Научная статья на тему 'Предпосылки, социально-экономические факторы и основные черты становления современного спорта'

Предпосылки, социально-экономические факторы и основные черты становления современного спорта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
179
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
СПОРТ / СПОРТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГИМНАСТИКА / СПОРТИВНО-ИГРОВЫЕ СИСТЕМЫ / ОЛИМПИЗМ / П. ДЕ КУБЕРТЕН / ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Барабанова В. Б.

В статье автор отвечает на вопросы, что представляет собой спорт в современную эпоху, в каких мировоззренческих конструктах и формах практики это явление зафиксировано, какие проблемы и тенденции его развития можно выделить. Изучая генезис современного спорта и олимпизма как системообразующий их элемент, автор приходит к выводу о том, что становление данного феномена связано с утверждением и обретением концептуальной формы выражения идеи развития (посредством физических упражнений и состязательности) личности как целостности, совершенствования человеком его способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки, социально-экономические факторы и основные черты становления современного спорта»

В.Б. Барабанова

ПРЕДПОСЫЛКИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА

В силу достаточно ярко выраженной корреляции с глубинными первосмыслами европейской культуры и базовыми основаниями соматического мышления, ориентирующими на преобразование человеком себя и своей телесности, спорт стал весьма значимым явлением современной жизни. В связи с этим возникает необходимость уяснения того, что представляет собою спорт в современную эпоху, в каких мировоззренческих конструктах и формах практики это явление зафиксировано. Какие реалии, проблемы и тенденции его развития можно выявить?

Осмысливая стороны жизни современного общества, которые связаны со спортом, следует остановиться на понятии «современность» и обозначить период времени, который охватывается этим понятием.

В научной литературе сложились определенные представления о начале данного исторического периода («пока еще» не завершившегося). Это начало усматривают в эпохе становления капитализма, когда в Западной Европе, а затем и в других регионах сложился особый тип цивилизации как системы идеологии и повседневной жизни, экономического и политического порядка, этических норм и ценностей и т.п. Поэтому в качестве современного спорта следует рассматривать специфические реалии не только нашей сегодняшней жизни, но и то, каким он был в дне вчерашнем, начиная с Нового времени.

Современный спорт представляет собой процесс многомерный, масштабный, полный противоречий, сложившийся, развивающийся, оформляющийся в целостность и раскрывающий свои характеристики в течение длительной и наполненной событиями эпохи.

Для того, чтобы создать теоретическую модель современного спорта, необходимо обратить внимание, прежде всего, на фазу становления данного явления. В первую очередь следует исследовать предпосылки и факторы развития современного спорта.

Предпосылки становления современного спорта многообразны. К ним могут быть отнесены социальные, экономические, идеологические движения и процессы, сформировавшие облик современного общества как целостного образования, возникшие еще в ХУП-ХУШ веках и связанные, прежде всего, со становлением индустриальных основ общества. Но особенно мощный импульс становлению современных форм спорта дали возрожденные в конце Х1Х в. Олимпийские игры, породившие олимпийское движение и олимпизм как течение духовной жизни. Они явились, по сути, системообразующими факторами развития современного спорта.

Полагаем, что на становление спортивного мышления и практики спорта, которые ныне определяются как «современные», оказали сильное стимулирующее воздействие процессы индустриализации и развития машинной техники. Определяя с ХУШ века многие содержательные характеристики европейского общества, они, в свою очередь, выступили в качестве форм экспансии активизма, побуждающего западного человека к энергичному внедрению в самые разные области бытия, в природные и социальные процессы с целью их преобразования, выявления и преодоления всякого рода несовершенства, приспособления к постоянно изменяющимся потребностям индивида и социума. Отражением этих процессов стали ценности рационального и утилитарного отношения человека к своему телу и использованию возможностей, скрытых в нем. При этом известное влияние на общественное сознание оказали исследования врачей, анатомов, гигиенистов, физиологов и педагогов, призывавших использовать физические упражнения, а также закаливать организм для улучшения его физического состояния.

