Научная статья на тему 'Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности'

Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1498
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАРТОВЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / СПОРТСМЕН / ТРЕНЕР / СОРЕВНОВАНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / PRESTARTING MENTAL STATES / ATHLETE / TRAINER / COMPETITIONS / AND PRACTICAL RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бурцев Владимир Анатольевич, Шамгуллин Альфред Зирякович, Бурцева Евгения Валентиновна

Представлены практические рекомендации по оптимизации предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревнований и рекомендации по психодиагностике свойств личности тренера и спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бурцев Владимир Анатольевич, Шамгуллин Альфред Зирякович, Бурцева Евгения Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF PRESTARTING MENTAL CONDITIONS OF THE TRAINER AND ATHLETE IN THE CONDITIONS OF COMPETITIVE ACTIVITY

Practical recommendations about optimization of prostrating mental conditions of the trainer and the athlete are presented in article in the conditions of competitions and the recommendation about psycho diagnostics of properties of the identity of the trainer and the athlete.

Текст научной работы на тему «Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности»

УДК 796.012:159.9

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕДСТАРТОВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ТРЕНЕРА И СПОРТСМЕНА В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.А. Бурцев, А.З. Шамгуллин, Е.В. Бурцева

Представлены практические рекомендации по оптимизации предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревнований и рекомендации по психодиагностике свойств личности тренера и спортсмена.

Ключевые слова: предстартовые психические состояния, спортсмен, тренер, соревнования, практические рекомендации.

Исследованию психических состояний в спорте, особенно предстартовых состояний спортсмена, посвящено большое количество научных работ. Некоторые авторы весьма обоснованно рассматривали психическое состояние тренера в качестве фактора, влияющего на психическое состояние спортсмена, и, соответственно, его соревновательную успешность [2, 3]. Представляется удивительным тот факт, что данная проблема, несмотря на ее практическую значимость, является не изученной, тогда как факт сильного влияния психического состояния тренера на психическое состояние спортсмена отмечали многие исследователи [1, 4].

Состояние готовности к деятельности является сложным, многокомпонентным состоянием, включающем в себя состояния возбуждения, напряжения, тревожности и уверенности, а также самочувствия, настроения и активности, которые образуют «каркас» психической готовности к соревновательной деятельности в спорте. Однако системообразующим является состояние эмоционального возбуждения (низкий его уровень - предстартовая «апатия», высокий -«лихорадка» и оптимальный - «боевая готовность»).

Перед соревнованием состояния тревожности и эмоционального возбуждения тренеров изменяются наиболее существенно. К числу условий, оказывающих наиболее сильное влияние на предсоревновательные психические состояния тренера (возбуждения, напряжения, тревожности, неуверенности) относятся: масштаб соревнования, личная его значимость, недостаточная подготовленность спортсмена, вероятная необъективность судейства, то есть факторы, обусловленные прогнозируемым результатом выступления спортсмена. Различные предсоревновательные состояния тренеров обусловлены различными свойствами личности тренеров. Наибольшее влияние на их предсоревновательные состояния оказывает эмоциональность: на возбуждение, на тревожность и на напряжение.

Эмоциональное возбуждение, напряжение, тревожность и активность спортсменов перед соревнованиями существенно изменяются. Психические состояния, как спортсменов, так и тренеров между собой взаимосвязаны.

Полученные в предыдущих исследованиях данные о взаимосвязи и взаимовлиянии предстартовых психических состояний тренера и спортсмена позволили разработать практические рекомендации по оптимизации предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревнований, которые можно разделить по трем критериям:

1. По направленности рекомендаций:

а) рекомендации, связанные с психодиагностикой свойств личности тренера, которые могу т выступить в качестве факторов существенного изменения и проявления неблагоприятных предсоревновательных психических состояний. Это рекомендации связанные с профориентацией и распределением соревновательных амплуа среди тренеров;

б) рекомендации, связанные с изменением как в плане общей психологической подготовки тренеров, в частности - особенностей их волевой регуляции и совершенствования регуляторных механизмов психики, так и в плане их специальной психологической подготовки, в частности - регуляции и саморегуляции предсоревновательных психических состояний тренеров и спортсменов.

2. По субъекту:

а) рекомендации, связанные с оптимизацией психических состояний тренером (у себя и у спортсмена);

б) рекомендации, связанные с оптимизацией и с формированием состояния боевой готовности спортсменом у себя.

3. По объекту:

а) рекомендации, связанные с оптимизацией психических состояний тренера;

б) рекомендации, связанные с оптимизацией и с формированием состояния боевой готовности у спортсмена;

в) рекомендации, связанные с изменением условий соревновательной деятельности и психологической предсоревновательной обстановки.

