Научная статья на тему 'Разминка биатлонистов с учетом психофизиологических особенностей'

Разминка биатлонистов с учетом психофизиологических особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ РАЗМИНКА / ИДЕОМОТОРНАЯ НАСТРОЙКА / THE GENERAL AND SPECIAL WARM-UP / IDIOMATIC ADJUSTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фарбей Вадим Валерьевич

В работе автор обосновывает целесообразность применения средств общей и специальной разминки, позволяющих подготовить организм спортсмена к предстоящей соревновательной борьбе. Выявлено значение идеомоторной настройки, позволяющей биатлонистам вырабатывать способность четко представлять отдельные элементы техники стрельбы по установкам и уметь анализировать свои действия на огневом рубеже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фарбей Вадим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIATHLONISTS LIMBERING-UP CONSIDERING THEIR PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES

The author grounds up the expediency of the means of general and special limbering-up allowing the sportsman's organism to get used to the forthcoming competition. The ideomotor disposition value is stated as a great means to work out the ability of a sportsman to represent separate elements of shooting technique and be able to analyze self actions on the firing line.

Текст научной работы на тему «Разминка биатлонистов с учетом психофизиологических особенностей»

том.

Таким образом, успешность учебной и спортивной деятельности студентов вузов физической культуры не противоречат друг другу. Наиболее значимыми факторами успешности деятельности является степень выраженности ее мотивации.

РАЗМИНКА БИАТЛОНИСТОВ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ

Вадим Валерьевич Фарбей, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

(РГПУ им. А.И. Герцена)

Санкт-Петербург

Аннотация

В работе автор обосновывает целесообразность применения средств общей и специальной разминки, позволяющих подготовить организм спортсмена к предстоящей соревновательной борьбе. Выявлено значение идеомоторной настройки, позволяющей биатлонистам вырабатывать способность четко представлять отдельные элементы техники стрельбы по установкам и уметь анализировать свои действия на огневом рубеже.

Ключевые слова: общая и специальная разминка, идеомоторная настройка.

BIATHLONISTS LIMBERING-UP CONSIDERING THEIR PSYCHOLOGICAL

PECULIARITIES

Vadim Valerevich Farbej, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Russian state pedagogical university named after A.I. Gerzen,

St.-Petersburg

Abstract

The author grounds up the expediency of the means of general and special limbering-up allowing the sportsman’s organism to get used to the forthcoming competition. The ideomotor disposition value is stated as a great means to work out the ability of a sportsman to represent separate elements of shooting technique and be able to analyze self actions on the firing line.

Keywords: the general and special warm-up, idiomatic adjustment.

Большое значение для формирования оптимального эмоционального состояния биатлонистов имеет разминка перед соревнованиями, которая строится в зависимости от индивидуальных особенностей, спортивной формы, объективных условий предстоящих соревнований.

Общая разминка - комплекс специально подобранных упражнений для подготовки организма к предстоящей работе.

Первая часть разминки должна поднять уровень общей работоспособности организма путем усиления главным образом вегетативных функций (дыхания, кровообращения и т.д.), а также способствовать достижению оптимального эмоционального состояния биатлонистов. В эту часть входят такие упражнения, как ходьба, спокойный бег, гимнастические упражнения, пристрелка в спокойном состоянии.

Вторая часть настраивает спортсменов на выполнение специфических упражнений и способствует возникновению оптимальных взаимоотношений, процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, установлению соответствующих нервных процессов и связей, а в целом - проявлению динамического стереотипа предстоящего действия. Под влиянием повышения тонуса центральной нервной системы и повторных упражнений рефлекторно повышается уровень работоспособности всех органов и систем применительно к специфике действия. Вторая часть включает в себя выполнение элементов техники стрельбы по мишеням с хода, отрезки от 500 до 1000 м, включая 5 зон интенсивности, а также упражнения на координацию, темп и ритм стрельбы, достигнутый спортсменом к началу предстоящих соревнований.

После 6-8 ускорений задача спортсмена - средствами специальной разминки

поднять работоспособность организма, настроится на предстоящую работу, сохраняя силы для основной части занятия или соревнования. Как правило, у большинства биатлонистов разминка состоит из предварительной стрельбы вхолостую и незначительного количества боевых выстрелов. Однако, как показывает практика, этого оказывается недостаточно для перестройки психофизиологического уровня до необходимого.

