ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА
УДК 796.011.3
DOI: 10.24411/2305-8404-2021-10201
ОСОБЕННОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Т.М. Бабик, А.Ф. Попова, Т.В. Борисова
Выявлены особенности аналитической деятельности в сфере спортивно-педагогического образования. Представлены результаты многолетнего анализа физкуль-турно-спортивной деятельности, осуществляемой организациями сферы физической культуры и спорта. Разработаны рекомендации по применению на практике методов аналитической деятельности.
Ключевые слова: стратегический анализ, опрос, спортивный менеджмент, организация, регион, аналитическая деятельность.
FEATURES OF ANALYTICAL ACTIVITY IN THE FIELD OF SPORTS AND PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE
Babik T.M., doctor of medical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture,
Popova A.F., doctor of pedagogical sciences, professor, [email protected], Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture,
Borisova T.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, tatyana b1979@ mail.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture
The features of analytical activity in the field of sports and pedagogical education are revealed. The results of long-term analysis of physical culture and sports activities carried out by organizations in the sphere of physical culture and sports are presented. Recommendations for practical application of methods of analytical activity have been developed.
Key words: strategic analysis, survey, sports management, organization, region, analytical activity.
Бабик Тарас Михайлович, д-р мед. наук, доц., [email protected], Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры,
Попова Александра Федоровна, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры, Борисова Татьяна Викторовна, канд. пед. наук, доц., tatyana [email protected], Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры
В современном мире физкуль-турно-спортивные организации предпринимательского типа занимают ведущие позиции в отраслевой экономике. Появившись в России сравнительно недавно (с исторических позиций), данные образования в сфере физической культуры и спорта (ФКиС) обнаружили довольно высокую динамику своего количественного роста. В условиях глобализации экономики и спорта этот процесс будет развиваться и дальше [3, 6, 9]. Однако вопрос о качественном развитии данных образований не является однозначным и
очевидным, поскольку все более актуализируются проблемы отчетности, стоимостной оценки ее прозрачности и достоверности (по аналогии с допинговой проблемой в спорте).
Отмеченное, прежде всего, связываем с появлением новых технологий, особенно Интернет. Наряду с позитивными тенденциями все более появляется необходимость (настоятельная потребность в реформировании процедуры) представления внешним пользователям финансовой информа -ции, а также и самих основ отчетности со стороны хозяйствующих субъек -тов, занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью, - бухгалтерского учета, аудита, так называемого «корпоративного» управления и регулирования, аналитической деятельности в системе менеджмента физ -культурно-спортивной организации.
Будущее отчетности здесь зависит от разработки и внедрения новых концепций и методов анализа, ориентированных на достижение делового успеха в сфере физкультурно-спортивной деятельности. Ответственность за это лежит на руководстве физкультурно-спортивных организаций и Советах директоров (если эти организации относятся к числу акционерных), а также менеджерах, отвечающих за анализ и эффективность производства и реализации товаров и услуг на рынке [4, 8].
Как показывает передовой опыт (как у нас в стране, так и за рубе -жом), аналитическая деятельность физкультурно-спортивной организации (ФСО) органически связана со средой спортивного менеджмента, его теорией и анализом спортивной индустрии. Причем эта деятельность имеет отношение к региональному аспекту сферы ФКиС национальной экономики [2, 7].
Результаты нашего исследования, прежде всего, связаны с выявлением особенностей аналитической деятельности спортивного менеджмента ФСО. Эти особенности были выявлены на примере данных организаций, расположенных на территории Южного Урала (Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Миасса, Озерска). Речь, в первую очередь, идет:
- о диагностике эффективного управления культурой ФСО;
- об анализе стратегии (ее оценка и принципы стратегического управления физкультурно-спортивной деятельностью);
- об особенностях управления персоналом, взаимосвязи лидерства и управления ФСО;
- об общей теории и практике руководства физкультурно-спортив-ной деятельностью;
- о системной оценке результативности управления (издержки и выгоды системы такой оценки);
- об оценке возможностей использования на практике концепции цепей продвижения в сфере ФКиС (оценка коммерческих выгод);
- об обосновании путей достижения эффективной безопасности жизнедеятельности ФСО (с учетом региональных особенностей данной жизнедеятельности).
