Научная статья на тему 'СПОРТ КАК ЭЛЕМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В АРСЕНАЛЕ СРЕДСТВ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

СПОРТ КАК ЭЛЕМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В АРСЕНАЛЕ СРЕДСТВ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
173
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / "МЯГКАЯ СИЛА" / "ЖЕСТКАЯ СИЛА" / СПОРТИВНАЯ ПОЛИТИКА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ИМИДЖ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Леонтьев Е. Д.

В статье рассматривается феномен спорта как инструмент «мягкой силы», раскрываются сущностные характеристики этого явление и его составные элементы, а также задачи, решаемые с опорой на спорт и спортивные достижения в политических целях государствами на международной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORT AS AN ELEMENT OF “SOFT POWER” IN THE ARSENAL OF MEANS OF FOREIGN POLICY ACTIVITY OF THE STATE

The article is devoted to the study of the phenomenon of sports as a tool of “soft power”, the essential characteristics of this phenomenon and its constituent elements are revealed, as well as the tasks that are solved with the support of sports and sports achievements for political purposes by states in the international arena.

Текст научной работы на тему «СПОРТ КАК ЭЛЕМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В АРСЕНАЛЕ СРЕДСТВ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

Научная статья УДК 327

DOI 10.52070/2500-347X_2022_1_846_40

Спорт как элемент «мягкой силы» в арсенале средств внешнеполитической деятельности государства

Е. Д. Леонтьев

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия edi24@maii.ru

Аннотация.

Ключевые слова:

В статье рассматривается феномен спорта как инструмент «мягкой силы», раскрываются сущностные характеристики этого явление и его составные элементы, а также задачи, решаемые с опорой на спорт и спортивные достижения в политических целях государствами на международной арене.

спорт, Олимпийские игры, спортивные достижения, «мягкая сила», «жесткая сила», спортивная политика, внешняя политика, имидж государства

Для цитирования: Леонтьев Е. Д. Спорт как элемент «мягкой силы» в арсенале средств внешнеполитической деятельности государства // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. Вып. 1(846). С. 40-44. DOI 10.52070/2500-347Х_2022_1_846_40

Original article

Sport as an Element of "Soft Power" in the Arsenal of Means of Foreign Policy Activity of the State

E. D. Leontyev

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia

edi24@maii.ru

Abstract. The article is devoted to the study of the phenomenon of sports as a tool of "soft power", the

essential characteristics of this phenomenon and its constituent elements are revealed, as well as the tasks that are solved with the support of sports and sports achievements for political purposes by states in the international arena.

Keywords: sports, Olympic Games, sports achievements, "soft power", "hard power", sports policy, foreign policy,

the image of the state

For citation: Leontyev, E. D. (2022). Sport as an element of "soft power"in the arsenal of means of foreign policy

activity of the state. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences, 1(846), 40-44. 10.52070/2500-347X_2022_1_846_40

Политические науки

ВВЕДЕНИЕ

«Мягкая сила» в настоящее время всё в большей степени входит в арсенал стратегических средств всех государств на мировой арене, становится всё более действенным оружием в решении как своих внутриполитических вопросов, так и достижения геополитических целей на международной арене. Ощутимое влияние на политику государства в целом и особенно на его внешнеполитическую деятельность в качестве «мягкой силы» оказывает спорт. Спорт выступает в качестве инструмента формирование имиджа и повышения репутации государства на мировой арене, а также при продвижении различных национальных брендов; победа спортсменов в ходе крупных международных соревнований служит существенному повышению авторитета государства. Однако в xxI веке спорт всё чаще стал использоваться государствами в качестве одного из инструментов информационного противоборства в интересах решения своих внешнеполитических задач.

спорт КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

теоретическое обоснование роли и значения спорта в качестве эффективного инструмента создания позитивного имиджа государства на международной арене и с его помощью осуществление воздействия на другие страны впервые было сформулировано в 1990 году профессором Гарвардского университета Джозефом Наем в работе «Призвание к лидерству: меняющаяся природа американской власти». По мнению Дж. Ная, «сила государства во внешней политике заключается в возможности добиваться от других желаемых результатов, однако далеко не всегда эта сила должна отождествляться с военной мощью»1 [Nye 1990, с. 167].

термин «мягкая сила» вошел в употребление с середины 2012 года, а в феврале 2013 года понятие «мягкая сила» было включено в Концепцию внешней политики Российской Федерации2. таким образом, с этого момента термин «мягкая сила» стал официально употребляться в политическом лексиконе РФ с учетом сущностных характеристик данного понятия и четко очерченных сфер употребления [Борисов, 2020].

