Научная статья на тему 'Психологическая адаптация стрелков к соревновательной обстановке'

Психологическая адаптация стрелков к соревновательной обстановке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / АУТОГИПНОИДЕОМОТОРИКА / САМОГИПНОЗ / ПСИХОГИГИЕНА / ЭМОЦИИ / PSYCHOLOGY / AUTOGIPNOIDEOMOTORICS / SELF-HYPNOSIS / PSYCHOHYGIENE / EMOTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якоб Андрей Анатольевичевич

В статье отражаются существенные аспекты психологической подготовки спортсменов-стрелков. Раскрываются вопросы, касающиеся современных подходов к освоению и совершенствованию навыков стрелковой подготовки, которая опирается на новые тенденции в подготовке спортс-менов к соревнованиям и опыт практической деятельности сотрудников ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological adaptation of shooters to a competitive situation

Essential aspects of psychological training of athletes of shooters are reflected in the article. In article the questions concerning modern approaches to development and improvement of skills of shooting preparation which leans on new tendencies in training of athletes for competitions and experience of practical activities of staff of Department of Internal Affairs.

Текст научной работы на тему «Психологическая адаптация стрелков к соревновательной обстановке»

Якоб Андрей Анатольевичевич

старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Краснодарского университета МВД России (e-mail: nik290183@mail.ru)

Психологическая адаптация стрелков к соревновательной обстановке

В статье отражаются существенные аспекты психологической подготовки спортсменов-стрелков. Раскрываются вопросы, касающиеся современных подходов к освоению и совершенствованию навыков стрелковой подготовки, которая опирается на новые тенденции в подготовке спортсменов к соревнованиям и опыт практической деятельности сотрудников ОВД.

Ключевые слова: психология, аутогипноидеомоторика, самогипноз, психогигиена, эмоции.

A.A. Yakob, Senior Lecturer of the Chair of Activity of Departments of Internal Affairs in Special Conditions of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: nik290183@mail.ru

Psychological adaptation of shooters to a competitive situation

Essential aspects of psychological training of athletes of shooters are reflected in the article. In article the questions concerning modern approaches to development and improvement of skills of shooting preparation which leans on new tendencies in training of athletes for competitions and experience of practical activities of staff of Department of Internal Affairs.

Key words: psychology, autogipnoideomotorics, self-hypnosis, psychohygiene, emotions.

Кто занимался спортом, знают, что за понятием «спортивная техника» стоит не спортивное снаряжение и снаряды, а качественное выполнение, или алгоритм действий, присущий для данного вида спорта. В настоящее время для формирования технических элементов выстрела имеется в достаточном количестве литература, технические средства, различные тренажеры. Однако стрельба является сложным координационным видом деятельности, в котором достижение успеха зависит не только от мастерства стрелка, его технической оснащенности, но и в значительной степени от того, насколько спортсмен психологически подготовил себя к выступлению. И нужно заметить, что не только начинающие, но даже в большей степени стрелки высочайшего уровня подвержены влиянию различных стрессовых факторов, которые отрицательно влияют на результат. Поэтому дальнейшее совершенствование идет не в физической и технической плоскости, а в значительной степени в мире мысли, в психике человека. Эмоции оказывают самое непосредственное влияние на учебно-спортивную деятельность [1, с. 33]. Они могут вызывать состояние внутреннего подъема, энергии, мобилизации сил, уверенности в своих силах. Опыт работы со спортсменами показывает, что каждый спортсмен должен разминаться так, чтобы выходить в свое рабочее состояние, заставлять сердце биться с той

частотой и силой, с которой его соревновательная деятельность станет успешной. Один из самых доступных способов привести сердечный ритм в оптимальное состояние - это проследить за собственным дыханием. Дыхание должно быть плавным, начинать вдох следует с расширения низших отделов легких, специально раздвигая боковые поверхности грудной клетки. При таком дыхании легкие заполняются большим объемом воздуха и ткани организма получают максимум кислорода, столь необходимого при физических и психологических нагрузках. Этим приемом можно овладеть за несколько дней, и если им часто пользоваться, то со временем дыхание будет производиться автоматически, удлиняя паузы между вздохами на 15-30 секунд. Если разминка сердечно-дыхательной системы проведена правильно, к ее завершению должно возникнуть приятное ощущение, сердце начинает биться мощно, с заданной частотой, а легкие основательно расширились и функционируют в нужном ритме, с необходимой частотой. Эти определенные, индивидуальные проявления сердечно-дыхательной системы должны стать для спортсменов теми показателями, на которые они должны ориентироваться, производя разминку.

