УДК 796:338.2
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрены организационно-правовые особенности системы управления физической культурой и спортом. Приведены виды физкультурно-спортивной деятельности, дающие представление об объектах управления в рассматриваемой сфере. Приведена характеристика органов управления данной сферой, основных нормативных документов, регулирующие их деятельность.
Ключевые слова: физическая культура, виды физкультурно-спортивной деятельности, управление, характеристика органов управления физической культурой и спортом, система управления, государственные органы управления, общественные органы управления, организационно-правовые особенности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p201-207
ORGANIZATIONAL AND LEGAL FEATURES OF THE CONTROL SYSTEM FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Sergey Sergeyevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
In article, organizational and legal features of the control system for the physical culture and sports have been considered. The types of physical culture and sports activity giving an idea of objects of management in the considered sphere are given. The characteristic of the governing bodies of this sphere, the main normative documents, regulating their activity is provided.
Keywords: physical culture, types of physical culture and sports activity, management, characteristic of governing bodies of physical culture and sports, control system, government bodies of management, public governing bodies, organizational and legal features.
Современное международное и отечественное физкультурно-спортивное движение превратились в яркое социальное явление. Они оказывают серьезное воздействие на многие сферы жизнедеятельности государств: политику и экономику, науку и технику, образование и культуру. В связи с глобальным развитием и значением физической культуры и спорта возникают проблемы, связанные, в частности, с совершенствованием системы управления данным социальным явлением. Целый ряд вопросов управления сферой физической культуры и спорта находятся в поле зрения специалистов, исследующих различные стороны управленческой деятельности [1-5]. В данной статье представлена общая характеристика системы управления сферой физической культуры и спорта.
Процесс управления в данной сфере должен учитывать ряд специфических организационно-правовых особенностей. Эти особенности отличают рассматриваемую сферу от других сфер народно-хозяйственного комплекса страны.
Во-первых, физическая культура как социально-экономическая система связана множественными нитями с другими отраслями народного хозяйства как производственной, так и непроизводственной сферы (органы управления, сферами образования, здравоохранения, культуры и т.д.). Это влияние носит обоюдный характер.
Во-вторых, динамичность системы физической культуры проявляется в ее постоянном развитии и обновлении:
- появляются новые виды спорта;
- совершенствуются методики и технологии физической культуры и спорта;
- разрабатываются новые модели спортивного инвентаря, тренажеров, спортивных сооружений и т. д.;
- растут количественные и качественные показатели развития сферы физической культуры - изменяется количество занимающихся различными видами спорта, разрабатываются новые нормативы физической подготовленности, растет спортивное мастерство спортсменов и т. д.);
- стремительно развиваются профессиональные виды спорта;
- быстро растет число коммерческих физкультурно-спортивных организаций (фитнес-клубы, фитнес-центры и т.д.), увеличивается количество и разнообразие предоставляемых ими физкультурно-оздоровительных услуг населению;
- развивается нормативно-правовая база отрасли.
В-третьих, важной особенностью управления физической культурой в стране является как сложившаяся специфическая система в целом, так и управление отдельными объектами на всех уровнях, что охватывает основные стороны многогранной деятельности в сфере физической культуры.
В-четвертых, новый импульс в развитии физической культуры и спорта как самостоятельной отрасли, бесспорно, дают подготовка и проведение крупнейших международных спортивных соревнований, которые недавно прошли или еще пройдут в Российской Федерации:
- XXVII Всемирная летняя Универсиада (Казань, 2013 год);
- Чемпионат мира по легкой атлетике (Москва, 2013 год);
- Зимние олимпийские игры (Сочи, 2014 год);
- Чемпионат мира по футболу (города России, 2018 год);
- XXIX Всемирная зимняя Универсиада (Красноярск, 2019 год).
В-пятых, рассмотрение системы физкультурно-спортивной деятельности представляет интерес для управления в области физической культуры, прежде всего, потому, что дает систематизированное представление о тех объектах управления, где осуществляется физкультурно-спортивная деятельность, а также для более ясного видения общей характеристики органов управления физической культурой в стране.
