понятииноЕ полЕ концепции технико-тактическом подготовки лиц с отклонениями в состоянии здоровья в шахматном спорте
УДК/UDC 796.077-056.266
Поступила в редакцию 01.11.2019 г.
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1 Доктор педагогических наук, доцент C.K Фомина1
1 Российский государственный социальный университет, Москва
CONCEPTUAL FRAMEWORK OF TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING CONCEPT FOR PERSONS WITH HEALTH DISABILITIES IN CHESS SPORT
PhD, Associate Professor I.V. Mikhailova1 Dr.Hab., Associate Professor S.N. Fomina1
1 Russian State Social University, Moscow
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - структурировать и формализовать понятийное поле концепции технико-тактической подготовки лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом системных направлений и приоритетных путей развития шахматного спорта.
Методика и организация исследования. При использовании индукционного подхода представлена авторская семантическая сеть концепции технико-тактической подготовки лиц с отклонениями в состоянии здоровья в шахматном спорте. Структуру сети образуют вершины предметной области - спортивная и социальная сферы. Ядром сети является адаптивная технико-тактическая подготовка, осуществляющая управление соревновательно-тренировочными педагогическими процессами с использованием комплексного педагогического контроля. Результаты исследования и выводы. В рамках теоретического эксперимента было осуществлено переосмысление содержания и структуры шахмат как вида адаптивного спорта и введено новое фундаментальное понятие методологии шахмат - шахматный адаптивный спорт.
Ключевые слова: шахматный адаптивный спорт, технико-тактическая подготовка, лица с отклонениями в состоянии здоровья, семантическая сеть, семантическое ядро, цифровизация.
Annotation
Despite the fact that chess sport, including its adaptive forms, is one of the most popular disciplines in the post-Soviet space, its methodology and conceptual apparatus has not yet been formed in Russian sports science; the research subject is often blurred in scientific papers. There are a large number of fundamental and applied researches on technical and tactical training conducted by theorists and practitioners of chessplay.
Objective of the study was to structure and formalize the conceptual field of the concept of technical and tactical training of people with health deviations, taking into account the systemic directions and priority paths of development of chess sport. Methods and structure of the study. When using the inductive approach to chess education, the author's semantic network of the concept of technical and tactical training of people with health deviations was presented. The network structure is formed by the peaks of the subject area - sports and social spheres. As part of the theoretical experiment, we reconsidered the content and structure of chessplay as a form of adaptive sport and introduced a new fundamental concept of chess methodology - adaptive chess sport.
Keywords: adaptive chess sport, technical and tactical training, people with health deviations, semantic network, semantic core, digitalization.
Введение. Несмотря на тот факт, что шахматный спорт, включая его адаптивные формы, входит в число самых востребованных дисциплин в постсоветском пространстве, в российской спортивной науке до сих пор не произошло формирование методологии и понятийного аппарата, в научных работах зачастую размыт предмет исследования. Существует большое количество фундаментальных и прикладных исследований, выполненных по технико-тактической подготовке теоретиками и практиками шахматной игры, а именно: А. А. Алехиным (1932), И. Л. Майзелисом (1937), М. М. Ботвинником (1939), Д. И. Бронштейном (1953), Г. Я. Левен-фишем (1957), А. Н. Кобленцом (1962), И. Е. Болеславским (1965), Ю. Л. Авербахом (1979), Б. А. Злотником (1985), Л. Полгаром (1993), А. С. Никитиным (1998), Е. П. Линовиц-ким (2000), Ф. Гобетом, П. Дж. Дженсеном (2005), В. А. По-
ткиным (2011), Зыонг Тхань Бинем (2013) и др. [4]. Однако современные тренды развития шахматного спорта требуют переосмысления терминологического базиса дисциплины, представленной в настоящее время разрозненными частными методиками, в логически обобщенном виде, унификации понятийного аппарата [5].
Цель исследования - структурировать и формализовать понятийное поле концепции технико-тактической подготовки лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом системных направлений и приоритетных путей развития шахматного спорта на основе системного подхода и логико-методологических принципов [3].
