ТРЕНЕР
УДК: 796.894.012.46
СТРУКТУРА МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ГИРЕВИКОВ
Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Симень Доктор педагогических наук, профессор Г.Л. Драндров
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары
THE STRUCTURE OF LONG-TERM SPORTS TRAINING OF KETTTLE-BELL LIFTERS
V.P. Simen', associate professor, Ph.D.
G.L. Drandrov, professor, Dr.Hab. I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary Key words: kettlebell lifting, long-term sports training, phases, structure, age, physical fitness, competitive results, model characteristics.
The modern sports practice shows that high competitive achievements of kettlebell lifters at European and world youth championships are not often repeated in their further sports career. One of the reasons for this situation is the use of regular hard and exceptionally intense training load in the youth age, which exceeds the adaptabilities of the growing bodies of young kettlebell lifters. When choosing training means and methods, level and dynamics of given load, the age peculiarities of young athletes that determine the optimal parameters of adaptation to their influence with respect to the specific character of ket-tlebell lifting exercises, are frequently not taken into account.
Another important reason for this situation is the lack of the unified structure of long-term sports training of kettlebell lifters in the theory and methodology of kettlebell lifting, which results in certain difficulties in programming and organization of the training process at its certain phases. The necessity of resolving the conflict between high social importance of high competitive achievements of domestic kettlebell lifters in major international competitions, on the one hand, and the insufficient scientific development of the matters of the structuralization of the long-term sports training into separate phases with distinguished current tasks and demands to physical fitness and competitive activity corresponding to them, on the other hand, determine the urgency of solving the problems of structuralization of the long-term sports training of kettlebell lifters.
The purpose of the study was to develop and scientifically substantiate the structure of the long-term sports training of kettlebell lifters.
On the basis of the analysis and generalization of scientific and methodological literature, the researchers' competitive and training experience, a survey and interviews with elite kettlebell lifters and coaches, the structure of the long-term sports training of kettlebell lifters has been developed and substantiated.
Ключевые слова: гиревой спорт, многолетняя спортивная подготовка, этапы, структура, возраст, физическая подготовленность, соревновательные результаты, модельные характеристики.
Введение. Современная практика спортивной деятельности показывает, что высокие соревновательные достижения гиревиков на юношеских чемпионатах Европы и мира часто не находят продолжения в их дальнейшей спортивной карьере. Одной из причин сложившейся ситуации является применение в юношеском возрасте неоднократных жестких и исключительно напряженных тренировочных нагрузок, превышающих порог адаптационных возможностей растущего организма юных гиревиков. При выборе тренировочных средств и методов, уровня и динамики задаваемых нагрузок зачастую не учитываются возрастные особенности организма юных спортсменов, обуславливающие оптимальные параметры адаптации к их воздействию с учетом специфики упражнений гиревого спорта.
Другой не менее значимой причиной выступает отсутствие в теории и методике гиревого спорта единой структуры многолетней спортивной подготовки, что создает определенные трудности при программировании и организации учебно-тренировочного процесса на отдельных ее этапах. Необходимость разрешения противоречия между высокой социальной значимостью достижения отечественными гиревиками высоких соревновательных результатов на крупнейших международных соревнованиях, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью вопросов структурирования многолетней спортивной подготовки на отдельные этапы с выделением решаемых на них задач и соответствующих им требований к физической подготовленности и соревновательной деятельности -с другой, обусловливает актуальность решения проблемы структурирования многолетней спортивной подготовки гиревиков.
Цель настоящего исследования заключалась в разработке и научном обосновании структуры многолетней спортивной подготовки гиревиков.
Методы и организация исследования. Для достижения цели исследования нами применялся комплекс научных методов, включающий: анализ и обобщение научно-методической литературы, опыта собственной соревновательной и тренерской деятельности; беседу; анкетный опрос высококвалифицированных гиревиков и тренеров.
В исследовании приняли участие 35 высококвалифицированных спортсменов-гиревиков в возрасте 20-67 лет, в том числе 6 мастеров спорта России международного класса (МСМК) и 29 мастеров спорта (МС) России. Все испытуемые отвечали на вопросы разработанного нами анкетного опросника. Ответы на вопросы отражали личный опыт респондентов в плане организации собственной многолетней спортивной подготовки в гиревом спорте.
Результаты исследования и их обсуждение. Проблема структурирования многолетней спортивной подготовки гиревиков рассматривалась в работах [1-4, 7, 8].
