Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ'

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
343
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / "МЯГКАЯ СИЛА" / SPORTS-DIPLOMACY / OLYMPIC GAMES / POLITICAL TECHNOLOGIES / "SOFT POWER"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Елена Георгиевна, Макарова Лилия Вадимовна

Современная спортивная дипломатия обладает не только некоторыми характерными чертами традиционного представительства и посредничества, но и представляет специфический жанр публичной дипломатии, спрятанный под «зонтиком» «мягкой силы». Успешная реализация спортивной дипломатии как способа продвижения национальных интересов и закрепления статуса ведущего актора международных отношений зависит от умелого использования новейших политических технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL TECHNOLOGIES OF SPORTS-DIPLOMACY

Modern Sports-Diplomacy has not only some of the characteristic features of traditional representation and mediation, but also represents a specific genre of public diplomacy, hidden under “the umbrella” of “soft power”. The successful implementation of Sports-Diplomacy as a way to promote national interests and consolidate the status of a leading actor in international relations depends on the skillful use of the latest political technologies

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ»

УДК 327, 796.03

Политические технологии спортивной дипломатии

Елена ПОНОМАРЕВА Лидия МАКАРОВА

Одной из отличительных характеристик современного мира является активная политизация всех сфер жизнедеятельности. Это непосредственным образом касается и спорта: ведущие акторы мировой политики доказывают могущество не только традиционными (экономическими и военными) способами, но и успехами своих атлетов. Несмотря на то что в Олимпийской хартии зафиксирован принцип аполитичности спорта, а в качестве одной из задач Международного олимпийского комитета (МОК) провозглашается «противостояние любым политическим или коммерческим злоупотреблениям спортом» [1, с. 21], в борьбе за спортивное лидерство используется самый широкий спектр современных, в том числе деструктивных технологий.

Как справедливо отмечают российские авторы, «слова П. де Кубертена -"О спорт, ты - мир", к сожалению, почти утратили свою ценность. Мир спорта не только запредельно монетизирован. но уже давно стал политическим и репутационным оружием» [ 2].

Лишение спортсменов-конкурентов олимпийских медалей, отстранение национальных сборных от участия в соревнованиях или запрет выступать под национальным флагом - практика современной борьбы за власть.

ПОНОМАРЕВА Елена Георгиевна - доктор политических наук, профессор, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО(У) МИД России. SPIN-код: 9664-7471, E-mail: nastya304@mall.ru

МАКАРОВА Лилия Вадимовна - магистрант факультета управления и политики МГИМО(У) МИД России. E-mail: lllya.makarova.2015@bk.ru

Ключевые слова: спортивная дипломатия, Олимпийские игры, политические технологии, «мягкая сила».

1 Олимпийская хартия. Лозанна: МОК, 2007.

2 Штоль В. В. Россия на балканском рубеже // Обозреватель-Observer. 2018. № 9. С. 21.

30

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

8/2020

Глобальный кризис, вызванный пандемией СОУЮ-19, непосредственным образом отразился на международном спортивном движении и серьёзным образом усугубил негативные тенденции. Началось всё с прекращения всех состязаний, затем - их проведение без зрителей, а далее - перенос Олимпийских игр в Токио предварительно на 2021 г.; ужесточение мер безопасности и контроля со стороны наднациональных структур - всё это в комплексе ведёт к серьёзным изменениям в спорте как политико-экономической сфере деятельности. В 1980 г. летние Олимпийские игры (XXII Олимпиада) впервые проходили на территории Восточной Европы и впервые в социалистической стране - СССР и в крайне напряжённой политической обстановке (60 стран бойкотировали состязания в СССР), но продемонстрировавшие истинную ценность спортивной доблести и человеческой дружбы. Поэтому анализ трансформации инструментария спортивной дипломатии представляется важным не только с научной, но и с практической точки зрения.

