Научная статья на тему 'Изучение проявления тревожности в творчестве подростков'

Изучение проявления тревожности в творчестве подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
520
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГИЯ / ЭМОЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / САМООЦЕНКА / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жаркова А. С.

Данная статья рассматривает тревожность как психическое свойство, имеющее ярко выраженную возрастную специфику. Было проведено исследование тревожности на примере проективного теста «Рисунок человека», авторами которого являются К.Маховер, Ф.Гудинаф. В результате мы приходим к выводу, что предложенные критерии эффективны для целостного изучения личности подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение проявления тревожности в творчестве подростков»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

А. С. Жаркова

Магистрант ФГБОУ ВО ««Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

г. Владимир, Российская Федерация E-mail: [email protected]

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

Данная статья рассматривает тревожность как психическое свойство, имеющее ярко выраженную возрастную специфику. Было проведено исследование тревожности на примере проективного теста «Рисунок человека», авторами которого являются К.Маховер, Ф.Гудинаф. В результате мы приходим к выводу, что предложенные критерии эффективны для целостного изучения личности подростка.

Ключевые слова

Тревожность, подростковый возраст, психология, эмоции, личность, самооценка, творчество.

Каждый подросток, когда попадает в новые обстоятельс проходит через процесс адаптации. Он сопровождается тревожностью с разным уровнем выраженности, которая может проявляться во многих жизненных сферах и нести негативный след на комфортном его пребывании. Можно выделить четыре типа симптомов тревожности: физические, психологические, поведенческие, когнитивные.

Физические симптомы выражаются в изменениях на физиологическом уровне: потливость, учащённое сердцебиение, ощущение тошноты и т.д. Психологические симптомы - угнетённое состояние подростка, неуверенность в себе, страх перед окружающими. Изменения в привычных действиях подростка выражаются в поведенческих симптомах. Такими могут быть психологические блоки, импульсивность, изменения в вербальном и невербальном общении. Когнитивные симптомы влияют на мыслительные процессы подростка и манеру рассуждения. При влиянии тревожности на когнитивную сферу происходит снижение концентрации внимания, заторможенность мыслительного процесса, трудности в усваивании информации.

Нами было проведено исследование с помощью проективной методики «Рисунок человека» (К.Маховер, Ф.Гудинаф). В нём приняло участие одиннадцать подростков, возрастом от тринадцати до пятнадцати лет. Особое внимание было выделено изучению уровня тревожности. Нами предложены критерии проявления уровня тревожности в таблице 1.

Таблица 1

Критерии проявления уровня тревожности

Уровень тревожности Критерий проявления

Низкий Редко встречающаяся штриховка, маленькая фигура

Средний Часто встречающаяся штриховка, стирания, ластиком, перерисовывание, маленькая фигура, сниженный темп выполнения задания

Высокий Часто встречающаяся штриховка, стирания, ластиком и перерисовывание, рисунки без людей, маленькая фигура, повышенная тщательность, большое количество однотипных деталей, описание способов защиты от опасности, указание на гигантский ее размер, сниженный темп выполнения задания

Таким образом, чем чаще и сильнее будет проявляться критерий, тем выше уровень тревожности подростка. Результаты по итогам диагностики приведены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты проведения проективной методики «Рисунок человека»

№ Имя Возраст Количество баллов Уровень тревожности

1 АК 15 лет 37 Средний

2 АП. 14 лет 40 Низкий

3 КГ 14 лет 45 Средний

4 СА. 15 лет 32 Средний

5 ЛА. 13 лет 29 Высокий

6 ГЛ 15 лет 31 Средний

7 СП 14 лет 38 Низкий

8 КХ 13 лет 41 Высокий

9 АД 13 лет 28 Средний

10 ДБ 14 лет 35 Средний

11 ЕС 14 лет 38 Высокий

Из полученных результатов следует вывод что высокий уровень тревожности наблюдается у двадцати семи процентов, средний - у пятидесяти пяти, низкий у восемнадцати процентов из диагностируемой группы детей. Наглядный результат представлен в рисунке 1.

