ПСИХОРЕГУЛИРУЮЩАЯ ТРЕНИРОВКА В ГИРЕВОМ СПОРТЕ А.Н. Базанов, старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10556
Аннотация. Актуальность проведенного исследования обусловлена стремлением повысить качество подготовки спортсменов-гиревиков к предстоящим соревнованиям, в том числе за счет повышения качества их психологической подготовки. Психорегули-рующая тренировка проводилась на протяжении семестра с членами сборной команды университета по гиревому спорту и студентами, посещающими занятия по гиревому спорту факультативно. Используя различные методы исследования, произведена попытка поэтапно наладить психологическое сопровождение спортсменов-гиревиков. Особенно эффективно зарекомендовала себя психорегулирующая тренировка. Результаты выступлений улучшаются, что говорит о необходимости продолжать и совершенствовать работу в данном направлении.
Ключевые слова: значимые переживания, кризисная ситуация, индивидуальный потенциал преодоления, предстартовый мандраж, мотивация, самооценка, концентрация, контрдоминанта.
В настоящее время в спорте все больше внимания уделяется психологической подготовке спортсменов. Зачастую спортсмен не может показать на соревнованиях тот результат, который относительно легко давался ему на тренировочных занятиях. Это говорит в основном о психологической причине неудач.
Успех в спорте вообще и в гиревом спорте, в частности, во многом зависит от умения спортсмена преодолевать кризисные ситуации, особенно в экстремальных условиях официальных соревнований.
В прикладном плане актуальность проблемы заключается в важности и, более того, в необходимости научения и воспитания умения преодолевать любые препятствия, стоящие на пути человека к поставленной цели. Препятствия могут быть «внутренними» (негативные состояния, страх, неуверенность, усталость и т.п.), преодоление которых осуществляется в процессе борьбы человека с самим собой, и «внешними» (сопротивление противника, неблагоприятные условия деятельности, например необъективность судей и зрителей, взаимодействие с околоспортивной средой и т.д.), которые человек пре-
одолевает в процессе выполнения своей основной деятельности [1].
В этой статье рассматриваются лишь вопросы, связанные с психорегулирующей тренировкой и ее влиянием на спортсменов-гиревиков, при четком понимании всестороннего, систематического и профессионального психологического сопровождения спортсменов, занимающихся гиревым спортом. Причем, речь здесь идет о студенческом спорте, что обуславливает и особую специфику психологической подготовки, психологического сопровождения. Студенческий спорт, как спорт массовый, дает возможность занимающимся совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и противостоять нежелательным воздействиям на организм условий их повседневной жизни. Цель занятий массовыми видами спорта и гиревым спортом в частности - укрепление здоровья, воспитание положительных нравственных качеств, организация здорового образа жизни, улучшение физического развития, активный отдых [2]. Направляя свои усилия на реализацию этих целей, следует отметить, что желание занять первое место у спортсменов и тренера очень велико, но
существенны и различия как в мотиваци-онной сфере, в области значимых переживаний и кризисных ситуаций, в сравнении спорта студенческого со спортом высших достижений и профессиональным спортом. Безусловно, существуют и общие закономерности.
Исходя из вышеизложенного, выполнена работа, целью которой являлось исследование влияния психорегулирующей тренировки на психоэмоциональное состояние студентов, занимающихся гиревым спортом, их физическую готовность к выполнению предстоящей работы.
Объекты и методы. Работа проведена на базе Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича с группой студентов из 37 человек (28 юношей и 9 девушек) в возрасте от 18 до 23 лет, членами сборной команды университета по гиревому спорту и студентами, посещающими факультативные занятия по программе «Гиревой спорт и атлетическая подготовка», на протяжении семестра. С этой группой студентов проводились психорегулирующие тренировки, как совместные, так и индивидуальные в различных ситуациях и на разных этапах подготовки к соревнованиям. Применяя принцип «сознательности и активности» со студентами обсуждались цели и задачи эксперимента, промежуточные результаты работы, личные наблюдения спортсменов и их пожелания по проведению психорегулирующей тренировки (ПРТ). В результате удалось повысить интерес спортсменов к выполняемой работе, а главное осознание ее значимости лично для них. В процессе выполнения работы изменялась и методика проведения ПРТ, в основном это касалось отдельных психо-регулирующих формул и некоторых временных параметров. Оптимизировались длительность ПРТ, время проведения ПРТ до старта, временной интервал между пси-хорегулирующими формулами.
Использовались следующие методы исследования: клинико-биографический метод, метод совместного обсуждения, метод тестирования, метод доверительной беседы, метод фиксации в дневнике своих значимых переживаний, метод корректи-
ровки дневника спортсмена, метод наблюдения (особенно в кризисных ситуациях).
Применение данных методов в большой степени уже решает задачу воздействия на спортсмена: улучшает настроение, повышает его самооценку и уверенность в себе, снимает влияние отрицательных эмоций и накопившуюся неудовлетворенность (катарсис) и т.д.