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что бла -годаря аналитической деятельности создается более полное представление
о понятии «менеджмент», структуре и составе его функций (и прежде всего анализа физкультурно-спортивной деятельности), его связи с оценкой и диагностикой [7]. Эта деятельность органически связана также с пониманием ситуации как наиболее сложном умении видеть процесс физкультурно-спортивной деятельности в целом и определять взаимосвязь явлений. Благодаря этому качеству аналитик предвидит, как могут изменяться взаимоотношения в коллективе с позиций достижения делового успеха, эффективности и надежности физкультурно-спортивной деятельности на региональном уровне.
По своему содержанию аналитическая деятельность является прикладной. Опираясь на теорию познания, она повышает эффективность физкультурно-спортивной деятельности. На практике аналитиками применяются разные виды анализа (и прежде всего SWOT-анализ), в принципе отличающиеся друг от друга целями, методикой проведения, в основе которой лежат аналитические способности того, кто его осуществляет.
Эти способности, с позиций осуществляемой деятельности, опреде -ляются системой специальных знаний, связанной с исследованием, осуществляемых в сфере физкультурно-спортивной деятельности, процессов в их взаимосвязи, обоснованием бизнес-планов и оценкой их выполнения, выявлением факторов, влияющих на результаты физкультурно-спортивной деятельности, и количественным измерением их действий, определением неиспользованных внутриорганизационных резервов, принятием оптимальных управленческих решений.
В самом обобщенном виде речь идет о знании метода научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Особый акцент при этом делается на методической работе инструкторов спортивных школ разной направленности физкультурно-спортивной деятельности (в том числе и региональной специализации в сфере физической культуры и спорта).
Предметом аналитической деятельности являются хозяйственные процессы ФСО и конечные результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов (положительных и отрицательных), получающие отражение через систему экономической информации. Это может быть ценовой фактор или человеческий, в том числе умелое руководство физкультурно-спортивной организацией.
Аналитическая деятельность имеет связь не только с менеджментом (для которого она является важной функцией процесса управления производством и продажей товаров и спортивно -педагогических услуг), но и рядом других наук: бухгалтерским учетом (как основным поставщиком экономической информации), статистикой (что также связано с информацией), маркетингом (что связано с оценкой состояния рынка, конкурентной среды), математикой (во многом определяющей приемы анализа), аудитом
(проверкой платежеспособности и обоснованием операций, связанных с налоговым обложением и ведением физкультурно-спортивной деятельности) [1].
Объектами экономического анализа, лежащего в основе аналитической деятельности, являются не только ресурсы и результаты физкуль-турно-спортивной деятельности, но и непосредственно процесс управления ею. Именно поэтому в теории и практике речь идет об экономическом управленческом анализе. «Управленческий уровень отражает внутренние проблемы предприятия: размеры, стоимость и эффективность использова -ния ресурсов предприятия, изменение затрат, формирование центров про -изводства продукции, то есть все те моменты, от которых зависят финансовые результаты» [2].
Управленческий анализ в рамках физкультурно-спортивной деятельности является, однако, более широким. Одним из его видов может быть, например, «трансакционный анализ личности и собственности» [1]. Речь в данном случае идет о применении методов психоанализа личности к анализу собственности. Основанием такого применения методов психо-анализа является наличие глубинной связи между психологическими осо -бенностями личности лидера ФСО и той структурой собственности, кото -рая создается им в результате физкультурно-спортивной деятельности, сопровождаемой острой конкурентной борьбой, в том числе по поводу той же коллективной собственности.
«Такой подход не выдвигался ни в отечественной, ни в зарубежной экономической теории и может быть причислен к тому широкому направлению экономической теории, которое занимается человеческим фактором в экономике» [1].
Кроме управленческого, следует различать и финансовый анализ физкультурно-спортивной деятельности [5]. Он включает в себя оценку использования капитала, эффективности инвестиционной деятельности, рыночной устойчивости (анализ ликвидности, платежеспособности, рейтинговая оценка финансового состояния).
Эффективность аналитической работы повышает применение Интернет-ресурсов. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа, более полного охвата факторов, влияющих на результаты физкультурно-спортивной деятельности, постановки и решения новых многомерных задач экономического анализа.
