Научная статья на тему 'О ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ОБРАЗОВАНИЯ, КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА И ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ОБРАЗОВАНИЯ, КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА И ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
516
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ / МАССОВЫЙ СПОРТ / СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самсонов И.И., Клецов К.Г.

В статье авторами рассматриваются вопросы, связанные с предлагаемым подходом гармонизации законодательства в области физической культуры и спорта и об образовании, основанном на принципах соподчинения спортивной подготовки дополнительному образованию (возвращению к «старой» технологии подготовки). Авторы, используя футуристический подход, предлагают иной путь к гармонизации законодательства, основанный на принципах партнерской модели по разграничению полномочий, ответственности и внедрению «старой» (дополнительное образование) и «новой» технологии (спортивной подготовки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Самсонов И.И., Клецов К.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT HARMONIZATION OF LEGISLATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL EDUCATION, SPORT AND EDUCATION, THE CONCEPT OF SPORT RESERVE PREPARATION AND CHILDREN-YOUTH SPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The authors of the article address issues related to the proposed approach of harmonization of legislation in the field of physical education and sports and on education based on the principles of subordination of sports training to additional education (return to “old” training technology). The authors, using a futuristic approach, propose a different approach to harmonization of legislation, based on the principles of the partnership model on delineation of powers, responsibility, the introduction of “old” (additional education) and “new” technology (sports training).

Текст научной работы на тему «О ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ОБРАЗОВАНИЯ, КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА И ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

О ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ОБРАЗОВАНИЯ, КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА И ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И.И. САМСОНОВ, ЦСП СК, г. Барнаул, Алтайский край, Россия;

К.Г. КЛЕЦОВ, РГУФКСМиТ, г. Москва

Аннотация

В статье авторами рассматриваются вопросы, связанные с предлагаемым подходом гармонизации законодательства в области физической культуры и спорта и об образовании, основанном на принципах соподчинения спортивной подготовки дополнительному образованию (возвращению к «старой» технологии подготовки). Авторы, используя футуристический подход, предлагают иной путь к гармонизации законодательства, основанный на принципах партнерской модели по разграничению полномочий, ответственности и внедрению «старой» (дополнительное

образование) и «новой» технологии (спортивной подготовки).

Ключевые слова: гармонизация законодательства, спортивная подготовка, дополнительное образование, физическая культура, детско-юношеский спорт, массовый спорт, спорт высших достижений, спортивный резерв.

ABOUT HARMONIZATION OF LEGISLATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL EDUCATION, SPORT AND EDUCATION, THE CONCEPT OF SPORT RESERVE PREPARATION AND CHILDREN-YOUTH SPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION

I.I. SAMSONOV, STC NT, Barnaul city, Altay Kray, Russia; K.G. KLETSOV, RSUPCSY&T, Moscow city

Abstract

The authors of the article address issues related to the proposed approach of harmonization of legislation in the field of physical education and sports and on education based on the principles of subordination of sports training to additional education (return to "old" training technology). The authors, using a futuristic approach, propose a different approach to harmonization of legislation, based on the principles of the partnership model on delineation of powers, responsibility, the introduction of "old" (additional education) and "new" technology (sports training).

Keywords: harmonization of legislation, sports training, additional education, physical education, children's and youth

sports, mass sports, sports of higher achievements, sports reserve.

Физическая культура и спорт (ФКиС) наряду с образованием, культурой, здравоохранением, социальным обеспечением рассматривается как одно из основных социальных направлений развития государства. Прошедший 2020 год в отрасли ФКиС, начиная с обсуждения проекта

Стратегии развития ФКиС до 2030 года [6, 7, 11, 15, 16], характеризовался напряженностью, нестабильностью и неясностью дальнейшего вектора развития отрасли ФКиС в части будущего спортивной подготовки (СП) как основы детско-юношеского спорта (ДЮС).

