Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 6 http://journals.tsutmb.ru/humanities/
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumcmitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 6 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/
ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)
Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, ЕВ SCO, SciLIT, CrossRef
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА THEORY AND METHODS OF PHYSICAL TRAINING TEACHING
Научная статья
УДК 796.012:572
DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-6-1545-1551
Формирование толерантности у сельской молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья на основе олимпийских ценностей (на примере движения Специальной Олимпиады)
Тамара Павловна БЕГИДОВА*, Наталья Александровна БУДАНОВА
ФГБОУ ВО «Воронежская государственная академия спорта» 394036, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. К. Маркса, 59 *Адрес для переписки: [email protected]
Аннотация. Проанализированы трудности, которые возникают при формировании толерантных взаимоотношений среди молодежи села и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе муниципального образования села Ермоловка и Дома культуры Лискинского района Воронежской области. Цель исследования: формирование уважительных взаимоотношений между молодежью села, а именно к лицам с ограниченными возможностями здоровья и выявление результативных форм работы средствами физической культуры и спорта с применением олимпийских ценностей. Задачи исследования: 1) обеспечить информацией молодое поколение села об олимпийских ценностях, адаптивном спорте и движении Специальной Олимпиады; 2) определить высокоэффективные средства, формы и методы толерантного взаимоотношения молодых жителей села к лицам с ограниченными возможностями здоровья с применением олимпийских ценностей; 3) разработать и опытным путем обосновать методику применения различных организационно-методических способов и методов для повышения уровня знаний по олимпийскому образованию молодого поколения, их уважительного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья и вовлечения в сферу физической культуры и спорта. В проведенном исследовании выявлено, что в результате целенаправленного использования средств олимпийского образования повысился уровень толерантного взаимоотношения молодых жителей села с лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также наблюдался большой скачок интереса у сельского молодого поколения к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.
Ключевые слова: олимпийские ценности, толерантность, движение Специальной Олимпиады, адаптивный спорт, олимпийское образование
Для цитирования: Бегидова Т.П., Буданова H.A. Формирование толерантности у сельской молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья на основе олимпийских ценностей (на примере движения Специальной Олимпиады) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 6. С. 1545-1551. https://doi.org/10.20310/ 1810-0201-2022-27-6-1545-1551
1545
Бегидова Т.П., Буданова H.A. Tamara P. Begidova, Natalya A. Bitdanova
Original article
DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-6-1545-1551
Formation of tolerance among rural youth to persons
with disabilities based on Olympic values (on the example of the Special Olympics movement)
Tamara P. BEGIDOVA*, Natalya A. BUDANOVA
Voronezh State Academy of Sports 59 K. Marksa St., Voronezh 394036, Russian Federation * Corresponding author: [email protected]
'3'
Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная
© Бегидова Т.П.. Буданова Н.А.. 2022
Abstract. The difficulties that arise in the formation of tolerant relationships among the rural youth and people with disabilities on the basis of the municipality of the village of Ermolovka and the House of Culture of the Liskinsky district of the Voronezh region are analyzed. The purpose of the study: the formation of respectful relationships between the rural youth, namely to persons with disabilities and the identification of effective forms of work by means of physical culture and sports with the use of Olympic values. Research objectives: 1) provide information to the younger generation of the village about Olympic values, adaptive sports and the movement of the Special Olympics; 2) identify highly effective means, forms and methods of tolerant relationship of young rurals to people with disabilities using Olympic values; 3) to develop and experimentally substantiate the method of applying various organizational and methodical ways and methods to increase the level of knowledge on Olympic education of the younger generation their respectful attitude to persons with disabilities and involvement in the field of physical culture and sports. The study revealed that as a result of the purposeful use of Olympic education funds, the level of tolerant relationship between young rurals and people with disabilities has increased, and there lias also been a big jump in the interest of the rural young generation in physical education and a healthy lifestyle.
