Научная статья на тему 'Формирование этнической толерантности студенческой молодежи средствами физической культуры и спорта'

Формирование этнической толерантности студенческой молодежи средствами физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / TOLERANCE / STUDENT YOUTH / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкасов Алексей Юрьевич

В своей статье автор рассматривает занятия физической культурой и спортом как средство формирования этнической толерантности в молодежной среде. Автор отмечает, что процесс формирования толерантности охватывает всю жизнь человека, однако целенаправленное воздействие оказывают только образовательные социальные институты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черкасов Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE OF STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

In his article, the author considers physical culture and sports as a means of forming ethnic tolerance among young people. The author notes that the process of forming tolerance covers the whole life of a person, but only educational social institutions have a purposeful impact.

Текст научной работы на тему «Формирование этнической толерантности студенческой молодежи средствами физической культуры и спорта»

УДК 796.011.1

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE OF STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Черкасов Алексей Юрьевич

кандидат технических наук, доцент кафедра «Прикладной физической культуры» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия CherkasovAlexeyYurievich candidate of technical Sciences, associate professor department «Applied physical culture» Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В своей статье автор рассматривает занятия физической культурой и спортом как средство формирования этнической толерантности в молодежной среде. Автор отмечает, что процесс формирования толерантности охватывает всю жизнь человека, однако целенаправленное воздействие оказывают только образовательные социальные институты.

Abstract. In his article, the author considers physical culture and sports as a means of forming ethnic tolerance among young people. The author notes that the process of forming tolerance covers the whole life of a person, but only educational social institutions have a purposeful impact.

Ключевые слова: толерантность, студенческая молодежь, физическая культура и спорт, физическое воспитание.

Keywords: tolerance, student youth, physical culture and sport, physical education.

С момента распада Советского союза и перехода к новой экономической модели хозяйствования в обществе значительно поменялись ценностные ориентиры. В противовес таким ценностям, как коллективизм и равенство всех национальностей, на фоне экономической, социально-политической и психологической неудовлетворенности различных этносов внутри страны возрождается ценность национализма. Отсутствие толерантного климата в российском обществе начала 2000-х годов способствовало возникновению очагов социальной напряженности и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Становление конкурентного гражданского общества, основанного на равноправном сотрудничестве, делает задачу формирования толерантности в современной России особенно актуальной. На федеральном уровне принимается целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика

экстремизма в российском обществе» сроком действия с 2001 по 2005 года. «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» [1], инициированная Министерством образования РФ, предполагает систему мер по разработке учебных программ повышения эффективности межэтнического и межконфессионального диалога.

В настоящее время состояние межэтнических отношений в российском обществе нестабильно по ряду причин, в том числе в связи с возрастающей трудовой миграцией и экспорта образования, с помощью которых государство старается возместить недостаток рабочей силы [2].

Важным фактором является и снижение доступности бесплатного образования за счет увеличения количества иностранных студентов, что приводит к росту агрессивности и конфликтов на этнической почве в молодежной среде.

Студенческая молодежь в силу своих особенностей восприятия окружающего мира и способности быстро накапливать интолерантный потенциал - наиболее уязвима и подвержена влиянию [3]. Поэтому сегодня необходимы различные механизмы формирования норм толерантного поведения в молодежной среде.

Воспитание толерантности - сложный процесс, который протекает на разных стадиях развития человека и детерминирован как объективными, так и субъективными факторами. Важную роль в данном процессе играют социальные институты (в том числе и образовательные), придавая процессу воспитания и формирования толерантности целенаправленный характер.

В настоящее время в ОГУ имени И.С. Тургенева преобладают многонациональные студенческие группы, т.к. иностранные граждане обучаются на многих факультетах университета. Данное обстоятельство априори предписывает всем участникам образовательно-педагогической коммуникации уважительное отношение к культурной самобытности представителей различных этносов,

Физическая культура и спорт в современном вузе выступает, по моему мнению, средством, позволяющим эффективно решать вопросы формирования гармоничных межэтнических отношений в многонациональной вузовской среде.

Учебно-тренировочные занятия способны обеспечить безопасную образовательную среду, поскольку система физического воспитания предлагает, как групповой, так и личностно ориентированной вариант физкультурно-спортивной деятельности, допускающий занятия студентов в разнообразных спортивных секциях по национальным видам спорта.

Учебно-тренировочные занятия включают спортивные и подвижные игры, в которых команды составлены из студентов разной национальности. В процессе игры развиваются не только коммуникативные качества, умение действовать в команде, порядочность и внимательное отношение кдруг другу, но и создаются предпосылки для самопознания личностных способностей и возможностей.

