Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ)'

ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ / НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ГРУППОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ГРУППЫ / КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / КАЧЕСТВО ОСВОЕНИЯ ЭТАПОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Губарева Н.В., Иванова М.М., Самсонов И.И., Тарасевич Г.А.

В статье авторами анализируются вопросы необходимости учета индивидуально-типологических особенностей восприятия информации спортсменами в процессе спортивной подготовки. Актуальность темы обусловлена влиянием таких особенностей на эффективность освоения техники выполнения двигательных действий, а также количеством затраченного при этом времени. Авторами обосновывается необходимость учёта уровня индивидуально-типологических особенностей восприятия информации спортсменами, влияющих на расчет наполняемости групп спортивной подготовки и установление нормативной численности психологов, профессионально занимающихся корректировкой тех или иных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Губарева Н.В., Иванова М.М., Самсонов И.И., Тарасевич Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF ORGANIZING SPORTS TRAINING OF ATHLETES, ACCORDING TO THEIR INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL FEATURES (THEORETICAL ANALYSIS)

The authors analyze the issues of the need to take into account the individual and typological features of the information perception of athletes in the process of sports training. The relevance of the topic is due to the influence of such features on the efficiency of mastering the technique of performing motor actions, as well as the amount of time spent at the same time. The authors substantiate the need to take into account the level of individual and typological features of the information perception in athletes that affect the calculation of the occupancy rate of sports training groups and the establishment of the normative number of psychologists professionally involved in correcting certain features.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ)»

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ

MODERN ISSUES OF

БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2022, T. 6 (4)_2022, Vol. 6 (4)

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА

Дата публикации: 01.12.2022 Publication date: 01.12.2022

DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_04_40 DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_04_40

УДК 796.062; 37.025 UDC 796.062; 37.025

ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ)

Н.В. Губарева1, М.М. Иванова1, И.И. Самсонов2, Г.А. Тарасевич3

1Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Россия 2Центр спортивной подготовки сборных команд Алтайского края, г. Барнаул, Россия 3Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры, г. Москва, Россия

Аннотация. В статье авторами анализируются вопросы необходимости учета индивидуально-типологических особенностей восприятия информации спортсменами в процессе спортивной подготовки. Актуальность темы обусловлена влиянием таких особенностей на эффективность освоения техники выполнения двигательных действий, а также количеством затраченного при этом времени. Авторами обосновывается необходимость учёта уровня индивидуально-типологических особенностей восприятия информации спортсменами, влияющих на расчет наполняемости групп спортивной подготовки и установление нормативной численности психологов, профессионально занимающихся корректировкой тех или иных особенностей.

Ключевые слова: индивидуально-типологические особенности восприятия информации, нейрофизиологические процессы, групповое обучение, количественный состав группы, комплектование групп, спортивная подготовка, качество освоения этапов спортивной подготовки.

TO THE PROBLEM OF ORGANIZING SPORTS TRAINING OF ATHLETES, ACCORDING TO THEIR INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL FEATURES (THEORETICAL ANALYSIS)

N.V. Gubareva1, M.M. Ivanova1, I.I. Samsonov2, G.A. Tarasevich3

1Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia

2Center for Sports Training of National Teams of the Altai Territory, Barnaul, Russia 3All-Russian Research Institute of Physical Culture, Moscow, Russia

Annotation. The authors analyze the issues of the need to take into account the individual and typological features of the information perception of athletes in the process of sports training. The relevance of the topic is due to the influence of such features on the efficiency of mastering the technique of performing motor actions, as well as the amount of time spent at the same time. The authors substantiate the need to take into account the level of individual and typological features of the information perception in athletes that affect the calculation of the occupancy rate of sports training groups and the establishment of the normative number of psychologists professionally involved in correcting certain features.

Keywords: individual and typological features of information perception, neurophysiological processes, group training, quantitative composition of the group, staffing of groups, sports training, quality of mastering the stages of sports training.

