Научная статья на тему 'Психологические аспекты предстартового состояния стрелка: проблемы и пути решения'

Психологические аспекты предстартового состояния стрелка: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
655
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
SHOOTER / СПОРТСМЕН / SPORTSMAN / PRE-START / PHYSIOLOGICAL TRAINING / PHYSIOLOGICAL TENSION / СТРЕЛОК / ПРЕДСТАРТОВОЕ СОСТОЯНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солоницкая Эльвира Владимировна, Митракова Елена Николаевна

В статье анализируются проблемы предстартового состояния стрелка-спортсмена на соревнованиях, пути их решения, которые требуют особого рода психологической подготовки с использованием знаний психологии в тренировочной работе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Солоницкая Эльвира Владимировна, Митракова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PRESTART STATE OF A SHOOTER: PROBLEMS AND SOLUTIONS

This article deals with the problems of pre-start condition of a sportsman shooter at the competitions, ways of solving them which require special physiological training which involve physiological knowledge in training process

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты предстартового состояния стрелка: проблемы и пути решения»

4. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности СПб., 2002.

5. Болдырев О. Н. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого: методологические основания // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 2 (63).

6. История русской православной мысли: биографии, документы, публикации. М., 1998.

7. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. 2-е изд. СПб., 1909. Т. 1.

8. Працко Г. С. Естественное право и правовые законы как фактор развития правосознания и

правовой культуры личности // Философия права. 2014. № 3.

9. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898.

10. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1910. Вып. 1.

11. Головина Л. Ю. Теория понимания права Л. И. Петражицкого: история и современность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

12. Сачкова Е. А. Справедливость как инструмент социальной регуляции: критерии актуализации // Философия права. 2013. № 4.

УДК 159.9 : 796 ББК 88

© 2015 г. Э. В. Солоницкая, Е. Н. Митракова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ СТРЕЛКА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В статье анализируются проблемы предстартового состояния стрелка-спортсмена на соревнованиях, пути их решения, которые требуют особого рода психологической подготовки с использованием знаний психологии в тренировочной работе.

Ключевые слова: стрелок, спортсмен, предстартовое состояние, психологическая подготовка, психическое напряжение.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PRESTART STATE OFA SHOOTER: PROBLEMS AND SOLUTIONS

This article deals with the problems ofpre-start condition of a sportsman shooter at the competitions, ways of solving them which require special physiological training which involve physiological knowledge in training process.

Keywords: shooter, sportsman, pre-start, physiological training, physiological tension.

Бесспорным нам представляется мнение о том, что квалификация спортсмена-стрелка определяется, прежде всего, имеющимся у него арсеналом побед в соревнованиях, его физической готовностью, позитивным опытом участия в соревнованиях, а также стрессоустойчивостью, в том числе эффективностью его деятельности в условиях повышенной напряженности. Между тем изучение потребностей и специфики деятельности стрелка показало, что одним из элементов его профессионального мастерства должна выступать психологическая компетентность.

Согласно исследованиям В. Андерсена, одним из наиболее важных факторов, определяющих величину «зоны стабильности», является мотивированность человека на профессиональную деятельность, включающая в себя главными

составляющими осознание им правоты и значимости своего дела (мировоззренческий аспект), а также личностную значимость профессиональной деятельности в системе его ценностей и жизненных целей [1].

В настоящее время является актуальным вопрос о качественной подготовке спортсменов к соревнованиям, не только уделяется огромное внимание его физической подготовке, но используя современные психотехнологии, тренер старается подготовить стрелка и психологически. С учетом психологических данных необходимо применять знания комплексно, учитывая индивидуальные особенности стрелка, его темперамент, характер, ценностные ориентации, склонности и наклонности, затем выстраивать индивидуальную программу психологической подготовки.

