Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ДЗЮДО'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ДЗЮДО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
122
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ДЗЮДО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зекрин Ф.Х.

Цель исследования - анализ действующей редакции федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «дзюдо» и выявление ключевых проблем нормативно-правового регулирования спортивной подготовки в дзюдо. Результаты исследования и выводы. В ходе эксперимента выявлены и обоснованы следующие проблемы нормативно-правового регулирования спортивной подготовки в дзюдо: недостаточное количество тренировочных часов в неделю на всех годах каждого этапа спортивной подготовки; разный возраст для зачисления занимающихся на этап начальной подготовки в дисциплину «ката» и «классическую» спортивную дисциплину; отсутствие конкретизации понятий «техническое мастерство» и «обязательная техническая программа»; нормативы общей физической и технической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапах спортивной подготовки, представленные в действующей редакции Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «дзюдо», не оценивают специальную физическую подготовленность спортсменов в дзюдо. Проведенный анализ позволил установить основные проблемы нормативно-правового регулирования спортивной подготовки в дзюдо, которые в настоящий момент являются серьезными сдерживающими факторами эффективной подготовки спортивного резерва в этом виде спорта, что не позволит в будущем повысить конкурентную среду в дзюдо, если не внести соответствующие изменения в последующую редакцию ФССП по дзюдо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зекрин Ф.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF SPORTS TRAINING IN JUDO

Objective of the study was to analyze the current version of the federal standard for sports training in the sport of "judo" and to identify the key problems of legal regulation of sports training in judo. Results and conclusions. During the experiment, the following problems of legal regulation of sports training in judo were identified and justified: insufficient number of training hours per week for all years of each stage of sports training; different ages for enrolling students at the stage of initial training in the discipline "kata" and "classical" sports discipline; lack of concretization of the concepts of "technical mastery" and "mandatory technical program"; the standards of general physical and technical training for enrollment and transfer to groups at the stages of sports training, presented in the current version of the Federal Standard of Sports Training for the sport of "judo", do not assess the special physical fitness of athletes in judo. The analysis made it possible to identify the main problems of the legal regulation of sports training in judo, which are currently serious constraints on the effective training of the sports reserve in this sport, which will not allow increasing the competitive environment in judo in the future, unless appropriate changes are made in the future. edition of the FSST in judo.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ДЗЮДО»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ДЗЮДО

УДК/UDC 796.853.23

Поступила в редакцию 14.11.2022 г.

Кандидат педагогических наук, профессор Ф.Х. Зекрин1 1Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, г. Чайковский

MODERN PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF SPORTS TRAINING IN JUDO

PhD, Professor F.H. Zekrin1

1Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky

Информация для связи с автором: rektorat@chgafkis.ru

Аннотация

Цель исследования - анализ действующей редакции федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «дзюдо» и выявление ключевых проблем нормативно-правового регулирования спортивной подготовки в дзюдо.

Результаты исследования и выводы. В ходе эксперимента выявлены и обоснованы следующие проблемы нормативно-правового регулирования спортивной подготовки в дзюдо: недостаточное количество тренировочных часов в неделю на всех годах каждого этапа спортивной подготовки; разный возраст для зачисления занимающихся на этап начальной подготовки в дисциплину «ката» и «классическую» спортивную дисциплину; отсутствие конкретизации понятий «техническое мастерство» и «обязательная техническая программа»; нормативы общей физической и технической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапах спортивной подготовки, представленные в действующей редакции Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «дзюдо», не оценивают специальную физическую подготовленность спортсменов в дзюдо. Проведенный анализ позволил установить основные проблемы нормативно-правового регулирования спортивной подготовки в дзюдо, которые в настоящий момент являются серьезными сдерживающими факторами эффективной подготовки спортивного резерва в этом виде спорта, что не позволит в будущем повысить конкурентную среду в дзюдо, если не внести соответствующие изменения в последующую редакцию ФССП по дзюдо.

Ключевые слова нормативно-правовое регулирование, федеральные стандарты спортивной подготовки, спортивная подготовка, дзюдо.

