Научная статья на тему 'О некоторых проблемах развития ветеранского спорта и путях их решения'

О некоторых проблемах развития ветеранского спорта и путях их решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2128
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕТЕРАН СПОРТА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВЕТЕРАНСКОГО СПОРТА / СОРЕВНОВАНИЯ ВЕТЕРАНОВ СПОРТА / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕТЕРАНСКОГО СПОРТА / РАЗВИТИЕ ВЕТЕРАНСКОГО СПОРТА / SPORTS VETERAN / INSTITUTIONAL BASIS OF VETERAN SPORTS / VETERAN SPORTS COMPETITION SYSTEM / FINANCIAL SUPPORT OF VETERAN SPORTS / DEVELOPMENT OF VETERAN SPORTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Виноградов Петр Алексеевич, Окуньков Юрий Владимирович

В статье показана объективная необходимость развития в стране ветеранского спорта. На основе опроса исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и спортивных федераций, включая ветеранские, получены данные о понятии «Ветеран спорта», организационных основах, системе соревнований, финансовом обеспечении, участии исполнительных органов власти в области физической культуры и спорта, спортивных федераций в развитии ветеранского спорта. Разработаны предложения по развитию в стране спорта ветеранов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Виноградов Петр Алексеевич, Окуньков Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some problems of development of veterans sports and ways of their solution

The article shows an objective necessity to develop veteran sports in country. The survey of the executive authorities of the constituent units of the Russian Federation in the area of physical education and sports as well as of the sport federations, including veteran ones, has provided the information about the definition of “Sports Veteran”, institutional basis, competition system, financial support, participation of executive authorities in physical education and sports, participation of sport federations in veteran sports development. Certain suggestions in relation to the development of veteran sports in country have been developed.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах развития ветеранского спорта и путях их решения»

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ВЕТЕРАНСКОГО СПОРТА

И ПУТЯХ ИХ РЕШЕНИЯ

П.А. ВИНОГРАДОВ, Ю.В. ОКУНЬКОВ,

ФГБУ ЦСП

Аннотация

В статье показана объективная необходимость развития в стране ветеранского спорта. На основе опроса исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и спортивных федераций, включая ветеранские, получены данные о понятии «Ветеран спорта», организационных основах, системе соревнований, финансовом обеспечении, участии исполнительных органов власти в области физической культуры и спорта, спортивных федераций в развитии ветеранского спорта. Разработаны предложения по развитию в стране спорта ветеранов.

Ключевые слова: ветеран спорта, организационные основы ветеранского спорта, соревнования ветеранов спорта, финансовое обеспечение ветеранского спорта, развитие ветеранского спорта.

Abstract

The article shows an objective necessity to develop veteran sports in country. The survey of the executive authorities of the constituent units of the Russian Federation in the area of physical education and sports as well as of the sport federations, including veteran ones, has provided the information about the definition of "Sports Veteran", institutional basis, competition system, financial support, participation of executive authorities in physical education and sports, participation of sport federations in veteran sports development. Certain suggestions in relation to the development of veteran sports in country have been developed.

Key words: sports veteran, institutional basis of veteran sports, veteran sports competition system, financial support of veteran sports, development of veteran sports.

Актуальность

Проблемы развития ветеранского спорта в стране сегодня приобрели важное практическое значение, поскольку для достижения целевых ориентиров основополагающих документов, в том числе «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» (далее - Стратегия) по увеличению численности систематически занимающихся физической культурой и спортом (далее - ФКиС), необходимо увеличение доли занимающихся среди всех возрастных групп населения, в том числе и среди всего взрослого населения, где ветеранский спорт, несомненно, может сыграть свою положительную роль.

В соответствии с плановыми показателями Стратегии, к 2020 г. доля систематически занимающихся ФКиС должна составить 40% в целом среди всего населения страны. В 2012 г. эта доля, по официальным статистическим наблюдениям, составила 22,5%. Для достижения запланированного к 2020 г. показателя необходимо почти вдвое увеличить количество систематически занимающихся ФКиС.

Статистические данные показывают, что в 2013 г. среди населения в возрасте до 14 лет ФКиС систематически занималось 57,2%, в возрасте 15-29 лет - 48,8%, в возрасте от 30 до 59 лет - 10,9%, а среди населения 60 лет и старше - 2,4%. Просматривается явное уменьшение доли занимающихся ФКиС с повышением возраста.