Спортивная дипломатия как инструмент «мягкой

силы»

Все современные исследователи сходятся в том, что спортивная дипломатия (СП) - важный инструмент «мягкой силы». С одной стороны, в условиях кризиса межгосударственных отношений спорт остаётся посланником мира, сохраняет способность объединять людей вне зависимости от национальности и мировоззрения, от социального происхождения и материального положения. Несколько перефразировав принципы олимпизма, можно утверждать, что именно спорт «способен создать образ жизни, основанный на радости от усилий, на воспитательной ценности примера, на уважении к всеобщим этическим принципам» [1, с. 10].

С другой стороны, всё чаще международные спортивные соревнова-

ния становятся инструментом давления на руководство конкретных стран, помогают добиваться определённых политических и экономических целей. Неслучайно одной из причин роста интереса политиков к спорту учёные называют «тотальную конкуренцию государств на мировой арене» [ 3], логика которой в том числе предполагает достижение национального превосходства за счёт дискредитации «чужих» атлетов. Эта сторона спортивного «двуликого Януса» присутствовала всегда. Очень чётко её охарактеризовал Дж. Оруэлл: «Серьёзный спорт - это война минус убийства» [ 4]. Писателю вторил политик: 40-й президент США Р. Рейган определил спорт как «наиболее близкую к войне область человеческой деятельно-

3 Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Геополитика спорта и основы спортивной дипломатии. М.: Юрайт, 2018. С. 9.

4 Orwell G. The Sporting Spirit // Tribune. December 1945 // URL: https://www.orwell.ru/ library/artides/spirit/english/e_spirit

сти, как выражение ненависти друг к другу» [ 5]. Заветы Рейгана живы как никогда: на протяжении последних шести лет (после зимней Олимпиады 2014 г. в Сочи) мы является свидетелями настоящей войны, объявленной всему российскому спорту.

Существуют различные способы, с помощью которых ведущие мировые игроки, прежде всего государства и международные институты (ВАДА*, ЕС, МОК, разного рода НКО) могут оказывать влияние на спортивную сферу. Среди них чаще всего используются административные и (или) финансовые ресурсы, «поскольку в большинстве стран национальные спортивные команды, участвующие в крупных международных соревнованиях, субсидируются правительствами или различными фондами» [6]. Кроме того, главы государств и правительств демонстрируют причастность к спорту, участвуя в презентациях своих столиц для международных игр, выступая на церемониях открытия или закрытия спортивных мероприятий. Такую включённость лидеров можно объяснить относительно новой функцией спорта - дипломатической. Одним из самых ярких примеров её осуществления стала так называемая «"дипломатия пинг-понга", в результате которой сначала наме-

тилось улучшение американо-китайских отношений, а затем были установлены дипломатические отношения между двумя странами» [7].

В общественном дискурсе понятие закрепилось в начале 70-х годов, после прорыва в американо-китайских отношениях. Исторический визит граждан США в КНР (апрель 1971 г.) был первым с момента окончания гражданской войны в Китае в 1949 г. К этому моменту США не имели дипломатических отношений с Пекином, признавая единственным китайским государством Республику Китай (Тайвань).

За неделю американские и китайские спортсмены провели целый ряд матчей по настольному теннису; американцы также познакомились с богатейшим историко-культурным наследием Поднебесной.

На следующий год состоялся ответный визит. Результатом «пинг-понговой дипломатии» стало сближение США и КНР, выразившееся в дипломатическом признании Пекина со стороны Вашингтона (после чего коммунистический Китай стал постоянным членом Совета Безопасности ООН).

В феврале 1972 г. состоялся визит Р. Никсона в КНР и было подписано Шанхайское коммюнике, изменившее расстановку сил в Восточной Азии и АТР [ 8].

Нельзя не согласиться с Дж. Кей-ном: «Во многих случаях спорт явля-

5 Цит. по: Столяров В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект // Теория и практика физической культуры. 1997. № 7. С. 3.

