ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1989. - 557 с.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. -М. : Педагогика, 1989. - 190 с.
3. Болотин, А.Э. Теория и практика применения игровых методов обучения специалистов по физической подготовке и спорту : дис. ... д-ра пед. наук / Болотин
A.Э. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2001. - 287 с.
4. Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики : учебное пособие /
B.И. Гинецинский. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1992. - 151 с.
5. Деркач, А.А. Творчество тренера / А.А. Деркач, А. А. Исаев. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 227 с.
6. Деркач, А. А. Акмеология : пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. - М. : РАУ, 1993. - 32 с.
7. Драчев, С. С. Педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности по управлению спортивной федерацией (на примере федерации СУМО России) : дис. ... канд. пед. наук / Драчев С.С. - СПб., 2000. - 173 с.
8. Марищук, В.Л. Вопросы общей, военной и спортивной дидактики / В.Л. Марищук ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2000. - 186 с.
9. Миронов, В.В. Дис. ... д-ра пед. наук на спецтему / Миронов В.В. - Л., 1990.
- 449 с.
10. Неверкович, С. Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Неверкович С. Д. - М., 1988. - 31 с.
11. Николаев, А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте / А.Н. Николаев. - СПб. : СПб ГАППО, 2005. - 344 с.
12. Реан, А.А. Психология педагогической деятельности / А.А. Реан. - Ижевск : [б.и.], 1994. -93 с.
13. Теория и методика физической культуры : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2003. - 464 с.
14. Чистяков, В.А. Социальные и информационные основы физической культуры / В. А. Чистяков ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2002. - 231 с.
15. Щеголев, В. А. Актуальные направления и методы научных исследований по физической культуре в вузе / В. А. Щеголев. - СПб. : [б.и.], 1999. - 117 с.
16. Якунин, В.А. Педагогическая психология : учебное пособие / В.А. Якунин.
- СПб. : Изд-во «Полиус», 1998. - 638 с.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Денис Вячеславович Теленков, директор Государственное учреждение «Окружной Молодежный Центр»
(ГУ «ОМЦ»)
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард
Аннотация
Статья посвящена представлению данных, отражающих влияние характеристик студентов вузов физической культуры (социально-демографических, личностных, мотивации деятельности) на успешность их учебной и спортивной деятельности. В результате исследования было установлено, что успешность студентов в учебной и спортивной деятельности не противоречит друг другу. Наиболее существенным фактором успешности обоих видов деятельности является уровень выраженности мотивации к ней. Также на успешность деятельности студентов вузов физической культуры оказывает большое влияние степень их профессионального самоопределения. Влияние характеристик студентов на успешность спортивной деятельности сильнее, чем
на успешность в учебе. Успешность учебной и спортивной деятельности оказывает существенное влияние на формирование удовлетворенности ею. Знание факторов успешности учебной и спортивной деятельности позволит осуществлять их контроль с целью профилактики и коррекции характеристик, снижающих успешность деятельности студентов вузов физической культуры.
Ключевые слова: студент, вуз физической культуры, успешность учебной и спортивной деятельности.
STUDENTS OF PHYSICAL EDUCATION HIGH SCHOOLS: THEIR CHARACTERISTICS AS FACTORS OF SUCCESSFUL ACTIVITY
Denis Viacheslavovich Telenkov, director State institution “Regionalyouth centre”
Yamal-Nenets autonomous area,
Salekhard
Abstract
The article presents the data on the influence of characteristics of students from institutions of physical education (social, demographic, personal and activity motivation) on their study and sport achievements. It was revealed that there is no conflict between their study and sport achievements. Motivation is a key factor of their success in both activities. Their professional identity is another important factor. The abovementioned characteristics produce a stronger impact on their sport achievements then on their progress in studies. Sport and study achievements form the level of satisfaction in both of these activities. Identification of success factors in sport and studies will allow preventing the decrease in achievements of students from institutions of physical education.
Keywords: the student, high school of physical training, success of educational and sports activity.
Проблема факторов успешности деятельности является ключевой для психологии. Поиск механизмов, которые позволят повысить эффективность деятельности -одна из практических задач психологической науки.
Можно выделить две группы факторов, влияющих на успешность деятельности студентов - объективные (уровень организации образовательного процесса, качество преподавания и пр.) и характеристики студентов (социально-демографические и личностные). В данном исследовании мы преимущественно сосредоточились на изучении роли второй группы факторов успешности.
Изучение факторов успешности учебной и спортивной деятельности студентов вузов физической культуры позволит получить научно подтвержденную информацию, которая поможет его оптимизировать и осуществлять эффективное управление процессом подготовки будущих специалистов.
В настоящее время степень изученности этой проблемы невысока. В различных работах изучались отдельные факторы успешности либо учебной, либо спортивной деятельности студентов. Однако комплексных исследований, посвященных выявлению характеристик студентов, определяющих степень успешности в этих двух видах деятельности, не обнаружено.
Перед исследованием ставилась цель определения влияния характеристик студентов (социально-демографических и личностных) на успешность их учебной и спортивной деятельности.