Рекомендации по психодиагностике свойств личности тренера и спортсмена.

Осуществлять психодиагностику тренеров на методических занятиях и при их аттестации по определению свойств их темперамента (эмоциональности и экстравертированности) и одного из волевых качеств - самообладания. Для изучения свойств темперамента целесообразно для этого применять широко известные методики, такие как методика Г. Айзенка. Для изучения самообладания - методику Н.Б. Стамбуловой.

Общение перед выходом на бой спортсменов с тренерами, сочетающими в себе высокие показатели эмоциональности и экстравертированности - с одной стороны и низкий уровень самообладания - с другой, считать неблагоприятным предсоревновательным фактором. Учитывая это обстоятельство, целесообразно тренеров с таким сочетанием личностных свойств не направлять на работу в учебно-тренировочные группы. Кроме того, их соревновательное амплуа не может включать работу выводящего и секундирующего тренера.

Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в подготовке и переподготовки тренеров. Для этого, на основании данных психодиагностики, выделять тренеров, сочетающих в себе высокую эмоциональность и низкое самообладание, формировать из них подгруппы и проводить специальные занятия по совершенствованию регуляторных механизмов психики, и в частности - по их обучению навыкам саморегуляции и регуляции эмоций у спортсменов в соревновательный период.

Непосредственно в предсоревновательный период тренерам необходимо осуществлять специальную работу по контролю собственных психических состояний: астенического настроения и неуверенности и саморегуляции эмоционального возбуждения. Для того, чтобы не показывать спортсмену астеничность своего настроения и неуверенность тщательно контролировать все внешние проявления этих состояний.

Для того чтобы избавиться от неблагоприятных психических состояний (астеничности своего настроения и неуверенности) необходимо использовать приемы «вытеснения» - отключения и переключения.

Для оптимизации уровня эмоционального возбуждения и тревожности рекомендуется использовать следующие приемы, описанные A.M. Николаевым:

1) Осуществить работу с каким-либо опросником на диагностику собственных психических состояний.

2) Если тренер экстраверт, лучше ему отключиться от волнующей его ситуации. Если это не помогает, тогда переключиться. Думайте не о результатах своих действий на соревновании и действий спортсмена, а о процессе их выполнения. Полезно заняться тем, что нравится (например, что не реализовано в детстве, хобби и т. д.);

3) Если тренер слишком возбужден или у него неврастенические реакции, то лучше приступить к выполнению монотонной и медленной работы (прогулка и т. д.).

4) Если тренер слишком глубоко переживаете обстоятельства, которые могут повлиять на выступление спортсмена, если у него наступает астения, то полезно «встряхнуться», приступить немедленно к интенсивной физической работе или выполнить несколько интенсивных физических упражнений. Весьма полезна в таких случаях пробежка.

5) Если предсоревновательное состояние развивается по типу агрессии (чем-то возмущен, крайне рассержен и т. д.), то лучшим средством его регуляции является разрядка. Это действие, направленное не на подавление эмоций, а на их проявление. «Люди естественным путем пришли к использованию приема, при котором эмоции как бы выплескиваются (хлопнуть дверью, топнуть ногой, кулаком по столу). Однако это «естество» социально не принято. Поэтому лучше применить приемы, которые не только социально оправданы, но и полезны. К таким приемам можно отнести любую работу, в которой нужно что-то разобрать, снести, разрушить. Полезна колка дров. Можно побоксировать с «тенью».

6) Расслабление. Необходимо сесть в позу «кучера» (на стуле касаясь его спинки; туловище перпендикулярно сиденью; ноги расставлены на ширине плеч, перпендикулярно полу; руки предплечьями на середине бедра, одна рука не касается другой; голова опущена). На несколько секунд напрячь все мышцы, отклониться назад и приподнять газ, затем полностью расслабиться. Посидеть в расслабленном состоянии. Проследить, чтобы были расслабленными мышцы лица. Для этого надо несколько раз повторить «Я расслаблен». Полное расслабление. Мышцы лица расслаблены. Лицо словно маска. Расслаблены мышцы ног, щек, лба, глаз. Полное и глубокое расслабление. Ощутите приятную отрешенность. Сделайте несколько глубоких вдохов через нос и интенсивных выдохов».

7) Целесообразно использовать метод рациональной терапии. Для этого надо выписать отдельно все положительные последствия из волнующего события (которое было или будет) и отрицательные - это первое действие. Второе действие - оценить значимость (полезность или вредность) каждого из этих последствий по 10-балльной системе. Третье действие - вычислить сумму баллов (отдельно для положительных и отрицательных последствий) и соотнести их.