Методика и организация исследования. Понятийное поле концепции технико-тактической подготовки в шахматном спорте объединяет совокупность термино-
№ 4 • 2020 Апрель | April
http://www.teoriya.ru
Схема участия шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья в соревнованиях
Классификация соревнований Классификация спортсменов с отклонениями в состоянии здоровья
с поражением ОДА (ЮСЭ) с поражением слуха (1РСА) с поражением зрения (1ВСА)
Летние Олимпийские игры - 2024, Париж Подана заявка ФИДЕ на включение шахматного спорта в число выставочных видов спорта
Всемирные шахматные Олимпиады ФИДЕ + + +
Паралимпийские игры - - -
Сурдлимпийские игры _ Подана заявка ФИДЕ на включение шахмат в число видов спорта _
Специальные Олимпийские игры
Специальные соревнования среди лиц по формам нозологии + + +
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
логических единиц, обладающих общностью предметного содержания. Для достижения поставленной цели был проведен контент-анализ научных работ, рассматривающих современные проблемы смежных наук о физической культуре и адаптивном спорте, специальной педагогики, педагогической психологии, семантики и их частных методик [9-11,13,14]. Теоретико-методологический базис исследования составили фундаментальные работы по формированию и раскрытию понятийного аппарата адаптивного спорта ученых Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта и Московского педагогического государственного университета, прикладные работы по многоаспектным спортивным терминосистемам на примере футбольного, баскетбольного и шахматного спорта, шахматные глоссарии [1-4, 6-8,10-12].
Результаты исследования и их обсуждение. Особенностью шахматного спорта является интегральное объединение компонентов технической и тактической подготовки в понятие «технико-тактическая подготовка». Под ней понимается степень освоения умственных действий и понятий, соответствующих особенностям спортивной дисциплины «Шахматы», а также способность спортсмена вести интеллектуальное единоборство в процессе соревновательной деятельности, используя разнообразные тактические приемы, способы и формы их выполнения с учетом внешних факторов [3, 4]. Обратимся к теоретическому осмыслению проблемы с помощью структурирования ее фундаментальных понятий [7]. Несмотря на тот факт, что целостный научно-лингвистический анализ шахмат как спортивной терминоси-стемы ранее был выполнен в работах Л. А. Аваковой, отметим, что понятийное поле концепции адаптивной шахматной
Спортивная сфера
Социальная сфера
Система отбора и спортивной ориентации
Система соревнований
Система спортивной тренировки
Система внешних факторов
Система
социализации
спортивного Система социальной реабилитации Система
мастерства Комплексный сферы
контроль
социальной
1 интеграции
управление процессом педагогической деятельности Система социальной
1 зашиты
J
Адаптивная технико-тактическая подготовка
сои*а№ ев*3*
Семантическая сеть понятий адаптивной технико-тактической подготовки шахматистов
технико-тактической подготовки осталось вне рамок данного исследования. Используя научно обоснованные подходы и применяя теоретические методы исследования, включая методы-операции и методы-действия, учитывающие как социально-экономические тренды развития мирового сообщества, так и фундаментальные теории и методики шахматного спорта, представим авторскую семантическую сеть концепции технико-тактической подготовки лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ОСЗ), объединяющую и конкретизирующую взаимосвязи понятийного аппарата (см. рисунок).
Понятие «адаптивная технико-тактическая подготовка» является ядром данной семантической цепи, макропонятия «спортивная сфера» и «социальная сфера» - вершинами, имеющими разноуровневое взаимодействие и объединенными с ядром логико-методологическими и социально-аксиологическими связями. В макропонятие «спортивная сфера» входят системы отбора и спортивной ориентации, спортивных соревнований, спортивной тренировки и внешних факторов, оптимизирующих спортивно-тренировочную деятельность. Макропонятие «социальная сфера» включает в себя социальные институты, удовлетворяющие потребности шахматистов с ОСЗ, а именно: системы социализации, социальной реабилитации, социальной интеграции и социальной защиты. Реализация педагогической концепции адаптивной технико-тактической подготовки происходит стандартными и инновационными (цифровыми) средствами, методами, организационными формами тактической и технической подготовки, оптимальным сочетанием психолого-педагогического сопровождения и осуществления комплексного педагогического контроля над психофизической активностью шахматистов с ОСЗ. Подчеркнем, что при реализации адаптивной технико-тактической подготовки производится многоуровневое управление процессом педагогической деятельности и осуществляется комплексный педагогический контроль динамики спортивного мастерства и психофизических состояний лиц с ОСЗ, занимающихся шахматным спортом.
