Научная статья на тему 'Психологические особенности подготовки спортсменов'

Психологические особенности подготовки спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1404
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕН / АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОЦЕСС / ATHLETE / AUTOGENOUS TRAINING / MENTAL PREPARATION PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермоленко С.А., Лычагина Ю.А.

В статье рассматриваются методы психологической подготовки спортсмена-стрелка и их значимость в достижении высоких результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of training athletes

This paper deals with methods of psychological preparation of the athlete-arrow and their importance in achieving high results.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности подготовки спортсменов»

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'1

5. Лубышева Л.И. Социально-педагогические аспекты нововведений в организации и содержании физического воспитания учащейся молодежи // Здоровье и физические упражнения: сб. статей. - Тюмень: ТГУ, 2000.

6. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

7. Суслов Ф.П., Холодов Ж.К. Теория и методика спорта. - М., 2007.

References

1. Alekseev NA, Kutergin N. B., Vorotnik A.N. Sports-pedagogical technologies of gradual increase of level of

physical preparedness. - Belgorod, 2012.

2. Alekseev NA., Kutergin N.B., Kulinichev A.N. Improvement of physical training of cadets and students of

educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia // the Physical education of the students. 2013. № 1. P. 3-6.

3. Health and exercise: collected articles of the international. nauch.-practical use. Conf. (Tyumen, 19-20/X

2000)/ Tumen. GOS. Univ - Tyumen: Ed. TSU, 2000.

4. Keller V.S. The system sports and competitive activities of the athlete. - M., 2008.

5. Lubysheva L.I. Socio-pedagogical aspects of innovations in the organisation and content of physical

education students // Health and exercise: collected articles. - Tyumen state University, 2000.

6. Markov V.V. Fundamentals of a healthy lifestyle and disease prevention. - M.: Izd. Center “Academy”,

2001.

7. Suslov F.P., Kholodov Zh.K. Theory and methodology of sports. - M., 2007.

(Статья сдана в редакцию 13.02.2015)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ

СПОРТСМЕНОВ

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF TRAINING ATHLETES

УДК 159.9:796

С.А. ЕРМОЛЕНКО

(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: ermolai2006@mail.ru;

Ю.А. ЛЫЧАГИНА

(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: Lychagina_u.a@mail.ru

S.A. ERMOLENKO

(Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal

Affairs of Russia);

U.A. luchagina

(Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal

Affairs of Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются методы психологической подготовки спортсмена-стрелка и их значимость в достижении высоких результатов.

Ключевые слова: спортсмен, аутогенная тренировка, психологическая подготовка, процесс.

Abstract: this paper deals with methods of psychological preparation of the athlete-arrow and their importance in achieving high results.

Keywords: athlete, autogenous training, mental preparation process.

Термин «психологическая подготовка» чаще всего используется для обозначения обширного круга действий тренеров и их спортсменов-курсантов, которые направлены на формирование и развитие психических и психологических процессов, а также

качеств личности стрелков, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления на соревнованиях.

Под психической готовностью спортсмена подразумевается состояние спортсмена, приобретенное в результате подготовки (в

55

2015'1

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

том числе и психологической) и позволяющее достигнуть определенных результатов в соревновательной деятельности [1].

Психологическая подготовка - это системно комплекс мероприятий влияния на психику личности (и ее соответствующую реакцию), направленных на: восприятие внешних условий окружающего среды (как изменяющихся в определенной ситуации, так и не изменяющихся, которые могут существовать в форме стереотипов, убеждений, установок и т.п.); адаптацию как организма, так и психики к изменчивости и быстротечности ситуации; целеустремленность действий в тех или иных обстоятельствах (эффективность их выполнения); задание (при определенных условиях) неизменной программы действий; развитие индивидуально-психологических качеств личности, необходимых для решения определенных задач; коррекцию и регуляцию собственного поведения; восстановление психического здоровья (нервно-психической устойчивости, уравновешенности, рассудительности и т.п.) [2].

Весьма важным понятийным компонентом психологической подготовки в стрельбе является взаимодействие видов подготовки (психологической, физической, специальной, технической, теоретической).

Зачастую психологическую подготовку можно рассмотреть как один из видов комплексной подготовки. При этом ей, наряду с другими видами, отводится важная роль в планировании тренировочного и соревновательного процессов, назначаются определенные цели и задачи, формы и методы подготовки. При таком подходе к тренировочному процессу упрощается решение организационных задач и структурирование подготовки, но при этом является проблематичным решение задач системного взаимодействия различных ее видов.

