УДК 796.062: 34.09 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S1-90-98
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА КАК СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И (ИЛИ) ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И.И. Самсонов1,2,3,4, Т.С. Сусикова5
1 Центр спортивной подготовки сборных команд Алтайского края, Барнаул, Россия 2Алтайский институт труда и права (филиал) ОУП ВО «АТиСО», Барнаул, Россия 3Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия 4Алтайское училище олимпийского резерва, Барнаул, Россия
5Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия
Аннотация
Цель исследования. Разработать предложения по преодолению выявленных противоречий в правовом регулировании подготовки спортивного резерва в условиях гармонизации законодательства. Методы и организация исследования. Результаты получены на основе использования общенаучных методов исследования (анализ, синтез, моделирование), специальных методов юриспруденции (сравнительно-правовой, формально-логический), а также системного (функционально-морфологический) подхода к познанию объекта как системы.
Результаты исследования и их обсуждение. Изучено законодательство, регулирующее подготовку спортивного резерва. Это позволило определить пробелы и разрывы в его регулировании, в том числе в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта и организации трудовой деятельности. Использование системного (функционально-морфологического) подхода в изучении спортивной подготовки позволило определить наличие сдерживающих рациональное развитие и выпадающих из регулирования спортивной подготовки, но «де-факто» существующих явлений. Описано наличие разрывов в регулировании частей массового спорта и спорта высших достижений как составляющих элементов подготовки спортивного резерва, а также вопросов комплектования групп спортивной подготовки из спортсменов, представляющих профессиональный спорт и любительский спорт и т.д.
Заключение. Выявлены основные противоречия в действующем законодательстве, что позволило разработать ряд предложений, внедрение которых повысит качество подготовки спортивного резерва, а также порядок комплектования групп спортсменов, участвующих в спортивных соревнованиях. Ключевые слова: спортивная подготовка, дополнительные общеобразовательные программы, этапы спортивной подготовки, организация системы спортивной подготовки, дополнительное образование, комплектование групп спортивной подготовки.
SPORTS TRAINING AS A SYSTEM OF EDUCATIONAL AND (OR) LABOR ACTIVITIES
I.I. Samsonov1'2'3'4, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1826-7291 T.S. Susikova5, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9659-0401 1Sports training center for national teams of the Altai Territory, Barnaul, Russia
2Altai Institute of Labor and Law (branch) of the Academy of Labor and Social Relations, Barnaul, Russia
3Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia
4Altai School of Olympic Reserve, Barnaul, Russia
5Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, Russia
Abstract
The purpose of the research is to develop proposals to overcome the identified contradictions in the legal regulation of sports reserve training in the context of harmonization of legislation.
Methods and organization of the research. The results were obtained based on the use of general scientific research methods (analysis, synthesis, modeling), special methods of jurisprudence (comparative legal, formal logical), as well as a systemic (functional-morphological) approach to cognition of an object as a system. Research results and discussion. The legislation regulating the training of sports reserves has been studied. This
made it possible to identify gaps in its regulation, including within the framework of the implementation of additional general education programs in the field of physical education and sports, and the organization of labor activities. The use of a systemic (functional-morphological) approach in the study of sports training allowed determining the presence of phenomena that constrain rational development and are excluded from the regulation of sports training. The existence of gaps in the regulation of parts of mass sports and elite sports as components of the training of a sports reserve, as well as issues of recruiting sports training groups from athletes, representing professional and amateur sports, is described.
Conclusion. The main contradictions in the current legislation were identified, which made it possible to develop a number of proposals, the implementation of which will improve the quality of training of the sports reserve, as well as the procedure for recruiting groups of athletes participating in sports competitions. Keywords: sports training, additional general education programs, stages of sports training, organization of the sports training system, additional education, recruitment of sports training groups.
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка спортивного резерва (далее - ПСР) реформирована в соответствии с законом о гармонизации законодательства об образовании и о физической культуре и спорте (далее — ФКиС) [14, 16]. Соответственно, спортивная подготовка (далее — СП) осуществляется в рамках образовательной деятельности или трудовой деятельности (пп. 15.1 ст. 2 Закона № 329-Ф3) [5] (рисунок
В Указаниях по заполнению формы федерального статистического наблюдения (приказ Рос-стата № 445 [10]), ежегодно представляемой первичными организациями о сведениях по ПСР (форма 5-ФК), предписывается исполнять противоречащие друг другу действия (п. 24, 194). С одной стороны, организациям системы СП необходимо указывать спортсмена только в одной организации независимо от выполнения им образовательной или трудовой функции (п. 24), а с другой — необходимо указывать спортсмена в организациях системы СП, где он одновременно проходит спортивную подготовку по дополнительной образовательной программе СП и является работником ЦСП (п. 194).
