Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННОЕ КУЛЬТУРОСТРОЕНИЕ В СИСТЕМЕ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА: ЛИДЕРСКИЙ ПОДХОД'

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ КУЛЬТУРОСТРОЕНИЕ В СИСТЕМЕ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА: ЛИДЕРСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивный менеджмент / культуростроение / лидерство / организационная культура / социокультурное мышление / конкурентоспособность / инновационное развитие / sports management / culture-building / leadership / organizational culture / socio-cultural thinking / competitiveness / innovative development

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шульмин Сергей Алексеевич, Попов Александр Николаевич, Попова Анастасия Александровна

Обоснован алгоритм исследования проблемы организационного культуро-строения в системе спортивного менеджмента. Даны рекомендации по концептуали-зации деятельности руководителя-лидера физкультурно-спортивной организации по управлению организационным культуростроением. Предложена схема формирования ценностей организационной культуры и роли в этом процессе лидеров данной органи-зации, ответственных за инновационный и предпринимательский менеджмент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шульмин Сергей Алексеевич, Попов Александр Николаевич, Попова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL CULTURAL DEVELOPMENT IN THE SYSTEM SPORTS MANAGEMENT: LEADERSHIP APPROACH

The algorithm of research of the problem of organizational culture-building in the system of sports management has been substantiated. Recommendations are given on the conceptu-alization of the activities of the leader-leader of the physical culture and sports organization in the management of organizational culture-building. A scheme for the formation of the values of organizational culture and the role in this process of the leaders of this organization responsible for innovative and entrepreneurial management is proposed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ КУЛЬТУРОСТРОЕНИЕ В СИСТЕМЕ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА: ЛИДЕРСКИЙ ПОДХОД»

УДК 796.071.4 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11220

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ КУЛЬТУРОСТРОЕНИЕ В СИСТЕМЕ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА: ЛИДЕРСКИЙ ПОДХОД

С.А. Шульмин, А.Н. Попов, А.А. Попова

Обоснован алгоритм исследования проблемы организационного культуро-строения в системе спортивного менеджмента. Даны рекомендации по концептуализации деятельности руководителя-лидера физкультурно-спортивной организации по управлению организационным культуростроением. Предложена схема формирования ценностей организационной культуры и роли в этом процессе лидеров данной организации, ответственных за инновационный и предпринимательский менеджмент.

Ключевые слова: спортивный менеджмент, культуростроение, лидерство, организационная культура, социокультурное мышление, конкурентоспособность, инновационное развитие.

ORGANIZATIONAL CULTURAL DEVELOPMENT IN THE SYSTEM SPORTS MANAGEMENT: LEADERSHIP APPROACH

Shulmin S.A., candidate of economic sciences, associate professor, SAShulmin@ yandex.ru, Russia, Tula, Tula Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Popov A.N., doctor of economic sciences, professor, timpmchair@uralgufk.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture,

Popova A.A., candidate of pedagogical sciences, senior research officer, popova.niios@ yandex.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture, Scientific Research Institute of Olympic Sports

The algorithm of research of the problem of organizational culture-building in the system of sports management has been substantiated. Recommendations are given on the conceptualization of the activities of the leader-leader of the physical culture and sports organization in the management of organizational culture-building. A scheme for the formation of the values of organizational culture and the role in this process of the leaders of this organization responsible for innovative and entrepreneurial management is proposed.

Key words: sports management, culture-building, leadership, organizational culture, socio-cultural thinking, competitiveness, innovative development.

Шульмин Сергей Алексеевич, канд. экон. наук, доц., SAShulmin@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова,

Попов Александр Николаевич, д-р экон. наук, проф., timpm-chair@uralgufk.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры,

Попова Анастасия Александровна, канд. пед. наук, старший научный сотрудник, popova.niios@ yandex.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры, Научно-исследовательский институт Олимпийского спорта

В данном исследовании актуализируется проблема качества управления физкультурно-спортивной организацией (ФСО). Успехи ее решения справедливо связываются многими исследователями с организационным культуростроением (как одного из элементов управления, его эффективного метода). Особую роль при этом играют «обобщающие» (теоретические) модели М. Армстронга, О. Вихан-ского, И. Грошева, К. Камерона, Р. Ку-инна, В. Козлова, А. Наумова, В. Спивака и др.