Исследования показали, что, как правило, результаты в стрельбе после первого отрезка дистанции (1,5 - 2 км) оказывались ниже, чем в последующих стрельбах по дистанции. Эта закономерность проявляется у тех спортсменов, которые плохо организовали свою разминку.

Из этого следует, что разминка общая и специальная должна включать в себя такие специальные упражнения, которые позволили бы уменьшить разрыв между психофизиологическим состоянием биатлониста от начала разминки (которая ведется по правилам соревнований от 30 до 45 мин) до момента ее окончания (за 10-15 мин до начала старта).

Это состояние определяется такими показателями, как ЧСС, артериальное давление, частота и глубина дыхания, МВЛ, нервно-мышечная координация, устойчивость системы стрелок-оружие, а также фон тремора как показатель состояния ЦНС, реакции, восприятия, ощущения, скорость обработки полученной информации, внимание и т. д.

Чем меньше будет разрыв между этими показателями до разминки и перед началом старта (первой стрельбы по установкам), тем быстрее организм биатлониста приспособится к выполнению стрельбы по биатлонным установкам, и первая стрельба по результатам будет приблизительно на уровне других.

Конечно, идеальной для биатлониста была бы разминка, состоящая непосредственно из стрельбы по установкам. Однако правилами соревнований это не разрешено, и биатлонисту приходится укладываться в рамки пристрелочных выстрелов по одной мишени (в лучшем случае по двум), которых оказывается недостаточно, особенно в таких видах программы как спринт, гонка преследования, эстафета.

Практика показывает, что, в первую очередь, следует установить содержание разминки, ее направленность, продолжительность и т.д. Понятие разминка включает в себя следующие направления: физическую подготовку (общую и специальную), состоящую из: технической, тактической, психолого-педагогической, которые не имеют строгой регламентации и по своей направленности могут носить смешанный или комплексный характер. Отсюда следует, что разминка есть копия подготовки биатлониста в миниатюре. Рассмотрим содержание разминки по отдельным ее направлениям.

Разминку общей физической направленности следует начинать со спокойной ходьбы, постепенно повышая темп, переходить на спортивную ходьбу, затем на легкий бег. После этого выполняется ряд гимнастических упражнений для различных групп мышц и только затем надо становиться на лыжи.

Первую часть разминки следует выполнять легко, непринужденно, без значительных мышечных напряжений. Продолжительность ее определяется в зависимости от индивидуальных особенностей биатлонистов, вида соревновательной программы, характера соревнования и т.д.

Существенна роль этой части разминки для уменьшения отрицательных реакций. Еще в период подготовки к соревнованиям спортсмен должен овладеть приемами аутогенной, дыхательной и психомышечной тренировки. Идеомоторная настройка также позволяет биатлонистам вырабатывать способность четко представлять отдельные элементы техники стрельбы по установкам, тонко анализировать возникающее при этом мышечно-двигательные, зрительные и другие ощущения, восприятия, представления, внимание и быстроту реакций. Идеомоторная настройка конкретизирует внимание спортсменов на технической стороне предстоящей соревновательной борьбы и отвлекает от результативного момента.

Вначале идеомоторную настройку следует проводить под руководством трене-

ра, а уже, освоив ее, выполнять самостоятельно.

Проводится такая тренировка (настройка), как правило, в тире или на стрельбище, где нет посторонних раздражителей.

Исследования показали, что лучшей является тренировка по пневматическим установкам с возвратом мишеней на дистанции 5, 10, 15 м.

Биатлонист, полузакрыв глаза, ждет сигнала тренера к выполнению мысленного действия. После подачи команды «огонь» (как пример приводим стрельбу спортсменов по пневматическим установкам). Тренер включает секундомер, а биатлонисты начинают представлять себе, как они выполняют стрельбу, соблюдая временные интервалы между выстрелами в сочетании с дыхательными упражнениями, используя ритмо-структурные комплексы (РСК 1-4), разработанные нами. После пятого выстрела спортсмены открывают глаза. Тренер фиксирует время. Идеальным будет время, равное 35 с (полученное от сложения 5 выстрелов по 3 с и 5 интервалов между выстрелами по 4 с), которое соответствует работе с РСК- 4 (табл. 1).