Система подготовки спортивного резерва (далее -ПСР), зародившаяся в 1934 г. при общеобразовательных организациях, основывалась на примате внешкольного (дополнительного) образования [15]. Данная технология ПСР заимствовала форму и содержание системы образования и оправдывала себя на протяжении многих лет. В середине XX в. [1, 13, 17, 18], выражаясь языком экономики, такая технология достигла своего «технологического тупика» [19, 20], выход из которого был найден в ее частичной модернизации на основе прежней технологии системы образования [9, 13, 14] - «старая» технология.

После принятия закона об образовании (1992 г.) реализация «старой» технологии со временем становилась всё более трудной задачей. Противоречия обуславливались не только внедрением новых средств, методов, инвентаря, но и действующим административно-правовым режимом регулирования [8, 14]. Как следствие, постепенно исчерпался стабилизационный ресурс, что выразилось в ухудшении результатов спортсменов на международной арене.

Основной причиной регресса в использовании «старой» технологии ПСР явилось нарастающее противоречие между необходимостью создания условий для ПСР и целями организации образовательного (учебно-тренировочного) процесса в системе дополнительного образования.

В середине XX в. было необходимо преодолеть «технологические разрывы» в методике и организационных основах ПСР, базирующейся на «старой» технологии. В 1992-2000-х гг. «старая» технология, не учитывающая цели ПСР, высокий уровень нелинейности и неопределенности [13, 14], особенно с этапа спортивной специализации, и введение «жесткого» административно-правового режима регулирования (лицензирование) [8] предопределили переход системы ПСР на «новую» технологию - спортивную подготовку. Как и прежде, изменение технологии ПСР было обеспечено государственными решениями (2008, 2011, 2014 гг.), не избавившими ее реализацию от неравномерности и отсутствия стабильности в развитии. Этим моментом, как и в любом общественном процессе, пользуются представители иной точки зрения, высказывающие критику в отношении внедрения «новой» технологии, указывая на ее отрицательные аспекты, отсутствие социальной и экономической рациональности [6, 17]. Эти суждения определили формирование критической позиции по отношению к «новой» технологии ПСР [6].

Но, разделяя мнение ведущих ученых [7, 11, 16], мы считаем, что выводы, сделанные уважаемыми коллегами, преждевременны [6]. Например, в экономике данное явление известно как механизм метаморфозной смены технологической платформы или бифуркации в развитии [20].

2

с;

и ш

т «

5

е

Дополнительная общеобразовательная программа

1.

Дополнительная общеразвивающая программа в области ФКиС

Дополнительная предпрофессиональная программа в области ФКиС

Примечание:

1 - спортивная подготовка (детсады, школы, СПО, ВО) + программы в области ФКиС с элементами вида спорта;

2 - дополнительное образование (детсады, школы, СПО, ВО).

Рис. 1. Проект системы детско-юношеского спорта

Вместе с тем внедрение «новой» технологии дало право профессиональному сообществу заявлять о ФКиС как о полноценной отрасли экономики с присущими ей отраслевыми признаками: раздел в бюджете; организации; однородная продукция; технология производства; основные фонды; кадры; потребители и т.д. [3, 15].

Таким образом, перспективность «новой» технологии явно недооценивается, а возврат к «старой» технологии как наиболее приемлемый вариант гармонизации законодательства [6] об образовании в РФ и законодательства в области ФКиС в РФ (пп. «а-1» п. 1 Перечня поручений Президента РФ № Пр-1760) будет являться «развитием через прошлое». Такая технология не учитывает нарастающую по мере повышения спортивного мастерства занимающихся необходимость разделения труда [19], возникающие неопределенности, нелинейности и необходимость поиска неординарных средств, методов, условий увеличения функциональных возможностей организма [10, 13].