Действительно, историки спорта отмечают уже в ХУШ веке появление и развитие многих видов физических упражнений и состязаний, ставших впоследствии важнейшими компонентами спортивной жизни современности.

Возникают гимнастические системы. Но надо учитывать, что понятие «гимнастика» в Новое время объединяло многие виды упражнений - бег и прыжки, катание на лыжах и коньках, приемы защиты и нападения и т.п. Однако только с середины Х1Х в. гимнастика начинает развиваться повсеместно как система особого вида упражнений.

Началось развитие спортивно-игровых систем, основу которых составляли физические упражнения и игры, бытовавшие в народной среде. Широкие слои населения стали увлекаться этими играми,

развернулась деятельность по организации данной сферы, началась ее институционализация. Однако надо отметить, что влияние на спорт процессов, связанных с развитием машинной индустрии, не было непосредственным. Оно осуществлялось скорее вследствие возникновения определенных систем воззрений (теоретических и обыденных), идейно оформивших данные процессы. Факторами формирования последних и одновременно продуктами рефлексии над ними стали протестантская этика, системы идей либерализма и демократизма. Сегодня расширение сферы спорта возводится в ранг государственной политики, а выдающиеся спортсмены становятся кумирами многих людей и звездами поп-культуры, определяющими стиль общения и моду для весьма большой части населения. Тем не менее новую полноценную жизнь, установки, представления и ценности спорт обрел только в конце Х1Х века в системе идей и практике олимпизма. При этом надо отметить то обстоятельство, что становление одной из самых значимых черт современного спорта - восхождения спортивного мышления на уровень самосознания - осуществилось именно в связи с возрождением в конце Х1Х века Олимпийских игр и созданием П. де Кубертеном системы идей олимпизма.

Олимпийские игры и все, что с ними связано, стали полноценным воплощением принципов универсализма и активизма, побуждающих человека к «игре» со своими силами, преобразованию им самого себя, влекущих индивида к расширению спект-ра его возможностей, их демонстрации и сравнению с чужими достижениями.

Трудно представить себе Олимпийские игры, с их акцентированной, хотя и не декларированной, идеей определения превосходства одного человека над другим, пафосом величия, значимости и самодостаточности индивидуума, любованием человеческим телом и упиванием славой в качестве явления, возникшего на почве иной, в данном контексте - восточной, культуры, в которой человек не только велик (как часть, которая сливается с целым), но и ничтожен (ибо он не автономен, является моментом целого), он не склонен к выделению себя из общей массы других людей и любованию собой, не переполнен амбициями, связанными с публичным признанием своих успехов.

Возвышение спортивной мысли на уровень самосознания происходит в конце Х1Х в., когда создается система идей олимпизма, основателем которой был Пьер де Кубертен. Эта масштабная личность смогла не только возродить просуществовавшие более тысячи лет, а затем практически исчезнувшие более чем на тысячелетие Олимпийские игры, но и генерировать и зафиксировать в Олимпийской хартии определенную систему идей, ставших основанием целой доктрины и положившей начало мощному движению (олимпийскому), которое способствовало формированию важнейших черт облика современного спорта.

Термин «олимпизм» был введен в употребление в 1912 г. самим П. де Кубертеном, который, осмысливая значение олимпийского движения, объяснял его следующим образом: «Олимпизм объединяет, как в одном пучке солнечных лучей, все те принципы, которые способствуют совершенству человека». П. де Кубертен считал, что «культ усилия, соревнования на грани риска, любовь к родине, благородство, дух рыцарства, контакты с живописью и литературой - все это является фундаментом олимпизма». Олимпийское движение для него есть «движение, порожденное извечным стремлением человека к миру и братству», оно становится «школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как и физической выносливости и силы» [4, с. 32].