Таблица 1

Комплексы стрелковых упражнений для совершенствования ритмо-темповой структуры параметров стрельбы лежа и стоя биатлонистов с помощью ТСО на дистанции 15; 12,5; 10; 7,5; 5; 3; 1 км Комплекс 4

Серии упражнений Изготовка к стрельбе (с) Ритм стрельбы (с), 5 выстрелов с дистанции Уход с рубежа (с) Общее время на рубеже (с) у н °

<N о Г'" СП і <N о Г'" СП а

Лежа

1 20-15 7 6 5 7 7 8 9 7 62- 57 57- 52 52- 47 62- 57 62- 57 67- 62 72- 67 слабая 120-132

2 20-15 6 5 4 6 7 8 9 7 57- 52 52- 47 47- 42 57- 52 62- 57 67- 62 72- 67 средняя 132-144

3 20-15 5 4 4 5 7 8 9 7 52- 47 47- 42 47- 42 52- 47 62- 57 67- 62 72- 67 умеренная 144-156

4 20-15 4 4 3 4 7 8 9 7 47- 42 47- 42 42- 37 47- 42 62- 57 67- 62 72- 67 сильная 156-168

5 15-12 3 3 3 3 6 7 8 7 37- 34 37- 34 37- 34 37- 34 52- 49 57- 54 62- 59 макси- мальная 168-180

Стоя

1 18-16 5 4 4 5 5 6 7 7 50- 48 45- 43 45- 43 50- 48 50- 48 55- 53 60- 58 слабая 120-132

2 16-15 4 4 3 4 4 5 6 7 43- 42 43- 42 38- 37 43- 42 43- 42 48- 47 53- 52 средняя 132-144

3 15-14 4 4 3 4 4 5 6 7 42- 41 42- 41 37- 36 42- 41 42- 41 47- 46 52- 51 умеренная 144-156

4 14-13 4 3 3 4 4 5 6 7 41- 40 36- 35 36- 35 41- 40 41- 40 46- 45 51- 50 сильная 156-168

5 13-12 3 3 3 4 4 5 6 7 35- 34 35- 34 35- 34 40- 39 40- 39 45- 44 50- 49 макси- мальная 168-180

Примечание: в графе «Ритм стрельбы» приведен пример первого выстрела из пяти — 7 (77777). Общее время на рубеже складывается из времени изготовки к стрельбе + пять выстрелов (ритм стрельбы) + уход с рубежа.

Как правило, биатлонисты, находящиеся в хорошей спортивной форме, делают ошибку в пределах ±1-3 с. Биатлонисты, подготовленные недостаточно, ошибаются на

+7-10 с. Если время выполнения упражнения меньше 35 с, то это значит, что спортсмен торопится и не полностью представляет свои действия, и, наоборот, время больше 35 с означает, что спортсмен медлителен. После анализа своих действий и определения причин затрат большего или меньшего времени на выполнение целостного упражнения спортсмены еще несколько раз выполняют сеанс идеомоторной настройки.

Вторая часть разминки - настройка - подготавливает организм спортсменов к специфической спортивной деятельности.

Это - основная часть нервно-координационной и психологической настройки со специальной физической, технической, тактической и психологической направленностью.

Нами установлено, что для повышения эффективности второй части разминки ее необходимо проводить в следующей последовательности. В этой части разминки биатлонисты должны стрелять с хода по мишеням (лучше по пяти в ряд справа - налево). Перечисленная выше направленность второй части разминки реализуется комплексно: специальная физическая (подход к рубежу на определенной скорости, начиная с 3-й зоны интенсивности (ЧСС 144-156 уд/мин)), постановка палок, изготовка, стрельба по мишеням (справа - налево) - резерв повышения стрельбы в биатлоне; техническая - обработка отдельных элементов техники стрельбы; тактическая - выбор темпа, ритма стрельбы, интервалов отдыха, подбор прицельных приспособлений, варианта обработки спуска и т.д.; психическая - настройка на хороший выстрел и в конечном итоге на хороший результат, концентрация внимания на выполнение отдельных элементов техники.

Следует особенно проследить за правильным распределением внимания и переводом оружия с одной мишени на другую. Основная задача тренера в разминке - откорректировать психическое состояние спортсмена. Очень важно до начала разминки определить психическое состояние спортсменов с учетом типа их темперамента. После выхода биатлониста на старт (после разминки и пристрелки) начинается последний этап психологической подготовки - управление своим психическим состоянием.