Большинство российских тренеров-пси-хологов считают, что успешная спортивная деятельность человека определяется проявлением не какого-то одного свойства личности, а целого ряда специфических особенностей. Изучение опубликованных статей на различных сайтах интернет-ресурсов позволило нам выделить блок личностных характеристик, обеспечивающих надежность деятельности стрелков в экстремальных условиях.

В то же время закономерно возрастают показатели психической надежности, одним из компонентов которой является соревновательная эмоциональная устойчивость.

Улучшаются также показатели мотивационной сферы, помехоустойчивости и способности к саморегуляции [3].

При всем разностороннем спектре психических состояний в спортивной деятельности специфика предмета психогигиены спорта позволяет определить три основных типа ситуаций, в которых используется психорегуляция: коррекция динамики усталости, снятие избыточного психического напряжения, преодоление состояния фрустрации.

В психологии спорта ученые разработали большой спектр методик и средств успешного решения вопросов психогигиены, включающих в себя как вмешательство извне (гетерорегуляцию), так и саморегуляцию. Решение задач психорегуляции осложняется, как правило, наличием особых фаз в динамике этих состояний.

Психомышечная тренировка направлена на совершенствование двигательных представлений, главным образом, за счет сосредоточения внимания и обеспечения сознательного контроля движений. Методика более проста в сравнении с аутогенной тренировкой и психомышечной тренировкой, доступна спортсменам. В ней используются разработки различных школ психотренинга, в частности, дыхательные упражнения, максимальное изометрическое напряжение мышц и покой после него, а также закрывание глаз. В психомышечной тренировке выделяют четыре ступени перехода к расслаблению и от него к активизации: общая перестройка и гармонизация состояния, целенаправленная психо-мышечная регуляция, общее расслабление мышц тела и активизация, обусловленная характером деятельности [4].

Идеомоторная тренировка состоит в сознательном представлении техники движений. В идеомоторной тренировке принято выделять три основных функции представлений: программирующую, тренирующую и регуляторную. Первая из них базируется на представлении идеального движения, вторая - на представлениях, облегчающих освоение навыка, третья - на представлениях о возможной коррекции, контроле движений и связях отдельных элементов. Идеомоторная тренировка более всего эффектна для повышения скорости движений (до 34%), точности (6-18%) [5].

Когда спортсмен, занимаясь идеомоторикой, принимает позу, близкую к реальному положению тела во время соревнований, возникает гораздо больше импульсов от

56

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'1

мышц и нервных окончаний в головной мозг, которые соответствуют данному рисунку движения, при этом головному мозгу, программирующему идеальное идеомоторное представление о движении, становится легче “связываться” с исполняющим аппаратом - опорно-двигательным. Иными словами, у человека появляется возможность более осознанно отрабатывать нужный технический элемент.

Аутогенная тренировка - один из методов психотерапии, метод самовнушения, предложенный Шульцем в 1932 году. В ней привлекают простота лечебных приемов, сочетающихся с выраженной эффективностью психологического воздействия, способствующего нормализации высшей нервной деятельности, коррекции отклонений в эмоциональной и вегето-сосудистой сфере, повышению эффективности лечения. С аутогенной тренировкой связаны проблемы управления и адаптации поведения.

Широко распространено мнение, что аутогенная тренировка - отпрыск гипноза, успокаивающее средство с общим седативным эффектом. В настоящее время существует ряд модификаций методов аутогенной тренировки, направленных на психофизиологическую активацию, стимулирующих нервно-эмоциональное напряжение для определенного состояния [5].

Метод активно включается в психотерапию при полном сохранении самоконтроля и инициативы личности.

Аутогенная тренировка способствует снижению нервно-эмоционального напряжения, чувства тревоги, эмоционального дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на основные физиологические функции. Под влиянием аутогенной тренировки улучшается настроение, нормализуется сон, повышается уровень функционирования и произвольной регуляции различных систем организма, происходит общая активизация личности.

