УДК 336.5.02 / 346.7 / 796.065 DOI 10.14258/epb202325
О ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА НА МУНИЦПАЛЬНОМ УРОВНЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
И. И. Самсонов1,2, А. Н. Малаханов3
1Центр спортивной подготовки сборных команд Алтайского края (Барнаул, Россия) 2Алтайский институт труда и права (филиал) Академии труда и социальных отношений
(Барнаул, Россия) 3Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Статья посвящена исследованию темы, имеющей актуальное значение для муниципальных спортивных школ, реализующих в качестве основного вида деятельности дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта. Начавшаяся гармонизация законодательства о физической культуре и спорте и об образовании с 01.01.2023 перестраивает не только форму и содержание, реализуемых программ подготовки спортивного резерва, но и их финансовое обеспечение. В условиях отсутствия единой точки зрения о сбалансированности изменений в части гармонизации законодательства о физической культуре и спорте и об образовании возникла противоречивая ситуация по соотношению этапов спортивной подготовки с полномочиями муниципальных образований по вопросам местного значения. Отсутствие единой позиции по данному вопросу порождает сомнение и недовольство среди представителей руководства органов местного самоуправления и административно-управленческого аппарата спортивных школ, переходящее в формирование маниакальных фобий. Авторы на основе результатов проведенного исследования приходят к выводу о первопричинах противоречий, возможных вариантах развития сложившейся ситуации и путях дальнейшего развития муниципальной физической культуры и спорта.
Ключевые слова: вопросы местного значения, полномочия публично-правовых образований, бюджетная классификация, основной вид экономической деятельности, спортивная подготовка, массовый спорт, спорт высших достижений, дополнительное образование, спортивный резерв.
ON THE FINANCIAL SUPPORT OF THE SPORTS RESERVE TRAINING SYSTEM AT THE MUNICIPAL LEVEL IN MODERN CONDITIONS
I. I. Samsonov1,2, A. N. Malakhanov3
''Center for sports training of national teams of the Altai Territory (Barnaul, Russia), 2Altai Institute of Labor and Law (branch) Academy of Labor and Social Relations (Barnaul, Russia)
3Altai State University (Barnaul, Russia)
The article is devoted to the study of a topic that is of current importance for municipal sports schools that implement additional general educational programs in the field of physical culture and sports as their main activity. The harmonization of legislation on physical culture and sports and on education that has begun since 01/01/2023 is restructuring not only the form and content of the implemented sports reserve training programs, but also their financial support. In the absence of a unified point of view on the balance of changes in terms of harmonizing the legislation on physical culture and sports and education, a contradictory situation arose regarding the ratio of the stages of sports training with the powers of municipalities on local issues. The lack of a unified position on this issue gives rise to doubt and dissatisfaction among representatives of the leadership of local governments and the administrative and managerial apparatus of sports schools, turning into the formation of manic phobias. The authors, on the basis of study, come to the conclusion about the root causes of contradictions,
possible options for the development of the current situation and ways for the further development of municipal physical culture and sports.
Keywords: issues of local importance, powers of public legal entities, budget classification, main type of economic activity, sports training, mass sports, elite sports, additional education, sports reserve.
Об актуальности исследования. Организация занятий физической культурой и спортом (далее — ФКиС) граждан является экономически эффективным вложением государства в развитие человеческого капитала, что объясняет установление Президентом РФ национальной цели по количеству систематически занимающихся ФКиС к 2024 г. 55% [1], к 2030-70% [2].
С учетом важности данного направления работы, Президентом РФ даны поручения субъектам РФ обеспечить к 2024 г. долю расходов по разделу бюджетной классификации (далее — БК) 1100 «ФКиС» не менее 2%, обратив особое внимание на финансирование мероприятий в сфере массового спорта (далее — МС) (п. 10 № Пр-1919) [3] и ежегодно увеличивать финансирование мероприятий в сфере ФКиС, начиная с 2025 г. (пп. «е» п. 5 № Пр-1005) [4].
Тем не менее к числу систематически занимающихся ФКиС относится население, занимающееся в форме организованных или самостоятельных занятий в определенном двигательном режиме в неделю не только спортом, но и общей физической подготовкой, иными видами двигательной активности: хореографией (танцами), вело- и пешие маршруты, беговелы, самокаты, лечебная ФК и т. п.), организуемые юридическими лицами, подведомственными различным органам местного самоуправления (образование, культура и т. д.) [5].
Считаем, что это предопределяет необходимость разработки методики расчета доли финансирования на ФКиС, включающей не только расходы по разделу БК 1100 «ФКиС», но и расходы по разделам БК, направляемым муниципалитетами на решение вопросов местного значения (далее — ВМЗ) по предоставлению дополнительного образования (далее — ДО) детям (пп. 11 ст. 15, пп. 13 ст. 16 Закона 131-Ф3), организации и осуществления мероприятий по работе с молодежью (пп. 27 ст. 15, пп. 34 ст. 16 Закона 131-ФЗ), созданию условий для обеспечения услугами по организации досуга и культуры (пп. 19.1 ст. 15, пп. 17 ст. 16 Закона 131-ФЗ) и т. п.
