Научная статья на тему 'КОМПЛЕКТОВАНИЕ И НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛА)'

КОМПЛЕКТОВАНИЕ И НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛА) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивная подготовка / наполняемость группы / группа спортивной подготовки / минимальная численность группы / максимальная численность группы / sports training / group size / sports training group / minimum group size / maximum group size

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самсонов Иван Иванович, Лурье Герман Владиславович, Сусикова Татьяна Степановна

Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию порядка комплектования групп спортивной подготовки, приходящихся на одного тренера-преподавателя, в условиях гармонизации законодательства. Методы и организация исследования. Результаты исследования получены на основе использования общелогических (анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, аналогия) и общенаучных методов исследования (опрос, описание, исторический метод в экономике), а также контент-анализа нормативно-правовых актов. Результаты исследования и их обсуждение. Анализ нормативно-правовых актов об организации спортивной подготовки (на примере вида спорта «баскетбол») начиная с 1977 г. позволил определить несогласованность значений наполняемости групп на этапах спортивной подготовки. При сопоставлении значения наполняемости групп с эмпирическими результатами из различных областей деятельности эффективного обучения возникает сомнение в эффективности регулирования спортивной подготовки. Причины рассогласованности видятся в установлении численности групп по этапам (годам этапов) спортивной подготовки без учета факторов внешней и внутренней среды, ориентируясь на стоимость услуги на одного занимающегося. Поэтому пробельность в регулировании комплектования групп в совокупности с инерционностью мышления администраторов и контрольно-надзорных органов вынуждает правоприменителей слепо следовать установленным предписаниям федеральных стандартов спортивной подготовки о численности групп в биосоциальных системах управления. Это дестабилизирует учебно-тренировочный процесс, снижая качество подготовки спортивного резерва. Заключение. Представляется, что выходом из сложившейся ситуации является признание автономности организаций в подготовке спортивного резерва, выражающейся в самостоятельном комплектовании групп спортивной подготовки в пределах имеющегося объема финансовых средств организации на реализацию спортивной подготовки, учитывая как возрастные особенности занимающихся, так и технику безопасности. Значения наполняемости групп по этапам или годам этапов спортивной подготовки, приходящиеся на одного тренера-преподавателя, используются как расчетные нормы при определении нормативных затрат на финансовое обеспечение спортивной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Самсонов Иван Иванович, Лурье Герман Владиславович, Сусикова Татьяна Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITION AND CAPACITY OF SPORTS TRAINING GROUPS UNDER THE CONDITIONS OF LEGISLATION HARMONIZATION (BY THE EXAMPLE OF BASKETBALL)

Purpose of the research: development of recommendations for improving the procedure for recruiting sports training groups per one coach-teacher in the context of harmonization of legislation. Methods and organization of the research. The results were obtained based on the use of general logical (analysis, synthesis, deduction, induction, generalization, analogy) and general scientific research methods (survey, description, historical method in economics), as well as content analysis of legal acts. Research results and their discussion. The analysis of legal acts on the organization of sports training (on the example of the sport «basketball»), since 1977, made it possible to determine the inconsistency in the values of the filling of groups at the stages of sports training. When comparing the values of the filling of groups with empirical results from various areas of effective education, there is a doubt about the effectiveness of sports training regulation. The reasons for the inconsistency are seen in the establishment of the number of groups by stages (years of stages) of sports training without taking into account the factors of the external and internal environment, focusing on the cost of the service per one student. Therefore, the gap in the regulation of the recruitment of groups, combined with the inertia of thinking of administrators and control and supervisory authorities, forces law enforcers to blindly follow the established prescriptions of federal standards for sports training on the number of groups in biosocial management systems. This destabilizes the training process, reducing the quality of training of the sports reserve. Conclusion. It seems that the way out of this situation is to recognize the autonomy of organizations in the preparation of a sports reserve, which is expressed in the independent acquisition of sports training groups within the available financial resources of the organization for the implementation of sports training, taking into account both the age characteristics of those involved and safety precautions. The values of the filling of groups by stages or years of the stage of sports training, per one coach-teacher, are used as calculated norms in determining the standard costs for the financial support of sports training.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКТОВАНИЕ И НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛА)»

УДК 796.06 : 34.09 : 65.011 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-3-83-92

КОМПЛЕКТОВАНИЕ И НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛА)

И.И. Самсонов1,2,3, Г.В. Лурье4, Т.С. Сусикова5

■'Центр спортивной подготовки сборных команд Алтайского края, Барнаул, Россия 2Алтайский институт труда и права (филиал) ОУП ВО «АТиСО», Барнаул, Россия 3Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия ^Московский городской педагогический университет, Москва, Россия 5Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия

Аннотация

Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию порядка комплектования групп спортивной подготовки, приходящихся на одного тренера-преподавателя, в условиях гармонизации законодательства.

