In article the problem of studying of indicators of simple visual and motor reaction at highly skilled fighters-surdlimpiytsev and Olympians of freestyle who provide high efficiency of maintaining a competitive duel that provides achievement of high sports results is considered.
Key words: wrestling, athletes-surdlimpiytsy, psychophysiological abilities, simple visual and motor reaction.
Guba Vladimir Petrovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, honored worker of the higher school of the Russian Federation, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Berulava Kakha Murmanovich, graduate student, kaf-tmfvsamgou. ru, Russia, Moscow, Moscow State Regional University
УДК 799.3
ВЛИЯНИЕ ПРЕДСТАРТОВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ
М.В. Дедловская, Л.Т. Миннахметова
Представлены результаты оценивания спортсменами эмоциогенности факторов психических состояний перед соревнованиями, которые влияют на результативность соревновательной деятельности в стендовой стрельбе. Разработаны общие практические рекомендации по оптимизации предстартовых психических состояний спортсмена в условиях соревнований и отдельно приемы для каждого типа предстартовых психических состояний.
Ключевые слова: предстартовые психические состояния, психологическая подготовка, соревновательная деятельность, стендовая стрельба.
Психическая нагрузка в современном спорте высших достижений достаточно велика. Восприятие спортсмена, внимание, память, особенности мышления, черты характера играют огромную роль в достижении спортивного успеха. При анализе содержания подготовки стрелков необходимо учитывать не только физиологическую стоимость отдельных упражнений, но и ту степень психической нагрузки стрессового характера, которую испытывают спортсмены в процессе подготовки к турниру. Физиологический компонент стресса определяют значительные по объему и интенсивности физические нагрузки, а также неизбежные тренировки на фоне не до восстановления. Психический компонент стресса определяется длительностью подготовки к турниру, его значимостью, условиями жесткой конкуренции в команде, контрольными. Стрессорами в одинаковой степени могут быть как условия деятельности стрелка, так и предстартовая ситуация, когда формируется установка на предстоящую деятельность, и
спортсмен осознает характер психических барьеров, которые необходимо преодолеть в предстоящем соревновании.
Изучение психических состояний, несмотря на множество теоретических и прикладных исследований, на данный момент имеет достаточно большое количество не решенных проблем. К таковым можно отнести не только отсутствие единой классификации, структуры психических состояний, но также отсутствие более или менее общепринятого определения самого понятия «психическое состояние», причем на это обстоятельство указывают многие исследователи [1, 4, 6]. Соответственно, «отсутствие достаточно разработанной теоретической и методологической основы проблемы психических состояний человека неизбежно снижает уровень прикладных исследований их» [2, 3].
Психические состояния необходимо исследовать только при условии изучения их факторов (или детерминант, оказывающих влияние на психическое состояние человека) и результатов деятельности, на которые психические состояния оказывают прямое влияние.
Проведя анализ всех известных определений, можно считать наиболее верным следующее определение данного понятия: психическое состояние - это психическое явление, имеющее свою, ярко выраженную специфику относительно психических процессов и свойств личности, возникающее в результате действия на индивида комплекса факторов (объективных и субъективных), проявляющееся в совокупности переживаний и оказывающее прямое влияние на процесс и результат, осуществляемой индивидом деятельности.
Исследованию психических состояний в спорте, особенно предстартовых состояний спортсмена, посвящено огромное количество литературы. Некоторые авторы весьма обоснованно рассматривали психическое состояние спортсмена в качестве фактора и, соответственно, его соревновательной успешности [5].
На необходимость изучения состояний спортсменов уже обращали внимание некоторые авторы [1, 3]. Представляется удивительным тот факт, что данная проблема, несмотря на ее практическую значимость, является не изученной, тогда как факт сильного влияния психического состояния отмечали многие исследователи [1].
Таким образом, в настоящее время существует объективное противоречие между влиянием предстартовых психических состояний на успешность соревновательной деятельности спортсмена, с одной стороны, и недостаточностью экспериментальных данных по оценке влияния предстартовых психических состояний спортсменов на соревновательный результат в стендовой стрельбе, с другой.