В настоящее время в качестве «мягкой силы» рассматривают инструменты достижения государством своих целей во внешней политике путем

1Зд. и далее перевод наш. - Е. Л.

2Концепция внешней политики Российской Федерации от 16.02.2013 г. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/ files/41d447a0ce9f5a96bdc3.pdf

привлечения на свою сторону других участников внешнеполитического процесса. К таким инструментам, к которым стали всё чаще прибегать в 2000-х годах, стала относиться спортивная политика. Особенно ожесточенным предстает соперничество государств в области спортивной политики при решении вопросов, связанных с проведением чемпионатов мира и Европы по футболу, не говоря уже об Олимпийских играх. Всё это приводит к тому, что подготовка и проведение спортивных мероприятий такого уровня из спортивного праздника, которого с нетерпением ждут миллионы людей из самых различных стран, превращается в соперничество в политической сфере со всевозможными обвинениями друг друга, объявлениями санкций и в конечном итоге часто приводит к их бойкоту отдельными государствами. В последние десятилетия проведение международных соревнований подобного уровня превращается из спортивного праздника, в ходе которого спортсмены различных стран имеют возможность помериться силой и ловкостью, в попытку демонстрации превосходства государственного строя, экономических и политических достижений государства или группы стран. Это дает полное основание для утверждения, что спорт в целом и спортивная политика, в частности, превращаются руководством многих стран в один из самых эффективных инструментов «мягкой силы» в решении многих своих политических вопросов и проблем. Сказанное относится как к Российской Федерации, так и к другим крупным зарубежным государствам [Касюк, Леонтьев, 2019].

В повседневной практике спорт как элемент «мягкой силы» используется руководством многих стран, как правило, для решения политических задач, к которым в первую очередь относятся:

- оказание определенного давления на решение Международного олимпийского комитета в выборе страны для проведения тех или иных спортивных соревнований международного уровня;

- представление достижений спортсменов в той или иной спортивной области в качестве результатов, полученных благодаря преимуществам существующего в конкретной стране экономического и политического строя, что несомненно экстраполируется на деятельность ее руководства во всех сферах жизни;

- демонстрации единства и сплоченности всех слоев населения страны и его готовности к решению намеченных правительством планов;

- наращивание пропагандистского потенциала в рамках глобального информационного противоборства за счет привлечения к проводимым информационным кампаниям спортсменов,

добившихся выдающихся результатов в своей спортивной карьере;

- получение представителями правительств и политической элитой личных выгод, повышения их престижа и имиджа.

В этой связи уместно привести пример действия представителей политической элиты РФ, члены которой неоднократно заявляли и на практике демонстрировали свою приверженность определенным видам спорта, которым отдает предпочтение Президент В. В. Путин - дзюдо, хоккей. Эти виды спорта находят не только вербальную поддержку в ходе различных выступлений и интервью, но и часто являются объектами приоритетного финансирования, предоставления всевозможных льгот и преференций [Касюк, Леонтьев, 2019].

Как одни из ресурсов «мягкой силы» спорт превращается в эффективный инструмент ее применения государством в его борьбе за авторитет и лидерство на международной арене. Элементами данного инструмента являются: организация и проведение государством крупных международных спортивных соревнований, существенные результаты, показанные спортсменами на этих соревнованиях (установленные рекорды, завоеванные медали). В последние годы к этому добавилась практика участия спортсменов с мировым именем в различных мероприятиях, организуемым посольствами за рубежом. Этим особенно стал пользоваться государственный департамент Соединенных Штатов Америки, который явился инициатором разработки специальной программы «Посланники спорта» [КоЫегес^, 2013]. Таким образом, «спортсмен международного класса становится фактором международной политики и национального престижа» [Гостев, 2001, с. 150].

Достижения страны в области спорта в значительной мере способствуют формированию и повышению ее имиджа на международной арене и таким образом превращаются в эффективный инструмент международного соперничества. Так, еще 35-й президент США Дж. Кеннеди в 1960-е годы с полной убежденностью заявлял, что «для престижа нации по-настоящему важны две вещи: полеты в космос и золотые олимпийские медали» (Крамник И. Война пяти колец // РИА Новости, 03.07.2008). К этому заявлению в 1980 году присоединился президент США Д. Картер утверждая, что «спорт - отличное средство воздействия на умы, которое при умелом использовании позволит достичь продуктивных решений во внутренней и внешней политике государства» [Гескин, 1980, с. 7].