Методы и организация исследования. Результаты исследования получены на основе использования общелогических (анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, аналогия) и общенаучных методов исследования (опрос, описание, исторический метод в экономике), а также контент-анализа нормативно-правовых актов.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ нормативно-правовых актов об организации спортивной подготовки (на примере вида спорта «баскетбол») начиная с 1977 г. позволил определить несогласованность значений наполняемости групп на этапах спортивной подготовки. При сопоставлении значения наполняемости групп с эмпирическими результатами из различных областей деятельности эффективного обучения возникает сомнение в эффективности регулирования спортивной подготовки. Причины рассогласованности видятся в установлении численности групп по этапам (годам этапов) спортивной подготовки без учета факторов внешней и внутренней среды, ориентируясь на стоимость услуги на одного занимающегося. Поэтому пробельность в регулировании комплектования групп в совокупности с инерционностью мышления администраторов и контрольно-надзорных органов вынуждает правоприменителей слепо следовать установленным предписаниям федеральных стандартов спортивной подготовки о численности групп в биосоциальных системах управления. Это дестабилизирует учебно-тренировочный процесс, снижая качество подготовки спортивного резерва. Заключение. Представляется, что выходом из сложившейся ситуации является признание автономности организаций в подготовке спортивного резерва, выражающейся в самостоятельном комплектовании групп спортивной подготовки в пределах имеющегося объема финансовых средств организации на реализацию спортивной подготовки, учитывая как возрастные особенности занимающихся, так и технику безопасности. Значения наполняемости групп по этапам или годам этапов спортивной подготовки, приходящиеся на одного тренера-преподавателя, используются как расчетные нормы при определении нормативных затрат на финансовое обеспечение спортивной подготовки.

Ключевые слова: спортивная подготовка, наполняемость группы, группа спортивной подготовки, минимальная численность группы, максимальная численность группы.

COMPOSITION AND CAPACITY OF SPORTS TRAINING GROUPS UNDER THE CONDITIONS OF LEGISLATION HARMONIZATION (BY THE EXAMPLE OF BASKETBALL)

I.I. Samsonov1'2'3, e-mail: sii2009@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-1826-7291 G.V. Lurie4, e-mail: germanlurye@yandex.ru, ORCID: 0009-0001-7956-2035 T.S. Susikova5, e-mail: susikova58@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9659-0401 1Center for Sports training of national teams of the Altai Territory, Barnaul, Russia 2Altai Institute of Labor and Law (branch) OUP VO «ATiSO», Barnaul, Russia 3Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia 4Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia 5Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, Russia

Abstract

Purpose of the research: development of recommendations for improving the procedure for recruiting sports training groups per one coach-teacher in the context of harmonization of legislation.

Methods and organization of the research. The results were obtained based on the use of general logical (analysis, synthesis, deduction, induction, generalization, analogy) and general scientific research methods (survey, description, historical method in economics), as well as content analysis of legal acts.

Research results and their discussion. The analysis of legal acts on the organization of sports training (on the example of the sport «basketball»), since 1977, made it possible to determine the inconsistency in the values of the filling of groups at the stages of sports training. When comparing the values of the filling of groups with empirical results from various areas of effective education, there is a doubt about the effectiveness of sports training regulation. The reasons for the inconsistency are seen in the establishment of the number of groups by stages (years of stages) of sports training without taking into account the factors of the external and internal environment, focusing on the cost of the service per one student. Therefore, the gap in the regulation of the recruitment of groups, combined with the inertia of thinking of administrators and control and supervisory authorities, forces law enforcers to blindly follow the established prescriptions of federal standards for sports training on the number of groups in biosocial management systems. This destabilizes the training process, reducing the quality of training of the sports reserve. Conclusion. It seems that the way out of this situation is to recognize the autonomy of organizations in the preparation of a sports reserve, which is expressed in the independent acquisition of sports training groups within the available financial resources of the organization for the implementation of sports training, taking into account both the age characteristics of those involved and safety precautions.

The values of the filling of groups by stages or years of the stage of sports training, per one coach-teacher, are used as calculated norms in determining the standard costs for the financial support of sports training. Keywords: sports training, group size, sports training group, minimum group size, maximum group size.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная подготовка (далее — СП) является многолетним непрерывным учебно-тренировочным процессом, на успешность которого влияют разнонаправленные внешние и внутренние факторы. Исследование влияния факторов на деятельность организации не является предметом нашего исследования, но интерес представляет порядок комплектования и наполняемости групп СП как организационно-правовой фактор, оказывающий влияние на качество подготовки спортивного резерва (далее — ПСР) при соблюдении техники безопасности. Принимая во внимание, что слепое стремление к пунктуальному выполнению установленных предписаний по наполняемости групп СП без учета влияния внешних и внутренних факторов, проверяемое администраторами, контрольно-надзорными органами, не позволяет: 1) достигнуть желаемого спортивного результата; 2) выполнить значимые целевые показатели, в том числе для установления статуса организации ПСР (олимпийского, паралимпийского); 3) снизить неэффективные затраты на СП. Поэтому заинтересованный в спортивном результате тренерский состав вынужден действовать в условиях, отклоняющихся от предписаний, как правонарушители. И, напротив, в условиях

жесткого регулирования, как и в советское время, «находят себя» безынициативные работники («урокодатели»), выполняющие должностные обязанности без творческой инициативы, по шаблону, не стремящиеся к достижению спортивного результата.

Наряду с этим «искусственное» уменьшение объема комплектования групп по мере увеличения этапа СП приводит к снижению эффективности организаций системы СП и расходованию ими бюджетных средств. Дети, зачисленные на этап СП, не выполнившие по разным причинам установленные требования к прохождению этапа СП, подлежат отчислению, а израсходованные на их подготовку средства являются неэффективными. Исходя из этого совершенствование подходов к формированию государственного (муниципального) задания на оказание услуг по СП позволяет повысить эффективность ПСР за счет увеличения количества «спортсменов» соответствующей конкурентоспособности.

Проблемой исследования является несоответствие между установленными требованиями федеральных стандартов СП (далее — ФССП) (наполняемость, комплектование групп СП) и качественной организацией ПСР с соблюдением техники безопасности.