Остановимся более подробно на последнем обстоятельстве, раскрывающем суть физкультурно-спортивной деятельности. С точки зрения теории физической культуры [5] в рассматриваемой сфере выделяются следующие компоненты по критерию соответствия конкретным видам деятельности, связанным со специально организованными занятиями физическими упражнениями в их основных формах — физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация (см. рисунок).
Физическое воспитание осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, гимназиях, профессионально-технических училищах, лицеях, средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Занятия спортом проходят в спортивных классах, ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ спортивных клубах, сборных командах по видам спорта.
Физическая рекреация осуществляется в культурно-спортивных комплексах, физкультурно-оздоровительных центрах, клубах любителей спорта, спортивных клубах предприятий, учебных заведений.
Физкультурно-реабилитационная деятельность организуется в кабинетах лечебной физической культуры, в восстановительных центрах, врачебно-физкультурных диспансерах. Физкультурно-спортивная деятельность может быть представлена как собственно физкультурно-спортивная деятельность (личное участие человека в занятиях физически-
ми упражнениями) и организационно-педагогическая деятельность в сфере физической культуры (в том числе по управлению физической культурой, ее подсистемами).
Для управления в сфере физической культуре и спорте важно отметить, что представленные подсистемы имеют:
- собственную систему органов управления;
- систему физкультурных организаций, где осуществляется разнообразная физ-культурно-спортивная деятельность (см. рисунок);
- собственное содержание, теорию, методику конкретного вида физкультурно-спортивной деятельности (теория физического воспитания; теория спорта; теория физической рекреации; теория физической реабилитации);
- соответствующие профессиональные кадры, осуществляющие эти виды физ-культурно-спортивной деятельности (учитель физической культуры, тренер по спорту, инструктор по лечебной физической культуре);
- соответствующее ресурсное обеспечение (экономическое, материально-техническое, информационное и др.).
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
I
КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬ ТУРЫ
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ
ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
ВИДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Физкультурно-образовательная деятельность
Физкультурно-спортивная деятельность
Физкультурно-рекреационная деятельность
Физкультурно-реабилитационная деятельность
Рис. Физическая культура как объект управления
Все эти организации вступают в различные общественные отношения, являясь в них субъектом физической культуры и спорта. Согласно Федерального закона [6] к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:
«1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, студенческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
1.1) спортивные федерации;
2) образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;
3) оборонные спортивно-технические организации;
4) научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и
спорта;
5) Олимпийский комитет России;
6) Паралимпийский комитет России;
7) Сурдлимпийский комитет России;
8) Специальная олимпиада России;
8.1) Российский студенческий спортивный союз;
9) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;
10) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
11) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;
12) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта».
Такое многообразие субъектов физической культуры находит свое отражение в существовании различных органов управления рассматриваемыми видами деятельности. Управление физической культурой определяется как целенаправленная, планомерно осуществляемая на основе объективных закономерностей ее социально-экономического развития деятельность, направленная на обеспечение эффективного функционирования сферы физической культуры и спорта в интересах физического совершенствования людей.
Характеристика управления сферой физической культуры и спорта может быть дана с различных точек зрения.
Во-первых, наличие в Российской Федерации законодательных и исполнительных органов власти.
Во-вторых, территориально-административное деление, принятое в Российской Федерации, предполагает различные уровни органов управления: федеральный; субъектов Федерации (региональный); местное самоуправление (муниципальный).
В-третьих, объем и характер компетенций (полномочий), которым наделен орган управления: органы управления общей компетенции; органы управления специальной компетенции; органы управления ведомственной (отраслевой) компетенции; органы управления местной компетенции; органы управления физкультурно-спортивной организации.
В таблице, исходя из приведенных выше подходов к характеристике органов управления физической культурой и спортом, они представлены в систематизированном виде. Органы власти и органов управления общей компетенции призваны решать общие вопросы всех отраслей народно-хозяйственного комплекса страны. В соответствии с Конституцией Российской Федерации к органам общей компетенции относятся: федеральные органы государственной власти и государственного управления - Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание: Совет Федераций и Государственная Дума; Правительство Российской Федерации.
Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения по наиболее насущным вопросам развития физической культуры и спорта. Например, Указ «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта», Указ Президента РФ от 30.07.2010 № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников».