Keywords: Olympic values, tolerance. Special Olympics movement, adaptive sport, Olympic education
For citation: Begidova T.P., Budanova N.A. Formirovaniye tolerantnosti u sel'skoy molodezhi k litsam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya na osnove olimpiyskikh tsennostey (na pri-mere dvizheniya Spetsial'noy Olimpiady) [Formation of tolerance among rural youth to persons with disabilities based on Olympic values (on the example of the Special Olympics movement)].
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 6, pp. 1545-1551. https://doi.Org/10.20310/1810-0201-2022-27-6-1545-1551 (In Russian Abstr. in Engl.)
ВВЕДЕНИЕ
Олимпийское движение на данный момент является самым массовым и довольно распространенным проявлением социального утверждения молодежи в обществе [1-3]. Фундаментом олимпийского образования
молодого поколения становятся целенаправленные ориентиры принципов построения общественно-государственной системы олимпийского образования, которые, в свою очередь, охватывают воспитание и формирование не только олимпийских ценностей, но и общечеловеческих норм и взглядов, одним из
1546
них является гуманное отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [4; 5].
Олимпийская культура с ее довольно мощным гуманизирующим содержанием способна справиться и преодолеть уже ранее сформировавшуюся практику утилитарного отношения к физической культуре, наполнить процессы физического воспитания культурными и духовными ценностями на базе эталонов, выраженных в Олимпийской хартии [1; 4-7].
В современном мире занятия физической культурой и спортом приобретают существенную значимость, из-за чего появляется причина считать их одним из ведущих видов деятельности человека [3; 4; 8-10]. Ежегодно появляются новые формы занятий физическими упражнениями. К сожалению, интерес к занятиям физической культурой со стороны сельской молодежи остается довольно низким. Из современных форм проектная деятельность показала себя как наиболее привлекательная и эффективная среди молодого поколения [11; 12]. Реальный объем двигательной активности сельского населения, включая молодое поколение, не может полностью обеспечить их всестороннее и гармоничное физическое развитие, а также укрепление здоровья. Из-за чего увеличивается число людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, особенно среди детей школьного возраста.
Участие молодого населения в спортивно-массовых мероприятиях позволяет прочувствовать командную атмосферу, создавая условия укрепления уверенности в своих силах и здоровья, что немаловажно в настоящее время при увеличении продолжительности экономически активной жизни.
Гипотезой предполагалось, что внедрение разработанного проекта «Живи ярко, живи спортом!» по гуманистическому воспитанию молодого поколения села средствами физической культуры и спорта с использованием олимпийских ценностей будет способствовать формированию толерантного отношения сельского населения к людям с ограниченными возможностями здоровья и ведению здорового образа жизни.
Объект исследования - процесс формирования толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья у подрастающего поколения средствами физической культуры с применением олимпийских ценностей.
Предмет исследования - анализ проблем, направлений, методов и средств физической культуры по формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у молодежи.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленных задач использовались общепринятые методы (анализ и изучение научной литературы и интернет-ресурсов; анкетирование; беседы; педагогический эксперимент; методы математической статистики; анализ и синтез полученных результатов).
Методика исследования предполагала применение специально подобранных методов для анализа, обобщения и дальнейшего применения полученных результатов в практике приобщения молодого сельского населения к толерантным взаимоотношениям с лицами с ограниченными возможностями здоровья и к занятиям физической культурой и спортом.
В исследовании приняли участие 190 сельских жителей, школьников и молодежи Лискинского района Воронежской области. Исследование началось в сентябре 2021 г. На начальном этапе было определено направление работы, уточнялась проблема, анализировалась литература. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с февраля по август 2022 г., на втором этапе работы.
Для определения уровня толерантности и выявления динамики ее формирования у молодежи села Ермоловка Лискинского района попеременно проводилось анкетирование и различные диагностические задания с сельскими жителями в индивидуальной форме.
1547
Бегидова Т.П., Буданова Н.А. Tamara P. Begidova, Natalya A. Budanova
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Первым участникам среди молодежи села было предоставлено диагностическое задание «Изучение толерантности молодого поколения по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья» [5]. У 51,58% {п = 98) молодежи села сформировано полное представление о лицах с ОВЗ; у 36,32 % {п = 69) сформировано частичное представление о лицах с ОВЗ; у 12,10 % (п = 23) не сформировано представление о лицах с ОВЗ.