Современные исследователи полагают, что создание проблемных ситуаций в ходе игры, применение приемов, требующих рефлексии и разработка алгоритмов действий позволяет понять пути бесконфликтных решений и является эффективным способом формирования спортивной и межэтнической толерантности [4].

В рамках физкультурно-спортивной деятельности в ОГУ имени И.С. Тургенева

помимо групповых секционных занятий существуют индивидуально ориентированные - занятия тем или иным видом единоборств (борьба, самбо, ушу).

Занятия по единоборствам посещают студенты разных этнических групп. В ходе занятий они учатся взаимодействовать, доверять друг другу; обучаются и развиваются совместно, создавая тесные коммуникативные отношения и при этом реализуя собственную цель - самосовершенствование.

Ряд авторов, проводивших педагогические эксперименты в группах единоборств, отмечали позитивное развитие эмпатийных качеств, повышение уровня коммуникативной толерантности, снижение уровня тревожности, изменение в сознательной и эмоциональной сферах испытуемых, закрепление установок толерантного поведения [5].

Огромное значение имеет педагог, как основное звено процесса формирования межэтнической толерантности. Именно он своим профессионализмом и авторитетом устанавливает рамки и условия среды формирования в рамках образовательного процесса. К необходимым качествам педагога можно отнести в первую очередь социальную активность, признание и уважение роли студента в образовательном процессе, рефлексивность.

Знание и понимание психологических механизмов реализации толерантности в межличностном общении и взаимодействии со студентами должно быть определяющим при выборе стратегии поведения [6].

В заключение хотелось бы отметить, что на формирование межэтнической толерантности влияет большое количество факторов, образующих систему, в которой основными звеньями являются: педагог - коллектив (среда формирования) -система воспитания в рамках образовательной программы по физической культуре.

Средства физической культуры и спорта в форме учебно-тренировочных занятий обладают достаточно высоким потенциалом для развития межэтнической толерантности, как на индивидуальном, так и групповом уровнях.

Сегодня преподавателям физической культуры и спорта необходимо поменять педагогическую парадигму, а именно парадигму культивирования силы, выносливости, авторитарности, излишней самоуверенности, обусловленной профессиональной деформацией в рамках коллективно-регламентированного соперничества.

Гуманизация физического воспитания и спорта является необходимым условием для формирования межэтнической толерантности в молодежной среде и достигается посредством использования инновационных методик, сочетающих в себе как эффективные отечественные и зарубежные методыпреподавания физической культуры, так и социальные технологии.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http: // economy.gov.ru (Дата обращения: 30.10.2019).

2. Федеральный проект «Экспорт образования» на период 2019-2024 года [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/others/borovsma.pdf (Дата

обращения: 13.11 2019).

3. Слепова Л. Н. Занятия физической культурой как условие воспитания толерантности у студентов // Успехи современного естествознания. 2013. №10. С. 216-217.

4. Мухамбетова Ж. Ю. Игра как средство воспитания межличностного общения // Успехи современного естествознания. 2012. №5. С. 56-57.

5. Симаков А. М., Табаков А. В., Малашенков Р. В. Особенности формирования толерантного поведения у студентов, занимающихся тхеквондо // Ученые записки. 2014. №12(118). С. 194-198.

6. Гершунский Б. С. Толерантность в системе целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. №7. С. 3-13.

References

1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020]. Available at: http: // economy.gov.ru (accessed 30.10.2019).

2. Federal'nyy proekt «Eksport obrazovaniya» na period 2019-2024 goda [Federal project "Export of education" for the period 2019-2024]. Available at: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/others/borovsma.pdf (accessed 13.11 2019).

3. Slepova L. N. Zanyatiya fizicheskoy kul'turoy kak uslovie vospitaniya tolerantnosti u studentov [Physical culture Classes as a condition of tolerance education among students]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya - Successes of modern natural science, 2013, no. 10, pp. 216-217.

4. Mukhambetova Zh. Yu. Igra kak sredstvo vospitaniya mezhlichnostnogo obshcheniya [Game as a means of educating interpersonal communication].Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya - Successes of modern natural science, 2012, no. 5, pp. 56-57.

5. Simakov A. M., Tabakov A. V., Malashenkov R. V. Osobennosti formirovaniya tolerantnogo povedeniya u studentov, zanimayushchikhsya tkhekvondo [Features of the formation of tolerant behavior in students engaged in Taekwondo]. Uchenye zapiski - Scientific notes, 2014, no. 12(118), pp. 194-198.

6. Gershunsky B. S. Tolerantnost' v sisteme tselevykh prioritetov obrazovaniya [Tolerance in the system of target priorities of education]. Pedagogika - Pedagogy, 2002, no. 7, pp. 3-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.