Правительство Российской Федерации прикладывает значительные усилия по совершенствованию практики государственного управления физической культурой и спортом в стране. Большое значение для рассматриваемой сферы имеют утвержденная Правительством в 2009 году «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года», а также утвержденная в 2014 году Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта является Министерство спорта Российской Федерации. Этот орган управления физической культурой и спортом является органом управления специальной компетен-
ции. В решении вопросов развития данной сферы Министерство наделено специальными полномочиями. Они изложены в законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» а также Положением о Министерстве. Минспорт России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Таблица
\ Уровень управления Субъектов Российской Местного Физкуль-турно-спор-
\ Федеральный Федерации самоуправления тивных объ-
\ (региональный) (муниципальный) единений,
\ организаций
Объем \ Законода- Исполни- Законода- Исполни- Законода- Исполни-
компетен\ тельный тельный тельный тельный тельный тельный
ции \ уровень уровень уровень уровень уровень уровень
Органы Федеральное Правитель- Законода- Правитель- Депутаты Глава МО
управления собрание: ство тельное ство МО -
общей ком- - Совет Фе- РФ собрание Субъекта
петенции дераций; - Государств дума Федераций
Органы Министерство спорта Комитет (министерство, Городской, районный -
управления Российской Федерации департамент) комитеты по ФК и С
специальной по ФК и С региона
компетенции
Органы Министерство образова- Комитет по образованию, Муниципальный -
управления ния и науки Российской Комитет по высшей школе отдел по образованию
ведомствен- Федерации и науки региона
ных (отрас-
левых) ком-
петенций
Органы Исполком Исполком Исполком Правление
управления физкультур- общероссийской спортивной федерации региональной спортивной федерации местной спортивной федерации студенческого, школьного
но- спортивного
спортивными объединения, клуба
организаци-
ями
Олимпий- Исполком Региональный -
ский комитет Олимпийского комитета олимпийский совет
России России
Здесь следует отметить, что с 1991 года по настоящее время наименование федерального органа управления отраслью, цели и задачи, его структура менялись 15 раз [3].
Органы государственного отраслевого управления осуществляет деятельность по развитию физической культуры и спорта, как в рамках своих отраслей, так и при решении межотраслевых вопросов. К этим органам государственного управления относятся:
• Министерство образования и науки РФ;
• Министерство здравоохранения РФ;
• Министерство обороны РФ;
• Министерство внутренних дел РФ;
• Министерство культуры РФ;
• Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ;
• Федеральная служба безопасности РФ;
• Федеральная служба охраны РФ.
Управленческая деятельность органов отраслевого управления по развитию физической культуры и спорта в подведомственных организациях и учреждениях осуществляется в следующих направлениях:
• правовое обеспечение (разработка отраслевых правовых актов, обеспечивающих правовое регулирование отношений в области физической культуры и спорта в данных отраслях);
• программно-нормативное обеспечение (разработка программ по физическому воспитанию и физической подготовке для подведомственных организаций и учреждений, контроль за их выполнением);
• организационное обеспечение (организация и проведение отраслевых физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, согласно отраслевых календарных планов названных мероприятий, например, чемпионаты Вооруженных сил, спартакиады учащейся молодежи и т. д.);
• ресурсное обеспечение (кадровое - подготовка и переподготовка кадров по физическому воспитанию и физической подготовке; финансовое - обеспечение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности; материально-техническое - строительство спортивных сооружений, оснащение спортивным оборудованием и инвентарем подведомственные организации и учреждения).
В нашей стране исторически сложилась система физической культуры, которая представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в стране. Среди субъектов физической культуры и спорта заметное место отводится спортивным федерациям как одному из видов общественных организаций физкультурно-спортивной направленности [7]. Спортивная федерация является общественной организацией, которая создается на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд [6].
Одно из значимых социальных явлений в современной жизни общества представляет собой олимпийское движение. Эта значимость находит свое отражение в федеральном законодательстве нашей страны [6] где зафиксировано, что олимпийское движение России является составной частью международного олимпийского движения. Деятельность Олимпийского комитета России (ОКР) основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. ОКР возглавляет олимпийское движение России, представляет Российскую Федерацию на Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх, а также во всех региональных, континентальных и всемирных спортивных комплексных соревнованиях, проводимых или патронируемых МОК.
