Научная статья на тему 'Экстремальность спорта как средство психического самосовершенствования'

Экстремальность спорта как средство психического самосовершенствования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
565
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ / СПОРТСМЕНЫ-СТРЕЛКИ / ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / EXTREMENESS / SPORTS / SHOOTER / PSYCHIC SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочеткова Светлана Валентиновна

В статье экстремальность спорта рассматривается с позиций ее позитивной роли в плане возможности расширения психических и личностных ресурсов и пределов самореализации. На примере стрелкового спорта экспериментально обосновано, что целенаправленное развитие способности к саморегуляции обеспечивает дополнительно к «наивным» приемам улучшение интегральных признаков психической готовности спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кочеткова Светлана Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREMENESS OF SPORTS AS A MEANS OF PSYCHIC SELF-IMPROVEMENT

The article considers extremeness of sport from the perspective of its positive role, which allows expanding psychic and personal resources and limits of selfrealization. Basing upon the evidences of shooting sport the author substantiates by experiments that dedicated development of the capacity for selfregulation in addition to the "naive" methods of improvement provides the integral signs of mental aptitude of an athlete.

Текст научной работы на тему «Экстремальность спорта как средство психического самосовершенствования»

УДК 159.9 : 761.01 : 796.07 Кочеткова Светлана Валентиновна Kochetkova Svetlana Valentinovna

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры теории и методики фехтования

и пулевой стрельбы

Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма тел.: (861) 290-13-13

ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ СПОРТА КАК СРЕДСТВО ПСИХИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

PhD in Educational Science, Associate Professor of the Theory and Techniques of Fencing and Shooting Sports Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism tel.: (861) 290-13-13

EXTREMENESS OF SPORTS AS A MEANS OF PSYCHIC SELF-IMPROVEMENT

Аннотация:

В статье экстремальность спорта рассматривается с позиций ее позитивной роли в плане возможности расширения психических и личностных ресурсов и пределов самореализации. На примере стрелкового спорта экспериментально обосновано, что целенаправленное развитие способности к саморегуляции обеспечивает дополнительно к «наивным» приемам улучшение интегральных признаков психической готовности спортсмена.

Ключевые слова:

экстремальность, спортсмены-стрелки, психическая саморегуляция.

Summary:

The article considers extremeness of sport from the perspective of its positive role, which allows expanding psychic and personal resources and limits of selfrealization. Basing upon the evidences of shooting sport the author substantiates by experiments that dedicated development of the capacity for selfregulation in addition to the "naive" methods of improvement provides the integral signs of mental aptitude of an athlete.

Keywords:

extremeness, sports, shooter, psychic self-regulation.

Введение. Спортивная деятельность отличается высоким психологическим напряжением, проходит в экстремальной среде и характеризуется повышенным риском. Спортивные достижения во многом определяются умениями спортсменов преодолевать различные экстремальные ситуации в спорте, которые представляют собой систему ограничений, физических, психических, социальных, нравственных, внутренних и внешних, возникающих перед спортсменом. Поэтому ведущая роль в стратегии преодоления принадлежит психической саморегуляции, которая актуализирует внутренние психофизиологические и личностные ресурсы спортсмена.

Большинство исследований в психологии спорта носят методологический характер и направлены на разработку психофизиологических методов и психотехнических методик для эмоциональной регуляции состояний, коррекции, компенсации или лечения последствий экстремальных воздействий в ходе спортивной деятельности. Однако в подобных исследованиях анализ психической саморегуляции проводится без рассмотрения взаимосвязи ее психологической структуры с деятельностью и личностью человека [1].

Спортивные соревнования являются моделью экстремальных условий, которые характеризуются, во-первых, наличием высоких (до максимальных) психофизических нагрузок, во-вторых, высокой психологической стоимостью спортивного соперничества; в-третьих, сложностью прогнозирования в условиях экстремальности результатов деятельности спортсмена; в-четвертых, информационным дисбалансом (между информацией необходимой и имеющейся), в-пятых, быстротой принятия решения при резком ускорении ритма спортивной деятельности. Контрастность соревновательной борьбы нередко приводит к эмоциональным нарушениям, которые, вызывая снижение психофизиологической надежности спортсмена, отрицательно сказываются на результативности его технико-тактических действий.

