Научная статья на тему 'Воспитание эмоциональной устойчивости юных спортсменов в пулевой стрельбе'

Воспитание эмоциональной устойчивости юных спортсменов в пулевой стрельбе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2043
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ / ЮНЫЕ СТРЕЛКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завирохин Дмитрий Сергеевич

В статье автор раскрывает методику воспитания эмоциональной устойчивости как профессионального психологического качества юных спортсменов-стрелков. Психическая саморегуляция, ситуативная тревожность и волевые качества являются основными компонентами эмоциональной устойчивости спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание эмоциональной устойчивости юных спортсменов в пулевой стрельбе»

УДК 159.9

Завирохин Дмитрий Сергеевич

Аспирант кафедры теории и методики физического воспитания Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], Челябинск

ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ

Zavirokhin Dmitri] Sergeevich

A post-graduate student of the Physical Education Theory and Methods department, the Ural State University of Physical Culture, [email protected], Chelyabinsk

TEACHING EMOTIONAL STABILITY OF YONG SPORTSMENS SHOOTERS

В стремлении молодежи прошлого века овладеть искусством меткого выстрела, несомненно, проявлялся патриотизм советских людей, готовых в любой момент встать на защиту Родины. В этом заключалась одна из основных причин широкой популярности стрелкового спорта в России. Из нескольких видов стрельб особое значение как прикладной вид спорта имеет пулевая стрельба [4; 13].

В пулевой стрельбе накоплен большой и, главное - очень серьезный опыт качественной подготовки спортсменов, богатый методический арсенал [3; 10; 12]. Учитывая схожесть задач стрельбы военнослужащих и спортсменов, ее биомеханических, физиологических и технических аспектов, представляется актуальным и целесообразным изучение эффективности использования в процессе стрелковой подготовки военнослужащих определенных средств и методов, применяемых в пулевой стрельбе. Это тем более значимо, так как данный вид включен в перечень олимпийских видов спорта.

Разработка вопросов психологической подготовки юных спортсменов в пулевой стрельбе в настоящее время особенно актуальна, так как выступления в ответственных соревнованиях проходят в условиях жесткой конкурентной борьбы и характеризуются повышенным эмоциональным напряжением.

Стрелковый спорт - это сложно-координационный вид спортивной деятельности, в котором достижение успеха зависит не только от мастерства спортсмена, его технической оснащенности, но и в значительной степени от того, насколько он психологически подготовил себя к выступлению. Нужно заметить, что не только начинающие, но и в большей степени стрелки высокого уровня подвержены различным стресс-факторам, которые могут отрицательно влиять на результат. За гранью простой бессмысленной силы и техники всегда будет нечто, что не позволит спортсмену достичь рекордного результата. Потому что дальше воспитание эмоциональной устойчиво-

сти, как считает М. А. Иткис, лежит не в физической и технической плоскости, но именно, в психике человека [7, с. 75].

Стрелковый спорт в силу своих особенностей (относительно незначительная физическая и высокая - психологическая нагрузка) резко отличается от многих циклических и сложно-координационных видов спорта по структуре соревновательной деятельности, а отсюда и по средствам обеспечения ее надежности. Это отмечают многие авторы А. М. Вайнштейн [2], И. С. Володина [3], А. В. Родионов [16], Е. В. Романина [17].

В научно-методической литературе пулевую стрельбу относят к «психологическим видам спорта». Спортивные действия стрелка не только периферически-моторный процесс, но и, что важно, психически регулируемая деятельность. Это не означает большую сложность психологических проблем, с которыми сталкивается стрелок, а отображает больший удельный вес психологических факторов в общем объеме работы стрелка, высокую зависимость результатов стрельбы от психического состояния спортсмена. Большое количество стресс-факгоров соревнований способны вызывать психическую напряженность, приводящую к дезорганизации навыков. Эти вопросы уже были предметом исследования И. К. Волкова [1], В. В. Воронуева [5], Д. С. Завирухина [6], М. А. Иткис [9], В. А. Кинль [10], В. А. Крючина [13], М. С. Мишукова [14] и др.