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию порядка комплектования и установления наполняемости групп СП, приходящихся на одного тренера-преподавателя, в условиях гармонизации законодательства.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты исследования получены на основе использования общелогических (анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, аналогия) и общенаучных (опрос, описание, исторический метод) методов исследования, контент-анализа нормативно-правовых актов. Исторический метод в экономике в совокупности с ретроспективным анализом использовался для исследования хозяйственных процессов и явлений в их историческом развитии. С целью получения информации об используемой терминологии авторы провели контент-анализ нормативно-правовых актов. Также в ретроспективе изучены нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок комплектования и наполняемости групп СП, начиная с советского периода по настоящее время, а также научно-методическая литература по проблемам комплектования групп СП.

Одним из основных методов исследования явился опрос представителей профессионального сообщества из 66 субъектов РФ (п = 2549). В опросе участвовали 1182 мужчины и 1367 женщин. Далее в опросе нами была использована возрастная периодизация, установленная и применяемая ежегодно в статистическом отчете по форме 5-ФК. Ее использование позволило подтвердить наши предположения об использовании на практике императивного регулирования комплектования групп, не допускающем факультативного варианта регулирования в большую или меньшую сторону от установленных минимальных значений в ФССП. Возрастной ценз специалистов, участвовавших в опросе, распределился следующим образом: до 35 лет — 567 чел., от 36 до 64 лет — 1734 чел., от 65 и старше — 248 чел.,); стаж работы: до 10 лет — 458 чел, до 15 лет — 394 чел., до 20 лет — 753 чел, до 25 лет — 563 чел., до 30 лет — 198 чел, свыше 30 лет — 183 чел. Наибольшее представительство получили субъекты РФ из Сибирского федерального округа — 2363 чел., а остальные

федеральные округа получили минимальное представительство — 186 чел.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На сегодняшний день в научно-методической литературе порядок комплектования групп СП рассматривается весьма редко [1, 3, 9, 20]. Контент-анализ нормативно-правовых актов выявил первичные (базовые) противоречия, заключающиеся в отсутствии единой терминологии, используемой в порядке комплектования (формирования, объединения) групп СП. Это создает деструктивную среду в понимании не только текстов нормативно-правовых актов, но и процесса осуществления СП. Начиная с 1977 года в нормативно-правовых актах, регламентирующих организацию и проведение СП, использовались следующие понятия: «комплектование» [4, 5, 8, 13, 12, 16], «объединение» [6, 7, 8, 10, 11, 13, 15] и «формирование» [4, 6, 7, 11, 15, 17]. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова [19], под «комплектованием» понимается пополнение до комплекта, составление; под «формированием» понимается придание определенной формы, законченности, порождение, создание, составление, организовывание (коллектива, воинской части), а под «объединением» понимается создание единой организации, единого целого. В условиях гармонизации законодательства необходимо устранить противоречия и двойные смыслы используемых понятий. Так, необходимо исключить из употребления понятие «объединение», упоминаемое в значении существительного (группа, секция...) [14, 15] и в значении определенного действия по соединению учащихся в одну группу [6, 7, 8, 10, 11, 13, 15]. Считаем целесообразным введение в научно-практический оборот понятий «комплектование» в значении составления, соединения учащихся в одну группу, «формирование» — только в определении амплуа (командные игровые виды), весовой категории (единоборства) и т.д.

На следующем этапе нами проведен опрос представителей профессионального сообщества, свидетельствующий об императивном регулировании комплектования групп по установлению их численности, не допускающем факультативного варианта регулирования в большую или меньшую сторону от установленных минимальных значений в ФССП.

Таблица - Сравнительный анализ установления минимальной / максимальной наполняемости групп спортивной подготовки с 1977 по 2022 гг. (на примере вида спорта «баскетбол»)

Table - Comparative analysis of establishing the minimum / maximum occupancy of sports training groups from 1977 to 2022 (on the example of the sport «basketball»)

№ n/n Год установления Year of establishment Этапы спортивной подготовки Stages of sports training

Начальной подготовки (НП) Initial training Учебно-тренировочный (УТ) Educational and training Совершенствования спортивного мастерства (CCM) Improving sports skills Высшего спортивного мастерства (ВСМ) Highest sportsmanship

Год (лет) Year (years) 1 2 3 1 2 3 4 5 1 2 3

ДО 1 свыше 1 1 2 3 свыше 3 1 2 3 свыше 3

1 1977 r. [13] 15 15 - 12 12 10 8 - 6 6 6 - -

2 1987 r. [4] 20 18 16 12 12 12 12 12 12 12 12 - -

3 1991 r. [11] 20 18 - 12 12 12 12 12 6 6 6 6 6

4 1995 r. [10] 15 14 - 201 201 161 161 161 121 121 121 121 81

5 2006 r. [6, 7] 15-301 12-241 12-241 10-201 201 161 161 161 141 121 121 121 81

6 2012 r. [5] 3/14-16/30 3/12-14/24 - 3/l 0-12/20 3/9-ll/20 3/8-10/16 3/7-9/14 3/6-8/12 2/6-8/10 1/4-6/8 1/4-6/8 1/4-6/8 1/3-4/82

7 2014 r. [8] 3/14-16/25 3/12-14/20 - 3/l 0-12/14 3/l 0-12/14 3/8-10/12 3/8-10/12 3/8-10/12 1/4-8/102 - - - 1/1-3/82

8 2013 r. [16] 15-254 15-254 15-254 12-204 12-204 12-204 12-204 12-204 6-124 6-124 6-124 6-124 1-24

9 2022 r. [18] 15 15 15 10 10 10 10 10 6 6 6 6 _ 5

10 2022 r. [17] 15 15 15 12 12 12 12 12 6 6 6 6 4

Примечание:

