Научная статья на тему 'Применение идеомоторных тренировок в подготовке биатлонисток высокой квалификации'

Применение идеомоторных тренировок в подготовке биатлонисток высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
323
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИАТЛОН / СПОРТСМЕНЫ / СОРЕВНОВАНИЯ / ТРЕНИРОВКА / УПРАЖНЕНИЯ / ПОДГОТОВКА / BIATHLON / ATHLETES / COMPETITIONS / TRAINING / EXERCISES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гибадуллин Марат Рустамович, Файзрахманов Рустам Шамилевич, Филиппов Илья Владимирович, Закиров Алмаз Гаптельхаевич

Предложены методы совершенствования спортивно-технического мастерства биатлонистов высокой квалификации на основе идеомоторной тренировки. Представлена динамика изменения времени изготовки до первого выстрела и общего времени стрельбы в тесте «Спринт», подтверждающая эффективность метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICA TION OF IDEOMOTOR TRAINING IN THE PREPARA TION OF BIATHIONISTIC OF HIGH QUAHFICATION

Methods for improving the sports skills of highly skilled biathletes based on ideomotor training are proposed. Presents the dynamics of change in the time of manufacture to the first shot and the total time of shooting in the "sprint" test, confirming the effectiveness of the method.

Текст научной работы на тему «Применение идеомоторных тренировок в подготовке биатлонисток высокой квалификации»

УДК 796.922.093.642

ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕОМОТОРНЫХ ТРЕНИРОВОК В ПОДГОТОВКЕ БИАТЛОНИСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

М.Р. Гибадуллин, Р.Ш. Файзрахманов, И.В. Филиппов, А.Г. Закиров

Предложены методы совершенствования спортивно-технического мастерства биатлонистов высокой квалификации на основе идеомоторной тренировки. Представлена динамика изменения времени изготовки до первого выстрела и общего времени стрельбы в тесте «Спринт», подтверждающая эффективность метода.

Ключевые слова: биатлон, спортсмены, соревнования, тренировка, упражнения, подготовка.

Анализ теории и практики стрелковой подготовки биатлонистов позволил выделить ряд противоречий:

- между необходимостью повышения результатов выступления российской спортивной элиты на международном уровне и отсутствием целенаправленной системы психолого-педагогического сопровождения подготовки биатлонистов, учитывающей современные требования вида спорта;

- между признанием высокой значимости результативной стрельбы для итогового результата выступления в соревнованиях и недостаточной разработанностью средств и методов обеспечения надежности действий биатлонистов на огневых рубежах;

- между осознанием необходимости подготовки спортивного резерва и недостаточной проработанностью современного психолого-педагогического инструментария, создающего оптимальные для этого условия на различных этапах становления спортсмена [1].

В настоящее время не решены вопросы выбора оптимальной скорости проведения серии выстрелов, недостаточно полно раскрыты вопросы совершенствования техники стрельбы биатлонистов на основе использования срочной информации о процессе прицеливания с помощью стрелкового тренажера «Скатт». Практически отсутствуют рекомендации по совершенствованию техники стрельбы в условиях ветра различной силы и направления. Вследствие этого, стрелковая подготовка биатлонистов в своем развитии значительно отстает от качественных изменении" в системе тренировки и не полностью соответствует современным требованиям соревновательной деятельности.

Анализ результатов выступления сильнейших биатлонистов мира на последних Олимпийских играх и чемпионатах мира показывает, что вопрос стрелковой подготовки биатлонистов стоит как никогда остро и

является одним из условии" улучшения спортивно-технических результатов в биатлоне.

Одним из эффективных методов совершенствования спортивно-технического мастерства является идеомоторная (мысленная) тренировка.

В основе построения идеомоторной тренировки лежат положения выдающихся физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова о том, что в центральной нервной системе в соответствующих анализаторах при «проигрывании» в нашем воображении определенных двигательных действий происходят процессы, близкие к тем, которые совершаются при реальных действиях. Но в этом случае сигнал, идущий по тем же проводящим нервным путям к группам мышц, которые должны бы выполнить движение, будет более слабым, чем при выполнении реального действия.

Многократно повторяемое спортсменом представление и «программирование» определенной схемы действий и мысленное их воспроизведение является идеомоторной тренировкой. По данным профессора А.Ц. Пуни, такой метод тренировки позволяет улучшить точность движений на 34 %. Мысленное представление и выполнение действий перед стрельбой является идеомоторной настройкой [2].

Повторяемый спортсменом множество раз процесс прохождения огневого рубежа настолько запоминается в мельчайших подробностях, что ему ничего не стоит мысленно воспроизвести все детали в своем представлении. Однако некоторые биатлонисты затрудняются последовательно воспроизвести даже основные действия, движения, в том числе определить ошибочные.