ВМЗ решаются посредством реализации установленных полномочий органам местного самоуправления (далее — ОМС), детализируемых специальными законами. Финансовое обеспечение полномочий ОМС осуществляется главными распорядителями бюджетных средств по разделам БК. Например, полномочия: в области ФКиС — раздел
1100 «ФКиС», по предоставлению ДО детям — подраздел 0703 «Дополнительное образование детей» раздела 0700 «Образование», по мероприятиям по работе с молодежью — подраздел 0707 «Молодежная политика» раздела 0700 «Образование», по организации досуга и услуг культуры — подраздел 0801 «Культура» раздела 0800 «Культура».
Вместе с тем одним из важнейших направлений ФКиС является подготовка спортивного резерва (далее — ПСР). ПСР осуществляется с лицами, проходящими спортивную подготовку (далее — СП) на одном из 5 этапов (ст. 32 Закона 329-ФЗ) в целях включения их в состав спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд РФ (пп. 15.2 ст. 2 Закона 329-ФЗ).
Ранее ПСР осуществлялась в рамках образовательной деятельности на базе организаций ДО в рамках реализации образовательных программ или на базе организаций ФКиС в рамках физкультурно-спортивной или образовательной деятельности. Развитие общественных отношений, вскрывающих рассогласованность, конфликтность между общественными отношениями по ФКиС, здравоохранению и образованию, предопределило выделение в 2010 г. отдельного раздела БК 1100 «ФКиС» в Бюджетном кодексе РФ [6]. Принятое решение явилось одним из катализаторов начала модернизации системы ПСР (2011 г.) — постепенному отстранению отрасли ФКиС от примата регулирования ПСР отраслью образования (в том числе здравоохранения), концентрируясь на реализации физкультурно-спортивных, а не образовательных программ. Финансовое обеспечение ПСР осуществлялось по профильному разделу БК 1100 «ФКиС» [7]. Но в 2021 г. был принят Федеральный закон № 127-ФЗ [8] (далее — Закон 127-ФЗ), изменивший форму и содержание системы ПСР (образовательная или трудовая деятельность) (пп. 15.1 ст. 2, ч. 1 ст. 34.1 Закона 329-ФЗ).
Принятие Закона 127-ФЗ обострило риск неисполнения поручения Президента РФ по достижению минимальной доли финансового обеспечения ФКиС по разделу БК 1100 «ФКиС», так как предписываемый перевод СП на образовательную деятельность в рамках ДО на тот момент изменял раздел БК с 1100 «ФКиС» на 0700 «Образование». Решение смешивало расходы на реализацию дополнительных общеобразовательных программ (физкультурно-спортивной, художественной, тех-
нической и т. п. направленностей) с расходами на ПСР. И на уровне муниципалитетов отсутствовали полномочия по предоставлению ДО лицам старше 18 лет и их финансовому обеспечению.
Минфин России, принимая во внимание вы-шеобозначенные риски, изменил распределение расходов, направляемых на организацию СП по дополнительным общеобразовательным программам
в области ФКиС с подраздела БК 0703 на подразделы БК: 1101 «Физическая культура» (спортивно-оздоровительный этап (далее — СО), 1103 «Спорт высших достижений» (этап: начальной подготовки (далее — НП), учебно-тренировочный (далее — УТ), совершенствование спортивного мастерства (далее — ССМ), высшего спортивного мастерства (далее — ВСМ) [9] (рис. 1).
Бюджет муниципального образования
Вопросы МЗ: ФК, МС Вопросы МЗ: ДО
Полномочие ОМС: обеспечение ПСР (СП) Полномочие ОМС: предоставление ДО детям
КБК 1101 (ФК), 1103 (СВД) КБК 0703 (ДО детей)
* *
Дополнительные общеобразовательные программы в области ФКнС
1. Дополнительные общеразвнвающие программы в области ФКнС (этап СО): 2. Дополнительные образовательные программы СП (этап НП, УТ, ССМ, ВСМ) Ф 1. Дополнительные общеразвнвающие программы в области ФКнС (отсутствуют этапы СП)
Рис. 1. Распределение расходов на исполнение ВМЗ и полномочий ОМС
Практика показывает, что в период модернизации системы ПСР (2011-2022 гг.), муниципальные «спортивные школы» осуществляли реализацию СП по программам спортивно-оздоровительной работы (СО) и (или) по программам спортивной подготовки (НП, Т, ССМ, ВСМ), финансируемые через подраздел БК 1102 «Массовый спорт». Поэтому, с одной стороны, перевод финансового обеспечения СП на этапах НП — ВСМ через подраздел БК 1103 «Спорт высших достижений» (далее — СВД) внес как неопределенность в правомочность расходных обязательств муниципалитетов на ПСР, так и риск принятия ОМС неправомерных решений, поскольку ни в ВМЗ Закона 131-ФЗ (пп. 19 ст. 15, пп. 26 ст. 16 Закона 131-ФЗ), ни в полномочиях ОМС (ст. 9 Закона 329-ФЗ) не упоминается понятие «СВД». А с другой стороны, необходимость исполнения поручения Президента РФ по доле финансового обеспечения на ФКиС при дефиците местных бюджетов [10, 11] будут вынуждать муниципалитеты на перераспределение расходов с этапов НП-ВСМ на этап СО и иные полномочия ФКиС (ГТО, ОФП по месту жительства и т. п.).