Успешность действий человека в экстремальных условиях исследователи связывают с уровнем такого личностного качества спортсмена, как эмоциональная устойчивость, с состоянием психической готовности, с умением управлять своим психическим состоянием [7; 8].

Эмоциональная устойчивость является многоуровневым, комплексным образованием, зависящим как от интеллектуальных, так и от мотивационных, эмоциональных и волевых (регуляторных) компонентов деятельности, а также от особенностей нравственной сферы личности. Она определяется нами, как интегративное качество личности с таким сочетанием эмоциональных, волевых и нравственных компонентов, которое способствует успешному решению сложных и ответственных задач в экстремальной обстановке, без значительного отрицательного влияния на дальнейшее самочувствие и работоспособность юного спортсмена [7].

Как качество личности, эмоциональная устойчивость формируется и совершенствуется в процессе спортивной деятельности под влиянием воспитания юного спортсмена, накопления соревновательного опыта. В то же время, как показало исследование, уровень ее даже у спортсменов высшей квалификации, участвующих в крупнейших международных соревнованиях, в значительной степени зависит от природных задатков, в качестве которых выступают основные свойства нервной системы. Причем, анализ фактов, выявленных в нашей работе, позволил прийти к заключению, что существующие методы психологической подготовки не всегда позволяли существенно повысить уровень эмоциональной устойчивости у «надежных спортсменов» [6, с. 91-92].

Сложность воспитания эмоциональной устойчивости обусловлена характеристикой экстремальности, которая по В. Д. Небылицыну, приво-

дит, «как правило, к более или менее выраженной редукции выработанных способов и приемов поведения и как бы обнажает закрытые наслоениями опыта природные качества индивидуальной нервной организации человека» [14, с. 166]. Под последним автор понимал основные свойства нервной системы. В то же время, теория свойств нервной системы, разработанная И. П. Павловым и получившая дальнейшее развитие в школе Б. М. Теплова на основе конструктивного подхода к оценке свойств, несла в себе теоретические предпосылки для позитивного решения вопроса о возможности воспитания эмоциональной устойчивости. Они заключаются в том, что каждый полюс свойств имеет различные психологические проявления -и положительные, и отрицательные. Отсюда, задача исследователей и состоит в изучении этих проявлений, а педагогов - в создании таких условий, которые бы закрепляли, тренировали положительные проявления и тормозили отрицательные. В спортивной деятельности юных спортсменов, дифференциально-психофизиологические вопросы эмоциональной устойчивости воспитывались путем формирования у спортсменов-стрелков приемов саморегуляции предстартового психического состояния. Такой подход бал оправдан, так как показал в процессе соревновательной деятельности достаточно высокий результат по всем замеряемым показателям.

В исследовании изучалась эффективность разработанного нами методического приема, названного «тестирующей тренировкой» [6, с. 91-92]. Она моделирует не внешние признаки соревновательных условий, а их суть -высокий уровень психической напряженности юных спортсменов-стрелков в условиях соревнований, а также соревновательный элемент после личностного тренинга (таблица 1).

Таблица 1 - Развитие способности к саморегуляции психического состояния юных стрелков в процессе «тестирующей тренировки»

Показатели % «положительных» сдвигов по каждому показателю (восстановление) % «положительных» сдвигов по каждому показателю (мобилизация)

Ситуация ЭКС КЧМ ЧСС 1+ ЭКС КЧМ ЧСС 1+

До эксперимента 50 25 25 33 35 40 25 33

После эксперимента 85 60 40 62 55 50 50 52

А -35 -35 -15 -29 -20 -10 -25 -19

Р 0,01 0,01 незн. 0,05 0,05 Незн. 0,05 0,05

Тестирующая тренировка применялась на протяжении всего соревновательного цикла. Анализ психического состояния спортсменов-стрелков юношеской сборной во время тестирующей тренировки контролируемой по психофизиологическим критериям показал, что напряженность спортсменов достигает соревновательного уровня (р<0,05), а при соответствующей установке тренеров может и превышать ее. Самоотчеты спортсменов, экспертные оценки тренеров показали, что при наличии психической напря-

женности во время соревнований у большинства спортсменов - они были более уверены в себе (р<0,()5), чаще использовали удобные для атаки ситуации (р<0,01), имели лучшее физическое самочувствие, в большей степени сумели реализовать свою подготовленность.