6 Спортивная дипломатия в современном научном дискурсе // URL: https://studme. org/119971/turizm/sportivnaya_diplomatiya_proshlom_nastoyaschem_teoreticheskie_istoricheskie_ aspekty

7 Клитин А. Дипломатия пинг-понга и нормализация американо-китайских отношений в 1970-х годах // URL: https://ushistory.ru/populjarnaja-literatura/517-diplomatija-ping-ponga-i-normalizatsija-amerikano-kitajskih-otnoshemj-v-1970-h-godah

8 Наумов А. О. Спортивная дипломатия как инструмент «мягкой силы» // Мировая политика. 2017. № 4. С. 36.

* ВАДА - Всемирное антидопинговое агентство.

ется более эффективным инструментом внешней политики, чем морковка или палка» [ 9, р. 10].

Будучи инструментом «мягкой силы», спортивная дипломатия способствует «распространению национальной культуры и национальных ценностей государства за рубежом, позволяет людям из других стран и культур лучше узнать страну, проводящую у себя то или иное международное спортивное мероприятие, вследствие чего активизируются возможности культурной дипломатии» [6]. Действительно, любое крупное спортивное событие сопровождается масштабными развлекательно-зрелищными мероприятиями, демонстрацией гастрономических особенностей принимающей страны, развивает гостиничную и сувенирную индустрию. Не менее важное место занимает активизация межличностной коммуникации, которая нередко приводит к заключению семейно-брачных отношений.

В стратегическом плане СП, объединяя в единый конгломерат десятки тысяч спортсменов и миллионы болельщиков, представителей власти, бизнеса и СМИ, способствует поиску решений ряда глобальных проблем.

Например, в контексте обеспечения мира и безопасности спорт может быть использован для примирения враждующих сторон, снижения градуса напряжённости как в отдельных странах, так и в целых регионах.

Существенную роль в этом играет ООН: её миротворческие миссии

инициируют и участвуют в организации спортивных мероприятий локального масштаба в напряжённых точках планеты (например, в Либерии и Кот-д'Ивуаре).

Ещё один глобальный уровень значимости СП - экологические проблемы. Крупные международные соревнования всё чаще сопровождаются мероприятиями в поддержку защиты окружающей среды (массовая посадка деревьев, благотворительные концерты и сбор средств для сохранения исчезающих видов животных). К тому же экологическая рациональность является одним из обязательных требований ООН к странам, которые проводят Олимпийские игры. Невозможно отрицать, что развитие Международного олимпийского движения «влечёт за собой развитие экономики, создание новых рабочих мест, дополнительных источников пополнения государственного бюджета. Спорт позволяет развивающимся странам ощущать свою вовлечённость в международные процессы, участвовать в жизни мирового сообщества» [ 10].

Таким образом, спортивная дипломатия - особый вид деятельности правительственных и негосударственных структур в рамках реализации внешнеполитического курса страны посредством включённости в международные спортивные мероприятия, а также во все сопряжённые с ними и сопутствующие им сферы (реклама, медицина, СМи, шоу-бизнес и т. п.). Она обладает не только некоторыми характерными чертами традицион-

9 Murray S. Sports-Diplomacy: a hybrid of two halves. 2012 // URL: https://ru.scribd.com/ document/250873199/Sports-Diplomacy-a-Hybrid-of-Two-Halves-by-Dr-Stuart-Murray

10 Стафеев Д. В. Международное спортивное движение в контексте глобальных проблем человечества // Вестник Волгоградского государственного университета. 2015. № 1. С. 95.

ной дипломатии, но представляет новый жанр дипломатии публичной как способа осуществления власти в условиях глобализации, когда взаимозависимыми становятся все сферы жизнедеятельности, начиная от экономики и заканчивая культурой. Всё это позволяет рассматривать СП как ком-

плексное явление, спрятанное под «зонтиком» «мягкой силы»: если «традиционная дипломатия является средством для достижения внешнеполитических целей государства, то спортивная дипломатия является средством к средству достижения таких целей» [9, р. 8-9].

