Методика работы тренера по конному виду спорта в группах начальной подготовки
Приходько Нина Кузьминична,
канд. пед. наук, доцент кафедры ФВС, Тихоокеанский государственный университет E-mail: [email protected]
Закасовская Ирина Николаевна,
ст. преп. кафедры ФВС, Тихоокеанский государственный университет
E-mail: [email protected] Бурьянова Анна Анатольевна,
ст. преп. кафедры ФВС, Тихоокеанский государственный университет
E-mail: [email protected]
Ключникова Александра Николаевна,
профессор, Дальневосточная академия физической культуры E-mail: [email protected]
В статье представлен опыт работы тренера, работающего в конно-спортивном клубе с группами начальной подготовки. Этап начальной подготовки имеет свои характерные специфические особенности и рассчитан на несколько лет. Важным моментом на данном отрезке подготовки является повышение уровня общего физического развития спортсмена, а также освоение начальных навыков обращения с лошадью. Поэтому в работе раскрывается содержание тренировочного процесса начальной подготовки занимающихся конным спортом, описываются основные направления учебно-тренировочных занятий на каждом из этапов годичного цикла подготовки спортсмена и лошади к соревнованиям. Разработка методики работы тренера по конному спорту в группах начальной подготовки возникла в связи с необходимостью конкретизации при планировании учебно-тренировочного процесса и дальнейшей подготовки спортсменов к состязаниям в данном виде спорта.
Ключевые слова: конный спорт, тренировочный процесс, группы начальной подготовки.
о с
CJ
см см
Конный спорт является обобщающим понятием, под которым понимаются различные способы езды, виды соревнований, спортивных игр и упражнений с использованием верховой езды и участием лошадей [7].
Данный вид спорта находит свое особое место в системе физического воспитания. Он развивает ловкость и терпение, настойчивость и находчивость, решительность, что способствует высокой всесторонней физической подготовке и развитию у занимающихся высоких волевых качеств. Спортсмен-конник обязан обладать рядом специфических качеств, не столько физическими, сколько психологическими и духовными, коренным образом отличающими его от представителей других видов спорта. Конный спорт - это единственный Олимпийский вид спорта, где наравне с человеком выступает животное, следовательно, оценивается их совместная работа [1].
В конном спорте важным отличием является участие в соревнованиях животных, а именно лошадей, как равноправных участников состязаний, а также результат зависит от их взаимодействия и уровня подготовленности обоих. [1, 6].
Из этого следует, что в подготовку спортивной пары должно входить как формирование функциональных и физических возможностей спортсмена-наездника, так и его лошади.
Как и любой тренировочный процесс, подготовка спортсменов дисциплин конного вида спорта -это многолетняя и комплексная работа. Как показывает практика, первые значительные результаты на уровне кандидатов в мастера и мастеров спорта начинаются после 8-10 летней подготовки, в возрасте спортсмена от 19 до 22 лет. Вместе с этим отмечается, что особенно высокие результаты показывают спортсмены с особым, уважительным отношением к животному, трудолюбием и вместе с тем, разносторонней физической подготовленностью к соревновательной деятельности [3].
Важным моментом для продолжительных и плодотворных занятий данным видом спорта является этап начальной подготовки. В течение этого этапа закладываются основы будущего мастерства спортсмена. Разработано уже достаточное количество всевозможных программ по конному спорту, но каждая из них, как правило, предназначена для конкретного конного клуба, хотя они и не лишены общих черт.
Исходя из выше изложенного, была поставлена цель: раскрыть содержание тренировочного процесса начальной подготовки занимающихся кон-
ным видом спорта. Объект исследования - тренировочный процесс по конному виду спорта. Предмет исследования - содержание тренировочного процесса в группах начальной подготовки Задачи исследования:
1. Анализ литературных источников по теме исследования.
2. Описать опыт работы занятий с занимающимися начального этапа обучения конноспортивного клуба «АНИВА» Сахалинской области.
Учебно-тренировочный процесс осуществляется круглогодично (за исключением групп первого года обучения). Годовой цикл подготовки делится на три периода: подготовительный (ноябрь -март), соревновательный (апрель - сентябрь) и октябрь - переходный, восстановительный период.
Учебный год для групп начальной подготовки на периоды не делится.
Подготовительный период запланирован с прохождением в два этапа, с учетом климатических особенностей дальневосточного региона (осенне-зимний и весенний).
Здесь на первое место выходят:
- повышение общей физической подготовки;
- совершенствование основных двигательных качеств;
- укрепление иммунитета и повышение сопротивляемости организма спортсмена и лошади различным вирусным и инфекционным заболеваниям.