1). Но регулятивная функция закона о ФКиС по-разному отражается в подзаконных актах. Так, абз. 4 п. 4 приказа Минспорта России № 999 [9] устанавливает иной порядок прохождения СП — спортсмены, проходящие СП (трудовая деятельность) в региональном центре СП, одновременно обязаны проходить СП (образовательная деятельность) в организации системы СП одного и того же субъекта РФ
Руководствуясь концепцией права, определяющей обязательность и действенность юридических норм, договоров и других нормативно-правовых актов, федеральные законы имеют более высокий юридический статус, чем подзаконные акты — приказы министерств и ведомств. Поэтому на сегодняшний день спортсмен, заключивший трудовой договор с федеральным или региональным ЦСП, не должен быть зачислен как учащийся, проходящий СП по дополнительным общеобразовательным программам в области ФКиС в организации системы СП. Недостаточно понятно, почему регулирование вопроса по учету спортсменов, проходящих СП в рамках трудовых отношений, касается только центров
Спортивная подготовка
1 вариант - Закон № 329-Ф3 (пп. 15.1. cm. 2)
Образовательная деятельность <4—► Трудовая деятельность
2 вариант- Приказ Минспорта России № 999 (абз. 4 п. 4)
Образовательная деятельность + Трудовая деятельность
3 вариант - Приказ Росстата от 18.09.2023 № 445 (п. 24, п. 194)
Образовательная деятельность 4 » Трудовая деятельность
+
Рисунок 1 - Варианты модели прохождения СП в России (2023 г.) Figure 1 - Options for the sports training model in Russia (2023 г.)
СП. В стране функционирует огромное количество профессиональных спортивных клубов и (или) физкультурно-спортивных организаций, принимающих участие в любительском спорте. Наличие противоречия между должным элементным составом организаций СП как системы и действующим порядком регулирования ПСР в условиях гармонизации законодательства определило актуальность настоящего исследования. Целью исследования является разработка предложений по преодолению выявленных противоречий в правовом регулировании подготовки спортивного резерва в условиях гармонизации законодательства.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты получены на основе использования общенаучных методов исследования (анализ, синтез, моделирование), специальных методов юриспруденции (сравнительно-правовой, формально-логический) и системного подхода [17].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
СП в рамках образовательной деятельности. В начале исследования проведен анализ понятий «спортивный резерв» (пп. 15.2. ст. 2 Закон № 329-Ф3), «спортивная подготовка» (пп. 15.1 ст. 2 Закон № 329-Ф3), являющихся основой познавательного процесса и играющих ключевую роль в регулировании, обозначении границ объекта, их взаимоотношений с другими объектами, а также определяющих структуру правового явления — ПСР. Основными признаками «спортивного резерва» являются: 1) учащиеся, проходящие СП по дополнительным общеобразовательным программам в области ФКиС (общеразвивающим и СП); 2) работники (спортсмены), проходящие СП в рамках трудовой деятельности; 3) наличие цели быть включенными в состав спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд РФ. Другими словами, на уровне правоустановле-ния рассматриваемое понятие не предусматривает отнесение лиц, включенных в число кандидатов в составы спортивных сборных команд, к «спортивному резерву». В то же время, начиная с 2014 г., форма 5-ФК предусматривает учет лиц, включенных в составы «юношеского» и «юниорского» состава сборных команд, а по «основному составу»
- в 2014 г. [7], 2015 г. [8] и 2023 г. [10]. Считаем, что отсутствие в форме 5-ФК разделов по учету спортсменов спортивных сборных команд регионального и местного уровня оправдано установленными целями ПСР, в том числе бессмысленностью учета их количества на федеральном уровне. Рассуждая далее, нельзя обойти обеспокоенность профессионального сообщества фактом поглощения системой «дополнительного образования» (далее — ДО) процесса СП [2, 14, 15, 16]. Соответственно, верно ли считается, что регулятором или одним из регуляторов в отношении СП выступает Минпросвещения России.
Понятия «ПСР» и «СП» как нормы-дефиниции обладают особой разновидностью предписаний, устанавливающих относительно автономный механизм правового регулирования [1, 3]. Поэтому вызывает сомнение отождествление абсолютно полярных друг другу категорий, в том числе включение Минпросвещения в регуляторы отношений в ПСР (СП) (ч. 4 ст. 75, ч. 4, 5 ст. 84 Закона № 273-ФЗ) [6].
