- № 89. - С. 246-254.
4. Fryer, S. Reliability of oscillometric central blood pressure responses to lower limb resistance exercise / S. Fryer, T. Dickson, K.J. Stone // Atherosclerosis. - 2017. - No. 267. - С. 112-121.
5. Seifert, L. Affordance Realization in Climbing: Learning and Transfer / L. Seifert, D. Orth, B. Mantel // Frontiers of psychology. - 2018. - № 9. - С. 218-222.
6. Lutter, S. Diagnosis of A3 Pulley Injuries Using Ultrasound / S. Lutter, I. Shcoffl, J. Deeg // Sportverletzung Sportschaden. - 2018. - № 32. - C. 251-259.
7. Ionel, M. Exploring the cognitive and affective benefits of indoor and outdoor climbing / M. Ionel // Book of abstracts from 9th international Mountain and outdoor sports conference - Prague, 2018. -C. 23-24.
8. Sas-Nowosielski, K. The acute effects of post-activation potentiation on sportclimbing specific power exercises/ K. Sas-Nowosielski, K. Kandzia // Journal of Education, Health and Sport. - 2018. - № 8.
- C. 44-55.
9. Individual responses to cold water immersion on handgrip performance / J. Balas, J. Kodejska, J. Gajdosik, D. Giles // Book of abstracts from 9th international Mountain and outdoor sports conference. -Prague, 2018. - C. 31-35.
REFERENCES
1. International Rock Congress 2018 - (Chamonix, France 9th - 14th July), available at: https://ircra2018.sciencesconf.org/.
2. Giles, D., Draper N. and Shoefl, V. (2016), "Comparative grading scales, statistical analyses, climber descriptors and ability grouping: International Rock-Climbing Research Association position statement", Sport Technology, January, pp. 78-91.
3. Michailov M. (2018), "Reliability and Validity of Finger Strength and Endurance Measurements in Rock Climbing", Research quarterly for exercise and sport, No. 89, pp. 246-254.
4. Fryer, S., Dickson, T. and Stone, J. (2017), "Reliability of oscillometric central blood pressure responses to lower limb resistance exercise", Atherosclerosis, No. 267, pp. 112-121.
5. Seifert, L., Orth, D. and Mantelm B. (2018), "Affordance Realization in Climbing: Learning and Transfer", Frontiers of psychology, No. 9, pp. 218-222.
6. Lutter, S., Shcoffl, I. and Deeg, J. (2018), "Diagnosis of A3 Pulley Injuries Using Ultrasound", Sportverletzung Sportschaden, No. 32, pp. 251-259.
7. Ionel, M. (2018), "Exploring the cognitive and affective benefits of indoor and outdoor climbing", Book of abstracts from 9th international Mountain and outdoor sports conference, Prague, pp. 23-24.
8. Sas-Nowosielski, K. and Kandzia, K. (2018), "The acute effects of post-activation potentiation on sportclimbing specific power exercises", Journal of Education, Health and Sport, No. 8, pp. 44-55.
9. Balas, J., Kodejska, J., Gajdosik, J. and Giles, D. (2018), "Individual responses to cold water immersion on handgrip performance", Book of abstracts from 9th international Mountain and outdoor sports conference, Prague, pp. 31-35.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.04.2019
УДК 796.011
РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Вадим Юрьевич Крылатых, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Михайлович Шувалов, кандидат педагогических наук, Андрей Олегович Миронов, кандидат педагогических наук, Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте
РФ, Москва
Аннотация
В статье разрабатывается экспериментальная методика формирования толерантных межэтнических взаимоотношений в образовательной среде, реализуемая на основе программ физического воспитания. Раскрыто понимание сущности межэтнической толерантности. Выявлена
роль физической культуры, как компонента, формирующего толерантность внутренней образовательной среды вуза. Определены методические приемы, используемые в межэтническом воспитании на основе средств физической культуры. Сформулированы вопросы, касающиеся межэтнической толерантности. Разработаны критерии уровня воспитанности межэтнической толерантности. Представлены результаты анкетирования, отражающие позитивную динамику воспитания межэтнической толерантности в процессе занятий по физической культуре специальной направленности.
Ключевые слова: межэтническое воспитание студентов, толерантные отношения, физическая культура, оздоровительные программы, комплексный подход.
