Научная статья на тему 'О КРИЗИСЕ ОПЛАТЫ ТРУДА ТРЕНЕРОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ: ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ'

О КРИЗИСЕ ОПЛАТЫ ТРУДА ТРЕНЕРОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ: ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНЕР / НОРМАТИВНЫЕ ЗАТРАТЫ / СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсонов Иван Иванович, Попова Наталья Владимировна

Статья посвящена изучению порядка формирования нормативных затрат на оплату труда тренерского состава в соотношении с применяемыми системами оплаты их труда. Авторы, изучив вопрос об используемых системах оплаты труда, приходят к выводу об огромной популярности «групповой» системы, но при частичном использовании «почасовой», «подушной», «рейтинговой» системы оплаты труда. Изучение порядка формирования нормативных затрат на фонд оплаты труда свидетельствуют об обесценивании нормативных затрат на оплату труда тренеров до 72,5%, что объясняется недостаточным учетом условий внешней и (или) внутренней среды организации. В условиях проводимой в стране гармонизации законодательства авторами предлагается реструктуризировать порядок определения нормативных затрат с учетом выявленных противоречий, учитывая: 1) пересмотр выделения самостоятельной работы как обязательной формы организации тренировочного процесса, 2) унификацию продолжительности занятия независимо от вида экономической деятельности реализуемой программы, 3) особый характер труда тренеров, 4) особенности комплектования групп спортивной подготовки, 5) необходимость пересмотра классификации услуг по спортивной подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CRISIS OF PAYMENT FOR TRAINERS OF SPORTS SCHOOLS: INVITATION TO DISCUSSION

The article is devoted to the study of the procedure for the formation of standard costs for the remuneration of the coaching staff in relation to the applied systems of remuneration of their labor. The authors, having studied the issue of the systems of remuneration used, come to the conclusion about the enormous popularity of the “group” system, but the partial use of the “hourly”, “capitation”, “rating” system of remuneration. The study of the procedure for the formation of standard costs for the wages fund indicates a devaluation of the standard costs for wages of trainers to 72.5%, which is explained by insufficient consideration of the conditions of the external and (or) internal environment of the organization. In the context of the harmonization of legislation carried out in the country, the authors proposed to restructure the procedure for determining the normative costs, taking into account the identified contradictions, taking into account: 1) revision of the allocation of independent work as a mandatory form of organizing the training process, 2) unification of the duration of the lesson regardless of the type of economic activity of the program being implemented, 3) special the nature of the work of coaches, 4) the peculiarities of recruiting groups of sports training, 5) the need to revise the classification of sports training services.

Текст научной работы на тему «О КРИЗИСЕ ОПЛАТЫ ТРУДА ТРЕНЕРОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ: ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ»

УДК 331.2:796.071.4 DOI 10.14258/epb202211

О КРИЗИСЕ ОПЛАТЫ ТРУДА ТРЕНЕРОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ: ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ

И. И. Самсонов12, Н. В. Попова3

1Центр спортивной подготовки сборных команд Алтайского края (Барнаул, Россия) 2Алтайский институт труда и права (филиал) ОУП «Академия труда и социальных отношений»

(Барнаул, Россия)

3Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул, Россия)

Статья посвящена изучению порядка формирования нормативных затрат на оплату труда тренерского состава в соотношении с применяемыми системами оплаты их труда. Авторы, изучив вопрос об используемых системах оплаты труда, приходят к выводу об огромной популярности «групповой» системы, но при частичном использовании «почасовой», «подушной», «рейтинговой» системы оплаты труда. Изучение порядка формирования нормативных затрат на фонд оплаты труда свидетельствуют об обесценивании нормативных затрат на оплату труда тренеров до 72,5%, что объясняется недостаточным учетом условий внешней и (или) внутренней среды организации. В условиях проводимой в стране гармонизации законодательства авторами предлагается реструктуризировать порядок определения нормативных затрат с учетом выявленных противоречий, учитывая: 1) пересмотр выделения самостоятельной работы как обязательной формы организации тренировочного процесса, 2) унификацию продолжительности занятия независимо от вида экономической деятельности реализуемой программы, 3) особый характер труда тренеров, 4) особенности комплектования групп спортивной подготовки, 5) необходимость пересмотра классификации услуг по спортивной подготовке.

Ключевые слова: спортивная подготовка, тренер, нормативные затраты, система оплаты труда.

ON THE CRISIS OF PAYMENT FOR TRAINERS OF SPORTS SCHOOLS: INVITATION TO DISCUSSION

I. I. Samsonov1,2, N. V. Popova3

''Center for sports training of national teams of the Altai Territory (Barnaul, Russia) 2Altai Institute of Labor and Law (branch) of the Academy of Labor and Social Relations (Barnaul, Russia)

3Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)

The article is devoted to the study of the procedure for the formation of standard costs for the remuneration of the coaching staff in relation to the applied systems of remuneration of their labor. The authors, having studied the issue of the systems of remuneration used, come to the conclusion about the enormous popularity of the "group" system, but the partial use of the "hourly", "capitation", "rating" system of remuneration. The study of the procedure for the formation of standard costs for the wages fund indicates a devaluation of the standard costs for wages of trainers to 72.5%, which is explained by insufficient consideration of the conditions of the external and (or) internal environment of the organization. In the context of the harmonization of legislation carried out in the country, the authors proposed to restructure the procedure for determining the normative costs, taking into account the identified contradictions, taking into account: 1) revision of the allocation of independent work as a mandatory form of organizing the training process, 2) unification of the duration of the lesson regardless of the type of economic activity of the program being implemented, 3) special the nature of the work of coaches, 4) the peculiarities of recruiting groups of sports training, 5) the need to revise the classification of sports training services.