Дополнительно необходимо отметить, что и темпы увеличения численности занимающихся ФКиС также снижаются с повышением возраста. Так, по сравнению

с 2011 г., в 2013 г. доля занимающихся среди 15-29-летних возросла на 14,3%, в то время как среди 30-59-летних это увеличение составило всего 1,6%, а среди 60-летних и старше увеличения доли систематически занимающихся не произошло (прирост - 0,0%).

В итоге можно констатировать, что именно среди людей среднего, старшего и пожилого возраста, когда и может положительно проявиться ветеранский спорт, наблюдается значительное отставание в приобщении населения к занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью. Что, естественно, сдерживает использование потенциальных возможностей занятий ФКиС для достижения социально значимых показателей - для улучшения и сохранения здоровья и работоспособности людей, сохранения и улучшения человеческого потенциала и качества жизни экономически активного населения и пенсионеров.

Сосредотачивая основное внимание на более перспективном направлении работы - на развитии ФКиС среди подрастающего поколения, когда можно заложить основы для достижения абсолютно лучших спортивных показателей в жизнедеятельности человека, субъекты управления сферой ФКиС страны уделяют явно недостаточное внимание приобщению к занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью лиц среднего, старшего и пожилого возраста, когда на абсолютно лучшие спортивные достижения рассчитывать уже не приходится.

Ветеранское спортивное движение не имеет достойного официального статуса как относительно самостоятельного направления в развитии сферы ФКиС страны,

а соответственно, здесь отсутствуют статистические наблюдения и исследовательские данные, что затрудняет выявление и последующее решение наиболее актуальных задач по развитию ветеранского спорта.

Актуализировалась проблема, которая заключается в том, что, с одной стороны, существует объективная необходимость развития в стране ветеранского спорта, но, с другой стороны, для этого необходимы знания реального положения дел с развитием спорта ветеранов, а это знание сегодня явно недостаточное.

Цель исследования - улучшить имеющиеся представления о реальном состоянии ветеранского спорта в стране, в том числе о понятии «ветеран спорта», об организационных основах, о системе соревнований, о финансовом обеспечении спорта ветеранов, об участии исполнительных органов власти в области физической культуры и спорта, спортивных федераций в развитии ветеранского спорта.

Используемые методы - опрос, контент-анализ, методы математической статистики. На основе разработанной с учетом мнения экспертов анкеты были опрошены исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации в области ФКиС и спортивные федерации, в том числе ветеранов спорта. Всего опрошено 142 организации, половину из них представляют исполнительные органы власти.

Результаты и обсуждение

О понятии «Ветеран спорта». Несмотря на широкое практическое использование понятия «Ветеран спорта», это понятие еще законодательно не зафиксировано. А на основе контент-анализа ответов респондентов по определению понятия «Ветеран спорта» можно отметить, что параметры, по которым сегодня определяется понятие «Ветеран спорта», имеют значительные расхождения. И эти расхождения проявляются прежде всего в отношении учета различных спортивных заслуг (спортивных показателей, званий, наград и т.д.). С одной стороны, предлагаются определения понятия «Ветеран спорта», когда спортивные заслуги не учитываются вовсе. С другой стороны, предлагаются определения понятия «Ветеран спорта», построенные в основном на учете спортивных заслуг человека.

В случае, когда спортивные заслуги не учитываются, к ветеранам спорта фактически относится все занимающееся ФКиС и участвующее в соревнованиях население определенного возраста. Такой подход ориентирует на привлечение к ветеранскому спорту максимально широкой аудитории. И, естественно, он более приемлем для учета в государственной политике в отношении развития ФКиС в стране в целом. Именно такой подход используется в возрастном спорте за рубежом, где для участия в крупнейших международных соревнованиях (Всемирные игры мастеров) приглашаются все желающие определенных возрастных групп.

При учете только различных спортивных заслуг для определения «Ветерана спорта», конечно же, потенциальная аудитория занимающихся ФКиС всего взрослого населения значительно сокращается. Но и свои плюсы

такой подход имеет. Начиная с предоставления возможности своеобразного продления профессиональной спортивной деятельности, которая пользуется вниманием болельщиков, различных форм поддержки известных спортивных ветеранов и заканчивая положительным проявлением занятий и соревнований популярных, хотя и бывших, спортсменов для пропаганды не только того или иного вида спорта, но и активного образа жизни, а также для использования авторитета таких спортсменов для положительного решения различных практических вопросов по развитию ветеранского спорта, да и всего физкультурно-спортивного движения страны.