Основываясь на методологии А. Гуттмана [5], внеурочную (школа)/внеучебную работу (СПО, ВО), дополнительное образование в области ФКиС можно отнести к играм и забавам (развлечениям). На этом уровне мероприятия не являются самоцелью участия и используются как средство обучения и воспитания. Спортивная подготовка больше подходит под уровень состязаний и спорта (спортивные соревнования).

Несмотря на свое сущностное различие (дополнительное образование/спортивная подготовка) [15], виды деятельности должны выступать как единый механизм системы ПСР. Ведь ошибки, допущенные на концептуальном этапе (игры), будут весьма трагичны на этапе спортивной специализации (состязания). Например, в промышленном производстве, по мнению Г. Гартнера [4], затраты на устранение ошибок вырастают с 1 на концептуальном этапе до 106 на этапе серийного производства. Но органы управления спортом как потенциальные выгодоприобретатели имеют недостаточно полный перечень инструментов осуществления контроля (надзора) за реализацией дополнительных образовательных программ в области ФКиС. Поэтому в качестве одного из инструментов гармонизации законодательства видится обязательное включение в комиссии по контролю реализации дополнительных общеобразовательных программ в области ФКиС профильных специалистов «от спорта».

Кроме этого, представляется избыточным регулирование дополнительных предпрофессиональных программ в области ФКиС, которое рассматривается нами как рудимент в системе ПСР. Это связано с базированием «старой» технологии на примате теории «психологизма» [12], не в полной мере учитывающей принципы спортивной тренировки, спортивной физиологии, иные факторы внешней среды (материально-технические, кли-

мато-географические, условия получения спортсменами полноценного образования, систему разделения труда в подготовке спортсмена - по видам подготовки; амплуа и др.).

На основе памяти о прежних успехах советской системы ПСР и, напротив, в связи с наличием частичного пересечения признаков обучения, рассматриваемых «старой» и «новой» технологиями (педагогический характер деятельности [10]), сформировалась гражданская позиция о мнимости тождества и аутентичности сравниваемых процессов. А поскольку работники «новой» технологии имеют низкие социальные гарантии и права по сравнению с представителями «старой» технологии, особенно в сельской местности, возникла идея гармонизации законодательства об образовании и о ФКиС через соподчинение спортивной подготовки дополнительному образованию или возвращению к «старой» технологии. Существует противоположное мнение, выразившееся в иной концепции системы ПСР (рис. 1) и отразившееся в законодательной инициативе от Алтайского края [2] по установлению трудовых прав и гарантий тренерам и иным специалистам в области ФКиС в отдельной статье профильного закона в объемах, аналогичных таковым для педагогических работников (ст. 47 Закона РФ № 273-ФЗ), в том числе пенсии за выслугу лет, предоставлению жилья вне очереди и т.д.

Соподчиняя спортивную подготовку дополнительному образованию, правовое регулирование будет осуществляться средствами и методами образовательного законодательства РФ [6, 11, 14, 15, 16]. Это приведет к возникновению «разрывов», наблюдаемых в 1992-2000 гг. в ПСР. В противовес подходу гармонизации, основанному на соподчинении, мы предлагаем партнерскую модель гармонизации законодательства между органами управления спортом и образованием, разделяющую между ними ответственность и полномочия по созданию и контролю системы дополнительного образования (концептуальный этап) и спортивной подготовки (расширенная спортивная специализация, повышение спортивного мастерства) (рис. 1).

Таким образом, можно сделать общий вывод, что следует поддержать идею гармонизации законодательства в области ФКиС и об образовании в РФ, основанную на ином подходе - построении партнерской вертикально-ориентированной модели системы детско-юношеского спорта, с разграничением полномочий и ответственности за развитие входящих в нее частей, развиваемых в корпоративной, школьной, студенческой и физкультурно-спор-тивной среде (рис. 2). Но в дальнейшем необходимо рассматривать вопросы о выделении финансовых средств, в т.ч. в рамках основных образовательных программ, на организацию внеучебной работы в СПО и ВО, а также на услуги по спортивной подготовке для спортивных сборных команд от образовательных организаций.

