REFERENCES
1. Voronov, Y.S. (2012), "Increasing the effectiveness of training young athletes orienteering technical and tactical actions and skills based on consideration of the age structure of competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol.85, No. 3, pp. 53-58.
2. Georgieva М.Р. (2012), "Justification of the technical complexity of competitive distances for male and female orienteer's «elite»", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.85, No. 3, pp. 61-65.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2014.
УДК 796.56
СТИМУЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КАК ФУНДАМЕНТ ЕЕ РАЗВИТИЯ В СУБЪЕКТЕ РФ
Александр Юрьевич Близневский, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России, Сибирский федеральный университет (СФУ), Красноярск
Аннотация
Для улучшения здоровья и качества жизни граждан приоритетным должно быть развитие массовой физической культуры, а значит, неуклонно должен расти показатель удельного веса граждан РФ, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Не случайно достижение этого показателя к 2015 г. планируется до 30%. Проведенные предварительные исследования указывают на определяющую роль муниципалитетов для организации физкультурно-оздоровительного движения, у которых находятся реальные рычаги управления разными процессами развития массового спорта региона в целом. Для оценки деятельности и стимулирования повышения уровня развития физической культуры и спорта в муниципальных образованиях разработано и представлено положение о формировании ежегодного рейтинга муниципальных территорий Красноярского края. Документ позволяет оценить качество деятельности муниципальных органов власти по развитию физической культуры и спорта, определить порядок приоритетности поддержки территорий края в дальнейшем. Полученные показатели рейтинга в разрезе каждого из 7-ми блоков позволяют более четко идентифицировать для каждого муниципального образования, участника рейтинга, «сферы лидерства» и «сферы отставания».
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, муниципальные образования, положение о рейтинге.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p27-34
STIMULATING SYSTEM OF ASSESSMENT OF THE SPORTS AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITY OF THE MUNICIPALITIES AS THE BASIS OF ITS
DEVELOPMENT FOR THE TERRITORIAL SUBJECT OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Aleksandr Yuryevich Bliznevskiy, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Honored Trainer of Russia, Siberian Federal University, Krasnoyarsk
Annotation
The mass physical culture development has to become the priority, so, the indicator of the specific weight of the citizens of the Russian Federation that are systematically engaged in the physical culture and sports has to grow steadily for improvement of the health and quality of life of the citizens. Not incidentally, the achievement of this indicator is planned by 2015 up to 30%. The conducted preliminary researches indicate the defining role of the municipalities for the organization of sports and health-improving move-
ment, that have real control levers for the different development processes of the mass sports in the region as a whole. For assessment of the activity and stimulation of increase of the level of development of physical culture and sports in the municipalities, the provision on formation of the annual rating for the municipal territories of Krasnoyarsk Area has been developed and submitted. The document allows estimating the quality of activity of the municipal authorities on physical culture and sports development, defining the order of priority for the support of the territories of the region in the future. The received indicators of the rating in the section of each of seven blocks allow identifying more accurately for each municipality -participant of the rating "leadership sphere" and "lag sphere".
Keywords: sports and health-improving activity, municipalities, provision on the rating.
ВВЕДЕНИЕ
Массовая физкультурно-оздоровительная деятельность среди населения соответствуют требованиям гармонизации физического и духовного воспитания, укрепления здоровья занимающихся [1, 2, 6]. Поэтому эту деятельность по праву считают составной частью воспитательного процесса человека и общества в целом, используют ее социальную эффективность в интересах государства [3, 4, 8, 9].
Основным показателем эффективности управления сферой физической культуры и спорта является соответствие количества вовлеченного в процесс физического воспитания населения страны предоставляемым государством ресурсам и условиям для этого процесса. При этом степень вовлеченности имеет достаточно широкий диапазон: от эпизодического участия в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях до профессионализма на уровне спорта высших достижений. Для улучшения здоровья и качества жизни граждан приоритетным должно быть развитие массовой физической культуры, для повышения спортивного престижа государства - развитие спорта высших достижений.