Введение. В настоящее время процесс подготовки спортивного резерва (далее -ПСР) претерпевает реформирование в соответствии с принятым законом о гармонизации законодательства в области

физической культуры и спорта (далее -ФКиС) и образования. В связи с этим решением, начиная с 1 января 2023 г., ПСР, как и ранее до 2013 г., будет осуществляться в рамках дополнительных образовательных

программ (общеразвивающих и спортивной подготовки (далее - СП)) [1]. Независимо от этого необходимо обратить внимание на важнейший фактор обучения в сфере ФКиС - численный состав групп СП, приходящийся на одного тренера [2-3]. От установленного норматива человек в группе зависит:

- эффективность учебно-тренировочного процесса [4-8];

- снижение или повышение вероятности возникновения несчастных случаев [3, 8];

- расчёт нормативных затрат на фонд оплаты труда [9];

- разработка штатного расписания организации [10];

- выполнение нормативов по числу систематически занимающихся ФКиС

[3, 8, 11].

В практике учебно-тренировочного процесса присутствует движение контингента, связанное с зачислением, переводом и отчислением спортсменов, влияющее на комплектование групп СП [3, 8]. Причинами этого явления могут служить многочисленные факторы (условия): интерес к виду спорта, состояние здоровья, освоение основной программы в школе, условия реализации СП (материально-технические, демографические, климатогеографические, психолого-педагогические) [3, 8, 11, 12].

Однако без внимания остается еще один фактор, тесно связанный с психолого-педагогическими условиями, влияющий как на численный состав группы на этапе СП, так и на успешность освоения программы СП - индивидуально-типологические особенности восприятия информации (индивидуализации обучения). Нельзя отрицать, что уровень потенции таких особенностей, как и интеллектуальные способности, играет решающую роль в освоении техники выполнения технических действий, что значимо в достижении спортивного результата [5, 13, 14, 15, 16, 17]. Так, высокий уровень индивидуально-типологических особенностей восприятия информации спортсменов снижает время на освоение технических элементов, не

требует дополнительных усилий тренера по объяснению заданий спортсменам группы СП, и наоборот [5, 18, 19, 20, 21, 22]. Тем самым, с одной стороны, исследования в этой области могут создать перспективу уточнения нормативов по количеству спортсменов в группе, приходящейся на одного тренера, что отразится как на качестве, так и на стоимости ПСР по виду спорта. Но, с другой стороны, они могут создать предпосылки для корректировки тех или иных положений, регулирующих привлечение специалистов, работающих с корректировкой негативных проявлений индивидуально-типологических особенностей, именуемых психологами. В настоящее время в рекомендуемых штатных расписаниях для спортивных школ должность психолога включена в методический отдел, а их численность в организации не зависит от количества спортсменов [23].

Цель исследования: теоретический анализ существующих предпосылок для обоснования необходимости учёта индивидуально-типологических особенностей спортсменов, влияющих как на наполняемость групп СП, так и на расчет нормативной численности специалистов (психологов) в штате спортивных школ в зависимости от количества и спортивной квалификации спортсменов.

Методы и организация исследования. Проведен контент-анализ литературных источников по проблеме организации процесса СП (наполняемость групп, расчет нормативной численности специалистов (психологов) в штате спортивных школ в зависимости от количества и спортивной квалификации спортсменов) с учетом индивидуально-типологических особенностей спортсменов. Проанализировано и представлено 27 источников.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что в советское время (1987 г.) и раннее постсоветское время (до 1995 г.) наполняемость групп по видам спорта, приходящихся на одного тренера, различалась в зависимости от вида

спорта и этапа спортивной подготовки [21]. По окончании учебного года позволялось иметь 50% состава группы от планового показателя, что в разы отличается от настоящей ситуации (от 5 до 15%) [24-26]. Видимо, причиной допуска Госкомспортом СССР существенного снижения количественных показателей по сравнению с плановыми значениями являлись как вышеназванные «сбивающие» факторы, в том числе индивидуально-типологические

особенности, так и реализуемая на тот момент модель ПСР «от массовости -к мастерству», сопровождающаяся высоким процентом «движения контингента».

Не считая СП элементом системы образования, рассматриваем обучение как системообразующее ядро любого процесса передачи знаний, умений и навыков [1]. Поэтому, исследуя СП, был изучен опыт педагогической работы в этом направлении.

В современной системе образования в качестве приоритета выступает идея развития, направленная на комплексное совершенствование учебного процесса [5, 12, 15, 18]. В этой связи одним из факторов, детерминирующих всестороннее развитие обучающихся, выступает процесс выявления и дальнейшего учета индивидуально-типологических особенностей восприятия информации обучающимися (индивидуализации обучения). И напротив, в спортивной практике этому вопросу уделяется недостаточно внимания, а имеются лишь фрагментарные научные исследования [9, 10, 14, 15, 20, 24]. Это послужило основанием изучения научно-педагогической, психологической и методической литературы по основам индивидуализации обучения.

