Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ КАК ЭЛЕМЕНТА МЯГКОЙ СИЛЫ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ КАК ЭЛЕМЕНТА МЯГКОЙ СИЛЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
198
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / РОССИЯ / МЯГКАЯ СИЛА / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЗАЦИЯ СПОРТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИМИДЖ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мендагазиев Арман Еркинович

В настоящее время имидж государства выстраивается не только инструментами жесткой силы, но и мягкой, к элементам которой относится и спортивная дипломатия. Россия активно развивает данное направление. С помощью различных инструментов, используемых в спортивной дипломатии, Россия смогла создать новый бренд страны. Во многом достичь успеха удалось благодаря проведению зимней Олимпиады в Сочи - 2014 и Чемпионата мира по футболу - 2018. Однако развитие спортивной дипломатии России проходит неравномерно: сказываются системные и структурные проблемы для развития спорта. Также допинговый скандал, расследования и последовавший запрет сборной России участвовать в Олимпиадах и некоторых международных соревнованиях нанесли существенный урон по ее престижу и возможностям спортивной дипломатии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SPORTS DIPLOMACY DEVELOPMENT IN RUSSIA AS AN ELEMENT OF SOFT POWER

Currently, the image of the state is built not only with the tools of hard power, but also with soft power, the elements of which include sports diplomacy. Russia is actively developing this direction. With the help of various tools used in sports diplomacy, Russia was able to create a new brand of the country. In many ways, it was possible to achieve success thanks to the 2014 Winter Olympics in Sochi and the 2018 FIFA World Cup. However, the development of sports diplomacy in Russia is uneven: systemic and structural problems a ect the development of sports. Also, the doping scandal, investigations and the subsequent ban of the Russian national team to participate in the Olympics and some international competitions caused signi cant damage to its prestige and the possibilities of sports diplomacy.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ КАК ЭЛЕМЕНТА МЯГКОЙ СИЛЫ»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ КАК ЭЛЕМЕНТА МЯГКОЙ СИЛЫ

Аннотация

В настоящее время имидж государства выстраивается не только инструментами жесткой силы, но и мягкой, к элементам которой относится и спортивная дипломатия. Россия активно развивает данное направление. С помощью различных инструментов, используемых в спортивной дипломатии, Россия смогла создать новый бренд страны. Во многом достичь успеха удалось благодаря проведению зимней Олимпиады в Сочи — 2014 и Чемпионата мира по футболу — 2018. Однако развитие спортивной дипломатии России проходит неравномерно: сказываются системные и структурные проблемы для развития спорта. Также допинговый скандал, расследования и последовавший запрет сборной России участвовать в Олимпиадах и некоторых международных соревнованиях нанесли существенный урон по ее престижу и возможностям спортивной дипломатии. Ключевые слова: спортивная дипломатия, Россия, мягкая сила, мировая политика, политизация спорта, государственный имидж.

Автор

Мендагазиев Арман Еркинович

Студент магистратуры факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)

В реалиях современности стоит признать, что в международных отношениях мягкая сила является одним из важнейших компонентов внешней политики великой и средней державы. Кроме того, в мировой политике прослеживаются такие процессы, как расширение акторности мировой политики, популяризация и политизация спорта. Их взаимозависимость повлияла на возникновение феномена «спортивной дипломатии». Последние 20 лет характеризуются активным применением спортивной дипломатии, особенно странами БРИКС. Следует отметить российскую практику, которая демонстрировала как крупные успехи, так и кризисы в ее развитии. Изучение теоретической и практической осно-

вы спортивной дипломатии, а также анализ ее перспектив и вызовов для России является целью данной научной работы.

Исследование концептуальных основ спортивной дипломатии было предпринято политологами из различных школ теории международных отношений, но именно представители неолиберального подхода особенно уделяют внимание спортивной дипломатии. Так, профессор В. Мант рассматривает спорт как инструмент дипломатии для популяризации демократических принципов и международного сотрудничества [15], тогда как неолиберал Дж. Пигман прослеживает связь между увеличением роли спорта как дипломатического инструмента и

расширением феномена «публичной дипломатии». Поддерживая данный взгляд, Б. Хокинг объясняет возникновение новой публичной дипломатии активизацией негосударственных акторов и развитием сетевого сообщества [13. — Р. 41]. Эти тренды существуют параллельно и расширяют возможности и влияние спорта.

