УДК 796.8 DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-3-42-47
Психологическое сопровождение в гиревом спорте
Базанов А.Н.*
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора
МА. Бонч-Бруевича г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0002-7016-3281, [email protected]*
Аннотация: Актуальность проведенного исследования обусловлена стремлением повысить качество подготовки спортсменов-гиревиков к предстоящим соревнованиям, в том числе за счет повышения качества их психологической подготовки. Материал. Исследование влияния психорегулирующей тренировки на психоэмоциональное состояние студентов, занимающихся гиревым спортом, их физическую готовность к выполнению предстоящей работы. Методы исследования: клинико-биографический метод, метод совместного обсуждения, метод тестирования, метод доверительной беседы, метод фиксации в дневнике своих значимых переживаний, метод корректировки дневника спортсмена, метод наблюдения (особенно в кризисных ситуациях). Результат. Психорегулирующая тренировка проводилась на протяжении семестра с членами сборной команды университета по гиревому спорту и студентами, посещающими занятия по гиревому спорту факультативно. Используя различные методы исследования, произведена попытка поэтапно наладить психологическое сопровождение спортсменов-гиревиков. Особенно эффективно зарекомендовала себя психорегулирующая тренировка. Результаты выступлений улучшаются, что говорит о необходимости продолжать и совершенствовать работу в данном направлении. Заключение. ПРТ при правильном применении оказывает положительное влияние на психологическое состояние спортсменов, а следовательно и на результаты их выступлений. При этом не следует забывать, что это лишь незначительная часть психологической подготовки и психологического сопровождения Ключевые слова: значимые переживания, кризисная ситуация, индивидуальный потенциал преодоления, предстартовый мандраж, мотивация, самооценка, концентрация, контрдоминанта.
Для цитирования: Базанов А.Н.* Психологическое сопровождение в гиревом спорте. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(3): 42-47 DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-3-42-47 .
Psychological maintenance in kettlebell lifting
Bazanov A.N.*
Saint-Petersburg State University of Telecommunications named after professor MA. Bonch-Bruevich
Saint-Petersburg, Russia ORCID: 0000-0002-7016-3281, [email protected]*
Abstract. The urgency of the held research work is conditioned by the desire to improve the quality of training athletes-weightlifters for the future competitions, owing to the quality of their psychological readiness improvement. Material. Studying the influence of auto-training on psycho-emotional state of students, who go in for kettlebell lifting, their physical readiness for the future work realization. Research methods: clinical-biographical method, joint discussion method, method of talk therapy, the method of own important feelings recording in a diary, the method of an athlete's diary correction, observation method (especially in crisis). Result. Autotraining was held during the term with the members of kettlebell lifting University team and students, who go in for kettlebell lifting as an elective course. Using different research methods we tried to regulate stage by stage psychological maintenance of weightlifters. Especially effective was auto-training. The results of the performances improved and it proves the necessity to continue and develop the work in this direction. Conclusion. Auto-training (AT) has a positive influence on psychological state of athletes and the results of their performances. At the same
time, it is important to remember that this is only insignificant part of psychological training and psychological maintenance.
Keywords: important feelings, crisis, individual potential of overcoming, pre-start fear, motivation, self-assessment, concentration, counter-dominant.
For quotation: Bazanov A.N.* Psychological maintenance in kettlebell lifting. Pedagogico-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports. 2020; 15(3): 42-47. DOI: 10.14526/20704798-2020-15-3-42-47.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в спорте все больше внимания уделяется психологической подготовке спортсменов. Зачастую спортсмен не может показать на соревнованиях тот результат, который относительно легко давался ему на тренировочных занятиях. Это говорит в основном о психологической причине неудач.
Успех в спорте вообще и в гиревом спорте в частности во многом зависит от умения спортсмена преодолевать кризисные ситуации, особенно в экстремальных условиях официальных соревнований.
В прикладном плане актуальность проблемы заключается в важности и, более того, в необходимости научения и воспитания умения преодолевать любые препятствия, стоящие перед человеком на пути к поставленной цели. Препятствия могут быть внутренними (негативные состояния, страх, неуверенность, усталость и т.п.), преодоление которых осуществляется в процессе борьбы человека с самим собой, и внешними (сопротивление противника, неблагоприятные условия деятельности, например необъективность судей и зрителей, взаимодействие с околоспортивной средой и т. д.), которые человек преодолевает в процессе выполнения своей основной деятельности [1].