1 - максимальное значение по количественной наполняемости группы;

2 - минимальное / оптимальное / максимальное значение по количественной наполняемости группы;

3 - минимальное значение количественного состава устанавливается организацией;

4 - минимальное значение количественного состава;

5 - наполняемость ФССП не устанавливается Note:

1 - the maximum value for the quantitative occupancy of the group;

2 - minimum / optimal / maximum value for the quantitative occupancy of the group;

3 - the minimum value of the quantitative composition is established by the organization;

4 - the minimum value of the quantitative composition;

5 - federal standard of sports training occupancy is not established

Мнение респондентов подтверждается исследованием, проведенным Губаревой Н.В. с соавторами [9], заявившим как о недостаточном регулировании, так и о пределах уменьшения / увеличения группы. Поэтому, желая сохранить численность группы (наполняемость), соответствующую требованиям ФССП, всех учащихся, независимо от выполнения ими установленных нормативов, либо оставляют на повторное прохождение СП по «надуманным», но легальным основаниям, либо переводят на вышестоящий этап (год этапа СП) по «приписанным» легальным основаниям. Также нельзя забывать, что количество учащихся в группе влияет на уровень техники безопасности и качество СП. Наиболее эффективными (высокий уровень обучения и безопасности) являются группы по 1-2 чел. на одного тренера-преподавателя, но они являются самыми затратными. Как противоположность, практика показывает наличие группы до 30 чел. и выше на одного тренера-преподавателя. Они самые эффективные с точки зрения бюджетных затрат, но имеют наивысший риск возникновения несчастного случая, т.е. низкий уровень обучения.

Таким образом, основываясь на анализе научно-методической литературы и нормативно-правовых актов, рациональной численностью группы с точки зрения достижения национальной цели по охвату занимающихся ФКиС, обучения, безопасности и затрат бюджета является численность группы от 8 до 15-20 чел. на одного тренера-преподавателя.

На следующем этапе было проведено ретроспективное исследование требований по наполняемости групп СП (на примере вида спорта «баскетбол») начиная с 1977 г. (таблица). В 1977 г. наполняемость групп СП, как и в настоящее время, являлась минимальной, но могла быть увеличена на 1-3 чел. независимо от этапа СП. Через 10 лет (1987 г.) прежние нормы об увеличении до максимального количества человек в группе были скорректированы в пределах каждого этапа СП (НП — на 5 чел., УТ — на 3 чел., ССМ или ВСМ — на 2 чел.). Госком-спорт устанавливал минимальную численность группы, приходящуюся на одного тренера-преподавателя, допуская ее увеличение. На конец учебного года численность группы могла быть менее начальных значений на 50% от первоначального списочного состава. Это явление

существенно диссонирует с современным законодательством, где допустимое отклонение от установленного задания может быть в пределах от 5 до 15%, а не 50%, как было в СССР [4]. В 1990-х годах регулятор 2 раза изменял порядок комплектования групп СП. И если в 1991 г. численность группы определялась в зависимости от группы и вида спорта, то в 1995 г. Го-скомспорт России и Минобразования России совместным письмом определили минимальный численный состав учащихся на этапах спортивно-оздоровительной (далее — СО) и начальной (далее — НП) подготовки (раздел XI и XII) независимо от вида спорта. Определенным прорывом в регулировании стоит считать установление максимального количества учащихся в группе, определяемое путем двукратного увеличения минимального численного состава на этапе СО и НП. А далее предельный состав группы учащихся на этапе УТ — 20 чел. (до 2 лет) и 16 чел. (свыше 2 лет), ССМ — 12 чел., ВСМ — 8 чел. Может возникнуть справедливый вопрос о методике определения максимальной численности человек в группе на каждом этапе СП. В нормативно-правовых актах и научно-методической литературе мы не обнаружили обоснованных ответов на этот вопрос, а только субъективные мнения ученых. В середине 2000-х годов Росспортом и Минобразования приняты два тождественных документа. В них впервые одновременно устанавливалась минимальная и максимальная численность группы СП. Хотя в условиях сметного бюджетного финансирования и дефицита местных бюджетов учредители, не ориентированные на качество СП, кратно снизили финансовое обеспечение на СП, путем использования в расчете базовой нормы затрат не минимальную, а максимальную численность группы. Этот подход вызывает сомнение, поскольку установление максимального количества лиц на этапах СП неоправданно граничит с расточительностью в качестве СП. Тем более с точки зрения стратегического менеджмента «золотым» процентом формирования прочного и надежного фундамента качества ПСР является этап СО и НП. Однако его проблемно сформировать, если на «золотых» этапах СП (СО и НП) ставятся задачи не по обеспечению качества ПСР, а по достижению показателей охвата детей занятиями ФКиС.