На основе результатов проведенного экспериментального исследования были разработаны модельные характеристики физического развития и физической подготовленности, соревновательные результаты и квалификационные нормативы гиревиков на ранних этапах многолетней спортивной подготовки [5, 6].
На сегодняшний день малоисследованными остаются вопросы, касающиеся количества проводимых в неделю тренировок, количества стартов в год на различных этапах многолетней спортивной подготовки, оптимальной продолжительности тренировки и возраста для выполнения нормативов на присвоение спортивных разрядов и почетных спортивных званий по гиревому спорту. Также недостаточно изученными остаются вопросы относительной значимости для успеха в гиревом спорте физических и психических качеств.
Для поиска ответов на эти вопросы нами был проведен анкетный опрос 35 высококвалифицированных спортсменов-гиревиков, представителей Московской, Нижегородской, Омской, Кировской, Челябинской областей, Чувашской Республики и Республики Татарстан, из которых 29 МС России и 6 МСМК в возрасте 20-67 лет.
Результаты анкетного опроса представлены в табл. 1.
Установлено, что респонденты начали систематически заниматься (не менее 3 раз в неделю) гиревым спортом в возрасте 18,52±4,99 года. Они выполнили нормативы на присвоения им I спортивного разряда по гиревому спорту в среднем в возрасте 19,6 года, кандидата в мастера спорта (КМС) - в возрасте 20,8 года, МС - в возрасте 23,0 года, МСМК соответственно -в возрасте 25,2 года.
Критериями при определении сроков подготовки гиревиков являются средний возраст высококвалифицированных гиревиков в период демонстрации ими наивысших результатов и время, необходимое для подготовки на пути к этому уровню достижений. При сложившейся в настоящее время практике подготовки гиревиков оптимальный срок выполнения нормативов на присвоение спортивных разрядов и званий с момента начала систематических специализированных занятий составляет в среднем: I разряда - 1,2 года, КМС -2,3 года, МС - 4,6 года, МСМК - 8,0 года.
Оптимальный возраст для наивысших спортивных достижений с учетом мест, занятых на чемпионатах России, Европы и мира, по результатам анкетирования составляет в среднем 24,6 года.
Продолжительность всего периода гиревой практики может достигать 29-30 лет - до перехода в возрастную группу «ветераны» и 50 и более лет - если считать все время - от начала занятий гиревым спортом в возрасте 10-11 лет до завершения активной тренировки.
Спортсмены-гиревики, принявшие участие в анкетировании, в неделю в среднем тренировались: в возрасте 10-12 лет - 0,9 раза, в возрасте 13-15 лет -1,5 раза, в возрасте 16-18 лет - 3,2 раза, в возрасте 19-21 года - 4,0 раза, в период достижения наивысших спортивных результатов - 5,2 раза.
Испытуемые в возрасте 10-12 лет в течение года приняли участие в соревнованиях в среднем 0,9 раза, в возрасте 13-15 лет - 1,1 раза, в возрасте 16-18 лет -
Таблица 1. Показатели спортивной карьеры высококвалифицированных гиревиков, Х±8, %
Индикаторы спортивной карьеры высококвалифицированных гиревиков
В каком возрасте выполнили нормативы на присвоение спортивных разрядов и званий? Сколько раз в неделю в среднем тренировались? Сколько раз в году в среднем участвовали в соревнованиях по гиревому спорту? Какие из выделенных физических качеств наиболее нужны для успеха в гиревом спорте и какие из них наиболее развиты у Вас? Какие психические качества наиболее нужны для успеха в гиревом спорте и какие из них наиболее развиты у Вас?
Показатели спортивной карьеры
разряды и звания возраст, лет возраст, лет колич. раз возраст, лет колич. раз физические качества нужны развиты психические качества нужны развиты
% %
I 19,6±4,8 10-12 0,9±1,4 10-12 0,9±0,5 сила 11,4% 14,3% целеустремленность 80,0 77,1
КМС 20,8±4,9 13-15 1,5±1,8 13-15 1,1±2,8 скоростные качества 2,8% 8,6% настойчивость 34,3 42,8
МС 23,0±6,1 16-18 3,2±2,5 16-18 4,8±5,3 силовая выносливость 100% 82,9% смелость и решительность 0,0 5,7
МСМК 25,2±6,9 19-21 4,0±1,8 19-21 6,9±6,2 координационные способности 22,8% 20,0% выдержка и самообладание 60,0% 60,0
ЗМС - в период высших достижений 5,2±3,0 в период высших достижений 10,0±4,7 гибкость 22,8% 28,6% эмоциональная устойчивость 25,7 14,3
скоростно-силовые качества 40,0% 37,2%
4,8 раза, в возрасте 19-21 года - 6,9 раза, в период достижения наивысших спортивных результатов -10,0 раза.