Наиболее существенные характеристики экстремальных ситуаций - внезапность их возникновения и бесконтрольность протекания со стороны человека. Экстремальная ситуация представляет собой результат активного взаимодействия спортсмена со спортивной средой и характеризуется рядом параметров: объективной угрозой здоровью, ведущим спортивным ценностям; внезапностью наступления; необходимостью резкого выхода спортсмена за пределы нормы спортивных действий и операций; близостью предельных возможностей организма; необходимостью действий по преодолению ограничений.

Экстремальная ситуация в спорте имеет не только ограничивающую (лимитирующую), травмирующую спортсмена сторону, но и позитивную, состоящую в преодолении физических,

- 1Q3 -

биологических, психологических и социальных ограничений человека и выражается в расширении своих ресурсов и пределов самореализации, возможности личностного и спортивного развития, то есть самоактуализации. Психологический смысл экстремальности спорта сводится к тому, что для своего успешного выступления спортсмену необходимо превосходить соперников-конкурентов в степени адаптированности к экстремальным условиям спортивной среды, опыта и сформированности необходимых умений преодоления различных экстремальных ситуаций.

В спорте экстремальность обусловлена также и тем, что каждый спортсмен, независимо от возраста и квалификации, в момент установления им «личного» рекорда по существу находится в своей актуальной на данный момент оптимальной зоне, а его организм и психика сопряжено самосовершенствуются за счет мобилизации резервных возможностей.

Общим для спортивной деятельности и деятельности по саморегуляции является то, что в них совмещены субъект и объект, единая обобщенная цель - достижение акме (высшего уровня спортивного результата или психической готовности). Различия естественно в содержании действий - соответственно двигательных и самовоздействия на психические функции, а также в личной диспозиции - ориентация на двигательные действия или психическое состояние.

С позиций структурно-функционального подхода (деятельностный аспект) психическая саморегуляция понимается как системно организованный психический процесс по инициации, построению и управлению всеми видами и формами внешней и внутренний активности, которые направлены на достижение принимаемых человеком целей [2].

Перед началом любой деятельности, особенно протекающей в экстремальном режиме, у человека произвольно или непроизвольно активизируются психофизиологические функции, непосредственно влияющие на эффективность действий. Наиболее выраженные функциональные сдвиги в экстремальной ситуации обусловлены в большей мере не внешними условиями, а психической готовностью человека к такой нагрузке, его личностными особенностями и значимостью для него результатов деятельности [3].

Саморегуляция спортсмена должна обращаться к двум фундаментальным аспектам: снижению тревоги и восстановлению чувства личностной целостности и контроля нал происходящим [4, с. 124].

Психическая саморегуляция как технология изменения психической активности означает, что для ее реализации необходимо специальными упражнениями изменить тонус коры головного мозга таким образом, чтобы на основе генерализации процесса торможения создать условия для энергетической мобилизации в очаге возбуждения, обеспечивающем выполнение задачи. При таком состоянии психики сознание сужено и как бы наблюдает за реализацией в очаге возбуждения автоматизированных в подсознании программ [5; 6; 7].

Существуют различные методы и модификации методик психической саморегуляции: от относительно простых, не требующих длительного времени на усвоение - идеомоторные тренировки (от греч. - идея, образ, лат. - приводящий в движение), переключение внимания, дыхательные упражнения и другие, до более сложных (технологичных) - аутогипноз, медитация, аутогенная тренировка, предполагающих длительную и кропотливую работу по овладению ими.

Все эти методы, несмотря на различия между ними, основаны на оперировании образами, представлениями, воображениями и другими структурными единицами психического. Имея единую психофизиологическую основу, перечисленные методы различаются лишь по способам торможения коры головного мозга, что составляет психотехнический аспект проблемы.

