ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 794.1 DO110.26170/2079-8717_2023_01 _13
ББК Ч559 ГРНТИ 14.07.03 Код ВАК 5.8.1; 5.8.5
Комиссаров Владимир Владимирович,
аспирант кафедры управления в сфере физической культуры и спорта, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620078, Россия, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, 1; e-mail: [email protected]
Рапопорт Леонид Аронович,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления в сфере физической культуры и спорта, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; министр физической культуры и спорта Свердловской области; 620078, Россия, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, 1; e-mail: [email protected]
Терентьев Алексей Евгеньевич,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления в сфере физической культуры и спорта, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; директор РЦФКС Каратэ; 620078, Россия, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, 1; e-mail: [email protected]
Быкова Лариса Валентиновна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Уральский государственный аграрный университет; эксперт, РЦФКС Каратэ; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 56; e-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОТБОРА В СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ ШАХМАТИСТОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: шахматы; шахматисты; предварительный отбор; начальная подготовка; фактор результативности; спортивные школы
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается практика и анализируются результаты организации приема учащихся-шахматистов в спортивные школы Уральского федерального округа. Изучаются нормативно-правовые и методические документы по этому вопросу. Обосновывается необходимость проведения исследований по повышению эффективности обучения шахматам в детском возрасте. Целью исследования являлось изучение влияния предварительного отбора детей на результаты освоения учащимися программы спортивной подготовки. Исследование проводилось методом анкетирования тренеров в два этапа в течение учебного года. Полученные данные обрабатывались методами статистики. Результаты исследования позволяют рассматривать предварительный отбор в качестве одного из факторов результативности этапа начальной подготовки и рекомендовать его применение всем спортивным школам. Положительное влияние предварительного отбора, так же как во всех видах спорта, возрастает при повышении массовости просмотра.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Комиссаров, В. В. Перспективы применения предварительного отбора в спортивной подготовке шахматистов / В. В. Комиссаров, Л. А. Рапопорт, А. Е. Терентьев, Л. В. Быкова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 1. - С. 104109. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2023_01_13.
Komissarov Vladimir Vladimirovich,
Postgraduate Student of Department of Management in the Field of Physical Culture and Sports, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Rapoport Leonid Aronovich,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Management in the Field of Physical Culture and Sports, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin; Minister of Physical Culture and Sports of the Sverdlovsk Region, Ekaterinburg, Russia
Terentiev Alexey Evgenievich,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Management in the Field of Physical Culture and Sports, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin; Director of RCFKS Karate, Ekaterinburg, Russia
Bykova Larisa Valentinovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Physical Education and Sports, Ural State Agrarian University; Expert, RCFKS Karate, Ekaterinburg, Russia
PERSPECTIVES FOR THE APPLICATION OF PRELIMINARY SELECTION IN THE SPORTS TRAINING OF CHESS PLAYERS
KEYWORDS: chess; chess players; preliminary selection; initial training; performance factor; sports schools
ABSTRACT. The article discusses the practice and analyzes the results of organizing the admission of chess students to sports schools in the Ural Federal District. Legal and methodological documents on this issue are being studied. The necessity of conducting research to improve the effectiveness of teaching chess in childhood is substantiated. The aim of the study was to study the influence of the preliminary selection of
© Комиссаров В. В., Рапопорт Л. А., Терентьев А. Е., Быкова Л. В., 2023
children on the results of the students mastering the sports training program. The study was conducted by the method of questioning coaches in two stages during the academic year. The obtained data were processed by statistical methods. The results of the study allow us to consider preliminary selection as one of the factors of the effectiveness of the initial training stage and recommend its use to all sports schools. The positive impact of pre-selection, as in all sports, increases with increasing mass viewing.
FOR CITATION: Komissarov, V. V., Rapoport, L. A., Terentiev, A. E., Bykova, L. V. (2023). Perspectives for the Application of Preliminary Selection in the Sports Training of Chess Players. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 104-109. DOI: 10.26i70/2079-8717_2023_01_13.