Физическое состояние спортсмена напрямую влияет на его эмоциональную сферу. Эмоции возникают вследствие внутренних процессов и под воздействием внешней обстановки и

87

т.д., а также проявляются в соответствии с темпераментом и характером стрелка.

В своей основе эмоции мобилизуют организм на борьбу, способствуют учебной, спортивной деятельности, но в то же время стресс большой силы нарушает нормальное течение психических процессов, вызывает сужение сознания, ухудшает внимание, дезорганизует двигательные функции. К такой дезорганизации двигательной функции можно отнести так называемое «ожидание выстрела». Причиной «ожидания выстрела» является страх, тревога и тревожность стреляющего, которые имеют различное происхождение. Одной из таких причин является проблема тревожности в обучении стрельбе из стрелкового оружия. Ее проявления в подверженности действию различных стрессов всегда индивидуализированы: личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

Оптимальное психическое состояние стрелка обычно характеризуется активизацией восприятия, внимания, уверенностью в своих силах, способностью свободно управлять мыслями, стремлением получить высокий результат. В то же время оно содержит элементы сомнения в успешности хода предстоящей стрельбы.

Таким образом, в связи с этим важным является умение стрелка контролировать свои эмоции, управлять ими. Если стрелок недоволен своим эмоциональным состоянием, для того чтобы справиться с ним, необходима психологическая тренировка. Эмоции не поддаются прямому волевому воздействию. Необходимы специальные приемы, влияющие на эмоциональное состояние стрелка. Изучив черты характера, тип нервной системы обучаемого, можно рекомендовать ему определенный вариант стрелковой тренировки, ее продолжительности, учитывая уровень его общего физического развития, а также планомерно создавать условия эмоционального напряжения. Для повышения волевой подготовки можно использовать опыт ведущих стрелков своего коллектива, города, области, которые в беседах с начинающими стрелками могут рассказать о проявлениях волевых качеств во время проведения контрольных стрельб или ответственных соревнований, о методах самовоспитания.

Наблюдение за проявлением эмоциональных переживаний даст преподавателю матери-

ал для изучения личности обучаемого. Результаты наблюдений позволят предопределить эмоциональное состояние стрелка в различных условиях и ситуациях. Психологическая подготовка должна проводиться в течение всего учебно-тренировочного процесса. Задача психологической подготовки заключается в том, чтобы обеспечить требуемый уровень результатов в условиях эмоциональной напряженности. Эмоционально разбалансированное состояние стрелка, как правило, ухудшает результат на соревнованиях, потому что страх сделать ошибку во время стрельбы постоянно доминирует. При выступлении на соревнованиях практически все спортсмены отмечают, что психологическое и физиологическое состояние сильно отличается от состояния на тренировке. В результате этого у некоторых спортсменов результат улучшается, у других, напротив, ухудшается. Улучшение можно объяснить оптимальной мобилизацией организма к работе, а вот ухудшение результата, как правило, происходит из-за перевозбуждения, апатии и различных тревог, связанных с негативным опытом. Причем ухудшение результата - явление наиболее частое. Большинство стрелков на тренировках добиваются достаточно высоких результатов, но волнение, вызванное соревновательной обстановкой, сводит на нет все навыки, выработанные на тренировках. Возникает вопрос, какие способы наиболее эффективны для тренинга психики человека?

При выполнении физических упражнений укрепляются мышцы, возрастает их сила, выносливость, если тренируем память, то улучшается возможность запоминать. А для упрочения своего психического состояния в стрессовых ситуациях и лучшей мобилизации нужно заниматься своей головой. Существует много видов деятельности человека, где приходится решать подобные задачи и тренировать психику. Причем применяемые методики очень похожи. Огромный опыт в психических тренингах накоплен в спортивной среде, и не только в стрелковых видах спорта, но и там, где нужно выполнить действия или упражнения, требующие высокой координации и концентрации внимания.