- разучивание элементов и упражнений специальной подготовки всадника и лошади.
- закрепление навыка посадки и совершенствование средств управления лошадью при выполнении различных тренировочных и соревновательных упражнений.
На данном этапе подготовки особое внимание уделяется эмоциональной составляющей тренировочного процесса, а также повышению и эффективности общей работоспособности и вместе с тем восстановлению спортсмена и лошади.
Также в раннем этапе нет необходимости обучать юных наездников сложным техническим элементам, первостепенно проявление интереса как к виду спорта, так и привитие положительного отношения к лошади.
Необходимо стараться избегать попыток ускорить подготовку спортсменов-наездников, остерегаться применения чрезмерных соревновательных нагрузок, которые должны обязательно соответствовать уровню подготовки спортсменов. Более того, соревновательные нагрузки призваны способствовать закреплению приобретенных навыков.
Второй этап - это более специализированный процесс. Тренерское внимание переключается на формирование и совершенствование базовых двигательных умений спортсмена и лошади. Упор делается на технику исполнения основных элементов манежной езды, управления лошадью, особенно при преодолении различных препятствий. Ме-
няется характер и интенсивность нагрузок, проводятся контрольно-испытательные занятия, для повышения у занимающихся спортивной формы. Определяющей задачей учебно-тренировочных занятий становится увеличение тренировочных нагрузок и готовность занимающихся к соревновательной деятельности. Выявление и устранение тактических и технических ошибок, определение психологической готовности наездника и уровня специальной выносливости.
Всего в мире насчитывается порядка 250 пород лошадей. Огромное разнообразие форм, мастей, экстерьера. Каждая порода имеет свои отличительные черты. Также, как и люди, лошади имеют индивидуальные черты характера, темперамент, что учитывается при планировании тренировочного процесса. Наездник по темпераменту должен подходить своей лошади, как и лошадь должна подходить наезднику. Как известно, без хорошего учителя и помощника крайне сложно, а иногда и невозможно, постигать какую-либо науку или вид спорта. Тренер может привести к спортивным высотам, но и не позволить этого сделать, в силу отсутствия необходимого опыта. Конный спорт не исключение. Отличительная черта конного спорта в том, что работают в команде не только тренер и спортсмен, а тренер, спортсмен и лошадь. Лошадь же для начинающего всадника является не меньшим помощником и учителем чем тренер. На этапе начального обучения не обойтись без четвероногого учителя, который будет безвозмездно делиться опытом с юным всадником и прощать первые промахи и неудачи. Очень важно, чтобы впервые в жизни начинающий спортсмен сел на лошадь, которая не отпугнет его от конного спорта и лошадей в целом. Поэтому, чтобы приступить к занятиям с новичками, в первую очередь нужно убедиться в том, что для этого есть «правильные» и подходящие лошади. Как правило, для этих целей подходят кобылы и мерины 8-15 лет, к этому времени добившиеся уже определенных результатов в спорте и зарекомендовавшие себя с лучшей стороны. Эти животные спокойные, уверенные и доброжелательны к людям, они стойко вынесут первые шаги всадника в конном спорте. Учебная лошадь не должна быть пуглива, должна с точностью отвечать на посылы и позывы человека [5, 6].
Также, как и лошадь, начинающий всадник, в свою очередь, должен быть готов к общению и совместным занятиям с лошадью, не должен бояться совместной работы с животным. Задача тренера показать и рассказать новичкам о составляющих частях амуниции и их использовании при верховой езде. А также познакомить с терминологией, используемой в тренировочном процессе. Необходимо сосредоточить внимание и на требованиях техники безопасности при работе с лошадьми, а также на требованиях безопасности в конюшне и верховой работе с лошадью, это позволит избежать нежелательных травм [2].
При достижении желаемых высоких результатов важной частью тренировочного процесса яв-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
ляется приобретение теоретических знаний, которые способствуют развитию самостоятельности, творческого подхода к тренировкам и соревнованиям, помогают оценить социальную значимость вида спорта, при этом формируют адекватное отношение во взаимоотношениях и с тренером, и со своим четвероногим партнером.
Теоретический раздел программы определяет минимум знаний, которыми должны обладать учащиеся по истории и организации физической культуры и спорта, вопросам теории спортивной тренировки, гигиены, физиологии, спортивной медицины, психологии, педагогики. Кроме того, спортсмен-конник должен владеть знаниями о строении и функциях организма лошади, ее физиологии, содержания и кормления, основы зоопсихологии и тренинга лошадей. Могут быть использованы различные формы теоретических занятий (беседы, лекционный курс, тестирование и т.п.)