Keywords: sports training, coach, standard costs, labor remuneration system.

Вопросы оплаты труда (далее — ОТ) работников в области физической культуры и спорта (далее — ФКиС), педагогических работников дополнительного образования (далее — ДО) в области ФКиС не один год активно обсуждаются в научно-методической литературе [1-13]. Модернизация подготовки спортивного резерва (далее — ПСР), переход на нормативно-подушевое финансирование [5, 14], изменение продолжительности занятий в федеральных стандартах спортивной подготовки (далее — ФССП), гармонизация законодательства об образовании и ФКиС [15] явились катализатором повышения внимания специалистов к этому вопросу.

Согласно Закону № 329-Ф3 (ч. 1 ст. 32), ПСР осуществляется по 5 этапам спортивной подготовки (далее — СП): спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, тренировочный, совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства. В настоящее время эта деятельность относительно видов экономической деятельности относится к разделу «Спорт, отдых, развлечения», но в связи с гармонизацией законодательства будет относится к разделу «Образование». Несмотря на это, опрос 476 тренеров (тренер и (или) тренер-преподаватель) показал, что для них не имеет значения, по какому виду экономической деятельности реализуется их программа. Объективным критерием целесообразности приложения труда является выплата справедливой заработной платы, обеспечивающей им и их семьям достойное существование, не ниже установленного минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ).

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что анализ порядка определения базовых нормативных затрат на услуги по СП в части формирования фонда на ОТ тренеров в их соотношении с системами ОТ тренеров позволит выявить вызовы и угрозы в ОТ тренеров и является основой для разработки рекомендаций по совершенствованию условий ОТ тренеров.

О нормативах затрат на фонд ОТ тренеров. В законодательстве о ФКиС, в отличие от законодательства об образовании, отсутствуют императивные нормы права, однозначно устанавливающие пределы ОТ тренеров. Например, обеспечение доведения заработной платы тренеров до средней заработной платы по региону предусматривается только Планом мероприятий по реализации Концепции ПСР в РФ до 2025 года (п. 23) [16]. Поэтому дотационные административно-территориальные образования в расчетах нормативных затрат используют не среднюю заработную плату по региону, а установленный МРОТ (на 01 января 2021 года) — 12792 рублей. Для получения объек-

тивных данных о базовых нормативных затратах на ОТ тренеров и применяемых систем оплаты труда (далее — СОТ) в организациях мы опирались именно на эту сумму.

Для расчета базовых нормативных затрат на ОТ использовался порядок (далее — Порядок № 83 [17]) и разъяснения по переходу на нормативно-подушевое финансирование [18]. Анализ правовых актов позволяет сделать вывод о занижении ОТ тренера в связи с использованием неточных коэффициентов и начавшимися преобразованиями в ФССП по видам спорта:

во-первых, рабочее время тренера в неделю разделяется на нормируемую (24 ч — 60 %) и не-нормируемую части (16 ч — 40%). Непосредственный размер ОТ исходит из обязанности выполнения именно нормируемой части рабочего времени (24 ч) на ставку заработной платы во взаимодействии с занимающимся по видам подготовки, а ненорми-руемая часть рабочего времени (воспитательная, методическая и т. д.) является обеспечительной нормой качественной организации тренировочного процесса, позволяющей корректировать, дополнять, совершенствовать выполняемую нормируемую часть должностных обязанностей тренера. Но в Порядке № 83 цена стоимости услуги (руб.) определяется путем отношения нормируемой части реализации услуги к норме часов производственного календаря для работников с 40-часовой рабочей неделей в году, то есть к сумме часов за нормируемую и ненормируемую части рабочего времени. В то же время на ставку заработной платы тренер обязан отработать 24 часа, а остальные 16 часов вытекают из его должностных обязанностей. Поэтому тренер, выполнив установленную норму часов рабочего времени (24 ч), должен получить как минимум МРОТ, но на практике он должен выполнить как минимум дополнительное время (16 ч) по совмещению, чтобы выполнить установленные нормативы по средней заработной плате. Расчеты показывают (табл. 1), что годовой фонд ОТ тренера, рассчитанный в соответствии с действующим Порядком № 83 относительно 40-часового производственного календаря, менее годового фонда ОТ, рассчитанного относительно 24-часового производственного календаря на 40%;

во-вторых, выделение в ФССП (2020 г.) самостоятельной работы в объеме не менее 10% от общего объема нагрузки уменьшает норматив затрат на фонд ОТ на 10%, так как самостоятельная работа не подлежит тарификации;

в-третьих, преобразования продолжительности часа тренировочных занятий в неделю, начиная с ФССП (2021 г.), из «академических» в «астрономические», уменьшило норматив затрат на фонд ОТ на 25%.

