Научная статья на тему 'Роль спортивного психолога в подготовке спортсменов'

Роль спортивного психолога в подготовке спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1943
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ / РОЛЬ / ПОДГОТОВКА / СПОРТСМЕН / СПОРТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / SPORT PSYCHOLOGIST / ROLE / TRAINING / ATHLETE / SPORT / PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митрохин Евгений Александрович, Крыжановская Ольга Олеговна

В статье рассматривается спортивная психология как одно из важнейших направлений в области психологии. Определены направления работы спортивного психолога, отмечена важность его работы в подготовке спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SPORTS PSYCHOLOGIST IN TRAINING ATHLETES

The article considers sports psychology as one of the most important directions in the field of psychology. The directions of work of the sports psychologist are defined, importance of his work in preparation of athletes is noted.

Текст научной работы на тему «Роль спортивного психолога в подготовке спортсменов»

УДК 796

РОЛЬ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ

Евгений Александрович Митрохин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, ст. преподаватель кафедры физической культуры, тел. (913)755-86-47, e-mail: kaf.fizkult@ssga.ru

Ольга Олеговна Крыжановская

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, ст. преподаватель кафедры физической культуры, тел. (913)902-68-98, e-mail: kaf.fizkult@ssga.ru

В статье рассматривается спортивная психология как одно из важнейших направлений в области психологии. Определены направления работы спортивного психолога, отмечена важность его работы в подготовке спортсменов.

Ключевые слова: спортивный психолог, роль, подготовка, спортсмен, спорт, психологическая подготовка.

THE ROLE OF SPORTS PSYCHOLOGIST IN TRAINING ATHLETES

Eugene A. Mitrokhin

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Senior Lecturer, Department of Physical Training, phone: (913)755-86-47, e-mail: kaf.fizkult@ssga.ru

Olga O. Kryzhanovskaya

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk,

630108, Russia, Senior Lecturer, Department of Physical Training, phone: (913)902-68-98, e-mail: kaf.fizkult@ssga.ru

The article considers sports psychology as one of the most important directions in the field of psychology. The directions of work of the sports psychologist are defined, importance of his work in preparation of athletes is noted.

Key words: sport psychologist, role, training, athlete, sport, psychological training.

Введение

Успешное выступление спортсмена на спортивных соревнованиях очень часто зависит не только от его уровня физической подготовки, но и от его тактической и психологической подготовленности к предстоящему мероприятию.

Спортивная психология - это одно из важнейших направлений социальной, и общей психологии. Оно появилось недавно, до этого роль психолога исполнял тренер, он же играл и почти все остальные роли в команде или индивидуальном тренинге.

Процесс коучинга выходит далеко за рамки физической подготовки. Хороший тренер это еще и психолог. В рамках современных видов спорта, как спортсмены, так и тренеры, признают важность спортивных ученых для улучшения показателей спортсменов. Исходя из этого, спортивная психология является важной темой в спорте. Более конкретно, многие тренеры, спортсмены и ученые-спортсмены упоминали важность психологической характеристики для того, чтобы помочь атлетам освоить новые навыки, для повышения и высокого уровня работоспособности спортсменов.

Спортивная психология исследует поведение в спорте. В спортивной психологии нуждаются не только спортсмены, но и их тренера, также она имеет применение у родителей спортсменов, судей, физкультурников, в то время как спортивный психолог сотрудничает с физиотерапевтами и диетологами. Однако психологическая подготовка ошибочно была связана только с «проблемой» выступления спортсменов, во время соревнований, тренировок или в повседневной жизни. Многие люди считают, что психологические навыки достаточно стабильны и трудноизменимы, или в других случаях они не знают точно, что может сделать спортивная психология. Кроме того, тренеры и спортсмены ищут помощь спортивного психолога, когда сталкиваются с проблемой, полагая, что он сможет обеспечить их «быстрыми» и «легкими», если не магическими решениями.

Основываясь на вышеупомянутых представлениях и взглядах, в основном в результате личного опыта и интересов спортсменов и тренеров, рекомендуется прокомментировать следующее.

1. Во время тренировок и соревнований постоянно присутствуют атлеты или привлекаются психологические факторы, которые не имеют четкого или полного понимания относительно их влияния на поведение и результаты.

2. Психологические навыки должны развиваться мгновенно с физическими навыками, иначе будет «неравенство», которое может стать источником «проблем» в старших возрастных категориях спорта. Очень часто атлет не может эмоционально «обрабатывать» то, что он/она может достичь биологически.

3. Отсутствие предоставления эффективных и адаптивных методов в течение стадий развития для решения проблем затрудняет продвижение и/или изменение этих методов в более старшем возрасте.

4. Атлет может посредством программ психологической подготовки улучшить свои эмоциональные характеристики и, в частности, те параметры, которые будут способствовать его/ее максимальной эффективности.