Атлеты, принявшие участие в анкетировании, выделили из приведенных нами в анкете списков по два наиболее нужных, по их мнению, для успеха в гиревом спорте физических и психических качества и по два физических и психических качества, которые они оценивают у себя как наиболее развитые.
Отвечая на вопрос: «Какие физические качества нужны для успеха в гиревом спорте?» - на силовую выносливость указали 100 % респондентов, на скоростно-силовые качества - 40 %, на координационные способности и гибкость - 22,8 %, на силу -11,4 %, и на скоростные качества - 2,8 % гиревиков.
При ответе на вопрос: «Какие физические качества наиболее развиты у Вас?» - 82,9 % опрошенных указали на силовую выносливость, 37,2 % -на скоростно-силовые качества, 28,6 % - на гибкость, 20,0 % - на координационные способности, 14,3 % -на силу и 8,6 % - на скоростные качества.
При анализе ответов на вопрос: «Какие психические качества наиболее нужны для успеха в гиревом спорте?» - были получены следующие ответы: 80,0 % гиревиков отметили целеустремленность, 60,0 % - выдержку и самообладание, 34,3 % - настойчивость, 25,7 % - эмоциональную устойчивость. Смелость и решительность никто из респондентов не указал.
На вопрос: «Какие психические качества наиболее развиты у Вас?» - 77,1% высококвалифицированных гиревиков ответили «целеустремленность», 60,0 % - «выдержка и самообладание», 42,8 % - «настойчивость», 14,3 % - «эмоциональная устойчивость» и 5,7 % - «смелость и решительность».
На вопрос: «Какими видами спорта Вы занимались, прежде чем серьезно заняться гиревым спортом?» - 48,6 % из принявших участие в анкетировании гиревиков указали на спортивные игры (футбол - 25,7 %, волейбол - 14,3 %, баскетбол - 5,7 % и настольный теннис - 2,9 %), 34,3 % - на легкую атлетику, 25,7 % - на тяжелую атлетику, 20,0 % - на лыжный спорт, 8,6 % - на вольную борьбу и самбо, по 5,7 % - на общую физическую подготовку, гимнастику и бодибилдинг, 2,8 % опрошенных - на летний полиатлон, плавание, пауэрлифтинг, армрестлинг, карате и бокс, 5,7 % гиревиков никакими видами спорта не занимались. Причем некоторые спортсмены-гиревики, прежде чем серьезно заняться гиревым спортом, параллельно занимались различными видами спорта.
В процессе бесед с сильнейшими гиревиками - неоднократными чемпионами мира и Европы выявлено, что они на протяжении многих лет создавали разностороннюю функциональную базу и лишь с достижением возраста, оптимального для демонстрации высших результатов, использовали более мощные тренировочные средства.
Анализ опыта работы лучших тренеров и биографий чемпионов показал, что становление мастерства в гиревом спорте в основном зависит от того, в каком возрасте атлеты приступили к систематическим и целенаправленным тренировкам. К примеру, чемпион мира Валентин Егоров тренировки по гиревому спорту начал с 11-летнего возраста и выполнил норматив мС
России в 16 лет, а МСМК - в 21 год. Чемпион и рекордсмен мира среди юниоров Андрей Атласкин пришел в секцию гиревого спорта в 13 лет и выполнил норматив МС России в 17 лет, а МСМК - в 22 года. Многократный чемпион и рекордсмен мира Иван Денисов начал систематически заниматься гиревым спортом в 17 лет и выполнил норматив МС России в возрасте 18 лет, а МСМК - в 19 лет. С другой стороны, чемпион Европы, рекордсмен книги рекордов Гиннеса Борис Глинкин систематически, не менее трех раз в неделю, начал заниматься гиревым спортом в 24 года и выполнил норматив на присвоение звания МС СССР в 27 лет, МСМК - в 34 года.
С учетом анализа литературных данных, результатов выполненных нами экспериментальных исследований и анкетного опроса высококвалифицированных спортсменов-гиревиков нами была разработана структура многолетней спортивной подготовки гиревиков. В данной структуре выделено шесть этапов, восемь периодов подготовки, девять возрастных границ, восемь основных программно-нормативных требований, пять организационных форм занятий, приведено количество тренировок в неделю и стартов в год (табл. 2).