Интернет-технологии становятся неотъемлемой частью рабочего места аналитика, труд приобретает характер автоматизированного (особенно если речь идет о наличии АРМ-аналитика) [4]. При этом комплекс программных средств представляется в виде программного приложения к типовой методике анализа физкультурно-спортивной деятельности (в том числе и методической работы на региональном уровне с привлечением ресурсов соответствующих учебных заведений).
В процессе нашего исследования, совместно с ППС кафедры управления физической культурой, был проведен опрос специалистов в области ФКиС национальной экономики. В число опрошенных вошли студенты-заочники старших курсов Уральского государственного университета физической культуры, а также некоторые работники данного вуза, имеющие непосредственное отношение к теме исследования и практической деятельности в области физической культуры и спорта.
Результат опроса относительно динамики развития ФКиС в регионе представлен в таблице. Приведены данные по десяти вопросам за 1997, 2010 и 2019 годы. Использовались материалы исследований (за 1997 и 2010 годы), полученные по данной тематике, А.Ф. Поповой и ее учениками.
Результаты опроса специалистов в области ФКиС (региональный аспект)
Вопрос Варианты ответа Ответ опрошенных специалистов, чел.
1997 г. 2010 г. 2019 г.
1. Увеличивается или уменьшается количество людей, регулярно занимающихся ФКиС? Увеличивается 27 75 81
Остается на прежнем уровне 29 21 15
Уменьшается 44 4 4
2. Изменяются (и как) условия развития физической культуры, массового спорта? Улучшаются 30 75 55
Не изменяются 36 7 6
Ухудшаются 34 18 39
3. Удовлетворены ли Вы состоянием дел в сфере ФКиС? Да 1 2 9
Скорее да, чем нет 48 52 72
Нет 51 45 19
4. Удовлетворяет ли Вас сложившаяся в России система управления физкультурно-спортивной сферой? Да 17 19 3
Скорее да, чем нет 11 21 28
Нет 72 60 69
5. Испытываете ли Вы трудности с подбором кадров? Да 53 71 73
Скорее да, чем нет 35 20 4
Нет 12 9 13
6. Как бы Вы оценили соотношение спроса и предложения на занятия спортивно-оздоровительной деятельностью? Скорее выше предложение 30 64 10
Они взаимоуравновешены 32 29 84
Прежде выше спрос 38 7 6
7. Удовлетворены ли Вы государственной политикой в области ФКиС? Да 4 7 9
Скорее да, чем нет 30 61 51
Нет 66 32 40
8. Улучшилось или ухудшилось управление физкультурно-спор-тивной сферой страны? Явно улучшилось 11 11 8
Изменений не вижу 64 77 82
Явно ухудшилось 23 12 10
Окончание
Вопрос Варианты ответа Ответ опрошенных специалистов, чел.
1997 г. 2010 г. 2019 г.
9. Следует ли усилить регулирующую роль государства в сфере ФКиС? Да 81 91 87
Нет 8 2 9
Затрудняюсь ответить 11 7 4
10. Удовлетворяет ли Вас существующая в сфере ФКиС нормативно-правовая база? Да 0 1 3
Скорее да, чем нет 21 39 71
Нет 79 70 26
Опрос 2019 г. выходил за рамки материала, представленного в таблице. Речь идет о следующих дополнительных вопросах и ответах на них.
1. Что, на Ваш взгляд, сегодня является наиболее важным для улучшения развития ФКиС?
Ответы на этот вопрос приведены по степени важности, определяемой опрошенными нами специалистами:
- предоставление финансовых льгот;
- усиление пропаганды ФКиС;
- улучшение финансирования;
- разработка и реализация федеральных и региональных программ;
- коммерционализация;
- улучшение работы спортивных сооружений;
- усиление работы системы госорганов по ФКиС;
- улучшение постановки ФКиС по месту работы;
- улучшение подготовки и переподготовки кадров по ФКиС.
2. Учитывая реальные потребности региона в физкультурно-спор-тивных кадрах, скажите, каких специалистов сегодня необходимо готовить больше?
Приведены наиболее распространенные ответы:
- специалистов по работе с инвалидами;
- специалистов по работе с детьми;
- тренеров по видам спорта;
- специалистов для оздоровительно-профилактической работы;
- учителей для школ и средних учебных заведений.
3. От чьих действий сегодня в первую очередь зависит развитие физической культуры и массового спорта?