Начавшаяся модернизация системы ПСР предопределила появление в 2012 г. изменений в регулировании порядка комплектования и наполняемости групп СП. Минспорта России, смягчая императивное регулирование, дополнил факультативную норму наполняемости группы — оптимальная численность. Но это никак не повлияло на планирование финансовых затрат на СП, рассчитываемых от максимальных значений в рамках бюджетной сметы. С 2013 г. впервые в истории были приняты ФССП по видам спорта, в том числе по виду спорта «баскетбол», предоставившие организациям право самостоятельно осуществлять порядок формирования групп. Принятое решение в совокупности с имеющимся режимом субсидиарного финансового обеспечения организаций имело ключевое значение для установления автономного регулирования ПСР, направленного на качество и спортивный результат. Организации, соблюдая технику безопасности, имели право снижать «токсичные» и приумножать «ликвидные» расходы в целях достижения ими целевых показателей в пределах выделенных бюджетных средств, полученных в рамках нормативных затрат на каждого учащегося. В то же время отсутствие каких-либо рекомендаций Минспорта России, устраняющих пробелы в порядке комплектования групп СП, в условиях инерционности мышления и присутствующего бездействия в кругах руководства организаций и их учредителей, порождаемого риском привлечения к юридической ответственности в случаях «неправильных решений», не позволяла организациям использовать предоставленное им право самостоятельного регулирования комплектования групп. В 2014 г. Минспорта России разрешил определять максимальный состав группы в командных игровых видах спорта на основании правил проведения официальных спортивных соревнований и в соответствии с заявочным листом. Принятое решение не выдерживает критики ввиду отсутствия целесообразности, ведь такое увеличение численности группы относительно одного тренера-преподавателя не обеспечивало безопасность и качество ПСР. В 2022 г. было принято 2 ФССП. Если в первом ФССП численность группы являлась минимальной на всех этапах СП, за исключением этапа ВСМ, то второй вариант установил минимальную наполняемость на всех этапах СП на одного

тренера-преподавателя (пп. 24.1 Закона 329-ФЗ). Анализ таблицы по данным о наполняемости за прошедшие 45 лет позволяет говорить о возвращении регулятора к прошлым значениям наполняемости. Это подтверждает ранее высказанные сомнения относительно научной обоснованности установленных значений наполняемости групп на этапах СП. Мы предполагаем, что определяющим критерием установления численности групп на этапах СП является стоимость организации учебно-тренировочного процесса, что находит свое подтверждение в работах ряда ученых, занимающихся разработкой методик оценки труда тренеров [21, 22, 23]. Так, Е.А. Сапожникова [21], не предлагая каких-либо вариантов разрешения противоречия, отмечает невозможность комплектования одним тренером группы СП спортсменами разных этапов СП. Постоянно встречающиеся ограничения, не имеющие ничего общего с обеспечением безопасности и качества ПСР, порождают отрицание стремления как тренера, так и организации к системной работе по ПСР — забю-рократизированность регулирования ПСР, низкая взаимоувязанность оценки тренера-преподавателя (тренера) и администрации. Более того, администрациям, первично заинтересованным в показателях организации, не всегда удается сбалансировать показатели эффективности деятельности тренеров-преподавателей в связи с отсутствием норм, регулирующих те или иные ситуации, зачастую встречающихся на практике в периферийных муниципалитетах субъектов РФ с низкой плотностью населения, тяжелыми климато-гео-графическими условиями и т.д. Так, ч 3.2. ст. 84 Закона № 273-ФЗ жестко ограничивает допуск учащихся, не выполнивших установленные требования и переведенных по их желанию на спортивно-оздоровительный этап, к прохождению СП с его прежней группой. В командных игровых видах спорта (например, баскетбол) обозначенная проблема проявляется особо остро. Противоречие обусловлено тем, что субъектом спортивного соревнования является не один спортсмен, а команда (определенное число игроков, возрастная группа), руководствующаяся правилами вида спорта и (или) регламентом спортивного соревнования. Мы предлагаем создать условия по доукомплектованию группы «отстающими» учащимися этапа СО (базового или продвинутого уровня), принадлежащими к одной возрастной группе, являющимися кандидатами в спортивную сборную

команду муниципалитета и (или) субъекта РФ. Доукомплектование основной группы учащимися базового или продвинутого уровня СО регулируется решением управляющего совета организации. Соответственно, установленные условия не только повышают уровень надежности имеющихся статистических показателей, но и снижают количество неоправданных ожиданий учащихся и их родителей (законных представителей) о реальном состоянии уровня подготовленности учащихся, стремящихся к высоким спортивным результатам. Соответственно, организация СП без наличия проработанного порядка комплектования групп СП, учитывающего факультативный вариант поведения «отстающих» учащихся, но включенных в официальный состав спортивных сборных команд муниципалитета и (или) субъекта РФ, демотивирует учащихся к достижению цели, порождает необходимость принятия неправомерных решений заинтересованным тренерским составом и дестабилизирует качественное развитие правового регулирования ПСР. В целях расширения исследовательского поиска мы бегло изучили ведущие зарубежные журналы по спортивному менеджменту и маркетингу [2]. В проанализированных нами публикациях недостаточно внимания уделяется количественным нормам управления коллективом. Наиболее популярными темами зарубежных ученых являются вопросы по групповой динамике, оценке взаимоотношений тренер-спортсмен, оценке дружбы со сверстниками и сплоченности группы, а также определению мотивационного климата в условиях спортивной команды [24, 25, 26, 27, 28].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая исследование о комплектовании и наполняемости групп, нельзя не сказать об определенных признаках тождества между СП и процессом управления коллективом организации, поэтому в дальнейших изысканиях представляется необходимым остановиться на проблеме определения «нормы управляемости» коллективом. Вместе с тем ретроспективный анализ нормативно-правовых актов о порядке комплектования и наполняемости групп СП, а также опрос профессионального сообщества позволили разработать следующие рекомендации: 1. В ФССП и иных нормативно-правовых актах, регулирующих функционирование групп СП, необходимо установить единообразие терминологии:

1.1.) понятие «комплектование» использовать при установлении наполняемости группы, в том числе из числа учащихся разных этапов СП, относящихся к одной возрастной группе, определяемой по правилам вида спорта, участвующих в учебно-тренировочном процессе;

1.2) понятие «формирование» использовать при определении структуры (формы) группы как команды, участвующей в спортивном соревновании (амплуа, весовые категории и т.д.);

1.3) понятие «объединение» не использовать, т.к. его значение в законодательстве об образовании упоминается как существительное в значении секция, кружок и т.д.

