Научная статья на тему 'Культура спорта студентов'

Культура спорта студентов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4317
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / SPORTS CULTURE / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / СТУДЕНТ / STUDENT / СПОРТ / SPORTS / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / SELF-IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Митрохин Евгений Александрович, Крыжановская Ольга Олеговна, Кривых Александр Николаевич

В статье рассматривается культура спорта ее виды, формы и элементы. А также необходимость формирования у студентов спортивно-гуманистической культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Митрохин Евгений Александрович, Крыжановская Ольга Олеговна, Кривых Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURE OF SPORTS STUDENTS

The article discusses the culture of sports kinds, shapes and elements. As well as the necessity of formation of students ' sports and humanistic culture of personality.

Текст научной работы на тему «Культура спорта студентов»

УДК 378

КУЛЬТУРА СПОРТА СТУДЕНТОВ

Евгений Александрович Митрохин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, преподаватель кафедры физической культуры, тел. (913)755-86-47, e-mail: [email protected]

Ольга Олеговна Крыжановская

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, преподаватель кафедры физической культуры, тел. (913) 902-68-98, e-mail: [email protected]

Александр Николаевич Кривых

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел. (913) 927-29-27, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается культура спорта ее виды, формы и элементы. А также необходимость формирования у студентов спортивно-гуманистической культуры личности.

Ключевые слова: спортивная культура, здоровый образ жизни, студент, спорт, самосовершенствование.

THE CULTURE OF SPORTS STUDENTS

Eugeny A. Mitrokhin

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., lecturer of the Department of physical education, tel. (913)755-86-47, e-mail:[email protected]

Olga O. Kryzhanovskaya

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., lecturer of the Department of physical education, tel. (913)902-68-98, e-mail: [email protected]

Alexander N. Krivih

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior lecturer of the Department of physical education, tel. (913)927-29-27, e-mail: [email protected]

The article discusses the culture of sports kinds, shapes and elements. As well as the necessity of formation of students ' sports and humanistic culture of personality.

Key words: sports culture, healthy lifestyle, student, sports, self-improvement.

Наверное, многие из нас заметили, что в последнее время очень модно заниматься спортом: даже самые занятые бизнес-люди посещают тренажерные залы, бассейны, занимаются йогой или фитнесом. Я думаю, сегодня практически каждый человек заинтересован в становлении спорта неотъемлемой частью своей жизни. Количество направлений спорта, среди которых можно найти то,

которое вам по душе, растет из года в год. Надоело заниматься боксом - почему бы не попробовать разнообразить его пилатесом? Современно, стильно - пи-локсинг.

Однако нужно понимать, что спорт это не просто физические нагрузки, спорт - это социальное культурное явление, средство саморазвития и самовоспитания.

Культура спорта или иначе спортивная культура представляет собой часть культуры, и, как и любая культура, характеризуется рядом определенных составляющих, а именно:

■ Совокупностью накопленных в обществе ценностей, передаваемых от поколения к поколению,

■ совокупностью определенных осознанных действий человека, направленных на совершенствование своей физической формы, а также

■ отношений, возникающих во время занятий спортом.

Важнейшая компонента культуры спорта - осознание человеком своего вклада в распространение идей здорового образа жизни в обществе.

Существует несколько видов культуры спорта в зависимости от ценностного отношения к спорту различных социальных субъектов:

• культура спорта личности;

• культура спорта социальной группы;

• культура спорта общества в целом.

Среди форм спортивной культуры личности можно выделить следующие:

a) спортивно-прагматическая (когда занятия спортом преследуют чисто прагматические цели: возможность заработать деньги, приобрести материальные блага);

b) антигуманная (как правило, заключается в демонстрации своего превосходства над другими или когда спорт выступает как средство проявления своей агрессивности);

c) спортивно-гуманистическая (в рамках концепции гуманизма: позитивное ценностное отношение личности к спорту).

С нашей точки зрения, формирование спортивно-гуманистической культуры спорта является главной задачей работы с детьми и молодежью (в нашем случае - со студентами).

Результатом социальной активности в рамках спортивно-гуманистической культуры спорта являются сформированные качества целостной личности, образ жизни, адекватное социальное поведение, социальные роли.

Обратим внимание на то, что различные формы спортивной культуры личности наряду объединяет общее позитивное ценностное отношение индивида к различным компонентам, видам спортивной деятельности и к спорту в целом. Это общее называетсябазисом спортивной культуры. Этот общий - ценностный - элемент культуры спорта позволяет оценивать культуру личности именно как спортивную.