Кубертеновская артикуляция олимпизма, являющаяся итогом и концептуальным оформлением исторически длительной эволюции олимпийских представлений, порождает специфический мировоззренческий, культуро антропологический и социально-философский дискурсы. Олимпизм становится

самосознанием и метафизикой спорта, «выходящих за сущее спорта, вопрошающих поверх этого сущего, определяющих абсолютные предпосылки спорта и транслирующих ценности культуры, а также мировоззрение эпохи в сферу спорта» [2, с. 18].

Так, спорт становится системой с рефлексией. Проявление мировоззренческих оппозиций в спорте постепенно обретает более четкое теоретическое оформление, воплощаясь в философско-социологические и культурантропологические концепции. Появляется возможность фиксирования, осмысленной оценки и прогнозирования процессов развития спорта, а вступая в контакты со СМИ, - воздействия на массовое, спортивное сознание. Однако процесс этот долгий и далек от своего завершения.

Восхождение спортивного мышления на уровень самосознания, безусловно, отражало и, по-видимому, стимулировало перерастание «разделительных» представлений о единстве тела и духа в «соединительные». Олимпизм стал наиболее ярким воплощением изменений, происшедших в сфере соматического сознания.

Так, Олимпийская хартия в качестве философской основы современного олимпийского движения рассматривает концепцию олимпизма, которая есть «философия жизни», «возвышающая и объединяющая

в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума» [6]. Следовательно, олимпизм конституирует холистическую парадигму соматического сознания и интерпретирует ее как философию жизни.

Размышляя о природе и особенностях олимпизма, надо обязательно отметить, что, хотя данная система идей является частью современного спортивного мышления, она, как и весь современный спорт, рассматриваемый в качестве целостного феномена, имела свои предпосылки в истории европейской общественной мысли. Сферой их формирования стало общественное гуманистическое сознание эпохи Возрождения, для которого также были характерны именно те онтология и аксиология тела, которые типичны для холизма. Дело в том, что развитие сферы спортивной жизни и ее институционализация происходили и в предшествующие возрождению Олимпийских игр десятилетия. Однако возникновение институций в спорте особенно выразилось в создании (уже в ХУШ в.) таких видов и правил соревнований, составляющей и даже главной частью которых было заключение пари. История спорта зафиксировала, что и отдельные нормы, и целые своды правил создавались на основе опыта проведения скачек на ипподромах. И только затем они распространялись на другие виды спорта [3, с. 149].

Олимпиадам посвящали целые разделы своих трактатов государственный деятель той эпохи Матео Палмиери, его современник, врач и историк физического воспитания, Иероним Меркуриалис. В 1516 году юрист Иоханнес Аквилла организовал в Бадене «показательные олимпийские выступления». Английский драматург Томас Кид (1544-1590 гг.) показывал сцены из истории олимпизма на театральных подмостках. Восстановление бароном Пьером де Кубертеном в 1896 г. Олимпийских игр подвело итог многовековым усилиям возобновления этой замечательной практики.

Величие дела П. де Кубертена состояло, собственно, не в организации игр, а в возвышении их статуса, в том, что он придал им регулярный и, действительно, всемирный характер. Но главное все же заключалось в концептуальном оформлении идеи, конституировании ее в качестве особого смыслообразующего фактора жизнедеятельности.

Важно то, что величайшие идеалы и ценности общечеловеческой, мировой культуры получили -посредством Олимпийской хартии - доктринальное и институциональное оформление. К ним были отнесены свобода, достоинство, творчество, гармоничное развитие личности, мир дружба, взаимопонимание, уважение, общение людей.

С точки зрения немецкого ученого О. Групе, можно выделить пять основополагающих ценностей, на которые П. де Кубертен ориентировал олимпийское движение: «концепция гармоничного развития личности; возможность самосовершенствования на пути к высшим спортивным достижениям; принцип любительства как проявление самодисциплины и отказ от материальной выгоды; этический кодекс спорта; формирование спортивной элиты» [1, с. 14].