Международная статистика свидетельствует, что по первому показателю Российская Федерация значительно отстает от многих других государств [5, 7, 10, 11, 12], где количество граждан, регулярно занимающихся физическими упражнениями, может достигать 40-50% населения, тогда как в РФ по разным оценкам 18-25%. Что касается планируемого удельного веса граждан РФ, систематически занимающихся физической культурой и спортом, здесь, согласно данным доклада Минспорта России об основных направлениях деятельности на 2010-2012 гг., предполагалось ежегодное увеличение до 2% от общего числа населения страны и достижение этого показателя к 2015 г. до 30%.
Особое внимание в документе обращалось на важность вовлечения в систематические занятия физической культурой пенсионеров, детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, женщин. Достижение этих показателей на региональном уровне обусловило необходимость разработки новых организационных вызовов, стимулирующих физкультурно-оздоровительную деятельность на муниципальном уровне, что и явилось целью данного исследования.
МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ
Предварительные исследования физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности в территориях Красноярского края показали, что определяющую роль для их организации играют муниципалитеты. Именно у муниципальных органов управления физической культурой и спортом находятся реальные рычаги управления разными процессами развития массового спорта. Поэтому они не только могут, но и должны выстраивать собственную стратегию развития спортивно-оздоровительной отрасли в своих территориях, руководствуясь общей ее региональной концепцией, действуя в русле краевого и федерального законодательства.
В целях оценки и стимулирования повышения уровня развития физической культуры и спорта в муниципальных образованиях на преобразующем этапе данного исследования в 2009 г. для министерства спорта, туризма и молодежной политики Краснояр-
ского края было разработано положение о формировании ежегодного рейтинга муниципальных территорий края по итогам спортивно-массовой работы. Данный документ позволяет оценить качество деятельности муниципальных органов власти по развитию физической культуры и спорта, определить порядок приоритетности поддержки территорий края в дальнейшем. В таблице 1 приведены показатели разработанного рейтинга муниципальных образований Красноярского края (городов и районов) в сфере физической культуры и спорта по итогам работы за год.
Таблица 1
Показатели рейтинга муниципальных образований Красноярского края
Показатель
Индикатор (ед. измерения)
Удельный вес штатных работников, имеющих профильное образование %
Удельный вес внештатных работников, имеющих профильное образование %
Место в общем зачете
Место в группе
Развитие видов спорта Количество культивируемых видов спорта (базовых, опорных, развиваемых) Ед.
Баллов всего
Место в общем зачете
Место в группе
Население, занимающееся физической культурой и спортом Численность систематически занимающихся ФКиС Чел.
Удельный вес населения, систематически занимающегося ФКиС %
Место в общем зачете
Место в группе
Удельный вес систематически занимающихся физической культурой в клубах по месту жительства Численность систематически занимающихся в КМЖ Чел.
Удельный вес %
Место в общем зачете
Место в группе
Участие в краевых Спартакиадах Комплекс региональных Спартакиад среди городов края Место
Балл в общем зачете
Место в группе
Балл по группе
Комплекс региональных Спартакиад среди сельских поселений края Место
Балл в общем зачете
Место в группе
Балл по группе
Комплекс региональных этапов всероссийских соревнований «Президентские состязания» Место
Балл в общем зачете
Место в группе
Балл по группе
Комплекс региональных Спартакиад среди учащихся и молодежи Место
Балл
Место в группе
Балл по группе
Баллы всего
Место в общем зачете
Место в группе
Балл по группе
Проведение всероссийских спортивно-массовых акций Лыжня России Балл
Кросс Нации Балл
Российский азимут Балл
Оранжевый мяч Балл
Всего баллов
Итого баллов
Место в общем зачете
Место в группе
1. Кадровое обеспечение отрасли
2. Массовая физическая культура и спорт
Показатель Индикатор (ед. измерения)
Удельный вес граждан, занимающихся в Численность населения 6-15 лет Чел.