В работах ведущих ученых (П.П. Блон-ского, Л.С. Выготского, Я.А. Каменского, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко,

В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского) рассматриваются основы индивидуализации обучения в группах. Авторы указывают, что индивидуализация обучения является важнейшей фундаментальной основой, однако, по нашему мнению, её совмещение

с групповой формой организации образовательного процесса является проблемой, требующей поиска оптимального решения.

Из этого следует, что при определении в нормативных правовых актах (федеральный стандарт спортивной подготовки (далее -ФССП) и примерная дополнительная образовательная программа спортивной подготовки (далее - ПДОПСП)) не только минимального, но и максимального количественного состава групп на разных этапах СП необходимо учитывать деятельность по корректировке индивидуально-типологических особенностей (психофизиологических особенностей) у спортсменов разного пола и возраста.

Это свидетельствует о том, что необходимо актуализировать и научно обосновать нормативно-правовые и методические подходы для повышения эффективности ПСР по видам спорта в зависимости от индивидуально-типологических особенностей восприятия информации у спортсменов. Так, учет психофизиологических особенностей представляет важнейшую дидактическую ценность, поскольку способствует оптимизации учебно-тренировочного процесса [3, 12, 16, 19, 25]. Если у тренера количественно-качественный состав группы примерно одинаков, т.е. спортсмены в ней схожим образом управляют своим вниманием, запоминают, обдумывают и воспринимают учебный материал, то это, несомненно, позволяет повысить эффективность СП (обучения).

Анализируя индивидуально типологические особенности восприятия информации, следует выделить восприятие информации как важную особенность, лежащую в основе усвоения предлагаемого обучающемуся материала. Процесс восприятия (перцепция) является процессом обработки (интерпретации) сенсорной информации, т.е. формирование целостного образа происходит на нейрофизиологическом уровне. Именно эти явления позволяют создать полномерный и качественный образ объекта, явления для обучающегося. В нашем случае это

обучение в соответствии с конкретной двигательной задачей, поставленной тренером.

По данным ряда отечественных исследователей [2, 4, 11, 15, 18, 21, 24], под восприятием понимают процесс отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, формирующих образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. Считаем, что подход к комплектованию групп для СП будет более обоснованным, если он учитывает особенности восприятия спортсменов, а тренер сможет оптимальнее подобрать средства и методы СП. Это будет способствовать повышению степени усвоения предлагаемого теоретического и практического материала спортсменом.

Оценку уровня восприятия предлагается оценивать посредством использования аппаратно-программного комплекса «Спортивный психофизиолог» [6]. Эффективность данного комплекса применима для решения вопросов определения психофункциональной готовности детей к занятиям видами спорта и спортивной ориентации, отбора и контроля.

Восприятие информации основывается на более глубоких нейрофизиологических процессах, таких как сенсорика и перцепция, также зависящих от индивидуально-типологических особенностей личности. То есть и в основе процесса познавательной деятельности спортсмена лежит процесс ощущения, а ведущим процессом является восприятие.

Кроме этого, например, многие обучающиеся с трудом воспринимают преподаваемую информацию тренером противоположного пола, а некоторые наоборот. Но если рассматривать действительность, то имеется еще одна сторона в процессе спортивной подготовки - смешанные группы или моногруппы по гендерным (половым) критериям. Еще в начале XIX века популярными были именно изолированные группы (моногруппы) по гендерному критерию. Результаты исследований в области гендер-ных особенностей свидетельствуют о том, что мужская популяция значительно

отличается от женской по количеству анатомических, физиологических, психологических и т.д. параметров, в том числе по восприятию, переработке и усвоению предлагаемого учебного материала.

Основным препятствием к отторжению информации могут служить индивидуальные характеристики личности. В данном случае включается процесс апперцепции. Она может быть устойчивой (личностной) и зависеть от внутренних ресурсов спортсмена (убеждения) и ситуативной (временной) и зависеть от эмоциональной составляющей спортсмена.