Психологический аспект психической саморегуляции состоит в подчинении доминанты в релаксированной коре головного мозга сознательно поставленной задаче, на решение которой и будет направлена энергетическая сверхмобилизация подсознательных резервов. В этом смысле указанные методы различаются по способам постановки субъектом перед самим собой задач (по сути сознание ставит задачи подсознанию) и управления их реализацией: в аутогенной тренировке - волевым усилием в форме самовнушений, в самогипнозе - некритическим принятием самоприказов и команд, в управляемой саморегуляции идеомоторным управлением образными представлениями, в произвольной саморегуляции - достижением гармонии в принятии образа задачи и его свободным перемещением в соответствии с целью саморегуляции. Так, в аутогенной тренировке основной техникой является образное представление «тяжести» и «тепла», в самогипнозе - «сковывающей неподвижности», в управляемой саморегуляции - «легкости» и «невесомости», в произвольной саморегуляции - «полета», «парения» или «растворения».

В практике спорта хорошо зарекомендовали себя такие средства психической саморегуляции, как воздействие спортсменом на реакции, процессы и состояния своего организма посредством слов и мысленных образов:

1) отдельные приемы - ритуальные действия, самоисповедь, самоубеждение, самопри-каз, самоподкрепление;

2) «наивная» психорегуляционная техника содержит в основном стихийные приемы создания оптимального вегетативного функционального состояния и снижения уровня тревоги;

3) комплексы - техники активной нервно-мышечной релаксации и стимуляции, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, ментальный тренинг.

В системе психологической подготовки спортсмена средства и методы самовоздействия принято делить на мобилизирующие, корригирующие и релаксирующие. По содержанию средства аутовоздействия разделяются на психолого-педагогические (вербальные, двигательные, поведенческие, социальные), собственно психологические (ментальные, идеомоторные) и психофизиологические (дыхательные, аппаратурные, комбинированные). По направленности -корригирующие состояние перцептивной, психомоторной, интеллектуальной и эмоциональноволевой сфер. По времени применения: превентивные (постоянно действующие), предсорев-новательные, соревновательные и постсоревновательные. На выбор конкретных средств и методов психической саморегуляции существенное влияние оказывают факторы времени, условий проведения и индивидуальности.

Очевидно, что основное место в технике психической саморегуляции занимают такие специальные упражнения, с помощью которых психика становится восприимчивой к саморегу-ляторным воздействиям. Практически во всех методиках саморегуляции эти специальные упражнения основаны на использовании тех систем организма, которые подлежат сознательному управлению, и в то же время являются автоматизированными и выполняют непроизвольные функции. Это, прежде всего, дыхательная и мышечная системы на физиологическом уровне, а также внимание и образная сфера на психическом уровне.

Большинство методов психической саморегуляции ориентировано на устранение последствий стресса (если напряжение - надо расслабиться, переключить внимание, скорректировать образ). Однако, не зная причин этого напряжения, можно допустить ошибку в выборе средств. Так, причиной напряжения может быть нарушение взаимодействия между полушариями головного мозга - тогда человеку нужно не расслабляться, а наоборот, выполнить специальные движения. Причиной напряжения может быть свойственная конкретному человеку переработка информации в последовательном формате, и он не успевает справиться с ее потоком. Тогда ему нужно активизировать работу с образом и сконцентрироваться на минутном созерцании определенного геометрического символа. Поэтому основная задача формирования способности к саморегуляции заключается в развитии у спортсмена навыков самоконтроля основных признаков причинно-следственных связей его состояния и расширении диапазона уже имеющихся «наивных» краткосрочных приемов самокоррекции, из которых он в той или иной ситуации выберет наиболее оптимальный.

Методика. Исследование проводилось на примере стрелкового спорта. В рамках комплексного подхода у 52 начинающих и 112 квалифицированных спортсменов-стрелков фиксировались группы функциональных, психофизиологических, психомоторных, психологических показателей.

