Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ МЕТОДОЛОГИИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА'

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ МЕТОДОЛОГИИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ШАХМАТНЫЙ СПОРТ / ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алифиров А. И.

Цель исследования - рассмотреть генезис структуры, актуальной проблематики, организационных подходов и связей диссертационных исследований отечественных ученых в сфере шахматного образования и спорта. Методика и организация исследования. Изучение состоит из теоретико-методологической систематизации диссертационных исследований отечественных ученых, посвященных тематике решения проблем психолого-педагогических аспектов подготовки по виду спорта «шахматы», обучению шахматам, использованию шахматной игры в качестве средства реабилитации и социальной интеграции. Результаты исследования и выводы. Проведен контент-анализ более 200 психолого-педагогических диссертационных исследований отечественных ученых в период 1946-2020 гг., посвященных проблематике обучения шахматам и спортивной подготовке по виду спорта «шахматы», выявлены фундаментальные и прикладные направления исследований, которые внесли неоценимый вклад в теорию и практику обучения шахматам, шахматное образование и процесс подготовки спортсменов по виду спорта «шахматы». Тенденции диссертационных исследований, реализованные в области спортивной науки по виду спорта «шахматы», отражают актуальную проблематику, имеющую значение для оптимизации и совершенствование спортивной подготовки. Повышение качества современных научных исследований в сфере шахматного образования и спорта детерминировано, в целом, технологизацией процесса обучения шахматам, что подтверждает генезис тематики научных работ. Развитие системы организационных подходов и связей диссертационных исследований отечественных ученых в сфере шахматного образования и спорта характеризуется влиянием сформировавшихся научных школ, авторских коллективов, многовекторностью экспериментального процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHESS SPORT AND CHESS TRAININGS RELATED DISSERTATIONS: RESEARCH METHODS, KEY SUBJECTS AND CONTENT ANALYSIS

Objective of the study was to analyze the national chess training / chess sport related dissertations to systematize the key contents, priority subjects and research approaches of special contribution to and benefits for the modern chess sport science. Methods and structure of the study. We completed a content analysis of the national chess sport / chess training related dissertations that cover a wide range chess training systems and chess training psychology and pedagogy issues for the period of 1946-2020. We classified the priority research topics by scientific branches in accordance with the valid classifier of the Higher Attestation Commission. We sampled for analysis 213 dissertations partially or fully analyzing different chess sport / chess training issues, including two Doctoral dissertations with fundamental research and problems solutions and 211 PhD dissertations focused on practical and specific chess training / chess sport issues. Result and Conclusion. Analysis of the national chess training / chess sport related dissertations made it possible to outline the key trends and priority subjects for research and the most efficient research approaches of special contribution to the modern chess sport science and chess training systems. Progress of the modern chess sport and chess training methods, models and tools are primarily due to the advanced new chess training technologies as demonstrated by the dissertations sampled for the study. The national research design and management approaches and cooperation of the chess sport / chess training researchers is facilitated by the established scientific schools, research teams and interests in multisided experimental studies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ МЕТОДОЛОГИИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА»

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ МЕТОДОЛОГИИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА

УДК/UDC 796.092

Поступила в редакцию 05.04.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Алифиров1

1Российский государственный социальный университет, Москва

CHESS SPORT AND CHESS TRAININGS RELATED DISSERTATIONS: RESEARCH METHODS, KEY SUBJECTS AND CONTENT ANALYSIS

PhD, Associate Professor A.I. Alifirov

Russian State Social University, Moscow

Информация для связи с автором: [email protected]

(U □

. ±i □

и

га у

г. CL

ч—

. О OJ

CL р -о с га

£r о

(U .с I—

Аннотация

Цель исследования - рассмотреть генезис структуры, актуальной проблематики, организационных подходов и связей диссертационных исследований отечественных ученых в сфере шахматного образования и спорта. Методика и организация исследования. Изучение состоит из теоретико-методологической систематизации диссертационных исследований отечественных ученых, посвященных тематике решения проблем психолого-педагогических аспектов подготовки по виду спорта «шахматы», обучению шахматам, использованию шахматной игры в качестве средства реабилитации и социальной интеграции.