Далее было проведено анкетирование № 1 молодого поколения. В анкете содержалось 40 вопросов, к каждому из которых предлагалось 4 варианта ответа, включая лишь один из них верный.
Опрос молодого поколения Лискинского района Воронежской области показал, что из общего количества испытуемых (п = 190) небольшая часть (п = 75), что составляет 39,47 %, знает об Олимпийских играх, их истории и воронежских спортсменах-олимпийцах, о движении адаптивного спорта - Специальной Олимпиаде.
Среди опрошенных в большей степени правильно отвечали школьники села Ермо-ловка, этому способствовали ранее проведенные спортивно-массовые мероприятия совместно с ВГАС (бывший ВГИФК) [4-7; 13].
С целью выявления уровня знаний по вопросам сформированности представлений об Олимпийском движении и адаптивном спорте у молодых жителей села нами были разработаны диагностические задания (беседа «Что вы знаете о спортивных соревнованиях», метод незаконченных предложений «История зарождения Олимпийских игр», дидактическое задание «Символика, традиции», игра «Назови Воронежского олимпийца, расскажи об олимпийском виде спорта», «Что такое адаптивный спорт», «Назови программы Движения Специальной Олимпиады»),
По итогам выполнения диагностических заданий были получены следующие результаты: 14,21 % (п = 27) молодых жителей не смогли ответить на вопросы самостоятельно; у
47,37 %(п = 90) задания вызвали затруднения; 38,42 %{п = 73) показали хорошие знания.
Поскольку основной задачей исследования являлось формирование толерантных взаимоотношений между подрастающим поколением и лицами с ограниченными возможностями здоровья, данный уровень определялся с помощью диагностической методики П. Степановой - опросника эффективности воспитания толерантности у молодого поколения.
Анализ результатов продемонстрировал, что молодое поколение проявляет средний уровень толерантных взаимоотношений, в частности, к лицам с ОВЗ, имея ранее сформированные представления о них [5; 7; 13].
Нами был разработан проект «Живи ярко, живи спортом!» с проведением спортивно-массовых мероприятий на базе сельского образовательного учреждения и Дома культуры.
На протяжении трех месяцев проводились факультативные занятия с молодым поколением села по олимпийскому образованию, истории Олимпийских игр, истории адаптивного спорта, в рамках которых внимание заострялось на достижениях спортсменов с инвалидностью.
Были проведены дискуссии, лекции с использованием фото- и видеоматериалов, классные часы, занятия-игры, викторины, квесты, которые, в свою очередь, были сгруппированы по 3 разделам: адаптивная физическая культура; движение Специальной Олимпиады; Олимпийское образование.
Вторым этапом исследования было проведение в октябре 2022 г. на базе Ермолов-ского Дома культуры и Ермоловской СОШ спортивно-массового мероприятия «Живи ярко, живи спортом!». Идея проекта заключалась в формировании добровольных команд, которые принимали участие в мастер-классах, выполняли различные задания. Содержание мастер-классов было направлено на популяризацию здорового образа жизни, увлекательных форм занятий физической культурой и восстановление здоровья. Завершили спортивно-массовое мероприятие велозаездом.
1548
Отличные результаты диагностического задания «Изучение толерантности молодого поколения по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья» показали жители села [4; 5]. У 87,90 % (п = 167) молодого поколения села сформировано полное представление о лицах с ОВЗ; у 11,05 % {п = 21) сформировано частичное представление о лицах с ОВЗ; у 1,05 % (л = 2) не сформировано представление о лицах с ОВЗ.
Молодежь села Ермоловка обнаружила довольно высокие результаты контрольного анкетирования, что свидетельствует о том, что молодые люди достаточно хорошо знают спортсменов с ОВЗ и воспринимают их полноценными членами общества.
Качественный анализ данных выявил эффективность предложенных методик: на начало исследования большая часть молодых людей села имела отрицательный итог теста -60,53 %, на момент его окончания возросло число молодежи с высоким уровнем знаний -до 88,95 %.