Когда в сознании спортсмена совершенно отчетливо воспроизводится правильная схема основных рабочих движений, вероятность успешного прохождения огневого рубежа значительно повышается. Как правило, ошибочные и неточные движения проявляются тогда, когда мышечное чувство недостаточно развито либо значительно притупляется вследствие эмоционального напряжения, утомления, отвлечения внимания от гонки и т. п.

Особенность идеомоторной настройки заключается и в том, что она конкретизирует внимание спортсмена на технической стороне предстоящей стрельбы и отвлекает его от результативного момента. В тех случаях, когда идеомоторная настройка применяется на фоне аутогенного расслабления, действенность ее особенно усиливается. Это объясняется состоянием, в которое под влиянием расслабления приводят нервные клетки коры головного мозга. В них увеличиваются тормозные процессы, отчего они становятся более чувствительными к воздействию внешних и внутренних стимулов. Вызывая в этих условиях представления выполнения действий на огневом рубеже, спортсмен подготавливает свою нервную систему к реальной стрельбе.

После небольшой тренировки спортсмены очень четко воспроизводят представления. Об этом можно судить по их словесным отчетам и по ряду наблюдении. Так, время, затраченное на изготовку и серию в пять выстрелов у высококвалифицированного биатлониста, находящегося в хорошей форме, отклоняется от реально затрачиваемого незначительно (на 1-3 с). При регистрации пульса в ходе идеомоторной стрельбы можно наблюдать четкие изменения ритма сердца, приуроченные к моментам мысленно представляемых выстрелов. Приемы использования идеомоторной тренировки в условиях тренировочной работы также способствуют предварительной подготовке нервно-мышечного аппарата к нагрузке, усиливают ее эффективность.

Спортсмен, владеющий приемами идеомоторной тренировки и посвящающий ей ежедневно вне условий стрелковой тренировки 510 мин, имеет возможность в любой обстановке поддерживать и совершенствовать технику стрельбы, отрабатывая кинестетические, мышечно-двигательные и другие представления, тренируя свойства внимания, необходимые для успешного прохождения огневого рубежа.

Рассмотрим организацию и содержание идеомоторной тренировки у биатлонистов высокой квалификации. Вначале такую тренировку биатлонисты проводят под руководством тренера в комнате, где нет посторонних раздражителей или на свежем воздухе. Принимается положение сидя с полузакрытыми глазами и спортсмен ожидает сигнала тренера к выполнению мысленного действия. После подачи команды «старт» тренер включает секундомер, а спортсмен представляют себе подход к огневому рубежу, изготовку, выполнение 5 выстрелов, «уход» соблюдая временные интервалы. По окончании «ухода» спортсмен открывает глаза. Это служит сигналом тренеру для фиксации затраченного времени. Обычно стрелки, находящиеся в хорошей спортивной форме, допускают ошибку в пределах ±1-3 с, а с меньшей степенью подготовленности - в пределах ± 12 с.

После проведения очередного сеанса идеомоторной тренировки тренер, используя метод срочной информации, называет время, затраченное на выполнение упражнения. Занимающиеся анализируют свои действия и определяют, за счет чего затратили больше или меньше времени на упражнение. Затем процедура повторяется. Расхождение во времени между представлением и истинным временем у биатлонистов бывает разное. Спортсмены, показывающие при представлении меньшее время, торопятся и полностью не прорабатывают свои действия, а те, кто затрачивает большее время, наоборот, медлительны и не соизмеряют по времени свои действия. Возможно и то, что быстрота их реакции в данный период находится еще не в оптимальных пределах.

Изучение научной литературы позволило нам предположить, что:

- включение в тренировочный процесс идеомоторной тренировки будет способствовать повышению спортивно-технического мастерства

биатлонисток;

- специальная стрелковая разминка непосредственно при подходе к огневому рубежу в виде идеомоторной тренировки приведет в готовность весь нервно-мышечный аппарат спортсмена, что будет способствовать быстрой и точной стрельбе на высоких пульсовых режимах.

В исследованиях приняли участие группа из 9 высоко-квалифцированных биатлонисток относительно одинакового уровня подготовки, возраста 23-30 лет, имеющих звание мастера спорта России по биатлону. Им было предложено четко наметить комплекс представлений идеомоторной настройки, внушить и вызвать зрительные и мышечно-двигательные ощущения от действий на огневом рубеже. Этот комплекс включал в себя следующие положения:

1. Представить себе прохождение последних 5-10 м перед рубежом стрельбища, где проходят тренировки или будут проходить соревнования, снятие палок с рук, снятие винтовки.