Широко признано, что тренеры, а также спортсмены «работают» психологически во время их подготовки. Однако иногда они пропускают или не имеют систематического планирования и оценки программы психологической подготовки в отношении программы обучения определенная взаимосвязь, раскрывающая суть механизма разрушается.

Роль спортивного психолога

Спортивный психолог применяет в спортсменах различные методы и стратегии для того, чтобы облегчить и максимизировать результаты атлета. Кроме того, спортивный психолог сотрудничает с тренером спортсмена для усиления эффекта этих методов и стратегий, а также для создания эффективной «среды» во время тренировок и соревнований. Основной предмет спортивного психолога включает в себя оценку эмоционального состояния спортсмена, ознакомление с различными психологическими навыками, а затем их оценку и влияние на спортивную работу. Однако, помимо важности вышеупомянутых действий, роль спортивного психолога не однозначна и негибкая. Напротив, роль спортивного психолога - сложная, адаптируемая и отвечающая требованиям и требованиям тренеров и спортсменов. Спортивный психолог берет на себя роль актера, воспитателя, посредника, консультанта или друга. Эта роль более сложная, но более гибкая и эффективная, отвечающая требованиям высоких показателей производительности и спорта.

Окончательно, «работа» спортивного психолога может быть распределена по трем направлениям.

1. Сотрудничество со спортсменом. Вначале спортивный психолог записывает психологические характеристики спортсмена во время тренировок и соревнований, а также выбирает критические характеристики и учит его/ее дыхательному контролю, методам расслабления и умственной подготовке. Сотрудничество также направлено на разрешение стрессовых стимулов, практикующих сосредоточение, развитие уверенности, улучшение эмоционального состояния, когнитивную реконструкцию, внутреннюю мотивацию и, наконец, психологическую подготовку спортсмена, чтобы соответствовать требованиям спорта.

2. Сотрудничество с тренером. Спортивный психолог информирует тренера о психологических особенностях спортсмена, а также об использовании и интеграции результатов психодиагностики. Тренер обсуждает со спортивным психологом проблемы, с которыми он сталкивается на тренировках и соревнованиях. Кроме того, сотрудничество между спортивным психологом и тренером может затрагивать особые проблемы, такие как травмы, приверженность программе реабилитации, отношения с другими спортсменами, временные тенденции назад и т. д.

3. Сотрудничество с родителями. Спортивный психолог ориентирован на решение общих проблем, связанных с поведением ребенка вне спортивных процессов, таких как школа, особые интересы или увлечения спортсменов и т. д.

Из вышесказанного становится ясно, что роль тренера многомерна и модулируется в соответствии с требованиями молодого спортсмена. Эта роль должна дать ответы на сложные потребности, чтобы соответствовать высоким требованиям современного спорта.

Программы психологической подготовки. Характер программы психологической подготовки (ППП) заключается в предоставлении психологических ус-

луг персоналу спортсмена, разрешении не только проблем, связанных с его подготовкой и спортивными качествами, но и проблем спортсмена в повседневной жизни. Программа нацелена на то, чтобы практиковать психические и умственные навыки спортсмена, чтобы противостоять негативным эмоциям, таким как беспокойство и т. д., проявляя уверенность в себе, разрешая проблемы обучения, развивая внутреннюю мотивацию атлета, самосознание и контроль, постановку целей, улучшение межличностных отношений и общения.

Структурные характеристики программ психологической подготовки

Ниже представлены структура и характеристики программы психологической подготовки, фазы периодов.

Программа психологической подготовки состоит из трех этапов психологической подготовки, которые следующие:

Базовая психологическая подготовка: Это первый период программы психологической подготовки. Содержание этого периода в основном ориентировано на подготовку спортсменов в отношении психологических навыков и методов, таких как концентрация, прогрессивная мышечная релаксация, психическое расслабление, репетиция изображений, диссоциация и тренировка отделения.

Общая конкурентная психологическая подготовка: Общая конкурентная психологическая подготовка соответствует соревновательному периоду этого вида спорта. Продолжительность этого этапа аналогична спорту и программе соревнований спортсменов. Этот этап включает применение и практику приобретенных психологических навыков в обучении и конкуренции, таких как умственная подготовка, решение проблем, мотивация, постановка целей, уверенность в себе, отношение к тренировкам и соревнованиям.

Конкретная соревновательная психологическая подготовка: Этот период относится к подготовке к соревнованиям по конному спорту, направленным на достижение спортсменом оптимальной психологической ситуации. Спортсмен практикует психологические навыки перед соревнованиями, во время и после соревнований. Некоторые из методов, которые атлеты изучают во время программы психологической подготовки, следующие:

Психическое обучение

Содержание обучения состоит из технических элементов, управления стрессом, остановки мысли и улучшения уверенности в себе. Атлет визуализирует ситуации в тренировках и соревнованиях (например, умственную репетицию выполнения технически умных навыков с использованием видео или изображений, моделирование уверенной работы, воображение успеха, вспоминание прошлых удачных выступлений и усвоение позитивных чувств).