Результаты исследования и выводы. Проведен контент-анализ более 200 психолого-педагогических диссертационных исследований отечественных ученых в период 1946-2020 гг., посвященных проблематике обучения шахматам и спортивной подготовке по виду спорта «шахматы», выявлены фундаментальные и прикладные направления исследований, которые внесли неоценимый вклад в теорию и практику обучения шахматам, шахматное образование и процесс подготовки спортсменов по виду спорта «шахматы». Тенденции диссертационных исследований, реализованные в области спортивной науки по виду спорта «шахматы», отражают актуальную проблематику, имеющую значение для оптимизации и совершенствование спортивной подготовки. Повышение качества современных научных исследований в сфере шахматного образования и спорта детерминировано, в целом, технологизацией процесса обучения шахматам, что подтверждает генезис тематики научных работ. Развитие системы организационных подходов и связей диссертационных исследований отечественных ученых в сфере шахматного образования и спорта характеризуется влиянием сформировавшихся научных школ, авторских коллективов, многовекторностью экспериментального процесса.

Ключевые слова: образование, шахматный спорт, диссертационные исследования, методология.

Abstract

Objective of the study was to analyze the national chess training / chess sport related dissertations to systematize the key contents, priority subjects and research approaches of special contribution to and benefits for the modern chess sport science.

Methods and structure of the study. We completed a content analysis of the national chess sport / chess training related dissertations that cover a wide range chess training systems and chess training psychology and pedagogy issues for the period of 1946-2020. We classified the priority research topics by scientific branches in accordance with the valid classifier of the Higher Attestation Commission. We sampled for analysis 213 dissertations partially or fully analyzing different chess sport / chess training issues, including two Doctoral dissertations with fundamental research and problems solutions and 211 PhD dissertations focused on practical and specific chess training / chess sport issues.

Result and Conclusion. Analysis of the national chess training / chess sport related dissertations made it possible to outline the key trends and priority subjects for research and the most efficient research approaches of special contribution to the modern chess sport science and chess training systems. Progress of the modern chess sport and chess training methods, models and tools are primarily due to the advanced new chess training technologies as demonstrated by the dissertations sampled for the study. The national research design and management approaches and cooperation of the chess sport / chess training researchers is facilitated by the established scientific schools, research teams and interests in multisided experimental studies.

Keywords: chess sport, dissertations, chess training, theoretical and practical training, chess sport science

Введение. Теория и методика обучения шахматам за последние 30 лет подверглась трансформации и интенсификации технологий подготовки, а в настоящее время существует стратегическая потребность в систематизации информации, реферировании и аннотировании контента направлений прикладных исследований, объективизации тематических подборок в сфере шахматного образования и спорта [2]. В связи с этим будет актуальным обратиться к базису дис-

сертационных исследований для формирования генезиса педагогической мысли, верификации идей, концептуальных подходов, объектом исследования в которых выступали бы учебно-тренировочный процесс, система подготовки шахматистов в целом, тренды психолого-педагогических инноваций спортивной науки. Важным инструментарием в области спортивной науки является создание контента источников информации, систематизация и обработка наиболее пер-

спективных направлений исследований, таких как выборка литературного обзора рефлективной практики публикаций, представляющих особую ценность и цитируемость [1].

Цель исследования - рассмотреть генезис структуры, актуальной проблематики, организационных подходов и связей диссертационных исследований отечественных ученых в сфере шахматного образования и спорта.

Методика и организация исследования. Проведен контент-анализ диссертационных исследований, посвященных проблематике обучения шахматам, спортивной подготовке по виду спорта «шахматы», блоку психолого-педагогических диссертационных работ отечественных ученых в период 1946-2020 гг. Определялись преимущественные направления исследований по отраслям наук, соответствующих номенклатуре и паспорту специальностей ВАК. В выборке находились материалы 213 диссертационных исследований, всецело или частично объективизированных феноменом шахматной игры. Из них две работы были посвящены фундаментальным исследованиям и решению задач в рамках докторских диссертаций, а 211 имели практическое и прикладное значение на соискание степени кандидата наук.

Результаты исследования и их обсуждение. Педагогические исследования. В исследованиях по шахматам наиболее актуальными являются вопросы оптимизации учебно-тренировочного процесса, совершенствования системы подготовки шахматистов, диверсификации методов подготовки и методических подходов организации процесса обучения - более 50 % исследований посвящены именно этим направлениям. Генезис возросшей интенсивности количественных показателей исследований за последние 30 лет, формирования новых концепций системы подготовки, взглядов, понимания педагогической миссии шахмат обусловлен технологизацией отдельных видов подготовки и цифрови-зацией обучения в целом. Порядка 40 % исследований рассматривают общие вопросы теории и методики обучения и воспитания, общей педагогики, истории педагогики и образования, генерируя идеи универсальности раскрытия когнитивных резервов, интеллектуальных способностей с помощью шахматной игры. Ресурсы шахмат также могут быть использованы в качестве незаменимого средства в коррек-ционной педагогике лиц с ОВЗ, влияющего на уровень психофизиологической абилитации, реабилитации и социальной интеграции. Обратимся к контент-анализу диссертационных исследований по шахматам по направлениям педагогических наук, представленным в табл. 1.