В процессе обучения юных спортсменов одной из главных является проблема спортивного отбора, определение наиболее предрасположенных к виду спорта детей. При этом в спортивной науке, при наличии общей позиции о необходимости предварительного отбора в целом, имеются расхождения методологического характера. Предлагают начинать процедуры спортивного отбора только в процессе обучения в спортивной школе В. М. Волков и В. П. Филин [2]. Предлагает изначально по каждому ребенку решать вопрос о целесообразности обучения тому или иному виду спорта В. Н. Платонов [6]. Считает неверным применять элементы самого вида спорта в качестве критериев отбора Л. П. Матвеев, опасаясь влияния на диагностику изначальной подготовленности учащихся [4].
С точки зрения спортивного менеджмента эта проблема имеет важное значение в аспекте освоения учащимися программ спортивной подготовки на уровне не ниже содержащегося в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта (далее - ФССП) в масштабах спортивной школы или учебных групп. При зачислении предрасположенных к виду спорта детей от них ожидаются высокие темпы прогрессирова-ния, высокие уровни мотивации и спортивной активности [4]. При отсутствии предварительного отбора выбор вида спорта у зачисляемых, как правило, случаен, что приводит в дальнейшем к низким темпам про-грессирования и снижению мотивации [1; 7].
Методические рекомендации Минспор-та России предписывают проведение предварительного отбора при зачислении учащихся в спортивную школу в любом виде спорта, что должно оказывать непосредственное влияние на результативность осуществляемой организацией спортивной подготовки1. При этом в документе не содержатся специфические рекомендации по видам спорта. В ФССП по виду спорта «шахматы», в свою очередь, имеется требование о наличии в методической части образовательных программ мероприятий по
отбору спортсменов для зачисления2.
Шахматы являются видом спорта, при этом качественно отличаются от большинства других видов спорта как по своему содержанию [5], так и в целом в «привычном» понимании спорта как двигательной активности. Это не позволяет распространять опыт других видов спорта без научного обоснования и требует перед его применением проведения исследований на шахматном материале.
Для определения предрасположенных к шахматам детей в настоящее время существует проблема подбора и использования прогностически достоверных критериев предрасположенности. На практике в большинстве случаев определяется только уровень подготовленности учащихся путем выявления первичных знаний и умений в виде спорта. Иногда применяется, по отдельности или в сочетании с определением уровня подготовленности, диагностика первичной мотивации и интеллектуальных качеств детей. Педагогическое наблюдение малоинформативно при проведении первичного отбора в формате разовой процедуры.
Данная проблема является сложной и многоаспектной, требующей комплексного изучения с использованием подходов из психологии, педагогики и спортивной науки. В настоящее время это привело к отсутствию научных исследований по данной тематике. Но при невозможности решения проблемы в целом имеет смысл идти путем нахождения частных ответов, способствующих ее решению в дальнейшем.
В нашем исследовании мы изучаем влияние на эффективность спортивной подготовки самого факта проведения процедуры предварительного отбора, сознательно абстрагируясь от сравнения эффективности методов и форм проведения процедуры.
Цель исследования заключается в изучении практики организации приема учащихся-шахматистов в спортивных школах Уральского федерального округа, определяются перспективы применения предварительного отбора в шахматах.
Материалы и методы. В качестве
1 Приказ Минспорта России от 20.08.2020 № 636 «Методические рекомендации о механизмах и критериях отбора спортивно одаренных детей». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36 0887/ (дата обращения: 15.12.2022).
2 Приказ Минспорта России от 24.12.2021 № 1042 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "шахматы"». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40 8979/ (дата обращения: 15.12.2022).