Победы в соревнованиях достигаются не только натренированностью спортсменов, качеством оружия и боеприпасов. Зачастую неудачи и провалы стрелка на соревнованиях связаны с эмоциональным стрессовым состоянием. Психическая лабильность спортсменов при выполнении упражнения в соревновательных условиях выражается в эмоциональной нестабильности, которая непосредственно отражается на психофизиологических функциях спортсмена и отрицательно влияет на его результат.

Практический опыт позволяет утверждать, что при качественной психологической подготовке, при серьезной личной работе спортсмена над собой, когда уровень его психологической компетентности достаточно высок, всевозможные отрицательные влияния экстремальных условий на него и его действия могут быть успешны.

По мнению А. М. Столяренко, один и тот же человек, в одних и тех же экстремальных ситуациях, но в разное время, может вести себя с неодинаковой успешностью. Причина этого - в решающей роли личностных, индивидуальных особенностей человека, определяющих значимость для него ситуаций и факторов и возможность адекватно реагировать на них [2].

Ни для кого не секрет, что именно предстартовое состояние спортсмена - важная составляющая его выигрыша на соревнованиях. Формирование его психической готовности является неотъемлемой частью подготовки как начинающих стрелков, так и мастеров высокого класса к процессу участия на выступлениях различных уровней.

Большую роль в процессе регулирования предстартовых реакций стрелка-спортсмена занимает выработка стабильного психологического состояния одновременно с отработкой стрелковых действий до «автоматизма» в процессе учебно-тренировочных занятий. Психическое состояние стрелка оказывает существенное влияние на результат выстрела. При этом важно учитывать индивидуальный подход к каждому спортсмену для выбора эффективных методов психологических тренировок.

Стрелки с большим спортивным стажем умеют регулировать свои состояния и добиваться высоких и стабильных результатов. Это умение достигается в процессе длительных тренировок, во время которых они усовершенствуют свою тактическую подготовку одновременно с психологической.

Предстартовое состояние возникает и развивается в зависимости от различных факторов соревновательной обстановки - присутствие судей, присутствие большого количества зрителей

и болельщиков, в числе которых могут быть родственники и друзья, громкие словесные команды судей и обслуживающего матчи персонала, официальность соревнований, наставления тренера. Все эти факторы вызывают у спортсмена мысли и представления, которые сбивают его физиологический настрой на выступление.

В зависимости от личностных качеств степень возбуждения может быть различна. У одних возбудительный процесс преобладает над тормозным, эти стрелки «не могут найти себе места до начала старта». У других преобладает тормозной процесс. У данных лиц понижается настроение, появляется безразличие к своему результату и результату команды, замечается вялость в движениях, сонливость. Некоторые авторы называют данные процессы «стартовой лихорадкой» и «стартовой апатией» и утверждают, что наиболее благоприятным предстартовым состоянием является «состояние боевой готовности» [3, с. 288], при котором наблюдается оптимальное возбуждение нервной системы, что характеризуется слаженностью в действиях на огневом рубеже.

Возбуждение в предстартовом состоянии часто сопровождается учащающимся пульсом, вследствие чего повышается кровяное давление, при котором стрелок ощущает сильную пульсацию, от чего оружие начинает колебаться при прицеливании. Дыхание становится более частым и менее глубоким, стрелок начинает потеть. Возбуждение начинает влиять на тонус мышц и работу двигательного аппарата спортсмена, от чего оружие сильно колеблется и спортсмен начинает еще сильнее волноваться от осознания того, что он теряет устойчивость в изготовке. У стрелка возникает чувство нерешительности, страха, боязни за плохой выстрел. Спортсмен неуверенно выжимает спусковой крючок, причем, обычно не осознавая это, в то время, когда оптимального прицеливания еще не произошло, или наоборот, время для хорошего выстрела уже упущено. И в одном и в другом случаях теряется способность плавного выжима спускового крючка и выжим производится судорожно порывисто. Часто появляется обманчивое чувство, как будто натяжение спускового крючка сильно возросло и утяжелилось, и у указательного пальца не хватает сил для выжима. Нервозное состояние приводит к потере чувства времени для выстрела. Таким образом, каждому спортсмену присущи различные волнения на соревнованиях, в зависимости от психологических и физиологических особенностей организма, но каждый спортсмен справляется с волнением в силу своих волевых качеств и спортивного стажа. Чем больше у спортсменов опыта выступле-

