Научная статья на тему 'СПОРТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

СПОРТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / СТУДЕНЧЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ КЛУБЫ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев А.В., Реймер Е.В.

Цель исследования - определить влияние занятий спортом на формирование толерантности в студенческой среде. Методика и организация исследования. На теоретическом этапе исследования решались задачи определения роли массового спорта как инструмента распространения идеи толерантных отношений в университете; раскрытия воспитательной и социальной функций спортивных занятий студентов; определения воспитательного потенциала студенческого спорта в формировании культуры толерантности как его возможности обеспечить в университетской среде формирование и развитие у студента набора качеств толерантной личности. На прикладном этапе исследования был реализован массовый онлайн-опрос студентов Уральского федерального университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (далее - УрФУ), задачи которого охватывали круг вопросов, связанных с ролью спорта как фактора формирования толерантных отношений в университете в представлениях студентов. Результаты исследования и выводы. Воспитательный потенциал спорта в формировании культуры толерантности в студенческой среде значителен благодаря тому, что спорт является средством передачи интернациональной общечеловеческой культуры без предрассудков, ксенофобии, расовой дискриминации и гендерных предубеждений. Продвижение воспитательной и социальной функции спорта означает: развивать доступ к спортивным практикам; способствовать воспитанию гражданственности; способствовать социальной и профессиональной интеграции молодежи; участвовать в предупреждении и борьбе с ксенофобией и насилием. Из проведенного исследования очевидно, что в представлениях студентов спорт является важным фактором формирования толерантных отношений в университете. В студенческой среде господствует мнение о том, что совместные занятия спортом способствуют межрасовому и межнациональному сближению студентов университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев А.В., Реймер Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORT AS A FACTOR OF TOLERANCE FORMATION IN THE STUDENT ENVIRONMENT

Objective of the study was to determine the impact of sports on the formation of tolerance among students. Methods and structure of the study. At the theoretical stage of the study, the tasks of determining the role of mass sports as a tool for disseminating the idea of tolerant relations at the university were solved; disclosure of educational and social functions of sports activities of students; determining the educational potential of student sports in the formation of a culture of tolerance as its ability to ensure in the university environment the formation and development of a set of qualities of a tolerant personality in a student. At the applied stage of the study, a massive online survey of students from the Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (hereinafter - UrFU), whose tasks covered a range of issues related to the role of sports as a factor in the formation of tolerant relations at the university in the minds of students. Results and conclusions. The educational potential of sport in the formation of a culture of tolerance among students is significant due to the fact that sport is a means of transmitting an international universal culture without prejudice, xenophobia, racial discrimination and gender prejudice. Promoting the educational and social function of sport means: developing access to sports practices; promote citizenship education; promote the social and professional integration of young people; participate in the prevention and fight against xenophobia and violence. From the study, it is obvious that in the views of students, sport is an important factor in the formation of tolerant relations at the university. In the student environment, the opinion prevails that joint sports contribute to the interracial and interethnic rapprochement of university students.

Текст научной работы на тему «СПОРТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

СПОРТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

УДК/UDC 37.035

Поступила в редакцию 31.07.2022 г.

Доктор педагогических наук, доцент А.В. Пономарев1 Е.В. Реймер1

1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,Екатеринбург

SPORT AS A FACTOR OF TOLERANCE FORMATION IN THE STUDENT ENVIRONMENT

Dr. Hab., Associate Professor A.V. Ponomarev1 E.V. Reimer1

1 Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

Информация для связи с автором: a.v.ponomarev@urfu.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - определить влияние занятий спортом на формирование толерантности в студенческой среде.

Методика и организация исследования. На теоретическом этапе исследования решались задачи определения роли массового спорта как инструмента распространения идеи толерантных отношений в университете; раскрытия воспитательной и социальной функций спортивных занятий студентов; определения воспитательного потенциала студенческого спорта в формировании культуры толерантности как его возможности обеспечить в университетской среде формирование и развитие у студента набора качеств толерантной личности. На прикладном этапе исследования был реализован массовый онлайн-опрос студентов Уральского федерального университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (далее - УрФУ), задачи которого охватывали круг вопросов, связанных с ролью спорта как фактора формирования толерантных отношений в университете в представлениях студентов. Результаты исследования и выводы. Воспитательный потенциал спорта в формировании культуры толерантности в студенческой среде значителен благодаря тому, что спорт является средством передачи интернациональной общечеловеческой культуры без предрассудков, ксенофобии, расовой дискриминации и гендерных предубеждений. Продвижение воспитательной и социальной функции спорта означает: развивать доступ к спортивным практикам; способствовать воспитанию гражданственности; способствовать социальной и профессиональной интеграции молодежи; участвовать в предупреждении и борьбе с ксенофобией и насилием. Из проведенного исследования очевидно, что в представлениях студентов спорт является важным фактором формирования толерантных отношений в университете. В студенческой среде господствует мнение о том, что совместные занятия спортом способствуют межрасовому и межнациональному сближению студентов университета.