Согласно определению, разработанному доцентом кафедры международных отношений Университета Бонда С. Мюрреем, спортивная дипломатия — это «представительская и дипломатическая деятельность имеющих отношение к спорту индивидов, осуществляющаяся от имени соответствующего правительства и совместно с ним» [16]. Также специалист предлагает разделять спорт как инструмент дипломатии и спорт как дипломатию. Под первой категорией понимается его рассмотрение государством в качестве инструмента мягкой силы и внешней политики. Под второй — выстраивание взаимоотношений различных акторов посредством спортивных мероприятий.

Исходя из этого, можно выделить такие функции спортивной дипломатии, как:

• формирование внешнеполитического имиджа;

• платформа для построения диалога;

• средство решения конкретной задачи или смягчения проблемы. Следует подчеркнуть, что в настоящее время спорт активно укрепляет свои позиции как одна из основных частей общества и массовой культуры. С каждым годом увеличивается число спортивных организаций и растет их влияние на международной арене. В связи с этим происходит активное взаимопроникновение спорта и дипломатии, которое позволяет использовать спорт как мягкую силу. По словам А.О. Наумова, доцента факультета государственного управления МГУ, «благодаря спорту представление о стране может меняться с потрясающей быстротой, которой порой уступают

даже результаты дипломатических акций» [8. — С. 33].

Большое значение приобретают крупные спортивные мероприятия, которые являются также средством содействия миру и дипломатии. Их качественная организация и представляющие страну спортсмены создают позитивное представление о стране. По словам членов Британской социологической ассоциации Г. Армстронга и Дж. Росбрука-Томпсона, «спорт может помочь построить диалог и взаимопонимание на арене, где может быть проиграна только лишь игра» [12]. К тому же спортивная дипломатия способна показать состояние отношений между странами или даже оказать непосредственное воздействие на межгосударственные отношения. Однако такое понимание спортивной дипломатии делает спорт более политизированным, так как появляется возможность для государства использовать его в качестве орудия внешнеполитического противоборства и инструмента государственного воздействия.

В современном мире великая или региональная держава для достижения своих целей должна обладать широким инструментарием мягкой силы, где не последнее место занимает спортивная дипломатия. По мнению В. Филонова и А. Юдиной, мягкая сила в форме спортивной дипломатии формируется с помощью конкретных инструментов, к которым относятся:

1) развитие спортивных клубов;

2) модернизация баз и центров подготовки специалистов;

3) совершенствование подготовки спортсменов и национальных команд;

4) увеличение веса в международных спортивных структурах;

5) проведение масштабных спортивных мероприятий [11. — С. 108].

Спорт, как комбинация мягкой силы и дипломатии, «ставит задачи наведения мостов и достижения взаимопонимания, противодействует националистическим настроениям,

стремится к преодолению стереотипов и улучшению имиджа страны» [5]. Однако сегодня можно отметить, что многие страны способны использовать спорт для давления на стран-соперниц, что делает его привлекательным методом решения внешнеполитических задач. Таким образом, те страны, которые способны реализовать данный элемент мягкой силы, получают значительные политические дивиденды.

Россия обладает авторитетным опытом в использовании «спортивной дипломатии». Политика в этой области строится на нормативно-правовой базе, куда входят такие документы, как «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества» [2], «Развитие физической культуры и спорта» 2014 года [1], «Стратегия развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2020 года» [3]. Правовая основа спортивной дипломатии РФ развивается, но является по большей части устаревшей. Также проблемой является то, что спортивная дипломатия как направление внешней политики не включается в содержание новых документов.

Говоря о практической плоскости, нужно подчеркнуть, что на сегодняшний день развитие спортивной дипломатии России находится в процессе замедления после мощного рывка. Этот прорыв был обусловлен прекрасными показателями спортсменов и проведением спортивных мероприятий на территории РФ, самыми масштабными из которых являются зимняя Олимпиада — 2014, Чемпионат мира по футболу — 2018 и Универсиада в Казани — 2013. Наибольший успех спортивной дипломатии был достигнут на Олимпиаде в Сочи, которая выделяется блестящим проведением, достижениями отечественных спортсменов и церемонией открытия с широким международным представительством на высшем уровне. По словам М. Рей-нольдса, старшего научного сотрудника

Научно-исследовательского института внешней политики США, Олимпийские игры представили миру не только современную Россию, но и ее восстановление под руководством президента В. Путина [17].