Различные толкования понятия «Ветеран спорта», несомненно, проявляются и в различных подходах в работе различных организаций по развитию ветеранского спорта. И, конечно, здесь требуется единое понимание этого термина.

На основе выявленных мнений респондентов представляется целесообразным при определении понятия «Ветеран спорта» использовать следующий подход: к ветеранам спорта относить всех, достигших определенного возраста и закончивших свою профессиональную спортивную карьеру (если таковая была), систематически занимающихся ФКиС и участвующих в соревнованиях, организованных для данных лиц, а уже внутри данной аудитории ветеранов можно выделять как составную часть ветеранов с теми или иными дополнительными показателями, в том числе и по имеющимся спортивным заслугам. Единый подход к определению понятия «Ветеран спорта» должен быть, по мнению 78% опрошенных, законодательно зафиксирован.

Организационные основы развития ветеранского спорта. Как показало исследование, в большинстве регионов (в 86%) и в спортивных федерациях (в 79%) страны имеются многочисленные и разнообразные общественные организации ветеранов спорта (например, Всероссийская федерация ветеранов волейбола сообщает, что в стране имеется более 150 спортклубов ветеранов волейбола), но при этом явно снижается количество исполнительных органов власти (до 52%) и федераций (до 70%), при которых непосредственно имеются ветеранские организации. Но еще в большей мере уменьшается количество региональных исполнительных органов власти в области ФКиС (до 31%) и спортивных федераций (до 37%), у которых в программах развития ФКиС или вида спорта имеются положения, направленные на развитие ветеранского спорта. А значит, большинство исполнительных органов власти и спортивных федераций не берут на себя какой-либо ответственности по развитию ветеранского спорта в своих официальных документах.

Вместе с тем подавляющее большинство опрошенных считают, что спортивные федерации (85% ответов) и Минспорт России (82% ответов) должны осуществлять координацию и контроль за развитием ветеранского спорта.

О соревнованиях ветеранов спорта. Участие в соревнованиях является одним из главных и неотъемлемых показателей понятия «Ветеран спорта», поэтому органи-

зация и проведение состязаний среди лиц ветеранского возраста требуют первостепенного внимания.

Опрос показал, что в подавляющем большинстве регионов страны (91%) и в большинстве спортивных федераций (63%) ветеранский спорт функционирует посредством проведения соревнований, которые зачастую носят комплексный (52%) и международный (40%) характер. В стране накоплен немалый опыт проведения различных спортивных состязаний для ветеранов спорта, и подавляющее большинство региональных исполнительных органов власти в области ФКиС (84%), а также спортивных федераций (88%) поддерживают возможность проведения в России крупнейших международных стартов для ветеранов спорта.

Большинство (72%) представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ФКиС и спортивных федераций выступают за расширение системы соревнований для ветеранов спорта вплоть до организации Олимпийских игр среди спортсменов, занимающихся ветеранским спортом.

Вместе с тем каждый седьмой респондент не поддерживает проведение соревнований отдельно для ветеранов спорта.

О финансовом обеспечении ветеранского спорта. Ветеранский спорт требует финансового подкрепления возможности участия прежде всего в соревнованиях, а также в тренировочном процессе ветеранов.

Полученные данные показывают, что несмотря на использование практически всех возможных источников финансирования организации и проведения соревнований ветеранов спорта - привлечение государственных средств (62%), средств спонсоров (42%), средств самих ветеранов (34%) и спортивных федераций (34%) -существующая финансовая поддержка явно недостаточна. К тому же обеспечение (формой, оплатой проезда, проживания и т.д.) участия наших спортсменов, даже в международных ветеранских состязаниях, происходит преимущественно за счет самих участников. И не случайно 90% опрошенных считают, что соревнования ветеранов следует включать в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (ЕКП) с соответствующей финансовой поддержкой, а 85% опрошенных считают, что следует наделить соответствующими полномочиями общероссийские спортивные федерации для обеспечения выступления ветеранских сборных страны на международных соревнованиях.

