ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
TOLERANCE EDUKATION AMONG STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Хохлов Михаил Андреевич
студент
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Khokhlov Mikhail Andreevich
student
Orel State University named after I.S. Turgenev
Orel, Russia
Савкина Наталья Валентиновна
старший преподаватель кафедра физвоспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Savkina Natalya Valentinovna senior lecturer department physical education Orel State University named after I.S., Turgenev
Oœl, Russia
Тихомирова Татьяна Анатольевна
старший преподаватель кафедра физвоспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Tikhomirova Tatyana Anatolievna senior lecturer department physical education. Orel State University named after I. S. Turgenev
Oœl, Russia
Аннотация. Проблема толерантного отношения среди студентов высших учебных заведений занимает значимое место в настоящее время. В данной статье говорится об определении данного термина, его актуальности в современном обществе, физической культуре и спорте как одной из основ этнического единства, их структуре и важности для воспитания гуманного отношения у молодого поколения.
Abstract. The problem of tolerance among students of higher educational institutions occupies a significant place at the present time. This article discusses the definition of this term, its relevance in modern society, physical culture and sports as one of the foundations of ethnic unity, their structure and importance for the education of a humane attitude among the younger generation.
Ключевые слова: толерантность, студенческая молодежь, спорт, физкультурное воспитание.
Keywords: tolerance, student youth, sport, physical education.
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) — это моральное качество личности или состояние общественных нравов, характеризующееся сдержанностью, неагрессивным способом восприятия, стремлением учитывать интересы людей, отличных от твоей национальности и народности.
Одной из основ этнического единства настоящего времени, наряду с музыкой, изобразительным искусством, архитектурой, живописью, кинематографией, стали выступать физическая культура (ФК) и спорт. Многие известные деятели искусства полагают, что физическое воспитание взяло на себя часть огромной ответственности за обучение человека гуманизму, нравственносте, доброте, честности и товариществу. ФК и спорт помогают стирать расовые условности. В истории известно немало примеров, когда достижения отдельных спортсменов способствовали признанию их этнических групп со стороны других народов.
Любая спортивная или подвижная игра должна быть организована таким образом, чтобы в ходе нее каждый студент мог понять значимость совместных усилий игроков, где каждый уникален и незаменим, и потому все нуждаются друг в друге, содержать в своей основе не только физкультурно-оздоровительные, но и личностно-развивающие задачи. Практика и научные исследования свидетельствуют о том, что подвижные игры создают благоприятные условия для формирования важных нравственных качеств: умение проникаться общими интересами, радоваться успехам товарищей, проявлять желание оказать помощь [1].
В студенческой среде развивать толерантность необходимо совместной работой студентов, как соревновательной, так и коллективной (групповой). Спорт как составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания основан на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека. Участие в общественной и спортивно - массовой жизни университета объединяет студентов, юноши и девушки постоянно находятся «плечом к плечу», вместе учатся, сдают сессию, готовятся и выступают за одну команду в спортивных мероприятиях [2].
В структуру занятий физической культуры в Вузе входят: строевые упражнения, ОРУ, подвижные игры, эстафеты и спортивные игры, массовые внутри вузовские соревнования и подготовка к ним.
Строевые упражнения - неотъемлемая часть каждого занятия. С их помощью достигается собранность внимания студентов на предмете занятий, удобное размещение и расположение занимающихся, передвижение по спортивному залу. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий [3]. Занимающиеся находятся на достаточно близком расстоя-
нии друг от друга, нарушая рамки понятия «личное пространство», воспитывая в себе такое качество как терпение.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) — упражнения, развивающие двигательный аппарат человека, его мышечный корсет и гибкость тела, способствующие укреплению и оздоровлению организма. Суть упражнений заключается в целенаправленном совершении двигательных действий, с задействованием различных частей тела (туловища, рук, ног и т.п). Существует множество комплексов упражнений, различающихся по сложности исполнения, по количеству необходимых повторений, а также по задействованию определенных групп мышц и суставов, что позволяет использовать данные упражнения и людям с различными заболеваниями и нарушениями функционирования организма. Как правило, сложность выполнения данных упражнений может подбираться индивидуально. Для людей с низким уровнем физической подготовки используются относительно несложные комплексы упражнений, которые могут постепенно по мере их освоения усложняться [4]. В процессе занятий физической культурой применяются различные виды ОРУ: упражненияна месте и в движении, без и с различными предметами, одиночные и упражнения в парах, тройках. Использование групповых занятий ОРУ помогает с должным пониманием относится к людям с проблемным здоровьем или низким уровнем подготовки. Независимо от качества выполнения того или иного упражнения все мы похожи и все мы, заботясь о своем здоровье, способны применять физические упражнения.