Наиболее часто встречающиеся ответы опрошенных нами специа -листов:
- Правительства РФ;
- Госдумы и Совета Федераций;
- министерства и ведомства РФ;
- федеральных общественных спорторганизаций;
- региональной правительственной власти.
4. Удовлетворены ли Вы в целом тем, как сегодня в регионе исполь -зуются возможности ФКиС для профилактики наркомании?
Самый распространенный ответ - скорее неудовлетворен, следующий ответ - совершенно неудовлетворен (далее следуют - скорее удовлетворен, полностью удовлетворен).
5. Какие направления в сфере ФКиС сегодня следует стимулировать и развивать в первую очередь?
Ответы по данному вопросу по степени важности следующие:
- стимулировать и развивать все направления в равной мере;
- подготовку спортивного резерва;
- массовый спорт.
6. На каких группах населения (имеется в виду с позиций развития ФКиС) следует сосредоточить внимание и усилия в ближайшей перспективе?
Ответы по данному вопросу следующие: школьники, учащиеся средних учебных заведений, студенты, дошкольники, пенсионеры, инвалиды.
7. Кто сегодня, кроме государственных органов управления, проявляет реальную заботу об улучшении оздоровительной работы, развитии массового спорта в регионе?
Ответы на данный вопрос следующие: спортклубы, федерации по видам спорта, добровольные спортивные общества, молодежные организации, предприниматели, руководство предприятий.
8. Не опасаетесь ли Вы, что развитие спортивного движения все в большей мере зависит от «внешних» решений (международных организа -ций)?
Два ответа на этот вопрос выделяются среди других, а именно: нет, не опасаюсь (это нормальный процесс); опасения разделяю, но они пока не имеют серьезного значения.
Таковы ответы на поставленные в свое время вопросы сотрудни -ками ВНИИФК (С.Д. Неверкович, Ю.В. Окуньков и др.). При нашем уча -стии они были заданы на региональном уровне. Отвечали на них в основ -ном специалисты, работающие в Челябинской области, а в более широком плане - Уральском Федеральном округе.
Представленный выше материал важен с позиций реализации федеральных целевых программ, а также разработки целевых программ на уровне регионов (если речь идет о так называемых «точках роста»). Осо -бую значимость при этом имеют следующие направления НИР (в рамках разработки данных программ):
- формирование физической культуры и здорового образа жизни;
- человек в экстремальных условиях двигательной деятельности;
- организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы ФКиС;
- теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
- спорт как специфическая среда жизнедеятельности и формирова -ния конкурентоспособной личности;
- инновационная направленность развития сферы ФКиС (по сути, речь идет об управлении знаниями, о деловом (профессиональном) успехе в данной сфере национальной экономики).
Заключение.
1. Аналитическая деятельность имеет отношение к характеристике положительных и отрицательных сторон физкультурно-спортивной деятельности за отчетный период (в рамках SWOT- и COPS-анализа). Аналитиком раскрываются объективные и субъективные (внутренние) факторы, влияющие на конечные результаты физкультурно-спортивной деятельности, а также предлагаются мероприятия по ликвидации выявленных недос -татков, особенно если речь идет о деятельности инструктора спортивной школы, его методической работе.
В процессе оформления результатов исследования возможна бес -текстовая форма представления результатов аналитической деятельности. Она представима в виде типовых аналитических таблиц и графиков. Бла -годаря этому возможна систематизация материала (его обобщение). Такой подход рассчитан на топ-менеджеров и ФСО, способных систематизировать информацию и принимать эффективные управленческие решения в системе «инструктор - ученик» или других системах, характеризующих физкультурно-спортивную деятельность.
2. Организационная форма аналитической деятельности в системе менеджмента ФСО зависит от ее размера, состава персонала и уровня управления. В рамках крупных организаций создаются аналитические службы, на средних и мелких задействуются работники бухгалтерских и иных служб, а в рамках системы менеджмента ФСО в большей или меньшей степени анализом занимается весь персонал, обеспечивая тем самым деловой успех.
Разовые аналитические исследования, связанные с инновационной деятельностью, могут осуществляться силами консультационных и ауди -торских организаций. Однако особую важность в этом плане имеет фаси-литация организационного культуростроения, решающая задачи стратеги -ческого развития, доверительности отношений и обеспечения эффективно -сти и надежности физкультурно-спортивной деятельности.