О работе по развитию ветеранского спорта. Практически все опрошенные исполнительные органы власти в сфере ФКиС и спортивные организации утверждают, что они прикладывают свои усилия для развития спорта ветеранов. Но конкретно эти усилия сфокусированы на поддержку организации и проведения спортивных соревнований, а все другие направления работы, прежде всего в налаживании всей организационной работы с ветеранами спорта и в организации занятий ФКиС, остаются только на теоретическом уровне. Хотя спрос ветеранов на занятия спортивно-оздоровительной деятельностью явно превышает предложения на такие услуги, что от-

мечают 45% респондентов. Весь спектр теоретических представлений респондентов о содержании работ по развитию ветеранского спорта фактически «свертывается» при практической работе до организации и проведения спортивных состязаний.

Несмотря на участие подавляющего большинства исполнительных органов и спортивных федераций в работе по развитию ветеранского спорта, эффективность этого участия явно недостаточная. Более 3/4 респондентов оценивают уровень этого участия как недостаточный или как практически нулевой. А средняя оценка опрашиваемых уровня развития ветеранского спорта как в стране в целом, так и на региональном и муниципальном уровнях составляет примерно 2,8 балла (по 5-балльной шкале).

В стране отсутствует общенациональная целенаправленная системная работа по развитию ветеранского спорта (реализуются лишь некоторые элементы системы), а также общенациональная всероссийская организация, занимающаяся ветеранским спортом. В субъектах РФ работа по развитию ветеранского спорта ведется в зависимости от активности в субъектах Российской Федерации тех или иных общественных спортивных организаций или конкретных лиц. Отсутствуют методические указания, рекомендации для осуществления данной работы в субъектах РФ и муниципальных образованиях со стороны Минспорта России. Недооценена роль и возможности вовлечения ветеранов спорта в волонтерское движение, в работу по пропаганде физической культуры и спорта среди подрастающего поколения и т.д.

О дополнительных факторах развития ветеранского спорта. Исследование показало, что в стране практически отсутствует пропагандистское и научно-методическое обеспечение развития ветеранского спорта.

Более 80% респондентов в той или иной мере, но не удовлетворены тем, как средства массовой информации освещают состояние и проблемы ветеранского спорта. Почти не уделяется внимания СМИ, в том числе телевидения, освещению спортивных достижений российских спортсменов-ветеранов на международных спортивных соревнованиях, а также не раскрываются ценности и возможности физической культуры и спорта, которые позволяют ветеранам спорта сохранять крепкое здоровье, вести здоровый, активный образ жизни.

Средняя оценка научно-методического обеспечения равна 2,3 балла (по 5-балльной шкале). Недостаточно изучается и используется в практике работы мировой опыт развития ветеранского спорта.

В стране отсутствует научный анализ положительного влияния развития в стране ветеранского спорта (вовлечение в систематические занятия лиц среднего, старшего и пожилого возраста, укрепления их здоровья, социальной активности, продления служебной карьеры, пропаганда ЗОЖ и т.д.). Не ведется медико-биологического сопровождения тех, кто систематически выступает на ветеранских спортивных соревнованиях разного уровня. Отсутствуют и данные о том, какие организации отвечают за медицинский контроль при занятиях ФКиС этой категорией населения.

К использованию спортивных разрядов и званий отдельно для ветеранского спорта как стимулирующего средства активности занятий ветеранов респонденты относятся неоднозначно. Фактически мнения разделились почти поровну: 45% говорят, что следует ввести спортивные разряды и звания отдельно для ветеранов спорта, 39% - выступают против этого. Это стимулирование не должно способствовать выходу за определенные пределы физических возможностей взрослого, а тем более пожилого, человека, и не должно быть напрямую взаимосвязано с имеющимися разрядами и званиями, а предназначено, в том числе и по названию, именно для ветеранского спорта. Определенные возможности здесь представляет введенный комплекс ГТО.

В целом мнения и оценки респондентов свидетельствуют о необходимости системного подхода для улучшения положения дел со спортом ветеранов, когда решение какой-то одной задачи не является залогом конечного успеха. А в наиболее важные группы проблем, решение которых необходимо в первую очередь для успешного развития ветеранского спорта, респонденты относят систему соревнований, финансовое обеспечение и управление развитием спорта ветеранов.