Таким образом, общее снижение норматива затрат на фонд ОТ тренеров составило 72,5%. Считаем, что это обусловлено не просчетами разработчиков, а отсутствием практики научного обоснования данного вопроса. Надеясь на дальнейшую дискуссию и корректировку действующего Порядка № 83, предлагается установить на уровне Правительства РФ (ч. 2 ст. 100 ТК РФ) особый характер труда тренеров, наличие которого подтверждается решением Пленума ВС РФ от 24.11.2015 № 52 (аб. 2 п. 1) [19], включив в него положение о годовой норме нормируемой части рабочего времени, а также об едином исчислении продолжительности тренировочного занятия.

Понимая остроту последних двух вопросов, хотелось бы заранее обозначить нашу позицию:

— годовая норма нормируемой части рабочего времени на ставку заработной платы должна составлять 1104 ч (произведение недельной нагрузки (24 ч) на продолжительность тренировочного процесса (47,5 нед.) без учета отпуска (4,5 нед.). При наличии нормы (аб. 2 п. 46 Приказа Мин-спорта № 999) о возможном повышении или понижении объема тренировочной работы в неделю, начиная с тренировочного этапа, организации обязаны доказывать контрольным органам соответствие принятых ими управленческих решений действующему законодательству о праве на снижение или повышение недельного объема тренировочной работы в пределах годовой нормы часов на СП;

— продолжительность занятий тренировочного процесса должна быть единой независимо от вида экономической деятельности, поскольку эти нормы являются технико-юридическими и не имеют социального регулирования. В нормируемую нагрузку тренера, помимо продолжительности тренировочного занятия, включаются короткие промежутки времени перед и после тренировочного занятия, достигающие 15-25 минут в зависимости от возраста занимающихся.

О системах оплаты труда тренеров. СОТ в организации устанавливается коллективными договорами, соглашениями и другими локальными актами. В отрасли ФКиС, как правило, используются [2, 4, 8-13, 20-24]:

1) сдельная тарифная СОТ (сдельно-прогрессивная) или «подушевая», но больше напоминающая смешанную СОТ, так как она объединяет в себе тарифную и бестарифную СОТ (тренер имеет определенный оклад, но напрямую зависит от достижений и спортивной квалификации детей: от количества и этапа СП, от спортивного результата, от качества выполнения нормируемой части работы;

2) повременная тарифная СОТ (повременно-премиальная) или «групповая». Как и в сдельной тарифной СОТ, имеются признаки смешанной

СОТ. Это обусловлено спецификой работы тренера, где нельзя одномоментно достигнуть спортивного результата или форсировать СП. В этой СОТ тренеру устанавливается нагрузка, за выполнение которой с занимающимися он получает соответствующую заработную плату. Но объективным критерием эффективности его работы является достижение установленных показателей подготовленности (физической, технической и т. д.), а также уровень спортивной квалификации занимающихся, включение их в состав спортивных сборных команд и т. д. Иными словами, при повременной СОТ выплачивается заработная плата за время выполнения должностных обязанностей тренеров с укомплектованными группами, но окладная и стимулирующая часть оплаты их труда зависит от достижения занимающимися определенных количественно-качественных показателей, непосредственно установленных для каждого этапа СП в том или ином виде спорта;

3) «рейтинговая» и «почасовая» СОТ, как видно по предыдущим СОТ, рекомендованные к использованию Минспорта России, наряду с «подушевой» и «групповой», интегрированы в предыдущие СОТ. «Рейтинговая» СОТ используется как стимулирующая часть, а «почасовая» — как элемент бестарифной СОТ, обусловленная необходимостью выработки тренером установленного рабочего времени 40-часовой рабочей недели с обязательной нормируемой (24 часа) и ненормируемой частью (16 часов) на ставку заработной платы, отражаемой в табеле учета рабочего времени.

Таким образом, организациями используются все СОТ из рекомендованных Минспорта России, но в различных вариантах и вариациях. Независимо от устанавливаемой СОТ в организации (ст. 348.1 ТК РФ) должен использоваться «почасовой» учет рабочего времени [23].

О системах оплаты труда тренеров, используемых в спортивных школах. С целью определения правосознания тренерами об используемых в их организациях методов нормирования труда и (или) СОТ мы провели опрос 476 чел., показавший отсутствие знаний не только об используемой в организации СОТ, но и о нормировании их рабочего времени. Большинство тренеров путаются в нормах продолжительности рабочего времени (98,31%), указывая продолжительность только его нормируемой части (24 или 18 часов).