Исходя из того, что наиболее распространенной в данной группе испытуемых являлась такая кризисная ситуация, как «предстартовая лихорадка» (предстартовый мандраж), реже «предстартовая апатия», проводилась психорегулирующая тренировка с целью оптимизировать эмоциональное состояние спортсменов-гиревиков перед стартом для приведения их в состояние «боевой готовности». Эффективность воздействия ПРТ оценивалось по результатам выступлений спортсмена на различных соревнованиях, контрольных стартах (прикидках). Результаты выступлений спортсмена сравнивались с его персональными достижениями (личными рекордами), а также спортсмен сам оценивал свое выступление и свое психоэмоциональное состояние до старта, во время старта, во время выполнения соревновательного упражнения.
Результаты исследования. Кризисные ситуации, которые переживает спортсмен, практически всегда неблагоприятно сказываются на результатах его выступлений, накладывают негативный отпечаток на тренировочный процесс и всю жизнедеятельность в целом. Возникают кризисные ситуации в значительной степени из-за не умения справиться со значимыми переживаниями, перевести переживания из значимых - в менее значимые, из не конструктивных - в конструктивные, а затем в незначимые переживания.
Несмотря на сравнительно не большой жизненный опыт исследуемых, возникла необходимость применения клинико-биографического метода. С его помощью экспериментальная группа была распределена соответствующим образом по психотипам (классификация Загайнов Р.М., 2010 г.)
Таблица 1. Психотипы спортсменов-гиревиков экспериментальной группы в %
Психотип Краткая характеристика %
Тип 1 - «человек долга» Мотивация «положительная», очень высокая (в ее основе среди различных составляющих превалирует чувство ответственности, чести, патриотизма и другие моральные ценности). 24
Тип 2 - «человек-одиночка» Мотивация «отрицательная», очень высокая (в ее основе - негативизм по отношению к людям и к жизни, чувства злости и ненависти к сопернику, индивидуализм и меркантилизм). 8
Тип 3 - «артистический» Мотивация в основе «положительная», не высокая (мотивируют и воодушевляют такого спортсмена больше внешние атрибуты спорта и спортивного соревнования: сцена, зрительный зал, публичность его жизни и деятельности, элемент творчества самой деятельности, популярность). 26
Тип 4 - «интеллектуал» Мотивация в основе «положительная», не высокая (интеллект - в основе его деятельности и жизни, направлен на осмысление каждой ситуации и каждого действия. Спорт для «интеллектуала» прежде всего испытательный полигон, где он изучает себя, свои потенциальные возможности и готовит себя к иной деятельности). 32
Тип 5 - «хрупкий» Мотивация в основе «положительная», не высокая (этот психотип складывается в результате счастливого детства и дальнейшей бескризисной жизни, не терпит грубости, хамства, диктаторства в работе и общении с ним. Тяжело переживает любую кризисную ситуацию, особенно - предстартовую. Всегда боится поражения). 10
Исследования показали, что из 12 значимых переживаний [3] для исследуемой группы гиревиков актуальны лишь 9 (табл. 2).
Таблица 2. Значимые переживания спортсменов группы в %
№ Значимые переживания %
1 Переживания боязни поражения 54
2 Переживания неудовлетворенности 48
3 Переживания неуверенности 62
4 Переживания ответственности 56
5 Переживания конкуренции 42
6 Переживания бремени лидерства 2
7 Переживания публичности (стеснение) 14
8 Переживания несбалансированности основной и неосновной деятельности 15
9 Переживания психологической усталости 2
По психотипам значимые переживания распределились следующим образом: Тип 1 - 2, 4; Тип 2 - 1, 2, 4, 5, 6, 9; Тип 3 - 1, 2,
3, 5, 7; Тип 4 - 2, 3, 4, 7, 8; Тип 5 - 1, 2, 3,
4, 5, 7, 8.
Опираясь на полученные данные, произведена попытка построить психорегули-рующую тренировку с учетом индивидуальных особенностей спортсменов-гиревиков. В течение нескольких месяцев испытуемые приобретали навыки по приведению в оптимальное состояние своих психофизических кондиций в различных ситуациях [4]. Психорегулирующие тренировки проводились в составе групп, до и после тренировочных занятий с помощью
тренера. Перед сном спортсмены нарабатывали навыки самостоятельно. Далее психорегулирующие тренировки проводились перед контрольными стартами (прикидками) и наконец, перед официальными соревнованиями по гиревому спорту.
Наблюдая за тем, как на фоне возросшей психологической готовности спортсменов улучшались их спортивные результаты, были отмечены некоторые закономерности в преодолении самой проблемной кризисной ситуации - предстартовой с помощью психорегулирующей тренировки (ПРТ).
Здесь следует учесть множество факторов от условий учебно-трудовой деятель-
ности спортсмена в течение дня, недели, месяца, более длительного периода, сроков и времени проведения соревнований к которым осуществляется целенаправленная подготовка, до психологических особенностей личности, динамикой изменения биоэнергетического потенциала в течении суток, целей поставленных на данную тренировку (ряд тренировок), состояния здоровья и степень восстановления спортсмена в настоящий момент [5].