REALIZATION OF THE OBJECTIVES OF INTERETHNIC EDUCATION OF STUDENTS BY MEANS OF HEALTH-IMPROVING PHYSICAL CULTURE
Vadim Yuryevich Krylatykh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Mikhailovich Shuvalov, the candidate of pedagogical sciences, Andrew Olegovich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian
Federation, Moscow
Annotation
The article develops an experimental methodology for the formation of tolerant inter-ethnic relations in the educational environment, implemented on the basis of physical education programs. The understanding of the essence of interethnic tolerance is revealed. The role of physical culture as a component that forms the tolerance of the internal educational environment of the university is revealed. Defined methodological techniques used in inter-ethnic education on the basis of physical culture. The questions concerning inter-ethnic tolerance are formulated. The criteria for the level of education of inter-ethnic tolerance are developed. The results of the survey, reflecting the positive dynamics of education of inter-ethnic tolerance in the process of training in physical culture with a special focus are presents.
Keywords: inter-ethnic education of students, tolerant relations, physical culture, health programs, an integrated approach.
ВВЕДЕНИЕ
С расширением международных связей современной системы вузовского образования особо актуальной становится проблема гармонизации межкультурных и межэтнических отношений в студенческой среде [6]. Необходимость удовлетворения широкого разнообразия образовательных запросов с учетом этнической принадлежности студентов становится условием конкурентоспособности любого образовательного учреждения [3]. Среди целей воспитания толерантного поколения исследователи выделяют формирование активной гражданской позиции и нравственных потребностей личности в развитии, позиционирование индивидуума как гражданина, конкурентоспособного специалиста, источника саморазвития, выразителя общечеловеческих и этнических ценностей [5]. Воспитание межэтнической толерантности основывается на принципах преемственности, функционального взаимодействия, систематичности, конвергенции интересов, единства в вариативности взглядов, последовательности решений, поиска альтернативных решений [1].
Научные данные последних лет свидетельствуют о возрастании неприятия представителей иных национальных концессий и этнических групп. В большей мере это проявляется при необходимости практического взаимодействия в процессе профессиональной или учебной деятельности [4].
Среди общекультурных компетенций, которыми должны овладеть выпускники, выделяются способности осознавать ценность и многообразие культурных, этнических и религиозных направлений современного социума, средств и форм коммуникативного общения, открытость российской культуры для межэтнического взаимодействия [2].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
С целью изучения возможностей и специфики формирования толерантных отношений между студентами, представляющими различные этнические группы, было проведено исследование на основе реализации оздоровительной программы физической тренировки в вузе.
Объектом исследования являлся процесс межэтнического воспитания студентов на занятиях по физической культуре.
Предметом исследования явилась модель оздоровительной физической тренировки, формирующая толерантность коммуникативного общения студентов, представляющих различные этнические группы.
Содержание эксперимента составили организационно-воспитательные мероприятия по формированию толерантных межэтнических взаимоотношений в образовательной среде, реализуемые на основе программ физического воспитания. При реализации содержательной части экспериментальной работы использовался комплексный подход, направленный на совместное коммуникативное взаимодействие студентов различных этнических групп и курсов обучения. Взаимодействие участников эксперимента осуществлялось в процессе учебных занятий по физической культуре, спортивно-массовой работы, тематических спортивных праздников и событий, рекреационных мероприятий оздоровительной направленности.
К использованным средствам физической культуры относились спортивные и подвижные игры, аэробика, спортивные танцы, туризм, прикладное плавание.
Методическими приемами, используемыми в межэтническом воспитании средствами физической культуры, послужили:
- использование и популяризация национальных мелодий в музыкальном сопровождении подготовительной части занятия, упражнений на гибкость и координацию движений, спортивно-танцевальных композиций;
- разработка туристических маршрутов по объектам межкультурного национального достояния;
- совместное решение тактических задач на основе коммуникативного взаимодействия участников межнациональных спортивных команд;
- выполнение индивидуальных заданий в процессе командной игры, разыгрывание спортивных ролей в подвижных и спортивных играх.
В исследовании приняли участие 46 студентов 1-го и 2-го курсов обучения различных национальностей и регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Языками коммуникативного общения являлись русский, английский и французский языки. Продолжительность исследований составила 4 месяца.
Наряду с решением задач межэтнического воспитания студентов в процессе исследования комплексно решались оздоровительные задачи по улучшению психофизиологических функций, развитию физических качеств и двигательных способностей студентов. Решение оздоровительных задач достигалось посредством участия студентов в занятиях, проводимых по различным темам физической культуры, применением длительной аэробной нагрузки средней интенсивности, что соответствовало ЧСС 120-140 уд/мин, сочетанием средств физической культуры с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами
На протяжении эксперимента осуществлялся педагогический контроль и самоконтроль физического самочувствия занимающихся.