Ключевые слова: студенческий спорт, поликультурная воспитательная среда вуза, студенческие спортивные клубы, толерантность, культура толерантности.

Abstract

Objective of the study was to determine the impact of sports on the formation of tolerance among students.

Methods and structure of the study. At the theoretical stage of the study, the tasks of determining the role of mass sports as a tool for disseminating the idea of tolerant relations at the university were solved; disclosure of educational and social functions of sports activities of students; determining the educational potential of student sports in the formation of a culture of tolerance as its ability to ensure in the university environment the formation and development of a set of qualities of a tolerant personality in a student. At the applied stage of the study, a massive online survey of students from the Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (hereinafter - UrFU), whose tasks covered a range of issues related to the role of sports as a factor in the formation of tolerant relations at the university in the minds of students. Results and conclusions. The educational potential of sport in the formation of a culture of tolerance among students is significant due to the fact that sport is a means of transmitting an international universal culture without prejudice, xenophobia, racial discrimination and gender prejudice. Promoting the educational and social function of sport means: developing access to sports practices; promote citizenship education; promote the social and professional integration of young people; participate in the prevention and fight against xenophobia and violence. From the study, it is obvious that in the views of students, sport is an important factor in the formation of tolerant relations at the university. In the student environment, the opinion prevails that joint sports contribute to the interracial and interethnic rapprochement of university students.

Keywords: student sports, multicultural educational environment of the university, student sports clubs, tolerance, culture of tolerance.

Введение. В XXI веке по мере вовлечения в массовый спорт людей из разных социальных, экономических, культурных и политических кругов он становится феноменом общества, его роль в общественной жизни приобретает новое социокультурное измерение. Основу массового спорта составляет школьный и студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оп-

тимизацию общей физической дееспособности в системе обучения и воспитания. Массовый, общедоступный спорт способствует формированию культуры самовыражения и толерантности за счет увеличения в обществе информированности о таких гуманитарных проблемах, как ксенофобия, расизм, гендерное неравенство, неравенство в образовании и пропаганде идей равноправия и толерантности.

8

http://www.teoriya.ru

№11 • 2022 Ноябрь | November

Цель исследования - определить влияние занятий спортом на формирование толерантности в студенческой среде.

Методика и организация исследования. На теоретическом этапе исследования решались задачи определения роли массового спорта как инструмента распространения идеи толерантных отношений в университете; раскрытия воспитательной и социальной функций спортивных занятий студентов; определения воспитательного потенциала студенческого спорта в формировании культуры толерантности как его возможности обеспечить в университетской среде формирование и развитие у студента набора качеств толерантной личности. На прикладном этапе исследования был реализован массовый онлайн-опрос студентов УрФУ, задачи которого охватывали круг вопросов, связанных с ролью спорта как фактора формирования толерантных отношений в университете в представлениях студентов.

Результаты исследования и их обсуждение.

В 1995 году ЮНЕСКО приняла либерализм как единственный способ борьбы с этническими, политическими, религиозными и конфессиональными разногласиями. Концепция толерантности фокусируется на различиях в демографических характеристиках, таких как раса, религия, этническая принадлежность, сексуальность, пол, возраст, цвет кожи, и ратует за принятие, уважение и приспособление к «другим» культурным обычаям [3, с. 392].

Десятилетиями профессиональный спорт пропагандирует мультикультурную справедливость, вносит значительный вклад в развитие понимания социокультурных различий, уважения и терпимости к ним, служит средством, облегчающим понимание «других» ценностей и обычаев [5, с. 238]. Так же как музыка, живопись, кинематография, архитектура и изобразительное искусство спорт развивают нравственную сферу человека, воспитывая чувство товарищества, честность, доброту [4, с. 285].