В этой статье рассматриваются лишь вопросы, связанные с психорегулирующей тренировкой и ее влиянием на спортсменов-гиревиков,причеткомпониманиивсестороннего, систематического и профессионального психологического сопровождения спортсменов, занимающихся гиревым спортом. Причем речь здесь идет о студенческом спорте, что обусловливает и особую специфику психологической подготовки, психологического сопровождения. Студенческий спорт как спорт
массовый дает занимающимся возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и противостоять нежелательным воздействиям условий повседневной жизни на их организм. Цель занятий массовыми видами спорта, и гиревым спортом в частности, - укрепление здоровья, воспитание положительных нравственных качеств, организация здорового образа жизни, улучшение физического развития, активный отдых [2]. Направляя свои усилия на реализацию этих целей, следует отметить, что желание занять первое место у спортсменов и тренера очень велико, но существенны и различия в мотивационной сфере, в области значимых переживаний и кризисных ситуаций, в сравнении спорта студенческого со спортом высших достижений и профессиональным спортом. Безусловно, существуют и общие закономерности.
Исходя из вышеизложенного, выполнена работа, целью которой являлось исследование влияния психорегулирующей тренировки на психоэмоциональное состояние студентов, занимающихся гиревым спортом, их физическую готовность к выполнению предстоящей работы.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Работа проведена на базе Санкт-Петербургского университета
телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича с группой студентов из 37 человек (28 юношей и 9 девушек) в возрасте от 18 до 23 лет, членов сборной команды университета по гиревому спорту, и студентами, посещающими факультативные занятия по программе «Гиревой спорт и атлетическая подготовка», на протяжении семестра. С этой группой студентов проводились психорегулирующие тренировки,
как совместные, так и индивидуальные в различных ситуациях и на разных этапах подготовки к соревнованиям. Применяя принцип «сознательности и активности», со студентами обсуждались цели и задачи эксперимента, промежуточные результаты работы, личные наблюдения спортсменов и их пожелания по проведению психорегулирующей тренировки (ПРТ). В результате удалось повысить интерес спортсменов к выполняемой работе, осознание ее значимости лично для них. В процессе выполнения работы изменялась и методика проведения ПРТ, в основном это касалось отдельных психорегулирующих формул и некоторых временных параметров. Оптимизировались длительность ПРТ, время проведения ПРТ до старта, временной интервал между психорегулирующими формулами.
Использовались следующие методы исследования: клинико-биографический
метод, метод совместного обсуждения, метод тестирования, метод доверительной беседы, метод фиксации в дневнике своих значимых переживаний, метод корректировки дневника спортсмена, метод наблюдения (особенно в кризисных ситуациях).
Применение данных методов в большой степени уже решает задачу воздействия на спортсмена: улучшает настроение, повышает его самооценку и уверенность в себе, снимает влияние отрицательных эмоций и накопившуюся неудовлетворенность (катарсис) и т.д.
Исходя из того, что наиболее распространенной в данной группе испытуемых являлась такая кризисная ситуация, как «предстартовая лихорадка» (предстартовый
проводилась психорегулирующая тренировка с целью оптимизировать эмоциональное состояние спортсменов-гиревиков перед стартом для приведения их в состояние «боевой готовности». Эффективность воздействия ПРТ оценивалась по результатам выступлений спортсмена на различных соревнованиях, контрольных стартах (прикидках). Результаты выступлений спортсмена сравнивались с его персональными достижениями (личными рекордами), а также спортсмен сам оценивал свое выступление и свое психоэмоциональное состояние до старта, во время старта, во время выполнения соревновательного упражнения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Кризисные ситуации, которые переживает спортсмен, практически всегда неблагоприятно сказываются на результатах его выступлений, накладывают негативный отпечаток на тренировочный процесс и всю жизнедеятельность в целом. Возникают кризисные ситуации в значительной степени из-за не умения справиться со значимыми переживаниями, перевести переживания из значимых в менее значимые, из неконструктивных в конструктивные, а затем в незначимые переживания.
