Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ НА «СПОРТ»: ПРОФИЛАКТИКА ИНЦИДЕНТОВ С ФИСКАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ'

СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ НА «СПОРТ»: ПРОФИЛАКТИКА ИНЦИДЕНТОВ С ФИСКАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ / ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсонов Иван Иванович, Ларина Александра Сергеевна, Блинова Юлия Викторовна

Статья посвящена изучению актуального вопроса о предоставлении социального налогового вычета гражданам на доходы физических лиц за пользование физкультурно-оздоровительными услугами как метод активизации населения к занятиям физической культурой и спортом. Ознакомление с перечнем физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, являющегося одним из условий получения социального налогового вычета, выявило наличие образовательных организаций различного типа. В связи с чем указанное порождает сомнение в получении гражданами социального налогового вычета за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги, и связано это с тем, что нарушается одно из условий фискальных органов о его предоставлении. Предполагаем, что ситуация может обостриться с 01.01.2023, когда в соответствии с принятым законом о гармонизации законодательства об образовании и о физической культуре и спорте будет массово преобразован гражданско-правовой статус спортивных школ с физкультурно-спортивной на образовательную организацию. Авторы, изучив действующее законодательство Российской Федерации, приходят к выводу о необходимости как пересмотра требований к формированию перечня организаций, занимаясь в которых, гражданин может получить социальный налоговый вычет за социально значимые расходы, так и установления налоговых льгот для организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самсонов Иван Иванович, Ларина Александра Сергеевна, Блинова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TAX DEDUCTION FOR SPORTS: PREVENTION OF INCIDENTS WITH FISCAL AUTHORITIES

The article is devoted to the study of the topical issue of granting a social tax deduction to citizens on the income of individuals for physical education and health services as a method of activating the population for physical culture and sports. Familiarization with the list of physical culture and sports organizations, individual entrepreneurs operating in the field of physical culture and sports as the main activity, which is one of the conditions for obtaining a social tax deduction, revealed the presence of educational organizations of various types. In this connection, the above raises doubts about the receipt by citizens of a social tax deduction for the physical culture and health services provided to him, and this is due to the fact that one of the conditions for its provision by the fiscal authorities is violated. We assume that the situation may worsen from January 1, 2023, when, in accordance with the adopted law on the harmonization of legislation on education and on physical culture and sports, the civil law status of “sports schools” will be massively transformed from a physical culture and sports to an educational organization. The authors, having studied the current legislation of the Russian Federation, come to the conclusion that it is necessary both to revise the requirements for the formation of a list of organizations engaged in which a citizen can receive a social tax deduction for socially significant expenses, and to establish tax benefits for organizations.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ НА «СПОРТ»: ПРОФИЛАКТИКА ИНЦИДЕНТОВ С ФИСКАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ»

УДК 336.225.622.1 / 796.065 DOI 10.14258/epb202261

СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ НА «СПОРТ»: ПРОФИЛАКТИКА ИНЦИДЕНТОВ С ФИСКАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

И. И. Самсонов12, А. С. Ларина3, Ю. В. Блинова4

''Центр спортивной подготовки сборных команд Алтайского края (Барнаул, Россия) 2Алтайский институт труда и права (филиала) Академии труда и социальных отношений (Барнаул, Россия) 3Министерство спорта Алтайского края (Барнаул, Россия) 4Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Статья посвящена изучению актуального вопроса о предоставлении социального налогового вычета гражданам на доходы физических лиц за пользование физкультурно-оздоровительными услугами как метод активизации населения к занятиям физической культурой и спортом. Ознакомление с перечнем физкуль-турно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, являющегося одним из условий получения социального налогового вычета, выявило наличие образовательных организаций различного типа. В связи с чем указанное порождает сомнение в получении гражданами социального налогового вычета за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги, и связано это с тем, что нарушается одно из условий фискальных органов о его предоставлении. Предполагаем, что ситуация может обостриться с 01.01.2023, когда в соответствии с принятым законом о гармонизации законодательства об образовании и о физической культуре и спорте будет массово преобразован гражданско-правовой статус спортивных школ с физкультур-но-спортивной на образовательную организацию. Авторы, изучив действующее законодательство Российской Федерации, приходят к выводу о необходимости как пересмотра требований к формированию перечня организаций, занимаясь в которых, гражданин может получить социальный налоговый вычет за социально значимые расходы, так и установления налоговых льгот для организаций.

Ключевые слова: социальный налоговый вычет, основной вид деятельности, основная цель деятельности, физкультурно-спортивные организации, образовательные организации.

