СПОРТ КАК ПРОЕКЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ СМЫСЛОВ
В.Б. Барабанова
В системе европейской (западной) культуры люди привыкли жить в мире, воспринимаемом в качестве человекоразмерного. Поэтому в ряд важнейших для теоретической и практической рефлексии проблем выдвинулась та, что связана с определением границ человекоразмерности. Эта проблема имеет множество граней, связана с выявлением природных задатков человека, возможностей их культурной модификации, предельных характеристик организма, психики и интеллекта, человеческих способностей и тех условий, при которых они раскрываются наиболее оптимальным образом.
Данная проблематика имеет и свой, если так можно выразиться, «спортологический» разворот. В соответствии с ним осмысление спорта возводится на метафизический или онтологический (глубинный, философский) уровень, на котором данный культурный феномен может быть понят как процесс и способ выявления границ человекоразмерности в определенной области человеческого бытия.
Но в таком случае спорт может быть рассмотрен как своеобразная форма удовлетворения потребностей человека в самопознании. Возможно, в данном, отдаленном от гносеологии, контексте использование термина «познание» может показаться не совсем корректным. Поэтому, уточняя мысль, спорт можно охарактеризовать как способ постижения человеком себя, самораскрытия или как область самоопределения и самоутверждения человека.
Однако надо отметить, что представления о человекоразмерности мира, хотя и являются важнейшими составляющими культуры, но характеризуют далеко не всякий ее социально-исторический тип. Подобное понимание мира присуще именно западной культуре.
Онтологические, антропологические, ценностно-нормативные комплексы восточной культуры, напротив, построены на восприятии человека как «природо-» или «мироразмерного» бытия. Интенцией восточного мышления является определение размерности природы, а не человека - ведь для того, чтобы «вписаться» в мир, почувствовать органичность своего существования внутри границ природного бытия, надо эти границы определить.
Человек здесь строит себя «по образу и подобию» природы, а не наоборот - не так, как в западной культуре, в которой человек преобразует природный мир по своим меркам: «всему сущему задает меру и предписывает норму», структурируя эту позицию и выражая ее как мировоззрение [9, с. 52].
Поэтому можно предположить, что спорт есть культурная форма, адекватная именно западному типу мироотношения, отвечающая запросам человека с европейским стилем мышления.
Так ли это? Можно ли рассматривать спорт как связывающий в определенную систему множество мотиваций, целей, установок, ценностей, форм деятельности, норм, институтов, идей, символов, как явление, характеризующее именно западную культуру? Или эта гипотеза ложна?
В поиске ответов на данные вопросы следует обратиться к глубинным смысловым каркасам спортивного мышления и практики, то есть выявить те культурные смыслы, проекцией которых является спорт. Надо рассмотреть базовые категориальные и мировоззренческие основания спорта.
Развитие спорта имеет многовековую историю, и в ходе нее осуществлялись многообразные модификации спортивного сознания и практики, базовых ценностно-нормативных структур спорта, специфических мировоззренческих универсалий. Не только на категориальном, но и на других уровнях мышления создавались различные интерпретации онтологических оснований спорта, его функциональных особенностей и ориентаций.
В настоящее время складывается философия спорта, которая представляет собой теоретическую форму его самосознания, его специфического мировоззрения. Однако история развития философской рефлексии данного типа еще чрезвычайно коротка, если рассматривать ее на фоне исторической эволюции философских воззрений человечества или на фоне спортивной истории. Ей предшествовало формирование различных целостных образов спорта, представлений о его социальных свойствах и функциях, ценностноцелевых структур спортивного мышления, которые создавались и действовали не только на отрефлексированном уровне общественного и индивидуального сознаний, но и на дорефлексивном и подсознательном уровнях.
Вместе с тем на базе исторически конкретных онтологических, аксиологических, антропологических оснований возникали вполне типичные для определенного социального времени установки и стереотипы
спортивного сознания и поведения. Они формировали подчас многовековые спортивные традиции и определяли как приоритеты и формы спортивных состязаний, так и способы подготовки к ним, средства и методы развития двигательных способностей, совершенствования морфологических характеристик тела, овладения соответствующими навыками и умениями. Поэтому возникает безусловная необходимость определения этих оснований.
Здесь появляется проблема исходных данных и свидетельств, обеспечивающих адекватность понимания установок и ценностных ориентаций в сфере спортивного мышления людей, принадлежащих к прошлым эпохам, как, впрочем, и нынешней. Но эта проблема значима для анализа, а потому ставится, исследуется и находит определенное разрешение в философско-исторической литературе всего ХХ века.