Несмотря на сравнительно небольшой жизненный опыт исследуемых, возникла необходимость применения клинико-биографического метода. С его помощью экспериментальная группа была распределена соответствующим образом по психотипам (классификация Загайнов Р.М., 2010 г.):
мандраж), реже «предстартовая апатия»,
Таблица 1 - Психотипы спортсменов-гиревиков экспериментальной группы в %
Психотип Краткая характеристика %
Тип 1 - «человек долга» Мотивация «положительная», очень высокая (в ее основе среди различных составляющих превалирует чувство ответственности, чести, патриотизма и другие моральные ценности). 24
Тип 2 - «человек-одиночка» Мотивация «отрицательная», очень высокая (в ее основе -негативизм по отношению к людям и к жизни, чувства злости и ненависти к сопернику, индивидуализм и меркантилизм). 8
Тип 3 -«артистический» Мотивация в основе «положительная», невысокая (мотивируют и воодушевляют такого спортсмена больше внешние атрибуты спорта и спортивного соревнования: сцена, зрительный зал, публичность его жизни и деятельности, элемент творчества самой деятельности, популярность). 26
Тип 4 -«интеллектуал» Мотивация в основе «положительная», невысокая (интеллект - в основе его деятельности и жизни, направлен на осмысление каждой ситуации и каждого действия. Спорт для «интеллектуала» - испытательный полигон, где он изучает себя, свои потенциальные возможности и готовит себя к иной деятельности). 32
Тип 5 - «хрупкий» Мотивация в основе «положительная», невысокая (этот психотип складывается в результате счастливого детства и дальнейшей бескризисной жизни, не терпит грубости, хамства, диктаторства в работе и общении с ним. Тяжело переживает любую кризисную ситуацию, особенно предстартовую. Всегда боится поражения). 10
Исследования показали, что из 12 значимых переживаний [3] для исследуемой группы гиревиков актуальны лишь 9 (таблица 2). Таблица 2 - Значимые переживания спортсменов группы в %
№ Значимые переживания %
1 Переживания боязни поражения 54
2 Переживания неудовлетворенности 48
3 Переживания неуверенности 62
4 Переживания ответственности 56
5 Переживания конкуренции 42
6 Переживания бремени лидерства 2
7 Переживания публичности (стеснение) 14
8 Переживания несбалансированности основной и неосновной деятельности 15
9 Переживания психологической усталости 2
По психотипам значимые переживания распределились следующим образом: тип 1 - 2, 4; тип 2 - 1, 2, 4, 5, 6, 9; тип 3 - 1, 2, 3, 5, 7; тип 4 - 2, 3, 4, 7, 8; тип 5 - 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8.
Опираясь на полученные
данные, произведена попытка построить психорегулирующую тренировку с учетом индивидуальных особенностей спортсменов-гиревиков. В течение нескольких месяцев испытуемые приобретали навыки по приведению своих психофизических кондиций
в оптимальное состояние в различных ситуациях[4]. Психорегулирующие тренировки проводились в составе групп до и после тренировочных занятий с помощью тренера. Перед сном спортсмены нарабатывали навыки самостоятельно. Далее психорегулирующие тренировки проводились перед контрольными стартами (прикидками) и перед официальными соревнованиями по гиревому спорту.
Наблюдая за тем, как на фоне возросшей психологической готовности спортсменов
улучшались их спортивные результаты, были отмечены некоторые закономерности в преодолении самой проблемной кризисной ситуации - предстартовой, с помощью психорегулирующей тренировки (ПРТ).
Здесь следует учесть множество факторов - от условий учебно-трудовой деятельности спортсмена в течение дня, недели, месяца, более длительного периода, сроков и времени проведения соревнований, к которым осуществляется целенаправленная подготовка, до психологических особенностей личности; динамики изменения биоэнергетического потенциала в течение суток; целей, поставленных на данную тренировку (ряд тренировок); состояния здоровья и степени восстановления спортсмена в настоящий момент[5,6,7,8,9].
День до соревнований, а особенно день соревнований должен быть четко спланирован по времени. Спортсмен должен быть постоянно занят. Здесь имеется в виду и помощь товарищам по команде, которые выступают раньше (подготовка гирь, психологическая поддержка), фотографирование, отслеживание выступлений спортсменов других команд. Проведение ПРТ в составе команды с тренером и до разминки самостоятельно. Собственно разминка перед стартом. Это значительно снижает возможность возникновения негативных мыслей и эмоций.