Abstract

Objective of the study was to analyze the current version of the federal standard for sports training in the sport of "judo" and to identify the key problems of legal regulation of sports training in judo.

Results and conclusions. During the experiment, the following problems of legal regulation of sports training in judo were identified and justified: insufficient number of training hours per week for all years of each stage of sports training; different ages for enrolling students at the stage of initial training in the discipline "kata" and "classical" sports discipline; lack of concretization of the concepts of "technical mastery" and "mandatory technical program"; the standards of general physical and technical training for enrollment and transfer to groups at the stages of sports training, presented in the current version of the Federal Standard of Sports Training for the sport of "judo", do not assess the special physical fitness of athletes in judo.

The analysis made it possible to identify the main problems of the legal regulation of sports training in judo, which are currently serious constraints on the effective training of the sports reserve in this sport, which will not allow increasing the competitive environment in judo in the future, unless appropriate changes are made in the future. edition of the FSST in judo.

Keywords: legal regulation, federal standards of sports training, sports training, judo.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Последние несколько лет отрасль физической культуры и спорта в нашей стране находится в условиях постоянного изменения законодательства, регламентирующего спортивную подготовку [1]. В частности, одним из ключевых направлений деятельности Минспорта России и его подведомственных организаций в последние два-три года являются вопросы гармонизации законодательства в области физической культуры и спорта и в сфере образования. Однако сейчас наблюдается обратный процесс, в ходе которого «гармонизация» все больше начинает походить на «уравнивание», поиска оптимального усреднен-

ного варианта и для спортивной подготовки, и для образования.

Вне всяких сомнений, эти две отрасли являются в чем-то близкими, поскольку и спортивная подготовка, и образование являются педагогическими процессами. Оба этих процесса направлены на развитие человека, спортсмен на протяжении многих лет развивает физические качества, совершенствует технические способности, учится преодолевать себя и т.д.; обучающийся получает систематические знания по разным учебным дисциплинам, закрепляет полученные знания посредством выполнения различных контрольных мероприятий

108

http://www.teoriya.ru

№2 • 2023 Февраль | February

и формирует общеучебные (в школе) и специально учебные (в вузе) умения и навыки.

Однако одинаковы ли фундаментальные цели и задачи в спортивной подготовке и образовании? Возможно ли создать какой-то единый документ, который бы одинаково учитывал специфику и регламентировал деятельность этих педагогических процессов? Очевидно, что нет.

Тем не менее, с 1 января 2023 г. вступают в силу изменения в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», планируется, что перемены коснутся действующей структуры системы спортивной подготовки, включающей в себя: федеральные стандарты спортивной подготовки; примерные дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки; организации, реализующие дополнительные образовательные программы спортивной подготовки и т.д. [5].

Обозначенные перемены затронут все олимпийские виды спорта, включая, естественно, и дзюдо, в котором после утверждения новой редакции Федерального стандарта спортивной подготовки (далее - ФССП) [3] произошли серьезные перемены, которые, если их не изменить, могут очень серьезно повлиять на тренеров и спортсменов уже в начале 2023 г.

Таким образом, обозначенная проблематика позволила сформулировать цель исследования, которая заключается в анализе действующей редакции федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «дзюдо» и выявлении ключевых проблем нормативно-правового регулирования спортивной подготовки в дзюдо.

Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ двух последних редакций ФССП от 2017 г. [4] и 2022 г. [3] показал, что в последней редакции ФССП (от 2022 г.) существенно изменены требования к объему тренировочного процесса по сравнению с предшествующей редакцией (2017 г.). В частности, при изучении приложения 2 наблюдается существенное снижение количества тренировочных часов в неделю на всех годах каждого этапа спортивной подготовки.