Она является одной из основополагающих для когнитивной и исторической антропологий, исторической психологии, семиотики [5, с. 328; 6, с. 128]. Российская спортивная наука и культурология содержат вполне достаточный по своему содержанию пласт источников, позволяющих провести аналитическую работу в указанном направлении [2, с. 209; 3, с. 8]. Однако на что необходимо сориентировать данный анализ? Какие элементы или структуры культуры являются определяющими, смыслопорождающими для тех или иных видов деятельности, типов отношения к миру, людям и т.д.? Какими средствами и механизмами потока психической и социокультурной активности индивидов обладает культура и с помощью чего эта активность направляется в область спорта или изгоняется из нее?
Современная философия выделяет в мышлении - в качестве его руководящих и опорных средств -тематическое, смыслосодержащее ядро, состоящее из некоторых, подобных аксиомам, базисных положений и допущений - квантов культуры. Эти базисные формы сознания обеспечивают структурирование, сортировку и трансляцию социального опыта. Они вводят шкалу ценностей, определяют не только понимание, но и эмоциональное переживание человеком мира. Данные когнитивные и ценностно-нормативные структуры определяются как смыслы или универсалии культуры, мировоззренческие категории [1, с. 93-97; 4, с. 17-20]. Культурные смыслы относятся к допонятийной и внерациональной сфере человеческого сознания, однако способны сформировать мировоззренческие координаты любой теории, они выступают как нечто само собою разумеющееся, простое и понятное, вследствие чего индивид строит на их основе и свою деятельность, поэтому многообразие социальных практик, складывающееся в общественной жизнедеятельности, выступает как «проекции смыслогенетических принципов» в различные поля существования [7, с. 11].
При этом культурные смыслы представляют собой ту реальность, которая предопределяет человеческую активность до такой степени, что выход сознания за пределы этой реальности равнозначен преодолению им пределов как данной культуры, так и самого себя.
Однако смысловое поле культуры обладает не просто энергией действия. Ему присуща способность к самоорганизации в систему культурных кодов, а также способности к трансляции собственного содержания и критическому осмыслению. Последнее достигает наибольшей остроты тогда, когда смыслы культуры утрачивают функции мировоззренческих ориентиров и перестают обеспечивать передачу опыта из поколения в поколение.
Спорт определяется как способ выявления границ человеческой размерности, а именно, предельно выраженных естественно данных и культурно модифицированных телесных свойств индивида, возможностей его оперативного интеллекта, специфических психических характеристик (прежде всего воли, упорства, настойчивости, терпения), некоторых нравственных качеств (например, чувств ответственности, долга, товарищества - особенно если речь идет о командных видах спорта и некоторых др.).
Обосновывалось предположение, что спорт возникает как свободное излияние человеческой витальности, проявление избыточности человеческого существа, его «неспособности» прерывать свое развитие, останавливаться на достигнутом. Вовлечение в сферу спорта позволяет человеку раз за разом создавать ситуацию проверки своих сил и умений - ситуацию самоопредения, а через это - и самоутверждения [4, с. 19].
В какой-то мере спорт осуществляет «естественный» отбор людей, особенно сильно стремящихся к самоутверждению: возможно, эгоцентриков, движимых импульсами к экспансии своего генетического Эго. В любом случае этому типу людей свойственно стремление к соперничеству и утверждению посредством него в собственном и общественном мнении.
Представляется, что в основе всех интенций, движущих индивидом и побуждающих его к активности в данной сфере общественной жизнедеятельности, лежит уверенность (или вера) в способности человека властвовать над собой, совершенствовать себя, активно воздействуя на все, что является личным, а может, даже и чужим достоянием. В основе этой веры - энергия активности и постоянного стремления к
преобразованиям, питаемая смыслопорождающими основаниями именно западной (европейской) культуры. Что это за основания и почему они просматриваются именно в западной культуре? На какие мировоззренческие универсалии спорт опирается в своем развитии и какого рода трансформации смыслового пространства культуры обусловливают сужение или разрушение сферы спорта? Каким образом их можно выявить и зафиксировать в понятиях?
Представляется, что предельные основания спортивной деятельности следует в первую очередь искать в базовых слоях культуры, - в которых формируется отношение индивида к миру и самому себе как выделенной части этого мира. В глубине культурных первосмыслов содержатся неотрефлексированные и неартикулированные побуждения к занятиям спортом, формируются положительные или отрицательные значения и оценки спортивной деятельности.
