприятная». Взаимоотношения с тренером по гностическому, эмоциональному и поведенческому параметрам достигают высокого уровня. В стратегиях поведения спортсмена в конфликтных ситуациях отмечается некоторое снижение уровней проявления сотрудничестве и компромисса в пользу соперничества.

В показателях, характеризующих направленность личности спортсмена, отмечаются следующие положительные изменения: доминирующее положение, вместо мотивации «избегание неудач» занимает мотивация «достижение успеха»; значительно возрастает желание соревноваться, уровень притязаний, интерес к спортивно-методической литературе. Самооценка готовности и соревнованиям повышается со среднего до высокого уровня.

Все выявленные изменения, по нашему мнению, произошли под влиянием тренировочно-соревновательной деятельности, общения с тренером и членами спортивной команды. Существенную роль, при этом, сыграла система психологической подготовки, психологического сопровождения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. Эти изменения в психической сфере личности спортсмена носят приспособленный (адаптивный) характер к более экстремальным условиям предстоящей соревновательной деятельности, по сравнению с предыдущим периодом.

Заключение

К концу этапа непосредственной подготовки к Параолимпийским играм в Пекине (2008 г.) индивидуальность личности А.В. Ашапатова характеризовалась: сильными, подвижными, уравновешенным типом нервной системы, сангвиническим типом темперамента, доминированием первой сигнальной системы над второй, значительной напряженностью эмоционально-волевой сферы, высоким уровнем стрессоустойчивости и личностного адаптационного потенциала, низкой вероятностью нервно-психических срывов в экстремальных ситуациях, адекватно высоким уровнем притязаний и готовности к достижению рекордного спортивного результата.

Список использованной литературы:

1. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М. : Академия, 2000. - С. 132 - 196.

2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПБ. : Питер, 2000. - 554 с.

3. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук, Ю.Л. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - М. : Просвещение, 1990. - 256 с.

4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - СПб. : ИЦ «Лань», 2005. - 384 с.

5. Практикум по дифференциальной психодиагностики профессиональной пригодности : учебное пособие / Под редакцией В.А. Бодрова. - М. : ПЕРСЭ, 2003. - 767 с.

6. Практическая психодиагностика : методики и тесты / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара : БАХРАХ, 1998. - 668 с.

7. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В. Ф. Сопов. - М. : Академический проект, 2005. - 124 с.

© В.И. Прохоров, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.