ДО является видом образования, направленным на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании. И, напротив, СП является процессом, направленным на физическое воспитание и физическое развитие, совершенствование спортивного мастерства спортсменов посредством систематического участия в спортивных соревнованиях. Более того, понятие СП является производным от понятия «спорт». Их признаки полностью сопоставимы до уровня эквивалента друг другу: 1) «систематическое участие в спортивных соревнованиях» — «социально-культурная деятельность в форме соревнований»; 2) «физическое воспитание и физическое развитие, совершенствование спортивного мастерства» — «специальная практика подготовки». Итак, СП не является видом образования, а относится к виду социально-культурной деятельности населения в области спорта. Обобщая вышесказанное, можно говорить об отождествлении разнопорядковых категорий. Основной причиной отождествления СП и ДО является визуальное и аудиальное сходство, использование идентичных правовых средств и методов регулирования, равнозначность и тождество наименований реализуемых программ, относящихся к одному виду экономической деятельности (рисунок 2) [15, 16].
Спортивная подготовка в рамках ДО
■Дополнительное образование в рамках ДО
Дополнительные общеобразовательные программы в области ФКиС
1. Дополнительные общеразвнвающие программы в области ФКиС (зтол СО) уровни сложности: стартовый, базовый, продвинутый * 1.Дополнительные общеразЕивагощие программы в области ФКиС (отсутствуют этапы СП), уровни сложности: стартовыйf базовый? продвинутый
2. Дополнительные образовательные программы СП (этап НП, YT, ССМ, Б СМ)
Рисунок 2 - Классификация дополнительных общеобразовательных программ в области ФКиС в зависимости от целей правовых явлений СП и ДО
Figure 2 - Classification of additional general education programs in the field of physical education and sports depending on the goals of legal phenomena of special training and additional education
Вместе с тем на местном уровне СП наблюдается феномен, заключающийся в проведении учебно-тренировочных занятий в объединенных группах лиц, проходящих СП по ФССП, с лицами, зачисленными на спортивно-оздоровительный этап (базового или продвинутого уровня). Несмотря на отсутствие в законодательстве порядка регулирования «межэтапного» формата комплектования групп, он обусловлен сложившимися условиями реализации СП (ч. 3.2. ст. 84 Закона 273-Ф3) и соревновательной практики. Как правило, на спортивно-оздоровительный этап базового и продвинутого уровня зачисляются граждане, по объективным причинам не выполнившие результаты прохождения этапа СП (промежуточную аттестацию) и (или) не имеющие возможности выполнять обязанности по прохождению СП в установленных объемах ФССП по причине исполнения различных видов трудовой деятельности на предприятиях и организациях в различных хозяйствующих субъектах. Тем не менее отчисленные учащиеся и (или) систематически не выполняющие обязанности по прохождению ФССП являются одними из лучших спортсменов (включенных в списки спортивной сборной команды муниципального образования), имеющими желание и возможности представлять интересы муниципалитета на соревнованиях субъекта РФ. В противовес описываемому феномену может появиться мысль о решении такой проблематики путем трудоустройства таких граждан на должность «спортсмен» спортивной сборной команды муниципального образования. Тем более одним из оснований является отсутствие в действующем законодательстве организаций, реализующих СП в рамках дополнительных
общеразвивающих программ в области ФКиС (ст. 32 Закона № 329-Ф3).
