Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
327
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПУБЛИЧНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ОРГАНИЗАЦИИ / ИСПОЛНЯЮЩИЕ ПУБЛИЧНО ЗНАЧИМЫЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самсонов Иван Иванович

Статья посвящена изучению вопроса об отнесении физической культуры и спорта к социально-экономически значимым видам деятельности наряду с педагогической (преподавательской), научной и иной творческой деятельностью. Изложены причины и основания, обусловливающие сложившуюся проблематику и необходимость принятия законодательных новелл. Выявлен перечень нормативно-правовых актов, устанавливающих запреты ряду служащих органов публичной власти и работникам организаций, исполняющих публично-значимые функции, на занятия ими иной оплачиваемой деятельностью в области физической культуры и спорта. Обоснованы признаки взаимной аутентичности между деятельностью в области физической культуры и спорта и иными социально-значимыми видами деятельности. Сформулированы предложения о корректировке ряда нормативно-правовых актов, в части их дополнения факультативной формой предписания о занятии иной оплачиваемой физкультурно-спортивной деятельностью. Продемонстрированы условия выполнения иной оплачиваемой физкультурно-спортивной деятельности как второстепенного (дополнительного) варианта поведения. Автором статьи сделан вывод о необходимости дальнейшего изучения вопроса об установленных законодательством о противодействии коррупции ограничениях для государственных (муниципальных) служащих в области физической культуры и спорта на трудоустройство в подведомственных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самсонов Иван Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS A SOCIALLY-ECONOMICALLY SIGNIFICANT TYPE OF ACTIVITY

The article is devoted to the study of the issue of attributing physical culture and sports to socio-economically significant types of activity along with pedagogical (teaching), scientific and other creative activities. The reasons and grounds that determine the existing problems and the need for the adoption of legislative novels are stated. A list of normative legal acts was identified that prohibits a number of employees of public authorities and employees of organizations performing publicly significant functions from engaging in other paid activities in the field of physical culture and sports. Signs of mutual authenticity between activities in the field of physical culture and sports and other socially significant types of activities have been substantiated. Proposals were formulated to correct a number of normative legal acts, in terms of their addition with an optional form of prescription for engaging in other paid physical culture and sports activities. The conditions for the fulfillment of another paid physical culture and sports activity as a secondary (additional) variant of behavior have been demonstrated. The author of the article concluded that it is necessary to further study the issue of anti-established by legislation for state (municipal) employees in the field of physical culture and sports for employment in subordinate organizations.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 331.105.5

DOI 10.14258/epb202144

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.И. Самсонов

Краевое автономное учреждение «Центр спортивной подготовки сборных команд Алтайского края»

(Барнаул,Россия)

Статья посвящена изучению вопроса об отнесении физической культуры и спорта к социально-экономически значимым видам деятельности наряду с педагогической (преподавательской), научной и иной творческой деятельностью. Изложены причины и основания, обусловливающие сложившуюся проблематику и необходимость принятия законодательных новелл. Выявлен перечень нормативно-правовых актов, устанавливающих запреты ряду служащих органов публичной власти и работникам организаций, исполняющих публично-значимые функции, на занятия ими иной оплачиваемой деятельностью в области физической культуры и спорта. Обоснованы признаки взаимной аутентичности между деятельностью в области физической культуры и спорта и иными социально-значимыми видами деятельности. Сформулированы предложения о корректировке ряда нормативно-правовых актов, в части их дополнения факультативной формой предписания о занятии иной оплачиваемой физкультурно-спортивной деятельностью. Продемонстрированы условия выполнения иной оплачиваемой физкультурно-спортивной деятельности как второстепенного (дополнительного) варианта поведения. Автором статьи сделан вывод о необходимости дальнейшего изучения вопроса об установленных законодательством о противодействии коррупции ограничениях для государственных (муниципальных) служащих в области физической культуры и спорта на трудоустройство в подведомственных организациях.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, социально значимая деятельность, публичные органы власти, организации, исполняющие публично значимые функции.

PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS A SOCIALLY-ECONOMICALLY SIGNIFICANT TYPE

OF ACTIVITY

I. I. Samsonov

Regional Autonomous Institution "Center for Sports Training of National Teams of the Altai Territory"

(Barnaul, Russia)

The article is devoted to the study of the issue of attributing physical culture and sports to socio-economically significant types of activity along with pedagogical (teaching), scientific and other creative activities. The reasons and grounds that determine the existing problems and the need for the adoption of legislative novels are stated. A list of normative legal acts was identified that prohibits a number of employees of public authorities and employees of organizations performing publicly significant functions from engaging in other paid activities in the field of physical culture and sports. Signs of mutual authenticity between activities in the field of physical culture and sports and other socially significant types of activities have been substantiated. Proposals were formulated to correct a number of normative legal acts, in terms of their addition with an optional form of prescription for engaging in other paid physical culture and sports activities. The conditions for the fulfillment of another paid physical culture and sports activity as a secondary (additional) variant of behavior have been demonstrated. The author of the article concluded that it is necessary to further study the issue of anti-established by legislation for state (municipal) employees in the field of physical culture and sports for employment in subordinate organizations.

Keywords: physical culture and sports activities, socially significant activities, public authorities, organizations performing publicly significant functions.

Физическая культура и спорт (далее — ФКиС) — это социально значимая сфера деятельности государства не только по сохранению и укреплению общественного здоровья граждан (пп. «е», «ж» ст. 72 Конституции РФ) как неотъемлемого личного права на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), но и драйвер экономического роста [1]. В связи с этим не вызывает удивления установление государством столь высоких показателей по вовлечению населения в систематические занятия ФКиС (не менее 55% — 2025 г. и 70% — 2030 г.).

Однако в регионах, особенно в малых городах (до 100 тыс. населения) и сельских поселениях, при дефиците и (или) нарастающем старении квалифицированных кадров в области ФКиС достижение установленных показателей по вовлечению в систематические занятия ФКиС выполнить практически невозможно. Причины нехватки кадров общеизвестны (низкая заработная плата; требования к образованию и обучению; ограничения и запреты для ряда служащих и работников на занятия ими иной оплачиваемой деятельностью в области ФКиС).

Ранее система ФКиС не имела выраженных признаков отрасли и, как правило, функционировала в системе образования, реализуя образовательные программы в области ФКиС [2-4]. В этой ситуации служащие публичных органов управления и работники организаций, исполняющих публично значимые функции (далее — Организации) не имели запретов и ограничений на занятие ими иной оплачиваемой деятельностью, так как занимались педагогической деятельностью.

Однако система ФКиС, базировавшаяся с 1934 г. на примате системы образования, с середины 1990 г. начала испытывать кризис в подготовке спортивного резерва (далее — ПСР). Это обусловило тенденцию по снижению результатов в спорте высших достижений [5], что стало основанием принятия Правительством РФ решения [6]) о модернизации системы ПСР. В дальнейшем была изменена структура и статус работников системы ПСР, вид экономической деятельности, и внедрена «новая» технология ПСР — спортивная подготовка [2-4].

Это обусловило проблематику, связанную с отсутствием правовых оснований для привлечения работников из вышеупомянутых Организаций, подтверждаемое судебной практикой [7-10], практикой регулирования трудовых отношений

[11], решений Комиссий Советом судей по этике

[12]. Кроме этого, личные беседы с муниципальными служащими в области ФКиС, администрацией спортивных организаций (спортивные школы, центры ФКиС) подтверждают возникающие трудности у работников Организаций при их трудоустройстве тренерами, инструкторами по спорту и (или) спортсменом на условиях совместительства.

Таким образом, отсутствие поименованного социально значимого вида деятельности — ФКиС — в перечне разрешенных видов иной оплачиваемой деятельности для служащих и работников Организаций негативно отражается на возможном устранении дефицита кадров. Это также ограничивает в правах квалифицированных специалистов, имеющих возможность трудоустройства в организации, осуществляющие деятельность в области ФКиС и вовлечения населения в систематические занятия ФКиС.

Приступая к исследованию данного вопроса, нам не совсем понятны мотивы законодателя относительно игнорирования деятельности в области ФКиС как социально значимого вида деятельности при исполнении установленных государством целей по сохранению и укреплению здоровья населения, достижению значимых результатов в ПСР. За рубежом также отмечается высокая социальная значимость занятий ФКиС [13, 14], в том числе защите детей от дискриминации [15]. Здесь стоит обратить внимание на многогранность ФКиС как явления общественной жизни, включающее в себя массовый спорт (любительский характер), спорт высших достижений и профессиональный спорт (достиженческий, профессиональный характер) [4, 16, 17].

Служащим и иным работникам Организаций должны быть устранены ограничения и запреты на занятие ими иной оплачиваемой физкультурно-спортивной деятельностью (см. табл. 1) до уровня спортивных мероприятий межрегионального значения (пп. 7, 8 ст. 9 Закон РФ № 329-Ф3).