Огромной популярностью пользуется «групповая» (98,31%), но с элементами «рейтинговой» СОТ. Это объясняется установлением на уровне социально-трудового партнерства по организациям сферы ФКиС [25] единой СОТ учета выработки рабочего времени, затраченного на реализацию программы СП, разработанной на основе ФССП, в пределах

рабочего времени в неделю (40 часов) и успешного исполнения иных должностных обязанностей, в том числе выступления на спортивных соревнованиях лиц, проходящих СП («рейтинговый»). Нельзя не отметить, что «рейтинговая» СОТ используется фрагментарно, не имеет постоянной основы для использования. Причиной видится низкий процент обеспеченности бюджетов организаций на 1 чел. и высокий риск невыполнения рейтинговых показателей. Остальные из опрошенных (1,69 %) используют «подушевую» СОТ.

Несмотря на популярность «групповой» СОТ, большинство опрошенных (96,42%), как и ряд ученых [1, 9, 12] высказались за предпочтение «подушевой» СОТ. Ведь при «групповой» СОТ необходимо контролировать различные переменные, влияющие на размер ОТ (количество часов, количество человек в группе, спортивная квалификация и т. д.), в том числе влияние человеческого фактора при установлении стимулирующих выплат. А при «подушевой» СОТ, применяемой с 1991 г., упрощается администрирование, усиливается стимулирующее воздействие заработной платы на повышение качества и результативности СП, устраняются такие явления как «уравниловка», «выводиловка», опирающиеся на количество времени, затрачиваемого на тренировочный процесс. На тот момент такая СОТ представлялась более перспективным путем интенсификации тренировочного процесса за счет качественной стороны, заинтересованности тренера в большей отдаче, в наилучшем проявлении инициативы и творчества, профессионального роста, а не в отработке установленных часов.

Не разделяя ни общественного признания, ни мнения ученых о «подушевой» СОТ, считаем, что в этой СОТ предопределяется формирование негативных целей деятельности тренера к: а) форсированию нагрузки [26], б) «снижению» количества квалифицированных кадров на ранних этапах СП из-за отсутствия материальной выгоды [11,

20]; в) саботажу исполнения «попутных» должностных обязанностей (методической, воспитательной и т. д.), автоматически включаемых в процент ОТ «за одного занимающегося».

Таким образом, основными СОТ, используемыми в организациях ПСР, являются «групповая» и «подушевая». Но, с одной стороны, большинство опрашиваемых респондентов склонны к использованию «подушевой» СОТ, а с другой стороны, в большинстве организаций используется «групповая» СОТ.

В целях определения эффективной СОТ мы сопоставили между собой базовый норматив затрат на ОТ в году на 1 чел. с годовыми фондами ОТ «подушевой» и «групповой» СОТ на 1 чел. (табл. 1).

О соотношении базовых нормативов затрат оплаты труда и системах оплаты труда тренеров. На основании пп. 1 п. 2.3, 2.4 п. 15 Порядка № 83 [17], п. 2.4 Методических рекомендаций [18] был рассчитан базовый норматив на ОТ с 1 чел. по каждому этапу / подэтапу СП в год для 40-часовой (столбец 4) и (или) 24-часовой рабочей недели (столбец 5).

На следующем этапе исследования нами рассчитан годовой фонд ОТ по «групповой» СОТ (столбец 6, 8-11).

Затем мы рассчитали фонд ОТ по «подушевой» СОТ на 1 чел. (столбец 7-11) в установленном недельном объеме работы с группой. В этом расчете трудности возникли с уравниванием норматива «подушевой» ОТ с «групповой» ОТ. Произведен перерасчет ОТ за работу с группой минимально установленного количества чел. на том или ином этапе / подэтапе на процент ОТ за 1 чел. с группой минимального количества. Например, на спортивно-оздоровительном этапе сначала определялась доля времени работы с группой к общему времени, установленному на ставку заработной платы (1); затем определялся процент оплаты труда на работу с одним занимающимся относительно установленного минимального состава группы (2).

НОТ =

пг

НОТ

установленное минимальное количество человек в группе

; 100%.

(1)

НОТ , =

пг1

объем недельной нагрузки с группой на этапе (подэтапе) ФССП

объем недельной нагрузки на ставку заработной платы

(2)

Годовой фонд ОТ тренера за работу с 1 чел. по «подушевой» и (или) по «групповой» СОТ определялся путем произведения МРОТ на процент оплаты труда за работу с 1 чел. и на 10,5 месяцев (без учета отпуска) (3).

ФОТ = МРОТ х

год

НОТ

; 10,5

(3)

Таблица 1

Сравнительный анализ систем оплаты труда тренерского состава, используемых организациями (на примере вида спорта «самбо»)

№ п/п Этапы / подэтапы спортивной подготовки 40-часовая рабочая неделя (руб.) * Базовый норматив затрат на ОТ в году с учетом отпуска, страховых взносов на 1 чел. (руб.) в пределах установленной продолжительности работы по ФССП с группой в неделю согласно ФССП Система оплаты труда Норматив оплаты труда на 1 чел. в году (руб.) Страховые взносы (30,2%) на норматив оплаты труда в году (руб.) Резерв на отпуск на 1 чел. в году (42 дня) (руб.) Сумма ФОТ в году на 1 чел. по системам оплаты труда (руб.)