Проведенный контент-анализ диссертационных исследований отечественных ученых по шахматам в период 1946-2020 гг. по направлениям педагогических наук позволил выявить тенденции к развитию педагогической мысли, формированию научных школ, основанию отечественной системы подготовки спортсменов-шахматистов высшей квалификации. Фундаментальные исследования В. В. Князевой, раскрывшей структуру и содержание учебного предмета шахматы в системе общеобразовательной школы России, и М. А. Вершинина, разработавшего теорию проектирования системы формирования логического мышления шахматистов, внесли неоценимый вклад в теорию и практику обучения шахматам и шахматного образования. Научные труды М. Р. Кобалия, А. В. Рязанцева, В. А. Поткина позволили обосновать факторы совершенствования учебно-тренировочного процесса шахматистов высшей квалификации. Научные издания А. Н. Костьева, И. Г. Сухина, Б. А. Злотника в области методологии шахматного образования получили мировое признание и эффективны в настоящее время в сфере дополнительного образования.

Психологические исследования. В настоящее время активно разрабатывается проблематика системы психологического комплексного контроля, в том числе вопросы рефлексии и воздействия на сферу психики шахматиста, средства психологического контроля, психорегуляции и нейропла-стичности. В тренде преимущественно исследования в области социальной и педагогической психологии, где ресурсы шахмат, в единстве экосистемы, способны сформировать индивидуальные и интеллектуальные особенности мышления, внимания, памяти, когнитивной перцепции. Около 30 % направлений исследований обобщили проблематику специфических психологических условий реализации шахматного обучения, психологии развития личности и акмеологии. Особое внимание уделяется вопросам психофизиологии шахматной игры, что подтверждает закономерность взаимосвязи ведущих научных исследований с достижением потенциальных результатов в спорте, ростом конкуренции и в целом увеличивающейся нагрузки на психику спортсменов.

Фундаментальные исследования О. К. Тихомирова, изучавшего структуру мыслительной деятельности, Н. В. Кроги-уса, изучавшего психологию шахматной игры, посредством обобщения приемов психологической борьбы в шахматах, проявления психологической инициативы, Б. М. Блюмен-фельда, предложившего оригинальный метод изучения психологии шахматиста, фиксацию рассуждений и рефлексию

Таблица 1. Контент-анализ диссертационных исследований по шахматам по направлениям педагогических наук

Группа научной специальности: Педагогические науки Направления исследований, N - количество работ (% от общего числа)

13.00.01 -Общая педагогика, история педагогики и образования 13.00.02 -Теория и методика обучения и воспитания (по отраслям) 13.00.03 - Коррекцион-ная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Всего:

N 11 10 1 30 52

% 22,1 19 1,9 57 100%

Таблица 2. Контент-анализ диссертационных исследований по шахматам по направлениям психологических наук

Группа научной специальности: Психологические науки Направления исследований, N - количество работ (% от общего числа)

19.00.01 -Общая психология, психология личности, история психологии 19.00.02 -Психофизиология 19.00.05 -Социальная психология 19.00.07 -Педагогическая психология 19.00.13 -Психология развития, акмеология Всего:

N 1 2 5 3 2 13

% 7,7 15,5 38,4 22,9 15,5 100%

№7 • 2021 Июль | July

http://www.teoriya.ru

17

в процессе игры, выявили основные направления проблематики изучения психологии шахматной игры. Обратимся к контент-анализу диссертационных исследований по шахматам по направлениям психологических наук, представленным в табл. 2.

Проведенный контент-анализ диссертационных исследований отечественных ученых по шахматам в период 1946-2020 гг. по направлениям психологических наук позволил сформировать общие представления о количественных и качественных показателях, психологической атмосфере выступления на соревнованиях, условиях и факторах психологии обучения шахматам, составляющих основу оптимизации учебно-тренировочного процесса. Научные труды А. Я. Габбазовой и Е. Н. Кучумовой раскрыли проблему интеллектуального развития в процессе обучения шахматной игре и рефлексии, как основного механизма продуктивного метода. Научные издания А. А. Барташникова и Т. Ю. Парамоновой, исследовавших особенности формирования оперативной памяти и психологический анализ стратегического планирования в шахматах, развили и углубили познания в личностно-ориентированной модели нейропсихологиче-ской диагностики.

Вывод. Тенденции диссертационных исследований, реализованные в области спортивной науки по виду спорта «шахматы», отражают актуальную проблематику, имеющую значение для оптимизации и совершенствования спортивной подготовки. Повышение качества современных научных исследований в сфере шахматного образования и спорта детер-

минировано, в целом, технологизацией процесса обучения шахматам, что подтверждает генезис тематики научных работ. Развитие системы организационных подходов и связей диссертационных исследований отечественных ученых в сфере шахматного образования и спорта характеризуется влиянием сформировавшихся научных школ, авторских коллективов, многовекторностью экспериментального процесса.