Таблица 1

Перечень категорий работников Организаций, имеющих запреты и ограничения на занятие иными оплачиваемыми вицами деятельности, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью

№ п/п Категория работников Ссылка на норму закона

1 Лица, замещающие государственные должности РФ, лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе пп. 3 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции»

2 Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

3 Глава местной администрации муниципального образования ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О муниципальной службе в РФ»

4 Члены Правительства РФ пп. 2 ч. 3 ст. 6 Конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве РФ»

5 Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющий полномочия на постоянной основе пп. 3 ч. 7 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

6 Член Совета Федерации пп. «в» ч. 1 ст. 4, пп. «в» ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 3-ФЗ «О статусе сенатора РФ и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

7 Депутат Государственной Думы ч. 3 ст. 97 Конституция РФ; пп. «в» ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О статусе сенатора РФ и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

8 Депутат, выборное должностное лицо, работающее на постоянной основе ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

9 Депутат, осуществляющий деятельность на постоянной основе в законодательном (представительном) органе государственной власти субъектов РФ ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

10 Сотрудники органов внутренних дел ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

11 Сотрудники уголовно-исполнительной системы РФ ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

12 Сотрудники таможенных органов пп. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О службе в таможенных органах РФ»

13 Военнослужащие абз. 2 ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О статусе военнослужащих»

14. Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки РФ абз. 5 ст. 18 Федерального закона от 10.01.1996 № 5-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О внешней разведке»

15 Военнослужащие, гражданский персонал органов федеральной службы безопасности ч. 9 ст. 16.1. Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О федеральной службе безопасности»

16 Прокурорский работник ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30.12.2020) «О прокуратуре РФ»

Продолжение таблицы 1

№ п/п Категория работников Ссылка на норму закона

17 Сотрудник органов принудительного исполнения ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-Ф3 (ред. от 22.12.2020) «О службе в органах принудительного исполнения РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

18 Лица начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи и федеральных государственных гражданских служащих органов федеральной фельдъегерской связи абз. 8 ст. 9 Федерального закона от 17.12.1994 № 67-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «О федеральной фельдъегерской связи»

19 Сотрудник федеральной противопожарной службы Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ (в ред. 08.12.2020) «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

20 Руководитель частной охранной организации ч. 8 ст. 15.1 Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 27.12.2019) «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»

21. Руководители унитарных предприятий ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.11.2020) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

22 Нотариус абз. 2 ст. 6 Основ законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 27.12.2019)

23 Адвокат ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»

24 Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты пп. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О Счетной палате РФ»

25 Председатель, заместитель председателя и аудитор контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований»

26 Член Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, работающий в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, замещает государственную должность РФ. Член избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, член иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе; замещают в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом субъекта РФ, уставом муниципального образования, иным нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответственно государственную должность субъекта РФ, муниципальную должность ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

27 Судья Конституционного Суда РФ абз. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде РФ»

28 Судьи РФ, в том числе в отставке (занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании) пп. 5 ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 08.12.2020, с изм. от 30.12.2020) «О статусе судей в РФ»

Окончание таблицы 1

№ п/п Категория работников Ссылка на норму закона

29 Федеральные государственные гражданские служащие Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также работники, замещающие отдельные должности на основании трудового договора в организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед Судебным департаментом при Верховном Суде РФ п. 3 Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 24.08.2016 № 172 (ред. от 17.10.2018) «Об утверждении Положения о порядке получения федеральными государственными гражданскими служащими Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, разрешения представителя нанимателя на выполнение оплачиваемой деятельности, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства»

30 Уполномоченный по правам человека в РФ ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 (ред. от 09.11.2020) № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»

31 Уполномоченный по правам ребенка в РФ ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ»

32 Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РФ ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ»

33 Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»

34 Уполномоченный по правам человека в субъектах РФ ч. 8 ст. 16.1. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»; пп. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 18.03.2020 № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ»

35 Должностные лица Межгосударственного банка ч. 4 ст. 10 Соглашение между Межгосударственным банком и Правительством РФ от 30.07.1996 «Об условиях пребывания Межгосударственного банка на территории РФ»

36 Члены Коллегии Комиссии Евразийского экономического союза п. 35 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019)

37 Депутаты Палаты Представителей ч. 2. ст. 41 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства»

38 Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) РФ при международной организации (в иностранном государстве) пп. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 23.06.2016 № 186-ФЗ «О Чрезвычайном и Полномочном После РФ в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) РФ при международной организации (в иностранном государстве)»

39 Председатель Банка России, служащие Банка России, занимающие утвержденные Советом директоров должности пп. 10 ст. 20, пп. 1 ст. 90 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О Центральном банке РФ (Банке России)»

40 Начальник Российской таможенной Академии п. 6.31 Приказа Федеральной таможенной службы от 16.06.2015 № 1170 «Об утверждении Устава государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия»

Источник: составлено автором.