SOCIAL TAX DEDUCTION FOR SPORTS: PREVENTION OF INCIDENTS WITH FISCAL AUTHORITIES

I. I. Samsonov1,2, A. S. Larina3, Yu. V. Blinova4

1Center for sports training of national teams of the Altai Territory (Barnaul, Russia) 2Altai Institute of Labor and Law (branch) Academy of Labor and Social Relations (Barnaul, Russia) 3Ministry of Sports of the Altai Territory (Barnaul, Russia) 4Altai State University (Barnaul, Russia)

The article is devoted to the study of the topical issue of granting a social tax deduction to citizens on the income of individuals for physical education and health services as a method of activating the population for physical culture and sports. Familiarization with the list of physical culture and sports organizations, individual entrepreneurs operating in the field of physical culture and sports as the main activity, which is one of the conditions for obtaining a social tax deduction, revealed the presence of educational organizations of various types. In this connection, the above raises doubts about the receipt by citizens of a social tax deduction for the physical culture and health services provided to him, and this is due to the fact that one of the conditions for its provision by the fiscal authorities is violated. We assume that the situation may worsen from January 1, 2023, when, in accordance with the adopted law on the harmonization of legislation on education and on physical culture and sports, the civil law status of "sports schools" will be massively transformed from a physical culture and sports to an educational organization. The authors, having studied the current legislation of the Russian Federation, come

to the conclusion that it is necessary both to revise the requirements for the formation of a list of organizations engaged in which a citizen can receive a social tax deduction for socially significant expenses, and to establish tax benefits for organizations.

Keywords: social tax deduction, main activity, main purpose of activity, sports organizations, educational organizations.

Постановка проблемы и обоснование ее актуальности. Физическая культура и спорт (далее — ФКиС) является уникальной сферой общественных отношений. С одной стороны, занятия физической культурой (далее — ФК), формируя и развивая культуру тела и души человека, являются неотъемлемой частью его конституционного права на жизнь. А с другой — занятия спортом как части национальной и мировой культуры, реализуемые через участие граждан в спортивных соревнованиях, имеют социальный и политический характер. При этом вопросы активизации населения к занятиям ФКиС, несмотря на имеющийся запрос от населения [1], до сих пор обсуждаются в научном сообществе (например, I Всероссийская научно-практическая конференция «Спорт — в село: актуальные направления развития физической культуры и спорта на сельских территориях» [2], в научно-практических публикациях [3-5]. Государство, рассматривая ФКиС как общественное благо [6, с. 32-33], тесно коррелирующее со здоровьем и благополучием населения и, как следствие, уровнем жизни в стране [7], пытается создать условия по стимулированию населения к занятиям ФКиС, а для организаций — не только создавать условия для занятий ФКиС работников и населения, но и формировать привлекательность отрасли для организаций с коммерческой точки зрения.

Предпосылкой исследования является необходимость выполнения национальной цели по достижению количества граждан, систематически занимающихся ФКиС, и наличием на государственном уровне факторов, стимулирующих граждан на занятия ФКиС.

Об инструментах активизации населения и организаций к ФКиС. Государство в целях мотивации субъектов ФКиС на создание условий для занятий граждан ФКиС: 1) повысило имущественную поддержку организаций малого и среднего бизнеса, реализующих социально значимую деятельность в области ФКиС (ст. 18 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»); 2) установило возможность финансирования мероприятий в области ФКиС организациями в рамках улучшения ими условий и охраны труда (ч. 3 ст. 225 ТК РФ); 3) создало условия повышения конкуренто-

способности социально ориентированных некоммерческих организаций наравне с другими хозяйствующими субъектами в оказании общественно полезных услуг в области ФКиС (Указ Президента РФ от 08.08.2016 № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг»); 4) установило социальный налоговый вычет (далее — СНВ) на медицинские услуги (лечебная ФК), обучение (дополнительное образование в области ФКиС) (ч. 1 ст. 219 НК РФ); 5) установило в ряде субъектов РФ для организаций (например, г. Москва) льготы по земельному налогу (пп. 3 ч. 1 ст. 2, пп. 4 п. 1.8. ст. 3.1. Закона г. Москвы от 24.11.2004 г. (в ред. от 11.11.2020) № 74 «О земельном налоге») и т. д.

В свою очередь, государство рекомендовало организациям, являющимися работодателями, устанавливать сотрудникам стимулирующие выплаты за наличие у них знака отличия ВФСК «Готов к труду и обороне» (приказ Минспорта России от 30.12.2021 № 1089 «Об утверждении методических рекомендаций по повышению двигательной активности граждан, организации физкультурно-спортивной работы среди различных категорий населения по месту жительства, отдыха и работы», приказ Минспорта России от 25.12.2015 № 1248 «Об утверждении рекомендаций для работодателей по организации, подготовке и выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для лиц, осуществляющих трудовую деятельность», «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021 г., протокол № 11).