Литература

1. Арансон М.В. Анализ современных тенденций научных исследований в спорте высших достижений / М.В. Арансон, Л.Н. Овча-ренко, Э.С. Озолин и др. // Вестник спортивной науки. - 2016. -№ 5. - С. 55-59.

2. Михайлова И.В. Теоретические и практические аспекты внедрения шахмат в российской школе / И.В. Михайлова, А.И. Алифи-ров, А.С. Махов и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 5. - С. 53-55.

3. Послание президента РФ Федеральному собранию РФ от 15.01.2020 [Офиц. сайт] - Режим доступа URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/62582 (дата обращения 10.03.2021).

References

1. Aranson M.V., Ovcharenko L.N., Ozolin E.S. et al Analiz sovremen-nykh tendentsiy nauchnykh issledovaniy v sporte vysshikh dostizheniy [Study of current trends in scientific research in elite sports]. Vestnik sportivnoy nauki, 2016, no. 5, pp. 55-59.

2. Alifirov A.I., Mikhaylova I.V., Makhov A.S., Belov M.S. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty vnedreniya shakhmat v rossiyskoy shkole [Introducing chess education in Russian school system: theoretical and practical aspects]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 5, pp. 53-55.

3. Poslanie prezidenta RF Federalnomu sobraniyu RF ot 15.01.2020 [Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation dated 01/15/2020] [Official website] Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/62582 (date of access: 10.03.2021).

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

4

(U □

. ¿± □

и

га у

г. CL

ч—

. О OJ

CL

' TD С га

Ii

О (U .с Н

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-САМБИСТОВ В ВЕСЕННИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Кандидат биологических наук, профессор С.М. Воронин ' ^ Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль

УДК/UDC 796.814

Ключевые слова: соревновательный период подготовки, студенты-самбисты, основные соревнования, контрольные старты.

Введение. Соревновательный этап подготовки самбистов-студентов является важнейшим, поскольку как контрольные, так и основные соревнования показывают не только функциональную, технико-тактическую, общефизическую подготовку, но и психоэмоциональную готовность, соревновательный опыт и многое другое [2].

По результатам контрольных стартов корректируется подготовка спортсменов и подводит их к основным стартам.

Цель исследования - обосновать интегральный метод подготовки в соревновательный период тренировки.

Методика и организация исследования. Путем педагогических наблюдений, анализа выступлений студентов-спор-)

(дЬмёно1

сменов самбистов в соревнованиях разного ранга предло жен вариант подготовки спортсменов в соревновательный период тренировки.

Результаты исследования и их обсуждение. Подготовка студентов-самбистов в соревновательный период имеет решающее значение, так как подводит итог предыдущих этапов тренировок: переходного, подготовительного, предсо-ревновательного.

В спортивной практике соревновательный цикл начинается во второй половине декабря чемпионатом Центрального федерального округа (прямой отбор на чемпионат и кубок

SAMBO STUDENTS TRAINING IN SPRING COMPETITION PERIOD

PhD, Professor S.M. Voronin Yaroslavl Demidov State University, Yaroslavl

Поступила в редакцию 31.05.2021 г.

России). Далее идут Всероссийские турниры с отбором (чемпионат России Профсоюзов, кубок командующего ВДВ и другие).

Основные соревнования - это чемпионат России (февраль-март) и чемпионат России среди студентов, который проводится без предварительного отбора с участием команд вузов. Далее студенты, отобранные в сборную команду РФ, выступают на чемпионате мира, чемпионате Европы и чемпионате мира среди студентов. Таким образом, соревновательный этап подготовки для этих студентов продолжается [1].

Вывод. Многолетние наблюдения за выступлением студентов-спортсменов на соревнованиях разного ранга показали пути и способы подготовки самбистов к основным стартам. Анализ результатов выступлений в контрольных соревнованиях и последующие тренировки дали положительный результат и успешное выступление в основных соревнованиях сезона. Для более подробного анализа контрольных стартов рекомендуется видеосъемка схваток с разными соперниками.

Литература

1. Воронин С.М. Борьба самбо в вузах неспортивного профиля // С.М. Воронин, Е.В. Игнатова, Л.Ю. Шалайкин и др. - Ярославль: ЯрГУ, 2017. - 126 с.

2. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки / В.Б. Иссурин. - М.: Советский спорт, 2010 - 283 с.

Информация для связи с автором: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.