В качестве критериев уровня воспитанности межэтнической толерантности были выбраны: понимание сущности толерантного общения и взаимодействия, владение понятийным аппаратом данного явления; реализация усвоенных понятий в практике толерантного взаимодействия; адекватная оценка проявлений межэтнической нетерпимости и равнодушия.
Эффективность межэтнического воспитания студентов средствами оздоровительной физической культуры оценивалась по ответам испытуемых на разработанный перечень вопросов соответствующей тематики, заданных до и после окончания исследования. Временной промежуток между тестированиями составил один учебный семестр.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты анкетирования представлены в таблице 1. Таблица 1 - Динамика ответов испытуемых на вопросы, касающиеся межэтнической толе-
рантности
Содержание вопроса Ответы до эксперимента, % Ответы после эксперимента, %
да нет да нет
Является ли чувство национальной принадлежности в процессе обучения в университете самым значимым фактором? 74,7 15,8 28,5 61,4
Является ли ущемление прав лиц определенной национальности преобладающим фактором в формировании личностной этнической идентификации? 64,3 17,8 24,9 62,8
Испытываете ли вы трудности в общении с людьми иных национальных культур? 43,6 39,6 18,4 75,7
Считаете ли вы необходимым использовать в высших учебных заведениях на занятиях физической культурой современные подходы, направленные на развитие толерантных отношений? 26,9 54,8 63,9 15,8
Проявляете ли вы достаточную терпимость по отношению к студентам иной национальности? 39,6 46,4 56,3 28,9
Примечание: В том случае, если испытуемый воздерживался от ответа на вопрос, его решение не включалось в статистический анализ
Данные исследования свидетельствуют, что в результате реализации программы межэтнического воспитания средствами оздоровительной физической культуры уровень межэтнической толерантности студентов значительно повышается. Моделирование ситуаций, требующих проявления толерантности в общении, создавало условия для формирования поликультурного уровня занимающихся.
На вопрос о чувстве национальной принадлежности в процессе обучения перед началом эксперимента большинство студентов (74,7%) отметили, что чувство этнической принадлежности является самым значимым фактором при выстраивании взаимоотношений в студенческом коллективе. Реальные процессы коммуникативного общения в процессе решения совместных задач физкультурно-спортивной деятельности существенным образом изменили эту точку зрения. После реализации экспериментальной программы лишь 28,5% студентов отдали предпочтение национальной самоидентификации как наиболее значимому фактору, влияющему на межэтническое общение в учебном коллективе.
В ходе эксперимента изменилось отношение студентов к выбору факторов, формирующих этническую идентификацию. Перед экспериментом 64,3% респондентов выбрали фактор ущемления прав людей их национальности, 17,8% отдали предпочтение проведению народных праздников и чтению национальной литературы. В конце эксперимента значимость фактора ограничения прав значительно сократилась, в качестве ведущего фактора, формирующего этническую идентификацию, было выбрано воспитание национальной культуры на основе изучения национальной музыки и танцев.
На вопрос: «Испытываете ли вы трудности в общении с людьми иных национальных культур?» в начале эксперимента 43,6% студентов ответили, что иногда испытывают трудности в общении с представителями иной национальной культуры. По завершению эксперимента лишь 18,4% респондентов подтвердили свой первоначальный ответ. Изменение мнения студентов по данному вопросу произошло под влиянием практического коммуникативного общения, связанного с необходимостью совместной реализации практических действий студентами различных национальностей.
На вопрос, заданный в конце эксперимента о необходимости использовать в высших учебных заведениях на занятиях физической культурой современные подходы, направленные на развитие толерантных отношений, 63,9% студентов высказались в поддержку предложенных программ. Участие обучаемых в подобных физкультурно-коммуникативных практиках, по мнению опрошенных, стирают мировоззренческие барьеры, помогают лучше понять менталитет представителей иных этнических групп, сплачивают студентов различных национальностей в совместной тренировочной и соревновательной деятельности.