На этапе отбора и начальной подготовки в секцию гиревого спорта принимаются дети в 10-12 лет. Продолжительность этапа - от одного до двух лет. В процессе тренировочной работы на основании результатов тестирования специальной физической подготовленности выбираются наиболее одаренные и способные дети. Занятия с ними (в отделениях гиревого спорта ДЮСШ или в пришкольных секциях) три раза в неделю с количеством соревновательных стартов 1-2 раза в год.
С достижением 13-летнего возраста юные гиревики на основании результатов контрольно-переводных экзаменов, в частности по итогам выполнения детских спортивных разрядов, переводятся в группу спортивной специализации. Далее до достижения 15-летнего возраста с ними продолжаются занятия по специализированной базовой подготовке в учебно-тренировочной группе 1 (УТ-1) при трехразовой тренировке в неделю с количеством соревновательных стартов 2-3 раза в год.
При условии выполнения гиревиками норматива I юношеского разряда в возрасте 16-18 лет проводятся занятия по углубленной специализированной подготовке в учебно-тренировочных группах второго (УТ-2 - возраст 16-17 лет) и третьего (УТ-3 - возраст 17-18 лет) годов обучения. Учебно-тренировочные занятия проводятся три раза в неделю, количество стартов в год увеличивается до 3 раз.
Регулярно занимавшиеся гиревым спортом юноши с достижением 19-летнего возраста по результатам контрольно-переводных экзаменов зачисляются в группу спортивного совершенствования, в которой атлеты повышают свое спортивное мастерство в течение трех-четырех лет. В период спортивного совершенствования обязательным требованием является выполнение гиревиками в возрасте 19-20 лет I спортивного разряда, а в возрасте 21-22 лет - норматива на присвоение спортивного разряда КМС при 3-4-разовой тренировке в неделю и 5-6 соревновательных стартах в год.
Таблица 2. Примерная структура многолетнего процесса спортивной подготовки гиревиков
Этапы отбора и начальной подготовки начальной специализированной подготовки спортивного совершенствования высших спортивных достижений спортивного долголетия завершения спортивной карьеры
Периоды спортивно-оздоровительный базовой подготовки углубленной подготовки спортивного совершенствования достижения мастерства достижения высших результатов стабилизации высших результатов снижения результатов
Возраст, лет 10-12 13-15 16-18 19-20; 21-22 23-24 25-31 32-39 40 и старше
Программно-нормативные требования контрольные нормативы по СФП детские разряды юношеские разряды I взрослый разряд КМС МС МСМК-ЗМС разрядные нормативы
Количество тренировок в неделю, раз 1-3 2-3 3-4 3-4 5-7 - -
Количество стартов в год, раз 1-2 2-3 4-5 5-6 9-11 - -
Группы обучения и тренировки группы начальной подготовки (секция в школе, ДЮСШ) учебно-тренировочные группы: УТ-1 - 13-15 лет; УТ-2 - 16-17 лет; УТ-3 - 17-18 лет (секция в школе, ДЮСШ, сдюсшор) группы спортивного совершенствования (СДЮС-ШОР), группы совершенствования спортивного мастерства (ШВСМ, сборные команды) самостоятельно
В период достижения спортивного мастерства, в возрасте 23-24 лет, спортсмены-гиревики при 5-7-разовой тренировке в неделю и 9-11-разовом старте в год выполняют норматив на присвоение им почетного звания МС России и переводятся в группу совершенствования спортивного мастерства.
В последующие годы занятий - в возрасте 25-31 года атлеты стремятся довести технику выполнения упражнений и работоспособность своего организма до самого высокого уровня, что соответствует программируемой модели будущего, и завоевать почетные звания МСМК, ЗМС России при 5-7-разовой тренировке в неделю и 9-11-разовых стартах в год.
У опытных спортсменов этап высших спортивных достижений может продолжаться довольно долго. Подтверждением этому являются многолетние победы на чемпионатах мира известных российских спортсменов-гиревиков Сергея Мишина, Алексея Пи-воварова, Михаила Бибикова, Ивана Денисова, украинских атлетов Романа Михалчука, Юрия Петренко и др.