Предполагалось, что успешность учебной и спортивной деятельности отрицательно связаны между собой у студентов вузов физической культуры. Также предполагалось, что личностные характеристики студентов в большей степени, чем социально-демографические, определяют успешность их деятельности.
В исследовании использовались методы констатирующего и сравнительного исследования (анкетного опроса, педагогического наблюдения), анализа учебной документации, вариационной и математической статистики. В нем приняли участие 205 студентов вузов физической культуры мужского (110 человек) и женского (95 чело-
век) пола, различных спортивных специализаций, с разным уровнем спортивного мастерства.
В результате изучения проблемы был установлен ряд фактов, анализ которых позволили сделать ряд выводов.
Выраженность показателей объективной и субъективной успешности студентов физкультурных вузов в спортивной и учебной деятельности является средней. Среди студентов наблюдается большой разброс в плане спортивной успешности. Объективный и субъективный показатели успешности связаны друг с другом в случае как спортивной, так и учебной деятельности. Студенты физкультурных вузов выше оценивают свою успешность в учебе, чем в спорте. Учебная и спортивная успешность не связаны друг с другом - они не способствуют, но и не мешают друг другу.
Потребность студентов физкультурных вузов в спортивной деятельности как и общий индекс спортивной мотивации находятся на границе среднего и высокого уровней. Среди частных мотивов занятий спортом наиболее выраженными являются мотивы психического и физического самосовершенствования средствами спорта, общения с участниками спортивного процесса и удовольствия от процесса занятий спортом. «Ядром» мотивации занятий спортом у студентов физкультурных вузов является мотив исполнения долга перед родителями и тренером посредством занятий спортом. Потребность в занятиях спортом связана с выраженностью мотива достижения высоких спортивных результатов.
Студентов физкультурных вузов отличает достаточно высокая потребность в учебе. Наиболее важными мотивами являются самосовершенствование, общение со студентами и преподавателями, получение удовольствия от процесса учебы, а также достижение высоких учебных результатов. Потребность в учебе связана с мотивацией на ее процесс и личностное самосовершенствование. Мотивация учебной деятельности является очень высоко интегрированной. Показатели учебной и спортивной мотивации тесно связаны - чем более студенты мотивированы на спорт, тем выше их мотивация по отношению к учебе.
На спортивную мотивацию студентов наиболее сильное влияние оказывают: продолжение спортивной карьеры, общий стаж занятий спортом, курс обучения, профессиональное самоопределение и ценностные ориентации. Средняя степень влияния выявлена у показателя половой принадлежности. Не являются факторами спортивной мотивации вид спорта, место постоянного жительства, намерение продолжать образование, наличие работы, возраст студентов, их материальное положение, педагогическая направленность и уровень образования родителей.
Наиболее сильное влияние на характеристики учебной мотивации оказывает их профессиональное самоопределение и ценностные ориентации. Средняя степень влияния зафиксирована у таких характеристик студентов, как их половая принадлежность и курс обучения. Относительно слабо влияют на мотивацию учебной деятельности студентов стаж занятий последним видом спорта, намерение продолжать образование после окончания вуза и их материальное положение. Не являются факторами мотивации студентов к учебе их возраст, занятия спортом, общий стаж спортивной деятельности, спортивная квалификация, вид спорта, наличие работы, педагогическая направленность, уровень образования родителей и место постоянного проживания.
Мотивация учебной деятельности оказывает влияние на академическую успеваемость студентов физкультурных вузов. Академическая успеваемость студентов определяется мотивацией на получение удовольствия от процесса обучения. Наиболее сильное влияние на субъективную успешность в учебе оказывает мотивация на высокие результаты в учебе и на получение удовольствия от процесса обучения. Мотивация учебной деятельности гораздо сильнее влияет на субъективное восприятие ее успешности, чем на академическую успеваемость.
Социально-демографические характеристики относительно слабо влияют на академическую успеваемость студентов физкультурных вузов. Существенным факто-
ром учебной успешности является половая принадлежность (студентки более успешны, чем студенты). Относительно важным фактором является место проживания (иногородние студенты более успешны). Не влияют на учебную успешность возраст студентов, стаж спортивной деятельности, материальное положение, наличие или отсутствие работы, профессиональное самоопределение, педагогическая направленность и намерение продолжать свое образование после окончания вуза.
Мотивация студентов физкультурных вузов к спортивной деятельности является очень сильным фактором ее успешности. Наиболее сильное влияние на спортивную квалификацию студентов оказывают: потребность в занятиях спортом и мотивация достижения высоких спортивных результатов. Самооценка студентов спортивной успешности также зависит от их спортивной мотивации. Ценностные ориентации не влияют на спортивную успешность студентов физкультурных вузов.
Социально-демографические характеристики студентов физкультурных вузов не сильно влияют на их спортивную успешность, хотя это влияние гораздо сильнее, чем на учебную успешность. Сильное влияние на спортивную успешность оказывают: стаж спортивной деятельности, половая принадлежность (мужчины более успешны), продолжение спортивной карьеры, а также наличие работы. Не оказывают влияния на спортивную успешность возраст студентов, место их постоянного проживания, профессиональное самоопределение, материальное положение, педагогическая направленность.