Техника релаксации представляет собой сочетание прогрессивной релаксации и контроля дыхания.

Одним из доступных и распространенных средств психологического восстановления спортсменов являются различные телесно-ориентированные и дыхательные практики [1-3].

Постановка целей. Целевые планы и ориентация на достижение целей (ориентация на эго, ориентация на задачи, победа и т. д.) когнитивной реструктуризации. Когнитивная реструктуризация включает изменения от негативного мышления к позитивному мышлению, использование самообщения и т. д.

Встречи. Каждое собрание имеет конкретный контент, который определяется в основном периодом Программы психологической подготовки. Тем не менее, содержание ППП может меняться для того, чтобы служить вещам, таким как:

1) то, что тренер должен делать;

2) то, что указал спортивный психолог. Частота встреч - одна на каждую из проблем.

Ежедневная индивидуальная практика. В рамках программы психологической подготовки спортсмен должен ежедневно практиковаться в приобретенных психологических навыках. Суточная практика является необходимым условием для обучения и автоматизации психологических навыков. Продолжительность практики составляет приблизительно от 10 до 20 минут. Тем не менее, спортсмен должен научиться применять психологические навыки до, во время или после тренировки, чтобы использовать их во время соревнований.

Психодиагностика. Основным элементом программы психологической подготовки является процесс психодиагностики. Цель психодиагностики - предоставить информацию о психологических и эмоциональных характеристиках спортсмена (общий и/или spedfic). Психологический диагноз включает эмоциональные измерения (например, уверенность в себе, стресс, беспокойство, постановка целей, совладание, концентрация и т. д.) и психокинетические (например, восприятие, внимание, время реакции).

Психологическая оценка спортсмена включает следующие меры:

1. Общие меры (профиль состояния настроения, общая тревожность, общая самооценка социальная целеустремленность и т. д.).

2. Конкурентные меры (тревога о конкурентах, ориентация цели, конкурентные заботы, способы справиться, концентрация и т. д.).

Краткосрочная программа психологической подготовки может длиться от 10 до 12 месяцев (психологическая поддержка важного соревнования или определенного периода обучения и соревнований). Тем не менее, более эффективная программа психологической подготовки не имеет срока, и сотрудничество между спортивным психологом, спортсменом и тренером длится дольше, чем на один период (1-4 года).

Заключение

Психология спорта - наука о психологических закономерностях спортивной деятельности; особенностях психических процессов, психических свойств, психических состояний у спортсменов, проблемах личности и коллектива в спорте [4].

Само понятие «психология спорта» впервые появилось в статьях Пьера де Кубертена - основателя Олимпийских игр современности. Они публиковались в самом начале XX столетия и имели описательный характер. Впервые проблемы были озвучены в 1913 г. на специальном конгрессе по психологии спорта, организованном по его инициативе Международным олимпийским комитетом в Лозанне.

Объектами изучения спортивной психологии являются психологические особенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах, а также особенности личности спортсмена. Спорту в последнее время уделено огромное внимание. От него зависит гармоничное развитие личности, учитывающее физическую и морально-волевую составляющую. Спорт многогранен и многообразен. И его апогеем являются участие в соревнованиях и победа. Но это труднодостижимо без глубочайшего изучения методов и подходов подготовки к соревнованиям, а также особенностей личности спортсмена. Главной задачей спортивного психолога является глубочайшее изучение и анализ всех особенностей деятельности в спорте и поиск рационального решения, возникающих вопросов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Капленко О. М. Дыхательные практики как вспомогательный комплекс в профилактике заболеваний и управление эмоциональном состоянием в процессе обучения в вузе // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2016. XII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 18-22 апреля 2016 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2016. Т. 2. - С. 124-127.

2. Капленко О. М. Использование телесно-ориентированных практик в коррекции психосоматических заболеваний // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 2. - С. 137-140.

3. Капленко О. М. Дыхательные упражнения как здоровьесберегающие техники в экологической адаптации студентов // Актуальные вопросы образования. Современные тенденции повышения качества непрерывного образования. - Новосибирск : СГУГиТ, 2016. - Ч. 2. -С.152-155.

4. Марищук Л. В. Психология спорта: учеб. пособие. - Минск : БГУФК, 2006. - 147 с.

5. Волков И. П. Задачи и формы психологического обеспечения высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Научные исследования и разработки в спорте. -1994. - № 1. - С. 5-10.

6. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.

7. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. - М. : ФиС, 1986. - 182 с.

© Е. А. Митрохин, О. О. Крыжановская, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.