Таким образом, в целях признания равнозначности между физкультурно-спортивной и педагогической (преподавательской), научной и иной творческой деятельностью как социально-экономически значимыми явлениями были определены следующие признаки их взаимной аутентичности: 1. Физкультурно-спортивная, как и педагогическая (преподавательская) деятельность, в своем

сущностном значении основывается на процессе обучения и воспитания [18, 19], то есть имеет педагогический характер деятельности [4, 18].

2. В должностные обязанности специалистов в области ФКиС включены трудовые функции по воспитательной работе. Физическое воспитание как одно из базовых явлений ФКиС входит в перечень обязанностей тренера, инструктора по спор-

ту и т. д., реализующих программы в области ФКиС как неотъемлемую часть правильного воспитания [18]. Например, проведение воспитательной работы со спортсменами как одно из трудовых действий установлено профессиональным стандартом «Тренер» для главного и старшего тренера спортивной сборной команды РФ.

3. Законодательством РФ определена взаимосвязь физической культуры как части сферы культуры (пп. 26 ст. 2 Закона № 329-Ф3), а спорт — как части сферы социально-культурной деятельности (пп. 12 ст. 2 Закона № 329-Ф3). Поэтому не требует доказательства творческий характер ФКиС, находящий себя в литературе, живописи, театре, кинематографе. Большое количество научных публикаций посвящено взаимосвязи ФКиС с культурой, искусством и иной творческой деятельностью. Например, заслуживают внимание работы В. И. Столярова [20, 21]. Он в них отмечает имеющуюся, но недостаточно тесную и глубокую связь между спортом и искусством [19], а также противоречивый характер культурного потенциала спорта [20]. Несмотря на это, по его мнению, рассматриваемые категории занимают важное место в современной социально-педагогической системе и системе явлений современной культуры как «спортивная культура». В определенном смысле его мнение подтверждают А. Д. Куманьков [22], Ю. Л. Мазуров [23]. Так, Ю. Л. Мазуров утверждает, что спорт и культура являются самыми социализированными феноменами современности и между ними наблюдается онтологическая близость.

4. Специалист в области ФКиС без получения и применения новых знаний не может качественно управлять и организовать тренировочный процесс [18, 24], проявляя научно-исследовательскую компетентность.

Таким образом, мы предлагаем скорректировать действующие нормативно-правовые акты, устанавливающие для служащих и работников Организаций запреты и ограничения в части дополнения факультативной формы предписания физ-

культурно-спортивной деятельностью. При этом необходимо установить следующие условия выполнения второстепенного варианта поведения:

— учет характера деятельности в области ФКиС (муниципальные, межмуниципальные или региональные мероприятия, в том числе включенные в единый календарный план);

— оплата труда по нормативам в соответствии с порядком финансирования физкультурных и спортивных мероприятий, а также типовым положением об оплате труда, утвержденным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в области ФКиС;

— выполнение работы в свободное время от основного места трудовой деятельности, не сопровождающееся ухудшением исполнения должностных обязанностей по основному месту работы;

— согласование выполнения иной оплачиваемой деятельности с представителем нанимателя или работодателем.

В дальнейшем необходимо рассмотреть возможность устранения ограничения (запрета) для государственных и муниципальных служащих в области ФКиС на трудоустройство в подведомственных организациях, установленного законодательством о противодействии коррупции.

Итак, физкультурно-спортивную работу, наряду с преподавательской (педагогической), научной и иной творческой деятельностью, следует считать социально-экономически значимым явлением.

Необходимо дополнить факультативную форму предписания нормативно-правовых актов, устанавливающих запреты и ограничения для служащих органов публичной власти и работников организаций, исполняющих публично-значимые функции, по выполнению ими иной оплачиваемой физкультурно-спортивной деятельностью наряду с преподавательской (педагогической), научной и иной творческой деятельностью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Засимова Л. С., Локтев Д. А. Занятия спортом — удел богатых? (Эмпирический анализ занятий спортом в России) // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 20. № 3. С. 471-499.