Подвижные игры наиболее доступный и эффективный метод наряду с развитием физических воспитывать моральные качества личности. Используя подвижные игры на физкультурных занятиях, можно решить развивающие, оздоровительные задачи, а также воспитательные, направленные на формирование толерантных взаимоотношений в студенческом коллективе. Подвижные игры учат принимать решения быстро, сопереживая при проигрыше и гордясь победой, воспитывают чувство ответственности перед командой, а также доверие к ее членам. Данный вид физической активности может быть сопряжен с элементами стратегии, как например, в игре «Флаги» или квеста, как в игре «Сафари» и т.п. В большинстве игр преоритетной является командная сплоченность [5]. Подвижные игры отличный пример взаимодействия студентов, с различным уровнем физической подготовки, различных религиозных, этнических взглядов и других различий, между собой, что дает отличный фундамент для построения гуманных межличностных отношений.
По самой своей природе игры и эстафеты ненавязчиво побуждают их участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согла-сованных действиях с товарищами по команде, развивают мужество, решительность, внимание, оперативное мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки и множество других социально важных и полезных качеств. Среди наиболее популярных спортивных эстафет можно отметить такие как: «мяч в кольцо»; «бег с тремя мячами»; «носильщики»; «гонка мячей»; «три прыжка» и другие [6]. Из-за выделения достаточного количества адреналина и появления
такого чувства как азарт, участники вовлекаются в процесс, объединяясь для общей цели, что в дальнейшем проявиться у них как толерантное отношение друг к другу.
Спортивные соревнования - составная часть процесса физического воспитания студенческой молодежи. Они способствуют повышению качества учебной работы, интереса к учебе, росту спортивного мастерства, развитию морально-волевых, психологических, физических качеств и прикладных навыков. Обстановка, в которой проходят соревнования и их судейство, наличие зрителей и судей, определенная цель требуют от участников высокой дисциплины, настойчивости, выдержки, воли к победе, проявления коллективизма и других ценных качеств [7]. Спортивные соревнования и упражнения объединяет цель в обеспечении обучающихся необходимыми толерантными чертами, используя при этом такие идеи как коллективный дух и единая цель.
Применение средств и методов физической культуры и спорта способствует воспитанию толерантного отношения студентов в высших учебных заведениях. В процессе занятий им приходится проявлять терпимость к отличному от своего поведению, мнению, общаясь сотрудничать со своими сверстниками другой национальности, народности, религии и социальной среды. Все это позволяет слышать, понимать учитывать мнение другого человека.
Литература
1. Занятия физической культурой как условие воспитания толерантности у студентов [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33104 (дата обращения: 14.04.2020)
2. Воспитание толерантности у студенческой молодежи [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/39/4680/ (дата обращения: 12.04.2020)
3. Строевые упражнения - Физическая культура [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/39/4680/ (дата обращения: 21.03.2020)
4. Общеразвивающие упражнения и их роль в физической культуре [Электронный ресурс]. URL: https://novainfo.ru/article/11859 (дата обращения: 19.04.2020)
5. Подвижные игры для студентов [Электронный ресурс]. URL: https://veselajashkola.ru/igry-onlajn/podvizhnye-igry-dlya-studentov/ (дата обращения: 14.04.2020)
6. Материал по физкультуре по теме: Спортивные эстафеты [Электронный ресурс]. // Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2014/01/08/sportivnye-estafety (дата обращения: 19.04.2020)
7. Организация и проведение спортивных мероприятий в вузе [Электронный ресурс]. URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00607049_0.html (дата обращения: 12.04.2020)
References
1. Zanyatiya fizicheskoy kul'turoy kak uslovie vospitaniya tolerantnosti u studentov [Physical education as a condition for promoting tolerance among students]. Uspekhi
ABTOHOMMA ^MHHOCTM. 2020. № 2(22)
sovremennogo estestvoznaniya - Advances in modern natural sciences. Available at: https://natural-sciences.ru/en/article/view?id=33104 (accessed: 04/14/2020).
2. Vospitanie tolerantnosti u studencheskoy molodezhi [The education of tolerance in student youth]. Available at: https://moluch.ru/archive/39/4680/ (accessed 04/12/2020).
3. Stroevye uprazhneniya - Fizicheskaya kul'tura [Drill exercises - Physical training]. Available at: https://moluch.ru/archive/39/4680/ (accessed 03/21/2020).
4. Obshcherazvivayushchie uprazhneniya i ikh rol' v fizicheskoy kul'ture [General developmental exercises and their role in physical education]. Available at: https://novainfo.ru/article/11859 (accessed 04/19/2020).
5. Podvizhnye igry dlya studentov [Outdoor games for students]. Available at: https://veselajashkola.ru/igry-onlajn/podvizhnye-igry-dlya-studentov/ (accessed 04/14/2020).
6. Material po fizkul'ture po teme: Sportivnye estafety [Material on physical education on the topic: Sports relays]. Sotsial'naya set' rabotnikov obrazovaniya - Social network of education workers. Available at: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2014/01/08/ sportivnye-estafety (accessed 04/19/2020).
7. Organizatsiya i provedenie sportivnykh meropriyatiy v vuze [Organization and holding of sporting events at the university]. Available at: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/ 00607049_0.html (accessed 12.04.2020).