2. Пересмотреть подходы по комплектованию групп СП, допустив возможность доукомплектования групп СП «отстающими» учащимися, проходящими СП на спортивно-оздоровительном этапе (базового или продвинутого уровня), включенными в состав кандидатов в спортивную сборную команду муниципального образования, субъекта РФ, относящимися к одной возрастной группе, определяемой по правилам вида спорта.

3. В ФССП независимо от вида спорта, этапа и года этапа СП необходимо закрепить:

3.1. Расчетную величину наполняемости групп СП, используемую для определения нормативных затрат на реализацию услуг по СП в рамках дополнительного образования.

3.2. Рациональную численность учащихся независимо от этапа (года этапа) СП, приходящуюся на одного тренера-преподавателя, обеспечивающую соблюдение техники безопасности, положительный уровень обучения и воспитания (СП), положительное сальдо между нормативными затратами и расходами организации на СП — до 15-20 чел.

3.3. Максимальную / минимальную численность человек в группе независимо от этапа (года этапа) СП, приходящуюся на одного тренера-преподавателя, от 1 до 15-20 чел.

3.4. Нормы площади на одного учащегося в зависимости от этапа СП.

4. Рассмотреть возможность организации исследования по определению нормы или диапазона управляемости группой СП относительно одного тренера-преподавателя.

5. Разработать Типовой порядок комплектования групп СП с учетом факультативного варианта регулирования работы с перспективными «отстающими» учащимися.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егоренко, Л. А. Вопросы комплектования групп в гребном спорте в зависимости от освоения спортсменами навыка плавания / Л. А. Егоренко, О. В. Новосельцев // Ученые записки университета П. Ф. Лесгафта. - 2015.

- № 11 (129). - С. 80-83.

2. Маршев, В. И. Спортивный менеджмент: подготовка кадров и научные публикации (обзор зарубежных материалов) / В. И. Маршев, М. С. Папета // Сборник научных статей ЦСМ ЭФ МГУ. Выпуск 1 / Под ред. В. И. Маршева. - М. : Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. - 2017. - С. 9-29.

3. Николаев, А. Н. Успешность деятельности тренера / А. Н. Николаев // Теория и практика физ. культуры. -2003. - № 12. - С. 29-33.

4. О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта: приказ Госкомспорта СССР по ФКиС от 09.04.1987 № 228 // URL: https://base.garant.ru/77306042/ (дата обраще-ния:20.05.2023 г.)

5. О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации: приказ Минспорта России от 24.10.2012 № 325 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70147632/ (дата обращения:20.05.2023 г.)

6. О методических рекомендациях: письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 29.09.2006 № 06-1479 // URL: https://base.garant.ru/190473/ (дата обращения:20.05.2023 г.)

7. О методических рекомендациях: письмо Росспорта от 12.12.2006 № СК-02-10/3685 // URL: https://base. garant.ru/190692/ (дата обращения:20.05.2023 г.)

8. О направлении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации: письмо Минспорта России от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554 (ред. от 27.10.2014) // URL: https:// www.consuLtant.ru/document/ cons_doc_LAW_163453/ (дата обращения:20.05.2023 г.)

9. О порядке комплектования (формирования) групп обучения (спортивной подготовки) / Н. В. Губарева, М. М. Иванова, И. И. Самсонов, Г. А. Тарасевич // Спортивное право в России и мире: актуальные вопросы : Материалы круглого стола с международным участием, Барнаул, 23.03.2022 г. / Отв. редактор А. А. Коренная.

- Барнаул : Алтайский государственный университет, 2022. - С. 99-113. - EDN PBMTFF.

10. О сборнике нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории РФ: письмо ГКФТ РФ от 25.01.1995 № 96-ИТ, Минобразования России от 01.02.1995 № 03-М // URL: https://docs.cntd.ru/ document/9025192 (дата обращения:20.05.2023 г.)

11. О совершенствовании организации заработной платы работников ведущих профессий учреждений и организаций физической культуры и спорта: постановление Госкомспорта СССР от 20.05.1991 № 6/4а-13 // URL: https://docs.cntd.ru/document/902055261 (дата обращения:20.05.2023 г.)

12. Об особенностях организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки: приказ Минспорта России от 03.08.2022 № 634 // URL: https://base.garant.ru/405165197/ (дата обра-щения:20.05.2023 г.)

13. Об утверждении Положения о детско-юношеской спортивной школе и Положения о специализированных классах по видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом во внеучебное время» (Протокол № 10): постановление Госкомспорта СССР от 03.10.1977 // URL: https://e-ecoLog.ru/docs/nNG_r99wwOs5Z6f5tK3OY (дата обращения:20.05.2023 г.)

14. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/405245425/ (дата обращения:20.05.2023 г.)

15. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей: постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 // URL: https://base.garant.ru/5293654/ (дата обращения:20.05.2023 г.)

16. Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол»: приказ Минспорта России от 10.04.2013 № 114 // URL: https://base.garant.ru/70397760/ (дата обраще-ния:20.05.2023 г.)

17. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол»: приказ Министерства спорта РФ от 16.11.2022 № 1006 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/405876541/ (дата обращения:20.05.2023 г.)

18. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол»: приказ Минспорта России от 24.01.2022 № 40 // URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403514612/ (дата обращения:20.05.2023 г.)

19. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст]: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - 19-изд., испр. - М. : Рус.яз., 1987. - 750 с.