Проблема нашего исследования, направленного на поиск путей разрешения этого противоречия, сформулирована следующим образом:
каковы особенности влияния предстартовых психических состояний спортсмена соревновательный результат в стендовой стрельбе?
Цель исследования заключается в изучении особенностей влияния предстартовых психических состояний спортсмена на успешность соревновательной деятельности в стендовой стрельбе.
С учетом задач психологической подготовки в стендовой стрельбе нами разработаны общие практические рекомендации по оптимизации предстартовых психических состояний спортсмена в условиях соревнований и отдельно приемы для каждого типа предстартовых психических состояний.
Общие практические рекомендации по оптимизации предстартовых психических состояний:
- Целесообразно обучить спортсменов аутогенной тренировке, а также другим психотерапевтическим методам: внушенному сну, гетеротренингу. Может оказаться, что некоторые показатели предсоревновательных психических состояний выражены не достаточно. В этом случае целесообразно использовать приведенные выше состояния использовать «наоборот», например, не снижать уровень мотивации, а поднимать его.
- Поскольку состояние уверенности является своеобразной основой для формирования других предсоревновательных психических состояний, то целесообразно сосредоточиться на ее регуляции. Кроме всего перечисленного, можно использовать психологическое собеседование, приемы рациональной терапии (когда спортсмену в ненавязчивой форме доказывают, что, например, данного соперника можно победить относительно легко или, наоборот - чрезвычайно сложно) и другие приемы.
- По отношению к спортсменам использовать экспресс-методики диагностики предсоревновательных психических состояний и работу по регуляции этих состояний строить на основании полученных данных. Такая психодиагностика поможет выявить, как спортсменов с чрезвычайно низкими значениями состояний настроения и активности, так и с чрезвычайно высокими - эмоционального возбуждения, тревожности, уверенности.
- В подготовительном периоде на отборочных соревнованиях в других случаях моделировать условия соревновательной деятельности и психологической предсоревновательной обстановки.
- В процессе специальной психологической подготовки спортсменов не по всем условиям соревновательной деятельности и психологической предсоревновательной обстановки информировать спортсменов (не расширять их когнитивную сложность). Зато каждое из известных спортсмену условий соревнований, которые могут выступить, как факторы, чрезмерно влияющие на уровень эмоционального возбуждения, необходимо
«проработать» (найти средства их ликвидации и нейтрализации или адаптации к ним).
При предстартовой лихорадке рекомендуется применять: метод саморегуляции (переключение мыслей на технику выполнения действия, а не на результат, переключение мыслей и внимания на образы и явления, вызывающие положительные эмоции, самоубеждение, самоприказы); приемы, связанные с использованием поз, движений и внешних воздействий, направленные на снижение уровня возбуждения; комплекс на расслабление мускулатуры лица.
При предстартовой апатии рекомендуется применять приемы для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед выступлением: словесные воздействия; приемы, связанные с использованием поз, движений и внешних воздействий, направленные на повышение уровня возбуждения; комплекс упражнений на регуляцию дыхания.
Для поддержания состояния оптимальной боевой готовности применяется комплекс на визуализацию (упражнения «сюжетного воображения», «вдохновения»), упражнения на самопрограммирование и идеомоторная тренировка.
В исследовании приняли участие спортсмены группы начальной подготовки (ГНП), которые занимаются РСДЮШОР по стендовой стрельбе на комплексе ССК «Свияга» в количестве 16 человек.
У всех испытуемых в начале (сентябрь 2014 г.), в середине (декабрь 2014 г.) и после завершения (март 2015г.) педагогического эксперимента определялись предстартовые состояния. Результаты оценивания спортсменами эмоциогенности факторов психических состояний перед соревнованиями позволяют заключить, что уровень влияния перечисленных факторов до эксперимента находился на уровне ниже среднего, а после эксперимента снизился до низкого уровня. Фактором, который оказывает наибольшее воздействие на эмоциональное состояние спортсменов-стрелков перед соревнованиями, был выделен - «Личная значимость соревнований», а наименьшее - «Плохое настроение и неуверенность тренера».
Анализируя экспериментальные данные, можно отметить, что средние значения у испытуемых, в таких показателях как экстраверсия/интроверсия среднее значение составляет 11,06, что говорит о склонности спортсменов-стрелков к интроверсии. Интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
По показателям нейротизма среднее значение находится в пределах 12,56, что говорит о высоком уровне нейротизма (табл.).