3. Аналитическая деятельность, как показано в работе, является научной базой принятия управленческих решений в системе менеджмента ФСО. С этой целью необходимо выявить (а затем и прогнозировать) проблемы и риски, их влияние на конечные результаты физкультурно-спор-тивной деятельности. Поэтому овладение современными методиками
управленческого экономического анализа (их развитием и совершенство -ванием) является составной частью профессиональной подготовки спор -тивных менеджеров.
Аналитическая деятельность является областью знаний, которая определяется не только наличием соответствующей информационной базы, но и определенных когнитивных возможностей у тех, кто ею занимается. По большому счету - это научный способ познания сущности физ-культурно-спортивной деятельности и достижения делового успеха, что связано с изучением характера действия этих законов, их влияния на физ-культурно-спортивную деятельность, научным обоснованием всех видов планов ФСО, контролем за рациональным использованием ресурсов и «мягких» факторов физкультурно-спортивной деятельности, разработкой рекомендаций по использованию выявленных резервов. Именно все эти вопросы и находились в центре внимания нашего исследования.
4. Основой аналитической деятельности является управленческий экономический анализ. Его конечная цель - предоставление информации заинтересованным лицам для принятия (прежде всего) стратегических решений, выбора стратегий делового успеха. Речь идет об анализе внеш -ней и внутренней среды ФСО, организационной и бизнес-диагностике с позиций переоценки или недооценки своего потенциала и конкурентов на рынке физкультурно-спортивных товаров и услуг. Благодаря этому должны быть приняты решения о целенаправленных изменениях и реинжиниринге физкультурно-спортивной деятельности. Фасилитация при этом (как показано нами в исследовании) лежит в основе аналитической деятельности.
5. Аналитическую деятельность в системе спортивного менеджмента мы связываем также с трансактным анализом - методом исследования взаимоотношений в коллективе ФСО (и за ее пределами) с позиций доверительности, лидерства и достижения делового успеха. Как показано в исследовании, речь идет об психоаналитически ориентированном направлении деятельности, которая включает структурный анализ и анализ общения личности спортивного менеджера во всей своей полноте и уникальности опыта социализации. Отмеченное, прежде всего, касается оценки возможностей развития высшего «Я» и индивидуального стиля деятельности инструктора (тренера, педагога) спортивной школы или любой иной физкультурно-спортивной организации.
6. Современный подход к оценке аналитической деятельности в системе менеджмента ФСО предполагает переход от квалификационной модели к модели индивидуального стиля профессиональной деятельности, органически связанной с лидерством и имиджем аналитика, его способностью решать задачи различной степени сложности при достижении жесткой привязанности к объекту и месту своей трудовой деятельности. От него требуется не только высокий профессионализм, но и многообразие
сложных навыков, богатый набор достаточно развитых дополнительных способностей и навыков, определяемых понятием «методология аналити -ческой деятельности».
7. Успех многих физкультурно-спортивных организаций предпринимательского типа во многом определяется наличием исследовательских подразделений, занимающихся аналитической деятельностью. Проводимые в их рамках исследования направлены на реализацию целей, связанных с увеличением прибыли, расширением рынков сбыта и укреплением имиджа ФСО (ее товаров, услуг и брендов).
8. Подчеркнем также мысль о том, что самосовершенствование подразумевает личностные изменения, возникновение иных взглядов, новых ощущений и представлений о путях достижения делового успеха. Эти изменения личности спортивного менеджера и являются развитием высшего «Я», примирением со своими недостатками, радостью от наличия новых действий, ожиданий и достоинств, определяющих высокий уровень управленческих компетенций в сфере физкультурно-спортивной деятельности.
Список литературы
1. Бабик Т.М., Попова А.Ф. Аналитическая деятельность в системе менеджмента физкультурно-спортивной организации: монография. Челябинск: УралГУФК, 2018. 216 с.
2. Культура экономического анализа предпринимательской дея-тельности / А.Н. Попова [и др.]. Челябинск: Фрегат, 2005. 104 с.
3. Неверкович С.Д., Попова А.А. Организационное развитие физ-культурно-спортивной деятельности: методологические основы исследования // Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта: материалы Междунар. науч.-практ. конгресса, посвящ. 100-летию ГЦОЛИФК. М.: Изд-во РГУФКСМТ, 2018. С. 237-240.