метода исследования применялось анкетирование 28 тренеров по шахматам спортивных школ Уральского федерального округа (Свердловская, Челябинская и Тюменская области, ЯНАО и ХМАО). Используемая в исследовании анкета была разработана нами совместно с МБУ «ИМЦ по ФКиС» (Нижний Тагил, Свердловская область; Ы:ф://имцфкс.рф), с привлечением спортивного психолога.
Респонденты-тренеры являются опытными и квалифицированными экспертами в своей области деятельности. Образование - профильное среднее или высшее профессиональное, опыт работы тренером -от 2 до 30 лет, в среднем более 10 лет. Тренеры представляют 14 спортивных школ Уральского федерального округа, в том числе 5 школ олимпийского резерва.
Анкетирование проводилось в 2 этапа. На 1 этапе (сентябрь 2020 г.) респонденты отвечали на вопросы относительно организации приема учащихся в спортивные школы (характеристика набираемой группы, формы и методы организации предварительного отбора, количественные показатели), получены данные о процессе комплектования 32 групп начальной подготовки 1 года обучения (далее - НП-1) (Пгр=32).
На 2 этапе (январь - апрель 2020 г.) собирались данные о соревновательной активности учащихся и планировании перевода в группы начальной подготовки 2 года обучения (далее - НП-2). Прогнозирование основывалось на данных педагогического наблюдения в ходе тренировочного процесса, респонденты высказывали свое профессиональное суждение.
Организация предварительного отбора оценивалась через показатель массовости просмотра:
1. Коэффициент массовости просмотра
(М):
Мп = ^прп (1); Мср = ^^ (2),
Ынп1 п ^ Ынп1 ср 4 "
где Мп и Мср - коэффициент массовости просмотра для группы П и средний по исследованию; ^р п и Ыпр ср - количество желающих детей для группы П и среднее по исследованию; N^1 п и ^п! ср - количество учащихся, зачисленных в группы НП-1, для группы п и среднее по исследованию.
Освоение в группах программы начальной подготовки оценивалось через коэффициенты стабильности состава учащихся (СТАБ) и соревновательной активности учащихся (СОР):
2. Коэффициент стабильности состава учащихся (СТАБ):
СТАБп = ^^ (3); СТАБср = ^^ (4),
где СТАБп и СТАБср - коэффициент стабильности состава учащихся в группе п и
средний по исследованию; N^2 п и ^п2 ср -количество учащихся, планируемых к зачислению в группы НП-2, для группы п и среднее по исследованию.
3. Коэффициент соревновательной активности учащихся (СОР):
СОРп = (5); СОРср = ^^ (6),
Ынп1 п ^ Ынп1 ср "
где СОРп и СОРср - коэффициент соревновательной активности в группе п и средний по исследованию; ^ор п и Nсор ср - количество учащихся с соревновательной активностью не менее нормативной, для группы п и среднее по исследованию.
В ФССП заложены в неявном виде примерные нормативные критерии системы спортивной подготовки. Нормативный коэффициент стабильности состава занимающихся СТАБнорм^0,8 высчитывается через норматив группы ТЭ-1 (третий год обучения) в 6 учащихся при нормативной численности группы НП-1 в 10 учащихся1. Нормативный коэффициент соревновательной активности учащихся принимается как СОРнорм=1,о при требовании к каждому учащемуся участвовать не менее чем в 3-х контрольных соревнованиях за учебный год2.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате обработки анкет получены следующие исходные количественные данные (табл. 1): плановая численность Шпл) групп НП-1, устанавливаемая планом работы спортивной школы; фактическое количество детей, участвующих в предварительном отборе Шпр); количество учащихся, зачисленных в группы НП-1 (^пО; прогнозирование соревновательной активности учащихся Шсор); прогнозирование перевода учащихся в группы НП-2 (^^нп2).
1 Приказ Минспорта России от 24.12.2021 № 1042 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "шахматы"». URL: http://www.c0nsultant.ru/d0cument/c0ns_d0c_LAW_40 8979/ (дата обращения: 15.12.2022).