Безусловно, в этой связи интересен опыт зарубежных стран, свидетельствующий о постоянной активизации населения к занятиям ФКиС, в том числе создание налоговых преференций, решающих определенные социальные, распределительные и перераспределительные задачи [8]. Например, в Японии установлен налог на лишний вес подданных в зависимости от пола, возраста (40 лет + ) и размера талии не более 90 см — женщины, 85 см — мужчины. Организации, не сумевшие

уменьшить не менее чем на 10 % число работников с лишним весом в течение двух лет с момента обнаружения, обязаны увеличить взносы в фонд для охраны здоровья пожилых людей [9, с. 105]. В Узбекистане установлен дополнительный налог с производителей вредных для здоровья продуктов, который распределяется каждому зарегистрированному на сайте «Здоровый образ жизни» на его специальный электронный кошелек за пройденные им ежедневно 10 000 шагов [10, с. 18]. В Германии, как наиболее развитой в социально-экономическом положении относительно других стран Европы, предусмотрена поддержка здорового образа жизни как минимум в трех вариантах: 1) освобождение от налогообложения расходов на занятия ФК; 2) компенсация за счет страховой медицинской организации (так называемые больничные кассы) в рамках различных бонусных программ; 3) компенсация расходов на занятия ФК за счет работодателя. Говоря о первом варианте, следует указать на его чрезвычайно сложную практическую применимость, на что обращают внимание сами немецкие юристы-практики: крайне непросто доказать свое право в налоговой инспекции, поскольку последняя использует очень дифференцированную методику расчета [11]. Тем не менее в Германии те, кто занимается ФК по медицинским показаниям, может заявить расходы на членские взносы в фитнес-клубе как необлагаемую сумму: при членском взносе до 50 евро в месяц происходит освобождение от налога на доходы, более 50 евро в месяц — от налога на доходы и социальных взносов. При этом требуется соблюдение двух условий: 1) занятия ФК уменьшают или полностью устраняют заболевание, например, боли в спине, мышечные судороги и пр., что подтверждается медицинской справкой; 2) тренировкой руководит врач или натуропат. Второе условие в немецких реалиях осуществимо сложнее, поскольку мало кто в фит-нес-клубе имеет подобный допуск, что обусловливает необходимость планирования индивидуальных занятий с соответствующим специалистом, следовательно, занятия ФК становятся дороже. При достижении этих условий налоговая база может быть уменьшена, если расходы на членские взносы будут признаны так называемыми непредвиденными расходами, то есть превышать определенный размер расходов. Для этого в каждом конкретном случае рассчитывается при помощи специальных таблиц «потолок» с учетом размера дохода, способа взимания налога с супругов (индивидуально или обобщенно), количества детей [12].

Некоторые страховые медицинские организации в Германии могут частично компенсировать 1-2 оздоровительных курса в год, если такие курсы сопровождает учитель ФК или лицензирован-

ный тренер и стоимость курса не превышает определенного в договоре размера, например, не более 80 евро в Bertelsmann BKK и не более 560 евро в Bergische Krankenkasse [13, 14]. По общему же правилу компенсация расходов на ФК в полном объеме страховыми медицинскими организациями невозможна. Вместе с тем страховые медицинские организации иногда заключают договоры с фитнес-клубами, в результате чего застрахованным и занимающимся ФК лицам ежегодно могут возвращаться суммы в размере от 25 евро в WMFBKK до 500 евро в DAK Gesundheit или IKK — Die Innovationskasse [14]. Возможно и заключение договора между работодателем и фитнес-клубом на корпоративное обслуживание.

Небезынтересно также заметить, что в Германии призы, полученные спортсменами-любителями, не облагаются налогом на доход. Налоговая инспекция подходит к каждому случаю индивидуально, главный критерий — это должно быть хобби, сфера интереса, а не намерение извлекать прибыль [15].

Социальный налоговый вычет за расходы граждан на занятия ФК: проблемы правоприменения и пути решения. Полагаем, что существенным упущением со стороны Российской Федерации является отсутствие или незначительное наличие прямого финансового обеспечения [16]. Соответственно, в этих условиях расходы на занятия граждан социально-значимым видом деятельности перекладываются на граждан. В то же время государство может участвовать в создании условий для занятий граждан ФКиС как социально-значимой деятельностью [17], софинансируя их социально значимые расходы [18] через установление СНВ (ч. 1 ст. 219 НК РФ).

Разделяя мнение Е. Е. Смирновой [19], считаем СНВ, рассматриваемый С. С. Павленко [20] как налоговая льгота, эффективным механизмом развития человеческого капитала и инструментом пополнения бюджетов различного уровня.

