Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПЕРЕД ЧЕМПИОНАТОМ МИРА'

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПЕРЕД ЧЕМПИОНАТОМ МИРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / СПОРТ / СПОРТСМЕНЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН / ФСИН РОССИИ / ТЕСТ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ОПРОСНИК / СОРЕВНОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сильдушкин Иван Владимирович, Козлова Мария Александровна

В XXI в. проблема подготовки спортсменов к соревнованиям выходит на новый уровень. Если раньше внимание уделялось только физическому аспекту, то сегодня учитывается и психологическое состояние спортсмена. Тревожность, эмоциональное состояние, мотивация, предстартовый мандраж, «олимпийское спокойствие», состояние потока - это термины, которые используют при работе со спортсменами, и спортивный психолог важен так же, как тренер или врач. Совместная продуктивная работа этих специалистов - залог успешного выступления на соревнованиях. Сбой работы одного ставит под угрозу всю подготовку в целом. Так, психологические барьеры, которые спортсмен не в состоянии преодолеть самостоятельно, ведут к ухудшению результатов, а иногда и к психологическим травмам. Нередко восстановление психического здоровья спортсмена занимает даже больше времени, чем физического. К сожалению, некоторые тренеры и сами атлеты не уделяют должного внимания психологической составляющей тренировочного процесса, особенно в России. В статье сделана попытка рассмотреть уровень психологической подготовки спортсменов сборной команды ФСИН России в период проведения учебно-тренировочных сборов перед чемпионатом мира и доказать, что эмоциональное состояние также важно, как и физическая подготовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF THE NATIONAL TEAM OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE BEFORE THE WORLD CUP

In the twenty-first century, the problem of preparing athletes for competitions is reaching a new level. If earlier attention was paid only to the physical aspect, today, the psychological state of the athlete becomes on a par with the prepared body. Anxiety, emotional state, motivation, pre-start jitters, Olympic calm, state of flow - these are terms that are used when working with athletes, and a sports psychologist is as important as a coach or doctor. All these three components together are the key to successful performance in competitions. The failure of one puts the entire training at risk. Very often this happens because of problems in the head. Psychological barriers that the athlete is not able to overcome on their own lead to poor results, and sometimes to psychological injuries. The recovery of an athlete's mental health may take even longer than the physical one. Unfortunately, some coaches and athletes themselves do not pay enough attention to sports psychology, especially in Russia. The article attempts to examine the level of psychological preparation of athletes of the Russian Federal penitentiary service team during the training camp before the world Cup and prove that emotional state is as important as physical training.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПЕРЕД ЧЕМПИОНАТОМ МИРА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.37523/SUI.2021.42.1.018 УДК 796.01:159.9

Сильдушкин Иван Владимирович

преподаватель кафедры физической и тактико-специальной подготовки,

Ivan V. Sildush kin

Lecturers of the Department of physical and tactical training, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

Козлова Мария Александровна

младший инспектор ПФРСИ ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области, 443101, Россия, Самара ул. Утевская, 18а, e-mail: [email protected]

Marija A. Kozlova

Sub-inspector of the «FKU IK-15» of the Federal Penitentiary Service of Russia, 18a, Utevskay str., Samara, Russia, 443101, e-mail:[email protected]

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПЕРЕД ЧЕМПИОНАТОМ МИРА

Аннотация. В XXI в. проблема подготовки спортсменов к соревнованиям выходит на новый уровень. Если раньше внимание уделялось только физическому аспекту, то сегодня учитывается и психологическое состояние спортсмена. Тревожность, эмоциональное состояние, мотивация, предстартовый мандраж, ©олимпийское спокойствие», состояние потока - это термины, которые используют при работе со спортсменами, и спортивный психолог важен так же, как тренер или врач. Совместная продуктивная работа этих специалистов - залог успешного выступления на соревнованиях. Сбой работы одного ставит под угрозу всю подготовку в целом. Так, психологические барьеры, которые спортсмен не в состоянии преодолеть самостоятельно, ведут к ухудшению результатов, а иногда и к психологическим травмам. Нередко восстановление психического здоровья спортсмена занимает даже больше времени, чем физического. К сожалению, некоторые тренеры и сами атлеты не уделяют должного внимания психологической составляющей тренировочного процесса, особенно в России. В статье сделана попытка рассмотреть уровень психологической подготовки спортсменов сборной команды ФСИН России в период проведения учебно-тренировочных сборов перед чемпионатом мира и доказать, что эмоциональное состояние также важно, как и физическая подготовка.