Приведем конкретные примеры произошедших изменений с выполнением расчетов. Так, занимающиеся дзюдо первого года спортивной подготовки на этапе НП по требованиям ФССП-2017 должны были заниматься пять часов в неделю (три тренировочных занятия по 1 ч 40 мин). Согласно новой редакции ФССП-2022 для спортивной подготовки спортсменов этого же года и этапа подготовки отводится всего 3 часа в неделю (3 тренировочных занятия по 60 мин). Общеизвестно, что каждое тренировочное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть для спортсменов-новичков имеет продолжительность 40 минут, заключительная часть («заминка», построение) - 10 мин. Учитывая, что сокращать время разминки чревато появлением травматизма, то на основную часть приходится всего 10 мин.

В связи с этим у тренеров возникает логичный вопрос: каким образом и в какое время тренеры и занимающиеся дзюдо должны проводить освоение программного материала, связанного с физическим развитием и изучением техники приемов дзюдо?

Такая же ситуация наблюдается и на последующих этапах многолетней спортивной подготовки. Так, на этапе высшего спортивного мастерства для дзюдоистов по ФССП-2017 отводилось на подготовку 24 ч в неделю, тогда как по новой редакции количество тренировочного времени в неделю заметно сократилось и в настоящий момент составляет 16 ч. Много-

летняя практика подготовки спортсменов для сборной команды России по дзюдо свидетельствует о том, что дзюдоисты на этом этапе должны тренироваться в двухразовом режиме с минимальным суммарным объемом 3 ч 30 мин (в день). Однако кроме тренировочных занятий у дзюдоистов на этапе ВСМ существуют еще и утренняя зарядка, которая имеет продолжительность 60 мин за занятие.

Таким образом, минимальный ежедневный тренировочный объем, обусловленный многолетней практикой вида спорта, для дзюдоистов на этапе ВСМ составляет 4 ч 30 мин, а минимальный еженедельный объем составляет 25 ч 30 мин (в субботу, как правило, спортсмены выполняют зарядку 1 ч и одно тренировочное занятие 2 ч). При этом в редакции ФССП-22 минимальный еженедельный тренировочный объем составляет всего 16 ч.

Исходя из описанной ситуации очевидно возникает вопрос: какая цель должна быть у спортивных организаций - подготовить спортсмена высокого класса (потенциального члена сборной команды страны) или просто человека, который средствами дзюдо получает минимальный объем двигательной активности?

На наш взгляд, если оставить минимальный еженедельный тренировочный объем без изменений, не увеличив его хотя бы до объема ФССП-17, то такая ситуация будет являться существенным сдерживающим фактором при подготовке высококвалифицированных дзюдоистов, конкурентных на международной арене.

Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, возникла вследствие попытки гармонизации законодательства между отраслью спортивной подготовки и сферой образования, которая приняла форму «усредненного» варианта, регламентирующего деятельность спортивных организаций, подведомственных Минспорту и Минобрнауки России. При этом основной целью организаций при Минспорте России является подготовка спортивного резерва для сборной команды страны, тогда как спортивные организации при Минобрнауки России ориентированы на обеспечение подготовки занимающихся дзюдо в рамках спортивно-оздоровительных групп.

Вместе с тем, если не принимать во внимание чисто спортивный аспект, сокращение количества тренировочных занятий в неделю существенно отразится на ставке тренеров по дзюдо и их заработной плате. Поскольку ключевым документом при расчете нагрузки тренера и определении величины ставки являлся ФССП. Учитывая, что бюджеты спортивных организаций формируются на календарный год, то до конца 2022 г. эта проблема не коснется тренеров (поскольку бюджеты уже сформированы и недостаток в тренировочных часах может быть компенсирован тренерам в форме стимулирующих выплат), однако уже с 2023 г. руководители спортивных организаций будут вынуждены сократить количество часов, составляющих нагрузку простого тренера.

Дальнейший анализ произошедших изменений в ФССП по дзюдо позволил выявить и другие проблемные вопросы. Обращает внимание различие в возрасте для зачисления в группы для занятий дзюдо и в спортивной дисциплине «ката» и «классической» спортивной дисциплине.