8) Не следует бояться волнения. Необходимо помнить, что до некоторых пор оно стимулирует продуктивную деятельность.

9) Можно переоценить значимость результатов тех действий, которые вызвали это волнение: так ли уж важны их результаты, не в стороне ли они от главных жизненных ценностей? Иногда полезно снизить уровень мотивации.

10) Необходимо отметить себе, какой из приемов больше всего помог в процессе регуляции эмоций и применять его в дальнейшем.

Подобные, легкодоступные рекомендации можно применять как по отношению к спортсменам, так и обучать их этим приемам.

Однако этим списком не исчерпывается арсенал средств по саморегуляции предсоревновательных психических состояний у спортсменов.

Целесообразно обучить спортсменов аутогенной тренировке, а также другим психотерапевтическим методам: внушенному сну,

гетеротренингу. Может оказаться, что некоторые показатели предсоревновательных психических состояний выражены не достаточно. В этом случае целесообразно использовать приведенные выше состояния использовать «наоборот», например, не снижать уровень мотивации, а поднимать его.

Поскольку состояние уверенности является своеобразной основой для формирования других предсоревновательных психических состояний, то целесообразно сосредоточиться на ее регуляции. Кроме всего перечисленного можно использовать психологическое собеседование, приемы рациональной терапии (когда спортсмену в ненавязчивой форме доказывают, что, например, данного соперника можно победить относительно легко или, наоборот - чрезвычайно сложно) и другие приемы.

По отношению к спортсменам использовать экспресс-методики диагностики предсоревновательных психических состояний и работу по регуляции этих состояний строить на основании полученных данных. Такая психодиагностика поможет выявить как спортсменов с чрезвычайно низкими значениями состояний настроения и активности, а также с чрезвычайно высокими - эмоционального возбуждения, тревожности, уверенности. Последние три могут оказаться и излишне низкими. Для такой диагностики в единоборствах полезно использовать методику А.Н. Николаева САННТУВ.

Состояния эмоционального возбуждения и уверенности имеют оптимальные значения выраженности, но они должны иметь и индивидуальные субъективно-оптимальные границы. Тренеру рекомендуется определить границы оптимальных значений этих состояний у каждого спортсмена.

В подготовительном периоде на отборочных соревнованиях в других случаях моделировать условия соревновательной деятельности и психологической предсоревновательной обстановки.

В процессе специальной психологической подготовки спортсменов не по всем условиям соревновательной деятельности и психологической предсоревновательной обстановки информировать спортсменов (не расширять их когнитивную сложность). Зато каждое из известных спортсмену условий соревнований, которые могут выступить, как факторы, чрезмерно влияющие на уровень эмоционального возбуждения, необходимо «проработать» (найти средства их ликвидации и нейтрализации или адаптации к ним).

Таким образом, применение предложенных рекомендаций позволит осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к процессу психологической подготовки тренеров и спортсменов, с учетом психологических особенностей личности.

Список литературы

1. Алексеев А.В. Психология спорта высших достижений: учеб. пособие для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1999. 144 с.

2. Вяткин Б.А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в соревнованиях: учеб. пособие. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1994. 58 с.

3. Ганюшкин А.Д. Идеальное состояние для выступления спортсмена как форма психической готовности // Спортсмен как субъект деятельности: сб. науч. тр. Омск, 1993. С. 23-25.

4. Сопов В.Ф. Трехмерная функциональная модель психического состояния спортсмена // Теория и практика физической культуры. 1993. № 2. С. 5-7.

Бурцев Владимир Анатольевич, канд. пед. наук, доц., voider1968@mail.ru, Россия, Республика Татарстан, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Шамгуллин Альфред Зирякович, ст. преп., voider 1968@mail.ru, Россия, Республика Татарстан, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Бурцева Евгения Валентиновна, канд. пед. наук, доц., voider1968@mail.ru, Россия, Республика Татарстан, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

OPTIMIZATION OFPRESTARTINGMENTAL CONDITIONS OF THE TRAINER AND ATHLETE IN THE CONDITIONS OF COMPETITIVE ACTIVITY

V.A. Burtsev, A.Z. Shamgullin, E.V. Burtseva

Practical recommendations about optimization of prostrating mental conditions of the trainer and the athlete are presented in article in the conditions of competitions and the recommendation about psycho diagnostics of properties of the identity of the trainer and the athlete.

Key words: prestarting mental states, athlete, trainer, competitions, and practical recommendations.

Burtsev Vladimir Anatolyevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, volder1968@mail.ru, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Shamgullin Alfred Ziryakovich, senior teacher, volder1968@mail.ru, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Burtseva Evgeniya Valentinovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, volder1968@mail.ru, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.