Таким образом, повышение психической напряженности за счет введения «тестирующей тренировки» в процессе подготовки к соревнованиям, способствовало воспитанию спортсменов к успешным действиям в состоянии психической напряженности, присущей ответственным соревнованиям. Тестирующая тренировка положительно сказалась и на функциональной подготовленности спортсменов.

Проведенные данные находят подтверждение в научных работах некоторых спортивных психологов и педагогов, в которых отмечается значимость изучавшихся психофизиологических качеств и, особенно, проявления в таких видах спорта, как пулевая стрельба, стрельба по двигающимся мишеням, с преодолениям препятствий, с жесткими условиями реализации соревновательной деятельности [11; 12].

Анализируя тренировочный и соревновательный процесс спортсменов по пулевой стрельбе, следует отметить, что важным фактором формирования стрелковых умений и навыков является именно психологическая подготовка обучающихся. Под психологической подготовкой нами, вслед за А. В. Родионовым, понимается психолого-педагогическое воздействие, применяемое с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, в процессе подготовки и выступления в соревнованиях.

Как показывает анализ спортивной практики, в настоящее время осуществление спортивного отбора и прогнозирования успешности выступлений спортсменов еще недостаточно эффективны. По мнению современных ведущих специалистов в пулевой стрельбе прогноз результативности спортсменов оправдывается лишь на 40-60% [11, с. 12]. В связи с этим, наиболее спортивно одаренные подростки не попадают в секции для занятий пулевой стрельбой, а достижения занимающихся оказываются гораздо ниже ожидаемых. Особенно важным является содержание первичного отбора кандидатов в детско-юношеские спортивные школы.

Практическая стрельба в корне изменила все представления о возможностях индивидуального стрелкового оружия и взгляды на огневую подготовку в целом. Как все прогрессивное - практическая стрельба достаточно быстро была взята за основу огневой подготовки различными силовыми ведомствами России. Это привело к количественному и качественному изменению действующих курсов стрельб. Но все эти курсы фактически являются сборниками контрольных упражнений, при этом нормативы, в которые должен укладываться сотрудник подразделения при отработке упражнений этих курсов стрельб - достаточно жесткие. Отсутствие учебно-методических пособий, обучающих правильно стрелять, привело к тому, что в подразделе-

ниях уровень огневой подготовки «пополз вниз». Куда-то исчезают пробоины в мишенях, а поэтому, как отмечает В. А. Крючин - и понятно, теряется интерес к занятиям [12, с. 14]. Поэтому в нашем изыскании, впервые разработано учебно-методическое пособие по скоростной стрельбе из пистолета и автомата Калашникова, обобщающее и систематизирующее опыт проведенных занятий и семинаров с сотрудниками силовых структур, в своей основе имеющее шестилетний опыт тренировок и участия в соревнованиях по пулевой стрельбе [6].

Анализируя технику стрельбы всех сильнейших спортсменов России можно с уверенностью сказать, что добиться высоких результатов в стрельбе, можно только используя технику нажима пальцем между ударами сердца.

В основе разработанной методики лежит хват пистолета, принятый в практической стрельбе, где у стрелка вырабатываются устойчивые навыки стрельбы с минимальной изготовкой, выбора наиболее важных целей, производства первого прицельного, упреждающего во времени, выстрела, контролирование складывающейся обстановки. Поэтому, как показал опыт, скоростная стрельба, основанная на принципах практической стрельбы, является наиболее перспективной.