Ознакомившись с теорией, можно и нужно переходить к практике. На первых занятиях необходимо оказывать полное содействие новичку во всех манипуляциях (фиксация, чистка, седловка, выведение на тренировочную площадку, посадка на лошадь, подгонка амуниции и т.д.), так как некоторые из них требуют определенного опыта и физических усилий, но и давать возможность попробовать совершить все манипуляции с лошадью. Необходимо стремиться к тому, чтобы новичок был уверен в своих действиях и внушал эту уверенность животному. Однако стоит помнить, что каждому спортсмену понадобится разное время для самоутверждения в работе с лошадью, поэтому тренер должен курировать начинающих спортсменов по всем вопросам работы с лошадьми [2, 4].
На первом этапе обучения спортсмены-конники изучают в теории и на практике следующие темы: подход к лошади (правила, техника безопасности при подходе к лошади); чистка лошади (используемые приспособления: щетка, скребница, копытный крючок, суконка и правила их применения, правила чистки); седлание; надевание оголовья; правила надевания снаряжения и бинтования ног лошади; подгонка снаряжения; седловка в деннике, на развязках; правила постановки лошади на развязки, способы привязывания; вождение лошади в поводу (правила и техника безопасности); посадка на лошадь (правила посадки со стременами, без стремян, прыжком, махом, на ходу, техника безопасности при посадке на лошадь); спешивание (правила спешивания махом назад, махом вперед); разбор поводьев (в две руки, в одной руке, понятие «открытой» и «закрытой» руки); правила и способы набора повода; посадка всадника; форма посадки (облегченная, «усиленно посылающая», нормальная); правильное положение ° рук, ног, туловища, головы всадника во время дви-" жения шагом, рысью (строевой, учебной), галопом ^ (манежным, полевым), на кавалетти, при преодо-^ лении препятствий, на остановках; понятие о рав-Ц новесии всадника и лошади; способы сохранения
равновесия (переноса центра тяжести); выработка непринужденной посадки (ошибки посадки и их исправление); ошибки в положении тела спортсмена и в положении шенкеля и ступни; средства управления лошадью (влияние шенкеля, корпуса и повода на лошадь, их взаимодействие при посыле лошади вперед и остановках); взаимодействие средств управления на подъемах, переходах, остановках, переменах направления, при езде по вольтам, серпантинам, в поле, при преодолении препятствий, перемены направления движения [8].
В процессе занятий с учебно-тренировочными группами тренером делается упор на развитие спортивного интеллекта, на возможности к самосовершенствованию, формирование морально-волевых качеств, умение решать практические задачи в быстроменяющихся условиях, развитие памяти специализированных восприятий и воспитание общей психической подготовленности к соревнованиям. В подготовительном периоде выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий. Эти методы связанны с морально-психологическим просвещением спортсменов, с развитием их спортивного интеллекта, с разъяснением целей и задач участия в соревнованиях.
В соревновательном же периоде упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижение специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности в состязаниях. В переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления организма [1].
Соревнования по конному спорту проводятся с мая по октябрь. Составляется календарный план соревнований и каждая спортивная пара (всадник - лошадь) готовится к определенной программе выступлений под руководством тренера. Подготовка проводится в соответствии с возрастом лошади, всадника и степенью их готовности.
На этапе начальной подготовки участие в соревнованиях носит в большей степени ознакомительный характер. Обычно это соревнования, проводимые самой учебной организацией, а также соревнования клубного значения. Цель данных соревнований: развитие духа соперничества, стремление учащихся к победе, а также формирование навыка демонстрировать свои возможности в состоянии соревновательного стресса, что очень важно, как для спортсмена, так и для лошади.
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
- работа тренера в конно-спортивной секции сложная, кропотливая, длительная и деликатная, требует терпения и умения находить индивидуальный подход к потенциальной спортивной паре всадник-лошадь. Тренер должен так организовать тренировочный процесс, чтобы сделать его интересным и понятным для начинающего спортсмена, должен заинтересовать на продолжительную совместную работу.
Для работы тренером помимо педагогического образования обязателен большой опыт работы в конной сфере, ведь основная задача тренера привести воспитанника к наивысшим спортивным результатам. Официально тренер - это главный человек спортивного коллектива или команды, который помогает раскрыться таланту и способностям своих подопечных. Для тренера важно найти стимул для каждого спортсмена, что особенно важно на начальном этапе подготовке, и что позволит сделать тренировки продуктивными; важно научить управлять своим организмом, использовать по максимуму собственные силы и возможности лошади, чтобы побеждать на спортивных соревнованиях, а победы лучше всего прочего стимулируют спортсмена к усиленным тренировкам. Спортивный тренер должен развивать физические и моральные качества воспитанников, должен научить ответственному и уважительному отношению к животному. Он обучает различным техникам, учит спортсмена понимать не только свои сильные и слабые стороны, но и сильные и слабые стороны лошади.