2. Самсонов И. И., Головина Т. В., Поваляева Г. В. Менеджмент спортивной школы (нормативно-правовой аспект): учебно-методическое пособие. Омск, 2010. 222 с.

3. Самсонов И. И. Тренер или тренер-преподаватель? // Эж-Юрист. 2014. № 4. С. 8.

4. Сейранов С. Г., Булгакова Н. Ж., Евсеев С. П., Фомиченко Т. Г. К вопросу о недостатках и противоречиях системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации // Вестник спортивной науки. 2020. № 6. С. 29-37.

5. Хроника. В. Мутко: «Результаты в Пекине неадекватны». URL: https://sportrbc.ru/olymp2008/rfteam/ newsline/24/08/2008/189847.shtml (дата обращения: 08.03.2021).

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2GG8 № 1662-р (ред. от 28.G9.2G18) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2G2G года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2G2G года»). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: G6.G3.2G21).

7. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от G4.G5.2G16 № 33а-8483/2016 по делу № 2а-2458/2016. URL: https://base.garant.ru/139977267/ (дата обращения: G6.G3.2G21).

8. Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28.G2.2G19 № АПЛ 19-19. URL: https:// legalacts.ru/sud/apelliatsionnoe- opredelenie-apelliatsionnoi-kollegii-verkhovnogo-suda-rf-ot-28G22G19-n-apl19-42/ (дата обращения: G6.G3.2G21).

9. Определение Верховного Суда РФ от 3G.1G.2G19 № 308-ЭС19-14808 по делу № А63-12376/2018. URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-3G1G2G19-n-3G8-es19-14808-po-delu-n-a63-123762018/ (дата обращения: 06.03.2021).

10. Определение Московского городского суда от 12.03.2012 по делу № 33-7700. URL: https://internet. garant.ru/#/document/57988799/paragraph/1/doclist/ 1181/showentries/0/highlight/0пределение%20 СК%20по%20гражданским%20делам%20Московского%20городского%20суда%20от%2012%20марта%20 2012%20 г.%20№/о2033-7700:2 или http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base =SOCN &n=115479#06036638061802249 (дата обращения: 06.03.2021).

11. Ответ службы правового консалтинга о возможном трудоустройстве военнослужащего спортсменом-инструктором. URL: https://internet.garant.ru/#/document/57628097/paragraph/1/doclist/364/ highlight/спортсмен-инструктор%2Gвоеннослужащий:2 (дата обращения: 06.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 04.12.2019 № 12-КЭ. URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/73252075/ (дата обращения: 06.03.2021).

13. Le sport au service du développement et de la paix. Zurich (Suisse). 2005. P. 8.

14. Le sport, les loisirs et le jeu / UNICEF. New York, 2004. P. 2.

15. Arpino M. Il Maestro italiano di Scherma nel Sistema delle Qualifiche Europee: Tesi / Accademia nazionale di scherma. Napoli, 2011. P. 4.

16. Переверзин И. И., Суслов Ф. П. О структуре современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов // Теория и практика физической культуры. 2002. № 5. С. 57-61.

17. Понкин И. В. Общая теория публичного управления: избранные лекции. М., 2013. 196 c.

18. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры. М., 1991. 543 c.

19. Подласый И. П. Педагогика: в 3 кн. Кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика». 2-е изд., испр. и доп. М., 2007. 463 c.

20. Столяров В. И. Спорт и искусство: сходство, различие, пути интеграции // Спорт, дух. ценности, культура. М., 1997. Вып. 5. С. 101-265.

21. Столяров В. И. Спорт и культура (методологический и теоретический аспекты проблемы) // Спорт, дух. ценности, культура. М., 1997. Вып. 1. С. 84-209.

22. Куманьков А. Д. Современный спорт и культура насилия // Спорт: экономика, право, управление. 2G16. № 4. С. 18-21.

23. Мазуров Ю. Л. Спорт как универсальная культура // Вестник РМОУ. 2012. № 4. С. 42-47.

24. Соломченко М. А., Прохоров Р. А. Содержание деятельности тренера и основные принципы работы со спортсменами // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 5 (68). С. 291-294.

REFERENCES

1. Zasimova L. S., Loktev D. A. Sports — the lot of the rich? (An empirical analysis of sports in Russia) // Economic Journal of the Higher School of Economics. 2016. T. 20. No. 3. Pp. 471-499.

2. Samsonov I. I., Golovina T. V., Povalyaeva G.V. Management of a sports school (regulatory aspect): teaching aid. Omsk, 2010. 222 p.