Место и роль политических технологий в современном спорте

Спортивная дипломатия оперирует целым комплексом политических технологий (ПТ), представляющих комплекс процедур, приёмов и способов деятельности, направленных на реализацию конкретных целей. В общем ряду ПТ учёные выделяют функциональные и инструментальные технологии. Первые ориентированы на управление и контроль за процессами принятия решений, согласования интересов и коммуникации. Инструментальные ПТ, в свою очередь, лишь имитируют применение техник, направленных на осуществление конкретной деятельности, а на самом деле они являются ширмой/прикрытием конкретных процедур.

Практика применения политических технологий в спортивной сфере сложилась в годы холодной войны. Одной из наиболее эффективных ПТ до сих пор остаётся создание стереотипов в отношении стран-конкурентов.

Например, когда спортивные соревнования, проводившиеся в СССР, транслировались по западным каналам, то это сопровождалось кадрами, характеризовавшими Советский Союз в негатив-

ном свете (очереди в магазины и пустые прилавки, пожилые люди, продающие вещи и просящие подаяния). Подобный визуальный ряд был призван зафиксировать в сознании зрителей на Западе непривлекательность советской системы, сформировать неприязнь и недоверие ко всем выходцам из первой в мире социалистической державы. Убеждённость многих западных зрителей в экономической «несостоятельности» Советов, в отличие от «общества потребления», дополнялась откровенной ложью о «красной угрозе» и «коммунистическом реванше».

Обоснованием агрессивной пропаганды служили политические установки: в самом начале противостояния двух систем 34-й президент США Д. Эйзенхауэр определил «истинное назначение американского спорта как подготовку к войне» [ 11].

В то же время спортивные трансляции из США имели абсолютно противоположный характер, сопровождаясь картинками небоскрёбов, дорогих машин и других признаков высокого уровня жизни и благосостояния. Свою лепту в формирование образа спортивного врага вносили и комментаторы, объясняющие поражение американской команды применением советскими

11 Долгополое Н. М. По ту сторону спорта. 2-е. изд. М.: Молодая гвардия, 1988. С. 4.

34

0Б0ЗРЕВАТЕЛЬ-0BSERVER

8/2020

спортсменами симуляторов и субъективным отношением судей. Для большего воздействия на массовое сознание западных граждан комментаторы постоянно оперировали понятиями «свобода», «равенство», «демократия», «права человека» [ 12], чтобы зафиксировать представление об СССР (в отличие от стран Запада) как варварской, а потому вселяющей страх стране.

Постоянное и умелое использование стереотипов и визуального ряда стандартных образов позволяет эффективно управлять массовым сознанием и навязывать определённую систему ценностей. Это происходит потому, что по законам психологии простая и понятная речь комментаторов запоминается и усваивается зрителями и болельщиками, в особенности при условии многократного повторения определённых фраз и словосочетаний. Один из результатов пропаганды в спортивной сфере -спорт превратился в соревнование идеологий, что отражает международные напряжённые ситуации. В самый разгар холодной войны американские учёные Б. Лоу, Д. Кейнин и А. Стренк зафиксировали принципиальной важности положение: «политические деятели Запада и Востока используют спорт в качестве средства пропаганды в международной деятельности и в качестве относительно нового метода ведения психологической войны» [13].

Как известно, активизация применения политических технологий происходит при организации, в момент проведения и после спортивных соревнований (чемпионаты и Кубки мира, универсиады и даже региональные первенства). Однако в наибольшей степени воздействие ПТ касается Олимпийских игр. Одним из первых примеров использования Олимпиады в политических целях стали Игры-1936, состоявшиеся в нацистской Германии [ 14].

Последующие Олимпийские игры тоже использовались представителями власти как один из методов воздействия на политические процессы как в стране проведения, так и за её пределами.