Таким образом, в целях учета и корректировки индивидуально-типологических особенностей восприятия информации при СП, позволяющей снизить негативную тенденцию отсева спортсменов в связи с несоответствием требований, установленных ФССП и (или) ПДОПСП, представляется проработка вопроса о создании психологического отдела (психологов) в каждой спортивной школе. Этот вопрос неоднократно поднимался рядом ученых [5, 11, 15, 19, 22], но остается в «тени» правовых новелл, регламентирующих ПСР.

Заключение. По результатам теоретического анализа сделаны следующие выводы:

1. При разработке ПДОПСП по виду спорта (спортивной дисциплине) необходимо использовать дифференцированный подход, учитывающий индивидуально-типологические особенности восприятия информации, влияющие на степень освоение основ техники;

2. Основанием для дифференцированного подхода при комплектовании групп СП могут быть индивидуально-типологические особенности восприятия (применение аппаратно-программного комплекса «Спортивный психофизиолог»). Это, в свою очередь, обоснует необходимость нормативного установления соотношения количества спортсменов на одного психолога с учетом этапа спортивной подготовки, что повысит качественную составляющую СП.

Учёт индивидуально-типологических особенностей восприятия информации позволит формировать более однородные группы, что создаст базовое основание для повышения спортивных результатов.

Судебная практика [19, 27] о выполнении учреждениями показателей государственных заданий по объему услуг (количеству лиц) является прецедентом, вынуждающим сделать ряд умозаключений о закономерностях установления минимальной и максимальной численности

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Самсонов, И. И. О гармонизации законодательства в сфере физической культуры, спорта и образования, концепции подготовки спортивного резерва и детско-юношеского спорта в Российской Федерации / И. И. Самсонов, К. Г. Клецов // Вестник спортивной науки. - 2021. - № 4. - С. 31-36.

2. О порядке комплектования (формирования) групп обучения (спортивной подготовки) / Н. Губарева, М. Иванова, И. Самсонов, Г. Тарасевич // Спортивное право в России и мире: актуальные вопросы: материалы круглого стола с международным участием / отв. ред. А. А. Коренная; Министерство науки и высшего образования РФ, Алтайский государственный университет. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2022. - С. 99-115.

3. Самсонов, И. И. О комплектовании (формировании) групп спортивной подготовки / И. И. Самсонов // Спорт: экономика, право, управление. - 2019. - № 4. - С. 33-37.

4. Девяткина, Е. Ю. Комплектование игрового состава команды высококвалифицированных баскетболистов с учетом психологической совместимости и срабатываемости игроков: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.04. / Елена Юрьевна Девяткина. - Омск, 2005. - 134 с.

5. Жундибаева, Е. К. Групповая сплоченность спортивных команд как условие достижения превосходства в спорте / Е. К. Жундибаева // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/ 2016/article/2016023761 (дата обращения: 23.11.2022 г.).

6. Новикова, Л. А. К проблеме комплектования команд в групповых упражнениях

спортсменов группы СП, приходящихся на одного тренера, психолога.

Таким образом, в целях привлечения внимания профессионального сообщества и всесторонней проработке обозначенной проблемы исследования представляется необходимым организовать тщательное экспериментальное обоснование представленных умозаключений посредством реализации федеральной экспериментальной площадки (приказ Минспорта России от 31.05.2022 № 486).

художественной гимнастике / Л. А. Новикова, С. З. Хормез // Спортивный психолог. - 2011. -№ 2(23). - С. 57-59.

7. Плотников, В. В. Критерии, влияющие на эффективность формирования групп игроков в команде у хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки / В. В. Плотников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. -№ 1(131). - С. 186-190.

8. Самсонов, И. И. О проблемах и возможных вариантах их решения при формировании государственного задания для учреждений дополнительного образования в области физической культуры и спорта / И. И. Самсонов, Л. В. Готовчикова, Г. В. Поваляева // Экономика образования. - 2014. - № 4(83). - С. 34-43.

9. Самсонов, И. И. К вопросу о методике расчета штатной численности тренерско-инструкторского состава организаций, осуществляющих спортивную подготовку / И. И. Самсонов // Человек в экономико-правовом и политическом пространстве: сборник научных статей XXV научно-практической конференции, Барнаул, 22 апреля 2021 года / Академия труда и социальных отношений, Алтайский институт труда и права. - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2021. - С. 136-147.