ний на различных крупных и ответственных соревнованиях, тем лучше он может справиться со своим волнением, у него больше уверенности в себе, он меньше волнуется. В начале каждого спортивного сезона волнуются все без исключения спортсмены, с той лишь разницей, что опытные могут быстрее прийти в норму, борясь с волнением, заставляя себя хорошо стрелять. Как же бороться с этими волнениями?

В процессе выступления спортсмену необходимо заставлять себя изменить течение мыслей, отвлекаясь от мыслей о соревнованиях, сосредотачиваться на главном - отработке выжима спускового крючка.

Слишком раннее возникающее волнение перед стартом может приводить к быстрому истощению нервного потенциала, понижает психическую готовность к работе. Плохо тренированные спортсмены чувствуют себя неуверенно вследствие раннего появления предстартового напряжения. Часто неуверенность приводит к тревоге и тревожным ожиданиям.

Причинами неуверенности могут являться:

- новая обстановка (чужое стрельбище);

- задания тренера;

- неясность целей и задач;

- боязнь сильных соперников.

Различают три этапа психологической подготовки в спортивной деятельности:

- на тренировках и учебно-тренировочных сборах;

- перед стартом;

- во время выступления.

Основными задачами психологической подготовки спортсменов-стрелков являются:

- изучение психофизиологических отклонений, которые происходят в организме стрелка до момента старта, и их влияние на технику стрельбы;

- индивидуальный подход и подбор средств и методов для нормализации психического состояния.

В процессе тренировок и выступления на соревнованиях тренеру необходимы систематические наблюдения за реакцией спортсменов на те или иные отклонения от правильной техники стрель бы, в связи с влиянием сторонних факторов.

Следует обратить внимание на разработку индивидуальной программы, которая содержит и психологическую подготовку, например:

- выработка технических приемов для усовершенствования техники стрельбы;

- многократное выполнение специальных стрелковых упражнений, приводящих к автоматическому запоминанию;

- привыкание нервной системы к плохим и хорошим выстрелам;

- многократное выполнение на тренировках выстрелов в «десятку» и привыкание к ним.

Вышеуказанные задания можно разрешить с применением следующих средств:

- стрельба по заданию (выполнение определенного количества выстрелов с достижением только определенного результата);

- выполнение упражнения не целиком, а по элементам;

- проведение на каждых тренировках (в конце тренировок) минитурниров, с постановкой конкретных задач (Петрову выиграть у Иванова, а Иванову попасть конкретно-определенное количество очков, соответственно, волноваться будут оба);

- контрольная стрельба всей командой одновременно;

- тренировки в различных погодных условиях;

- моделирование соревнований с привлечением спортсменов из других команд, тренеров и судей;

- аутогенная тренировка.

Как известно, психика нормального человека, без специальной подготовки, не способна выдержать боевой стресс. А стрелок - это своего рода «боец» в своей войне за победой. Еще в древности такой подготовке уделялось большое внимание, но только недавно данная область психологии стала предметом научного изучения. В настоящее время известны такие группы методов, как:

- когнитивные;

- сенсорные;

- аффективные;

- операциональные;

- комплексные.