24-часовая рабочая неделя (руб.) * «Групповая» (час/%) «Подушевой» (час/%)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1 Спортивно-оздоровительный 1422,95 2374,80 6 час/ 1,67% 6 час/ 2,2% 2954,95 2243,08 677,41 348,86 3269,35

892,4 459,58 4306,93

2 Начальной подготовки до 1 года 1778,69 2968,58 6 час/ 2,083% 6 час/ 3% 2797,8 844,94 435,14 4077,88

4029,48 1216,9 626,7 5873,08

свыше 1 года 2668,04 4452,87 9 час/ 3,125% 9 час/ 6% 4197,38 1267,61 652,81 6117,8

8058,96 2433,81 1253,4 11746,17

3 Тренировочный этап до 2 лет 4268,86 7124,60 12 час/ 5% 12 час/ 9% 6715,8 2028,17 1044,5 9788,47

12088,44 3650,71 1880,1 17619,25

свыше 2 лет 6403,29 10686,90 18 час/ 7,5% 18 час/ 15% 10073,7 3042,26 1566,75 14682,71

20147,4 6084,51 3133,51 29365,42

4 Совершенствования спортивного мастерства 49803,39 83120,31 28 час/ 58,3% 28 час/ 24% 32235,84 78306,23 23648,48 12178,89 114133,6

9735,22 5013,61 46984,67

5 Высшего спортивного мастерства 113836,32 189989,28 32 час/ 133,33% 32 час/ 39% 52383,24 179083,52 54083,22 27852,68 261019,63

15819,74 8147,11 76350,09

О

А

тз

Г)

го

о л ь

О)

тз

£

О)

н

тз го л го тз о го

Г)

о тз

го

л £

X

Е

А §

тз ^

О)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е

го

л ^

го

Г)

Г) Г)

* с учетом снижения нормативных затрат в связи с самостоятельной работой (10%) и преобразованием академических в астрономические часы (25%).

оо ил

Аналогичным образом рассчитывались все нормативы ОТ за 1 чел. по каждому этапу (подэта-пу) СП (столбец 8).

Затем нами рассчитаны страховые взносы на полученный норматив ОТ (столбец 9) и резерв на отпуск (42 дня) (столбец 10). Такая продолжительность отпуска обусловлена требованиями социально-трудового партнерства (пп. 3 п. 3.5.2. Трехстороннего отраслевого соглашения [25]).

Расчет отпускных выплат регламентирован ст. 139 ТК РФ, Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы [27]. Норматив на оплату отпускных (далее — НОТ) рассчитывается путем суммирования нормативов ОТ за работу с одним занимающимся (далее — НОЗ) с нормативом оплаты страховых взносов за работу с одним занимающимся (далее — НОСВ) и деления полученной суммы сначала на 12 (количество календарных месяцев и затем на 29,3 (постоянный показатель), а затем умноженное на 42 дня (4).

' НОЗ + НОСВ

НОТ =

12x29,3

;42

(4)

Соответствующим образом рассчитывается норматив на отпуск в расчете на одного занимающегося для всех этапов (подэтапов).

На последнем этапе исследования мы сравнили базовые нормативы на ОТ с нормативами на ОТ за 1 чел. по «подушевой» и «групповой» СОТ. На всех этапах (подэтапах) СП норматив затрат на ОТ на 1 чел., включая отпускные расходы, меньше, чем полученные расходы на ОТ 1 чел. от учредителя по базовым нормативам на ОТ. Иными словами, сопоставление планируемых годовых фондов ОТ по нормативным затратам (столбец 4, 5) и по используемым в организации СОТ (столбец 11) показывает огромный дефицит в планировании расходов на фонд ОТ.

С одной стороны, сбалансированный бюджет организации на ОТ является основой ее нормального функционирования, поэтому видится необходимость унификации порядка расчета нормативных затрат на ОТ с используемыми в организациях СОТ, а с другой стороны, дефицит бюджета вынуждает организации искать дополнительные источники финансирования для покрытия расхождений в планируемом и фактически необходимом финансовом обеспечении. Поэтому тренеры имеют нагрузку, превышающую нормы охраны труда, увеличивается численность групп и т. д. Из таблицы 1 следует, что: во-первых, базовые нормативы на ОТ по этапам СП не соответствуют нормативам ОТ по «групповой» и «подушевой» СОТ (столбец 4, 5, 11);

во-вторых, сравнительный анализ «подушевой» и «групповой» СОТ показал положительные и отрицательные их характеристики. Если до тренировочного этапа СП тренеру выгоднее работать по «подушевой» СОТ, то с этапа совершенствования спортивного мастерства по «групповой» СОТ. Основным отрицательным моментом «подушевой» СОТ является «жесткий» норматив ОТ, оплачиваемый в процентах от оклада за работу с одним занимающимся, включающий в себя оплату за не-нормируемую часть работы, непреднамеренно приводящей к саботажу обязательных к выполнению ненормируемых должностных обязанностей. А «групповая» СОТ использует норматив ОТ за количество часов непосредственно выполняемой работы с группой, не считая ОТ за качественное выполнение ненормируемой работы, обусловленной должностными обязанностями;