Результаты. Перед выполнением стрелкового упражнения уравновешенность активности симпатического и парасимпатического отделов нервной системы характерна только для «успешных» спортсменов. Отличительной особенностью «неуспешных» является парасимпатическая активация нервной системы во второй серии выстрелов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие способности к саморегуляции вегетативной функцией посредством включения ментального тренинга и пальцевой гимнастики в процесс подготовки спортсменов-стрелков приводит к достоверному улучшению в экспериментальной группе результатов стрельбы и показателей всех видов зрительно-моторной реакции. При этом уровень значимости статистических отличий от контрольной группы в результатах стрельбы и быстроты сложной реакции снижается, а в показателе точности реакции на движущийся объект - исчезает.

При начальном обучении пулевой стрельбе на результативность стрельбы из пистолета по неподвижной мишени влияют полная устойчивость тела, состояние центральной нервной системы и показатели состояния дыхательной системы. Применение дыхательной гимнастики в системе формирования у спортсменов-стрелков способности к саморегуляции функционального состояния обусловливает взаимосвязь между достоверным улучшением психофизиологических показателей (на 15,9 %) и результативностью стрельбы (на 29,8 %).

Спонтанное развитие «наивных» навыков саморегуляции в процессе спортивной подготовки обусловливает улучшение результата и надежности скоростной стрельбы, стабилизацию частоты дыхания и систолического артериального давления, латентный период сложной реакции выбора, соревновательную эмоциональную устойчивость, интегральную психическую надежность и устойчивость к стрессорам внутренней неопределенности.

Целенаправленное развитие способности к саморегуляции обеспечивает дополнительно к «наивным» приемам улучшение стабильности - помехоустойчивости, моторного периода сложной реакции выбора, интегральной стрессоустойчивости, индекса надежности комплексной стрельбы, вегетативного индекса на старте при снижении тремора. При этом трансситуативными корреляциями являются связи показателя саморегуляции с устойчивостью суточного ритма и частотой пульса в покое.

Резюме. Структуру способности к саморегуляции образуют подсистемы способностей: к ментальной саморегуляции, к эмоциональной, волевой, вегетативной, мотивационной, мышечной, кардиореспираторной и психомоторной. Саморегуляция по существу обеспечивает наличие психической избыточности, то есть способность использовать психические возможности, превышающие по уровню требуемые для выполнения задачи в обычных условиях.

Ссылки:

1. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системнодеятельностный подход). М., 2003.

2. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человек а (структурнофункциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5-12.

3. Соколова Л.А. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции и успешность спортивной деятельности (на примере спортивной стрельбы): автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1990.

4. Яковлев Б.П., Вагина В.А. Психическая нагрузка в малых циклах соревновательного периода подготовки // Физическая культура, спорт и здоровье нации: материалы Международного конгресса. СПб., 1996.

5. Алиев Х.М. Ключ к себе. М., 1990.

6. Гаджиева Н.М. и др. Основы самосовершенствования. Екатеринбург, 1998.

7. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. Киев, 1995.

References (transliterated):

1. Dikaya L.G. Psikhicheskaya samoregulyatsiya funktsional'nogo sostoyaniya cheloveka (sistemno-deyatel'nostniy podkhod). M., 2003.

2. Konopkin O.A. Psikhicheskaya samoregulyatsiya proizvol'noy aktivnosti cheloveka (strukturno-funktsional'niy aspekt) // Voprosy psikhologii. 1995. № 1. P. 5-12.

3. Sokolova L.A. Individual'ne osobennosti osoznannoy samoregulyatsii i uspeshnost' sportivnoy deyatel'nosti (na primere sportivnoy strel'by): avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. M., 1990.

4. Yakovlev B.P., Vagina V.A. Psikhicheskaya nagruzka v malykh tsiklakh sorevnovatel'nogo perioda podgo-tovki // Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e natsii: materialy Mezhdunarodnogo kongressa. SPb., 1996.

5. Aliev X.M. Klyuch k sebe. M., 1990.

6. Gadzhieva N.M., et al. Osnovy samosovershenstvo-vaniya. Ekaterinburg, 1998.

7. Napreenko A.K., Petrov K.A. Psikhicheskaya samoregulyatsiya. Kiev, 1995.

- Юб -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.