Показатели свойств личности спортсменов-стрелков до и после педагогического эксперимента, баллы
№ Психодиагностические до эксперимента после эксперимента Р
п/п методики Хср±о Хср±о
1 Оценка спортсменами эмоцио-генности факторов психических состояний 46,75±18,51 35,43±16,28 <0,05
Личностный опросник Айзенка
2 (тест на темперамент ер1): - интроверсия/экстраверсия 11,06±3,25 11,56±4,45 >0,05
- нейротизм 12,56±3,66 9,12±3,05 <0,05
Самооценка психических сос-
тояний:
3 - нейротизм - фрустрация 6,5±3,09 6,25±3,73 4,5±1,82 4,5±2,55 <0,05 <0,05
- агрессивность - ригидность 7,81±3,37 9,75±3,49 5,87±2,70 6,18±2,88 <0,05 <0,05
Анкета-опросник для определе-
ния предстартовых эмоцио-
нальных состояний:
4 А (предстартовая лихорадка) 4,68±2,65 2,87±1,66 <0,05
Б (предстартовая апатия) В (оптимальное состояния бое- 4±2,30 7,25±4,38 2,25±1,87 10,81±2,85 <0,05 <0,05
вой готовности)
5 Шкала самооценки тревоги Спилбергера 12,87±1,70 7,93±2,46 <0,05
Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
После проведенного нами педагогического эксперимента показатели нейротизма снизились и стали соответствовать среднему уровню.
По результатам самооценки психических состояний до и после эксперимента можно сделать следующие выводы, что все изучаемые
показатели (нейротизм, фрустрация, агрессивность, ригидность) после эксперимента достоверно снизились.
По показателям тревоги спортсмены-стрелки до эксперимента имели показатели 12,87 балла, что свидетельствует о высоком уровне тревожности, после эксперимента тревожность снизилась до оптимального уровня (7,93 балла) (табл.).
На рис. 1 представлено соотношение спортсменов с различными типами предстартовых психических состояний за 15-20 минут до выхода на площадку.
■ Предстартовая лихорадка ■ Предстартовая апатия ■ Боевая готовность
Рис. 1. Соотношение спортсменов с различным типом предстартовых психических состояний до эксперимента, %
Нами были проанализированы положительные (боевая готовность) и отрицательные (предстартовая лихорадка, предстартовая апатия) психические состояния. По своему выражению во время соревнований отрицательные психические состояния составляют: 25 % испытуемых находятся в состоянии предстартовой апатии, 25 % в состоянии предстартовой лихорадки, и в состоянии боевой готовности 50 %, что говорит о готовности спортсменов к выступлению на соревнованиях.
После применения в процессе подготовки к соревнованиям предложенных нами рекомендаций соотношение спортсменов с различными типами предстартовых психических состояний изменилось (рис. 2).
По своему выражению после проведенного педагогического эксперимента во время соревнований отрицательные психические состояния распределились следующим образом: 12 % испытуемых находятся в состоянии предстартовой апатии, 13 % в состоянии предстартовой лихорадки и в состоянии боевой готовности 75 %, что говорит о том, что использование в соревнованиях рекомендаций по оптимизации предстартовых состояний позволяет повысить готовность спортсменов к выступлению на соревнованиях.
Рис. 2. Соотношение спортсменов с различным типом предстартовых психических состояний после эксперимента, %
По своему выражению после проведенного педагогического эксперимента во время соревнований отрицательные психические состояния распределились следующим образом: 12 % испытуемых находятся в состоянии предстартовой апатии, 13 % в состоянии предстартовой лихорадки и в состоянии боевой готовности 75 %, что говорит о том, что использование в соревнованиях рекомендаций по оптимизации предстартовых состояний позволяет повысить готовность спортсменов к выступлению на соревнованиях.