Особенно наглядно роль спорта в повышении международного имиджа страны просматривается при оценке спортивных достижений различных государств, представленной в рейтинге бренд-стран. Ознакомление уже с первыми страницами рейтинга дает представление о роли участия в Олимпийских играх для занятия соответствующей позиции. О. Ф. Русакова, один из российских авторов теории «мягкой силы», среди других критериев номенклатуры индексов «мягкой силы» специально выделяет «о1утр^»: «...проведение Олимпийских игр, которые выступают в роли уникальной возможности для страны-организатора завоевать признательность и восхищение успехами в области спорта со стороны других стран» [Русакова, 2014, с. 72].

Особенно успешно в качестве инструмента манипулирования общественным мнением, лоббирования региональных интересов спорт стал использоваться во второй половине прошлого века. В XXI веке спорт превращается в одно из эффективнейших средств внешнеполитической борьбы - стратегический инструмент «мягкой власти» во внешнеполитической деятельности государств.

Спорт, выступая инструментом «мягкой силы», может быть использован для:

- повышения престижа и имиджа государства;

- использования политики, направленной на привлечение внимания к стране, завоевание доверия у граждан других государств;

- создания платформы для диалога;

- попыток оказать определенное давление на руководство различных стран и их спортивные организации в интересах решения конкретных политических задач.

Наглядным примером попытки оказать подобное давление на целый ряд стран, используя в качестве инструмента спорт, является стремление Соединенных Штатов организовать дипломатический бойкот зимних Олимпийских игр 2022 года в Китае (Коваленко М. Возможный дипломатический бойкот властями США пекинской Олимпиады разозлил власти КНР // Коммерсант, 07.12.2021). США мотивировали свое решение якобы имеющими место нарушениями прав человека со стороны китайского руководства, выражающимися в дискриминации уйгуров в Синьдзяне. На самом деле причина кроется в том, что Китай оттесняет США, позиционирует себя как крупнейшая спортивная держава, претендующая на первое место в мире не только в спорте, но и в своем стремлении в ближайшие годы обойти США в области экономики.

С точки зрения использования спорта как средства оказания политического давления на Россию оценивается достаточно высоко. Это

Политические науки

связано с высокими результатами в различных видах спорта, которые показывают российские спортсмены на самых престижных международных соревнованиях - чемпионатах Европы и мира, а также на летних и зимних Олимпийских играх. Ярким примером являются достижения спортсменов нашей страны на зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году [Касюк, Леонтьев, 2019].

Однако, несмотря на свой существенный экономический потенциал, а также значительные в количественном отношении людские ресурсы, использование спорта в качестве эффективного инструмента «мягкой силы» в реализации своей политики, Россия отстает от таких мировых держав как Соединенные Штаты Америки и Китай. Это связано с тем, что, к глубокому сожалению, на сегодняшний день отсутствует разработанная на государственном уровне стратегия использования «мягкой силы». О просчетах в нашей стране, имеющих место в практике применения «мягкой силы» в области спортивной политики, свидетельствуют имевшие место допинговые скандалы с рядом наших спортсменов и соответственно неэффективность действий со стороны российских спортивных чиновников.

В современном мире нет ни одного в большей степени объединяющего людей явления, чем спорт. Спортивные соревнования самого различного уровня - это публичные мероприятия, собирающие огромные стадионы болельщиков, но еще большая по численности аудитория находится далеко за пределами этих стадионов, у экранов телевизоров по всему миру. Интересы многомиллионных аудиторий болельщиков удовлетворяют самые различные СМИ, которые собирают зрителей, слушателей, читателей. Так, только матчи премьер-лиги по футболу Великобритании смотрят 4,7 млрд человек во всем мире, что является одним из самых успешных экспортных товаров Великобритании (The Guardian, 22.01.2019).

Для стран, не обладающих значительными ресурсами «жесткой силы», спорт является исключительно эффективным ресурсом «мягкой силы». Примером может служить проведение XXIII зимних Олимпийских игр в 2018 году в Пхенчхане (Республика Корея), действия правительства Катара по завоеванию права на проведение чемпионата мира по футболу в 2022 году. Право Катара на проведение чемпионата мира по футболу было средством повысить авторитет своей страны, построить определенную степень власти на мировой политической арене и, по собственному признанию катарского правительства, «позволить небольшой стране Персидского залива оказывать влияние при помощи "мягкой силы"» (Qatar's soft power

sports diplomacy, 09.03.2020). Несколько государств Совета сотрудничества стран Персидского залива стремились завоевать это право, добиваясь более высокого рейтинга ФИФА и олимпийских медалей, спонсируя и инвестируя высшие лиги и различные спортивные мероприятия. Они осознавали важность использования «мягкой силы» в глобальном спорте, особенно таких громких международных событиях, как проведение чемпионата мира по футболу. Катарское правительство сделало спорт неотъемлемой частью национального брендинга и развития страны.