10. Самсонов, И. И. К вопросу о показателях эффективности развития физической культуры и спорта / И. И. Самсонов // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта. - 2016. - Т. 14. - № 1. - С. 23-26.

11.Драндров, Г. Л. Развитие интереса детей к занятиям избранным видом спорта в процессе обучения в спортивной школе / Г. Л. Драндров //

Современные проблемы науки и образования. -2022. - № 1. - С. 20. - DOI: 10.17513/ spno.31445.

12. Воронова, Н. Г. Виды информации в тексте и способы их восприятия / Н. Г. Воронова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 11-4 (113). - С. 145-148.

13. Гагаев, А. А. Современная психология в спорте. Аспекты деятельности спортивного психолога / А. А. Гагаев // Современные спортивные технологии: Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 23 апреля 2015 года. - Йошкар-Ола: ГБПОУ Республики МарийЭл «Училище олимпийского резерва», 2015. -С. 27-37.

14.Черниговская, Т. В. Нейронаука в поисках смыслов: мозг как барокко? /Т. В. Черниговская // Вопросы философии. - 2021. - № 1. -С. 17-26.

15. Dunyashina, M. A. Influence of psychological factors on the process of perception and analysis of information in it sector / M. A. Dunyashina // From the collection: Languages in professional communication. - 2021. - pp. 421-426.

16. Кузьменко, Г. А. Формирование качества достижений подростков-спортсменов в образовательной деятельности на основе совершенствования показателей интеллектуальной активности / Г. А. Кузьменко, Т. Н. Луговских, С. В. Бальзаковская // Наука и школа. - 2016. -№ 3. - С. 116-123.

17.Пельменев, В. К. Восприятие информации будущими специалистами по физической культуре в мультимедийном сопровождении лекционных занятий / В. К. Пельменев, Е. О. Ширшова, В. Т. Темченко // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2020. - № 3 (53). -С. 87-91.

18. Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации: приказ Минспорта России от 30.10.2015 № 999. URL: https://base.garant.ru/ 71371262/ (дата обращения: 22.11.2022 г.)

19. Самсонов, И. И. Организационно-правовые аспекты деятельности спортивных школ / И. И. Самсонов, В. В. Лазуткин, А. А. Сапун-ков. - Омск: ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», 2015. - 176 с.

20. Определение ВС РФ от 19.03.2021 № 302-ЭС21-2928 по делу № А58-11981/2019. URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-19032021-n-302-es21-2928-po-delu-n-a58-119812019/ (дата обращения: 02.02.2022 г.)

21. Определение ВС РФ от 27.04.2020 № 306-ЭС20-4459. URL: https://legalacts.ru/sud/ opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-27042020-n-3 06-es20-4459-po-delu-n-a06-13702019/ (дата обращения: 02.02.2022 г.)

22.Кузьменко, Г. А. Стратегии решения подростками интеллектуальных задач спортивной деятельности с учетом сложности упражнения / Г. А. Кузьменко, Е. А. Леванова // Вестник спортивной науки. 2016. - № 6. - С. 5863.

23. Роль психологической составляющей при формировании спортивных команд / А. Солодков, Н. Матин, Л. Михно, С. Ефимов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11. - С. 295-300.

24.Сивицкий, В. Г. Формы организации психологической подготовки спортсменов: опыт работы психологов / В. Г. Сивицкий, Л. Г. Уляева // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 2. - С. 50-64.

25.Хвацкая, Е. Е. Принципы и базовые факторы психологического сопровождения спортивного резерва / Е. Е. Хвацкая // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Под ред. А. А. Обознова, А. Л. Журавлева. - Москва: Институт психологии РАН, 2020. - С. 290-304.

26.Уляева, Л. Г. «Спортивный психолог -профессия ближайшего будущего» - проект НКО «Ассоциация спортивных психологов» / Л. Г. Уляева, С. В. Соколовская, Г. Г. Уляева // Научный вестник МГУСиТ: спорт, туризм, гостеприимство. - 2022. - № 1(71). - С. 127-140.

27. Возможности аппаратно-программного комплекса в системе спортивной ориентации, отбора и этапного контроля в дзюдо и самбо / Ю. Корягина, С. Нопин, Г. Тер-Акопов, С. Абуталимова // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 3. - С. 3-5.