Классический пример эксплуатации спортивных соревнований такого масштаба в политических играх - летние Олимпийские игры 1980 г. в Москве и 1984 г. в Лос-Анджелесе.

Причины бойкотирования московской Олимпиады западной коалицией во главе с США формально были связаны с участием ограниченного контингента вооружённых сил СССР в разрешении афганского кризиса, умело инспирированного западными разведслужбами (прежде всего МИ-6 и ЦРУ) и переросшего, по образному выражению У. Блума, в «американский джихад» [ 15].

Отказ от участия спортсменов соцстран (за исключением КНР, Румынии и СФРЮ) в Олимпиа-де-1984 в Лос-Анджелесе был не столько ответной мерой, организованной Москвой (вплоть до конца 1983 г. советские спортсмены готовились к Играм,

12 Исаев А. Спортивная политика России. М.: Советский спорт, 2002.

13 Lowe B., Kanin D., Strenk A. (eds.) Sport and International Relations. Champaign, Illinois: Stipes Publishing Company, 1978. Р. 316.

14 Стафеев Д. В. Роль политического фактора в трансформации международного спортивного движения // Научно-технические вести СпбГУ. 2014. № 4. С. 28-29.

15 Блум У. Убийство демократии: операции ЦРУ и Пентагона в период холодной войны. М.: Кучково поле, 2013. С. 517.

а руководство страны не собиралось объявлять бойкот), но определён, согласно постановлению Политбюро ЦК КПСС, «грубым нарушением американской стороной Олимпийской хартии, отсутствием должных мер обеспечения безопасности для делегации СССР и развёрнутой в США антисоветской кампании» [16]. Руководство Советского Союза справедливо опасалось масштабных провокаций во время проведения Олимпийских игр в Лос-Анджелесе. Кроме того, «США отказались принимать чартерные рейсы с советскими спортсменами, а также не разрешили прибыть в порт Лос-Анджелеса теплоходу "Грузия", который являлся плавучей базой олимпийской сборной СССР» [17].

Ещё одним событием, которое повлияло на принятие решения в пользу бойкота игр, стал инцидент со сбитым 1 сентября 1983 г. над территорией Советского Союза южнокорейским «Боингом», что позволило американскому руководству усилить антисоветскую риторику вплоть до идентификации нашей страны с «империей зла». Отказ США предоставить письменные гарантии безопасности спортсменам, сопровождающим их лицам и болельщикам из СССР определил окончательное решение Москвы, а вслед за ним и большинства соцстран бойкотировать Олимпиаду в Лос-Анджелесе.

В XXI в. Олимпийские игры остаются крупнейшей площадкой для реализации политических амбиций, привлечения инвестиций и создания позитивного имиджа страны. Именно поэтому получение права на проведение Олимпиады рассматривается многими в качестве стратегической цели по закреплению статуса ведущего игрока мировой политики.

Примером, подтверждающим политико-экономическую значимость Игр, является процедура выбора места проведения Олимпиады-2014.

5 июля 2007 г. перед членами МОК выступил президент России В. В. Путин. Личное присутствие главы государства, общение в кулуарах с членами МОК стало логичным дополнением к проделанной ранее Организационным комитетом и ведущими ведомствами (МИД, МС, МЭР, Россотрудничество) работе. Неслучайно в словаре политических терминов «План Путина» отмечается, что «решение МОК провести зимнюю Олимпиаду-2014 в Сочи -чёткое подтверждение растущей роли России в мире и её высокого экономического потенциала» [ 18].

Информационные технологии спортивной дипломатии

Турбулентность мировой политики, когда «в борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информацион-

ных инструментов» [ 19], привела к повсеместному использованию невоенных средств и политических инструментов. Наиболее популярными и эффективными являются инфор-

16 Цит. по: Штейнбах В. Ответный бойкот // Спорт-экспресс. 2008. 4 августа // URL: https://www.sport-express.ru/newspaper/2008-08-04/13_2/

17 Бойкот-84. Как СССР подарил США олимпийскую победу // URL: https://aif.ru/sport/ olymp/boykot-84_kak_sssr_podaril_ssha_olimpiyskuyu_pobedu

18 План Путина. Словарь политологических терминов / сост. А. Чадаев, К. Логинов. М.: Европа, 2007. С. 72.