Вместе с тем такое решение не имеет рациональности в реализации. Так, в условиях дефицита местных бюджетов муниципалитетам необходимо изыскать средства на содержание спортивной сборной команды. Также спортсмен будет систематически получать доход, а это имеет признаки профессионального спорта. Соответственно, возникнет вопрос о правомерности установленного регулирования, т.к. ни в вопросах местного значения, ни в полномочиях муниципалитета профессиональный спорт не упоминается. А если бы эти полномочия были, то неизвестно, откуда изыскать источники финансового обеспечения муниципалитетов для достижения установленных показателей по средней заработной плате. СП в рамках трудовой деятельности. В настоящее время существующая концепция прохождения СП именуется как взаимоисключающая (пп. 15.1. ст. 2 Закона № 329-ФЗ). И если для самостоятельно подготавливающихся спортсменов и спортсменов по командным (игровым) видам спорта она ничего не изменяет, то по личным (индивидуальным) видам спорта имеется некоторая напряженность. Ведь спортсмен, зачисленный в региональный ЦСП как кандидат в члены спортивной сборной команды, продолжает заниматься со своим личным тренером-преподавателем. В настоящее время, действуя по предписанию закона, учащийся, проходящий СП по образовательной программе, должен быть отчислен из спортивной школы при заключении трудового договора по СП (пп. 15.1. ст. 2 Закона № 329-ФЗ). Соответственно, выгодоприобретателем становится ЦСП и
(или) профессиональный спортивный клуб, а базовая организация, заложившая основы подготовленности спортсмена, полностью теряет возможность не только учитывать его успехи, но и допускать к учебно-тренировочным занятиям. Спортивные достижения переданного спортсмена влияют на установление статуса ее базовой организации СП, установление базового вида спорта в регионе, получение преференций на подготовку спортсменов через рациональное комплектование групп СП. Предлагается упростить действующую концепцию СП, установив свободное прохождение СП на усмотрение взаимодействующих между собой организаций системы СП. Необходимо помнить, что самостоятельно подготавливающийся спортсмен, трудоустроенный в федеральный или региональный ЦСП, включенный в списки спортивных сборных команд, не фигурирует в разделе II и III формы № 5-ФК, а значит не учитывается как систематически занимающийся ФКиС в форме № 1-ФК [11]. Поэтому необходимо внести соответствующие изменения в разделы II и III формы 5-ФК, отображающие и самостоятельно подготавливающихся спортсменов, и проходящих СП в рамках трудовой деятельности.
Безусловно, необходимо оговориться и пояснить, что данная ситуация характерна для личных видов спорта, т.к. командные игровые виды спорта не смогут подготавливаться самостоятельно в силу имеющейся специфики коллективного взаимодействия. Командные игровые виды спорта, как правило, входят в систему профессиональных спортивных клубов (далее
— ПСК). Характер их деятельности сопоставим с деятельностью федерального или региональных ЦСП, но только последние, исключая федеральный ЦСП, предоставляют статистическое наблюдение по форме № 5-ФК, а ПСК и (или) любительские спортивные клубы (далее
— ЛСК) не предоставляют.
Таким образом, мы считаем необходимым организовать учет спортсменов ПСК и ЛСК наряду со спортсменами личных (индивидуальных) видов спорта, выполняющих трудовые функции в качестве спортсмена регионального и (или) федерального ЦСП. Тем более спортсмены-про-фессиональны и спортсмены-любители могут быть включены в члены спортивных сборных команд субъектов РФ и России.
Вместе с тем на сегодняшний день отмечаются некоторые расхождения между границами, установленными нормами-дефинициями (понятиями) и нормами права, устанавливающими регулирование в организации профессионального и любительского спорта. Если в первом случае профессионал — это лицо, целью деятельности которого является доход, в том числе в рамках трудовых отношений (пп. 10.2-10.4, 11 ст. 2 Закона № 329-ФЗ), то любитель — это лицо, не имеющее целью систематическое получение дохода, и СП не является его трудовой функцией (пп. 3.6. ст. 2 Закона № 329-ФЗ). Однако при изучении закона (ст. 19.1., 20.7 Закона 329-ФЗ) становится понятно, что законодатель предоставил организаторам профессиональных и любительских соревнований определенного рода «допуски», выходящие за границы явления, установленной нормы-дефиниции. Так, в профессиональном спорте (ч. 6 ст. 19.1), например, учащийся спортивной школы по взаимной договоренности и без финансовой компенсации может принимать участие в чемпионате и Кубке России по волейболу в качестве стажера (п. 1.36.3. Положения об открытом Чемпионате России по волейболу [12]). А в любительском спорте (ч. 1 ст. 20.7 Закона 329-ФЗ), например, могут принимать участие профессионалы определенного возраста (п. 4.4. Регламента Чемпионата Сибирского федерального округа и Дальневосточного федерального округа по футболу [13]). Объяснением этому явлению служат положительные цели, направленные на развитие вида спорта, а именно создание «гибких» условий для адаптации спортсменов в профессиональном спорте или предоставление игровой практики профессионалам, не имеющим достаточной игровой практики. Несмотря на все положительные цели используемого на практике комплектования групп СП, такой формат не урегулирован нормами права.