Нельзя обойти стороной и Чемпионат мира по футболу. Россия смогла преодолеть множество преград для проведения этого соревнования планетарного масштаба. Право проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года было получено Россией в результате конкуренции с такими развитыми странами, как Испания с Португалией, Англия, Нидерланды совместно с Бельгией. Выбор страны-хозяйки свидетельствует о ее впечатляющем экономическом развитии, готовности инфраструктуры и туристического сектора к проведению мероприятий подобного уровня. Однако следует отметить наличие крупных угроз срыва и бойкотирования ЧМ-2018 из-за присоединения Крыма, конфликта на юго-востоке Украины и коррупционного скандала в высшем руководстве ФИФА. Несмотря на эти вызовы, России удалось провести потрясающий мундиаль, который следует признать «элементом мягкой силы российской внешней политики, причем инструментом весьма успешным» [9. — С. 78].

ЧМ-2018 привлек 3,4 млн туристов со всего мира, которые увидели настоящую открытую Россию с ее культурными особенностями и гостеприимными людьми [11]. Как считает А. Ковалев, специалист Московского центра Карне-ги, такой эффект был достигнут только потому, что «сами россияне с удовольствием, без всякого напоминания или понуждения со стороны государства включились в укрепление имиджа страны» [6]. Однако, несмотря на колоссальные успехи в этой сфере, наша страна преодолевает трудности в развитии своей спортивной дипломатии.

Стоит сказать о системной проблеме развития спортивной дипломатии. Российская дипломатия отличается

отсутствием руководящего органа в структуре ведомств, отвечающих за направление мягкой силы и публичной дипломатии, что, без сомнения, накладывает отпечаток на процессы развития мягкой силы.

Существенной проблемой также является инфраструктура. Высокие достижения спортсменов невозможны без развития инфраструктуры во всех субъектах России. Несмотря на то, что мы получили мощные спортивные объекты после Олимпиады и Чемпионата мира по футболу, присутствуют большие проблемы в развитии детского и молодежного спорта. Создание инфраструктуры в отдаленных городах и селах России будет способствовать росту популяризации и профессионализации спорта, что, безусловно, даст свои плоды для спортивной дипломатии.

Ажиотаж вокруг допинга смог нанести колоссальный урон по репутации российского спорта и затмил те успехи, которые были достигнуты благодаря 0лимпиаде-2014 и ЧМ-2018. Реакция мировой общественности на приведенные результаты доклада Макларена, где говорилось о государственной допинг-системе [14], была жесткой. Далее исполкому МОК изложили результаты комиссии Шмида о допинге в России [18], которые сподвигли МОК на решение об отстранении России от участия в Олимпиаде в Пхенчхане 2018 года. Исполком МОК при этом счел возможным пригласить на Олимпиаду отдельных российских спортсменов, но под титулом «Олимпийский спортсмен из России».

Допинг-скандал стал главной темой российского спорта на протяжении последних пяти лет, а его последствия повлекли запрет на участие России в некоторых международных соревнованиях.

Многие эксперты считали, что обвинения в адрес России на этой почве являются политизированными, а Запад использует данный предлог для давления на руководство страны. Впоследствии эксперт РИСИ С. Михайлов

заявлял: «...подобные действия никак не изменят ни политику России, ни настроения в обществе в сторону, выгодную тем, кто организовал подобное воздействие» [7]. Помимо удара по спортивному престижу России страны Запада вели наступательную информационную войну. На основе этого можно сделать вывод, что «политика стала неотъемлемой частью большого спорта, а крупнейшие спортивные мероприятия превратились в площадку для ведения информационных войн» [4. — С. 78].

Анализируя ситуацию, связанную с российским спортом, следует сказать: совокупность проблем повлияла на то, что бренд России как передовой спортивной державы подвергся сомнению. Системная и нормативно-правовая проблема не позволяет скомбинировать отдельные элементы спорта как мягкой силы в единое целое, а также определить конкретные задачи и цели. Инфраструктурная проблема связана, прежде всего, с неразвитой оснащенностью спортивных объектов для детского и молодежного спорта в масштабе всех субъектов РФ. Можно сделать вывод, что эти проблемы непосредственно повлияли на возникновение кризиса, связанного с допингом в российском спорте высоких достижений. Это также впоследствии обнажило вопрос информационной уязвимости в указанной области, так как западные СМИ смогли раздуть данную повестку до огромных масштабов, воздействуя на общество и руководство международных спортивных организаций.

Исходя из представленных выше положений, стоит отметить, что только при решении внутренних проблем в российском спорте Россия способна восстановить свой престиж и эффективно использовать спортивную дипломатию. Наша страна обладает мощным потенциалом для ее расширения, и при правильно построенной политике, способной разрешить указанные проблемы, наша страна может снова подняться на золотой пьедестал спортивной державы.