Резюмируя сказанное, СНВ, установленный с 01.01.2022 на основании Федерального закона от 05.04.2021 № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй НК РФ в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги» на занятия физкультурно-оздоровительными услугами, активизирует работающее население (пп. 7 ч. 1 ст. 219 НК РФ), создавая дополнительные условия для выполнения национальной цели по достижению процента (70%) систематически занимающихся ФКиС в РФ.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 219 НК РФ, СНВ предоставляется в сумме расходов, уплаченных гражда-

нином только за услуги в области ФК, а не за спорт, включенными в Перечень физкультурно-спортив-ными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области ФКиС в качестве основного вида деятельности (далее — Перечень), ему самому или его детям (в том числе усыновленным) или подопечным — до 18 лет.

Максимальная сумма годовых затрат на СНВ по ФК, с которых можно получить налоговый вычет, составляет 120 000 рублей в год (абз. 8 ч. 2 ст. 219 НК РФ), а возврату подлежат 13% от потраченной суммы или 15600 рублей. При этом в общую сумму расходов включаются другие социальные затраты (благотворительность, негосударственное пенсионное страхование, добровольное страхование жизни, прохождение независимой оценки своей квалификации), исключая расходы на обучение детей и подопечных (в размере не более 50 000 рублей в год на каждого обучающегося для обоих родителей, опекунов, попечителей) и на дорогостоящее лечение (абз. 8 ч. 2 ст. 219 НК РФ). Поэтому низкие нормативы возврата социально-значимых расходов в совокупности с отсутствием у граждан навы-

ков оформления документов в налоговые органы будет являться одним из катализаторов низких показателей заинтересованности граждан в здоровом образе жизни.

Помимо этого, ознакомление с Перечнем на 2022 г. [21], являющимся одним из условий предоставления гражданам СНВ, свидетельствует о наличии в нем образовательных организаций (далее — ОО) различного типа (табл. 1). Это прямо противоречит установленным критериям его формирования (п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.09.2021 № 1501 «Об утверждении Правил формирования и ведения перечня физкуль-турно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности»). Основным видом экономической деятельности ОО в отличие от физкультурно-спортивной организации (далее — ФСО) является образовательная деятельность (реализация образовательной программы) (пп. 18 ст. 3 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»), то есть априори таких ОО в Перечне быть не должно.

Таблица 1

Список образовательных организаций, включенных в перечень физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности на 2022 г.

№ Наименование субъекта РФ Наименование организации в соответствии с уставом

1 Астраханская область МКОУ ДО «Лиманская ДЮСШ»

2 Белгородская область ФГАОУ ВО «БелГНИУ» Учебно-спортивный комплекс С. Хоркиной

3 Калининградская область МАОУ ДО «ДЮСШ Нестеровского городского округа»

4-7 Калужская область МБОУ ДО Козельская районная ДЮСШ «Фаворит», МКОУ ДО «ДЮСШ» г. Мо-сальск, МКОУ ДО «Сухиничский ЦДО», МБОУ ДО «Центр «Красная Звезда» г. Калуги

8-9 Красноярский край КГАПОУ «Красноярский КОР», МБОУ «ДЮСШ «ЦФКиС» ЭМР

10-14 город Москва ГБПОУ «МССУОР № 4 им. А. Я. Гомельского» Москомспорта, ГБОУ «ЦСИО «Самбо-70» Москомспорта, ГБОУ «ЦСИО «Самбо-70» Москомспорта, ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта, ГБПОУ «МССУОР № 3» Москомспорта

15 Нижегородская область ЧОУ ДО ДЮСШ «Теннис-Парк НН»

16 Пензенская область ГАОУ ПО «УОР ПО»

17 Пермский край МАУ ДО ДООЦ «Юность» г. Горнозаводска

18-21 Республика Башкортостан МАОУ ДО «Центр дополнительного образования «Олимп», МАОУ ДО ДЮСШ МР БР РБ, МАОУ ДО «ДЮСШ» МР Миякинский район, ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

22-23 Республика Саха (Якутия) ГБПОУ РС (Я) «РУ (К) ОР им. Р. М. Дмитриева», ГБОУ РС(Я) «ЧРССШИОР им. Д. П. Коркина»

24 город Санкт-Петербург ЧОУ СДЮШ настольного тенниса «СПАРТАК»

25 город Севастополь ГБОУ ДО города Севастополя «ГЦССПС»

26 Ставропольский край ГБПОУ СК «СУОР»

27-28 Тамбовская область МБОУ ДО ДЮСШ, МБОУ ДО ДЮСШ «Салют»

29 Томская область МОАУ ДО ДЮСШ А. Карпова

30 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра АПОУ ХМАО-Югры «ЮКИОР»

31-32 Чувашская республика МАОУ ДО «ДЮСШ», АОУ ДО «ФСК»

Источник: разработан авторами.