По результатам выполнения диагностических заданий были получены следующие показатели: 3,68 % (п = 7) молодых жителей не смогли ответить на вопросы самостоятельно; у 12,10 % (п = 23) задания вызвали затруднения; 84,22 % {п = 160) показали хорошие знания.
Результаты опроса по формированию уважительных взаимоотношений школьников и молодого поколения к лицам с отклонениями в состоянии здоровья подтвердили эффективность предложенной методики.
Применение нестандартных форм, методов и средств в виде проектной деятельности
заинтересовало молодых жителей села и способствовало формированию уважительных взаимоотношений между молодежью и лицами с ОВЗ и приобщению их к занятиям физической культурой, следовательно, к основам здорового образа жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подтверждена необходимость особого внимания формированию здорового образа жизни молодого поколения села с привлечением их к занятиям физической культурой и спортом; формированию толерантности к людям с инвалидностью с помощью пропаганды олимпийских ценностей, что содействует гуманизации современного общества. Вследствие проведения спортивно-массового мероприятия «Живи ярко, живи спортом!» молодое поколение села Ермоловка получило багаж новых знаний, который повлиял на формирование толерантных взаимоотношений с лицами с особыми образовательными потребностями.
При организации проекта, а в дальнейшем и его реализации молодежь села Ермоловка ознакомилась с олимпийскими ценностями, адаптивными видами спорта и движением Специальной Олимпиады.
Использованные на базе учебного заведения средства, методы и формы взаимодействия с молодым поколением способствовали нравственному воспитанию молодежи.
Внедрение проекта в практику работы с молодежью повысило уровень терпимости к людям с инвалидностью, что значимо в период активного развития инклюзивного образования.
Список источников
1. Бабина B.C. Проблема здоровья студенческой молодежи//Молодой ученый. 2015. № 11 (91). С. 572-575. https ://elibrary. ru/twrlcn
2. Дутов С.Ю. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у старшеклассников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Вып. 11 (115). С. 218-221. https ://elibrary. ru/piktpr
3. Моргунов Ю.А., Федоров A.B., Петров CA. Влияние на физическое и психическое здоровье человека регулярных занятий оздоровительными формами физической культуры. М.: [б. и.], 2009. 32 с.
4. Буданова H.A., Бегидова Т.П. Олимпийские ценности в воспитании у подростков толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья (на примере движения Специальной
1549
Бегидова Т.П., Буданова Н.А. Tamara P. Begidova, Natalya A. Budanova
Олимпиады) // Перспективы развития студенческого спорта и Олимпизма: сб. ст. Всерос. с междунар. уч. иауч.-практ. конф. Студентов / под ред. О.Н. Савинковой, А.В. Ежовой. Воронеж: Изд.-полиграф, центр «Научная книга», 2018. С. 102-106. https://elibrary.ru/xqaaw
5. Бегидова Т.П., Буданова Н.А., Фролова С.В., Швачун О.А. Воспитание гуманизма у подростков средствами адаптивного спорта // Адаптивная физическая культура. 2018. № 2 (74). С. 24-26. https ://elibrary. ru/xscqkd
6. Буданова Н.А., Бегидова Т.П. Формирование у сельского населения интереса к физической культуре средствами олимпийского образования // Перспективы развития студенческого спорта и Олимпизма: сб. ст. Всерос. с междунар. уч. науч.-практ. конф. студентов. Воронеж: Изд.-полиграф. центр «Научная книга», 2019. С. 28-31. https://elibrary.ru/hcwclia
7. Варфоломеева З.С., Портнов Д. О. Олимпийское образование как фактор социализации школьников // В мире научных открытий. 2010. № 2-1 (8). С. 157-160. https://elibrary.ru/leynsj
8. Гамидова С.К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск: Смоленск, гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма, 2012. 19 с.
9. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.П. Психология физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2012. 288 с.