Ключевые слова: психология, психодиагностика, спорт, спортсмены, эмоциональный фон, ФСИН России, тест, исследование, опросник, соревнования.

ASSESSMENT OF THE PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF THE NATIONAL TEAM OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE BEFORE THE WORLD CUP

Summary. In the twenty-first century, the problem of preparing athletes for competitions is reaching a new level. If earlier attention was paid only to the physical aspect, today, the psychological state of the athlete becomes on a par with the prepared body. Anxiety, emotional state, motivation, pre-start jitters, Olympic calm, state of flow -these are terms that are used when working with athletes, and a sports psychologist is as important as a coach or doctor. All these three components together are the key to successful performance in competitions. The failure of one puts the entire training at risk. Very often this happens because of problems in the head. Psychological barriers that the athlete is not able to overcome on their own lead to poor results, and sometimes to psychological injuries. The recovery of an athlete's mental health may take even longer than the physical one. Unfortunately, some coaches and athletes themselves do not pay enough attention to sports psychology, especially in Russia. The article attempts to examine the level of psychological preparation of athletes of the Russian Federal penitentiary service team during the training camp before the world Cup and prove that emotional state is as important as physical training.

Keywords: psychology, psychodiagnostics, sports, athletes, emotional background, Federal Penitentiary Service, test, research, questionnaire, competitions.

© 2021 Сильдушкин И. В., Козлова М. А.

Процесс подготовки спортсменов включает в себя физический и психологический аспекты. К сожалению, в России, психология получила признание в практике работы в спортивной индустрии относительно недавно, и не все тренеры уделяют психологической составляющей должное внимание. Работа со спортсменом не только на тренировке, но и за ее пределами, выявление его страхов, проблем, решение вопросов, связанных с мотивацией, эмоциональным фоном, напрямую связана с успешным выступлением на соревнованиях.

Мозг человека - самый сложный орган, до сих пор таящий в себе загадки, который ученые пытаются разгадать. Именно от головного мозга поступает сигнал к выполнению всех основных функций для поддержания процесса жизнедеятельности. И если спортсмен тренирует свое тело, готовя его к соревнованиям при помощи тренажеров, то как ему тренировать свое сознание? На помощь ему приходит психология.

Психология - наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе [1, с. 27].

Психология содержит огромное количество методик, которые используются во всех областях человеческой деятельности, включая и работу со спортсменами. Но для того чтобы пользоваться этими методиками и правильно трактовать полученные результаты, необходимо проводить большое количество исследований с выбранным контингентом людей.

Центральное место в психологии соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование таких психических состояний, как психическое напряжение, эмоциональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом [2, с. 146].

Деятельность любого спортсмена связана с яркими эмоциями: как положительными, так и отрицательными. Предстартовый мандраж, тревожность, радость победы и горечь поражения - все это влияет на психическое состояние человека. Без эмоций невозможно представить себе ни один вид спорта. И контроль за своими эмоциями, понимание того, что происходит в голове, возможный прогноз в поведении на соревнованиях - залог успешного выступления на соревнованиях. Все эмоции можно разделить на две группы:

1) стенические - эмоции, которые положительно влияют на жизнедеятельность организма;

2) астенические - эмоции, которые разрушительно действуют на психику. От таких эмоций человек страдает и может впасть глубокую депрессию. Для спортсмена это может обернуться проигрышем еще до выхода на помост [3, с. 93].