3. Samsonov I. I. Trainer or trainer-teacher? // Ezh-Lawyer. 2014. No. 4. P. 8.

4. Seyranov S. G., Bulgakova N. Zh., Evseev S. P., Fomichenko T. G. On the issue of the shortcomings and contradictions of the system of training the sports reserve in the Russian Federation // Bulletin of sports science. No. 6. 2020. Pp. 29-37.

5. Chronicle. V. Mutko: "The results in Beijing are inadequate." URL: https://sportrbc.ru/olymp2008/rfteam/ newsline/24/08/2008/189847.shtml (date of access: 08.03.2021).

6. Order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r (as amended on September 28, 2018) "On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020" (together with the "Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for period until 2020"). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (date of access: 06.03.2021).

7. Appeal ruling of the St. Petersburg City Court dated 04.05.2016 No. 33a-8483/2016 in case No. 2a-2458/2016. URL: https://base.garant.ru/139977267/ (date of access: 06.03.2021).

8. Determination of the Appellate Collegium of the Supreme Court of the Russian Federation dated 02.28.2019 No. APL19-19. URL: https://legalacts.ru/sud/apelliatsionnoe-opredelenie-apelliatsionnoi-kollegii-verkhovnogo-suda-rf-ot-28022019-n-apl19-42/ (date of access: 06.03.2021).

9. Determination of the Supreme Court of the Russian Federation dated October 30, 2019 No. 308-ES19-14808 in case No. A63-12376 / 2018. URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-30102019-n-308-es19-14808-po-delu-n-a63-123762018/ (date of access: 06.03.2021)

10. Determination of the Moscow City Court dated 12.03.2012 in case No. 33-7700. URL: https://internet. garant.ru/#/document/57988799/paragraph/1/doclist/ 1181/showentries/0/highlight/0пределение%20 СК%20по%20гражданским%20делам%20Московского%20городского%20суда%20от%2012%20марта%20 2012%20 r.%20N%2033-7700:2 or http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base = SOCN&n= 115479#06036638061802249 (date of access: 06.03.2021).

11. The answer of the legal consulting service about the possible employment of a soldier as an athlete-instructor. URL: https://internet.garant.ru/#/document/57628097/paragraph/1/doclist/364/highlight/ спортсмен-инструктор%20военнослужащий:2 (date of access: 06.03.2021).

12. Conclusion of the Commission of the Council of Judges of the Russian Federation on Ethics dated 04.12.2019 No. 12-KE. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73252075/ (date of access: 06.03.2021).

13. Le sport au service du développement et de la paix. Zurich (Suisse), 2005. P. 8.

14. Le sport, les loisirs et le jeu / UNICEF. New York, 2004. P. 2.

15. Arpino M. Il Maestro italiano di Scherma nel Sistema delle Qualifiche Europee: Tesi. Napoli, 2011 P. 4.

16. Pereverzin I. I., Suslov F. P. On the structure of modern sports of the highest achievements and the social and legal status of professional athletes // Theory and practice of physical culture. 2002. No. 5. Pp. 57-61.

17. Ponkin I. V. General theory of public administration: Selected lectures. M., 2013. 196 p.

18. Matveev L. P. Theory and methodology of physical culture (general foundations of the theory and methodology of physical education; theoretical and methodological aspects of sports and professionally applied forms of physical culture): textbook for universities of physical culture. M., 1991. 543 p.

19. Podlasy I. P. Pedagogy: in 3 book, Book 3: Theory and technology of education: textbook for university students studying in the areas of preparation and specialties in the filed "Education and Pedagogy". 2nd ed., rev. and add. M., 2007. 463 p.

20. Stolyarov V. I. Sport and Art: Similarity, Difference, Ways of Integration // Sports, spirit values, culture. M., 1997. Iss. 5. Pp. 101-265.

21. Stolyarov V. I. Sport and culture (methodological and theoretical aspects of the problem) // Sport, spirit values, culture. M., 1997. Iss. 1. Pp. 84-209.

22. Kumankov A. D. Modern sport and the culture of violence // Sport: economics, law, management. 2016. No. 4. Pp. 18-21.

23. Mazurov Yu. L. Sport as a universal culture // Vestnik RIOU. 2012. No. 4. Pp. 42-47.

24. Solomchenko M. A., Prokhorov R. A. The content of the coach's activity and the basic principles of working with athletes // Scientific notes of the Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2015. No. 5 (68). Pp. 291-294.

Поступила в редакцию: 01.07.2021.

Принята к печати: 26.07.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.