19 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: https://rg.ru/2015/12/31/ nacbezopasnost-site-dok.html

мационные технологии, а главным каналом информационного воздействия на целевую аудиторию служат СМи.

В настоящее время традиционные (газеты, радио, телевидение) и новые (интернет-ресурсы, социальные сети) массмедиа «активно используются как средство дезинформации и пропаганды, как инструмент манипулирования массовым сознанием и модерации поведения людей» [ 20].

В основном медиа оказывают воздействие на общество за счёт информационных вбросов или компрометирующей информации, позволяющей управлять отношением целевой аудитории к отдельным политическим деятелям или государству в целом. Однако необходимо отметить, что информационные технологии могут быть использованы не только для создания негативного имиджа страны или человека, но и наоборот - для пропаганды успешности и привлекательности того или иного политического курса, события, мероприятия.

Учитывая масштаб международных спортивных мероприятий, в особенности Олимпийских игр, когда буквально всё мировое сообщество следит за подготовкой и проведением их, а также многообразие аспектов, затрагиваемых при организации Олимпиады, применение информационных технологий в качестве инструментов спортивной дипломатии представляется целесообразным и эффективным решением.

XXII летние Олимпийские игры 1980 г. в Москве стали одними из самых запоминающихся в истории Олимпийского движения, в том числе благодаря масштабному освещению мероприятия зарубежными и отечественными СМи. Как известно, «атака на московскую Олимпиаду началась, как только было принято решение о проведении игр в СССР» [21]. Западные СМИ публиковали большое количество материалов о слабостях Советского Союза в сфере экономики, туризма, строительства олимпийских объектов, заявляя, что страна не сможет провести Игры на должном уровне. Президент США Дж. Картер развернул масштабную антисоветскую кампанию, а после ввода советских войск в Афганистан обратился к мировому сообществу с призывом бойкотировать Олимпиаду-80. К решению американского руководства присоединилось более 60 стран, что, однако, не помешало спортсменам этих сборных выступить на Олимпиаде под нейтральным олимпийским флагом.

Такое решение было личным выбором каждого спортсмена, а не принудительным со стороны наднациональной структуры, как это было сделано в отношении российских атлетов на Олимпиаде-2018 в Пхёнчхане.

Результатом использования допинг-технологий в борьбе за спортивное, а значит, и политическое лидерство стала тотальная изоляция нашего спорта. ВАДА, МОК и другие международные спортивные органи-

20 Манойло А. В., Пономарева Е.Г. Современные информационно-психологические операции: технологии и методы противодействия // Обозреватель-Observer. 2019. № 2. С. 7.

21 Олимпиада-80: взгляд из-под «железного занавеса» // URL: https://ria. ru/20160429/1423072938.html

зации решают, какие российские спортсмены будут выборочно (!) допущены, причём только в нейтральном статусе, без флага и гимна для участия в соревнованиях.

Впервые идею коллективной ответственности за нарушение требований ВАДА в отношении тех или иных препаратов в мае 2016 г. озвучил глава Американского антидопингового агентства (№АОЛ) Т. Тай-гарт. Он призвал отстранить российских спортсменов не только от Олимпиады-2016, но и от всех международных соревнований [ 22]. Причём принцип коллективной ответственности за допинг никогда не применялся в отношении как американских, так и атлетов из других стран. Справедливости ради следует отметить, что Россия - не единственная страна, против которой МОК *

применял санкции , но первая, получившая столь масштабные по последствиям унижения за допинг.