Таким образом, отсутствие четких, ясных и конкретных положений, определяющих соотношение между понятием «подготовка спортивного резерва» с понятиями «физическая культура», «массовый спорт» и (или) «спорт высших достижений» и их взаимосвязи между собой, порождают
проблемную ситуацию, связанную с правомочностью муниципалитетов на реализации СП, начиная с этапа НП, а также ее финансовым обеспечением.
Проблемой исследования является противоречие между имеющимися ВМЗ, производными от них полномочиями ОМС по созданию условий для занятий населения ФК и МС, предоставлению ДО детям, организацией досуга и услуг культуры в рамках выполнения национальной цели о систематически занимающихся ФКиС с достижением определенной доли финансового обеспечения и правомочностью организации муниципалитетами спорта высших достижений в условиях системы ПСР и ее финансовым обеспечением.
В целях решения обозначенной проблемы исследования на первом этапе мы проанализировали ВМЗ в их взаимосвязи с полномочиями ОМС в области ФКиС (рис. 2). По справедливому утверждению В. И. Столярова [12], анализ системы понятий имеет особенно важное значение для правильной оценки разногласий в истолковании какого-либо понятия, используемого для характеристики объектов. Другими словами, В. М. Савицкий утверждает, что «неупорядоченная терминология, отражающая аморфность, неопределенность понятий закона, снижает его информативные возможности, отрицательно сказывается на правоприменении, а также ведет к нескончаемым и бесплодным спорам в теории и практике» [13].
Из рисунка 2 видно, что в полномочиях ОМС отсутствует прямое упоминание по организации СП, но имеется обязанность по участию в обеспечении ПСР. Анализ понятия «спортивный резерв» (пп. 15.2 ст. 2 Закона 329-ФЗ), позволил определить его признаки: лица (граждане РФ) (1), проходящие СП (2). Может возникнуть вопрос о намеренном
исключении нами из признаков ПСР кандидатов в члены спортивной сборной команды. Считаем, что включение в списки кандидатов в члены спортивной сборной команды России свидетельствует о достижении цели прохождения СП как спортивного резерва.
Рис. 2. Структура полномочий органов местного самоуправления в области ФКиС
В то же время возникновение вопроса оправдано и справедливо, так как в форме федерального статистического наблюдения 5-ФК «Сведения по ПСР» имеется прямой «запрос» о количестве кандидатов в члены спортивных сборных команд России (раздел 6) [14]. Это свидетельствует о необходимости корректировки понятия «спортивный резерв» в законе 329-ФЗ.
Затем мы обратили внимание на используемый в полномочиях ОМС термин «участие» в обеспечении ПСР. Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, «участие» характеризуется как «совместная с кем-нибудь деятельность, сотрудничество в чем-нибудь» [15, с. 843]. Предполагаем, что несмотря на установленную обязанность решать ВМЗ за счет местного бюджета, данный термин используется в соответствии с конституционным принципом (ч. 3 ст. 132 Конституции РФ) для наиболее эффективного решения задач по ПСР на уровне субъектов РФ и составляющих их муниципалитетов. Например, в Алтайском крае предоставляются субсидии из краевого бюджета муниципалитетам на обеспечение уровня финансирования СП в соответствии с требованиями ФССП [16], а лица, проходящие СП, из муниципальных СШ могут быть включены в число кандидатов в члены спортивных сборных команд Алтайского края.
После этого мы рассмотрели признаки СП (пп. 15.1 ст. 2 Закона 329-ФЗ), но через понятие «спорт» (пп. 12 ст. 2 Закона 329-ФЗ). СП имеет следующие признаки: учебно-тренировочный процесс (специальная практика подготовки) (1); участие в спортивных соревнованиях (социально-культурная
деятельность в форме соревнований) (2). Иными словами, не является СП подготовка к выполнению нормативов испытаний (тестов) ГТО, физкультурно-оздоровительная деятельность по физической подготовке и физическому развитию (при использовании средств вида спорта). Эта деятельность имеет признаки понятия «физическая культура» (пп. 26 ст. 2 Закона 329-ФЗ), не предполагающей цели выступления на спортивных соревнованиях. Но если гражданин на регулярной основе участвует в спортивных соревнованиях по виду спорта от организации (заявка), то имеются признаки прохождения им СП. Соответственно, бюджетные или негосударственные организации, подготавливающие и направляющие граждан на участие в спортивных соревнованиях, обязаны получить лицензию на образовательную деятельность [17], так как реализуют дополнительные общеобразовательные программы.