На сегодняшний день в России следует констатировать недостаточную подготовку спортсмена к соревнованиям. Еще с советского периода сохраняется представление о том, что выигрывает тот, кто больше тренируется, которое ограничивается только физическими данными, напрочь исключая психологическую подготовку. Уже на начальном этапе подготовки спортсмен начинает испытывать трудности, связанные преодолением страхов и волнения, собранностью, уверенностью в своих силах. Эти моменты не прорабатываются, нанося человеку психологическую травму, остаются в его голове в виде якоря. Итогом всего этого становится нежелание спортсмена выступать, апатия, депрессия, когнитивный диссонанс, эмоциональное выгорание, ©олимпийское спокойствие» и наоборот повышенная нервозность. Как правило, все это отражается не только на моральном состоянии, но и на физическом. Человек, находящийся в депрессии или, наоборот, в состоянии возбуждения, не может продуктивно тренироваться: возникает перетренированность, травмы, снижение иммунитета, что приводит к различным заболеваниям. Если спортсмен несколько раз выступает в таком состоянии, у него вырабатывается условный рефлекс на отрицательные эмоции, связанные с соревнованиями, а следовательно, ни о каких высоких результатах не может быть и речи. Одной из задач тренерского состава является обеспечение правильной психологической подготовки спортсмена.

Психологическая подготовка спортсмена - сложный, многогранный процесс, который протекает параллельно с физической подготовкой. Во многом стратегии спортивного психолога зависят от типа тренировок спортсмена, его физического состояния, успехов на предыдущих соревнований и т. д. Важно не просто вселить уверенность, что человек все может, но и научить его адекватно оценивать ситуацию, уметь справляться со стрессовыми ситуациями и принимать мгновенные решения,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

потому что спорт - само по себе непредсказуемое и неконтролируемое явление. Когда спортсмен выходит на помост, он остается один: без тренера, родителей, врача, психолога. И в этот момент только от уровня психологической подготовленности будет зависеть успех выступления. Психологическую подготовку можно разделить на три основных этапа:

1) период от получения информации о соревнованиях до результатов жеребьевки;

2) период от ознакомления с результатами жеребьевки до начала старта;

3) период от начала соревнований до их завершения.

На каждом этапе решаются определенные задачи. В данном исследовании был выбран первый период, когда спортсменам сообщили о предстоящих соревнованиях.

Для того чтобы более конкретно понимать картину эмоционального состояния, было проведено исследование с членами сборной команды Федеральной службы исполнения наказаний, находящихся на учебно-тренировочном сборе, в период подготовки к участию в чемпионате мира по универсальному бою. В исследовании приняли участие 15 человек: 8 мужчин и 7 женщин, имеющих звание не ниже мастера спорта Российской Федерации и спортивный опыт не менее пяти лет.

Исследование включало в себя следующие виды: анкетирование, беседа, методика САН, цветовой тест Люшера. На основе результатов исследования можно сделать выводы об эмоциональном состоянии спортсменов в предстартовый период.

Анкетирование - первичный метод сбора информации посредством структурно организованного набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исслед о-вания [4, с. 76].

Испытуемым было предложено ответить на 10 вопросов анкеты селективного типа, в которых содержалось несколько вариантов ответов на каждый вопрос:

1. Как давно вы занимаетесь спортом? а) 3-5 лет; б) 6-9; в) более 10.

2. Какое имеете звание? а) МС; б) МСМК; в) ЗМС.

3. Как регулярно вы тренируетесь? а) регулярно; б) нерегулярно.

4. Работали ли вы когда-нибудь со спортивным психологом? а) да; б) нет.

5. Хотели бы вы поработать со спортивным психологом? а) да; б) нет.

6. Как вы оцениваете свое эмоциональное состояние на данный период? а) плохое; б) удовлетворительное; в) хорошее.

7. Есть ли что-нибудь, что тревожит вас в данный период? а) да; б) нет; в) точно не знаю.

8. Хорошо ли вы спите по ночам? а) хорошо; б) плохо.

9. Как вы оцениваете свою физическую подготовку на данный момент? а) плохая; б) удовлетворительная; в) хорошая.

10. Чувствуете ли вы перетренированность в данный момент? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

По результатам анкетирования было выявлено, что никто из спортсменов никогда не работал со спортивным психологом, даже учитывая высокие спортивные звания. Однако все спортсмены ответили, что хотели бы поработать. Большинство испытуемых оценивают свою физическую подготовку на хорошем уровне, а вот психологическое состояние - скорее, на удовлетворительном. 9 человек не могут точно определить свое состояние, 4 отметили, что есть то, что сейчас тревожит, 2 ответили, что ничего не беспокоит. 10 спортсменов отметили, что хорошо спят по ночам, остальные пять дали противоположный ответ. Абсолютно все ответили, что перетренированности в данный момент нет. По результатам анкетирования получается, что даже профессиональные спортсмены не имели до этого опыта работа со спортивным психологом, а значит, могут иметь проблемы, которые необходимо выявлять и решать до момента выступления на соревнованиях.