ДЮСШ, СДЮСШОР (6-15 лет) Численность занимающихся в ДЮСШ, Чел.
3. Детско- СДЮСШОР
юношеский спорт %
Место в общем зачете
Место в группе
Численность систематически занимающихся видами спорта в ДЮСШ, Чел.
СДЮСШОР
Кол-во подготовленных в отчетном году спортсменов, имеющих разряды КМС, I Чел.
Удельный вес подготовленных в отчетном году спортсменов, имеющих разряды %
КМС, I
4. Спортивный Место в общем зачете по показателю
резерв Место в группе по показателю
Количество членов юношеских и юниорских сборных команд края в отчетном Чел.
году
Удельный вес членов юношеских сборных команд края в отчетном году (человек) %
Место в общем зачете по показателю
Место в группе по показателю
Численность инвалидов в МО Чел.
5. Адаптивная фи- Численность инвалидов, занимающихся ФКиС Чел.
зическая культура и Удельный вес инвалидов, занимающихся ФКиС %
инвалидный спорт Место в общем зачете
Место в группе
6. Материально-техническая база Уровень фактической обеспеченности спортсооружениями %
Место в общем зачете
Место в группе
7. Финансирование ФКиС Кассовые расходы бюджетов муниципальных образований на ФКиС (раздел 1100 бюдж. классиф. руб)
Финансирование по разделу ФКиС на 1 жителя
Место в общем зачете
Место в группе
Сумма мест по всем разделам рейтинга в общем зачете
Итоговое место в общем зачете
Сумма мест по всем разделам рейтинга в группе
Итоговое место в группе
В целом данные итогового рейтинга позволяют сравнительно оценить результативность политики муниципального образования в части развития физической культуры и спорта на его территории, так как он включает все основные составляющие блоки-направления. Объективность данного рейтинга не вызывает сомнения, так как он не оперирует экспертными мнениями и при его формировании используются только общедоступные статистические данные:
- федерального статистического наблюдения годовой формы № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте»;
- федерального статистического наблюдения годовой формы № 5-ФК «Сведения о спортивной школе»;
- результатов участия в спартакиадах и спортивно-массовых акциях муниципального образования;
- уровня обеспеченности спортивными сооружениями;
- финансирования по разделу «1100» бюджетной классификации РФ.
Так как большинство применяемых показателей рейтинга являются расчетными и основываются на отборе более 30 статистических индикаторов, в таблице 2 дается пояснение к их расчету, указываются конкретные источники информации.
Рейтинг не отражает прямое ранжирование муниципальных образований по оценке абсолютных показателей (ед., чел.), а учитывает только относительные величины (удельный вес, доли, уровень обеспеченности на 1-го жителя), то есть производные,
представляющие собой частное от деления двух абсолютных величин и характеризующие количественное соотношение между ними.