Общая удовлетворенность спортивной деятельностью находится на средневысоком уровне, что характерно для большинства студентов. В наибольшей степени студенты удовлетворены самосовершенствованием средствами спорта, общением и процессом занятий. Удовлетворенность студентов спортом отличается высокой степенью интеграции.
Удовлетворенность студентов физкультурных вузов своей учебной деятельностью находится на средне-высоком уровне выраженности. Студенты наиболее удовлетворены самосовершенствованием посредством учебы и общением с другими студентами и преподавателями. Удовлетворенность учебной деятельностью у студентов физкультурных вузов представляет собой высоко интегрированное явление.
В качестве факторов удовлетворенности студентов физкультурных вузов спортивной деятельностью выступают стаж занятий спортом, профессиональное самоопределение и ценностные ориентации личности. В некоторой степени на удовлетворенность спортом влияет курс обучения и половая принадлежность, а также продолжение спортивной карьеры. Не являются факторами удовлетворенности спортом стаж занятий последним видом спорта, вид спорта, место постоянного жительства, намерение продолжать свое образование после окончания вуза, наличие работы, возраст студентов, их материальное положение, педагогическая направленность и уровень образования родителей.
Успешность учебной деятельности студентов физкультурных вузов и удовлетворенность ею довольно тесно связаны. Высокая академическая успеваемость студентов связана с высокой удовлетворенностью учебными результатами и низкой удовлетворенностью исполнением долга посредством учебы. Самооценка студентами своей учебной успешности связана со всеми показателями удовлетворенности учебной деятельностью, особенно сильно - с удовлетворенностью учебными результатами и степенью самосовершенствования посредством учебы.
Удовлетворенность спортивной деятельностью тесно связана с ее успешностью как объективной, так и субъективной. Наиболее сильные связи со спортивной квалификацией студентов обнаружены у удовлетворенности достигнутыми спортивными результатами и общей удовлетворенности спортивной деятельностью. Самооценка студентов спортивной успешности наиболее сильно зависит от общей удовлетворенности спортивной деятельностью, а также спортивными результатами и исполнением своего долга перед другими (тренером, родителями и др.) посредством занятий спор-
том.
Таким образом, успешность учебной и спортивной деятельности студентов вузов физической культуры не противоречат друг другу. Наиболее значимыми факторами успешности деятельности является степень выраженности ее мотивации.
РАЗМИНКА БИАТЛОНИСТОВ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ
Вадим Валерьевич Фарбей, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
(РГПУ им. А.И. Герцена)
Санкт-Петербург
Аннотация
В работе автор обосновывает целесообразность применения средств общей и специальной разминки, позволяющих подготовить организм спортсмена к предстоящей соревновательной борьбе. Выявлено значение идеомоторной настройки, позволяющей биатлонистам вырабатывать способность четко представлять отдельные элементы техники стрельбы по установкам и уметь анализировать свои действия на огневом рубеже.
Ключевые слова: общая и специальная разминка, идеомоторная настройка.
BIATHLONISTS LIMBERING-UP CONSIDERING THEIR PSYCHOLOGICAL
PECULIARITIES
Vadim Valerevich Farbej, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Russian state pedagogical university named after A.I. Gerzen,
St.-Petersburg
Abstract
The author grounds up the expediency of the means of general and special limbering-up allowing the sportsman’s organism to get used to the forthcoming competition. The ideomotor disposition value is stated as a great means to work out the ability of a sportsman to represent separate elements of shooting technique and be able to analyze self actions on the firing line.
Keywords: the general and special warm-up, idiomatic adjustment.
Большое значение для формирования оптимального эмоционального состояния биатлонистов имеет разминка перед соревнованиями, которая строится в зависимости от индивидуальных особенностей, спортивной формы, объективных условий предстоящих соревнований.
Общая разминка - комплекс специально подобранных упражнений для подготовки организма к предстоящей работе.
Первая часть разминки должна поднять уровень общей работоспособности организма путем усиления главным образом вегетативных функций (дыхания, кровообращения и т.д.), а также способствовать достижению оптимального эмоционального состояния биатлонистов. В эту часть входят такие упражнения, как ходьба, спокойный бег, гимнастические упражнения, пристрелка в спокойном состоянии.
Вторая часть настраивает спортсменов на выполнение специфических упражнений и способствует возникновению оптимальных взаимоотношений, процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, установлению соответствующих нервных процессов и связей, а в целом - проявлению динамического стереотипа предстоящего действия. Под влиянием повышения тонуса центральной нервной системы и повторных упражнений рефлекторно повышается уровень работоспособности всех органов и систем применительно к специфике действия. Вторая часть включает в себя выполнение элементов техники стрельбы по мишеням с хода, отрезки от 500 до 1000 м, включая 5 зон интенсивности, а также упражнения на координацию, темп и ритм стрельбы, достигнутый спортсменом к началу предстоящих соревнований.
После 6-8 ускорений задача спортсмена - средствами специальной разминки