20. Самсонов, И. И. О комплектовании (формировании) групп спортивной подготовки / И. И. Самсонов // Спорт: экономика, право, управление. - 2019. - № 4. -С. 33-37.

21. Сапожникова, К. А. Тренерский труд и методика оценки его эффективности / К. А. Сапожникова // Дискуссия. - 2016. - № 3 (66). - С. 51-57.

22. Собянин, Ф. И. Оценка деятельности тренера по спортивной борьбе / Ф. И. Собянин, Ш. А. Макашев, П. П. Кондратенко // Теория и практика физ. культуры. -2022. - № 6. - С. 94-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Степанова, О. Н. Управленческая деятельность тренера: виды, объекты, критерии эффективности / О. Н. Степанова, А. С. Махов, Е. Н. Латушкина и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 3. -С. 66-68.

24. ALyson, J.C. Group norms in youth sport / J.C. ALyson, A. Benson // The Power of Groups in Youth Sport - 2020. -pp. 17-31. DOI: 10.1016/B978-0-12-816336-8.00002-0.

25. Morgan, P.B.C. Defining and characterizing team resilience in elite sport / P.B.C. Morgan, D. Fletcher, M. Sarkar // Psychology of Sport and Exercise. - 2013. - vol. 14 (4). -pp. 549-559 DOI: 10.1016/j.psychsport.2013.01.004.

26. Viter, I. (2023). The Team Size Sweet Spot: Balancing Efficiency & Collaboration / I Viter // URL: https:// www.runn.io/blog/what-is-the-ideal-team-size/ (дата обращения: 28.08.2023 г.)

27. Wegner, M. Applying Group Dynamics to Enhance Sport Teams / M. Wegner, M. Evans // Sport and Exercise Psychology. - 2023. - pp. 531-547. DOI: 10.1007/978-3-031-03921-8_22.

28. Widmeyer, W. (1990). The Effects of Group Size in Sport / W. Widmeyer, L. Brawley, A. Carron // Journal of Sport & Exercise Psychology. - 1990. - vol. 12 (2). - pp. 170-177. D0I10.1123/JSEP.12.2.177.

REFERENCES

1. Egorenko, L.A. Issues of recruiting groups in rowing depending on the development of swimming skills by athletes / L.A. Egorenko, O.V. Novoseltsev // Scientific notes of the University of P. F. Lesgaft. - 2015. - No. 11 (129). - pp. 80-83.

2. Marshev, V.I., Sports management: personnel training and scientific publications (review of foreign materials) / V.I. Marshev, M.S. Papeta // Collection of scientific articles of the Center for Sports Management, Faculty of Economics, Moscow State University named after M.V. Lomonosov. Issue 1 / Edited by Marshev. M.: Faculty of Economics of Moscow State University named after M. V. Lomonosov. - 2017. - pp. 9-29.

3. Nikolaev, A.N. The success of the coach / A.N. Nikolaev // Theory and practice of physical culture. - 2003. - No. 12. - pp. 29-33.

4. On the introduction of the Regulations on the children's and youth sports school, the specialized children's and youth school of the Olympic reserve, specialized classes in sports: order of the USSR State Sports Committee for Physical Culture and Sports dated 09.04.1987 № 228 // URL: https://base.garant.ru/77306042/ (date of access: 20.05.2023)

5. On methodological recommendations for the organization of sports training in the Russian Federation: Order of the Ministry of Sports of Russia of 24.10.2012 № 325 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70147632/ (date of access: 20.05.2023)

6. On methodological recommendations: letter from the Department of Youth Policy, Education and Social Protection of Children of the Ministry of Education and Science of Russia of 29.09.2006 № 06-1479 // URL: https:// base.garant.ru/190473/ (date of access: 20.05.2023)

7. On methodological recommendations: letter from Rossport of 12.12.2006 № SK-02-10/3685 // URL: https:// base.garant.ru/190692/ (date of access: 20.05.2023)

8. On the direction of the Guidelines for the organization of sports training in the Russian Federation: letter of the Ministry of Sports of Russia of 12.05.2014 № BM-04-10/2554 (as amended on 27.10.2014) // URL: https:// www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_163453/ (date of access: 20.05.2023)

9. Gubareva, N.V. On the order of acquisition (formation) of training groups (sports training) / N.V. Gubareva, M.M. Ivanova, I.I. Samsonov, G.A. Tarasevich // Sports law in Russia and the world: topical issues: Materials of the round table with international participation, Barnaul, 23.03.2022 / Editor A.A. Root. - Barnaul: Altai State University, 2022. - P. 99-113. - EDN PBMTFF.

10. On the collection of regulatory frameworks governing the activities of institutions of additional education of

a physical culture and sports orientation located on the territory of the Russian Federation: letter of the SCFT of the Russian Federation of 25.01.1995 № 96-IT, the Ministry of Education of Russia of 02.01.1995 № 03-M // URL: https://docs.cntd.ru/document/9025192 (date of access: 20.05.2023)

11. On improving the organization of wages for employees of leading professions of institutions and organizations of physical culture and sports: Decree of the USSR State Sports Committee of 20.05.1991 № 6/4a-13 // URL: https://docs.cntd.ru/document/902055261 (date of access: 20.05.2023)

12. On the features of the organization and implementation of educational activities for additional educational programs of sports training: order of the Ministry of Sports of Russia of 03.08.2022 № 634 // URL: https:// base.garant.ru/405165197/ (date of access: 20.05.2023)