Данного рода предельные смыслопорождающие основания спорта можно было бы обозначить как «принцип универсальности человека» или «принцип универсализма» и порождаемый, обусловливаемый им «принцип активизма». Суть этих принципов заключается в формировании и развитии определенного образа человека универсального типа, способ существования которого заключается не в специализации, а в универсализации своей деятельности.
Важнейшими характеристиками его бытия являются отказ от приспособительных интенций, установка на приспособление мира к себе и его преобразование (в том числе природы, общества, человека, своего «Я»), эскалация активности. Такой тип человека стремится исправить несовершенство мира, познать суть природных процессов, поставить стихии на службу людям, перестроить общество, совершенствовать собственную природу.
Именно в подобного рода деятельности данный тип человека самоопределяется, раскрывает свою сущность. Он расширяет спектр возможностей самоутверждения и самоопределения, актуализируя некоторые из них в сфере спорта [7, с. 17].
Наличие в культуре и усиление содержащихся в принципах универсализма и активизма идей, установок и ценностных ориентаций приводят к формированию и развитию сферы спорта. И эти принципы как раз и составляют смыслопорождающие основания европейской культуры. В ней спортивная деятельность рассматривается как тот вид человеческой активности, в котором воплощается энергия преобразования человеком самого себя.
Ведь от того, какой образ телесности складывается в сознании людей определенной эпохи, рассматривается ли тело как ценность или нет, в каком аспекте трактуется его связь с духом, зависит отношение к деятельности, направленной на развитие тела, коррекцию его форм, шлифовку движений. От этого же зависит и отношение к соревновательности как средству осуществления данного вида деятельности и способу выделения и фиксации наивысших достижений в ней [3, с. 12].
И все же не следует забывать, что базовым основанием спортивной деятельности являются принципы универсализма и активизма. Они реализуются в установках на преобразование тела человека, его целенаправленном и активном совершенствовании, на максимальное выявление физических и ментальных возможностей индивида.
По-видимому, спорт необходимо рассматривать как проекцию наложения принципов универсализма и активизма на особенности соматического сознания человека той или иной эпохи. Данное слияние смыслопорождающих оснований культуры, с одной стороны, обеспечивает тот высокий статус, которым наделен спорт в системе западной культуры, с другой стороны, детерминирует модификации спортивного мышления и практики.
Объем времени, отводимый спортивным занятиям, количество вовлеченных в данную сферу общественной жизни и степень погруженности в нее индивида, приоритетность данного рода деятельности, представления о ее целеориентирах, о ее значимости для личности и общества не могут не быть проекцией, во-первых, глубинных первосмыслов, отражающих и фиксирующих отношения человека и мира в рамках всей культуры, во-вторых, особенностей «соматического сознания» той или иной эпохи в развитии культуры.
При этом принципы универсализма и активизма как смыслообразования, лежащие в основании культуры, связаны со спортом генетически: объясняют саму необходимость его существования и развития. Ключевые культурные принципы ориентируют на то, чтобы человек занялся спортом. Телесное сознание «подбирает» аргументы в пользу необходимости этих занятий, связывает эти обоснования с социокультурным контекстом эпохи, объясняет, почему спорт нужен человеку и какие цели последний может и должен преследовать, будучи вовлеченным в данного рода деятельность.
Таким образом, первосмыслы культуры осуществляют «побуждающую» функцию к занятиям спортом, универсалии соматизма - объясняющую (истолковывающую) функцию. Первосмыслы, побуждающие
европейского человека к занятиям спортом, можно обозначить как принципы универсальности и активизма. В сознании и поведении они реализуются как установки на развитие способностей, природных задатков и умений использовать все это многообразие в различных видах деятельности, как стремление к преобразованию любых объектов (в том числе окружающего мира, самого себя), кажущихся несовершенными.
В сфере спорта эти принципы выступают в качестве побуждений к активной работе над своей телесностью ради преодоления собственного несовершенства, выявления своих возможностей, самоопределения и самоутверждения.
Литература
1. Бородавкин С.В. Смысл как системообразующее понятие культуры // Человек. 2002. № 4.
2. Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). М., 1997.
3. Быховская И.М. Теоретико-методологические основания социокультурного анализа телесности человека // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. М.: Советский спорт, 1996.
4. Великовский С. И. Культура как полагание смысла // Одиссей: человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры. М.: Наука, 1989.
5. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.
6. Розовская И. Проблематика социально-исторической психологии в зарубежной историографии ХХ века // Вопросы философии. 1972. № 7.
7. Пелипенко А.А. Генезис смыслового пространства и онтология культуры // Человек. 2002. № 2.
8. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.