Литература

1. Государственная программа РФ «Развитие физической культуры и спорта: Постановление Правительства РФ № 302 [Электронный ресурс] // Правительство РФ. — 2014. — URL: https://www.minsport.gov.ru/documents/orders/3528/ (дата обращения: 1.09.2020).

2. Основные направления политики РФ в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества [Электронный ресурс] // Приложение № 1 к Концепции внешней политики. — 2010. — URL: www.mid.ru/ns-psmak.nsF/processQueryBl? (дата обращения: 1.09.2020).

3. Государственная программа РФ «Развитие физической культуры и спорта: Постановление Правительства РФ № 302 [Электронный ресурс] // Правительство РФ. — 2014. — URL: https://www.minsport.gov.ru/documents/orders/3528/ (дата обращения: 1.09.2020).

4. Бутусов А. Политический характер информационных войн в сфере спорта // Вестник Тамбовского университета. — 2018. — С. 78.

5. ЗоноваТ.Язык спорта универсален, как язык музыки [Электронный ресурс] // РСМД. — 2012. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/yazyk-sporta-universalen-kak-yazyk-muzyki/ (дата обращения: 1.09.2020).

6. Ковалев А. Нежданные победители. Что мировые СМИ пишут о чемпионате в России [Электронный ресурс] // Московский Центр Карнеги за Международный мир. — 2018. — URL: https://carnegie.ru/commentary/76754 (дата обращения: 1.09.2020).

7. Михайлов С. Запад испытывает олимпийское спокойствие России [Электронный ресурс] // РИСИ. — 2017. — URL: https://riss.ru/events/46121/ (дата обращения: 1.09.2020).

8. Наумов А. Спортивная дипломатия как инструмент «мягкой силы» // Мировая политика. — 2017. — № 4. — С. 32-43.

9. УстюховаН. Чемпионат мира по футболу — 2018 как эффективный инструмент «мягкой силы» // Власть. — 2018. — № 9. — С. 77-79.

10. Федеральное агентство по туризму: «Ростуризм провел туристические итоги чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального агентства по туризму. — 2018. — URL: https://www.russiatourism. ru/news/15818/ (дата обращения: 1.09.2020).

11. Филонов В., Юдина А. Спорт как важная составляющая политического имиджа государства // Вестник Поволжского института управления. — 2018. — С. 103-111.

12. Armstrong G., Rosbrook-Thompson J. The role of sport in soft power projection [Электронный ресурс] // International Centre for Sport Security. — 2015. — № 3. — URL: http://icss-journal.newsdeskmedia.com/The-role-of-sport-in-soft-power-projection (дата обращения: 1.09.2020).

13. Hocking B. Rethinking the «New» public diplomacy // Hocking B. Soft Power in International Relations. — 2005. — Р. 41.

14. McLaren R. WADA investigation of Sochi allegations: The independent person 2nd Report [Электронный ресурс] // WADA. — 2016. — URL: https://www.wada-ama.org/sites/default/ files/resources/files/mclaren_report_partji_2.pdf (дата обращения: 1.09.2020).

15. Munt V. Game, Set, Match: Sports and the Future of Diplomacy [Электронный ресурс] // CUNY Academic Works. — 2015. — URL: https://academicworks.cuny.edu/cc_etds_the-ses/560 (дата обращения: 1.09.2020).

16. Murray S. Sports-Diplomacy: a hybrid of two halves [Электронный ресурс] // Institute for Cultural Diplomacy. — 2011. — URL: http://www.culturaldiplomacy.org/academy/content/ pdf/participant-papers/2011-symposium/Sports-Diplomacy-a-hybrid-of-two-halves--Dr-Stuart-Murray.pdf (дата обращения: 1.09.2020).

17. Reynolds M. The geopolitics of Sochi [Электронный ресурс] // Foreign Policy Research Institute. — 2016. — URL: https://www.fpri.org/article/2014/01/the-geopolitics-of-sochi/ (дата обращения: 1.09.2020).

18. SchmidS. IOC Disciplinary Commission's Report to the IOC Executive Board [Электронный ресурс] // International Olympic Committee. — 2017. — URL: https://stillmed.olympic.org/ media/Document%20Library/OlympicOrg/IOC/Who-We-Are/Commissions/Disciplinary-Com-mission/IOC-DC-Schmid/IOC-Disciplinary-Commission-Schmid-Report.pdf (дата обращения: 1.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.