Г. Е. Шумков по праву считается одним из основоположников отечественной военной психологии, он говорил: «Чтобы победить в этой кровавой битве, одного желания, пыла, дозы самоуверенности, желания быть героем и даже умереть, в настоящее время мало». Он доказывал, что «помимо... технической подготовки, необходима подготовка психологическая. Психологическая подготов--ка во многом состоит в том, чтобы честно, откровенно, правдиво и деловито познакомить воинов с их будущей деятельностью и обстановкой. Они должны отчетливо осознавать, что война - не торжественная прогулка и даже не ряд возвышающих душу боев, а сплошные тяготы бивачной, походной, сторожевой службы, с их трудностями, лишениями, болезнями и потерями. Что современные войны выигрываются не лихими, самоуверенными наскоками и распущенными знаменами, а настойчивым измором врага... нередко подвергаясь крайнему истощению, неудачам и даже пораже-

ниям, захлебываясь порою в крови» [4]. Из вышесказанного следует, что основу в подготовке составляют когнитивные методики, выражающиеся в тренировках, в условиях, максимально приближенных к реальным. В данном контексте мы имеем в виду спортсмена-стрелка. Психика человека устроена таким образом, что, находясь в стрессовой ситуации, он самопроизвольно ищет способ решения в опыте уже пережитых подобных ситуаций. Специфика стресс-факторов такова, что ни один из доступных неподготовленному человеку способов не спасет положение. Тренировки в условиях эмитирующих дым горения объектов стрельбы, звуки взрывов, свист пуль над головой, неприятные запахи, а также другие раздражающие факторы, уместные в ходе проведения учебно-тренировочных сборов, позволяют спортсмену добавить в свою «копилку» необходимый алгоритм действий. Раздражающе факторы постепенно перестают быть таковыми, а вместо мотива «одержать победу» в дело вступает отработанная до мелочей схема действий.

Сенсорные методы также носят название «адаптационные». Сюда входят различные тренинги по адаптации органов чувств к деятельности в экстремальных условиях, такие как, например, проведение тренировок в темноте, в условиях холода или жары, в условиях голода, жажды, недосыпания и т. д. Специфический характер спортивной подготовки предполагает необходимость в обладании высоким уровнем концентрации и точности реакций при любых условиях.

Аффективные методы включают в себя различные психотехники группового эмоционального заряжения, мотивации, активную и пассивную мышечную релаксацию, а также сенсибилизацию и десенсибилизацию. Цель данной группы методов заключается в том, чтобы создать благоприятную психологическую среду в сознании спортсмена, избавить его от одних страхов (страх боли, неудачи, провала) и привить ему другие (боязнь не выполнить задачу, сдаться, нарушить алгоритм действий).

Операциональные методы направлены на формирование у стрелка навыков и знаний, которые они смогут применить на подсознательном уровне, несмотря на царящие вокруг нервозность и хаос. Основу здесь составляют тактико-специальные занятия, с имитацией действий конкретного неприятеля и психологических факторов стрельбы.

Инновационной является методика идеоморф-ной тренировки. Суть такой тренировки заключается в том, чтобы ввести спортсмена в транс, а затем при помощи заданных по определенной

схеме словестных формул создать для него полимодальную картину действий по решению конкретной спортивной задачи.

Комплексные методики характерны тем, что объединяют в себе сильные техники из других групп методов, комбинируют их, и на основе таких комбинаций создают новые техники.

Важно достичь таких результатов в подготовке спортсменов, чтобы психологическое состояние стрелка до старта и во время выступления было на максимальном уровне возбуждения. Это состояние можно назвать «боевой готовностью». В такое состояние необходимо научиться входить. Таким образом, для повышения своего спортивного мастерства необходимо постигнуть весь комплекс средств и методов психической подготовки, которая является неотъемлемой частью комплексного тренировочного процесса.

Нужно четко различать психологическую модель и внешнюю картину стрессовых ситуаций. Так, «проигрывание» на тренировках и учебно-тренировочных сборах позволяет отработать технику действий, личностные же переживания спортсмена даже отдаленно не напоминают подлинных чувств человека, участвующего в соревнованиях, стремившегося одержать победу. На тренировках каждый знает, что на карту поставлена не медаль и своя победа, в связи с этим риск потери как стрессор практически не воссоздается.