Далее, с целью получения верифицируемых, четких и однозначных критериев, разграничивающих общественные явления «МС» и «СВД», мы проанализировали действующее законодательство и научно-методическую литературу. Разделяя мнение ученых об отсутствии на сегодняшний день стройности понятийного аппарата в Законе 329-ФЗ [18, 19 и др.], мы отмечаем отсутствие единого мнения о разграничении МС и СВД в научно-методической литературе [20-28]. Видимо, важность решения национальных целей при имеющейся раз-балансированности понятий Закона 329-ФЗ, уровень конфликтности в правовом регулировании ФК, МС и СВД, предопределили вынесение вопроса
о дальнейшем развитии МС в повестку заседания Совета при Президенте РФ по развитию ФКиС. Главой государства поручено скорректировать понятие «МС», включающего всех граждан, систематически занимающихся, в том числе самостоятельно, физической подготовкой, независимо от регулярности их участия в спортивных соревнованиях (пп. «а» п. 1 от 08.06.2022 № Пр-1005) [29]. Считаем, что в данном контексте будет весьма сложно разграничить ФК и МС, так как между понятиями устраняется ключевой признак — участие (осмысленное) в спортивных соревнованиях.
Предлагая способ разграничения общественных явлений МС и СВД, нам предпочтительна позиция, выработанная из понятия о СВД. Его основным признаком является «достижение высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях». С официальными всероссийскими спортивными соревнованиями есть четкое и однозначное понимание — включение спортивного соревнования в федеральный ЕКП (формируется Минспортом России) [30]. Но, на наш взгляд, отсутствует объективная оценка понятия «достижение высоких спортивных результатов».
Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, под «достижением» понимается положительный результат каких-либо усилий [15, с. 180]. Можно предположить, что попадание спортсмена впервые
на официальные всероссийские спортивные соревнования является «достижением» высокого спортивного результата. А в дальнейшем, «достижением» высокого спортивного результата спортсмена будет являться общий положительный тренд (олимпийский цикл) по спортивным результатам (то есть возможны спады) выступления на официальных всероссийских спортивных соревнованиях.
Анализ части II ЕКП Минспорта России на 2023 г. [31] свидетельствует о проведении официальных всероссийских спортивных соревнований среди лиц, соответствующих этапу НП (настольный теннис, хоккей на траве и т. д.).
Таким образом, ОМС, выделяющие задание муниципальным организациям на реализацию СП, обучающиеся которых участвуют в официальных всероссийских спортивных соревнованиях от муниципалитета (муниципальной организации), имеют признаки превышения установленных законом ВМЗ по созданию условий для развития ФК и МС, а также некорректного толкования полномочий ОМС в части пределов участия в обеспечении ПСР посредством организации СП, начиная с этапа НП.
На следующем этапе исследования мы проанализировали систему финансового обеспечения на исполнение полномочий ОМС, прямо или косвенно направляемых на достижение национальной цели по ФКиС, в том числе ПСР (рис. 3).
Рис. 3. О соотношении разделов финансового обеспечения по БК, полномочий ОМС и учете их исполнения
по видам экономической деятельности
Из рисунка 3 следует, что при выполнении национальной цели в части повышения количества систематически занимающихся ФКиС и поручения Президента РФ по достижению доли расходов на ФКиС возможно включать расходы на исполнение полномочий ОМС:
1) по ДО детям (пп. 2 ч. 1 ст. 9 Закона 273-ФЗ) в рамках реализации дополнительных общераз-вивающих программ касающихся: физкультур-но-спортивной (все виды спорта и двигательная активность), технической (технические виды спорта), художественной (танцы и иная двигательная активность), туристко-краеведческой (виды спорта, иная двигательная активность) направленности;
2) по культуре (ст. 40 Закона 3612-1 [32]) в рамках реализации дополнительных общеразвиваю-щих программ художественной (танцы и иная двигательная активность) направленности, а также расходов на организацию муниципальных коллективов и т. п., имеющих двигательную активность;
3) по молодежной политике (ст. 10 Закона № 489-ФЗ [33]) в рамках организации и проведения физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий для молодежи, осуществляемых как в рамках образовательных, так и в рамках физкультурно-оздоровительных и спортивных программ;
4) по ФКиС в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультур-но-спортивной направленности, ВФСК ГТО, организации физкультурно-оздоровительных услуг, массовых спортивных мероприятий и т. д.