2 Приказ Минспорта России от 24.12.2021 № 1042 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "шахматы"». URL: http://www.c0nsultant.ru/d0cument/c0ns_d0c_LAW_40 8979/ (дата обращения: 15.12.2022).
Таблица 1
Исходные данные по анкетам (пгр=32)
№ гр 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1.5 16
Мил 20 15 14 15 16 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15
Nnp 23 18 14 13 21 16 20 10 22 22 20 20 20 20 20 20
NHni 18 18 14 13 16 16 20 10 22 22 12 12 20 20 15 15
Ncop 13 14 7 9 16 14 10 5 8 8 10 10 6 4 11 15
NHn2 12 11 11 11 1.3 1,3 14 9 13 13 9 9 10 10 15 15
№ гр 17 18 19 20 21 22 2.3 24 2.5 26 27 28 29 .30 31 32 £
Nm 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 18 18 12 11 12 16 481
Nnp 20 17 4 19 10 20 8 8 21 16 23 23 12 11 12 21 544
Nh*I 15 15 4 19 10 18 8 8 14 16 18 18 12 11 10 18 477
Ncop 15 9 1 19 5 16 4 5 9 5 11 18 8 6 7 9 282
NHn2 15 12 3 14 7 14 6 6 7 10 13 13 8 8 7 12 343
В 18 анкетах (56%) в группы НП-1 зачислены все желающие дети (Мпл>Ыпр), из них в 6 случаях (19%) плановая численность групп НП-1 не достигнута (Ыпл^пр).
В 14 анкетах (44%) дети зачислены в группы НП-1 по результатам предварительного отбора (Ыпл<Мпр). Предварительный отбор во всех случаях проводился в формате собеседования «тренер - учащийся» с целью диагностики: первичных знаний о виде спорта (9 анкет), первичных знаний о виде спорта и мотивации (4 анкеты), общего интеллектуального развития детей (1 анкета).
Можно констатировать в организации предварительного отбора учащихся-шахматистов в спортивных школах УФО следующие тенденции:
- низкие показатели массовости просмотра (М<1,67), в части групп (19%) не достигнута плановая численность учащихся;
- в качестве критериев предрасположенности к виду спорта используется в большинстве случаев (13 из 14) диагностика
первоначальных знаний и умений, элементов техники вида спорта.
В результате обработки анкет сформированы три выборки групп по критерию массовости просмотра (М):
- группы сформированы без предварительного отбора, 18 анкет (Пгр=18; М<1,о), коэффициент массовости просмотра М<1,0; Мср=0,89;
- группы сформированы по результатам предварительного отбора, 14 анкет (Пгр=14; М>1,01), коэффициент массовости просмотра 1,11<М<1,67; Мср=1,33;
- группы сформированы по результатам предварительного отбора с наивысшим в исследовании показателем коэффициента массовости просмотра, 3 анкеты (Пгр=3; М=1,67), частный случай предыдущей выборки (Пгр=14; М>1,01).
Результаты подсчета коэффициентов (I, II, III), общие по исследованию и по выборкам групп, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Распределение коэффициентов массовости просмотра (Мср), стабильности состава учащихся (СТАБСр), соревновательной активности учащихся (СОРср) и случаев проведения предварительного отбора
Коэффициент Символ Выборка групп
Пгр=32 Пгр=18; М<1,0 Пгр=14; М>1,01 Пгр=3; М=1,67
Массовость просмотра Мср 1,14 0,89 1,33 1,67
Проведение предварительного отбора - частично нет есть есть
Стабильность состава учащихся СТАБср 0,73 0,7 0,78 0,8
Соревновательная активность СОРср 0,64 0,53 0,79 0,87
Для выборки групп (Пгр=14; М>1,01) изучена корреляция между коэффициентом массовости просмотра и коэффициентом стабильности состава учащихся (М&СТАБ) и между коэффициентом массовости просмотра и соревновательной активностью
учащихся (М&СОР), данные и итоги приведены в таблице 3. Подсчет коэффициентов корреляции производился в программе Excel, с использованием рекомендуемых для педагогических исследований формул и приемов [3].