Обратим внимание, что лица, участвующие в любительских спортивных соревнованиях, не выполняют трудовую функцию по подготовке и участию в спортивных соревнованиях в качестве спортсмена. Поэтому любительский спорт, являющийся частью массового спорта, подлежит лицензированию образовательной деятельности. Безусловно, требуются дополнительные изыскания об определении объ-
емов взаимодействия СП со спортом высших достижений, массовым спортом, профессиональным спортом и любительским спортом. Забегая вперед, хотелось бы предложить одно из решений, предлагаемое вразрез сложившейся практики регулирования СП. В целях сохранения «взрослого» любительского спорта, являющегося базисом для организации массового на уровне крупных муниципалитетов и (или) субъектов РФ, предлагается рассмотреть модель прохождения СП в рамках оформленного гражданско-правового договора с физическим лицом как с добровольцем (волонтером).
Заслуживают внимания исследования, проведенные Ю.Д. Якубовым [18] и В.И. Лукащу-ком [4]. Если первый из них описал границы государственного вмешательства в ФКиС, определив модели взаимодействия субъектов ФКиС (интервенционистская, неинтервенционистская и смешанная), то второй расширил и уточнил представление о моделях управления ФКиС в других странах. По словам ученых, модели управления ФКиС, кроме государственных структур, предусматривают активное участие в выработке и реализации соответствующей политики институтов гражданского общества, специализирующихся на вопросах ФКиС. При этом принцип их взаимодействия с органами государства и местного самоуправления останется неизменным для реализации всех направлений развития сфер ФКиС. Это предусматривает пропорциональное развитие спорта и его составных частей. В заключение мы обратились к анализу моделей регулирования спорта за рубежом. Например, в Португалии управление спортом основано на содействии активной демографии, уделению приоритетного внимания неблагополучным районам, инвестициям в человеческий фактор, увеличению расходов на культуру и спорт, и предпочтителен выбор независимой управленческой команды [22]. Ведущее значение для местной спортивной политики в Нидерландах занимает «спорт для всех». В этой стране бюджетные расходы на занятия ФКиС направляются на поддержание доступности спорта. В то же время население, остающееся неохваченным занятиями спортом, привлекается через специальные программы. По словам автора, предпринимаемые
попытки государства по вовлечению населения в занятия ФКиС оказывают наибольшее влияние на участие молодежи в спортивных клубах. И, напротив, взрослое население не вовлечено в занятия ФКиС в связи с низкими расходами на данное направление деятельности [19].
Ридпат Д., изучивший американскую и европейскую модели управления спортом, предложил модели развития спорта, именуя их альтернативными моделями для спорта в Америке. При их разработке он опирался на академический, спортивный и европейский подходы. По мнению автора, альтернативные модели расширяют доступ молодежи к преимуществам спорта и физических упражнений, положительно влияют на вопросы развития образования и создают позитивную атмосферу в сфере здравоохранения [20]. Великобритания, базируясь на принципе, где объем двигательной активности населения определяет его благополучие, переходит на учет качественных изменений от занятий физической активностью и спортом. Разработчиками стратегии будущего к 2025 году планируется отказаться от учета количественных показателей (спортсмены, медали). Иными словами, в приоритет возводится физическая культура или массовый спорт [21]. Мы считаем, что в России на местном уровне спортивная подготовка представлена именно в сегменте массового спорта как одного из базовых явлений спорта и спорта высших достижений. В то же время отсутствие прямого упоминания понятия СП в перечне вопросов местного значения и полномочий муниципалитетов в области ФКиС порождает огромные сомнения в верности данного толкования. Поэтому требуется не только обсуждение в профессиональном научном сообществе соотношения понятий, относящихся к понятию «спорт» и «спортивная подготовка», но и совершенствование правового регулирования организации спортивной подготовки в части массового спорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении исследования об организации СП нами предлагается ряд решений, направленных на совершенствование ПСР в условиях гармонизации законодательства:
1. Проработать вопрос о дополнении и уточнении норм-дефиниций:
1.1. «спортивный резерв» — гражданами, включенными в состав спортивных сборных команд различного уровня;
1.2. «спортивную подготовку» волонтерской и (или) самостоятельной деятельностью в области ФКиС.
2. Инициировать дискуссию профессионального сообщества о соотношении норм-дефиниций «физическая культура», «спорт», «массовый спорт», «спорт высших достижений», «профессиональный спорт», «любительский спорт» как между собой, так и со «спортивной подготовкой».
3. Уточнить элементный состав системы СП:
1) организациями, реализующими дополнительные общеразвивающие программы в области ФКиС (пп. 3 ч. 1 ст. 32 Закона № 329-ФЗ);
2) профессиональными спортивными клубами и (или) любительскими спортивными клубами, профессиональными и любительскими лигами (пп. 4 ч. 1 ст. 32 Закона № 329-ФЗ);
3) понятием «тренер» (пп. 5 ч. 1 ст. 32 Закона № 329-ФЗ).