Данная методика объясняет качество эмоциональной устойчивости спортсмена, а также процессов, происходящих при производстве выстрела из пистолета, и, одновременно обучает управлению оружием на основе противодействия факторов, возникающих при одиночной и скоростной стрельбе.

Для производства эффективного выстрела по традиционным методикам необходимо соблюдать три основных правила.

1. Удержание оружия.

2. Тщательное совмещение до выстрела мушки и целика на точке прицеливания.

3. Задержка дыхания и плавное нажатие ногтевой фалангой указательного пальца на рычаг спускового крючка.

Авторская методика удержания пистолета при скоростной стрельбе позволяет не придерживаться третьего правила, и на коротких (3-7 м.) дистанциях - второго правила, что существенно снижает время на производство прицельного выстрела.

Одним из основных психологических факторов, обеспечивающих надежность соревновательной деятельности, является фактор эмоциональной устойчивости, позволяющий спортсмену надежно выполнять целевые задачи спортивной деятельности за счет оптимального использования нервно-психических резервов.

Анализ опыта спортивных состязаний показал, что проблема воспитания эмоциональной устойчивости в спортивной деятельности в основном изучалась применительно к высококвалифицированным спортсменам при недостаточном внимании к этому качеству обучения юных спортсменов-стрелков.

Овладение техникой практической стрельбы по авторской методике заключается в следующем. Дернув указательным пальцем в направлении движения воображаемого рычага спускового крючка, мы видим, что дергаются при этом и остальные пальцы, а в большинстве случаев и сама кисть, т. к. все мышцы и сухожилия кисти руки взаимосвязаны между собой. Отсюда справедливое утверждение - при производстве выстрела из пистолета расслабленным хватом необходимо сдерживать дыхание и плавно выжимать ногтевой фалангой указательного пальца рычаг спускового крючка вдоль продольной оси пистолета, во избежание его ухода с линии прицеливания.

Если же в ладонь вложить и жестко обжать пальцами продолговатый предмет, например шариковую ручку, сосредоточив основное усилие на обжатии предмета мизинцем и безымянным пальцем внизу, а в верхней части сдавить его встречно основаниями большого и указательного пальца, то, дернув указательным пальцем в направлении воображаемого рычага спускового крючка, пальцы и кисть руки стрелка будут неподвижны. Следовательно, усилие, произведенное мышцами и сухожилием указательного пальца, значительно уступает усилию, которым сжаты остальные пальцы кисти руки. Поэтому в данной методике, удержание пистолета и плавный спуск не играют роли, так как на кисть руки, удерживающей рукоятку пистолета, не влияют действия указательного пальца. Следовательно, и выстрел будет осуществлен более точно.

Еще один важный аспект воспитания эмоциональной устойчивости юных спортсменов в пулевой стрельбе. Тщательное совмещение до выстрела мушки и целика на точке прицеливания заменяется в данной методике наработкой выхватывания пистолета, и выносом его на ось: глаз - целик - мушка - точка прицеливания. Осуществляется это по следующей технологии. Стрелок выбирает точку на стене на уровне глаз (или уменьшенную копию мишени), далее, закрыв оба глаза, медленно вынимает из кобуры пистолет и выносит его на линию - глаз - мишень, интуитивно зафиксировав пистолет в точке прицеливания. Когда возникает уверенность, что пистолет наведен на цель, обучаемый открывает глаза. Если мушка относительно целика смещена влево (вправо), то рукоятка пистолета поправляется в ладони вправо (влево), при этом запоминается положение рукоятки пистолета в кисти руки (кистях рук). Далее - пистолет вкладывается в кобуру, обучаемый накладывает ладонь на рукоятку пистолета для вынимания его из кобуры, тщательно следя, чтобы ладонь легла на рукоятку с уже введенными поправками.

Обучаемый с закрытыми глазами вновь выносит пистолет на ось: глаз -целик - мушка - мишень, глаза открываются. Задача спортсмена, найти такое положение рукоятки пистолета в кисти руки, при котором пистолет, вынутый из кобуры, был бы точно направлен в центр макета мишени с закрытыми глазами.