Расходы муниципалитета направляются по разделам (подразделам) БК в рамках реализации услуг (работ), установленных Общероссийским базовым (отраслевым) перечнем (классификатором) государственных и муниципальных услуг, федеральным и (или) региональным перечнем. Обращает на себя внимание, расхождение между разделами (подразделами) БК и разделами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее — ВЭД). Например, финансовое обеспечение СП — по разделу БК 1100 «ФКиС», а ВЭД по СП — по подразделу «ДО детей и взрослых» (85.41) и при наличии в организации лицензии на медицинскую деятельность (например, п. 14 ФССП по баскетболу [34]), указывается ВЭД 86.21 «Общая врачебная практика».
ВЭД играет решающее значение как при определении административно-правового статуса организации [35], так и при расчете валового внутреннего продукта, определяющего эффективность деятельности отрасли (по количеству общей добавленной стоимости за 2 года или по занятости наибольшего числа работников в организациях
по итогам предыдущего года. Поэтому выгодоприобретателем наступившей гармонизации законодательства является система образования [36], а граждане, занимающиеся в спортивных школах, ставшие с 01.01.2023 организациями ДО, будут ограничены в получении социально-значимой налоговой льготы на «спорт» [37].
Таким образом, на муниципальном уровне финансовое обеспечение СП должно осуществляться через ОМС в области ФКиС или администрации, обладающие универсальной правоспособностью. Однако необходимо обратить внимание, что имеется огромное количество организаций ДО (ДЮСШ, СШ, иные организации), функции и полномочия учредителей которых исполняют ОМС в области образования, культуры и т. д., реализующих СП, ВФСК ГТО, обеспечивающих муниципальные спортивные сборные команды и т. д. без наделения полномочиями в области ФКиС их учредителей. Итак, ОМС управления образованием, культурой и т. д. должен быть наделен соответствующими полномочиями в области ФКиС, в том числе должно быть скорректировано его наименование, путем дополнения слов «ФКиС».
Весьма призрачным видится сценарий создания в сельских районах и малых городах «спортивных школ» (основная цель деятельности по СП). Объяснение лежит в плоскости полифункциональности основных видов деятельности (ГТО, массовая ФКиС и т. п.), а также различной подготовленностью детей, их способностями и уровнем общего развития. Наиболее вероятным наименованием, доказавшим свою жизнеспособность, является «Центр ФКиМС» как физкультурно-спортивная организация, осуществляющая обучение. А для создания благоприятных условий ПСР предлагается пересмотреть продолжительность этапа СО с учетом внедренной Минобрнауки РФ разноуровне-вости [38]. Содержание и материал дополнительной общеразвивающей программы в области ФКиС, не имеющей ничего общего с идентичной по наименованию образовательной программой, финансируемой из подраздела КБК 0703 «ДО детей», будет организована по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: 1. «Стартовый уровень» (этап СО); 2. «Базовый уровень» (этап НП — УТ); 3. «Продвинутый уровень» (этап УТ — ССМ — ВСМ). Это решение позволит муниципалитетам самостоятельно решать вопрос об организации ПСР: продолжительность занятий СП по уровням СО будет соответствовать возрастной группе лиц, проходящих СП; комплектование групп из числа соответствующих требованиям ФССП и не выполнившим требования к результатам, которые отчисляются на СО (ч. 3.2 ст. 84 Закона 273-ФЗ) и т. д.
В противном случае нам представляется, что осуществление СП на муниципальном уровне исчезнет путем ее передачи на государственный уровень посредством усиления централизации управления в сфере ФКиС (пп. «г» п. 4 № Пр-1005) [29] по аналогичному сценарию в системе образования.
ВЫВОДЫ:
1. Финансовое обеспечение муниципалитетами ПСР должно осуществляться только в рамках раздела КБК 1100 «ФКиС».
2. Муниципалитеты ограничены установленными вопросами местного значения и полномочиями в организации и финансовом обеспечении ПСР, начиная с этапа НП.
3. Минспорту России необходимо выступить с инициативой по:
• уточнению подразделов БК в области ФКиС, а также выделению отдельного подраздела БК «Спортивная подготовка» в разделе 1100 «ФКиС»;
• разработке методики расчета расходов на занятия ФКиС с учетом разделов БК (культура, дополнительное образование, здравоохранение, направляемых на организацию занимающихся ФКиС), в том числе предприятиями и организациями на мероприятия в рамках охраны труда;
• уточнению кодов видов экономической деятельности в области ФКиС;
• комплексному пересмотру понятийного аппарата закона 329-ФЗ;
• корректировке и уточнению полномочий ОМС в области ФКиС;
• разграничению спортивно-оздоровительного этапа на уровни: «стартовый», «базовый», «продвинутый» с разработкой нормативных затрат на их реализацию в пределах установленных объемов нагрузки в неделю соответствующих возрастной границе лиц, проходящих СП на том или ином этапе СП, согласно ФССП по виду спорта;
• пересмотру полномочий, регулирующих реализацию дополнительных общеразвиваю-щих программ в области ФКиС как СП (финансируемых из раздела БК 1100 «ФКиС»);
• дополнению Общероссийского классификатора занятий подгруппой 26 основной группы 2. Специалистов высшего уровня квалификации малой группы 266 Специалисты в области физической культуры и спорта, включив в нее перечень должностей работников в области ФКиС: тренер (главный, старший), инструктор-методист физкультурно-спортивной организации (старший) и т. д.);
• разграничению регулирования трудовых отношений «педагогов ДО» и «тренеров-преподавателей», продолжительности их рабочего времени и времени отдыха, трудовых прав и социальных гарантий и т. д.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 12.12.2022).
2. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ (дата обращения: 12.12.2022).
3. Перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 10 сентября 2021 г., от 07.10.2021 № Пр-1919. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/66882 (дата обращения: 12.12.2022).
4. Перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 26 апреля 2022 года, от 08.06.2022 № Пр-1005. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/68609 (дата обращения: 12.12.2022).
5. Приказ Росстата от 27.03.2019 № 172 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321222/ (дата обращения: 12.12.2022).
6. Федеральный закон от 30.09.2010 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации. URL: https://base.garant. ru/12179111/ (дата обращения: 12.12.2022).
7. Самсонов И. И., Лазуткин В. В., Сапунков А. А. Организационно-правовые аспекты деятельности спортивных школ. Омск, 2015. 176 с.
8. Федеральный закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400620737/ (дата обращения: 12.12.2022).
9. Приказ Минфина России от 24.05.2022 № 82н (ред. от 18.11.2022) «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения». URL: https://base.garant.ru/404917355/ (дата обращения: 12.12.2022).
10. Астахова Е. В., Корень А. В., Алексеева Н. В. Дефицит бюджета муниципального образования: инструменты снижения // АНИ: экономика и управление. 2018. № 2 (23). С. 31-33.
11. Огнева А. А. Проблемы формирования местных бюджетов // Молодой ученый. 2021. № 4 (346). С. 198-200.
12. Столяров В. И. Понятийный кризис в науках о физической культуре и спорт: показатели, причины и пути преодоления // Теория и практика физической культуры. № 12. 2007. С. 59-62.
13. Савицкий В. М. Насчет терминологии процессуального закона // Совершенствование законодательства о суде и правосудии. М., 1985. С. 15-29.
14. Приказ Росстата от 22.08.2022 № 584 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих спортивную подготовку или обеспечивающих подготовку спортивного резерва». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/405099945/ (дата обращения: 12.12.2022).
15. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. М., 1990. 921 с.
16. Приказ Минспорта Алтайского края от 30.07.2019 № 271 «О предоставлении субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края на реализацию мероприятий государственной программы Алтайского края «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае» на обеспечение уровня финансирования муниципальных организаций, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки». URL: https://www. consultant.ru/regbase/cgi/online. cgi?req=doc&base = RLAW016&n=85688#Q8rcjTTCingmXj4a1 (дата обращения: 12.12.2022).
17. Самсонов И. И. О новой концепции «дополнительного образования» в области физической культуры и спорта в России // Материалы Международной научно-практической конференции «Образовательное право и законодательство: тренды и стратегия развития», проводившейся в Юридическом институте Томского государственного университета (25-26 февраля 2022 г.): сб. статей. Томск, 2022. С. 55-60.
18. Буянова М. О. Теория спортивного права: монография. М., 2020. 154 с.
19. Коваленко Е. Ю., Тыдыкова Н. В. О понятиях, используемых в спортивном праве // Юрислингви-стика. 2021. № 21. 20-25.
20. Адельфинский А. С. Пирамида или айсберг? О различных моделях спорта и их экономических последствиях // Логос. 2013. № 5 (95). С. 139-158.
21. Баразгова Е. С., Аристов Л. С. Массовый спорт: институциональный и неоинституциональный подходы // Вопросы управления. 2016. № 6 (43). С. 132-137.
22. Пономарев И. Е., Стриева Л. Ю., Олонец С. Б. Массовый спорт и спорт высших достижений как современный социокультурный феномен // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 1. С. 236-240.
23. Ваторопин А. С., Аристов Л. С. Массовый и «Большой» спорт: модели взаимодействия и развития // Дискуссия. 2015. № 10 (62). С. 95-102.
24. Щербакова Л. И., Чалохян С. И., Рачипа А. В. Инновации в управлении массовым молодежным спортом: соотношение регионального и муниципального уровней (на примере Ростовской области) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 1. С. 241-246.
25. Болозин А. А. Массовый спорт и его значение для современной российской молодёжи // Гуманитарий Юга России. 2018. № 2. С. 54-60.
26. Баранов В. А., Лубышева Л. И. Спорт высших достижений: социологический анализ миссии и потенциала спорта // ТиПФК. 2021. № 3. С. 3-5.