Таблица 2
Пояснение к рейтингу муниципальных образований Красноярского края в сфере _физической культуры и спорта_
Группа показателей Показатель Расчет показателя Источник получения информации
Численность населения Численность населения на 31 декабря оцениваемого года Не оценивается Система АИСММО
Кадровое обеспечение отрасли Образовательный уровень штатных и внештатных работников % специалистов сферы ФКиС с высшим и средним специальным образованием от общего количества штатных (внештатных) физкультурных работников Государственный статистический отчет 1-ФК
Массовая физическая культура и спорт Количество развиваемых видов спорта. Из них базовых, опорных, культивируемых 1 балл начисляется за каждый развиваемый в МО вид спорта; 2 баллами оценивается каждый опорный вид спорта, 3 баллами - каждый базовый Сведения государственной статистической отчетности (1ФК)
Удельный вес населения муниципального образования, систематически занимающегося ФКиС Отношение систематически занимающихся ФКиС к численности населения в МО. На основании зафиксированного показателя муниципальному образованию присваивается место Сведения государственной статистической отчетности (1ФК), официальная численность населения МО
Удельный вес систематически занимающихся ФКиС в спортивных клубах по месту жительства граждан Отношение систематически занимающихся ФК в КМЖ к численности населения в МО. На основании зафиксированного показателя муниципальному образованию присваивается место Статистический отчет 1ФК, отчеты МО по реализации краевых субсидий
Участие в краевых Спартакиадах 1 место - 70 баллов,2 - 68 баллов, 3 - 66 баллов,4 - 63 балла, далее по убыванию с шагом в 1 балл Официальные протоколы Спартакиад
Участие МО во всероссийских акциях Участие МО в 1 акции оценивается в 30 баллов Официальные письменные ответы МО
Детско-юношеский спорт Доля граждан занимающихся в ДЮСШ, СДЮСШОР (6-15 лет) % от общей численности населения 615 лет в МО края Статистический отчет 5-ФК
Спортивный резерв Кол-во подготовленных в отчетном году в МО спортсменов, имеющих разряды КМС, I % от количества спортсменов, занимающихся видами спорта Статистический отчет 1-ФК
Кол-во спортсменов, являющихся членами сборных юниорских и юношеских команд Красноярского края в отчетном году % от общего списочного состава сборных команд края Официальные списки сборных команд Красноярского края
Адаптивная ФКиС Удельный вес инвалидов, занимающихся ФКиС На основании зафиксированного по итогам года показателя муниципальному образованию присваивается место Статистический отчет 1-ФК
Материально-техническая база Уровень фактической обеспеченности спортсооруже-ниями На основании зафиксированного по итогам года показателя муниципальному образованию присваивается место Система АИСММО
Финансирование ФКиС Финансирование по разделу ФКиС на 1 жителя МО Отношение кассовых расходов бюджетов МО на ФКиС (раздел 1100 бюджетной классификации РФ) к численности населения систематически занимающихся спортом Данные бюджетной статистики
При равном значении показателя, приоритет отдается муниципальному образованию с большим удельным весом населения систематически занимающегося физической культурой и спортом
Данное условие позволяет уровнять муниципальные образования с разным населением и разными исходными возможностями. Разделение производится лишь на две группы в соответствии с численностью населения: для городов - численностью населения свыше или менее 55 тыс. чел.; для районов - численностью населения более или менее 20 тыс. чел.
После всех необходимых согласований впервые мониторинг по разработанному рейтингу муниципальных образований был проведен по результатам физкультурно-спортивной деятельности 2010 г. Полученные показатели рейтинга в разрезе каждого из 7-ми блоков позволили более четко идентифицировать для каждого муниципального образования, участника рейтинга, «сферы лидерства» и «сферы отставания». Результаты рейтинга были доведены до муниципальных органов управления физической культурой и спортом. Далее, при формировании календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий на 2011 г., от муниципалитетов края поступило значительно больше заявок на их проведение и участие. Наибольший прирост составили заявки на участие в спарта-киадном региональном движении.
Благодаря ежегодному ведению представленного рейтинга среднее значение удельного веса систематически занимающихся физической культурой и спортом в крае в последние годы неуклонно растет. В 2010 г. этот показатель составлял 16,9%, в 2011 г., после введения рейтинга, уже 19,5%. Далее положительная тенденция тоже сохранилась: 2012 г. - 21,4%, 2013 г. - 24,7%. Наряду с другими позитивными факторами, свою положительную роль сыграло введение муниципального рейтинга, позволяющего каждому муниципалитету сравнительно оценить свои сильные стороны и выявить отстающие направления физкультурно-спортивной деятельности для их активизации. Он был признан краевым отраслевым министерством как информативный документ, стимулирующий деятельность муниципальных органов управления физической культурой и спортом.