Таблица 3
Данные в выборке групп (Пгр=14; M>i,oi) для определения корреляции между коэффициентом массовости просмотра (М) и коэффициентами стабильности состава учащихся (СТАБ), соревновательной активности учащихся (СОР)
№ гр Коэффициенты
М СТАБ СОР
1 1,28 0,72 0,67
5 1,31 1,00 0,81
11 1,67 0,83 0,75
12 1,67 0,83 0,75
17 1,33 0,73 1,00
18 1,33 1,00 1,00
19 1,33 1,00 1,00
20 1,13 0,60 0,80
24 1,11 0,89 0,78
27 1,50 0,64 0,50
29 1,28 0,61 0,72
30 1,28 1,00 0,72
33 1,20 0,70 0,70
34 1,17 0,56 0,67
среднее по выборке 1,33 0,78 0,79
Коэффициент корреляции Го,о1 М&СТАБ=0,556 М&СОР=0,522
Корреляции М&СТАБ (10,01=0,556) и М&СОР (10,01=0,522) показывают умеренную силу связи между исследуемыми коэффициентами при условии формирования групп по результатам предварительного отбора.
Выявлено последовательное увеличение коэффициентов СТАБср и СОРср в выборках групп (Пгр=14; М>1,01) и (Пгр=3; М=1,67) по отношению к среднему по исследованию и к выборке групп (Пгр=18; М<1,0). Коэффициент СТАБср в выборке групп с проведением предварительного отбора (Пгр=14; М>1,01) показывает основной рост на 6,8% относительно среднего по исследованию и дополнительно повышается на 2,6% в выборке групп с наивысшим в исследовании показателем коэффициента массовости просмотра (Пгр=3; М=1,67). Для коэффициента СОРср тенденция сохраняется и составляет 23,4% и 12,5% соответственно.
Коэффициенты стабильности состава учащихся (СТАБ) и соревновательной активности учащихся (СОР) ожидаемо показали положительную корреляцию с количеством в группах учащихся, прошедших через процедуру предварительного отбора.
Дополнительным подтверждением данной положительной корреляции служит сравнение практических результатов с нормативными. Нормативному коэффициенту стабильности состава занимающихся
СТАБнорм>0,8 соответствует только выборка групп (Пгр=3; М=1,67) со СТАБср=0,8. Эта же выборка с результатом СОРср=0,87 наиболее близка к СОРнорм=1,0.
Выводы. В ходе исследования изучен опыт спортивных школ Уральского федерального округа по организации приема учащихся-шахматистов в группы начальной подготовки. Выявлено влияние включения процедуры предварительного отбора на улучшение показателей спортивной подготовки. Это позволяет рассматривать предварительный отбор как один из факторов результативности этапа начальной подготовки и рекомендовать его применение всем спортивным школам.
Подтверждено для шахмат утверждение спортивной теории о повышении достоверности процедуры предварительного отбора при увеличении массовости просмотра желающих заниматься. При этом выявлено, что при наибольшем встречающемся в исследовании соотношении желающих на место 1,67:1 в группах выполняется требование ФССП по стабильности состава учащихся и не выполняется требование по соревновательной активности учащихся. Можно рекомендовать спортивным школам проводить предварительный отбор при более высоком конкурсе желающих на место.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ботяев, В. Л. Анализ деятельности научно-консультационного центра отбора и диагностики спортивной предрасположенности детей и подростков / В. Л. Ботяев, Е. П. Скворцова, С. В. Ботяев. - Текст : электронный // Ученые записки университета Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-deyatelnosti-nauchno-konsultatsionnogo-tsentra-otbora-i-diagnostiki-sportivnoy-predraspolozhennosti-detey-i-podrostkov (дата обращения: 15.12.2022).