Возникла объединяющая весь мир идея. Была создана концептуальная система, основные положения которой звучали одинаково привлекательно для всех стран и народов, всех слоев общества. Эта концепция не делила человечество на элиту и массы, большинство и меньшинства, властвующих и подданных. В ней была заложена оптимистическая уверенность в возможностях стать лучше, красивее, преобразовать человека во всех его ипостасях, стремление индивида, порой через преодоление своей собственной ограниченности, изменить меру человеческого совершенства.

Благодаря возникновению олимпийского движения переломилась характерная для того времени тенденция развития спорта на основе коммерческой сделки.

Существовала реальная возможность превращения спорта только лишь в отрасль коммерческого предприятия. Поэтому можно с уверенностью констатировать, что возрождение Олимпийских игр переломило ситуацию в спорте, связав его с гуманистическими, либеральными ценностями и установками и сориентировав на рецепцию и развитие тех моделей человека, в которых он интерпретирован как единство тела и духа, психики и интеллекта.

Это подтверждается словами П. де Кубертена: «Под угрозой вырождения и повторной смерти атлетизма нужно было объединить и очистить его». К мысли о возрождении Олимпийских игр Кубертен пришел главным образом под влиянием этого фактора, в поисках выхода из создавшейся ситуации.

Можно вновь процитировать Кубертена: «Единственным практическим средством достичь этого "очистить" спорт - это создание периодических соревнований, на которые созывались бы представители всех стран и всех видов спорта, единый патронаж над этими соревнованиями, который мог бы придать им ореол величия и славы - патронаж классической Античности. Сделать это означало восстановить Олимпийские игры - другого названия быть не могло. Но речь шла не о названии, речь шла о сути. Нужно было создать отнюдь не локальное и преходящее творение, а творение универсальное и долговременное».

Под «сутью» Кубертен понимал приоритет нравственных принципов. Ведь в античном наследии Кубертена, прежде всего, привлекала, как он подчеркивал, «одна из самых замечательных особенностей

греческой цивилизации: участие мышц в работе по нравственному развитию». Именно это и мечтал возродить Кубертен, стремясь наполнить неоолимпизм, прежде всего, нравственным, духовным содержанием [5, с. 14].

Таким образом, изучая генезис современного спорта и олимпизма как системообразующий их элемент, можно прийти к следующему выводу. В целом, становление данного феномена связано с утверждением и обретением концептуальной формы выражения идеи развития (посредством физических упражнений и состязательности) личности как целостности, совершенствования человеком его способностей.

Безусловно, олимпизм сегодня - значимый фактор развития спортивной жизни, а, следовательно, представляет собой не только доктрину и философскую концепцию, но является духовным движением эпохи. Он проявляет себя в позитивных мировоззренческих ориентациях в спорте, в развертывании его важнейших функций - человекотворческой и миротворческой.

Подлинный спорт не разъединяет, а объединяет людей, так же, как он сводит в единство, а не разводит естественно-природные и социально-культурные, телесное и духовное начала в человеке. Поэтому спорт не только на теоретическом, но и на обыденном уровнях самосознания рассматривается как один из факторов разрешения постоянно воспроизводящихся противоречий как внешнего по отношению к человеку, так и его внутреннего мира.

Литература

1. Групе О. О будущем спорта высших достижений // Физкультура и спорт. 1986. № 5. Ч. 1.

2. Егоров А.Г. Философское значение современного олимпизма // Теория и практика физической культуры. 2001. № 7.

3. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982.

4. Pierre de Coubertin. Memories Olympiques. Lauzanne, 1931.

5. Суник А.Б. О генезисе неоолимпизма и современного олимпийского движения // Теория и практика физической культуры. 1994. № 8.

6. Столяров В.И. Проблема «новой философии» современного олимпийского движения на пороге ХХ1 столетия // http://www.infosport.ru./sfa/1998N3-4/p.23-24.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.