Аутогенная тренировка состоит из двух ступеней: низшей и высшей. Первая ориентирована на снятие психического напряжения, успокоение, вторая предполагает пере-

ход человека в особое состояние - надежды, доверия, веры в безграничные возможности организма по преодолению болезней и различных недостатков характера, по формированию желательных психических качеств. При этом человек не представляет, каким путем может быть достигнуто желаемое, полностью полагаясь на возможности своего организма. Степень овладения данным методом психорегуляции зависит от разработки своеобразной лестницы словесных формул, шагая по ступеням которой человек переходит от исходного психического состояния к необходимому для здоровья, высших спортивных достижений и развития психики.

Средства психологической подготовки, используемые на этапах подготовки стрелков: стрельба на задание (стрелку предлагается выполнить определенное количество выстрелов с определенным результатом); изучение аутогенной, идеомоторной, психомышечной тренировки; различные турниры (с выполнением части упражнения); выполнение различных игровых упражнений; контрольная стрельба; тренировка в различных временных интервалах дня; тренировка техники стрельбы с регистрацией основных ее параметров в условиях тренировки и в модельных условиях соревнований (желательно в естественных условиях соревнований) с целью выявления наиболее стабильных и наиболее изменяемых элементов техники прицельной стрельбы; моделирование экстремальных условий соревновательной деятельности стрелка на тренировке.

Итак, можно сделать вывод, что комплексная подготовка стрелка с учетом основных факторов надежности его психологической подготовленности позволяет стабилизировать технику прицельного выстрела в условиях соревнований и уменьшить воздействие сбивающих факторов на функциональное состояние стрелка. При этом чем меньше возникает отклонений в технике стрельбы в условиях соревнований по сравнению с техникой тренировочной стрельбы, тем надежнее и стабильнее выступление стрелка на соревнованиях.

Литература

1. Исследование эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиям

// Точка доступа http://nsportal.ru

2. Психологическая подготовка // Точка доступа http://delovoymir.biz

3. РоманинаЕ.В., Грицаенко М.В. Эмоциональная устойчивость как фактор успешности соревновательной

деятельности // Точка доступа http://lib.sportedu.ru

4. Психомышечная тренировка // точка доступа http://www.plam.ru

5. Система эмоционально- волевой подготовки спортсмена // точка доступа http://www.shooting-ua.com

57

2015'1

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

References

1. Investigation of the emotional component of mental readiness athletes to compete // access point

http://nsportal.ru

2. Psychological preparation // access point http://delovoymir.biz

3. Romanina E.V., Gritsaenko M.V. Emotional stability as a factor in the success of competitive activity //

access point http://lib.sportedu.ru

4. Psihomyshechnaya training // access point http://www.plam.ru

5. The system of emotional and volitional training athlete // access point http://www.shooting-ua.com

6. The system of emotional and volitional training athlete // access point http://www.shooting-ua.com

(Статья сдана в редакцию 13.02.2015)

К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

ГОСУДАРСТВА

TO THE QUESTION ABOUT THE MECHANISM OF THE POSTSOCIALIST STATE

УДК 321

Ю.А. ИВАНОВА

кандидат юридических наук (Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя) e-mail: julia-ivanova-77@yandex.ru

Y.A. №А№УА

candidate of jurisprudence (Moscow the University of the internal Affairs named

after V.J. Kikot)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация: необходимо учитывать при анализе данной проблематики исторически значимый факт того, что механизм советского государства базировался на объединении законодательной и исполнительной властей в рамках Советов народных депутатов, которые составляли политическую основу Союза Советских Социалистических Республик. Механизм же постсоциалистической России строится на принципиально иной основе. В основу организации власти в современной России положен принцип разделения властей, в соответствии с которым государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную, судебную, а наличие системы сдержек и противовесов препятствует узурпации власти какой-либо из данных ветвей власти.

Ключевые слова: механизм постсоциалистического государства, постсоциалистическое государство, современное государство, переходный период.

Abstract: must be considered when studying this issue historically significant fact that the mechanism of the Soviet state was based on the union of legislative and executive authorities in the framework of the councils of people’s deputies, which was the political basis of the Union of Soviet Socialist Republics. The mechanism of post-socialist Russia is based on a fundamentally different basis. The basis for the organization of power in modern Russia the principle of separation of powers, under which state power is divided into legislative, executive, judicial, and having a system of checks and balances to prevent the usurpation of power, any of the branches of government.

Keywords: the mechanism of the post-socialist state, the post-socialist state, the modern state, the transition period.

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.