В контексте теоретико-методологических основ адаптивной физической культуры адаптивный спорт трактуется как один из ее основных компонентов, не только оптимизирующий психофизическое состояние лиц с ОСЗ, но и позволяющий достичь максимальных спортивных результатов в соревнованиях с индивидами, имеющими сходную форму нозологии [5]. Однако отметим тот факт, что в отличие от большинства видов адаптивного спорта, основанных на двигательной активности индивида (например, баскетбол и футбол), в шахматной соревновательно-тренировочной деятельности преимущественно используются умственные действия и упражнения при малой физической активности. Используя именно эту особенность, шахматисты с ОСЗ выступают не только в системе
64
http://www.teoriya.ru
№ 4 • 2020 Апрель | Арп!
соревнований адаптивного спорта, но и на Всемирных шахматных олимпиадах, чемпионатах мира, Европы, национальных чемпионатах среди здоровых спортсменов, не только достигая в ряде случаев локальных успехов в отдельных поединках, но и занимая призовые места по итогам соревнований Международной шахматной федерации - ФИДЕ (см. таблицу).
Вывод. Технологии цифровизации, используемые в шахматном спорте, позволяют автоматизировать и объективизировать тренировочный процесс, визуализировать подачу учебного материала с помощью виртуальной среды, делая его максимально инклюзивным. Ключевую роль при осуществлении технико-тактической подготовки играет чрезвычайная мобильность цифровых систем передачи шахматных и иных информационных данных. Это устраняет необходимость в транспортировке лиц с ОСЗ, тем самым как снижая их общую психофизиологическую нагрузку, так и исключая возможность возникновения стрессовых психических состояний. В настоящее время система технико-тактической подготовки базируется на использовании коммуникационного интернет-пространства, образовательных платформ, выстраивая между тренером и шахматистом гибкую информационную сеть взаимодействия в режиме реального времени через стриминг-платформы и осуществляя педагогический процесс с минимальными экономическими и хронологическими затратами. Уникальность шахматного спорта, основанного преимущественно на умственных нагрузках, инновационных средствах и методах цифровизации, позволяет переосмыслить содержание и структуру шахмат как вида адаптивного спорта и ввести новое фундаментальное понятие методологии шахмат -«шахматный адаптивный спорт». Это не противоречит ни в коей мере уже созданному методологическому знанию адаптивной физической культуры и спорта, а дополняет и укрепляет фундамент архитектуры проблемного научного поля, где в качестве основных средств осуществления соревновательно-тренировочной деятельности и оптимизации психофизического состояния лиц с ОСЗ используются преимущественно умственные действия и упражнения. Синергия умственных действий и упражнений, использующихся в качестве основных средств адаптивного шахматного спорта, и двигательных действий, упражнений других спортивных дисциплин адаптивного спорта, основанных преимущественно на двигательной активности индивида, может способствовать эволюции научного знания и переходу адаптивной физической культуры и спорта как отрасли науки на системный уровень.
Перспективы дальнейших исследований формирования понятийного поля адаптивного шахматного спорта могут быть связаны с проведением структурирования социально-педагогической ресурсности шахмат как вида адаптивной физической культуры и спорта. Однако для уточнения интегральной характеристики понятийного поля адаптивного шахматного спорта необходимо применить многоуровневый арсенал комбинированных методик, дополнительно учитывающих процессы мировой глобализации, влияющие на адаптивный спорт как социальное явление и оказывающие опосредованное влияние на повышение уровня жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Литература.
1. Абалян А.Г. Система комплексного педагогического контроля в подготовке спортсменов-паралимпийцев высокого класса: авто-реф. дис. ... докт. пед. наук / А.Г. Абалян. - М., 2019. - 37 с.
2. Авакова Л.А. Структурно-семантический и функциональный анализ терминосистемы Шахматы: автореф. дис. ... канд. фил. наук / Л.А. Авакова. - Майкоп, 2006. - 21 с.
3. Алифиров А.И. Теоретические и практические аспекты внедрения шахмат в российской школе / А.И. Алифиров, И.В. Михайлова, А.С. Махов и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2018.
- № 5. - С. 53-55.
4. Вершинин М.А. Особенности формирования стратегического мастерства шахматистов / М.А. Вершинин, Ч.А. Боваев // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 5. - С. 72-77.
5. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. - М.: Спорт, 2016. - 616 с.