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранова, М. В. Конструирование дефинитивных норм права: проблемы и тенденции / М. В. Баранова // Юридическая техника. - 2013. - №7-2. - С.120-125.
2. Зубков, Д. А. Анализ содержания актуализированных федеральных стандартов спортивной подготовки по санному спорту и лыжным гонкам / Д. А. Зубков, Т. В. Фендель, Е. А. Кислых // Ученые записки университета Лесгафта. - 2022. - №12 (214). - С. 211-216.
3. Кожевников, В. В. О структуре норм права: логических, норм-предписаний,специализированных / В. В. Кожевников // Правоприменение. - 2021. - №2. - С. 45-61.
4. Лукащук, В. И. Модели управления физической культурой и спортом: анализ зарубежного опыта / В. И. Лукащук // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - vol. 6-1 (69). - 2022. - С. 249-251.
5. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_73038/ (дата обращения: 20.02.2024 г.).
6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3// URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.02.2024 г.).
7. Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за организациями, осуществляющими спор-
4. Усовершенствовать формы федерального статистического наблюдения 1-ФК, включив в учет систематически занимающихся ФКиС спортсменов, проходящих СП.
5. Разграничить вопросы совместного ведения и вопросы местного значения в области образования и в области ФКиС, уточнив полномочия:
5.1.) органов исполнительной власти в области ФКиС, изложив пп. «в» п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона 329-ФЗ после слов: «подготовки спортивного резерва» включить слова «по дополнительным общеобразовательным программам в области ФКиС»;
5.2.) органов местного самоуправления, изложив пп. 8 ч. 1 ст. 9 Закона № 329-ФЗ после слов: «подготовки спортивного резерва» включить слова «по дополнительным общеобразовательным программам в области ФКиС».
6. Проработать вопрос о совершенствовании порядка комплектования групп СП в формате «межэтапный», «межкатегориальный».
7. Исключить Минпросвещения из числа регуляторов сферы деятельности по осуществлению СП в рамках образовательной деятельности.
тивную подготовку: приказ Росстата от 26.12.2013 № 500 // URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70455586/ (дата обращения: 20.02.2024 г.).
8. Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за организациями, осуществляющими спортивную подготовку: приказ Росстата от 30.12.2015 № 674 // URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71199184/(дата обращения: 20.02.2024 г.).
9. Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации: приказ Минспорта России от 30.10.2015 № 999 // URL: https:// base. garant.ru/71371262/ (дата обращения: 20.02.2024 г.).
10. Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих спортивную подготовку или обеспечивающих подготовку спортивного резерва: приказ Федеральной службы государственной статистики от 18.09.2023 № 445 // URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/407620938/ (дата обращения: 20.02.2024 г.).
11. Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской
Федерации федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта: приказ Федеральной службы государственной статистики от
29.12.2023 № 709 // URL: https://www.consuLtant.ru/ document/cons_doc_LAW_467023/ (дата обращения:
20.02.2024 г.).
12. Положение об открытом Чемпионате России 2024 г. по волейболу // URL: https://voLLey.ru/assets/fiLes/ documents/5402/Положение%20о%20чемпиона-те%20России%20по%20волейболу%202024%20 года.pdf (дата обращения: 20.02.2024 г.).
13. Регламент Чемпионата Сибирского федерального округа и Дальневосточного федерального округа в рамках зонального этапа Всероссийских соревнований по футболу среди мужчин «III лига» (2023 г.) URL: fiLe:///C:/Users/User/OneDrive/Рабочий%20 стол/Регламент%203%20дивизион,%20Сибирь%20 сезон%202023.pdf (дата обращения: 20.02.2024 г.).
14. Самсонов, И. И. О гармонизации законодательства в сфере физической культуры, спорта и образования, концепции подготовки спортивного резерва и детско-юношеского спорта в Российской Федерации / И. И. Самсонов, К. Г. Клецов // Вестник спортивной науки. - 2021. - № 4. - С. 31-36.
15. Самсонов, И. И. О финансовом обеспечении системы подготовки спортивного резерва на муниципальном уровне в современных условиях / И. И. Самсонов, А. Н. Малаханов // Экономика. Профессия. Бизнес. -2023. - № 2. - С. 89-99. - DOI 10.14258/epb202325. - EDN SZRWJG.