Между тем психологическая подготовка только тогда достигает цели, когда используемые формы и методы как бы генерируют в психике человека переживания, максимально близкие к тем, которые имеют место в действительности.

В этой связи целесообразно отказываться от внешней похожести учебных ситуаций в пользу таких способов, которые позволяют спортсмену «вчувствоваться» в обстановку задолго до встречи с реальной стрессовой ситуацией. Традиционные методы не всегда оказываются эффективными, не способствуют преобразованию полученных знаний в профессионально-значимые навыки и умения.

Другим важным моментом является применение активных методов обучения, в том числе приемов психологического тренинга, которые являются своеобразным мостом от теоретических разработок к их практическому внедрению для повышения эффективности действий стрелка в условиях соревновательного процесса. Современная психология определяет тренинг как:направле-ние практической психологии, метод обучения, метод практической психологии [5].

Тренинг как средство достижения психологической устойчивости с помощью моделирования

соревновательных условий, например: тренер, громко и с официальностью объявляет в начале тренировки, что сегодня проводятся соревнования, разбивает обучаемых на смены и приглашает на огневой рубеж, громко комментирует стрельбу, объявляет лидеров. Соответственно, все это вызывает у стрелков возбуждение, похожее на предстартовое состояние. Моделирование соревновательных условий помогает научиться стрелку приемам и методам саморегуляции.

Таким образом, основными задачами психологической подготовки на учебно-тренировочных занятиях являются изучение психических изменений, происходящих со стрелком в предстартовом состоянии и влияние данного состояния на технику стрельбы, индивидуальный подход к выбору средств и методов при регуляции психического состояния.

Подводя итог рассмотрению данного вопроса, хочется обратить внимание на то, что все упомянутые методики - это лишь верхушка айсберга. В запасе инструкторов должно быть множество различных психотехнологий для подготовки настоящих спортсменов-стрелков, а лучше, чтобы этой деятельностью занимался профессиональный психолог.

Так же очень важно помнить, что лишь применение всех методик в совокупности может дать результат. Только систематический и профессиональный подход к закалке «боевого духа» приведет к тому, что для стрелков-спортсменов

не будет невыполнимых задач на пути к победе.

Для дальнейшей разработки данной тематики необходимо внедрение программ психологической подготовки спортсменов, включающих комплекс психодиагностических, антистрессовых и психот-ренинговых методик, которые будут способствовать профилактике кризисных состояний, формированию навыков устойчивого поведения в условиях соревнований и расширению диапазона эффективных поведенческих стратегий преодоления стресса. Эти меры призваны способствовать более успешной адаптации стрелка к непрерывно возрастающим требованиям и успешным действиям на соревнованиях.

Литература

1. Anderson W., Swenson D., Clay D. Stress management for law enforcement officers. Engle-wood Cliffs, New Jersey, 1995.

2. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. М., 2002.

3. Гогунов Е. Н., Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.

4. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. СПб., 2006.

5. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М., 2003.

УДК 340.114.5 ББК 67

© 2015 г. В. П. Таранцов

ПРАВОВОЕ САМОСОЗНАНИЕ ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

В статье обоснована актуальность данной проблемы, показана природа и сущность правового самосознания правящей элиты, раскрыта степень зрелости правового самосознания, выявлены признаки рационального и парадоксального правового самосознания, а также факторы, влияющие на формирование правового самосознания власть предержащих.

Ключевые понятия: право, самосознание, правовое сознание, правовое самосознание, субъекты правового самосознания, элита, правящая элита, правовой нигилизм, правовая психология, правовая идеология, правовая культура.

LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE RULING ELITE IN THE MODERNIZATION OF RUSSIA

In the article is proved the urgency of this problem, demonstrates the nature and essence of the legal self-consciousness the ruling elite, is disclosed the degree of maturity legal self-consciousness, revealed signs of rational and paradoxical legal self-consciousness, as well as the factors affecting the formation of the legal consciousness those in power.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.