Таблица 2

Классификация понятий «основной вид деятельности» в законодательстве РФ

№ п/п Документ, регламентирующий установление основного вида деятельности Правовое значение

1 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; Приказ ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» Определение основного вида экономической деятельности

2 Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 № 55 «Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами» Определение тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

3 Приказ Росстата от 31.12.2014 № 742 «О методических указаниях по определению основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) для формирования сводной официальной статистической информации» Определение статистических показателей, используемого при определении валового внутреннего продукта

4 ГК РФ (ч. 6 ст. 50); Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ч. 3 ст. 9.2., ст. 24) Формирование государственного (муниципального) задания для бюджетного учреждения в соответствии с его учредительными (уставными) основными видами деятельности

5 Постановление Правительства РФ от 06.09.2021 № 1501 «Об утверждении Правил формирования и ведения перечня физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности» Определение основного вида экономической деятельности с целью включения организации или индивидуального предпринимателя в Перечень

6 НК РФ (ст. 4) Приостановление, продление, основание и условия неприменения налогов и сборов в зависимости от основного вида экономической деятельности организации

7 Постановление Правительства РФ от 14.12.2016 № 1358 «Об утверждении Правил составления и утверждения отчета о результатах деятельности федерального государственного бюджетного учреждения «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 805» При подготовке отчета о результатах деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере указываются уставные основные виды деятельности

8 Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ч. 2 ст. 4) Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с уставными основными видами деятельности

9 Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (п. 2) Формирование государственного задания в соответствии с уставными основными видами деятельности

10 Приказ Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения» Приказы,распоряжения по основной (профильной) деятельности (п. 19) Документы по основной (профильной) деятельности (п. 47)

Следовательно, возникает вопрос о правомерности включения ОО различного типа в Перечень, несмотря на наличие иного основного вида дея-

тельности (образовательную деятельность) отличного от ФСО (ФКиС).

Представляется, что основной первопричиной включения ОО в Перечень является различное толкование понятия «основной вид деятельности», порождающее искаженное правопонимание и правовую неопределенность должностных лиц, подтверждаемое Конституционным судом РФ [22]. Поэтому понятие «основной вид деятельности» в законодательстве РФ используется с близкими по звучанию понятиями в различных правовых значениях, имеющих различную смысловую нагрузку.

Считаем, что необходимо отличать понятие «основной вид деятельности» организации от понятия «основной вид деятельности, предусмотренный учредительными документами (уставом) организации». В дополнение к этому необходимо упомянуть рекомендации по ведению кадрового делопроизводства, использующие в регулировании документооборота классификацию приказов по «основному виду деятельности» или «основной деятельности», не учитывающие различные виды экономической деятельности (табл. 2).

Второй причиной включения ОО в Перечень является отсутствие должного контроля основного вида экономической деятельности организаций, которым необходимо соблюдать соответствие между учредительными документами и экономической деятельностью. На практике ОО может иметь основной вид экономической деятельности в области ФКиС (93.00) [23], но в соответствии с учредительными документами быть образовательной и наоборот.

Основной вид экономической деятельности определяется при регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (п. 9 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утв. приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@) посредством указания не менее чем четырех цифровых знаков и далее ежегодно подтверждается в Фонд соцстрахования и Росстат. Но отсутствие единой методики расчета основного вида деятельности организаций, создание ОКВЭД для учетных (статистических) целей, подтверждаемое судебной практикой [24], и отсутствие полноценного контроля за наличием основного вида экономической деятельности (если только не меняется тариф на отчисления в ФСС) приводит к возникновению коллизий в регулировании.

Третьей причиной включения ОО в Перечень может быть изначально недоработанный законопроект о СНВ на ФК, не предусматривающий многообразия жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются в течение времени хозяйствующие субъекты (изменяется законодательство РФ, интересы учредителей, диверсифицируется производство, развивается корпоративный спорт и т. п.)

или намеренное ограничение законодателем включения в Перечень потенциальных организаций, имеющих различные виды экономической деятельности, то есть реализующих физкультурно-оздоровительные услуги в качестве дополнительного вида экономической деятельности. Предполагаем, что последнее могло быть использовано только в целях мотивации на создание профильных коммерческих или некоммерческих физкультур-но-спортивных организаций (пп. 30 ст. 2, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 06.03.2022) «О физической культуре и спорте в РФ»). Соответственно, основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя может изменяться ежегодно, а из наименования, учредительных документов и выписок из ЕГРЮЛ его де-факто обнаружить не представляется возможным. Например, ОО, осуществляющая деятельность в области ФКиС, отказалась от лицензии на образовательную деятельность. Формально основной персонал будет являться работниками ФКиС, а наименование и основной вид деятельности будут отражать образовательную деятельность.