16. Самсонов, И. И. Спортивная подготовка в условиях гармонизации законодательства: отрасль физи-
REFERENCES
1. Baranova, M. V. Construction of definitive norms of Law: probLems and trends / M. V. Baranova // LegaL technoLogy. - 2013. - № 7-2. - pp.120-125.
2. Zubkov, D. A. AnaLysis of the content of updated federaL standards of sports training in Luge and cross-country skiing / D. A. Zubkov, T. V. FendeL, E. A. KisLykh // Scientific notes of the Lesgaft University. - 2022. - № 12 (214). - pp. 211-216.
3. Kozhevnikov, V. V. On the structure of LegaL norms: LogicaL, norms-prescriptions, speciaLized / V. V. Kozhevnikov // Law enforcement. - 2021. - № 2. - pp. 45-61.
4. Lukashchuk, V. I. ModeLs of physicaL cuLture and sports management: anaLysis of foreign experience / V. I. Lukashchuk // InternationaL JournaL of Humanities and NaturaL Sciences. - voL. 6-1 (69). - 2022. - pp. 249-251.
5. On physicaL cuLture and sports in the Russian Federation: federaL Law of 04.12.2007 № 329-FZ // URL: https:// www.consuLtant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (date of access: 02/20/2024).
6. On education in the Russian Federation: FederaL Law of 29.12.2012 № 273-FZ // URL: https://www.consuLtant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (date of access: 20.02.2024).
7. On approvaL of statisticaL tooLs for the organization by the Ministry of Sports of the Russian Federation of federaL statisticaL observation of organizations engaged in sports training: Rosstat order 26.12.2013 № 500 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/
ческой культуры и спорта или образования / И. И. Самсонов // Спорт: экономика, право, управление. - 2023. - № 3. - С. 33-37. - DOI 10.18572/2070-21752023-3-33-37. - EDN OLKBOY.
17. Щедровицкий, Г. П. Два понятия системы // Труды XIII Международного конгресса по истории науки и техники. Т.1а. М., 1974 [Г.П. Щедровицкий. Избранные труды. М., 1995] // URL: https://www.fondgp.ru/ pubLications/два-понятия-системы/ (дата обращения: 20.02.2024 г.).
18. Якубов, Ю.Д. Модели государственной политики в области спорта / Ю. Д. Якубов // Вестник экономики, права, социологии. - 2012. - №4. - С. 211-213.
19. Hoekman, R. Providing for the rich? The effect of pubLic investments in sport on sport (cLub) participation of vuLnerabLe youth and aduLts / R. Hoekman, K. BreedveLd, G. Kraaykamp // European JournaL for Sport and Society. - 2017. - № 14 (4). - P. 327-347.
20. Ridpath, D. ALternative ModeLs of Sports DeveLopment in America: SoLutions to a Crisis in Education and PubLic HeaLth. Ohio University Sport Management Series. - 2018. - 248 p.
21. Sporting Future: A New Strategy for an Active Nation // URL: https://assets.pubLishing.service.gov.uk/gov-ernment/upLoads/system/upLoads/attachment_data/ fiLe/486622/Sporting_Future_ACCESSIBLE.pdf (дата обращения: 20.02.2024).
22. Teixeira, M. and Ribeiro, T. (2016), "Sport PoLicy and Sports DeveLopment: Study of Demographic, OrganizationaL, FinanciaL and PoLiticaL Dimensions to the LocaL LeveL in PortugaL", The Open Sports Sciences JournaL. - № 9 (1). - P. 26-34.
doc/70455586/ (date of access: 20.02.2024).
8. On approvaL of statisticaL tooLs for the organization by the Ministry of Sports of the Russian Federation of federaL statisticaL observation of organizations engaged in sports training: Rosstat order 30.12.2015 № 674 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71199184/ (date of access: 20.02.2024).
9. On approvaL of requirements for ensuring the training of sports reserve for sports teams of the Russian Federation: order of the Ministry of Sports of Russia dated 30.10.2015 № 999 // URL: https:// base.garant. ru/71371262/ (date of access: 02.20.2024).
10. On approvaL of the federaL statisticaL observation form with instructions for fiLLing it out for the organization by the Ministry of Sports of the Russian Federation of federaL statisticaL observation of the activities of organizations engaged in sports training or providing training for a sports reserve: order of the FederaL State Statistics Service dated 18.09.2023 № 445 // URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407620938/ (date of access: 02.20.2024).