В некоторых из них справедливо акцент делается на разработке механиз-

мов управления организационным культуростроением (ОК): ценностно-ориентированным (или нормативным) описанием культурных компонентов физкультурно-спортивной организации, процессно-ориентированным, представляющим собой формализацию

организационно-управленческих процедур по осуществлению целенаправленного воздействия на ОК [7].

По сути, речь идет о двух моделях управления организационной культурой - ценностной и процессной. Лидерский подход к их реализации на практике, как показано в нашем исследовании, играет исключительно важную роль в совершенствовании системы спортивного менеджмента на микроуровне (уровне хозяйствующего субъекта сферы физической культуры и спорта (ФКиС) национальной экономики).

Рассматривая степень исследованности рассматриваемой проблемы, следует отметить, что многие специалисты в сфере педагогики спорта при -знают мощное влияние ОК на деловой успех ФСО. Обусловлено это спецификой явления (или феномена) «культуры в организации», ее влиянием на управленческие (и прежде всего психологические) процессы как внутри, так и за ее пределами. Однако все это носит достаточно абстрактный характер без лидерского подхода к управлению физкультурно-спортивной деятельностью, основанного на восприятии персонала (как носителя не только деловой, но и организационной культуры) и реализации, в связи с этим адекватной кадровой политики. Подчеркивая отмеченное, Ф. Селзник справедливо полагает, что руководитель-лидер должен владеть искусством создания организации, перестройки человеческого и технического материала, чтобы сформировать организм, который бы воплощал в себе новые и вечные ценности. Он должен быть «лидером реорганизации», создателем надежной команды, способным добиваться успеха как в ближайшей, так и отдаленной перспективе (П. Друкер).

Подчеркнем также, что в соответствии с лидерским подходом основным принципом ОК должно быть соответствие ее всем элементам системы спортивного менеджмента. При этом следует учитывать инертность организационной культуры по сравнению с данными элементами. Поэтому действия по изменению ОК должны опережать все остальные преобразования, намеченные руководителем-лидером ФСО. Более того, алгоритм ОК определяется не только созданием комплекса ценностей, отражающих специфику ФСО и положительно влияющих на конкурентность и деловой успех, но также изменением стиля руководства, обучения персонала (исходя из наличия инерции мышления и стереотипов поведе -ния), кадровой политики (набор новых членов ФСО, и прежде всего спортивных менеджеров).

Результаты исследования. Алгоритмически их можно представить следующим образом (рис. 1). Приведено три блока: 1) понимание феномена ОК в системе спортивного менеджмента; 2) оценка влияния ОК на современное состояние и совершенствование спортивного менеджмента в сфере ФКиС национальной экономики; 3) системный анализ современных тенденций и особенностей ОК в системе спортивного менеджмента.

Рис. 1. Алгоритм социокультурного мышления руководителя-лидера физкультурно-спортивной организации

Изучая понимание феномена ОК, нельзя обойти теоретические основы данного вопроса с позиций системы спортивного менеджмента современной ФСО. Особую важность при этом имеет оценка роли лидерства в организационном культуростроении.

Дело в том, что данная физкультурно-спортивная организация создается лидерами (руководителями, менеджерами). Это представляется в виде участия в разработке стратегических планов, умении оценивать изменения внешней среды (и соответственно реагировать на них) и стремлении к организационному культуростроению, органически связанному с конкурентной и инновационной деятельностью. В этом плане важны вопросы внешней адаптации и внутренней интеграции участников физкультурно-спортивной деятельности.

Другими словами, организационное культуростроение связано с ценностными ориентирами, важными с позиций отмеченного. Особую роль при этом играет доверительность отношений и правила поведения, соответствующие определенному уровню (типу) ОК. В этом плане нельзя не согласиться с тем, что организационная культура есть самый «мягкий» материал из всех, которые существуют [4]. Но он становится «жестким» в условиях, которые определяются конкретизацией функций культуры, играющих роль факторов физкультурно-спортивной деятельности на преуспевающих ФСО.

Таким образом, с позиций организационного культуростроения важно следующее: воспроизводство лучших образцов ОК, продуцирование новых ценностей и их накопление, оценка действий (позитивных и негативных), регламентация и регулирование этих действий [1]. Это также познавательная, смыслообразующая коммуникационная и реактивная функции, последняя из них означает восстановление духовных сил работников в случае высокого нравственного потенциала ОК и их причастности к ней и разделению ее ценностей. Можно также назвать более значимые для ФСО ценности (децентрализацию, творчество, саморазвитие, а также систему вознаграждения, кадровую политику и стиль руководства с позиций лидерства).

