8. Presta, L.G., Chen, H., O'Connor, S.J. et al. Humanization of an anti—vascular endothelial growth factor monoclonal antibody for the therapy of solid tumors and other disorders // Cancer Res. — 1997. - Vol. 57. - № 20. - P. 4593-4599.
9. Rosenfeld, P.J., Brown, D.M., Heier, J.S. et al. Ranibizumab for neovascular age-related macular
_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:
опыт и инновации №1 2019
degeneration // N. Eng. J. Med. - 2006. - Vol. 355. - P. 1419-1431. 10. Brown, D.M., Kaiser, P.K., Michels, M. et al. Ranibizumab versus verteporfin for neovascular age-related macular degeneration // N. Eng. J. Med. - 2006. - Vol. 355. - P. 1432-1444.
© Бархатова Е.П., Санторо Э.Ю., 2019
УДК 796.01:159.9
ОЦЕНКА ПРЕДСТАРТОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ
ПЕРИОД
Чумаченко Л.А.,
медицинский психолог
БУ «Клинический врачебно-физкультурный диспансер» филиал в городе Сургуте
Ибрагимова Е.А.,
к.м.н., заведующий филиалом в городе Сургуте, врач по спортивной медицине БУ «Клинический врачебно-физкультурный диспансер» филиал в городе Сургуте
Психические состояния спортсмена относятся к особой категории психологии спорта. Проблема предстартовых состояний привлекает внимание исследователей, прежде всего, в связи с практическим ее значением. Длительно сохраняющиеся психические состояния оказывают влияние как на достижение спортсменами наивысшего спортивного мастерства, так и на формирование характера личности.
Ключевые слова: психодиагностика, психологическое состояние спортсмена, психологическая подготовка спортсмена, предстартовые состояния
В настоящее время спортсмену для достижения высоких результатов не достаточно иметь только физические, тактические и технические способности, ему необходимо быть психологически готовым к соревнованию. Психологическая подготовка спортсменов и спортивных команд складывается из нескольких видов психологического сопровождения: общая психологическая подготовка — она осуществляется на всем протяжении тренировочного процесса; психологическая подготовка к конкретному соревнованию, которая начинает проводиться за месяц или за неделю до соревнования; а также оперативное психологическое вмешательство, которое может захватывать как тренировочные, так и соревновательные периоды.
В «Справочнике тренера» дается определение предстартового состояния — это «рефлекторная эмоциональная реакция, наступающая перед ответственными стартами». Влияют на развитие предстартового состояния длительные нагрузки в период тренировок, психоло-
гическое напряжение, возникающее в период ожидания соревнования, личностная значимость конкретного соревнования для спортсмена и непосредственно сама подготовка к соревнованиям.
На соревнованиях спортсмен может столкнуться с различными психическими состояниями: агрессия, стартовая злость, мандраж (тревога, нервозность), стресс, стартовое безразличие, неэффективное самоуправление. Часто у спортсмена возникают ошибки восприятия информации от тренера или партнера, неэффективное взаимодействие на соревнованиях.
В целом, можно выделить несколько предстартовых состояний. Самым эффективным из них является состояние боевой готовности, которое у каждого спортсмена носит индивидуальный характер и оказывает положительный результат на исход соревнований. В состоянии боевой готовности спортсмен борется до конца, с полной отдачей, при этом уровень его эмоционального возбуждения оптимальный, он об-
ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ладает высокой помехоустойчивостью, уверен в своих силах. При состоянии стартовой лихорадки (которое определяется, как чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения) наблюдаются быстрая утомляемость, дрожь в конечностях, отмечается нарушение аппетита и сна, повышается артериальное давление, учащается сердцебиение. Стартовая апатия (относительно низкий уровень эмоционального возбуждения из-за возникновения охранительного торможения и ослабления возбуждения) — это состояние, при котором ухудшатся координация движений, появляется сонливость, замедляются психические и физические процессы.
В спортивной практике для объективной оценки предстартового психического состояния атлета рекомендуется использовать комплекс психодиагностических методов. Достаточно информативным является метод наблюдения за спортсменом, позволяющий внешне определить настроение, поведение, активность, собранность, энергичность, уверенность. В процессе наблюдения можно отметить изменения отдельных движений, их быстроту, жесты, мимику, интонацию речи, координацию, силу. Для того чтобы пользоваться этим методом, необходимы длительные наблюдения за спортсменами на соревнованиях и сравнение при этом результатов их выступлений.
За неделю до соревнования целесообразно провести со спортсменом беседу, которая позволит определить соответствует ли его актуальное состояние критериям готовности к предсоревновательной и соревновательной ситуации. Если спортсмен не собран к соревнованиям, не готов, провести психопрофилактические мероприятия.