4. Неверкович С.Д., Попова А.А. Развитие спорта в России: институциональный подход // Вестник спортивной науки. 2013. № 6. С. 13-18.
5. Пономарев В.В., Сидоров Л.К., Шубин Д.А. Управленческая деятельность в сфере физической культуры и спорта в Красноярском крае: со -стояние и перспективы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020. № 1. С. 71-73.
6. Попова А.А. Управление знаниями в педагогике спорта. Челябинск: УралГУФК, 2019. 200 с.
7. Попова А.Ф., Попов А.Н., Жильцов М.Б. Концептуальное представление адаптивного физического воспитания // Актуальные проблемы спортивной подготовки, оздоровительной физической культуры, рекреации и туризма. Адаптивная физическая культура и медицинская реабилитация: инновации и перспективы развития. Челябинск: УралГУФК, 2020. С. 362-366.
8. Середа А.Ю. Компетентность в спортивном менеджменте (Sport management competencies) // Студенческая наука - физической культуре и спорту: тез. докл. открыт. Регионал. межвуз. науч. конф. молодых ученых с междунар. участием «Человек в мире спорта». Санкт-Петербург: Изд-во НГУФКСЗ им. П.Ф. Лесгафта, 2010. С. 121-122.
9. Шульмин С.А., Попов А.Н. Методологические основы спортивного менеджмента: культуростроительный аспект // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 5. С. 121-131.
References
1. Babik T.M., Popova A.F. Analiticheskaya deyatel'nost' v sisteme menedzhmenta fizkul'turno-sportivnoj organizacii [Analytical activity in the management system of a physical culture and sports organization]: monograph. Chelyabinsk: UralSUPC, 2018. 216 p.
2. Kul'tura ekonomicheskogo analiza predprinimatel'skoj deyatel'nosti [Culture of economic analysis of entrepreneurial activity] / A.N. Popova [et al.]. Chelyabinsk: Fregat, 2005. 104 p.
3. Neverkovich S.D., Popova A.A. Organizacionnoe razvitie fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti: metodologicheskie osnovy issledovaniya [Organizational development of physical culture and sports activity: methodological foundations of the research] // Scientific and pedagogical schools in the field of physical culture and sports: materials of the Intern. scientific-practical congress, dedicated. 100th anniversary of GTSOLIFK. M.: Publishing house of RGUFKSMT, 2018. P. 237-240.
4. Neverkovich S.D., Popova A.A. Razvitie sporta v Rossii: institucional'nyj podhod [The development of sports in Russia: an institutional approach] // Vestnik sportivnoj nauki [Bulletin of sports science]. 2013. No. 6. P. 13-18.
5. Ponomarev V.V., Sidorov L.K., Shubin D.A. Upravlencheskaya deyatel'nost' v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta v Krasnoyarskom krae: sostoyanie i perspektivy [Management activity in the field of physical culture and sports in the Krasnoyarsk Territory: state and prospects] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2020. No. 1. P. 71-73.
6. Popova A.A. Upravlenie znaniyami v pedagogike sporta [Knowledge management in sports pedagogy]. Chelyabinsk: UralSUPC, 2019. 200 p.
7. Popova A.F., Popov A.N., Zhil'cov M.B. Konceptual'noe predstavlenie adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya [Conceptual representation of adaptive physical education] // Actual problems of sports training, health-improving physical culture, recreation and tourism. Adaptive physical education and medical rehabilitation: innovations and development prospects. Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture, 2020. P. 362366.
8. Sereda A.Yu. Kompetentnost' v sportivnom menedzhmente (Sport management competencies) [Competence in sports management (Sport management competencies)] // Student science - physical culture and sports: abstracts. report open. Regional. interuniversity. scientific. conf. young scientists from the international participation of "Man in the world of sports". St. Petersburg: Publishing house of NGUFKSZ im. P.F. Lesgafta, 2010. P. 121-122.
9. Shul'min S.A., Popov A.N. Metodologicheskie osnovy sportivnogo menedzhmenta: kul'turostroitel'nyj aspect [Methodological foundations of sports management: culture-building aspect] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport]. 2020. Issue 5. P. 121-131.