6. Линдер В.И. Короли шахматного мира: Жизнь и игра сквозь призму энцикл. / В.И. Линдер, И.М. Линдер. - М.: Большая рос. эн-цикл.: Терра-спорт, 2001. - 974 с.
7. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 317 с.
8. Михайлова И.В. Шахматы для лиц с нарушениями психического и интеллектуального развития / И.В. Михайлова, А.И. Алифиров // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 3. - С. 46-47.
9. Новиков А.М. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.
10. Попов Р.В. Русская спортивная терминология (На материале баскетбольной терминосистемы): дис. ... канд. фил. наук / Р.В. Попов. - Северодвинск, 2003. - 264 с.
11. Рылов А.С. Терминологическая система «Футбол» в русском языке: дис. ... канд. фил. наук / А.С. Рылов. - Нижний Новгород, 1998.
- 250 с.
12. Степанова О.Н. Управленческая деятельность тренера: виды, объекты, критерии эффективности / О.Н. Степанова, А.С. Махов, Е.Н. Латушкина и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016.
- № 3. - С. 66-68.
References
2.
3.
Abalyan A.G. Sistema kompleksnogo pedagogicheskogo kontrolya v podgotovke sportsmenov-paralimpiytsev vyisokogo klassa [Integrated pedagogical control system in training of elite Paralympic athletes]. Doct. diss.. abstr. (Hab.). M., 2019. 37 p. Avakova L.A. Strukturno-semanticheskiy i funktsionalnyiy analiz terminosistemyi Shahmatyi [Structural-semantic and functional analysis of chess terminology]. PhD diss.. abstr.. Maikop, 2006. 21 p.
Alifirov A.I., Mikhaylova I.V., Makhov A.S., Belov M.S. Teoret-icheskie i prakticheskie aspekty vnedreniya shakhmat v rossiyskoy shkole [Introducing chess education in Russian school system: theoretical and practical aspects]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 5. pp. 53-55.
Vershinin M.A., Ch.A. Bovaev Osobennosti formirovaniya strate-gicheskogo masterstva shahmatistov [Features of formation of strategic skills in chess players]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2009. # 5. pp. 72-77.
Evseev S.P. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kulturyi [Theory and organization of adaptive physical education]. Textbook. M.: Sport, 2016. 616 p.
Linder V.I., I.M. Linder Koroli shahmatnogo mira: Zhizn i igra skvoz prizmu entsikl [Kings of the chess world: Life and play through the prism of the encyclical]. M.: GRE: Terra-sport, 2001. 974 p. Matveyev L.P. Osnovy obshchey teorii sporta i sistemy podgotovki sportsmenov [Fundamentals of general theory of sports and athletic training system]. Kiev: Olimpiyskaya literatura publ., 1999, 317 p. Mikhaylova I.V., Alifirov A.I. Shakhmaty dlya lits s narusheniyami psikhicheskogo i intellektualnogo razvitiya [Chess game application for people diagnosed with mental and intellectual disorders]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017, no. 3, pp. 46-47.
Novikov A.M., D.A. Novikov Metodologiya [Methodology]. M.: SIN-TEG, 2007. 668 p.
Popov R.V. Russkaya sportivnaya terminologiya (Na materiale bas-ketbolnoy terminosistemyi) [Russian sports terminology (case study of basketball terminology system)]. PhD diss.. Severodvinsk, 2003. 264 p.
Rylov A.S. Terminologicheskaya sistema «Futbol» v russkom yazyike [Russian Football terminological system ]. PhD diss.. Nizhniy Novgorod, 1998. 250 p.
12. Stepanova O.N., Makhov A.S., Latushkina E.N. et al. Upravlenches-kaya deyatelnost trenera: vidy, obyekty, kriterii effektivnosti [Coach's management activities: types, objects, performance criteria]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 3, pp. 66-68.
13. Tsvetkova, N.A., Fomina, A.I.R.S.N., Petrova, E.A.,Shcheglova, A.S. Personality traits of women of mature age with high and low levels of need in self-development Actualization. Man in India. 2016. T. 96. № 7. pp. 2025-2051.
14. Fomina, S., Sizikova, V., Shimanovskaya, Y., Kozlovskaya, S., Kar-punina, A. The effect of teaching and supply chain management on employees' skills in small and medium sized enterprises of Russia // International Journal of Supply Chain Management. Volume 8, Issue 4, August 2019, pp. 930-938
10
11
№ 4 • 2020 Апрель | April
http://www.teoriya.ru