27. Рогачёв Д. И. Признаки профессионального спорта и основные модели его регулирования // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2015. № 4. С. 88-95.
28. Милькевич О. А., Сокольская Л. В., Бутяйкин И. А., Резников А. А. Система критериев и показателей развития массового спорта // ТиПФК. 2022. № 8. С. 108-110.
29. Перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 26 апреля 2022 года, от 08.06.2022 № Пр-1005. URL: https://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/68609 (дата обращения: 12.12.2022).
30. Приказ Минспорта России от 27.08.2021 № 667 «Об утверждении порядка включения физкультурных и спортивных мероприятий (в том числе значимых международных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий) в ЕКП межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий». URL: https://base.garant.ru/402791430/ (дата обращения: 12.12.2022).
31. Часть II ЕКП 2023 ЕКП межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на 2023 год. URL: https://minsport.gov.ru/2022/doc/30122022/ ЕКП%202023_29.12.2022^ (дата обращения: 10.01.2023 г.).
32. Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». URL: https://base.garant.ru/400156192/ (дата обращения: 10.01.2023).
33. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/ (дата обращения: 10.01.2023).
34. Приказ Министерства спорта РФ от 16.11.2022 № 1006 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/405876541/ (дата обращения: 10.01.2023).
35. Самсонов И. И. Об административно-правовом статусе спортивных школ // ЭЖ-Юрист. 2014. № 31.
С. 8.
36. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст).
37. Самсонов И. И., Ларина А. С., Блинова Ю. В. Социальный налоговый вычет на «спорт: профилактика инцидентов фискальными органами // Экономика Профессия Бизнес. 2022. № 4. С. 84-92.
38. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации». URL: https://base.garant.ru/71274844/ (дата обращения: 10.01.2022).
REFERENCES
1. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204 «On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024». URL: https://base. garant.ru/71937200/ (date of access: 12.12.2022).
2. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 «On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74304210/ (date of access: 12.12.2022).
3. List of instructions following the meeting of the Council for the Development of Physical Culture and Sports, held on September 10, 2021, dated 07.10.2021 No. Pr-1919. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/66882 (date of access: 12.12.2022).
4. List of instructions following the meeting of the Council for the Development of Physical Culture and Sports, held on April 26, 2022, dated 06/08/2022 No. Pr-1005. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/68609 (date of access: 12.12.2022).
5. Rosstat Order No. 172 dated March 27, 2019 «On Approval of the Form of Federal Statistical Observation with Instructions for Filling It in for the Ministry of Sports of the Russian Federation to Organize Federal Statistical Observation in the Field of Physical Culture and Sports.» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_321222/ (date of access: 12.12.2022).
6. Federal Law No. 245-FZ of September 30, 2010 «On Amendments to the Budget Code of the Russian Federation and Other Legislative Acts of the Russian Federation. URL: https://base.garant.ru/12179111/ (date of access: 12.12.2022).
7. Samsonov I. I., Lazutkin V. V., Sapunkov A. A. Organizational and legal aspects of the activities of sports schools. Omsk, 2015. 176 p.
8. Federal Law No. 127-FZ dated April 30, 2021 «On Amendments to the Federal Law «On Physical Culture and Sports in the Russian Federation» and the Federal Law «On Education in the Russian Federation». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400620737/ (date of access: 12.12.2022).
9. Order of the Ministry of Finance of Russia dated May 24, 2022 No. 82n (as amended on November 18, 2022) «On the Procedure for the Formation and Application of Budget Classification Codes of the Russian
Federation, Their Structure and Principles of Appointment». URL: https://base.garant.ru/404917355/ (date of access: 12.12.2022).
10. Astakhova E. V., Koren A. V., Alekseeva N. V. Budget deficit of the municipality: tools to reduce. API: economics and management. 2018. No. 2 (23). Pp. 31-33.
11. Ogneva A. A. Problems of formation of local budgets. Young scientist. 2021. No. 4 (346). Pp. 198-200.
12. Stolyarov V. I. Conceptual crisis in the sciences of physical culture and sport: indicators, causes and ways of overcoming. Theory and practice of physical culture. No. 12. 2007. S. 59-62.
13. Savitsky V. M. About the terminology of the procedural law. Impraking the Legislation on court and justice. M., 1985. Pp. 15.
14. Rosstat Order No. 584 dated August 22, 2022 «On Approval of the Form of Federal Statistical Observation with Instructions for Filling It in for the Ministry of Sports of the Russian Federation to Organize Federal Statistical Observation of the Activities of Organizations Providing Sports Training or Providing Training for a Sports Reserve.» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405099945/ (date of access: 12.12.2022).
15. Ozhegov S. I. Dictionary of the Russian language: 70,000 words / Ed. N. Yu. Shvedova. 22nd ed., Sr. Moscow, 1990. 921 p.