2. Волков, В. М. Спортивный отбор / В. М. Волков, В. П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1983. -176 с. : граф.
3. Губа, В. П. Педагогические измерения в спорте: методы, анализ и обработка результатов : монография / В. П. Губа, Г. И. Попов, В. В. Пресняков, М. С. Леонтьева. - М. : Спорт, 2021. - 324 с.
4. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник для вузов физической культуры и спорта / Л. П. Матвеев. - Москва : Спорт, 2019. - 500 с.
5. Михайлова, И. В. Шахматы как вид спорта / И. В. Михайлова. - Текст : электронный // Инновационная наука. - 2016. - № 3-2 (15). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shahmaty-kak-vid-sporta (дата обращения: 15.12.2022).
6. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : в 2 кн. Кн. 1 / В. Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2015. - 679 с.
7. Хвацкая, Е. Е. Психологический компонент в структуре первичного спортивного отбора детей (Федеральный экспериментальный (инновационный) проект «Стань чемпионом») / Е. Е. Хвацкая. -Текст : электронный // Ученые записки университета Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-komponent-v-strukture-pervichnogo-sportivnogo-otbora-detey-federalnyy-eksperimentalnyy-innovatsionnyy-proekt-stan (дата обращения: 15.12.2022).
REFERENCES
1. Botyaev, V. L., Skvortsova, E. P., Botyaev, S. V. (2018). Analiz deyatel'nosti nauchno-konsul'tatsionnogo tsentra otbora i diagnostiki sportivnoi predraspolozhennosti detei i podrostkov [Analysis of the Activities of the Scientific and Consulting Center for the Selection and Diagnosis of Sports Predisposition in Children and Adolescents]. In Uchenye zapiski universiteta Lesgafta. No. 3 (157). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-deyatelnosti-nauchno-konsultatsionnogo-tsentra-otbora-i-diagnostiki-sportivnoy-predraspolozhennosti-detey-i-podrostkov (mode of access: 15.12.2022).
2. Volkov, V. M., Filin, V. P. (1983). Sportivnyi otbor [Sports Selection]. Moscow, Fizkul'tura i sport. 176 p.
3. Guba, V. P., Popov, G. I., Presnyakov, V. V., Leontyeva, M. S. (2021). Pedagogicheskie izmereniya v sporte: metody, analiz i obrabotka rezul'tatov [Pedagogical Measurements in Sports: Methods, Analysis and Processing of Results]. Moscow, Sport. 324 p.
4. Matveev, L. P. (2019). Obshchaya teoriya sporta i ee prikladnye aspekty [General Theory of Sports and Its Applied Aspects]. Moscow, Sport. 500 p.
5. Mikhailova, I. V. (2016). Shakhmaty kak vid sporta [Chess as a Sport]. In Innovatsionnaya nauka. No. 3-2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shahmaty-kak-vid-sporta (mode of access: 15.12.2022).
6. Platonov, V. N. (2015). Sistema podgotovki sportsmenov v olimpiiskom sporte. Obshchaya teoriya i ee prakticheskie prilozheniya: v 2 kn. [The System of Training Athletes in Olympic Sports. General Theory and Its Practical Applications, in 2 books]. Book 1. Kiev, Olimpiiskaya literatura. 679 p.
7. Khvatskaya, E. E. (2019). Psikhologicheskii komponent v strukture pervichnogo sportivnogo otbora detei (Federal'nyi eksperimental'nyi (innovatsionnyi) proekt «Stan' chempionom») [The Psychological Component in the Structure of the Primary Sports Selection of Children (Federal Experimental (Innovative) Project "Become a Champion")]. In Uchenye zapiski universiteta Lesgafta. No. 12 (178). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihologicheskiy-komponent-v-strukture-pervichnogo-sportivnogo-otbora-detey-federalnyy-eksperimentalnyy-innovatsionnyy-proekt-stan (mode of access: 15.12.2022).