REFERENCES

1. Samsonov I.I., Kletsov K.G. About harmonization of legislation in the sphere of physical education, sport and education, the concept of sport reserve preparation and children-youth

sport in the Russian Federation. Bulletin of Sports Science, 2021, no. 4, pp. 31-36. (in Russ.)

2. Gubareva N.V., Ivanova M.M., Samsonov I.I., Tarasevich G.A On the order of acquisition (formation) of training groups (sports training). Sports Law in Russia and the World: Relevant Issues: materials of the Round Table with International Participation. Barnaul: Publishing House of the Altai University, 2022. pp. 99-115. (in Russ.)

3. Samsonov I.I. On the staffing (formation) of sports training groups. Sport: Economics, Law, Management, 2019, no. 4, pp. 33-37. (in Russ.)

4. Devyatkina E.Yu. Completion of the playing staff of a team of elite basketball players, taking into account the psychological compatibility and teamwork: an author's dissertation. Omsk, 2005. 134 p. (in Russ.)

5. Zhundibaeva E.K. Teamwork of sports teams as a condition for achieving excellence in sports. Materials of the VIII International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum". Available at: https://scienceforum.ru/2016/article/ 2016023761 (accessed 23.11.2022). (in Russ.)

6. Novikova L.A. Hormez S.Z. On the problem of staffing teams in rhythmic gymnastics group exercises. Sports psychologist, 2011, no. 2 (23), pp. 57-59. (in Russ.)

7. Plotnikov V.V. Criteria affecting the efficiency of formation of groups of players in hockey team at sports and health training stage. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2016, no. 1(131), pp. 186-190. (in Russ.)

8. Samsonov I.I. Gotovchikova L.V., Povalyaeva G.V. On the problems and possible options for their solution in the formation of the state task for institutions of additional education in the field of physical culture and sports. Economics of Education, 2014, no. 4 (83), pp. 34-43. (in Russ.)

9. Samsonov I.I. To the question of the methodology for calculating the staff size of the coaching and instructor staff of organizations engaged in sports training. Man in the Economic, Legal and Political Space: a collection of scientific articles of the XXV Scientific and Practical Conference. Barnaul: Altai State University, 2021. pp. 136-147. (in Russ.)

10. Samsonov I.I. On the issue of efficiency indicators of the development of physical culture and sports. Problems and Prospects of the Development of Physical Culture and Sports, 2016, vol. 14, no. 1, pp. 23-26. (in Russ.)

11. Drandrov G.L. Development of children's interest in engaging in a chosen sport in the process

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of training in a sports school. Modern problems of science and education, 2022, no. 1, p. 20. DOI: 10.17513/spno.31445. (in Russ.)

12.Voronova N.G. Types of information in the text and ways of their perception. Mezdunarodnyj naucno-issledovatel'skij zurnal (International Research Journal), 2021, no. 11-4(113), pp. 145148. (in Russ.)

13.Gagaev A.A. Modern psychology in sport. Aspects of a sports psychologist's activity. Modern Sports Technologies: Materials of the Ill Interregional Scientific and Practical Conference, Yoshkar-Ola, April 23, 2015. pp. 27-37. (in Russ.)

14.Chernigovskaya, T.V. Neuroscience in search of meanings: brain as barocco? Voprosy Filosofii, 2021, no. 1, pp. 17-26. (in Russ.)

15.Dunyashina M.A. Influence of psychological factors on the process of perception and analysis of information in it sector. From the collection: Languages in Professional Communication, 2021, pp. 421-426. (in Russ.)

16.Kuz'menko, G.A., Lugovskikh T.N., Balzakovskaya S.V. Formation of the quality achievements of adolescent athletes in educational activities on the basis of improvement indicators of intellectual activity. Science and School, 2016, no. 3, pp. 116-123. (in Russ.)

17.Pel'menev V.K. Shirshova E.O., Temchenko V.T. Perception of information by future physical education specialists in multimedia accompaniment of lecture classes. Proceedings of the Baltic Fishing Fleet State Academy: Psychological and Pedagogical Sciences, 2020, no. 3 (53), pp. 87-91. (in Russ.)

18.On approval of the requirements for ensuring the training of a sports reserve for sports teams of the Russian Federation: Order of the Ministry of Sports of Russia No. 999 dated October 30, 2015. Available at: https://base.garant.ru/71371262/ (accessed: 22.11.2022) (in Russ.) 19.Samsonov, I.I. Lazutkin V.V., Sapunkov A.A. Organizational and legal aspects of the activities of sports schools. Omsk: Siberian State University of Physical Culture and Sports, 2015. 176 p. (in Russ.)