^Образование 1100^

( Спорт 1100 )

Спортивные студенческие сборные команды

(студенческие ЦСП)

Школьные и студенческие спортивные клубы

(студенческие ЦСП)

Школьные и студенческие спортивные клубы

^Образование 070(Р)

Дошкольные, СОШ, СПО, ВО, ДЮСШ, ДЮТ, ЦДО и др.

СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Массовый спорт/ спорт высших достижений

(спортивная подготовка на СО, НП, Т, ССМ, ВСМ)

МАССОВЫЙ СПОРТ,

в том числе: школьный и студенческий спорт, дворовый или по месту жительства, корпоративный и отраслевой спорт (спортивная подготовка на СО, НП, Т)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

1. Основные образовательные программы, в том числе внеурочные и внеучебные занятия. 2. Дополнительные общеразвивающие программы. 3. Программы физической подготовки и физического развития

Спортивные сборные команды

(региональные ЦСП, ФГБУ ЦСП)

СШ, СШОР, УОР, ЦСП, цоп

ЦФКиС, СШ, негосударственные организации

Фитнес-центры, иные организации

Рис. 2. Проект системы ФКиС после гармонизации законодательства по уровням подготовки и распределения полномочий и ответственности всех субъектов ФКиС

Выводы

Поддерживая гармонизацию законодательства в области ФКиС и об образовании в РФ, предлагаем использовать иной подход в построении партнерской вертикально ориентированной модели системы детско-юношеского спорта, основанной на разграничении полномочий и ответственности за развитие входящих в систему ПСР частей детско-юношеского спорта (до 18 лет включительно):

1. Разграничить реализацию программ спортивной подготовки и дополнительных общеразвивающих программ в части:

- установления требований к реализации спортивно-оздоровительного этапа;

- уточнения содержания дополнительных общераз-вивающих программ на концептуальном уровне с учетом требований к реализации спортивно-оздоровительного этапа;

- отмены реализации дополнительных предпрофес-сиональных программ как неэффективных и невостребованных в ПСР.

2. Предоставить право организациям, осуществляющим спортивную подготовку, реализовывать основные образовательные программы основного и среднего общего образования (школы-интернаты).

3. Рассмотреть возможность принятия отдельной статьи в профильном законе о ФКиС по установлению трудовых прав и гарантий тренерам и иным специалистам в области ФКиС в объемах, аналогичных имеющимся у педагогических работников (ст. 47 Закона РФ № 273-ФЗ), в том числе по установлению пенсий за выслугу лет, предоставлению жилья вне очереди.

4. Распространить действие федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта на все виды физ-культурно-спортивной деятельности при упоминании вида спорта как в рекламных целях, так и непосредственно при реализации программ.

5. Установить обязанность для регистрирующих органов передавать данные о создаваемых организациях, реализующих программы в области ФКиС (по ОКВЭД 85.41; 93.11-93.19), органам исполнительной власти в области ФКиС, которые обязаны вести реестр таких организаций.

6. Установить для органов государственного контроля (надзора) в сфере образования обязанность привлекать органы исполнительной власти субъектов РФ в области ФКиС к осуществлению контрольно-надзорных функций в отношении организаций, реализующих дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта.

Теория и методика детско-юношеского спорта

Литература

1. Адельфинский, А.С. Пирамида или айсберг? О различных моделях спорта и их экономических последствиях / А.С. Адельфинский // Философско-литературный журнал «Логос». - 2013. - № 5 (95). -С. 139-158.

2. Алтайский край инициировал закрепление на федеральном уровне мер поддержки для тренеров и специалистов-физкультурников. - URL: https://www.akzs. ru/news/main/2020/10/30/20429/ (дата обращения: 28.02.2021). - Текст: электронный.