Теперь попробуем выделить основные элементы спортивной культуры:

> ценностный (это вся совокупность ценностей, включая материальные (спортивные снаряжения, инвентарь), исторические (например, история становления спорта), физические (такие как состояние организма во время осуществления физкультурно-спортивной деятельности), психические (знания о функционировании организма, межличностное общение) и др.);

> нормативный (нормы спортивного поведения, здоровья, а также спортивные традиции);

> когнитивный (знания в области физической культуры и спорта, убеждения в необходимости физкультурно-спортивной деятельности);

> социально-коммуникативный (культура общения в ходе физкультур-но-спортивной деятельности: с соперниками, тренерами, болельщиками, товарищами).

Особое внимание для нас в рамках данного исследования представляет спортивная культура личности студентов в системе высшего образования.

Государство и общество нуждаются в развитии спорта и повышении уровня спортивной культуры в студенческой среде. Цель, которая при этом преследуется- воспитать психофизические способности человека и избежать негативных деформаций личности.

Наш университет предлагает для студентов всех специальностей одиннадцать различных спортивных направлений:

• Атлетическая гимнастика

• Оздоровительная аэробика

• Специальная медицинская группа

• Спортивная гимнастика по упрощенной программе

• Футбол

• Волейбол

• Баскетбол

• Спортивная борьба

• Настольный теннис

• Стрельба пулевая

• Плавание

• Катание на коньках

Так, институт предоставляет возможность удовлетворить стремление студентов в самосовершенствовании и реализации себя в спорте.

Материально-техническая база кафедры «Физической культуры» включает в себя: уличную коробку, зал аэробики, два тренажерных зала, игровой зал, бассейн, зал спортивной борьбы, зал оздоровительной гимнастики.

В ходе проведенного социального опроса мы выяснили, что ни один из опрошенных нами студентов не относится к спорту негативно.

Среди основных ценностей, обучающихся в стенах нашего вуза, в рамках спортивной культуры были названы:

а) совершенствование своих физических кондиций,

Ь) укрепление и сохранение здоровья,

^ формирование организованности и упорства в достижении целей,

d) формирование умения побеждать и проигрывать, не теряя веры в будущий успех,

e) демонстрация своей силы и превосходства над другими.

Лишь 21% опрошенных студентов регулярно занимаются спортом (не меньше двух-трех раз в неделю). 43% - 1-2 раза в неделю. 32% - крайне редко. Остальные - не занимаются (имеют освобождение и готовят теоретические материалы).

В качестве причин занятий спортом большинство женской половины (73%) указало поддержание и совершенствование внешних параметров (стремление к достижению «идеальной фигуры» или ее сохранение), большинство мужской половины студентов (81%) - развитие физических характеристик (силы, скорости, выносливости). Остальные в качестве ответов выбрали: поддержание здоровья, веселое времяпрепровождение, и даже «хожу по просьбе родителей».

Все опрошенные студенты согласились с тем, что занятия спортом напрямую связаны с общим состоянием здоровья.

Подавляющее большинство опрошенных студентов (87%) ответили, что для них важна эмоциональная сторона физкультурно-спортивной деятельности, выражающаяся в чувстве удовлетворенности от положительного эффекта тренировки (победа на соревнованиях или победа над самим собой).

Таким образом, можно заключить, что для большинства студентов нашего вуза поддержание сохранение здоровья, внешней красоты и формирование высоких физических показателей является хорошей мотивацией к занятиям спортом. Однако на систематической основе посещает тренировки лишь часть респондентов.

Мы бы хотели отметить то, что студенты самостоятельно выделили ценности, которые накапливаются в рамках спортивной культуры и являются важными для них.

Культура спорта формируется постепенно, по мере получения опыта физ-культурно-спортивной деятельности и привнесения в нее своего личного осмысления.

Физкультура и спорт несут в себе огромный потенциал: образовательный, воспитательный, оздоровительный и развивающий. С нашей точки зрения, система высшего образования должна быть ориентирована на формирование у студентов спортивно-гуманистической культуры личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Столяров В. И., Баринов С. Ю. Понятие и формы спортивной культуры личности. Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. - Омск : Издательство СибГУФК, 2009. - С. 366-370.

2. Драндров Г. Л., Бурцев В. А., Бурцева Е. В. Характеристика физической и спортивной культуры личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studopedia.ru/4_ 119313_harakteristika-fizicheskoy-i-sportivnoy-kulturi-lichnosti.html (дата обращения: 20.02.17).

3. Загревская А. И. Спорт и спортивная культура студентов в системе высшего образования [Электронный ресурс] // Педагогика и психология. - 2012. - Режим доступа : http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/363/image/363-175.pdf (дата обращения: 20.02.17).

4. Кафедра Физического образования и рекреации [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://siu.ranepa.ru/kafedra/?page=67(дата обращения: 20.02.17).

© Е. А. Митрохин, О. О. Крыжановская, А. Н. Кривых, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.