10. Пауменко Ю.В. Проектирование массовых спортивно-оздоровительных мероприятий в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Физическая культура в школе. 2016. № 2. С. 51-55. https://elibrary.ru/vpndzr
11. Панова Е.О., Назаренко Л.Д. Моделирование процесса приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2007' № 10. С. 77-78.
12. Петров П.Ю., Круглик II.IL, Шарманова ЕД. Проблема реализации олимпийского образования в высших учебных заведениях// Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2022. № 1 (39). С. 193-203.
13. Буданова НА., Бегидова Т.П. Формирование толерантного отношения школьников к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования: сб. материалов 3 Всерос. с междунар. уч. науч.-практ. конф. Т. 2 / под общ. ред. Н.В. Финогеновой, С.А. Дробышевой, Е.Г. Борисенко, В.В. Горбачевой. Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2021. С. 49-53. https://elibrary.ru/foccwj
References
1. Babina V.S. Problema zdorov'ya studencheskoy molodezlii [The problem of student youth health], Molodov uchenvy [Young Scientist], 2015, no. 11 (91), pp. 572-575. https://elibrary.ru/twrlcn. (In Russian).
2. Dutov S.Y. Fonnirovaniye motivatsii k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy u starsheklassnikov [Motivation building to physical training studies of senior students]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumani-tarnye nauki- Tambov University Review. Series: Humanities, 2012, issue 11 (115), pp. 218-221. https://eli-brary.ru/piktpr. (In Russian).
3. Morgunov Y.A., Fedorov A.V., Petrov S.A. Vliyanive nafizicheskove ipsikhicheskove zdorov've cheloveka regulyarnykh zanyatiy ozdorovitel 'nvmi form ami fizicheskoy kul 'turv [The Impact on the Physical and Mental Health of a Person of Regular Classes in Health-Improving Forms of Physical Culture]. Moscow, [S. N.], 2009, 32 p. (In Russian).
4. Budanova N. A., Begidova T.P. Olimpiyskiye tsennosti v vospitanii u podrostkov tolerantnogo otnosheniya k litsam s ogranichennymi vozmozlinostyami zdorov'ya (na primere dvizheniya Spetsial'noy Olimpiady) [Olympic values in educating teenagers to have a tolerant attitude to people with disabilities (on the example of the Special Olympics movement)]. Sbornik statey Vserossivskov s mezhdunarodnvm uchastiyem nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov «Perspektivv raz\'itiya studencheskogo sporta i Olimpizma» [Collection of Articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference of Students with International Participation "Prospects for the Development of Student Sports and Olympism"]. Voronezh, Publishing and Printing Center "Nauclinaya kniga" Ltd, 2018, pp. 102-106. https://elibrary.ru/xqaaw. (In Russian).
5. Begidova T.P., Budanova N.A., Frolova S.V., Shvachun O.A. Vospitaniye gumanizma u podrostkov sredstvami adaptivnogo sporta [Humanism education in teenagers by means of adaptive sports]. Adaptivnaya fizicheskava kul'tura [Adaptive Physical Education], 2018, no. 2 (74), pp. 24-26. https://elibrary.ru/xscqkd. (In Russian).
1550
6. Budanova N.A., Begidova T.P. Formirovaniye u sel'skogo naseleniya interesa k fizicheskoy kul'ture sredstvami olimpiyskogo obrazovaniya [Formation of interest in physical culture among the rural population by means of Olympic education]. Sbornik statey Vserossivskov s mezhdunarodnym uchastiyem nauchno-prak-ticheskov konferentsii studentov «Perspektivv raz\'itiya studencheskogo sporta i Olimpizma» [Collection of Articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference of Students with International Participation "Prospects for the Development of Student Sports and Olympism"]. Voronezh Publishing and Printing Center "Nauchnaya kniga" Ltd, 2019, pp. 28-31. https://elibrary.ru/hcwclia. (In Russian).
7. Varfolomeyeva Z.S., Portnov D.O. Olimpiyskoye obrazovaniye kak faktor sotsializatsii slikoFnikov [Olympic education in the practice of physical education of schoolchildren], V mire nauchnvkh otkrvtiv - In the World of Scientific Discoveries. 2010, no. 2-1 (8), pp. 157-160. https://elibrary.ru/leynsj. (In Russian).