■ Низкий ■ Средний ■ Высокий Рисунок 1 - Диаграмма результатов диагностики уровня тревожности

О тревожности и сниженной самооценке могут говорить многочисленные негативные самооценочные высказывания подростка до начала рисования и в его процессе. Он может неоднократно сообщать психологу, что не умеет рисовать, что у него ничего не выйдет, что получается плохо, криво, «не похоже».

Сочетание тревожности и ригидности часто приводит к перфекционизму, т.е. к стремлению выполнять любую работу на самом высоком уровне. Это качество в итоге часто снижает достижения, поскольку неоправданно много времени тратится на мелочи, так что человек нередко не успевает сделать главную часть задания.

Когда в одном и том же направлении проводится несколько линий со слабым нажимом, потом одна из них, показавшаяся автору наиболее удачной, наводится жирной линией. Этот признак характерен для ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги, т.е. волнения, беспокойства, ощущения неопределенной угрозы. Повышение тревоги часто наблюдается в состоянии стресса.

Таким образом, кроме основных задач, которые решает проективный тест «Рисунок человека», К.Маховер, Ф.Гудинаф мы можем наблюдать проявление тревожности в творчестве подростков. Важно уделить внимание высказываниям, процессу выполнения задания, времени выполнения и самому рисунку. Каждый из этих критериев позволит подробно изучить и диагностировать тревожные тенденции и тем самым выстроить план по их снижению.

Список использованной литературы: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учеб. пособие. - М.: Академический проект, 2006. - 702 с.

~ 182 ~

2. Астапов В.М. Тревожность у детей - СПб: Питер Пресс, 2004. - 224 с.

3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/А. Л. Венгер. - М.: Изд-во ВЛАД0С-ПРЕСС,2005. - 159 с.

4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.:Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.

© Жаркова А. С., 2019

УДК 316.62

В.И. Прохоров

Центр спортивной подготовки и реабилитации имени Алексея Ашапатова, г. Сургут, Российская Федерация E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПАРАОЛИМПИЙСКОГО ЧЕМПИОНА А.В. АШАПАТОВА В ПАРАОЛИМПИЙСКОМ ЦИКЛЕ

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и методико-практические вопросы психологической подготовки, показана динамика показателей психологического профиля личности спортсмена, состояние его психологической готовности к Параолимпийским играм в Пекине.

Ключевые слова

Тренировочная и соревновательная деятельность, психофизиологическое состояние, психодиагностика, оптимальное боевое состояние, управление психическим состоянием.

Успешность тренировочной и соревновательной деятельности в очень большей степени зависит от психофизиологического состояния спортсмена. Е.П. Ильин под состоянием понимает «целостную системную реакцию (на уровне организма и часто - личности) на внешние и внутренние воздействия, направленную на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания» [2, с. 18].

В напряженной тренировочной и экстремальной соревновательной деятельности у спортсмена могут возникать различные психические состояния: монотония, фрустрация, апатия, тревога, стресс, предстартовая лихорадка, боевое возбуждение и другие [3, 4, 5]. Негативные психические состояния значительно снижают эффективность тренировочно-соревновательной деятельности.

Учебно-тренировочный процесс должен иметь соответствующее психологическое обеспечение, частью которого является психологическая подготовка.

Психологическая подготовка - это процесс, система практического применения средств и методов, направленных на развитие и совершенствование психических свойств и качеств личности спортсмена, оптимизацию его психофизиологического состояния, обеспечивающих формирование психической готовности спортсмена к успешному решению задач тренировочной и соревновательной деятельности [1, с. 176].

Состояние пика мобилизации всех функций организма, готовности спортсмена к напряженной тренировочной деятельности, достижению максимальных спортивных результатов, определяется как оптимальное боевое состояние. Оптимальное боевое состояние для каждого спортсмена строго индивидуально. Оно имеет трехмерную структуру и включает следующие компоненты: физический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.