ВЫВОДЫ
Таким образом, нормативное введение рейтинга муниципальных образований в субъекте РФ значительно стимулирует работу местных органов управления отраслью и как следствие активизирует физкультурно-оздоровительное движение в муниципалитетах. В число оцениваемых показателей муниципального рейтинга вошли:
- количество культивируемых в муниципалитете развиваемых-опорных-базовых видов спорта с оценкой в 1-2-3 балла за каждый соответственно;
- участие в краевых Спартакиадах с оценкой за 1 место - 70 баллов, 2 - 68 баллов, 3 - 66 баллов, 4 - 63 балла, далее по убыванию с шагом в 1 балл;
- участие во Всероссийских массовых спортивно-оздоровительных акциях с оценкой в 30 баллов за проведение каждой акции.
Кроме этих показателей учитывается удельный вес населения муниципального образования, систематически занимающегося физической культурой и спортом вообще, и в клубах по месту жительства в частности, удельный вес специалистов с высшим и средним специальным образованием от общего количества физкультурных работников.
Для оценки детско-юношеского спорта учитывается доля систематически занимающихся детей в возрасте 6-15 лет; спортивного резерва - доля подготовленных в отчетном году в муниципальном образовании спортсменов, имеющих разряды КМС и I, а также включенных в составы сборных команд региона, относительно количества спортсменов, занимающихся видами спорта; развития инвалидного спорта - удельный вес инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой.
Учитывается также уровень фактической обеспеченности спортсооружениями и финансирование по разделу физической культуры и спорта на 1 жителя муниципального образования. Таким образом, итоговый рейтинг позволяет сравнительно оценить результативность политики муниципального образования в части развития физической культуры и спорта на его территории, так как он включает все основные составляющие блоки-направления. Он не отражает прямое ранжирование муниципальных образований по оценке абсолютных показателей (ед., чел.), а учитывает только относительные величины (удельный вес, доли, уровень обеспеченности на 1-го жителя), что позволяет уровнять муниципальные образования с разным населением и разными исходными возможностя-
ми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемов, С.В. Запросы и потребности населения как базовый фактор планирования развития физической культуры и спорта городского района : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Артемов С.В. - М., 1990. - 24 с.
2. Бугров, Н.Н. Организационные основы массовой физической культуры : учебное пособие / Н.Н. Бугров, В.И. Жолдак, В.А. Какузин ; Московский обл. гос. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1982. - 109 с.
3. Горелов, A.A. Социально-психологические основы организаторской деятельности в спорте / А. А. Горелов, В.А. Черепов, Р.М. Кадыров ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1997. - 185 с.
4. Гостев, Г.Р. Организационные, социально-экономические и правовые аспекты развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации: (на примере Воронежской области) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гостев Г.Р. - М., 2001. - 24 с.
5. Золотов, М. И. Формирование системы управления ресурсным обеспечением массового спорта в России / М. И. Золотов // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 6163.
6. Мологин, Ю.Д. Социально-педагогические аспекты управления массовой физической культурой в административно-территориальном образовании : дис. ... канд. пед. наук / Мологин Ю.Д. - М., 2006. - 134 с.
7. Томилова, М.В. Массовый спорт и физкультурно-спортивная работа в Российской Федерации: стратегия, решение, проекты / М. В. Томилова // Материалы междунар. спорт. форума «Россия - спортивная держава 2012». - М. : СпортАкадемРеклама, 2012. - С. 107-110.
8. Чепик, В.Д. Физическая культура в социальных процессах / В. Д. Чепик. - М. : ТЕИС, 1995. - 170 с.
9. Черепов, В. А. Социально-психологические основы управления в спорте : учебное пособие / В. А. Черепов. - СПб. : [б. и.], 1996. - 83 с.
10. Dalen, D. A world history of physical education / D. Dalen, B. Bannett. - 2d ed. - Englewood Cliffs, N.Y : Prentice-Hall, 2001. - 443 p.