20.Ruling of the Supreme Court of the Russian Federation No. 302-ES21-2928 dated March 19, 2021 for the case No. A58-11981/2019. Available at: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnog o-suda-rf-ot-19032021-n-302-es21-2928-po-delu-n -a58-119812019/ (accessed 02.02.2022) (in Russ.)

21.Ruling of the Supreme Court of the Russian Federation No. 306-ES20-4459 dated April 27, 2020. Available at: https://legalacts.ru/sud/

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ MODERN ISSUES OF БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2022, T. 6 (4)_2022, Vol. 6 (4)

opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-27042020-n-3 25.Khvatskaya E.E. Psychological support of sports

06-es20-4459-po-delu-n-a06-13702019/ (accessed reserve. Actual Problems of Labor Psychology,

02.02.2022) (in Russ.) Engineering Psychology and Ergonomics. Ed. by

22. Kuz'menko G.A., Levanova E.A. Strategies to A.A. Oboznova, A.L. Zhuravlev. Moscow: address adolescent intellectual tasks of sports Institute of Psychology of the Russian Academy of activities given the complexity of the exercise and Science, 2020. pp. 290-304. (in Russ.) requirements for noise immunity. Bulletin of Sports 26.Ulyaeva L.G. Sokolovskaya S.V., Ulyaeva G.G. Science, 2016, no. 6, pp. 58-63. (in Russ.) "Sports psychologist - a profession of the near

23. Solodkov A.S., Matin N.A., Mikhno L.V., future" - a project of the Non-Commercial Efimov S.V. The role of the psychological Organization "Association of Sports Psychologists". component in the formation of sports teams. Scientific Bulletin of MSUSandT: Sport, Tourism, Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2016, Hospitality, 2022, no. 1(71), pp. 127-140. (in Russ.) no. 11, pp. 295-300. (in Russ.) 27.Koryagina Yu.V. S.V. Nopin, G.N. Ter-Akopov,

24. Sivitskij V.G. Ulyaeva L.G. Forms of S.M. Abutalimova Hardware-software complex for organization of psychological training of athletes: sports orientation, selection and stage control: the experience of psychologists. Bulletin of the potential for judo and sambo. Theory and Practice Pskov State University. Series: Psychological and of Physical Culture, 2022, no. 3, pp. 3-5. (in Russ.) Pedagogical Sciences, 2015, no. 2, pp. 50-64.

(in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Наталья Владимировна Губарева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания, Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул.

Марина Михайловна Иванова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания, Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул.

Иван Иванович Самсонов - кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора КАУ «Центр спортивной подготовки сборных команд Алтайского края», заведующий кафедрой экономики, менеджмента и индустрии туризма Алтайского института труда и права (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов ВО «Академия труда и социальных отношений», Барнаул.

Галина Анатольевна Тарасевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивной тренировки, восстановительной и спортивной медицины, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры, Москва.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Natal'ya Vladimirovna Gubareva - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Altai State Pedagogical University, Barnaul.

Marina Mikhajlovna Ivanova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Altai State Pedagogical University, Barnaul.

Ivan Ivanovich Samsonov - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Director of the Center for Sports Training of National Teams of the Altai Territory; Head of the Department of Economics, Management and Tourism Industry of the Altai Institute of Labor and Law, branch of the Academy of Labor and Social Relations, Barnaul.

Galina Anatol'evna Tarasevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Sports Training, Rehabilitation and Sports Medicine, All-Russian Research Institute of Physical Culture, Moscow.

Для цитирования: Организация спортивной подготовки с учетом индивидуально-типологических особенностей спортсменов (теоретический анализ проблемы) / Н. Губарева, М. Иванова, И. Самсонов, Г. Тарасевич // Современные вопросы биомедицины. - 2022. - Т. 6. - № 4. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_04_40

For citation: Gubareva N.V., Ivanova M.M., Samsonov I.I., Tarasevich G.A. To the problem of organizing sports training of athletes, according to their individual and typological features (theoretical analysis). Modern Issues of Biomedicine, 2022, vol. 6, no. 4. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_04_40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.