Как инструмент распространения культуры толерантности, спорт имеет то преимущество, что присутствует на всех уровнях образования. Спорт создает социальные связи, им массово занимаются во внеучебное время и это одно из редких занятий, где люди встречаются добровольно. Этот социальный микс осуществляется на основе ценностей, основанных на уважении к себе и другим. Продвижение воспитательной и социальной функции спорта означает: развитие доступа к спортивным практикам; воспитание гражданственности; социальная и профессиональная интеграция молодежи; предупреждение и борьба с ксенофобией и насилием.

Опрос студентов (N=352), проведенный в УрФУ в июне 2021 г., выявил, что кроме того, что большинство опрошенных студентов в той или иной степени регулярно занимаются физкультурой, по их мнению, занятия спортом являются фактором, повышающим конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда [1, с. 53]. В мае-июне 2022 года в УрФУ нами был проведен онлайн-опрос студентов (N=627), задачи которого охватывали круг вопросов, связанных с ролью спорта как фактора формирования толерантности в представлениях студентов.

Исходя из того, что формирование толерантности усиливает качества, способствующие идентификации личности с системой общецивилизационных ценностей, исследовались коллективные социальные идентификации студентов.

Характерные для большинства опрошенных (более 50%), социальные идентификации студентов связаны с основными первичными группами. Это - семья (72%) и товарищи по досуговым увлечениям (62%), также

в «свои» попали товарищи по учебе (55%), соратники по профессиональным интересам (52%), люди с активной жизненной позицией (51%).

Вторая по распространенности группа социальных идентификаций, охватывающая 40-50% опрошенных, связана с большими социальными группам: люди, уважающие традиции своего народа, страны (43%); сограждане (40%); люди, уважающие традиции общины, в которой проживают в настоящее время (43%); соседи (44%); сверстники (41%); люди со схожими политическими взглядами (40%); люди аналогичной национальности, расы (44%).

Более низкие по распространенности идентификации (менее 40%) оказались связаны с локальными общностями: экономические одногруппники (37%); «успешные» (32%); «иностранцы» (29%).

Таким образом, в студенческой системе координат «свой-чужой» партнеры по занятию спортом («соратники по профессиональным интересам») занимают привилегированную позицию.

Взаимодействие студентов в спорте может строиться как на основе чувств товарищества и сплоченности, так на основе конкуренции и обособленности по различным признакам. На основе взаимоотношений формируется либо не формируется коммуникативная толерантность. Важно выявить социокультурные стереотипы, влияющие на формирование толерантных (интолерантных) установок.

Большая часть опрошенных склоняется к мнению, что межнациональные занятия спортом в большей степени формируют взаимоуважение (78%) и сотрудничество (77%), нежели милосердие (40%) и сострадание (44%). Большинство опрошенных студентов считают, что совместные занятия спортом однозначно способствует межрасовому и межнациональному сближению студентов университета (61%) и совместные мероприятия студентов разных рас и национальностей способствуют формированию толерантности в молодежной среде (67%).

Позиция опрошенных студентов в отношении роли университета в активизации развития международного студенческого спорта: однозначно «за» - 51%, частично поддерживают это мнение - 38% опрошенных. Около 1/3 опрошенных придерживаются мнения, что профессиональный спорт разобщает, а любительский сближает студентов университета разных рас и наций. Примерно треть опрошенных студентов считают достаточным информационное и финансовое обеспечение мероприятий международного студенческого спорта в университете.

Вывод. Спортивные занятия студентов являются существенным фактором формирования поликультурной воспитательной среды вуза, адекватным инструментом распространения идеи толерантных отношений в университете. Литература

1. Пономарев А. В. Отношение к физической культуре студентов инженерного профиля как фактор высокой конкурентоспособности / А. В. Пономарев, Н. В. Попова, Е. В. Осипчукова и др. // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 2. - С. 52-54.

References

1. Ponomarev A. V., Popova N. V., Osipchukova E. V. et al. Otnosheniye k fizicheskoy kulture studentov inzhenernogo profilya kak faktor vyso-koy konkurentosposobnosti [Attitude to physical culture of engineering students as a factor of high competitiveness]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 2. pp. 52-54.

2. Atherley K.; Tonts M. (2010) Competitive sport and the construction of place identity in rural Australia. Sport and Society, 13(3), 381-398.

3. Fusco C. (2005). Cultural landscapes of purification: Sports spaces and discourses of whiteness. Sociology of Sport Journal, 22(3), 282-309.

4. Ramalingam C. L. (2011). Globalization of Sports: A solution for multi-culturalism in Malaysia. JATI-Journal of Southeast Asian Studies, 16, 233-249.

№11 • 2022 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.