Успешность соревнований в пулевой стрельбе существенно зависит от психического состояния в процессе соревнований и от эмоциональной устойчивости как качества личности спортсмена - стрелка. Как показал наш

опыт, эмоциональная устойчивость юных спортсменов в пулевой стрельбе воспитывается на основе психорегулирующей тренировки с использованием технологий нейролингвистического программирования.

Библиографический список

1. Волков, Н. К. Динамика предстартового эмоционального состояния у борцов и методика его регуляции: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Н. К. Волков ; ВНИИФК. - М., 1976. - 25 с.

2. Вайнштейн, Л. М. Психология в пулевой стрельбе [Текст] / Л. М. Вайнштейн. - М.: ДОСААФ, 1981. - 138 с.

3. Володина, И. С. Исследование эффективности применения «принципа маятника» на предсоревновательном этапе подготовки стрелков: дис. ...канд. пед. наук [Текст] / И. С. Володина. - М., 1976. - 144 с.

4. Воропаева, Е. В. Динамика работоспособности в пулевой стрельбе и способы ее оптимизации: автореф. дис. ...канд. пед. наук [Текст] / Е. В. Воропаева; ГЦОЛИФК. - М, 2002. - 22 с.

5. Воронцов, В. В. Проявление индивидуально-типологических особенностей личности в спортивной деятельности [Текст] / В. В. Воронцов / Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 5. - С. 373-381.

6. Завирохин, Д. С. Скоростная стрельба из индивидуального оружия: учеб. -методич. пособие по скоростной стрельбе из пистолета и автомата Калашникова [Текст] / Д. С. Завирохин. - Челябинск: ЧВВАУШ, 2009. - 150 с.

7. Ахвердова, Я. В. Индивидуально-типологические особенности и их влияние на самореализацию подростков [Текст] / В. Я. Ахвердова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 11. - С. 306-313

8. Данилова, О. Ю. Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науке и её взаимосвязь с индивидуальнотипологическими особенностями человека [Текст] / О. Ю. Данилова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. — С. 192-202

9. Иткис, М. А. Визуальная оценка техники производства выстрела при стрельбе из винтовки [Текст] / М. А. Иткис // Теория и практика физической культуры. — 1974. - № 7. - С. 73-76.

10. Кинль, В. А. Пулевая стрельба: учеб. пособие [Текст] / В. А. Кинль. -М.: Просвещение, 1989. - 206 с.

11. Кривцов, А. С. Первичный отбор в группы начальной подготовки СДЮС-ШОР по пулевой стрельбе: автореф. дис. ...канд. пед. наук [Текст] / А. С. Кривцов. - Белгород: БГУ, 2009. - 24 с.

12. Кочеткова, С. В. Повышение соревновательной надежности спортсменов-стрелков на основе макро- и микровременных факторов ее формирования: автореф. дис. .. .канд. пед. наук [Текст] / С. В. Кочеткова. - Краснодар: КГАФК, 2000. - 24 с.

13. Крючин, В. А. Соревновательная подготовка спортсменов в области практической стрельбы: автореф. дис. ...канд. пед. наук [Текст] / В. А. Крючин. - Челябинск: УралГУФК, 2006. - 24 с.

14. Мишуков, М. С. Методика управления предстартовым состоянием стрелков-пулевиков высокой квалификации: автореф. дис. ...канд. пед. наук [Текст] / М. С. Мишуков. - М.: ВНИИФК, 1986. - 24 с.

15. Небылицын, В. Д. Избранные психологические труды [Текст] / В. Д. Небы-лицын. - М.: Педагогика, 1990. - 408 с.

16. Родионов, А. В. Психофизическая тренировка [Текст] / А. В. Родионов. - М.: ТОО «ДАР», 1995. - 64 с.

17. Романина, Е. В. Эмоциональная устойчивость как фактор успешности соревновательной деятельности юных спортсменов (на материале стрелкового спорта) [Текст] / Е. В. Романина, М. В. Грицаенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. -№ 3. - С. 35-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.