Катар в настоящее время тратит около 250 млрд долл. США на проведение чемпионата мира по футболу 2022 года, несмотря на споры о коррупции, эксплуатации рабочих и полной непригодности климата. Строятся новые стадионы, городские комплексы и транспортные системы. Всё это представлено миру «Аль-Джа-зирой» и, в частности, ее спортивной сетью «beIN SPORTS», которая имеет исключительные права на трансляцию европейского футбола на Ближнем Востоке и в Северной Африке (Geopolitics, sports, soft power: soccer and rhe Arab Gulf, 23.06.2020). Таким образом, Катар пытается использовать чемпионат мира по футболу в качестве стимула для привлечения прямых иностранных инвестиций и повышения репутации страны для иностранных инвесторов.

В эпоху цифровых технологий и глобализации одним из эффективных способов повышения влияния страны на международной арене является прямой контакт между людьми. Спорт в состоянии наладить коммуникацию между жителями планеты, которые возможно могли бы никогда не встретиться, будь то соперники на спортивных соревнованиях, посетители международных турниров по самим различным видам спорта или болельщики из различных стран. Спорт объединяет людей из разных стран и слоев общества, многие молодые люди боготворят зарубежных спортивных звезд не меньше, чем чемпионов и обладателей золотых медалей из своей собственной страны.

заключение

Политика «мягкой силы» в XXI веке играет огромную роль в позиционировании любой страны на международной арене. Спорт сегодня является неотъемлемой частью социальной и культурной жизни общества, его внутренней и внешней политики. Всё это дает полное основание оценивать спорт как самостоятельный инструмент «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии государства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Nye J. S. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York: Basic Books, 1990.

2. Борисов А. В. «Мягкая сила» России: специфика понимания и оценки // Мировая политика. 2020. № 1. С. 1-11.

3. Касюк А. Я., Леонтьев Д. Е. Социально-политические аспекты концепции взаимоотношения спорта и политики // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2019. Вып. 2(835). С. 40-61.

4. Kobierecki М. М. Sport in International Relations. Expectations, Possibilities and Effects // International Studies. Interdisciplinary Political and Cultural Journal. 2013. № 1. P. 49-74.

5. Гостев Р. Спорт и законодательство. М. : Еврошкола, 2001.

6. Гескин В. М. Кто посягает на олимпийский огонь? М. : Физкультура и спорт, 1980.

7. Русакова О. Ф. Методологические проблемы категориального и инструментального анализа sowt power // Дискурс-Пи. 2014. №1(14). С. 68-74.

REFERENCES

1. Nye, J. S. (1990). Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York: Basic Books.

2. Borisov, A. V. (2020). «Myagkaya sila» Rossii: spetsifika ponimaniya i otsenki = "Soft power" of Russia: specifics of understanding and evaluation. World politics, 1, 1-11. (In Russ.)

3. Kasyuk, A. Ya. Leontyev, D. E. (2019). Sotsialno-politicheskiye aspekty kontseptsii vzaimootnosheniya sporta i politiki = Socio-political aspects of the concept of the relationship between sports and politics. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences, 2(835), 40-61. (In Russ.)

4. Kobierecki, M. M. (2013). Sport in International Relations. Expectations, Possibilities and Effects. International Studies. Interdisciplinary Political and Cultural Journal, 1, 49-74.

5. Gostev, R. (2001). Sport i zakonodatelstvo = Sports and legislation. Moscow: Euroschool. (In Russ.)

6. Geskin, V. M. (1980). Kto posyagayet na olimpiyskiy ogon? = Who is encroaching on the Olympic flame? Moscow: Fizkul'tura i sport. (In Russ.)

7. Rusakova, O. F. (2014). Metodologicheskiye problemy kategorialnogo i instrumentalnogo analiza sowt power = Methodological problems of categorical and instrumental analysis of soft power. Discourse-Pi, 1(14), 68-74. (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

леонтьев Евгсний денисович

аспирант кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Leontyev Evgenij Denisovich

Postgraduate Student of the Department of Political Science, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию 10.12.2021 одобрена после рецензирования 11.01.2022 принята к публикации 25.01.2022

The article was submitted 10.12.2021 approved after reviewing 11.01.2022 accepted for publication 25.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.