Этап спортивного долголетия, или период стабилизации высших результатов, приходится на возраст 32-39 лет. В сорокалетнем возрасте спортсмены-гиревики подходят к этапу завершения спортивной карьеры и по правилам соревнований переводятся в возрастную группу ветеранов, но по желанию они могут выступать и в соревнованиях среди взрослых гиревиков.
Сигналом к переходу на этап спортивного долголетия служит стабилизация высоких результатов без ощутимого дальнейшего роста и последующее снижение показателей после периода демонстрации высоких спортивных результатов. Данный этап может быть весьма длительным, с постепенным переходом к выступлению среди ветеранов и переключением от выступлений в соревнованиях к «поддерживающей» тренировке.
Необходимо отметить, что принцип этапности спортивной подготовки не исключает случаев, когда
занятия гиревым спортом начинаются в более позднем возрасте. Однако гиревик должен пройти в своей подготовке через все этапы становления мастерства. Конечно, с новичками-взрослыми на этапе начальной подготовки могут в гораздо большем объеме применяться упражнения на силу и выносливость, а этап высших достижений может быть связан с более скромными задачами - выполнением разрядных нормативов.
Заключение. Таким образом, на современном этапе развития гиревого спорта вопросы многолетней спортивной подготовки гиревиков изучены недостаточно и представляют как научный, так и практический интерес. Ориентация тренеров на разработанную нами структуру поэтапной многолетней спортивной подготовки гиревиков позволит повысить качество программирования и организации учебно-тренировочного процесса и подготовить спортсменов-гиревиков высокой спортивной квалификации.
Литература
1. Воротынцев А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых / А.И. Во-ротынцев. - М.: Советский спорт, 2002. - 272 с.
2. Гиревой спорт: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / авт.-сост. : И. П. Солодов, О. А. Маркиянов, Г. П. Виноградов, С. А. Кириллов, В. Ф. Тихонов; Всероссийская федерация гиревого спорта. - М.: Советский спорт, 2010. - 96. с.
3. Дворкин Л.С. Силовые единоборства: атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт / Л.С. Дворкин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 384 с.
4. Поляков В.А. Гиревой спорт: метод. пособие / В.А. Поляков, В.И. Воропаев. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 80 с.
5. Симень В.П. Модельные характеристики физического развития и физической подготовленности гиревиков / В.П. Симень, Г.Л. Драндров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 1 (26). - С. 181-187.
6. Симень В.П. Квалификационные нормативы гиревиков на ранних этапах многолетней спортивной подготовки / В.П. Симень // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 4 (80). Ч. 1. - С. 135-138.
7. Суховей А.В. Авторская учебная программа спортивной подготовки по гиревому спорту (с 10 лет и старше) / А.В. Суховей, И.В. Морозов. - Ростов н/Д, 2007. - 46 с.
References
1. Vorotyntsev, A.I. Kettlebells. The Sport of the Strong and Healthy / A.I. Vorotyntsev. - Moscow: Sovetsky Sport, 2002. - 272 P. (In Russian)
2. Kettlebell Lifting: Sample Program of Sports Training for Children and Youth Sport Schools, Specialized Children and Youth Sport Schools of Olympic Reserve / I.P. Solodov, O.A. Markiyanov, G.P. Vinogradov, S.A. Kirillov, V.F. Tikhonov; Russian Federation of Kettlebell Lifting. - Moscow: Sovetsky Sport, 2010. - 96 P. (In Russian)
3. Dvorkin, L.S. Power Sports: Athletism, Bodybuilding, Powerlifting, Kettlebell Lifting / L.S. Dvorkin. - Rostov-on-Don: Fenix, 2001. -384 P. (In Russian)
4. Polyakov, V.А. Kettlebell Lifting: workbook / V.A. Polyakov, V.I. Voropayev. - Moscow: Fizkultura i Sport, 1988. - 80 P. (In Russian)
5. Simen', V.P. The Model Characteristics of Physical Development and Physical Fitness of Kettlebell Lifters / V.P. Simen', G.L. Drandrov // Pedagogiko-psikhologicheskie problemy fizicheskoy kul'tury i sporta. - 2013. - No. 1 (26). - Pp. 181-187. (In Russian)
6. Simen', V.P. The Qualifying Standards of Kettlebell Lifters at the Early Stages of Long-Term Sports Training / V.P. Simen' // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. - 2013. - No. 4 (80). Part 1. - Pp. 135-138. (In Russian)
7. Sukhovey, A.V. The Author's Curriculum of Kettlebell Lifting Training (from the age of 10) / A.V. Sukhovey, I.V. Morozov. - Rostov-on-Don, 2007. - 46 P. (In Russian)
Информация для связи с автором: simen.vladimir@yandex.ru
Поступила в редакцию 26.05.2014 г.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
УДК: 799.3
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬБЕ
Кандидат педагогических наук А.И. Кондрух
Центральный совет Общероссийской спортивной общественной организации «Федерация практической стрельбы России», Москва
Ключевые слова: социально-педагогический эксперимент, практическая стрельба.