в-третьих, низкий базовый норматив ОТ и отсутствие нормативно установленного требования о максимальном количестве лиц, занимающихся в одной группе под руководством одного тренера, вынуждает администрацию организаций включать в одну группу занимающихся сверх установленного ФССП от минимального значения. Это высвобождает средства на ОТ, направляемые на повышение ОТ тренера, но снижает качество ПСР. В настоящее время отсутствуют научно обоснованные нормативно установленные пределы максимальной численности человек в группе на одного тренера [28]. Например, практика показывает, что в 1995 г. [24] в системе ПСР до тренировочного этапа СП предусматривалась возможность увеличения численности группы СП в 2 раза относительно установленной минимальной численности группы СП;

в-четвертых, действующая классификация услуг по СП, основанная на концепции разделения этапов, ограничивает правомерную реализацию услуг по СП и дальнейшую реализацию программ СП, комплектование групп из лиц, проходящих СП на сопредельных ее этапах. Иными словами, несмотря на разрешение ФССП объединять в одну группу лиц, проходящих СП на различных соседствующих этапах, имеющих одну возрастную группу участия в спортивных соревнованиях, контрольно-надзорные органы не допускают такого объединения. Основанием этих выводов служит финансовое обеспечение по различным услугам СП. В связи с чем представляется установление единой интегрированной услуги по всем этапам СП и единого показателя по соотношению тренеров к лицам, проходящим СП на всех ее этапах.

Нам представляется, что это повысит устойчивость организации и качество учета, снизит риски нарушения законодательства и усилит ответствен-

ность организации за качество ПСР, но для этого требуется проведение отдельного исследования, в том числе анализ зарубежных источников информации.

Выводы. Действующий порядок расчета базовых нормативных затрат не является совершенным, обесценивая до 72,5% нормативные затраты на оплату труда. Спортивные школы при расчетах оплаты труда тренеров используют различные системы: «почасовую», «подушную», «групповую», «рейтинговую». Наибольшей популярностью пользуется «групповая» система оплаты труда.

Минспорта России необходимо рассмотреть: 1. Вопрос о переработке Порядка № 83 с учетом выявленных противоречий в определении нормативных затрат на оплату труда тренеров:

предусмотреть выделение самостоятельной работы как обязательной формы организации тренировочного процесса в пределах 10% от годового объема тренировочного процесса;

унифицировать продолжительность тренировочных занятий независимо от вида экономи-

ческой деятельности реализуемого процесса ПСР, включая в нормируемую часть рабочего времени тренера короткие перерывы перед и после тренировочного занятия в зависимости от возраста занимающихся.

2. Вопрос о принятии на правительственном уровне положения об особом характере труда тренеров.

3. Продолжить исследование практики применения в ФССП академического времяисчисления тренировочных занятий, приведенных к продолжительности астрономического часа.

4. Разработать разъяснения по особенностям организации учебно-тренировочного процесса в части комплектования групп, в том числе с лицами, проходящими СП, одной возрастной категории, но частично различающихся спортивной квалификацией и (или) этапом прохождения СП.

5. Пересмотреть классификацию услуг по СП путем их интеграции в одну услугу с присвоением коэффициентов по ОТ в зависимости от этапа / подэтапа СП.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бауэр В. Г. Нормативное обеспечение подготовки спортивного резерва в РФ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 2. С. 2-3.

2. Бондаренко М. П. Подход к созданию новой системы оплаты труда спортивных тренеров // Вестник Евразийской академии административных наук. 2014. № 4 (29). С. 87-93.

3. Галицын С. В., Ткаченко П. А., Вдовина В. В. Особенности деятельности детско-юношеской спортивной школы в Приморском крае // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 2 (156). С.42-46.

4. Захарьин В. Р. Компенсационные и стимулирующие выплаты работникам бюджетных учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2009. № 16. С. 5-19.

5. Зернова И. Расчет нормативных затрат на выполнение государственного (муниципального) задания в образовательных учреждениях Минспорта // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 10. С. 32-42.

6. Кандаурова Н. В., Лобанов Н. А. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента спортивной школы // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2013. Вып. 1 (95). С. 55-61.

7. Корчагина Н. Л. Анализ заработных плат в сфере физической культуры и спорта в регионах ЦФО // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. № 4 (25). С. 158-160.

8. Лунина О. Расчет оплаты труда тренера-преподавателя при подушевом методе // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. № 5. 2017. URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base = PKBO&n=27693#iUkmUpSme7npJUId1 (дата обращения: 29.10.2021).

9. Расин М. С. Новые организационно-управленческие решения для достижения целевых показателей стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Роль организационно-управленческой деятельности и спортивного администрирования в развитии спорта и физической культуры населения» (27-28 мая 2021 г.). Омск, 2021. С. 4-11.

10. Самсонов И. И. Модификация оплаты труда работников спортивных школ в современных условиях // Омский научный вестник. 2008. № 2 (66). С. 172-175.

11. Филиппов С. С., Еремин И. Б., Толоконников В. Г. Анализ отношения работников спортивных школ к современной системе оплаты труда // Ученые записки университета Лесгафта. 2012. № 2 (84). С. 159163.