16. Order of the Ministry of Sports of the Altai Territory dated July 30, 2019 No. 271 «On the provision of subsidies from the regional budget to the budgets of municipalities of the Altai Territory for the implementation of activities of the state program of the Altai Territory «Development of physical culture and sports in the Altai Territory» to ensure the level of financing of municipal organizations that carry out sports training in accordance with the requirements of federal standards of sports training. URL: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/ online. cgi?req=doc&base = RLAW016&n=85688#Q8rcjTTCingmXj4a1 (date of access: 12.12.2022).
17. Samsonov I. I. On the new concept of «additional education» in the field of physical culture and sports in Russia. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference «Educational Law and Legislation: Trends and Development Strategy», held at the Law Institute of Tomsk State University (February 25-26, 2022)): Sat. articles. Tomsk, 2022. Pp. 55-60.
18. Buyanova M. O. Theory of sports law: monograph. Moscow, 2020. 154 p.
19. Kovalenko E. Yu., Tydykova N. V. On the concepts used in sports law. Jurislinguistics. 2021. No. 21. Pp. 20-25.
20. Adelfinsky A. S. Pyramid or iceberg? On various models of sport and their economic consequences. Logos. 2013. No. 5 (95). Pp. 139-158.
21. Barazgova E. S., Aristov L. S. Mass sports: institutional and neo-institutional approaches. Management issues. 2016. No. 6 (43). Pp. 132-137.
22. Ponomarev I. E., Strieva L. Yu., Olonets S. B. Mass sports and sport of higher achievements as a modern socio-cultural phenomenon. State and municipal management. Scientific notes. 2019. No. 1. Pp. 236-240.
23. Vatoropin A. S., Aristov L. S. Mass and «Big» sport: models of interaction and development. Discussion. 2015. No. 10 (62). Pp. 95-102.
24. Shcherbakova L. I., Chalokhyan S. I., Rachipa A. V. Innovations in the management of mass youth sports: the ratio of regional and municipal levels (on the example of the Rostov region). State and municipal management. Scientific notes. 2019. No. 1. Pp. 241-246.
25. Bolozin A. A. Mass sports and its significance for modern Russian youth. Humanist of the South of Russia. 2018. No. 2. Pp. 54-60.
26. Baranov V. A., Lubysheva L. I. Sport of higher achievements: a sociological analysis of the mission and potential of sport. TiPFC. 2021. No. 3. Pp. 3-5.
27. Rogachev D. I. Signs of professional sports and the main models of its regulation. Bulletin of the O. E. Kutafin University. 2015. No. 4. Pp. 88-95.
28. Milkevich O. A., Sokolskaya L. V., Butyaikin I. A., Reznikov A. A. System of criteria and indicators for the development of mass sports. TiPFC. 2022. No. 8. Pp. 108-110.
29. List of instructions following the meeting of the Council for the Development of Physical Culture and Sports, held on April 26, 2022, dated 06/08/2022 No. Pr-1005. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/68609 (date of access: 12.12.2022).
30. Order of the Ministry of Sports of Russia dated August 27, 2021 No. 667 «On approval of the procedure for including physical culture and sports events (including significant international official sports events and sports events) in the Unified calendar plan for interregional, all-Russian and international physical culture events and sports events.» URL: https://base.garant.ru/402791430/ (date of access: 12.12.2022).
31. Part II ETUC 2023 Unified calendar plan for interregional, all-Russian and international physical culture and sports events for 2023. URL: https://minsport.gov.ru/2022/doc/30122022/EKn%202023_29.12.2022.pdf (date of access: 10.01.2023 г.).
32. Law of the Russian Federation of 09.10.1992 No. 3612-I «Fundamentals of the Legislation of the Russian Federation on Culture». URL: https://base.garant.ru/400156192/ (date of access: 12.01.2023).
33. Federal Law No. 489-FZ of December 30, 2020 «On Youth Policy in the Russian Federation». URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/ (date of access: 10.012023).
34. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation dated November 16, 2022 No. 1006 «On approval of the federal standard for sports training in the sport of basketball». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/405876541/ (date of access: 10.01.2023).
35. Samsonov I. I. On the administrative and legal status of sports schools. Ezh-Lawyer. 2014. No. 31. Pp. 8.
36. OK 029-2014 (NACE Rev. 2). All-Russian classifier of types of economic activity (approved by the Order of Rosstandart dated January 31, 2014 No. 14-st).
37. Samsonov I. I., Larina A. S., Blinova Yu. V. Social tax deduction for «sports: prevention of incidents by fiscal authorities. Economics Profession Business. 2022. No. 4. Pp. 84-92.
38. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 11/18/2015 No. 093242 «On the direction of information». URL: https://base.garant.ru/71274844/ (date of access: 10.01.2023).
Поступила в редакцию: 26.01.2023.
Принята к печати: 15.03.2023.