11. On approvaL of the federaL statisticaL observation form with instructions for fiLLing it out for the organization by the Ministry of Sports of the Russian Federation of federaL statisticaL observation in the fieLd of physicaL cuLture and sports: order of the FederaL State Statistics Service dated 29.12.2023 № 709 // URL: https://www. consuLtant.ru/document/cons_doc_LAW_467023/ (date of access: 20.02.2024).
12. Regulations on the 2024 Russian Open Volleyball Championship // URL: https://volley.ru/assets/files/ documents/5402/Regulations of the%20%20%20Rus-sian%20%20volleyball%202024%20year.pdf (date of access: 20.02.2024).
13. Regulations of the Championship of the Siberian Federal District and the Far Eastern Federal District within the zonal stage of the All-Russian football competition for men "III League" (2023) URL: file:///C:/Users/User/ 0neDrive/Work%20table/ Regulations%203%20divi-sion,%20Siberia%20season%202023.pdf (date of access: 20.02.2024).
14. Samsonov, I. I. On the harmonization of legislation in the field of physical culture, sports and education, the concept of training sports reserves and children's and youth sports in the Russian Federation / I. I. Samsonov, K. G. Kletsov // Bulletin of sports science. - 2021. - № 4. - pp. 31-36.
15. Samsonov, I. I. On the financial support of the sports reserve training system at the municipal level in modern conditions / I. I. Samsonov, A. N. Malakhanov // Economics. Profession. Business. - 2023. - № 2. - pp. 89-99. -DOI 10.14258/epb202325. - EDN SZRWJG.
16. Samsonov, I. I. Sports training in the context of harmonization of legislation: the branch of physical culture and sports or education / I. I. Samsonov // Sports: economics, law, management. - 2023. - № 3. - pp. 33-37. - DOI 10.18572/2070-2175-2023-3-33-37. - EDN OLKBOY.
17. Shchedrovitsky, G. P. Two concepts of the system // Proceedings of the XIII International Congress on the History of Science and Technology. Vol.la. M., 1974 [G.P. Shchedrovitsky. Selected works. M., 1995] // URL: https://www.fondgp.ru/publications/two-concepts-sys-tems/ (date of access: 20.02.2024).
18. Yakubov, Yu. D. Models of state policy in the field of sports / Yu. D. Yakubov // Bulletin of Economics, Law, Sociology. - 2012. - №4. - pp. 211-213.
19. Hoekman R. Providing for the rich? The effect of public investments in sport on sport (club) participation of vulnerable youth and adults / R. Hoekman, K. Breedveld, G. Kraaykamp // European Journal for Sport and Society.
- 2017. - №14 (4). - P. 327-347.
20. Ridpath, D. Alternative Models of Sports Development in America: Solutions to a Crisis in Education and Public Health. Ohio University Sport Management Series.
- 2018. - 248 p.
21. Sporting Future: A New Strategy for an Active Nation // URL: https:// assets.publishing.service.gov.uk/gov-ernment/uploads/system/uploads/attachment_data/ file/486622/Sporting_Future_ACCESSIBLE.pdf (date of access: 20.02.2024).
22. Teixeira, M. and Ribeiro, T. (2016), "Sport Policy and Sports Development: Study of Demographic, Organizational, Financial and Political Dimensions to the Local Level in Portugal", The Open Sports Sciences Journal. -№ 9 (1). - P. 26-34.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Самсонов Иван Иванович (Samsonov Ivan Ivanovich) - кандидат педагогических наук, доцент; заместитель директора Центра спортивной подготовки сборных команд Алтайского края; заведующий кафедрой экономики, менеджмента и индустрии туризма Алтайского института труда и права (филиал) ОУП ВО «АТиСО»; Алтайский государственный педагогический университет, Алтайское училище олимпийского резерва, 656010, г. Барнаул, ул. Тимуровская, 15; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0003-1826-7291
Сусикова Татьяна Степановна (Susikova Tatyana Stepanovna) - кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры общественно-гуманитарных дисциплин; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта; 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0001-9659-0401
Поступила в редакцию 29 февраля 2024 г. Принята к публикации 15 марта 2024 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Самсонов, И.И. Спортивная подготовка как система образовательной и (или) трудовой деятельности / И.И. Самсонов, Т.С. Сусикова // Наука и спорт: современные тенденции. -2024. - Т. 12, № S1 - С. 90-98. Э01: 10.36028/2308-8826-2024-12^1-90-98.
FOR CITATION
Samsonov I.I., Susikova T.S. Sports training as a system of educational and (or) labor activities. Science and sport: current trends., 2024, vol. 12, no. S1. - pp. 90-98. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S1-90-98.