Введение. Практическая стрельба в плане организации и проведения социального спортивного эксперимента до последнего времени была, образно говоря, «чистой поляной». Здесь эксперименты, по крайней мере в России, пока еще официально не проводились, хотя сам путь становления и развития отечественной школы практической стрельбы вполне, на наш взгляд, можно и нужно представить как один большой эксперимент общероссийского масштаба.
Цель исследования - выделение закономерностей развития практической стрельбы, анализ, сравнение, систематизация наиболее эффективных и перспективных методов, способов, приемов подготовки спортсменов; разработка учебных программ и планов тренировок; исследование социально-психологических условий, принципиально влияющих на комплексную подготовку спортсменов по практической стрельбе.
Результаты исследования и их обсуждение. В качестве ожидаемого результата от этого эксперимента предполагается получить два продуктивных блока: во-первых, достаточно полную методику подготовки тренеров, тренерского состава, во-вторых, программу массовой подготовки спортсменов. В соответствии с этим данный эксперимент можно квалифицировать как социально-педагогический. Причем в ходе указанного эксперимента социальная и педагогическая части выступают двумя последовательными фазами его развертки.
Первую, социальную, фазу эксперимента по практической стрельбе можно считать законченной. На протяжении этой фазы небольшая организация превратилась в Федерацию России по виду спорта «практическая стрельба», в составе которой сегодня работают 70 региональных федераций, тренируются около 15 тыс. спортсменов, выступающих от лица 130 спортивных клубов, принимающих участие в 250 ежегодно утверждаемых приказом Министерства спорта России календарных спортивных мероприятий.
Вторую, педагогическую, фазу рассматриваемого эксперимента еще предстоит завершить. Мы уже выделили собственно педагогическую составляющую практической стрельбы, однако её надлежит соответствующим образом системно оформить, не только разработав, но и широко тиражировав, внедрив в общую практику работы оба указанных выше образовательных, учебно-
методических блока. Несколько более подробно о первой фазе эксперимента можно сказать следующее. У его истоков стояли два человека: В. А. Крючин и А. И. Кондрух. После личного обучения на курсах международных судей на Филиппинах, в которых приняла участие маленькая группа россиян (3 человека), было принято решение организовать такие же курсы в России. На этих российских курсах прошли обучение уже 15 человек. Часть этого контингента стали президентами региональных федераций по практической стрельбе. Далее была создана профильная организация Челябинской области, за ней - межрегиональная федерация. Ежегодно проводимые курсы международных судей превратились в базовый механизм подготовки организаторов - руководителей по практической стрельбе в регионах.
Вывод. За период исследования было собрано много интересных данных и подготовительных материалов для разработки педагогической составляющей, или фазы эксперимента. Например, по результатам многочисленных соревнований по практической стрельбе было достоверно установлено, что эффективная скорострельность женщин-стрелков составляет в среднем 80-90 % от мужской. Эта закономерность уже отражена в нормах присвоения разрядов и званий: женщины выделены в отдельную категорию спортивного Регламента. С другой стороны, также установлено, что женщины-спортсменки по практической стрельбе существенно быстрее проходят этап базового начального обучения, чем мужчины. С этим фактом, как и со многими другими проблемами, еще предстоит разобраться в ходе реализации второй, педагогической, фазы эксперимента. Например, крайне важной задачей выступает задача выявления, разведения и раздельного теоретико-методического описания педагогической составляющей практической стрельбы по основному и прикладному спортивным блокам. Причем актуальность этой глобальной для практической стрельбы педагогической задачи обусловлена наличием различных теоретико-методологических подходов к трактовке «спортивной прикладности» [1]. Литература
1. Передельский А.А. методологические основы и принципы экстремальных и прикладных видов спортивной деятельности /А.А. Передельский // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2010. - № 1(20). - С. 71-73.
Информация для связи с автором: peredelskiyalexey@ya.ru
Поступила в редакцию 10.06.2014 г.