Беседа - это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора [4, с. 203].

Беседа широко применяется в спортивной психологии. Основная особенность ее состоит отсутствии четкого плана. Психолог, отталкиваясь от полученных ответов, может изменять направление беседы с целью более детального раскрытия темы общения.

Беседа проводилась с каждым спортсменом сборной команды длительностью по 15 минут. Цель - выявить общее эмоциональное состояние спортсмена на данном этапе тренировочного процесса.

Задачи:

1) выяснить, достаточно ли, по мнению спортсмена, он сейчас тренируется;

2) готов ли он к предстоящему старту;

3) тревожит ли его что-нибудь на данный момент;

4) узнать, насколько сильно он обычно волнуется перед выходом на помост.

В ходе проведения беседы удалось выяснить, что 9 из 15 опрашиваемых довольны режимом тренировок и тренерским составом ФСИН России по борьбе. Больше всего спортсменов тревожит тот факт, что тренировки вне спортивных сборов не являются регулярными, и это уменьшает эффективность физической подготовки. Также было отмечено, что спортсмены озабочены сбросом веса. Данная проблема возникает по той же причине - нерегулярности тренировочного процесса. Трое опрашиваемых отметили, что у них присутствует тревожность перед стартом (ввиду высокого уровня мероприятия - чемпионат мира), страх проиграть и травмироваться. Что касается волнения, то 8 респондентов ответили, что справляются с волнением и не видят в этом особой проблемы, 4 - с трудом справляются с мандражом, 2 - не волнуются вообще и 1 человек испытывает сильные трудности, это иногда очень сильно мешает ему достичь высоких результатов. Еще один момент, на который обратили внимание при беседе, - проблема с самоконтролем: четверо сказали, что чем ближе соревнования, тем сложнее себя контролировать, справляться с эмоциями. По итогам беседы можно сделать вывод, что все спортсмены достаточно ответственно относятся к данному соревнованию, используют отведенное на сборы время, чтобы подготовиться к выступлению, не испытывают апатию, не имеют проблемы со сном, за исключением одного спортсмена, и отмечают, что эмоциональный фон стабильный, хотя и есть проблемы с самоконтролем и стрессовыми волнениями.

Беседа - метод, при котором можно более глубоко затронуть и раскрыть вопросы, которые интересуют исследователя. Но во время общения респондент может исказить то, что думает, даже не желая того. Поэтому помимо беседы необходимо применять тесты и опросники, с помощью которых можно получить данные и, совмещая их с результатами беседы, правильно интерпретируя, получить достоверные результаты исследования.

В исследовании использовался опросник С-А-Н (самочувствие, активность, настроение). Тест САН - разновидность опросников состояний и настроений. Разработан сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И. М. Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г. [5, с. 112].

САН - это таблица, содержащая 30 пар слов, которые отражают те компоненты исследования, которые необходимо охарактеризовать.

По полученным и обработанным результатам были сделаны следующие выводы:

1) по школе настроения у 8 спортсменов значения оказались выше среднего, у остальных 7 показатели были средние показатели;

2) по шкале активности 4 спортсмена имеют высокую активность, 7 среднюю, у остальных 4 значения оказались ниже среднего;

3) по шкале настроения только у 1 человека оказался пониженный показатель, 5 имели средний показатель и 9 - показатель выше среднего.

Из обработанных данных сделан вывод, что члены сборной команды ФСИН России имеют стабильный эмоциональный фон и хорошее самочувствие, достаточно активны.

Следующим тестом, применяемым в исследовании, был тест Люшера. Плюс данного теста в том, что человек не может обдумать вариант ответа, так как тест основывается на цветах.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Цветовой тест Люшера - проективная методика исследования личности, впервые опубликованная швейцарским психотерапевтом Максом Люшером в 1949 г. [1, с. 66].