3. Алтухов, С.В. Независимая оценка квалификаций в спорте как фактор повышения результативности и профессионализма в отрасли / С.В. Алтухов // Вестник спортивной науки. - 2017. - № 2. - C. 3-8.

4. Гистограмма Гартнера [Электронный ресурс]. -URL: https://lab-textile.pro/гистограмма-гартнера/ (дата обращения: 28.02.2021).

5. Гуттман, А. От ритуала к рекорду: природа современного спорта / А. Гуттман; пер. с англ. под. ред. В. Ни-шукова. - Москва: Институт Гайдара, 2016. - 14 с.

6. Двейрина, О.А. О концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации / О.А. Двейрина, Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9. (187). -С. 77-84.

7. Захаров, А.А. Комментарий к проекту «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ до 2030 года» / А.А. Захаров [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.sports.ru/tribuna/blogs/sportscomments/2782179.html (дата обращения: 19.08.2020 г.).

8. Калинина, А.С. Становление и развитие института лицензирования в России / А.С. Калинина // Актуальные проблемы российского права. - 2007. - № 2. -C. 71-76.

9. Лебединский, В.М. Подготовка высококвалифицированных спортсменов в училищах олимпийского резерва: автореферат дис. ... канд. пед. наук / В.М. Лебединский. - Санкт-Петербург: Санкт-Пет. гос. акад. физ. культуры, 2003. - 27 с.

10. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта: учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования / Л.П. Матвеев. - Москва: 4-й филиал Воен-издата, 1997. - 304 с.

11. О концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации / С.Г. Сейранов, Н.Ж. Булгакова, С.П. Евсеев // Вестник спортивной науки. - 2021. -№ 1. - С. 21-27.

12. Педагогика и логика: сборник / Г. Щедровицкий, В. Розин, Н. Алексеев, Н. Непомнящая. - Москва: Кас-таль, 1993. - 412 с.

13. Платонов, В.Н. Из исторического опыта олимпийской подготовки: СССР (1952-1992 гг.), ГДР (19681988 гг.) / В.Н. Платонов // Наука в олимпийском спорте. - 2013. - № 2. - С. 15-25.

14. Самсонов, И.И. Менеджмент спортивной школы (нормативно-правовой аспект): учебно-методическое пособие / И.И. Самсонов, Т.В. Головина, Г.В. Поваляева; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: СибГУФК, 2010. - 223 с.

15. Самсонов, И.И. А будет ли Минспорт России?.. Или об ином подходе к гармонизации законодательства об образовании и физической культуре и спорте / И.И. Самсонов // Спорт: экономика, право, управление. - 2021. - № 1. - С. 26-30.

16. Сейранов, С.Г. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации и концепции развития детско-юношеского спорта / С.Г. Сей-ранов, С.П. Евсеев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9. - № 1. - С. 18-27.

17. Столяров, В.И. Основные направления повышения социально-педагогического значения детско-юношеского спорта / В.И. Столяров, А.Т. Паршиков // Вестник РМОУ. - 2019. - № 4. - С. 10-21.

18. Суслов, Ф.П. О причинах неудачного выступления сборной команды России на Олимпийских зимних играх 2010 года / Ф.П. Суслов // Вестник спортивной науки. -2010. - № 3. - C. 10-14.

19. Щедровицкий, П.Г. Адам Смит о разделении труда / П.Г. Щедровицкий, Ю.В. Кузнецов // Вопросы философии. - 2016. - № 5. - С. 27-38.

20. Щедровицкий, П.Г. Вверх и вниз по волнам промышленных революций [Электронный ресурс]. - URL: https://shchedrovitskiy.com/app/uploads/vverh-i-vniz-po-volnam-promyshlennyh-revoljucij-1.pdf (дата обращения: 28.02.2021).