Нельзя оставить без внимания принятый Федеральный закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» и Федеральный закон «Об образовании в РФ» о гармонизации законодательства в области ФКиС и об образовании, ограничивающий с 01.01.2023 г. функционирующие ФСО на возможность их включения в Перечень. Как полагают В. М. Баранов и М. А. Пшеничков [25], в действующем российском законодательстве гармонизация характеризуется не только как процесс его совершенствования, но и возводится в ранг правового принципа, на котором зиждется поступательное развитие конкретного функционального направления. На основании этого принципа законодатель установил обязательность переименования всех организаций, реализующих программы спортивной подготовки в качестве основной цели деятельности в «спортивные школы» как организации дополнительного образования. С учетом того, что основная цель деятельности с точки зрения ст. 23 Федерального закона РФ № 273-ФЗ включает в себя определенный набор основных видов экономической деятельности для каждого типа ОО, то ФСО, реализующие программы в области спорта, спортивной подготовки в качестве основного вида, предмета или цели деятельности, обязаны изменить свое наименование на установленное законом специальное наименование, изменив гражданско-правовой статус с ФСО на ОО.

Четвертой причиной включения ОО в Перечень видится отсутствие профессиональной подготовлен-

ности уполномоченных лиц от органов исполнительной власти в области ФКиС, формирующих Перечень организаций в каждом субъекте РФ.

Заключение. Дальнейшая правоприменительная практика позволит ликвидировать выявленные пробелы. В целях профилактики конфликтных ситуаций граждан с ФНС России каждый орган исполнительной власти в области ФКиС субъекта РФ обязан направить в Минспорт России изменения в действующий Перечень, а Минспорт России, в свою очередь, проинформировать ФНС России об изменениях в Перечне (пп. «б» п. 10, 11 Постановления Правительства РФ № 1501). В противном случае уполномоченные лица органов исполнительной власти по формированию Перечня от каждого субъекта РФ несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ (п. 9 Постановления Правительства РФ № 1501), а граждане не смогут получить СНВ за расходы на ФК в ОО. Итак:

1. Социальный налоговый вычет за расходы на физкультурно-оздоровительные услуги является социально-значимой налоговой льготой, активизирующей работающее население и их детей к систематическим занятиям ФКиС.

2. Действующий Перечень физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, на 2022 г. включает образовательные организации различного типа, не соответствующие критериям по включению.

3. В законодательстве отсутствует легальное определение понятия «основной вид деятельности», что приводит к смешению понятий с экономической, уставной и кадровой работой в организации.

4. Минспорту России необходимо рассмотреть следующие вопросы:

4.1. О корректировке действующего Перечня и в последующем недопущении включения организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих иной основной вид экономической деятельности, отличный от ОКВЭД 93.11, 93.12, 93.13, 93.19, 96.04, до момента внесения изменений;

4.2. О законодательной инициативе по введению в юридический оборот понятия «организация, осуществляющая деятельность в области физической культуры и спорта» в качестве одного из видов деятельности;

4.3. О законодательной инициативе по пересмотру наименования действующего Перечня и критериев его формирования с учетом выявленных противоречий, то есть с включением организаций, осуществляющих деятельность в области ФКиС независимо от основного или дополнительного вида деятельности в области ФКиС;

4.4. Об уточнении или пересмотре вида экономической деятельности 96.04 — деятельность физкультурно-оздоровительная с физкультурно-спортивными и иными организациями, осуществляющими деятельность в области ФКиС, поскольку группировка включает в себя деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, саун, соляриев, салонов для снижения веса и похудения и т. п.

4.5. Об организации общественного обсуждения вопросов по расширению перечня социально-значимых услуг, софинансируемых государством, на которые расходуют личные средства граждане — спортивная подготовка (специальная подготовка) и официальные спортивные соревнования муниципального, межмуниципального и регионального уровня;

4.6. О законодательной инициативе по расширению налоговых льгот по земельному налогу для объектов спорта, руководствуясь положительной правоприменительной практикой Москвы, направленной на стимулирование физической активности населения;

4.7. Об отмене или приостановлении вступления в силу Закона РФ № 127-ФЗ как наносящего финансово-экономический ущерб ФКиС как самостоятельной отрасли экономики и права, а также ограничивающего конкурентоспособность коммерческих физкультурно-спортивных организаций и некоммерческих организаций, реализующих программы в области спорта как специальную подготовку или спортивную подготовку.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зюрин Э. А., Куренцов В. А., Бобкова Е. Н. Мониторинг физической подготовленности населения субъектов Российской Федерации, определяющий готовность к выполнению нормативов ВФСК ГТО VI-XI ступени // Вестник спортивной науки. 2018. № 4. С. 46-50.

2. Резолюция I Всероссийской научно-практической конференции «Спорт — в село: актуальные направления развития физической культуры и спорта на сельских территориях» (26-28.07.2022 г.). URL: https://sibsport.ru/images/FilesOther/nauka/konf_2122/0_0_rezoluc_sport_selo_2022.pdf (дата обращения: 01.08.2022).