2. Мысленно представить себе выбранный стрелковый коридор.

3. Представить себе перезарядку винтовки в следующем порядке: извлечение пустой обоймы из винтовки, извлечение заряженной обоймы из магазиноприемника, установление последней в винтовку.

4. Представить себе изготовку стрельбы из положения лежа и стоя (соответственно), правильное расположение туловища, ног, положение левой руки, приклада в плечевом суставе, головы на гребне приклада, натяжение локтевого ремня (лежа), распределение массы тела (стоя). Представить работу правой руки в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах, работу правой кисти в целом. Вызвать мышечно-двигательные ощущения этих частей тела.

5. Произвести наводку, представив зрительно расположение мишени, мушки и диоптра, произвести 5 выстрелов, вызвав мышечные ощущения от действия правой руки.

Во время выполнения каждого из этих пунктов рекомендовалось привести дыхание в соответствие с представляемыми действиями на рубеже.

Выполнение вышеуказанного комплекса предусматривалось:

а) при подходе к рубежу за 200-300 м на тренировке;

б) при подходе к рубежу за 200-300 м на соревнованиях;

в) при передвижении на лыжах без винтовки в районе стрельбища;

г) во время отдыха;

д) перед сном, лежа в постели;

е) в транспорте.

В комплексе представлений была сознательно опущена деятельность биатлониста, покидающего огневой рубеж, так как представление подобных действий вызывает новый эффект, обратный ожидаемому, то есть не настраивающий на стрельбу.

Все участницы группы научились вызывать в себе вышеуказанные

ощущения в спокойной обстановке, после чего они перешли к выполнению задания на комплексных тренировках при подходе к огневому рубежу. При выполнении задания на дистанции рекомендовалось не перескакивать с представления одних действий на представление других, не нарушать последовательности представляемых действий, не думать в начале упражнения о его конце. Если что-то сбило или отвлекло в данный момент от представления, рекомендовалось снова заставить себя сосредоточить внимание и продолжить настройку.

В течение пятимесячного исследования проводился хронометраж теста «Спринт». Причем за начало отсчета времени брался момент, когда спортсмен начинал делать один шаг, подходя к месту стрельбы, а концом отсчета было надевание винтовки и взятие палок. Все действия биатлонистов в этот промежуток времени в своей последовательности соответствовали комплексу представлений.

С целью определения времени прохождения огневого рубежа в стрелковых тренировках использовался тест «Спринт».

Условия проведения: старт в положении стоя в шаге от стрелкового мата, винтовка за спиной, все заглушки закрыты. По команде спортсмен преодолевает рубеж лежа, то есть изготавливается к стрельбе и осуществляет пять выстрелов, затем встает, надевает винтовку и только после этого переходит на соседнюю установку для преодоления огневого рубежа стоя. После последнего выстрела винтовку за спину, заглушки закрыты и только после этого уход из зоны своего стрелкового коридора на финиш, находящийся в шаге от стрелкового мата на линии старта. Результат норматива складывается из времени потраченного на выполнение упражнения плюс наказание в виде секунд. Такое наказание за промах вырабатывает нужные качества быстрой и точной стрельбы и вынуждает медленно, но точно спортсменов ускоряться в производстве выстрела, так как «ноль» в условиях медленной стрельбы не приносит победу. Увеличение времени в наказание за промах вызовет у спортсменов более медленную стрельбу, поскольку повышается цена выстрела, и они начнут выцеливать. Сокращение - наоборот пренебрежение к выстрелу. Целесообразно выпускать со старта по два или три человека одновременно. Тогда создаются условия спортивной борьбы, что дополнительно усложняет упражнение и приносит ему больший развивающий эффект.

По окончании пятимесячного эксперимента был проведен анализ результатов. На рис. 1 представлена динамика изменения времени изготовки до первого выстрела и общего времени стрельбы вместе с уходом с огневого рубежа (берется среднее время по группе). За исход берется стабильный средний показатель прошедшего сезона. Видно, что сокращение времени до первого выстрела на 1 с произошло уже в первый месяц применения предложенной методики. Время до первого выстрела стоя в первый месяц снизилось сразу на 3 с, далее три месяца оно держалось в районе 12-13 с, а в конце исследования так же улучшилось еще на 1 с.

Рис. 1. Динамика изменения времени изготовки до первого выстрела и общего времени стрельбы в тесте «Спринт»

Общее время нахождения на огневом рубеже лежа и стоя снижалось планомерно на протяжении всего исследования. В итоге огневой рубеж лежа спортсменки стали проходить на 3 с быстрее исходного уровня, а стоя - на 4 с.