На основе полученных данных, руководствуясь инструкцией, можно сделать выводы, что на данный момент привлекает человека, что отталкивает, что беспокоит, к чему он стремится, что не воспринимает.

После обработки результатов группу можно разделить на три подгруппы. Первая и наиболее многочисленная состоит из 8 человек, которые стараются сдержать под контролем свои эмоции, ярких переживаний не выявлено, имеют невысокую степень тревожности, преодолевают те трудности, которые испытывают в данный момент. Также отмечается высокий уровень внимания и усиленная работа мышления, отсутствие переутомления.

Вторая подгруппа - 5 человек. У них отмечается повышенная усталость, наличие избыточного возбуждения, суетливость, что характерно для необдуманных поступков, снижения самоконтроля. При этом общее эмоциональное состояние остается в норме, а тревога и возбуждение, скорее всего, связано с предстоящими выступлениями, о чем говорилось ранее в итогах беседы.

И последняя подгруппа, самая немногочисленная, состояла из 2 человек. Согласно полученным данным они стремятся выделиться из толпы, в связи с этим испытывают стресс, имеют чрезмерный самоконтроль. Из карточек в основном выбирали дополнительные цвета. Отмечается повышенная тревожность и апатия у этих людей, неуверенность в своих позициях. Для этих испытуемых рекомендовано провести ряд дополнительных психологических сеансов, с целью помощи предотвращения депрессии, что может пагубно сказаться как на результатах соревнований, так и в других жизненных ситуациях.

Отношение испытуемых к исследованию - интерес, желание узнать свой эмоциональный фон. Все спортсмены были коммуникабельны и открыты, легко отвечали на вопросы. Отмечается относительно стабильное состояние. Ни у одного испытуемого не возникло желания остановить и прекратить исследование.

По результатам исследования можно сделать вывод, что только четверо членов сборной команды Федеральной службы исполнения наказаний имеют относительно хороший эмоциональный фон и вполне готовы к выступлению на предстоящих соревнованиях. Шестеро имеют средний уровень тревожности, они обеспокоены предстоящими соревнованиями, что может привести к эмоциональному выгорания или же, наоборот, к эффекту ©олимпийского спокойствия». Для предотвращения негативных последствий можно провести несколько тренинговых занятий по стабилизации психологического состояния. И, наконец, пятеро участников можно занести в так называемую группу риска. Им необходимо начать проходить курсы психологической помощи, по-сколько у них отмечается очень высокий уровень тревожности и стресса, а также начальные признаки депрессии.

На основе этого исследования сделан вывод о рекомендации привлечения в сборную команду ФСИН России спортивного психолога для работы со спортсменами в период подготовки к соревнованиям.

Библиографический список

1. Общая психология : учебное пособие / под общ. ред. Н. П. Ансимовой. Ярославль: ЯГПУ, 2013.

2. Родионов А. Психологическая подготовка спортсменов // Наука в олимпийском спорте. 2007. № 1. С. 93-98.

3. Психологическое обеспечение спортивной деятельности / под ред. Г. Д. Бабушкина. Омск: СибГУФК, 2016. 93 с.

4. Бабушкин Г. Д. Психология физического воспитания. Омск: СибГАФК, 2015. 167 с.

5. Киселев Ю. А. Победи: Размышление и советы психолога спорта. М.: Спортакадемия, 2012. 112 с.

References

1. Obshchaya psikhologiya : uchebnoe posobie [General psychology]. Yaroslavl, 2013 [in Russian].

2. Rodionov A. Psikhologicheskaya podgotovka sportsmenov [Psychological training of athletes]. Nauka v olimpiiskom sporte [Science in Olympic sports], 2007, no. 1, pp. 93-98 [in Russian].

3. Psixologicheskoe obespechenie sportivnoj deyatel'nosti [Psychological support of sports activities]. Omsk, 2016, 93 p. [in Russian].

4. Babushkin G. D. Psixologiya fizicheskogo vospitaniya [Psychology of physical education]. Omsk, 2015, 167 p. [in Russian].

5. Kiselev Yu. A. Pobedi: Razmy shlenie i sovety' psixologa sporta [Reflection and advice of a sports psychologist]. Moscow, 2012, 112 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.