3. Деревлев С. К., Михайлова Э. И., Деревлева Е. Б. К вопросу о повышении мотивации к занятиям спортом // Современное педагогическое образование. 2019. № 4. С. 40-42.

4. Филимонова Е. Н., Коробейникова Е. И. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов // Физическая культура и спорт: наука, практика, образование. 2019. № 6. С. 6-13.

5. Муравлева Т. В. Факторы устойчивого развития муниципального образования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 1 (80). С. 71-73.

6. Гребнев Р. Д. Природа и ключевые онтологические и структурно-функциональные особенности конституционного права на спорт // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 1. С. 29-36.

7. Мифтахов М. Р. Спортивная активность населения как фактор экономического развития регионов России: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Казань, 2021. 28 с.

8. Солнцев И. В., Чучина Е. А. Меры налогового стимулирования развития спорта в России // Налоги. 2014. № 4. С. 20-24.

9. Талызов С. Н. Японская модель управления физической культурой и спортом // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. № 4. С. 104-106.

10. Соколова Н. В., Черных З. Н. Некоторые проблемные аспекты правового регулирования вопросов повышения заинтересованности граждан в здоровом образе жизни // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2021. № 2 (45). С. 10-19.

11. Fitnessstudio: Beiträge von der Steuer absetzen URL: https://www.vlh.de/krankheit-vorsorge/krankheit/ fitnessstudio-beitraege-von-der-steuer-absetzen-1. html (дата обращения: 19.08.2022).

12. Was sind außergewöhnliche Belastungen? URL: https://www.vlh.de/wissen-service/steuer-abc/was-sind-aussergewoehnliche-belastungen. html (дата обращения: 19.08.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Fitnessstudio auf Kosten der Krankenkassen? URL: https://www.krankenkassen.de/gesetzliche-krankenkassen/leistungen-gesetzliche-krankenkassen/gesundheit/fitnessstudio/ (дата обращения: 19.08.2022).

14. Gesundheitskurse: wie hoch ist der Zuschuss der Krankenkassen? URL: https://www.krankenkassen.de/ gesetzliche-krankenkassen/leistungen-gesetzliche-krankenkassen/gesundheit/Gesundheitskurse/ (дата обращения: 19.08.2022).

15. Preisgelder im Amateursport — steuerfrei oder steuerpflichtig? URL: https://www.vlh.de/arbeiten-pendeln/beruf/preisgelder-im-amateursport-steuerfrei-oder-steuerpflichtig. html (дата обращения: 19.08.2022).

16. Починкин А. В., Димитров И. Л., Вишейко С. В. Трансформация экономических основ физической культуры и спорта в России // Ученые записки Университета Лесгафта. 2018. № 4 (158). С. 279-283.

17. Самсонов И. И. Физическая культура и спорт как социально-экономически значимый вид деятельности // Экономика Профессия Бизнес. 2021. № 3. С. 98-105. DOI: 10.14258/epb202144.

18. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 219 части второй НК РФ в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги». URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/1048793-7 (дата обращения: 01.08.2022).

19. Смирнова Е. Е. Социальные налоговые вычеты как инструмент государственной поддержки населения // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 1. С. 84-89.

20. Павленко С. П. Правовая природа вычетов и освобождений по налогу на доходы физических лиц // Налоги и налогообложение. 2010. № 12. С. 37-41.

21. Перечень физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, на 2022 год. URL: https://minsport.gov.ru/2020/docs/2021/Итоговый%20перечень_с%20правками%20 ФНС%20 (2) %2021%2001%202022.pdf (дата обращения: 01.08.2022).

22. Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2021 № 2115-О. URL: https://legalacts.ru/sud/ opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-30092021-n-2115-o/ (дата обращения: 01.08.2022).

23. Самсонов И. И. Об административно-правовом статусе спортивных школ // ЭЖ-Юрист. 2014. № 31. С. 8.

24. Постановление Восемнадцатого ААС от 24.11.2015 № 18АП-11767/15. URL: https://base.garant. ru/61041637/ (дата обращения: 01.08.2022).

25. Баранов В. М., Пшеничков М. А. Гармонизация законодательства как базовая юридическая конструкция инновационного правового развития государства // Юридическая техника. 2013. № 7. С. 71-77.

REFERENCES

1. Zyurin E. A., Kurentsov V. A., Bobkova E. N. Monitoring of physical readiness of the population of the constituent entities of the Russian Federation, which determines the readiness to fulfill the standards of the VFSK GTO VI-XI levels. Bulletin of sports science. 2018. No. 4. Pp. 46-50.

2. Resolution of the I All-Russian Scientific and Practical Conference "Sport to the Village: Current Directions for the Development of Physical Culture and Sports in Rural Areas" (26-28.07.2022). URL: https://sibsport.ru/ images/FilesOther /nauka/konf_2122/0_0_rezoluc_sport_selo_2022.pdf (date of access: 01.08.2022).