12. Шавандина О. А., Коваленко Е. Ю. Заработная плата спортсменов: особенности формирования и регулирования // Экономика Профессия Бизнес. 2021. № 3. С. 133-141. DOI: 10.14258/epb202148.

13. Ширков Ю. А. Анализ заработных плат спортивных тренеров в различных по видам организациях // Иннов: электронный научный журнал. 2018. № 3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-zarabotnyh-plat-sportivnyh-trenerov-v-razlichnyh-po-vidam-organizatsiyah (дата обращения: 03.11.2021).

14. Генералов А. В., Евсеев А. С., Петухов Р. В., Кнутов А. Н. Нормативно-подушевое финансирование в сфере физической культуры и спорта // Вестник спортивной науки. 2017. № 5. С. 8-13.

15. Самсонов И. И., Клецов К. Г. О гармонизации законодательства в сфере физической культуры, спорта и образования, концепции подготовки спортивного резерва и детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Вестник спортивной науки. 2021. № 4. С. 31-36.

16. Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 17.10.2018 № 2245-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71985098/ (дата обращения: 29.10.2021).

17. Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением: приказ Минспорта России от 08.02.2019 № 83. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/72173504/ (дата обращения: 29.10.2021).

18. О направлении Методических рекомендаций по переходу на нормативно-подушевое финансирование: письмо Минспорта России от 14.12.2015 № ВМ-04-10/8266. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71183670/ (дата обращения: 29.10.2021).

19. О применении судами законодательства, регулирующего труд спортсменов и тренеров: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.11.2015 № 52 // Российская газета. 30.11.2015. № 270. URL: https://rg.ru/2015/11/30/sport-dok.html (дата обращения: 29.10.2021).

20. Самсонов И. И., Лазуткин В. В., Сапунков А. А. Организационно-правовые аспекты деятельности спортивных школ. Омск, 2015. 176 с.

21. Методические рекомендации по установлению системы оплаты труда и материального стимулирования тренеров-преподавателей и специалистов образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, при переходе на новую систему оплаты труда: утв. приказом Минспорттуриз-ма России от 17.03.2010 г. № 197 // Сборник официальных документов и материалов / Минспорттуризм России. 2010. № 5. С. 41-55.

22. О направлении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации: письмо Министерства спорта РФ от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163453/ (дата обращения: 29.10.2021).

23. Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02 августа 2016 г. по делу № 33-19424/2016. URL: https://internet.garant.ru/#/document/143322714/paragraph/21:12 (дата обращения: 29.10.2021).

24. О сборнике нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской Федерации: письмо ГКФТ РФ от 25.01.1993 № 96-ИТ, Минобразования РФ от 01.02.1993 № 03-М. URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base = EXP&n=301854# 025oUpSnaGWv3vg1 (дата обращения: 29.10.2021).

25. Трехстороннее отраслевое соглашение по организациям сферы физической культуры и спорта Российской Федерации на 2021-2023 годы. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_398130/ (дата обращения: 29.10.2021)

26. Платонов В., Большакова И. Форсирование многолетней подготовки спортсменов и Юношеские Олимпийские игры // Наука в олимпийском спорте. 2013. № 2. С. 37-42.

27. Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы: Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73789/00737bae76cc5 b4913b4eaf35b39060ca04b85be/ (дата обращения: 29.10.2021).

28. Самсонов И. И. О комплектовании (формировании) групп спортивной подготовки // Спорт: экономика, право, управление. 2019. № 4. С. 33-37.

REFERENCES

1. Bauer V. G. Normative support for the training of the sports reserve in the Russian Federation // Physical culture: upbringing, education, training. 1997. No. 2. Pp. 2-3.

2. Bondarenko M. P. Approach to the creation of a new system of remuneration for sports coaches // Bulletin of the Eurasian Academy of Administrative Sciences. 2014. No. 4 (29). Pp. 87-93.

3. Galitsyn S. V., Tkachenko P. A., Vdovina V. V. Features of the activity of a children's and youth sports school in the Primorsky Territory // Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. 2018. No. 2 (156). Pp. 42-46.

4. Zakharyin V. R. Compensation and incentive payments to employees of budgetary institutions // Accounting in budgetary and non-profit organizations. 2009. No. 16. Pp. 5-19.

5. Zernova I. Calculation of normative costs for the fulfillment of the state (municipal) task in educational institutions of the Ministry of Sports // Physical culture and sports institutions: accounting and taxation. 2014. No. 10. Pp. 32-42.

6. Kandaurova N. V., Lobanov N. A. Factors affecting the effectiveness of sports school management // Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. 2013. No. 1 (95). Pp. 55-61.

7. Korchagina N. L. Analysis of salaries in the field of physical culture and sports in the regions of the Central Federal District // Azimuth of scientific research: economics and management. 2018. No. 4 (25). Pp. 158-160.

8. Lunina O. Calculation of the salary of a trainer-teacher with the per capita method // Institutions of physical culture and sports: accounting and taxation. No. 5. 2017. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base = PKBO&n= 27693#iUkmUpSme7npJUId1 (date of access: 29.10.2021).