В частности, согласно новой редакции ФССП-2022 для тренировочных занятий в спортивной дисциплине «ката» занимающийся может быть зачислен на первый год этапа НП с 7 лет, тогда как возраст для зачисления в группу НП-1 в «классической» спортивной дисциплине составляет 10 лет. В этом случае очень вероятно возникновение следующей ситуации, когда спортсмен в возрасте 7 лет был зачислен в группу НП-1 по дисциплине «ката», отзанимался три года, получив определенный уровень технической подготовленности (освоив технику 32 технических действий, предусмотренных программным

№2 • 2023 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с Н

материалом данной дисциплины, которые также разрешены к применению и в «классической» спортивной дисциплине дзюдо), изъявил желание и решил в возрасте 10 лет сменить занятия дзюдо в дисциплине «ката» на занятия по «классической» дисциплине. В таком случае данный занимающийся снова должен быть зачислен на этап начальной подготовки первого года обучения по «классической» дисциплине дзюдо. Тогда в этой группе могут оказаться занимающиеся с разным уровнем подготовленности, одни занимающиеся могут перейти в «классическую» дисциплину после трехлетних занятий в дисциплине «ката», другие - могут не иметь никаких умений и навыков дзюдо. В этой ситуации уровень подготовленности занимающихся может существенно отличаться, и как тогда в этой ситуации должен выстраивать спортивную подготовку тренер? Очевидно, что у отмеченных спортсменов одинакового возраста уровень подготовленности будет принципиально разным. В этой связи построение тренировочного процесса тренером для подобной группы будет крайне затруднительным и сложно осуществимым.

Вместе с тем во всех ведущих странах мира дзюдо спортивный раздел начинают изучать значительно раньше, чем с 10 лет. Поэтому предлагаем установить возраст зачисления в группы на этап начальной подготовки с 7 лет во всех спортивных дисциплинах дзюдо.

Изучая содержание приложений 7, 8, 9, 10 (нормативы общей физической и технической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапах спортивной подготовки) в ФССП-2022, необходимо отметить подробное описание контрольных упражнений, единиц измерений и нормативных значений для общей и специальной физической подготовки, но, к сожалению, этого не сделано для раздела технического мастерства и обязательной технической программы. Считаем, что оба понятия не конкретизированы (отсутствует конкретное описание, что это такое, с помощью каких показателей это можно измерить, какие единицы измерения следует использовать, техника каких приемов должна оцениваться и т.д.), вследствие этого у руководителей спортивных организаций, методистов, тренеров и спортсменов не будет единого понимания, каким образом следует выполнить данные требования ФССП-2022. Это противоречие могло быть снято, если бы были прописаны конкретные аттестационные требования к спортсменам, как это сделано в положении о порядке аттестационной деятельности по присвоению квалификационных степеней «кю» и «дан» в дзюдо [2].

Упражнения, представленные в приложениях 7, 8, 9, 10 (нормативы общей физической и технической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапах спортивной подготовки) - челночный бег 3x10 м, поднимание туловища из положения лежа на спине (за 30 с), прыжок в длину с места толчком двумя ногами - не могут являться упражнениями специальной физической подготовки, поскольку эти упражнения не имеют двигательной структуры, схожей с приемами дзюдо. В спортивной науке к специальным физическим упражнениям относят броски борцовских манекенов (за 10 секунд, 30 секунд, 3 мин); приемы, выполняемые на резиновых амортизаторах (за определенное время), непрерывное выполнение «учи-коми» 30 раз (с) и др. [1].

Поэтому считаем, что упражнения общей и специальной физической подготовки, представленные в ФССП-2022, нужно объединить в один раздел и назвать его «Нормативы общей физической подготовки». Раздел «Специальной физической подготовки» следует или исключить вообще (поскольку заявленные упражнения не являются специальными), либо оставить с включением упражнений, которые действительно оценивают специальную физическую подготовленность дзюдоистов.

В приложении 3 (Соотношение видов спортивной подготовки в структуре тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки по виду спорта «дзюдо») на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе необходимо увеличить время на освоение содержания технической и тактической подготовки за счет сокращения времени, отводимого на физическую подготовку (можно использовать средства дзюдо, обеспечивающие сопряженное развитие физических качеств и совершенствование технических умений и навыков), что подтверждается мнениями зарубежных экспертов из ведущих стран в дзюдо.