13. On the approval of the Regulations on the children's and youth sports school and the Regulations on specialized classes in sports with an extended day of study and an in-depth educational and training process during extracurricular time (Minutes No. 10): by a resolution of the USSR State Sports Committee of 03.10.1977 // URL: https://e-ecolog.ru/docs/nNG_r99wwOs5Z6f5t-K3OY (date of access: 20.05.2023)

14. On approval of the Procedure for the organization and implementation of educational activities for additional general education programs: order of the Ministry of Education of Russia dated 27.07.2022 № 629 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/405245425/ (date of access: 20.05.2023)

15. On the approval of the Model Regulations on the educational institution of additional education for children: Decree of the Government of the Russian Federation of 03.07.1995 № 233 // URL: https://base.garant. ru/5293654/ (date of access: 20.05.2023)

16. On the approval of the Federal standard for sports training in the sport of basketball: Order of the Ministry of Sports of Russia of 10.04.2013 № 114 // URL: https:// base.garant.ru/70397760/ (date of access: 20.05.2023)

17.On the approval of the federal standard of sports training for the sport «basketball»: order of the Ministry of Sports of the Russian Federation of 16.11.2022 № 1006 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/405876541/ (date of access: 20.05.2023)

18. On the approval of the federal standard of sports training for the sport «basketball»: order of the Ministry of Sports of Russia of 24.01.2022 № 40 // URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403514612/ (date of access: 20.05.2023)

19. Ozhegov, S.I. Dictionary of the Russian language [Text]: Ok. 57000 words / Pod ed. chl.-corr. Academy of

Sciences of the USSR N.Yu. Shvedova. - 19th edition -M.: Rus.yaz., 1987. - 750 p.

20. Samsonov, I.I. On the acquisition (formation) of sports training groups / I.I. Samsonov // Sport: economics, Law, management. - 2019. - No. 4. - P. 33-37.

21. Sapozhnikova, K.A. Coaching work and methodology for evaluating its effectiveness / K.A. Sapozhnikova // Discussion. - 2016. - No. 3 (66). - pp. 51-57.

22. Sobyanin, F.I. Evaluation of the activity of a coach in wrestling / F.I. Sobyanin, Sh.A. Makashev, P.P. Kon-dratenko // Theory and practice of physical culture. -2022. - No. 6. - P.94-96.

23. Stepanova, O.N. ManageriaL activity of a coach: types, objects, efficiency criteria / O.N. Stepanova, A.S. Makhov, E.N. Latushkina et aL. // Theory and practice of physical culture. - 2016. - No. 3. - pp. 66-68.

24. ALyson, J.C. Group norms in youth sport / J.C. ALyson, A. Benson // The Power of Groups in Youth Sport. -

2020. - pp. 17-31. DOI: 10.1016/B978-0-12-816336-8.00002-0.

25. Morgan, P.B.C. Defining and characterizing team resilience in elite sport / P.B.C. Morgan, D. Fletcher, M. Sarkar // Psychology of Sport and Exercise. - 2013. - vol. 14 (4). - pp. 549-559 DOI: 10.1016/j.psychsport.2013.01.004.

26. Viter, I. (2023). The Team Size Sweet Spot: Balancing Efficiency & Collaboration / I. Viter // URL: https:// www.runn.io/bLog/what-is-the-ideaL-team-size/ (дата обращения: 28.08.2023 г.)

27.Wegner, M. Applying Group Dynamics to Enhance Sport Teams / M. Wegner, M. Evans // Sport and Exercise Psychology. - 2023. - pp. 531-547. D0I:10.1007/978-3-031-03921-8_22.

28. Widmeyer W. (1990). The Effects of Group Size in Sport / W. Widmeyer, L. BrawLey, A. Carron // Journal of Sport & Exercise Psychology. - 1990. - vol. 12 (2). - pp. 170-177. D0I:10.1123/JSEP.12.2.177.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Самсонов Иван Иванович (Samsonov Ivan Ivanovich) - кандидат педагогических наук, доцент; заместитель директора Центра спортивной подготовки сборных команд Алтайского края, заведующий кафедрой экономики, менеджмента и индустрии туризма Алтайского института труда и права (филиал) ОУП ВО «АТиСО»; доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Алтайского государственного педагогического университета; 656010, г. Барнаул, ул. Тимуровская, 15; 656002, г. Барнаул, ул. Сизова, 28а; 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55; e-mail: sii2009@yandex.ru; ORCID: 0000-0003-1826-7291

Лурье Герман Владиславович (Lurye German VLadisLavovich) - ассистент кафедры адаптологии и спортивной подготовки, младший научный сотрудник лаборатории возможностей человека; Московский городской педагогический университет, 119991, ЦФО, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1.; e-maiL: germanLurye@yandex.ru; ORCID: 0009-0001-7956-2035

Сусикова Татьяна Степановна (Susikova Tatyana Stepanovna) - кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры общественно-гуманитарных дисциплин; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта; 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144; e-maiL: susikova58@maiL.ru; ORCID: 0000-0001-9659-0401

Поступила в редакцию 21 июня 2023 г. Принята к публикации 31 августа 2023 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Самсонов, И. И. Комплектование и наполняемость групп спортивной подготовки в условиях гармонизации законодательства (на примере баскетбола) / И. И. Самсонов, Г. В. Лурье, Т. С. Сусикова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 3 - С. 83-92. Э01: 10.36028/2308-8826-2023-11-3-83-92

FOR CITATION

Samsonov 1.1., Lurie G. V., Susikova T. S. Acquisition and filling of sports training groups in the conditions of harmonization of Legislation (on the example of basketball). Science and sport: current trends, 2023, vol. 11, no. 3, pp. 83-92 (in Russ.). DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-3-83-92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.