На рис. 2 можно проследить динамику изменения времени результатов стрелкового теста «Спринт». На графике отмечено чистое время, и время с учетом штрафного времени. Чистое время на протяжении всего исследования планомерно снижалось с 53 до 46 с, что составляет сокращение времени на 13,2 % относительно исходного. Однако время, с учетом штрафа резко сократившееся в первый месяц за счет результативности стрельбы, далее ухудшилось из-за большого количества штрафов, не смотря на улучшение скорострельности. Исходя из того, можно судить, что спортсменки проходили сложную адаптацию в начале специально-базового периода, тогда когда начала увеличиваться интенсивность функциональных нагрузок. Также отсутствие прогресса во времени до первого выстрела в июле и в августе можно объяснить продолжительными тренировками, которые содержат высокие требования к концентрации и ведут к снижению качества исполнения движений.

Из анализа полученных результатов видно, что скорость прохождения огневого рубежа в конце исследования значительно возросла и является положительной и достоверной по отношению к начальным показателям.

Рис. 2.Динамика изменения времени результатов стрелкового теста «Спринт»

В конце исследования участники эксперимента были опрошены, с целью изучения процесса освоения комплекса представлений идеомоторной настройки и определения личного мнения об эффективности использования метода. Все ответы были обобщены и свелись к следующему:

- в начальной стадии обучения, когда комплект представлений идеомоторной настройки в спокойном состоянии уже усвоен достаточно хорошо, при подходе к огневому рубежу на лыжах вызвать такие представления было довольно сложно, а порой некоторым биатлонистам просто не под силу, и весь комплекс представлений разбивался на несколько коротких и довольно неясных представлений. Мысли перескакивали с одних действий на другие без всякой связи. Эта связь стала проявляться постепенно, и воспроизведение всего комплекса представлений достигалось с достаточной точностью и ясностью;

- с постепенным усвоением комплекса представлений биатлонисты стали меньше реагировать на посторонние раздражители и более строго контролировать свои действия на огневом рубеже.

По результатам исследования можно судить о положительном влиянии на время прохождения огневого рубежа стрелковых упражнений, специфика которых определялась этапом в годичном цикле.

Список литературы

1. Зубрилов P.A. Становление, развитие и совершенствование техники стрельбы в биатлоне: монография. М.: Советский спорт, 2013. 352 с.

2. Иткис М.А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена. М.: ДОСААФ СССР. 1982. 128 с.

3. Маматов В.Ф. Обучение и совершенствование навыков стрельбы в биатлоне: пособие. 2-е изд. Омск: Изд-во СибГУФК, 2011. 90 с.

4. Фарбеи В.В. Психолого-педагогические основы управления движениями в стрельбе биатлонистов и полиатлонистов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 68. С. 162-182.

5. Халманских А.В., Гурьев Л.А., Манжелей И.В. Стрелковая подготовка биатлонистов: монография. М.; Берлин: Директ-Медиа. 2017. 218 с.

Гибадуллин Марат Рустамович, канд. пед. наук, доц., gmr 001®,mail,ги, Россия, Казань, Поволжская государственной академии физической культуры, спорта и туризма»,

Файзрахманов Рустам Шамилевич, старший преподаватель, g/w OOlamail. ru, Россия, Казань, Поволжская государственной академии физической культуры, спорта и туризма»,

Филиппов Илья Владимирович, старший преподаватель, filippov. orients,mail. ru, Россия, Казань, Поволжская государственной академии физической культуры, спорта и туризма,

Закиров Алмаз Гаптельхаевич, магистр, gmr OOlamail.ru. Россия, Казань, Поволжская государственной академии физической культуры, спорта и туризма

APPLICA TION OF IDEOMOTOR TRAINING IN THE PREPARA TION OF BIATHLONISTIC OF HIGH QUALIFICATION

M.R. Gibadullin, RSh. Faizrahmanov, I.V. Filippov, A.G. Zakirov

Methods for improving the sports skills of highly skilled biathletes based on ideomotor training are proposed. Presents the dynamics of change in the time of manufacture to the first shot and the total time of shooting in the "sprint" test, confirming the effectiveness of the method.

Key words: biathlon, athletes, competitions, training, exercises, training.

Gibadullin Marat Rustamovich candidate of pedagogical sciences, associate professor, gmr 001®,mail.ru. Kazan, Russia, Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Faizrahmanov Rustam Shamilevich, senior lecturer, gmr 001®,mail. ru. Kazan, Russia, Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Filippov Ilya Vladimirovich, senior lecturer, filippov. orients,mail. ru, Kazan, Russia, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Zakirov Almaz Gaptelhaevich, master, gmr OOlamail.ru, Kazan, Russia, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.