References

1. Adelfinskiy, A.S. (2013), Pyramid or iceberg? About different sports models and their economic implications, Filosofsko-literaturniy zhurnal "Logos", no. 5 (95), pp. 139158.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Altay Kray initiated the consolidation at the federal level of support measures for coaches and physical culture specialists, URL: https://www.akzs.ru/news/main/2020/ 10/30/20429/ (access date: 28.02.2021).

3. Altuhov, S.V. (2017), Independent assessment of qualifications in sports as a factor in improving performance and professionalism in the industry, Vestnik sportivnoyj nauki, no. 2, pp. 3-8.

4. Gartner's histogram, URL: https://lab-textile.pro/ gistogramma-gartnera/ (access date: 28.02.2021).

5. Guttman, A. (2016), From Ritual to Record: The Nature of Modern Sports, Moscow: Institut Gaydara, 14 p.

6. Dveyrina, O.A., Terekhina, R.N. and Viner-Usmano-va, I.A. (2020), On the concept of development of youth sports in the Russian Federation, Uchyonye zapiski univer-siteta im. P.F. Lesgafta, no. 9 (187), pp. 77-84.

7. Zaharov, A.A. (2020), Commentary on the draft "Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation until 2030" [Online], URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportscom-ments/2782179.html (access date: 19.08.2020).

8. Kalinina, A.S. (2007), Formation and development of the licensing institute in Russia, Aktual'nye problemy rossiyskogo prava, no. 2, pp. 71-76.

9. Lebedinskiy, V.M. (2003), Training of elite athletes in Olympic reserve schools: avtoreferat Dis. ... Ph.D. (Pedagogics), Saint-Petersburg: Sankt-Pet. Gos. Akad. Fiz. Kul'tury, 27 p.

10. Matveev, L.P. (1997), General theory of sports: an educational book for the final levels of higher physical education, Moscow: 4-y filial Voenizdata, 304 p.

11. Seyranov, S.G., Bulgakova, N.Zh. and Evseev, S.P. (2021), About the concept of development of youth sports in the Russian Federation, Vestnik sportivnoy nauki, no. 1, pp. 21-27.

12. Shchedrovitskiy, G., Rozin, V., Alekseev, N. and Nepom-nyashchaya, N. (1993), Pedagogy and logic: collection, Moscow: Kastal', 412 p.

13. Platonov, V.N. (2013), From the historical experience of Olympic training: USSR (1952-1992), GDR (1968-1988), Nauka v olimpiyskom sporte, no. 2, pp. 15-25.

14. Samsonov, I.I., Golovina, T.V. and Povalyaeva, G.V. (2010), Management of a sports school (regulatory aspect): learning manual, Omsk: SibGUFK, 223 p.

15. Samsonov, I.I. (2021), Will there be the Ministry of Sports of Russia?.. Or about a different approach to the

harmonization of legislation on education and physical culture and sports, Sport: ekonomika, pravo, upravlenie, no 1, pp. 26-30.

16. Seyranov, S.G. and Evseev, S.P. (2021), On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation and the concept of development of children and youth sports, Nauka i sport: sovremennye tendencii, vol. 9, no. 1, pp. 18-27.

17. Stolyarov, V.I. and Parshikov, A.T. (2019), The main directions of increasing the social and pedagogical value of children and youth sports, Vestnik RMOU, no. 4, pp. 10-21.

18. Suslov, F.P. (2010), On the reasons for the unsuccessful performance of the Russian national team at the 2010 Olympic Winter Games, Vestnik sportivnoy nauki, no. 3, pp. 10-14.

19. Shchedrovitskiy, P.G. and Kuznetsov, Yu.V. (2016), Adam Smith on the division of labor, Voprosy filosofii, no. 5, pp. 27-38.

20. Shchedrovitskiy, P.G. (2021), Up and down the waves of industrial revolution [Online], URL: https://shchedrovits-kiy.com/app/uploads/vverh-i-vniz-po-volnam-promyshlen-nyh-revoljucij-1.pdf (access date: 28.02.2021).

<&

ФНЦ ВНИИФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.