8. Gamidova S.K. Soderzhaniye i napravlennost' fizkul 'turno-ozdorovitel 'nvkh zanyatiy: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk [The Content and Orientation of Physical Culture and Wellness Classes. Cand. ped. sci. diss, abstr.]. Smolensk, Smolensk State University of Sport Publ., 2012, 19 p. (In Russian).
9. Gogunov E.N., Martyanov B.I. Psikhologiva fizicheskogo vospitaniva i sporta [Psychology of Physical Education and Sports]. Moscow, Akademia Publ., 2012, 288 p. (InRussian).
10. Naumenko Y.V. Proyektirovaniye massovykh sportivno-ozdorovitel'nykh meropriyatiy v sootvetstvii s tre-bovaniyami Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Designing of mass sports and wellness events in accordance with the requirements of federal state educational standard of primary general education], Fizicheskava kit I 'tura v shkole - Physical Education at School 2016, no. 2, pp. 51-55. https://elibrary.ru/vpndzr. (In Russian).
11. Panova E.O., Nazarenko L.D. Modelirovaniye protsessa priobshcheniya studentov k tsennostyam fizicheskoy kul'tury i sporta v protsesse fizicheskogo vospitaniya [Modeling of the process of introducing students to the values of physical culture and sports in the process of physical education]. Teoriva i praktika fizicheskoy kul 'tury -Teoriya I Pracktika Fizicheskoy Kultury, 2007, no. 10, pp. 77-78. https://elibrary.ru/mzipib. (In Russian).
12. Petrov N.Y., Kruglik 1.1., Sharmanova E.D. Problema realizatsii olimpiyskogo obrazovaniya v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh [The problem of Olympic education in higher education institutions]. Fizicheskove vospitanive i sportivnava trenirovka - Physical education and sports training, 2022, no. 1 (39), pp. 193-203. (In Russian).
13. Budanova N.A., Begidova T.P. Formirovaniye tolerantnogo otnosheniya slikoFnikov k litsam s ogranichen-nymi vozmozlinostyami zdorov'ya [Tolerant attitude development of pupils to people with disabilities]. Sbornik materialov 3 Vserossivskov s mezhdunarodnym uchastiyem nauchno-prakticheskov konferentsii. «Ak-tual 'nyve voprosv fizicheskogo i adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya v si stem e obrazovaniya» [Proceedings of the 3rd All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation "Topical Issues of Physical and Adaptive Physical Education in the Education System". Vol. 2]. Volgograd State Physical Education Academy Publ., 2021, pp. 49-53. https://elibrary.ru/foccwj. (InRussian).
Информация об авторах
Бегидова Тамара Павловна, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры, Воронежская государственная академия спорта, г. Воронеж, Российская Федерация, (ЖСГО: 0000-0003-4616-5380, begidova(й)yandex.ru
Буданова Наталья Александровна, научный сотрудник кафедры теории и методики адаптивной физической культуры, Воронежская государственная академия спорта, г. Воронеж, Российская Федерация, (ЖСГО: 0000-0002-3282-9054, natalyal04gymíS>yandex.ru
Статья поступила в редакцию 08.11.2022
Одобрена после рецензирования 29.11.2022
Принята к публикации 07.12.2022
Information about the authors
Tamara P. Begidova, Candidate of Pedagogy, Professor, Head of Fheory and Methods of Adaptive Physical Culture Department, Voronezh State Academy of Sports, Voronezh, Russian Federation, ORCID: 0000-0003-4616-5380, begidova(S)yandex.ru
Natalya A. Budanova, Research Scholar of Fheory and Methods of Adaptive Physical Culture Department, Voronezh State Academy of Sports, Voronezh, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-3282-9054, natalyal04gym(S>yan-dex.ru
Fhe article was submitted 08.11.2022 Approved after reviewing 29.11.2022 Accepted for publication 07.12.2022
1551