9. Racine M. S. New organizational and managerial decisions to achieve the target indicators of the strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation until 2030 // Materials of the I All-Russian scientific and practical conference «The role of organizational and managerial activities and sports administration in the development of sports and physical culture of the population» (27-28 May, 2021). Omsk, 2021. Pp. 4-11.

10. Samsonov I. I. Modification of wages of workers of sports schools in modern conditions // Omsk Scientific Bulletin. 2008. No. 2 (66). Pp. 172-175.

11. Filippov S. S., Eremin I. B., Tolokonnikov V. G. Analysis of the attitude of employees of sports schools to the modern system of remuneration // Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. 2012. No. 2 (84). Pp.159163.

12. Shavandina O. A., Kovalenko E. Yu. Salary of athletes: features of formation and regulation // Economy Profession Business. 2021. No. 3. Pp. 133-141. DOI: 10.14258/epb202148.

13. Shirkov Yu. A. Analysis of salaries of sports coaches in organizations of various types // Innov: electronic scientific journal. 2018. No. 3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-zarabotnyh-plat-sportivnyh-trenerov-v-razlichnyh-po-vidam-organizatsiyah (date of access: 03.11.2021).

14. Generalov A. V., Evseev A. S., Petukhov R. V., Knutov A. N. Normative per capita financing in the field of physical culture and sports // Bulletin of sports science. 2017. No. 5. Pp. 8-13.

15. Samsonov I. I., Kletsov K. G. On the harmonization of legislation in the field of physical culture, sports and education, the concept of training a sports reserve and youth sports in the Russian Federation // Bulletin of sports science. 2021. No. 4. Pp. 31-36.

16. On the approval of the Concept for the preparation of the sports reserve in the Russian Federation until 2025: order of the Government of the Russian Federation dated 17.10.2018 No. 2245-r. URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71985098/ (date of access: 29.10.2021).

17. On the approval of the general requirements for the determination of standard costs for the provision of state (municipal) services in the field of physical culture and sports, used in calculating the amount of subsidies for financial support of the fulfillment of the state (municipal) task for the provision of state (municipal) services (performance of work) to the state (municipal) institution: order of the Ministry of Sports of Russia dated 02/08/2019 No. 83. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72173504/ (date of access: 29.10.2021).

18. On the direction of the Methodological Recommendations for the transition to normative per capita financing: letter of the Ministry of Sports of Russia dated December 14, 2015 No. VM-04-10 / 8266. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc / 71183670 / (date of access: 29.10.2021).

19. On the application by the courts of legislation regulating the work of athletes and coaches: Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of November 24, 2015 No. 52 // Rossiyskaya Gazeta. 30.11.2015. No. 270. URL: https://rg.ru/2015/11/30/sport-dok.html (date of access: 29.10.2021).

20. Samsonov I. I., Lazutkin V. V., Sapunkov A. A. Organizational and legal aspects of the activities of sports schools. Omsk, 2015. 176 p.

21. Methodological recommendations on the establishment of a remuneration system and material incentives for trainers-teachers and specialists of educational institutions, carrying out training of the sports reserve, in the transition to a new system of remuneration: approved. by order of the Ministry of Sports and Tourism of Russia dated 17.03.2010 No. 197 // Collection of official documents and materials / Ministry of Sports and Tourism of Russia. 2010. No. 5. Pp. 41-55.

22. On the direction of the Methodological Recommendations for the organization of sports training in the Russian Federation: letter of the Ministry of Sports of the Russian Federation dated 05/12/2014 No. VM-04-10 / 2554. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163453/ (date of access: 29.10.2021).

23. The appellate ruling of the Investigative Committee on civil cases of the Krasnodar Regional Court dated August 02, 2016 in case No. 33-19424 / 2016. URL: https://internet.garant.ru/#/document/143322714/ paragraph/21:12 (date of access: 29.10.2021).

24. On the collection of legal and regulatory frameworks governing the activities of institutions of additional education for physical culture and sports, located on the territory of the Russian Federation: letter of the State Committee for Physical Culture of the Russian Federation dated 01.25.1993 No. 96-IT, Ministry of Education of the Russian Federation dated 01.02.1993 No. 03-M. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base = EXP&n=301854# 025oUpSnaGWv3vg1 (date of access: 29.10.2021).

25. Trilateral sectoral agreement on organizations in the sphere of physical culture and sports of the Russian Federation for 2021-2023. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_398130/ (date of access: 29.10.2021).

26. Platonov V., Bolshakova I. Forcing the long-term training of athletes and the Youth Olympic Games // Science in Olympic sports. 2013. No. 2. Pp. 37-42.

27. On the specifics of the procedure for calculating average wages: Resolution of the Government of the Russian Federation of 12.24.2007 No. 922. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73789/ 00737bae76cc5b4913b4eaf35b39060ca04b85be/ (date of access: 29.10.2021).

28. Samsonov I. I. On the recruitment (formation) of sports training groups // Sport: economics, law, management. 2019. No. 4. Pp. 33-37.

Поступила в редакцию: 14.12.2021.

Принята к печати: 17.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.