11. Haskell, W.L. Physical activity, sport and health: Toward the next century / W.L. Haskell // Research Quarterly for Exercise and Sports. - 1996. -Vol. 67. - Suppl. to № 3. - P. 37-47.
12. Zeigler, E. The «Discipline» and the «Profession» issues in North American sport and physical education / E. Zeigler, F. Earle. - Washington, L.C. : AAHPER, 2009. - 115 p.
REFERENCES
1. Artyomov, S.V. (1990), Inquiries and requirements of the population as basic factor ofplanning of development ofphysical culture and sport of the city area, dissertation, Moscow.
2. Bugrov NN., Zholdak V.I. and Kakuzin V.A. (1982), Organizational fundamentals of mass physical culture: Manual, publishing house MOGIFK, Moscow.
3. Gorelov, A.A., Cherepov, V.A. and Kadyrov, R.M. (1997), Social and psychological bases of organizing activity in sports, publishing house VIFK, St. Petersburg.
4. Gostev, G.R. (2001), Organizational, social and economic and legal aspects of development of physical culture and sport in subjects of the Russian Federation: (on the example of the Voronezh region), dissertation, Moscow.
5. Zolotov, M. I. (2003), "Formation of a control system by resource ensuring mass sports in Russia", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 61-63
6. Mologin, Yu.D. (2006), Social and pedagogical aspects of management of mass physical culture in administrative-territorial education, dissertation, Moscow.
7. Tomilova, M.V. (2012), "Mass sports and sports and sports work in the Russian Federation: strategy, decision, projects", Materials conference "Russia - the sports power 2012", Sportakademrekla-ma, Moscow, pp. 107-110.
8. Chepik, V.D. (1995), Physical culture in social processes, publishing house "TEIS", Moscow.
9. Cherepov, V. A. (1996), Social and psychological bases of management in sports: Manual, publishing house Lesgaft University, St. Petersburg.
10. Dalen, D. and Bannett B. (2001), A world history of physical education, Prentice-Hall, Eng-lewood Cliffs, N.Y.
11. Haskell, W.L. (1996), "Physical activity, sport and health: Toward the next century", Research Quarterly for Exercise and Sports, Vol. 67, Suppl. to No 3, pp. 37-47.
12. Zeigler, E. and Earle F. (2009), The "Discipline " and the ''Profession " issues in North American sport and physical education, AAHPER, Washington, L.C.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.06.2014.
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ
Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Татьяна Викторовна Данилова, соискатель, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России. В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России, авторы отмечают необходимость включения в процесс подготовки курсантов отдельных планов, программ по формированию умений своевременно принимать правильные организационно-управленческие решения. При этом большое внимание должно уделяться применению средств обучения для формирования навыков решения профессиональных задач, на основе систематизированных теоретических организационно-управленческих знаний, а также средств обучения для развития навыков организации работы в малых коллективах исполнителей. Большое значение в процессе подготовки курсантов должно уделяться направленности на постоянный поиск путей повышения уровня мотивации у курсантов к самосовершенствованию в сфере организационно-управленческой деятельности, а также на формирование у них установки на профессиональное саморазвитие в сфере организационно-управленческой деятельности. Важными психолого-педагогическими условиями являются: разработка комплекса мероприятий по контролю над уровнем развития качеств у курсантов, необходимых для организационно-управленческой деятельности; выработка объективных критериев оценки развития качеств у курсантов, необходимых для организационно-управленческой деятельности; разработка педагогических мер для повышения уровня организационно-управленческой подготовленности курсантов.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия; организационно-управленческая компетентность; профессиональная деятельность; вузы МЧС России; курсанты.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p34-38
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR FORMATION OF THE ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE COMPETENCE AMONG THE CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
OF EMERCOM OF RUSSIA
Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State Polytechnical University, Tatyana Viktorovna Danilova, the competitor, St. Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia
Annotation
The article presents the results of researches on justification of the psychology and pedagogical conditions necessary for formation of the organizational and administrative competence at the cadets of