Изучить психическое состояние спортсмена перед соревнованием можно с помощью различных методик. «Градусник Киселева» — методика, которая измеряет самочувствие, настроение, готовность к предстоящему мероприятию. Цветовой тест Люшера позволяет определить ситуативную активность, психическую напряженность. Насколько спортсмен способен мобилизовать свои силы перед игрой возможно понять, используя динамометрию. Методика состоит в следующем: спортсмен трехкратно с силой сжимает динамометр; далее сравнивается средний показатель с его максимальным фоновым усилием, выявленным ранее на за-
нятиях. Результат оценивается по выявленным изменениям показателей проведенной динамометрии. Так, увеличение показателя перед стартом на 2-4 кг от фонового рассматривается, как признак состояния «боевой готовности», а снижение на 3-4 кг свидетельствует об апатии. Существует также метод измерения коротких интервалов времени, который определяет усиление возбуждения или развитие процесса торможения у обследуемого. Испытуемому даётся задание — не глядя остановить секундомер, когда, по его мнению, пройдет 10 секунд. Укорочение обычной оценки отрезка времени на 0,5-1,5 секунды характеризует оптимальное нервно-психическое напряжение, соответствующее состоянию боевой готовности. Укорочение более, чем на 1,5 секунды свидетельствует о предстартовой лихорадке. Переоценка 10-се-кундного интервала на 1,5-2 секунды и более указывает на апатию.
В целом психодиагностика направлена на выявление возможных психологических проблем. У спортсмена может сложиться нечеткое представление о состоянии готовности к соревнованию, возникнуть переживания, неуверенность в себе, в партнерах, в тренере. Могут проявляться различные страхи: не оправдать ожидания тренера, подвести команду, получить травму и пр.
Корректировка негативных состояний перед соревнованиями проводится тогда, когда у спортсмена отмечается избыток или недостаток эмоций. Во-первых, необходимо отключиться от мыслей о результате, думать только о процессе деятельности (если спортсмен будет думать о том, какое место в соревновании он займет, ему будет сложно сконцентрироваться на двигательной задаче). Во-вторых, наметить план действий: когда и что нужно делать в день соревнований (подходить к месту соревнований спокойной, уверенной походкой, твердым шагом, следить за выражением лица, оно должно быть спокойным, хладнокровным, взгляд уверенный) — это поможет сосредоточиться и мобилизоваться. В-третьих, заранее подготовиться к возможным трудностям. Так, скопление народа, сильный шум, телекамеры, крики болельщиков могут создавать помехи в процессе соревнования. Необходимо представить себя в этой ситуации спокойным, сосредоточенным, активным. В случае, когда накатывает волнение
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:
и трудно собраться, для расслабления нужно сделать дыхательные упражнения, заранее подобрать стишок, считалку, прочесть их про себя. Следует направить мысли на предстоящую работу, тщательно продумать, что сделать в первую очередь, как это сделать лучше, какие есть варианты. Сформулировать самоприказы, самоубеждения в виде фраз, без частицы НЕ: «Я спокоен», «Я могу», «Соберись», «Спокойно работаем».
Для коррекции излишнего волнения, нервозности, стресса, слишком сильных эмоций спортсмены могут использовать физические упражнения: приседания, отжимания, наклоны, удары по мячу, сжимание-разжимание пальцев. Начинать выполнять движение следует быстро, резко, с целью «выпустить пар», постепенно замедляя темп и переходя к более спокойным движениям, стараясь почувствовать собранность, уверенность, спокойствие. Сделать несколько дыхательных упражнений по типу «короткий вдох — длинный выдох».
При заторможенности, апатии, пассивности, следует начинать выполнение физических упражнений медленно, постепенно ускоряя темп движений, увеличивая интенсивность. Стараться действовать быстро, резко, ощущая прилив сил и энергии. Дыхательные упражнения в такой ситуации выполняются для активации по типу «длинный вдох — короткий выдох».
Нельзя не отметить и роль тренера, которому необходимо в соревновательный период акцентировать пристальное внимание спортсмена на то, что наиболее хорошо у него получается. Тренер должен в спокойном тоне напомнить спортсмену о деталях тактического плана
опыт и инновации №1 2019
выступления, привести факты, доказывающие, что спортсмен в состоянии завершить соревнования с положительным результатом.
Психологическая поддержка тренером по боксу МБУ СП СШОР «Ермак» А.А. Алиевым своего воспитанника во время соревнований
Психологическая подготовка спортсмена в соревновательный период более эффективна, если спортсмен умеет адекватно оценить свое состояние перед соревнованием, знает свое состояние психической готовности, позволяющее реализовать имеющийся уровень подготовки, владеет приемами и методами самовнушения и самоубеждения, анализом кризисных ситуаций, переключением внимания, использует в своей практике дыхательные и физические упражнения, идеомоторную и психомышечную тренировку.
© Чумаченко Л.А., Ибрагимова Е.А., 2019