Вывод. Таким образом, проведенный анализ позволил установить основные проблемы нормативно-правового регулирования спортивной подготовки в дзюдо, возникшие после утверждения в нового ФССП по виду спорта «дзюдо».

Литература

1. Зекрин Ф. Х. Сравнительный анализ содержания федеральных стандартов спортивной подготовки по борцовским видам единоборств / Ф. Х. Зекрин, В. В. Зебзеев // Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка единоборцев: теория, методика и практика». Под общей редакцией В. В. Зебзеева. - Чайковский: ЧГИФК, 2021. - С. 58-65.

2. Положение о порядке аттестационной деятельности по присвоению квалификационных степеней «кю» и «дан» в дзюдо (в ред. от 29 декабря 2021 г.). [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://judo.ru/storage/section80/9a26df4b7478fc7b8db821 fc20715172.pdf (дата обращения: 08.11.2022 г.). - 21 с.

3. Приказ «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «дзюдо» от 29.06.2022 г. № 559 (зарегистрировано в Минюсте России от 5 августа 2022 г. рег. № 69551). - 31 с.

4. Приказ «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «дзюдо» от 21.08.2017 г. № 767 (зарегистрировано в Минюсте России от 13 сентября 2017 г. рег. № 48149). - 24 с.

5. Федеральный закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http:// http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202104300106 (дата обращения: 14.11.2022 г.).- 39 с.

References

1. Zekrin F.H., Zebzeev V.V. Sravnitelnyy analiz soderzhaniya fed-eralnykh standartov sportivnoy podgotovki po bortsovskim vidam yedinoborstv [Comparative analysis of the content of federal standards of sports training for wrestling types of martial arts]. Podgoto-vka yedinobortsev: teoriya, metodika i praktika [Training of martial artists: theory, methodology and practice]. Proceedings national scientific-practical conference. Tchaikovsky: CHGIFK publ., 2021. pp. 58-65.

2. Polozheniye o poryadke attestatsionnoy deyatelnosti po prisvoyeniyu kvalifikatsionnykh stepeney «kyu» i «dan» v dzyudo (v red. ot 29 dek-abrya 2021 g.) [Regulations on the procedure for attestation activities for the assignment of qualification degrees "kyu" and "dan" in judo (as amended on December 29, 2021)] [Electronic resource]. Available at: https://judo.ru/storage/section80/9a26df4b7478fc7b8db821 fc20715172.pdf (date of access: 11.08.2022). 21 p.

3. Prikaz «Ob utverzhdenii federalnogo standarta sportivnoy podgotovki po vidu sporta «dzyudo» ot 29.06.2022 g. № 559 (zaregistrirovano v Minyuste Rossii ot 5 avgusta 2022 g. reg. № 69551) [Order "On approval of the federal standard for sports training in the sport of judo" dated June 29, 2022 No. 559 (registered with the Ministry of Justice of Russia dated August 5, 2022, reg. No. 69551)]. 31 р.

4. Prikaz «Ob utverzhdenii federalnogo standarta sportivnoy podgotovki po vidu sporta «dzyudo» ot 21.08.2017 g. № 767 (zaregistrirovano v Minyuste Rossii ot 13 sentyabrya 2017 g. reg. № 48149) [Order "On approval of the federal standard for sports training in the sport of judo" dated August 21, 2017 No. 767 (registered with the Ministry of Justice of Russia dated September 13, 2017, reg. No. 48149)]. 24 p.

5. Federalnyy zakon ot 30.04.2021 № 127-FZ O vnesenii izmeneniy v Federalnyy zakon «O fizicheskoy kulture i sporte v Rossiyskoy Federatsii» i Federalnyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Fed-eratsii» [Federal Law No. 127-FZ of April 30, 2021 On Amendments to the Federal Law "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" and the Federal Law "On Education in the Russian Federation"] [Electronic resource]. Available at: http:// http :// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104300106 (date of access: 11.14.2022). 39 p.

110

http://www.teoriya.ru

№2 • 2023 Февраль | February

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.