Конный спорт, на наш взгляд, один из самых непредсказуемых видов спорта, и этому есть ряд причин. Во-первых, результат тренировок и выступлений на соревнованиях зависит не только от готовности спортсмена, но и от готовности его партнера - лошади. Во-вторых, тренер конноспортивной секции должен уметь видеть ошибки и всадника, и лошади, и главное - уметь их исправить. Лошадь может совершать ошибки, которые повлияют на результат соревнования или тренировки. Это очень сложный момент в работе, так как эти ошибки сведут шансы на победу к минимуму. А если это первый выход спортсмена на большие соревнования, то велика вероятность разочарования и нежелания продолжать тренировки. Обязанность тренера донести до спортсмена возможность возникновения такой ситуации, так как лошадь, является таким же «спортсменом», как и всадник, и ей точно так же может не хватить умения и опыта. Лошадь может переживать, нервничать, пугаться и даже злиться от обстановки на спортивном поле, особенно если это первое для неё выступление. И в такой момент обязанность тренера провести со спортсменом психологическую беседу, дабы не отпугнуть его, не дать ему усомниться в своих способностях и возможностях лошади, поддержать его желание и дальше заниматься конным спортом, несмотря на возникающие сложности.
Литература
1. Конный спорт: Пособие для тренеров, преподавателей, коневодов и спортсменов. Сокр. пер. с нем./Под ред. Э. Эзе; Предисл. П.П. Кобызе-ва. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 255 с.
2. Основы безопасного обучения верховой езде. -М.: ВНИИК, 2003. - 55 с.
3. Кремер, М. Как добиться высоких результатов. 8 пунктов программы по подготовке лошади. -М.: Аквариум, 2007-288 с.
4. Волынский, С.М. Тренировка и выездка лошадей. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк; «Сталкер», 2004. - 285 с.
5. Штайнкраууз В. Верховая езда и преодоление препятствий. - М.: «ОО Аквариум Бук», 2004.
6. Ливанова, Т.К., Ливанова, М.А. Все о лошади. - М.: изд. «АСТПресс», 2012.
7. Гуревич, Д.Я. Справочник по конному спорту и коневодству. - М., изд. «Центрполиграф», 2001.
8. Климке, И., Климке, Р. «Кавалетти. Выездка и Прыжки». - М., изд. «Аквариум», 2012.
WORKING METHODS OF THE TRAINER IN EQUESTRIAN SPORTS IN THE GROUPS OF INITIAL TRAINING
Prikhodko N.K., Zakasovskaya I.N., Buryanova A.A., Klyuchnikova A.N.
Pacific State University Khabarovsk; Far Eastern Academy of Physical Culture
The article presents the experience of a trainer working in an equestrian club with groups of initial training. The stage of initial training has its own characteristic specific features and is designed for several years. An important point in this period of training is to increase the level of the athlete's general physical development, as well as mastering the initial skills of handling a horse. Therefore, the work reveals the content of the training process of the initial training of those who go in for equestrian sports, describes the main directions of educational and training sessions at each stage of the annual cycle of training an athlete and a horse for competitions. The development of the methodology of the equestrian sports trainer in the groups of initial training arose in connection with the need to concretize the planning of the educational and training process and further preparation of athletes for competitions in this sport.
Keywords: equestrian sport, training process, groups of initial training.
References
1. Equestrian sport: A guide for coaches, teachers, horse breeders and athletes. Abbr. per. with it. / Ed.E. Eze; Preface P.P. Kobyz-ev. - M.: Physical culture and sport, 1983. - 255p.
2. Fundamentals of safe riding training. -M.: VNIIK, 2003. - 55 p.
3. Kremer, M. How to achieve high results. 8 points of the horse training program. - M.: Aquarium, 2007-288 p.
4. Volynsky, S.M. Horse training and dressage. - M.: LLC "AST Publishing House"; Donetsk; "Stalker", 2004. - 285 p.
5. Steinkrauus V. Horse riding and overcoming obstacles. - M.: "OO Aquarium Buk", 2004.
6. Livanova, T.K., Livanova, M.A. All about the horse. - M.: ed. "ASTpress", 2012.
7. Gurevich, D. Ya. Reference book on equestrian sport and horse breeding. - M., ed. "Centerpolygraph", 2001.
8. Klimke, I., Klimke, R. "Cavaletti. Dressage and Jumping ". - M., ed. "Aquarium", 2012
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со