Таким образом, результаты оценивания спортсменами эмоциогенности факторов психических состояний перед соревнованиями позволяют заключить, что уровень влияния перечисленных факторов до эксперимента находился на уровне ниже среднего, а после эксперимента снизился до низкого уровня. Фактором, который оказывает наибольшее воздействие на эмоциональное состояние спортсменов-стрелков перед соревнованиями, был выделен «Личная значимость соревнований», а наименьшее «Плохое настроение и неуверенность тренера». Спортсмены-стрелки в большинстве проявляют склонность к интроверсии. После проведенного нами педагогического эксперимента показатели нейротизма снизились и стали соответствовать среднему уровню.
По результатам самооценки психических состояний до и после эксперимента можно сделать следующие выводы, что все изучаемые показатели (нейротизм, фрустрация, агрессивность, ригидность) после эксперимента достоверно снизились. По своему выражению после проведенного педагогического эксперимента во время соревнований отрицательные психические состояния распределились следующим образом: 12 % испытуемых находятся в состоянии предстартовой апатии, 13 % в состоянии предстартовой лихорадки и в состоянии боевой
готовности - 75 %, что говорит о том, что использование в соревнованиях рекомендаций по оптимизации предстартовых состояний позволяет повысить готовность спортсменов к выступлению на соревнованиях.
Список литературы
1. Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности. Омск: Психология в спорте, 1998. С. 24-29.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч.11. С.2450-2454.
3. Бурцев В. А. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 6. С.16-18.
4. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Сущность и содержание готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Образование и саморазвитие. Казань. № 3 (31). 2012. С.140-146.
5. Драндров Г. Л, Бурцев В. А., Хворонова Г.В. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. № 9 (Ч. 8), 2014. С.1836-1839
6. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования, 2014. № 3. Ч. 2. С. 383-387.
Дедловская Марина Владимировна, канд. пед. наук, старший преподаватель, [email protected], Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Миннахметова Лариса Тагировна, канд. биол. наук, доц., minnlarisa@,mail.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
INFLUENCE OFPRESTARTINGMENTAL STATES FOR PRODUCTIVITY OF COMPETITIVE ACTIVITY IN TRAP SHOOTING
M.V. Dedlovskaya, L.T. Minnakhmetova
Results of estimation by athletes of an emotsiogennost of factors of mental states before competitions which influence productivity of competitive activity in bench firing are presented in article. The author developed the general practical recommendations about optimization of prestarting mental conditions of the athlete in the conditions of competitions and separately receptions for each type ofprestarting mental states.
Key words: prestarting mental states, psychological preparation, competitive activity, bench firing.
Dedlovskaya Marina Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, [email protected], Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
Minnakhmetova Larisa Tagirovna, candidate of biological Sciences, associate professor, minnlarisaamail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
УДК 796.85
МОТИВАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ РУКОПАШНОГО БОЯ 2-4 ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ
А.Н. Ипатов
Рассмотрен вопрос мотивации в единоборствах, а именно, важности умения проранжировать и определить ведущие мотивы у спортсмена. В зависимости от состояния спортсмена в конкретное время, используя самые сильные мотивы в иерархии, добиваться высшего результата в тренировочной и соревновательной деятельности.
Ключевые слова: мотив, мотивация, иерархия мотивов, психолого-педагогические рекомендации.
Современная спортивная деятельность с характерным высоким уровнем владения спортсменами спортивной техникой, тактикой, высоким уровнем развития физических и волевых качеств с каждым годом предъявляет все более высокие требования к подготовке спортсменов. Так при относительно равных условиях, определение ведущего мотива у спортсменов - участников соревнований к напряженной борьбе за победу, за достижение высоких, нередко рекордных результатов, приобрела значение одного из важнейших и даже решающих факторов успеха в соревнованиях.
У спортсменов мотивация - побуждение к действию, играет большую роль. Однако при этом необходимо учитывать, что для достижения цели в конкретном соревновании спортсмен должен мотивироваться самым сильным мотивом иерархии, который может реализоваться в данных условиях. Такой мотив активизируется и становится действенным. Если спортсмен мотивирован на достижение высоких спортивных результатов и тренер знает особенности его мотивации, то перед ним открывается широкая перспектива повышения результатов своего ученика с помощью удовлетворения запросов и потребностей спортсмена.
Обращаясь к потребностям спортсмена в самоутверждении, самовыражении и исполнении общественного долга, можно повысить