Заключение

На основе проведенного исследования предлагается:

- разработать Концепцию (и программу) развития ветеранского спорта на период до 2020 г. в виде отдельного документа или ввести подпрограмму «Развитие ветеранского спорта» в Государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и отдельный раздел в «Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»;

- внести изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» с целью нормативного урегулирования официального статуса ветеранского спорта, включая определение понятий «Ветеран спорта», «Ветеранский спорт»;

- определить (создать) на федеральном уровне единый орган, координирующий работу по развитию ветеранского спорта; образовать при Минспорте России Совет по вопросам развития ветеранского спорта;

- рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ФКиС, муниципальным образованиям, спортивным федерациям включить в свои программные документы развития ФКиС или вида спорта раздел о ветеранском спорте. При аккредитации общероссийских, региональных и местных спортивных федераций учитывать наличие в программах развития вида спорта мероприятий по развитию спорта среди ветеранов;

- рассмотреть возможность включения международных и всероссийских спортивных соревнований по ветеранскому спорту в ЕКП, с соответствующим финансированием за счет средств федерального бюджета;

- наделить общероссийские спортивные федерации полномочиями по подготовке, формированию и обеспечению выступления ветеранов спорта Российской Федерации на официальных международных соревнованиях (сборы, тренеры, экипировка, проезд, медобеспечение, проживание и т.д.);

- разработать предложения по созданию системы спортивных соревнований для ветеранского спорта, включая муниципальные, региональные, всероссийские и международные соревнования. Рекомендовать совмещение проведения всероссийских и региональных состязаний по видам спорта и ветеранских соревнований; проводить всероссийские, региональные, муниципальные комплексные физкультурные мероприятия среди ветеранов по типу спартакиад, фестивалей и т.д.;

- рассмотреть вопрос о включении спортивных нормативов для спортсменов-ветеранов в Единую всероссийскую спортивную классификацию;

- разработать меры по улучшению пропаганды ветеранского спорта через СМИ и Интернет. Совместно с федерациями по видам спорта подготовить цикл передач о ветеранах спорта, популяризирующих пользу ветеранского спортивного движения;

- в планах НИОКР Минспорта России предусматривать темы, связанные с изучением проблем развития ветеранского спорта;

- разработать систему мер по улучшению финансового и материально-технического обеспечения тренировочных занятий, спортивных мероприятий для ветеранов спорта; рассмотреть возможность расширения функций «Фонда поддержки олимпийцев», предусмотрев финансовую поддержку спортсменов-ветеранов, успешно выступающих на крупнейших международных соревнованиях по ветеранскому спорту; принять меры для льготного посещения спортивных объектов при проведении тренировочных занятий спортсменами-ветеранами и для льготной аренды спортсооружений при проведении официальных ветеранских соревнований;

- рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ФКиС, муниципальным образованиям, спортивным федерациям шире использовать социальную активность и профессиональную подготовку ветеранов спорта для развития физической культуры и спорта и внедрения физкуль-турно-спортивного комплекса ГТО как среди подрастающего поколения, так и лиц среднего и пожилого возраста;

- в статистических наблюдениях (в статистической форме 1-ФК) предусмотреть показатель числа систематически занимающихся физической культурой и спортом ветеранов спорта;

- провести расширенное всероссийское совещание по вопросам развития ветеранского спорта с участием общероссийских спортивных федераций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры, иных заинтересованных организаций.

Литература

1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года / http://www.minsport.gov.ru/documents/ministry-orders/

1830/?sphrase_id=78 - С. 5.

2. Физическая культура и спорт в Российской Федерации в цифрах (2002-2012 годы) / авт.-сост. П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков; под общ. ред. В.Л. Мутко. - М.: Советский спорт, 2013 г. - С. 8-9, 26.

3. Вестник Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. - М.: Советский спорт, 2009. - № 3. - С. 8.

4. Захаров А.Д. История и перспективы развития ветеранских лыжных гонок / А.Д. Захаров // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 2. -С. 10-15.

References

1. Development strategy of physical culture and sport in Russia by 2020. http://www.minsport.gov.ru/documents/ mmistry-orders/1830/?sphrase_id=78. - P. 5.

2. Physical culture and sport in Russia in figures (20022012) / P.A. Vinogradov, J.V.Okunkov. - Moscow, "Soviet sport", 2013. - P. 8-9, 26.

3. Reporter of the Ministry of sport, tourism and youth policy of Russia. - Moscow: "Soviet sport", 2009. -No. 3. - P. 8.

4. Zaharov A.D. History and development prospect of veteran ski race / A.D. Zaharov // Theory and practise of physical culture. - 2005. - No. 2. - P. 10-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.