Аутотренинг, самогипноз, мысленное проигрывание сложных ситуаций, возможных в будущих выступлениях, самовнушение, медитация - при помощи таких психологических приемов и образов происходит подготовка в профессиональной деятельности специалистов очень многих направлений. В нашем случае аутотренинг позволяет ввести челове-

88

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2015 • № 3 (29)

ка в такое состояние, в котором появляется возможность мысленно моделировать любую ситуацию, что невозможно в обычном состоянии. Аутогенная тренировка дает вам шанс побывать в ситуации, в которой вы никогда не бывали, и повторять это можно много раз. В результате происходит тренировка психики и ее программирование. И поэтому, чем детальнее и ярче вы представляете, например, предстоящие соревнования высокого ранга, тем уверенней и успешней будет ваше выступление на этих соревнованиях [2, с. 87-89].

Заниматься подготовкой своей психической формы, а именно аутогенными тренировками, желательно задолго до соревнований: за 6-8 месяцев или больше. Однако, если до старта остается более короткий период, занятия все равно дадут эффект. Как бы мало времени не осталось до соревнований, это время надо использовать. На первом этапе нужно освоить основы аутогенной тренировки. Можно выбрать практически любую методику. Они в основном схожи. В самом начале тренировок необходимо научиться полностью расслабиться и ввести себя в состояние дремоты. Обычно на это уходит от недели до трех. Затем можно пробовать представить, например, образ производства выстрела. На первом этапе очень хороший эффект дают коллективные тренировки под руководством тренера или психолога. После освоения начального этапа необходимо переходить к индивидуальным самостоятельным тренировкам, т.к. во время выступления на огневом рубеже стрелок обязан самостоятельно преодолевать все трудности без посторонней помощи. Чтобы наиболее ярко и точно представить модель предстоящих соревнований, необходимо собрать максимально большее количество информации о стрельбище. Имея такую информацию, гораздо легче представить себе обстановку и начать привыкать к особенностям данного стрельбища. Затем спортсмен должен вспомнить и отметить в дневнике все моменты, которые могут негативно повлиять на его психологическое состояние или способны вывести из душевного равновесия. Распределить их по вероятно-

1. Вайнштейн Л.М. Стрелок и тренер. М., 1977.

2. Алексеев А. В. Система АГИМ: путь к точности. Ростов н/Д, 2004.

сти появления и по силе влияния на психику. Затем, учитывая все эти факторы, поочередно необходимо проработать их, представляя, будто бы случилось это во время стрельбы на соревнованиях, причем во время одного занятия достаточно отработать не более одной или двух ситуаций. Большая часть времени, естественно, уделяется факторам, которые наиболее вероятны. Например, вспомним весь алгоритм действий при подготовке к старту: приезд на стрельбище, проверка оружия, разминка перед стартом и далее. Отмечаем, на каком этапе у вас начинается эмоциональное возбуждение. Представляя определенную ситуацию, можно отметить, что сердце начало учащенно биться. Однако, представляя ту же самую ситуацию несколько раз, через разные промежутки времени, замечаете, что ваше психическое состояние остается неизменным, а сердце продолжает спокойно биться. Уже можно сказать, что произошла некоторая адаптация к определенной ситуации, поэтому необходимо переходить к следующему пункту, например отработке первого выстрела, и далее по списку. Очередной из них - это конечно, большое количество попаданий в цель. Если ваша спортивная форма и техническая готовность находится на высоком уровне, вы настраиваетесь на высокий результат, вероятность большого количества «десяток» очень высока, и нужно быть готовым к этому. При моделировании соревновательных ситуаций необходимо представить все так, чтобы появилось небольшое возбуждение, и на фоне этого состояния представлять стрельбу, но не просто стрельбу, а акцентировать внимание на мышечных ощущениях правильного выстрела. В эти моменты, так же как и при аутогенной тренировке, стрелок должен прокручивать мышечную модель идеального выстрела и внушать себе при этом уверенность в достижении высокого результата на выступлении. Внушение ведется в положительном ключе. Не допускайте каких-либо панических чувств и ощущений. Польза данных тренировок в том, что психика тренируется и идет ее программирование на успешное выполнение предстоящей работы.

1. Weinstein L.M Shooter and trainer. Moscow, 1977.

2. Alekseev A.V. System of AGIM: a way to the accuracy. Rostov-on-Don, 2004.

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.