День до соревнований, а особенно день соревнований должен быть четко спланирован по времени. Спортсмен должен быть постоянно занят. Здесь имеется в виду и помощь товарищам по команде, которые выступают раньше (подготовка гирь, психологическая поддержка), фотографирование, отслеживание выступлений спортсменов других команд. Проведение ПРТ в составе команды с тренером и до разминки самостоятельно. Собственно разминка перед стартом. Это значительно снижает возможность возникновения негативных мыслей и эмоций.
Со стороны тренера должно вестись постоянное наблюдение за спортсменами всей команды. Спортсмен ни в коем случае не должен оставаться один.
Следует учесть и специфику соревнований по гиревому спорту. Соревнования значительно растянуты по времени. Особенно долго приходится ждать юношам тяжелых весовых категорий - поэтому более пристальное внимание должно быть уделено им. Девушки находятся в более благоприятных условиях, так как выступают первыми. И поскольку они освобождаются после выступлений, тем более ценной становится психологическая поддержка с их стороны другим членам команды. Команда должна находиться вместе до заключительного выступления.
Спортсмены должны находиться в постоянном «волевом корсете», особенно в день соревнований. Во время разминки происходит окончательная настройка на выступление с максимальной концентрацией внимания [6].
Очень правильными мне показались слова одного канадского тренера: «Неважно, что перед стартом у Вас летают бабоч-
ки в животе - главное заставить их летать в определенном порядке».
ПРТ - представляет собой вариант аутогенной тренировки, адаптированной к условиям занятий спортом (А.В. Алексеев, Л.Д. Гиссен, 1969). Психологической основой ПРТ является концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением мышц. Причем формулы, вызывающие чувство тяжести в работе со спортсменами не применяются, более того активизирующая часть ПРТ включает формулы, специально направленные на снятие этого чувства, если оно возникает. ПРТ присущи систематизация последовательности психорегулирующих формул (которыми необходимо овладеть).
Следует также исключить отрицательное влияние на спортсмена со стороны группы психологической поддержки (близкие, друзья), чтобы предотвратить возникновения эффекта контрдоминанты, которая нарушает концентрацию.
Выводы. Важно отметить, что методы и принципы спортивной психологии, различные наработки в этой области знаний, необходимо использовать в студенческом спорте. Пока, не имея других возможностей, эту работу вынужден выполнять тренер по виду спорту, которому так или иначе и так приходилось заниматься психологической подготовкой спортсменов (возможно даже об этом не задумываясь - интуитивно). Психологическое сопровождение в студенческом спорте требуется поставить на профессиональную основу. Соответствующую подготовку должны пройти тренера, преподаватели. При невозможности привлечь профессионального спортивного психолога на постоянной основе, обеспечить психологической сопровождение команд по видам спорта в виде систематических консультаций специалиста.
ПРТ при правильном применении оказывает положительное влияние на психологическое состояние спортсменов, а следовательно и на результаты их выступлений. При этом не следует забывать, что это лишь незначительная часть психологической подготовки и психологического сопровождения.
Библиографический список
1. Загайнов Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления. - М.: Советский спорт, 2010. - С. 8.
2. Огородова Т.В. Психология спорта, учебн. пособие. - Ярославль: ЯрГУ, 2013. - С. 7.
3. Загайнов Р.М. Психология современного спорта высших достижений. - М.: Советский спорт, 2012. - С. 62.
4. Ганженко Ю.В., Базанов А.Н. Программированное обучение на занятиях по физической культуре в высшем учебном заведении // сб.ст. Актуальные проблемы инфотелеком-муникаций в науке и образовании, II Международная научно-техническая и научно-методическая конференция. - СПб.: СПбГУТ, 2013. - 1063 с.
5. Базанов А.Н. Выбор оптимального времени для проведения тренировок по гиревому спорту // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 11-1. -С. 56-58.
6. Базанов А.Н. Предстартовый период (две недели) - выход на фазу суперкомпенсации в гиревом спорте // сб.ст. Физическая культура, спорт, наука и образование ч.1, 1 всероссийская научная конференция с международным участием. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017.
PSUCHO REGULATORY TRAINING IN KETTLEBELL LIFTING A.N. Bazanov, Senior Lecturer
Saint-Petersburg State University of Telecommunications Named After Professor M.A. Bonch-Bruevich (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The relevance of the study is due to the desire to improve the quality of training of kettlebell lifters for upcoming competitions, including by improving the quality of their psychological training. Psycho regulatory training was conducted during the semester with members of the University's team in kettlebell lifting and students who attend classes in kettlebell lifting optional. Using various research methods, an attempt was made to gradually establish psychological support for kettlebell lifters. Especially effective proved psycho regulatory training. The results of the presentations are improving, which indicates the need to continue and improve the work in this direction.
Keywords: significant experiences, crisis situations, individual coping potential, pre-start jitters, motivation, self-esteem, concentration, counter-dominant.