Количество студентов, проявляющих достаточную терпимость по отношению к студентам другой национальности после освоения физкультурно-оздоровительных программ, направленных на воспитание межэтнической толерантности, увеличилось до 56,3%. Остальные студенты ответили, что стараются проявлять максимум толерантности в отношениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подавляющее большинство участников эксперимента высказались за продолжение участия в подобных программах с участием широкого круга студентов различных национальностей. Таким образом, использование комплексных оздоровительных программ физической культуры с использованием методов межкультурного воспитания в высшем учебном заведении является эффективным средством формирования толерантных отношений между студентами различных этнических групп.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кочетков, Д.И. Возможности реализации дидактического проекта на основе совмещения педагогических операций / Д.И. Кочетков, О.Е. Понимасов, И.Б. Пилина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 169-172.
2. Конструктивность блочной организации учебно-тренировочных занятий со студентами / В.Ю. Крылатых, А.О. Миронов, А.Ф. Самоуков, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 170-174.
3. Формирование систематизирующих и когнитивных способностей студентов на занятиях по физическому воспитанию / А.О. Миронов, А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 239-243.
4. Рябчук, В.В. Физиологическая характеристика способов плавания под водой в гидроизолирующем комбинезоне и комплекте № 1 / В.В. Рябчук, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. - № 4 (60). - С. 82-84.
5. Компонентные составляющие временного бюджета студентов дневного отделения, занимающихся спортом / А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, В.Ю. Крылатых, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 314-318.
6. Многофункциональность модели занятий оздоровительной аэробикой в управленческом вузе / А.М. Шувалов, В.Ю. Крылатых, А.О. Миронов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 397-401.
REFERENCES
1. Kochetkov, D.I., Ponimasov, O.E. and Pilina, I.B. (2018), "Possibilities of implementation of the didactical project based on the combination of pedagogical operations", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 169-172.
2. Krylatykh, V.Yu., Mironov, A.O., Samoukov, A.F. and Ponimasov, O.E. (2019), "Constructively of a block organization of training lessons with students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 170-174.
3. Mironov, A.O., Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M. and Ponimasov, O.E. (2019), "Formation of systematizing and cognitive abilities of students in physical training activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 239-243.
4. Ryabchuk, V.V., Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2017), "Physiological characteristics of the swimming stroke under water in a waterproof coverall and kit No.1", Vestnik Rossiiskoi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 60, No. 4, pp. 82-84.
5. Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M., Krylatykh, V.Yu. and Ponimasov, O.E. (2019), "Component components of the temporary budget of the students of the day division engaged in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 314-318.
6. Shuvalov, A.M., Krylatykh, V.Yu., Mironov, A.O. and Ponimasov, O.E. (2019), "Multi-functionality of models of health-improving aerobics at a management higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 397-401.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.04.2019
УДК 797.21
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА СТАЙЕРСКИХ ДИСТАНЦИЯХ
Андрей Иванович Крылов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Александр Аркадьевич Бутов, кандидат психологических наук, Алекс Акватикс (Чикаго, США);
Ольга Александровна Иванова, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматривается, на примере пловцов-стайеров высокой квалификации, взаимосвязь тактических схем преодоления дистанции с различными сторонами функциональной подготовленности, а также способностью пловцов экстра-класса использовать различные варианты техники плавания соответственно с условиями ведения конкурентной борьбы на дистанции.
Ключевые слова: технико-тактические действия в плавании, пловцы высокой квалификации, техника плавания кролем.
TECHNICAL AND TACTICAL FEATURES OF THE COMPETITIVE ACTIVITY OF
WORLD-CLASS SWIMMERS AT THE STAYER DISTANCES Andrei Ivanovich Krylov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Alexander Arkadievich Boutov, the candidate of psychological sciences, Alex Aquatics, Chicago, IL, USA; Olga Ale-ksandrovna Ivanova, The Lesgaft National University of Physical Education, Sport and Health,
St. Petersburg
Annotation
The article examines, on the example of front crawl stroke technique of highly skilled long-distance swimmers, the interrelation of tactical schemes for overcoming distance with various sides of functional preparedness, as well as the ability of extra-class swimmers to use various options of swimming techniques in accordance with the conditions of conducting distance competition.
Keywords: technical and tactical actions in swimming, front crawl stroke technique of highly skilled swimmers.
ВВЕДЕНИЕ
Под спортивной тактикой, по определению В.Н. Платонова, следует понимать способы объединения и реализации двигательных действий, обеспечивающие эффективную соревновательную деятельность, приводимую к достижению высокого результата [1]. Следовательно, вариативность техники как способность пловца к коррекции двигательных действий при существенных колебаниях их временных, динамических и пространственных характеристиках является важной составляющей технической подготовленности