Суть последнего (в рамках ФСО) состоит в возможности глубокого исследования изменений во внешней среде и нахождении способов адап -тации к ней средствами организационного культуростроения. Особую роль при этом играет формирование ценностей ОК, способствующих инновационному развитию, определяющему конкурентоспособность конкретного хозяйствующего субъекта (рис. 2). ОК в данном случае определяется системой ценностей, разделяемых большинством членов ФСО, являясь при этом мощным интегративным и мотивационным фактором в реализации инновационных планов физкультурно-спортивной организации.

| ОС

Фундаментальные черты физкультурно-спортивной организации

1

Система менеджмента данной организации

Стиль поведения персонала

1

Личностный подход к определению (оценке значимости) ценностей организационной культуры

1

Ценностный подход к организационному культуростроению

| ОС

Рис. 2. Схема формирования ценностей организационной культуры

Лидерство в нашем понимании органически связано с руководством ФСО, которое находится на границе между ФСО и внешней средой. Кроме того, они ответственны за внутриорганизационную интеграцию, а также за управление всеми фазами процесса изменений в сфере организационного культуростроения.

С позиций выявления критических проблем организациого культуростроения важную роль играет SWOT- и COPS-анализ. Результатом такого совместного анализа являются практические рекомендации по раз -работке инновационных стратегий и внутриорганизационного сотрудничества персонала по обеспечению конкурентоспособности [3].

Отмеченное полностью соответствует представлению П. Вейла относительно лидерства и делового успеха в сфере спортивного менеджмента. Культура управления, в соответствии с его точкой зрения, определяется системой отношений, действий и артефактов, которые выдержи -вают испытания временем и формируют у членов данного культурного сообщества довольно «уникальную общую психологию». Именно это по -ложение и определяет суть организационного культуростроения [6].

Назовем основные теории лидерства, имеющие отношение к орга -низационному культуростроению в системе спортивного менеджмента (рис. 3). Их объединяют между собой глобальное и стратегическое мыш -ление руководителя ФСО (а в более широком плане - представителей «агентского центра»).

Рис. 3. Основные теории лидерства и их связь между собой

Специалисты называют систему качеств руководителя-лидера ФСО. Среди них личностные особенности, процесс взаимодействия с работником физкультурно-спортивной организации, отношения с внешней средой по линии обеспечения конкурентности и др. Все эти и другие качества, как показало наше исследование, важны с позиций выявления особенностей субъекта управления. Имеются в виду: целеполагание в сфере организационного культуростроения, содержание предполагаемой деятельности, непосредственное управление организационным культуростроением.

Концептуальная схема отмеченного представлена на рис. 4. Вслед за целеполаганием здесь выделен субъект управления ОК, включая агентский центр ФСО и руководителей-лидеров ФСО. Горизонт их видения равен 3-5 и 10-12 годам соответственно [5].

Перспективное управление конкурентоспособностью физкуль -турно-спортивной организации включает в свой состав три вида менеджмента, имеющего отношение к трем видам стратегий: антибюрократиче -ской, антикризисной и стратегии ликвидаций слабых звеньев (организаци -онному культуростроению).

Руководитель-лидер играет двойственную роль в этом строении. Во-первых, он творческий руководитель и, во-вторых, социальный архитектор. Он должен «разглядеть раньше других необходимость перемен и определить их суть; осуществить реорганизацию путем воздействия на психику сотрудников. Осознание ими необходимости перемен, формирование их позитивного отношения к предстоящим изменениям, мобилизация и рекрутирование единомышленников, нейтрализация противников, закрепление изменений» [8].

Рис. 4. Концептуализация деятельности по управлению организационным культуростроением:

ОС — обратная связь, определяемая наличием ценностно-ориентированного и процессно-ориентированного механизмов управления ОК

Говоря иначе, речь идет о создании системы ценностей для персо -нала ФСО по критерию соответствия ее перспективным целям (с учетом антикризисной и антибюрократической стратегии). Деловой успех при этом обеспечивается «общественным кругозором» лидера ФСО, его сис -темным и организационным видением осуществляемой ФСО деятельно -сти.

Заключение.

1. Оценка эффективности управления организационной культурой (и оценка соответствующего эффекта от ОК) представляет собой малораз -работанную проблему. Особую значимость при этом играют возможности конкурентоспособности и инновационного развития ФСО.

2. Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод о том, что ОК в системе спортивного менеджмента ФСО должна быть поднята на качественно новый уровень. Это с позиций лидерского подхода означает: выбор стратегических решений, связанный с дешифров -кой и изменением организационной культуры, формирование ее концепции и политики межкультурной коммуникации.

3. Результаты исследования актуализируют вопросы поведенче -ского аспекта ОК и развития (с этой целью) культуростроительного менеджмента. Поведение лидеров при этом также заслуживает особого внимания с позиций личностной формализации и менеджерского окруже -ния в условиях осуществления физкультурно-спортивной деятельности.

4. Ценностная модель ОК отражает динамику культурных комплексов и культурного пространства ФСО в целом. Благодаря ее реализации на практике формируется база для разработки ценностно-ориентированного механизма управления организационной культурой, а также глубже прояв -ляются закономерности социокультурных изменений, происходящих в рамках физкультурно-спортивной деятельности.

5. Как целостное явление организационная культура выполняет определенные функции по отношению к данной деятельности (ее эффективности). В этом плане она рассматривается как система, в которой изме -нение одних элементов влечет за собой изменение других (именно это ее полифункциональное свойство представляет собой определенный меха -низм, способствующий деловому успеху ФСО как в ближайшей, так и отдаленной перспективе).

6. Исследуя институциональную природу организационной культуры, приходим к мнению о том, что речь идет о гибкой ее структуре, изменяющейся под влиянием внутренних и внешних факторов, каждый из которых по-своему коррелирует с процессом инновационного развития ФСО.

7. Исходя из лидерского подхода к возможности управлять организационной культурой, можно сделать вывод о возможности ОК в системе спортивного менеджмента. Целенаправленная деятельность в этом направлении возможна в той степени, насколько субъект управления в состоянии выделить причинно-следственные связи между элементами культуры и результатами ее влияния на физкультурно-спортивную деятельность.

Список литературы

1. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 1999. 472 с.

2. Попов А.Н. Инструментарий культуростроительного менеджмента. Челябинск: УралГУФК, 2007. 208 с.

3. Попова А.Ф. Культуростроительный менеджмент физкультурно -спортивной организации: подходы, процессы. Челябинск: УралГУФК, 2014. 382 с.

4. Рюттингер Р. Культура предпринимательства / пер. с англ. М.: Экономика, 1992. 240 с.

5. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. 335 с.

6. Шульмин С.А. Формирование культуры управления организацией предпринимательского типа. Челябинск: УралГУФК, 2019. 180 с.

7. Шульмин С.А., Попов А.Н. Методологические основы спортивного менеджмента: культуростроительный аспект // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 5. С. 121-131.

8. Экономическая психология / под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Пи -тер, 2000. 286 с.

References

1. Krasovskij Yu.D. Organizacionnoe povedenie [Organizational behavior]. M.: UN-ITI, 1999. 472 p.

2. Popov A.N. Instrumentarij kul'turostroitel'nogo menedzhmenta [Toolkit for cultural management]. Chelyabinsk: UralGUFK, 2007. 208 p.

3. Popova A.F. Kul'turostroitel'nyj menedzhment fizkul'turno-sportivnoj organizacii: podhody, processy [Cultural-constructive management of a physical-sports organization: approaches, processes]. Chelyabinsk: UralGUFK, 2014. 382 p.

4. Ryuttinger R. Kul'tura predprinimatel'stva [Culture of entrepreneurship]/ per. from English. M.: Economics, 1992. 240 p.

5. Shejn E. Organizacionnaya kul'tura i liderstvo [Organizational culture and leadership] / per. from English. SPb.: Peter, 2002. 335 p.

6. Shul'min S.A. Formirovanie kul'tury upravleniya organizaciej predprinima-tel'skogo tipa [Formation of a culture of management of an enterprise-type organization]. Chelyabinsk: UralSUPC, 2019. 180 p.

7. Shul'min S.A., Popov A.N. Metodologicheskie osnovy sportivnogo me-nedzhmenta: kul'turostroitel'nyj aspect [Methodological foundations of sports management: culture-building aspec] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2020. Issue 5. P. 121-131.

8. Ekonomicheskaya psihologiya [Economic psychology] / ed. I.V. Andreeva. SPb.: Peter, 2000. 286 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.