В целях координации деятельности всех органов управления сферой физической культуры и спорта, эффективной реализации государственной политики в этой области в 2002 году был создан Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта. Он является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, созданным в целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, физкультурно-спортивными объединениями и организациями, другими организациями при рассмотрении вопросов, касающихся выработки и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта, спорта высших достижений, а также подготовки, проведения Олимпийских и Паралимпийских игр, Всемирных универсиад, чемпионатов мира по различным видам спорта и участия в них российских спортсменов.
Рассмотренная система управления физической культурой и спортом является сложным, обладающая специфическими особенностями, образованием, включающим разнообразные органы управления. Эффективность ее функционирования должно обеспечиваться путем четкого взаимодействия государственных органов управления, общественных объединений и физкультурно-спортивных организаций различного уровня. Достижения такого положения требует глубоких научных исследований. Поэтому совершенно справедливо в [4] одним из направлений является совершенствование системы управления физической культурой и спортом на всех уровнях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аронов, Г.З. Организационно-педагогическое управление предпринимательской деятельностью в сфере физической культуры / Г.З. Аронов. - СПб. : Изд-во «Олимп-СПб», 2008. - 256 с.
2. Переверзин, И.И. Искусство спортивного менеджмента / И.И. Переверзин. - М. : Советский спорт, 2004. - 416 с.
3. Починкин, А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта : учеб. пособие / А.В. Починкин. - М. : Советский спорт, 2010. - 264 с.
4. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года [Электронный ресурс] // URL : http://www.sportspravka.com/main.mhtml?Part=356&PubID=4981. - Дата обращения 20.05.2014.
5. Теория и методика физической культуры : учебник для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 "Физическая культура" и специальности 022300 - "Физическая культура и спорт" / под ред. Ю. Ф. Курамшина. -Москва : Советский спорт, 2010. - 464 с. : ил. - ISBN 978-5-9718-0431-4.
6. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-Ф3 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/12157560/. - Дата обращения 20.05.2014.
7. Филиппов, С. С. Спортивная федерация: управление, информация : монография / С.С. Филиппов, В.В. Ермилова. - СПб. : Изд-во Политехи. ун-та, 2008. - 172 с.
8. Филиппов, С.С. Менеджмент в профессиональном боксе : монография / С.С. Филиппов, С.И. Микаэлян. - СПб. : Изд-во «Олимп-СПб», 2011. - 176 с. - 176 с.
9. Филиппов, С.С. Менеджмент в сфере фитнес-услуг: организационно-правовой аспект / С.С. Филиппов, Н.И. Антонова, С.И. Смирнов. - М. : Советский спорт, 2014. - 258 с.
REFERENCES
1. Aronov, G.Z. (2008), Organizational and pedagogical management of business activity in the sphere of physical culture, publishing house "Olymp-SPb", St. Petersburg.
2. Pereverzin, I.I. (2004), Art of sports management, Soviet sports, Moscow.
3. Pochinkin, A.V. (2010), Management in physical culture and sport sphere: studies grant, Soviet sports, Moscow.
4. Strategy of development of physical culture and sport for the period until 2020 (2009), available at: http://www.sportspravka.com/main.mhtml? Part=356&PubID=4981.
5. Ed. Kuramshin, Yu.F. (2010), Theory and technique of physical culture, Soviet sports, Moscow.
6. The federal law of December 4, 2007 N 329-FZ "About physical culture and sport in the Russian Federation" (with changes and additions) (2007), available at: http://base.garant.ru/12157560/..
7. Filippov, S.S. and Yermilova V.V. (2008), Sports federation: management, information: monograph, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.
8. Filippov, S.S. and Mikaelyan, S.I. (2011), Management in professional boxing: monograph, publishing house "Olymp-SPb", St. Petersburg.
9. Filippov, S.S., Antonova, N. I. and Smirnov S.I. (2014), Management in the sphere of fitness services: organizational and legal aspect, Soviet sports, Moscow.
Контактная информация: prorektor_zao@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.05.2014.