Со стороны тренера должно вестись постоянное наблюдение за спортсменами всей команды. Спортсмен ни в коем случае не должен оставаться один.
Следует учесть и специфику соревнований по гиревому спорту. Соревнования значительно растянуты по времени. Особенно долго приходится ждать юношам тяжелых весовых категорий, поэтому более пристальное внимание должно быть уделено им. Девушки находятся в более благоприятных условиях, так как выступают первыми. И поскольку они освобождаются после выступлений, тем более ценной становится психологическая поддержка с их стороны другим членам команды. Команда должна находиться вместе до заключительного выступления.
Спортсмены должны находиться в
постоянном «волевом корсете», особенно в день соревнований. Во время разминки происходит окончательная настройка на выступление с максимальной концентрацией внимания.
ПРТ представляет собой вариант аутогенной тренировки, адаптированной к условиям занятий спортом (А.В. Алексеев, Л.Д. Гиссен, 1969). Психологической основой ПРТ является концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением мышц. Причем формулы, вызывающие чувство тяжести, в работе со спортсменами не применяются, более того, активизирующая часть ПРТ включает формулы, специально направленные на снятие этого чувства, если оно возникает. ПРТ присущи систематизация последовательности психорегулирующих
формул (которыми необходимо овладеть).
Следует также исключить отрицательное влияние на спортсмена со стороны группы психологической поддержки (близкие, друзья), чтобы предотвратить возникновение эффекта контрдоминанты, которая нарушает концентрацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важно отметить, что методы и принципы спортивной психологии, различные наработки в этой области знаний необходимо использовать в студенческом спорте. Пока, не имея других возможностей, эту работу вынужден выполнять тренер по виду спорту, которому так или иначе приходилось заниматься психологической подготовкой спортсменов (возможно даже интуитивно). Психологическое сопровождение в студенческом спорте требуется поставить на профессиональную основу. Соответствующую подготовку должны пройти тренеры, преподаватели. При невозможности привлечь профессионального спортивного психолога на постоянной основе, необходимо обеспечить психологическое сопровождение команд по видам спорта в виде систематических консультаций специалиста.
ПРТ при правильном применении оказывает положительное влияние на психологическое состояние спортсменов, а
следовательно и на результаты их выступлений. При этом не следует забывать, что это лишь незначительная часть психологической подготовки и психологического сопровождения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Загайнов Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления. М.: Советский спорт. 2010: 8.
2. Огородова Т.В. Психология спорта: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ. 2013: 7.
3. Загайнов Р.М. Психология современного спорта высших достижений. М.: Советский спорт. 2012: 62.
4. Ганженко Ю.В., Базанов А.Н. Программированное обучение на занятиях по физической культуре в высшем учебном заведении. Сборник статей II Международной научно-технической и научно-методической конференции «Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании». СПб: СПбГУТ. 2013: 1063.
5. Базанов А.Н. Выбор оптимального времени для проведения тренировок по гиревому спорту. Международный журнал
гуманитарных и естественных наук. 2018; 111: 56 - 58.
6. Пушкарев А.В.* Психологические аспекты проявления успешности и надежности баскетболистов в соревновательной деятельности. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(2): 92-98. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-92-98.
7. Кузнецов А.С., Кузнецова З.М. II Съезд членов общественной организации «Российское профессорское собрание». Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(4): 5-7. DOI: 10.14526/2070-4798-201914-4-5-7.
8. Karipidis A., Fotinakis P., Taxildaris K., Fatouros J. Factors characterizing a successful performance in basketball. Journal of Human Movement Studies. 2001; 41: 385-397.
9. Schmidt A. Movement pattern recognition in basketball free-throw shooting. Human Movement Science. 2012; 31: 360-382. DOI: 10.1016/j.humov.2011.01.003.
Статья поступила в редакцию: 23.06.2020
Базанов Андрей Николаевич - старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора МА. Бонч-Бруевича, 193382, Россия, г. Санкт-Петербург, проспект Большевиков, дом 22, e-mail: [email protected]