После выхода на старт для участия в соревнованиях биатлонист остается один на один с самим собой. Теперь ему необходимо быстро и разумно принимать самостоятельные решения, отбирая необходимые в данный момент из всего того, что десятки, сотни и тысячи раз отрабатывались в процессе подготовки к соревнованиям. А.Н. Романин (1977), А.Я. Корх (1986) делят непосредственную психологическую подготовку к выступлению в данном виде программы на три этапа: контрольноориентировочный, сосредоточения и оценочный. Как правило, продолжительность перерыва между разминкой и началом соревнования - 10-15 мин. Очень важна в этот период помощь тренера, хотя он и не имеет право общаться со своим учеником. Она выражается в поведении тренера, его выдержанности, умении сдерживать волнение. Не на всех соревнованиях, особенно за рубежом, возможно присутствие тренера, поэтому на тренировках следует приучать спортсменов к самостоятельному принятию решений и умению регулировать свое состояние. Очень важно находиться в оптимальном эмоциональном состоянии, выполняя первую стрельбу после отрезка дистанции, особенно первый и последний выстрел. После плохого выстрела возникают отрицательные эмоции, после хорошего - положительные. Все это сказывается на дальнейшем качестве стрельбы. Поэтому биатлонисты должны оценивать свои состояния и принимать правильные решения по технико-тактическому выполнению следующего выстрела.

ВЫВОДЫ:

1. Идеомоторная тренировка должна проводиться в тире или на стрельбище, где нет посторонних раздражителей.

2. Исследования показали, что лучшей является разминка по пневматическим установкам с возвратом мишеней на дистанции 5, 10, 15 м.

3. Установлено, что разминка общая и специальная должна включать в себя специальные упражнения, которые позволили бы уменьшить разрыв между психофизиологическим состоянием биатлониста от начала разминки (которая ведется по правилам соревнований, от 30 до 45 мин) до момента ее окончания за 10-15 мин до начала старта. Это состояние определяется такими показателями, как ЧСС, артериальное давление, частота и глубина дыхания, МВЛ, ПАНО, нервно-мышечная координация, устойчивость системы стрелок-оружие, а также фон тремора как показатель состояния ЦНС, реакции, восприятия, ощущения, скорости обработки полученной информации, внимания.

4. Определена последовательность идеомоторной тренировки в первой части разминки с мысленным воспроизведением ритмо-структурных комплексов (РСК), а во второй части - практическое применение РСК, начиная с 3-й зоны интенсивности.

5. Выявлена значимость перехода в оптимальное эмоциональное состояние на первом огневом рубеже, особенно при выполнении первого и пятого выстрелов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корх, А.Я. Стрелковый спорт и методика преподавания / А.Я. Корх. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 144 с.

2. Романин, А.Н. Психологическое обеспечение подготовки биатлонистов. (Ч. 1 : Психологические исследования) : метод. рекомендации / А.Н. Романин, Всесоюзн. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1977. - 21 с.

3. Фарбей, В. В. Отбор и подготовка биатлонистов 13 - 16-летнего возраста : учебное пособие / В.В. Фарбей, Г.В. Скорохватова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 119 с.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВОЗМОЖНОГО ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

Сергей Александрович Цветков, доктор экономических наук, профессор,

Ольга Александровна Сатаненко, кандидат экономических наук, старший преподаватель,

Александр Владимирович Таймазов, кандидат экономических наук, старший преподаватель,

Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени

П.Ф. Лесгафта

Аннотация

В статье рассматривается специфика реализации Генерального соглашения по торговле услугами в России, которая предопределяет необходимость принятия государственных решений как на уровне образовательной сферы, так на народнохозяйственном уровне в целом. Речь идет, прежде всего, о четком определении приоритетных задач и функций образовательной системы, а также способов их реализации на основе стимулирующего государственного регулирования разноуровневых интеграционных процессов.

Ключевые слова: Генеральное соглашение по торговле услугами в России, образовательная сфера, интеграционные процессы, ВТО.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF FORMATION IN RUSSIA IN CONDITIONS OF THE POSSIBLE INTRODUCTION INTO WTO

Sergey Aleksandrovich Tsvetkov, doctor of economical sciences, professor,

Olga Aleksandrovna Satanenko, candidate of economical sciences, senior teacher, Alexander Vladimirovich Tajmazov, candidate of economical sciences, senior teacher, St.-Petersburg state university ofphysical culture of a name of P.F.Lesgaft

Abstract

In clause is considered specificity of realization of the General agreement on trade in services

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.