3. Derevlev S. K., Mikhailova E. I., Derevleva E. B. On the issue of increasing motivation for sports // Modern pedagogical education. 2019. No. 4. Pp. 40-42.

4. Filimonova E. N., Korobeynikova E. I. Formation of motivation for physical culture and sports among students // Physical culture and sport: science, practice, education. 2019. No. 6. Pp. 6-13.

5. Muravleva T. V. Factors of sustainable development of the municipality // Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University. 2020. No. 1 (80). Pp. 71-73.

6. Grebnev R. D. Nature and key ontological and structural-functional features of the constitutional right to sport // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Legal Sciences. 2012. No. 1. Pp. 29-36.

7. Miftakhov M. R. Sports activity of the population as a factor in the economic development of Russian regions: abstract of the thesis. ... cand. of econ. sciences: 08.00.05. Kazan, 2021. 28 p.

8. Solntsev I. V., Chuchina E. A. Measures of tax incentives for the development of sports in Russia // Taxes. 2014. No. 4. Pp. 20-24.

9. Talyzov S. N. Japanese model of physical culture and sports management // Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation. 2016. No. 4. Pp. 104-106.

10. Sokolova N. V., Chernykh Z. N. Some problematic aspects of legal regulation of issues of increasing the interest of citizens in a healthy lifestyle // Vestnik VGU. Series: Law. 2021. No. 2 (45). Pp. 10-19.

11. Fitnessstudio: Beiträge von der Steuer absetzen. URL: https://www.vlh.de/krankheit-vorsorge/krankheit/ fitnessstudio-beitraege-von-der-steuer-absetzen-1. html (date of access: 19.08.2022).

12. Was sind aussergewöhnliche Belastungen? URL: https://www.vlh.de/wissen-service/steuer-abc/was-sind-aussergewoehnliche-belastungen. html (date of access: 19.08.2022).

13. Fitness studio auf Kosten der Krankenkassen? URL: https://www.krankenkassen.de/gesetzliche-krankenkassen/leistungen-gesetzliche-krankenkassen/gesundheit/fitnessstudio/ (date of access: 19.08.2022).

14. Gesundheitskurse: wie hoch ist der Zuschuss der Krankenkassen? URL: https://www.krankenkassen. de/gesetzliche-krankenkassen/leistungen-gesetzliche-krankenkassen/gesundheit/Gesundheitskurse/ (date of access: 19.08.2022).

15. Preisgelder im Amateursport — steuerfrei oder steuerpflichtig? URL: https://www.vlh.de/arbeiten-pendeln/beruf/preisgelder-im-amateursport-steuerfrei-oder-steuerpflichtig. html (date of access: 19.08.2022).

16. Pochinkin A. V., Dimitrov I. L., Visheyko S. V. Transformation of the economic foundations of physical culture and sports in Russia // Uchenye zapiski Lesgaft University. 2018. No. 4 (158). Pp. 279-283.

17. Samsonov I. I. Physical culture and sport as a socio-economically significant activity // Economics Profession Business. 2021. No. 3. Pp. 98-105. DOI: 10.14258/epb202144.

18. Explanatory note to the draft federal law "On Amendments to Article 219 of Part Two of the Tax Code of the Russian Federation regarding the provision of a social tax deduction in the amount paid by the taxpayer for the physical culture and health services provided to him". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1048793-7 (date of access: 01.08.2022).

19. Smirnova E. E. Social tax deductions as an instrument of state support for the population // Economics. Taxes. Right. 2013. No. 1. Pp. 84-89.

20. Pavlenko S. P. Legal nature of deductions and exemptions for personal income tax // Taxes and taxation. 2010. No. 12. Pp. 37-41.

21. List of physical culture and sports organizations, individual entrepreneurs operating in the field of physical culture and sports as their main activity, for 2022. URL: https://minsport.gov.ru/2020/docs/2021/Final% 20list_ with%20amendments%20FTS%20 (2) %2021%2001%202022.pdf (date of access: 01.08.2022).

22. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation of September 30, 2021 No. 2115-O. URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-30092021-n-2115-o/ (date of access: 01.08.2022).

23. Samsonov I. I. On the administrative and legal status of sports schools // Ezh-Lawyer. 2014. No. 31. P. 8.

24. Decree of the Eighteenth AAS dated November 24, 2015 No. 18AP-11767/15. URL: https://base.garant. ru/61041637/ (date of access: 01.08.2022).

25. Baranov V. M., Pshenichkov M. A. Legislative harmonization as a basic legal structure of the state's innovative legal development // Legal Technique. 2013. No. 7. Pp. 71-77.

Поступила в редакцию: 29.08.2022.

Принята к печати: 17.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.