Подобные решения стали возможны в том числе из-за активного использования информационных технологий: количество публикаций

о допинг-нарушениях и обсуждения политических выводов из доклада ВАДА в период с 2016 по 2018 г. сопоставимо с публикациями о пандемии СОШ-19.

Масштабная информационная кампания ставила цель подготовить «мировое общественное мнение» к решению о фактическом лишении России статуса величайшей спортивной державы, о дискредитации всех её спортивных заслуг, что нанесло непоправимый удар по политическому имиджу страны.

Однако вернёмся на 40 лет назад, к Олимпиаде-80. Несмотря на организованное по всему миру давление, для освещения мероприятия в Москву приехали почти 6 тыс. журналистов, фотографов и комментаторов со всего мира, а телевизионная трансляция Игр велась более чем на 100 стран мира.

Советское руководство в свою очередь использовало информационную пропаганду, направленную на социалистические страны, страны Азии, Африки, Латинской Америки и Запада. Самым успешным

22 USADA chief Travis Tygart urges IOC to ban Russia from Winter Olympics // URL: https:// www.theguardian.com/sport/2017/sep/23/usada-travis-tygert-ioc-russia-winter-olympics

* Запрет на участие в Олимпиадах - довольно распространённая практика. От участия в летних Олимпийских играх 1920 г. в Антверпене как организаторы Первой мировой войны были отстранены сразу пять стран: Австрия, Болгария, Венгрия, Германия и Турция.

В 1924 г. по той же причине Германия не участвовала в летних (Париж) и зимних (Шамони) Играх.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1948 г. Германия третий раз в истории была отстранена от летних Игр, проходивших в Лондоне. Вместе с Японией она лишилась такой возможности из-за развязывания Второй мировой войны.

В 1962 г. МОК исключил из Комитета ЮАР - за политику расовой дискриминации. Вернуться в Олимпийское движение страна смогла только в 1991 г. после слома режима апартеида.

В 2000 г. из-за дискриминации по половому признаку от участия в летних Играх в Сиднее был отстранён Афганистан: талибы, находящиеся у власти, запрещали заниматься спортом женщинам.

Из-за вмешательства государства в дела национального Олимпийского комитета к участию в сочинской Олимпиаде 2014 г. не была допущена сборная Индии (трое индийских спортсменов выступали под Олимпийским флагом).

было первое направление: проводились регулярные встречи информагентств СССР и других социалистических стран, когда представители СМИ обсуждали необходимость создания пропагандистских материалов. К их написанию было решено привлекать «не только видных спортсменов, тренеров, спортивных судей, но и учёных, деятелей литературы и искусства, руководителей государственных и общественных организаций» [ 23].

Похожее противостояние информационных технологий наблюдалось и во время подготовки и проведения Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Необходимо отметить, что охват аудитории СМИ, которые освещали Олимпиаду, составил около 3 млрд чел.: практически половина всего населения Земли смотрела и следила за этим спортивным событием. Очевидно, что использование информационных технологий играло ключевую роль в спортивной дипломатии во время Олимпийских игр в Сочи.

Как и в случае с московской Олимпиадой-80, западные страны предусматривали сценарий бойкота Игр в Сочи, который, однако, не был реализован в полной мере.

Незадолго до церемонии открытия журнал The Economist писал: «В 1980 году несколько стран, включая США и ФРГ, бойкотировали Игры в знак протеста против советского вторжения в Афганистан. На

этот раз команды будут присутствовать, но их лидеры, включая Б. Оба-му, не приедут» [ 24].

Отказ отдельных политиков и общественных деятелей посетить Сочи можно объяснить их желанием продемонстрировать недовольство политическим курсом, проводимым российским руководством и лично В. В. Путиным. Более того, «огромное внимание массмедиа к личности российского лидера и его роли в процессе подготовки Олимпиады стало одной из специфических тем иностранных СМИ» [ 25].

Ещё одним популярным вопросом, который активно обсуждался в западных СМИ перед Олимпиадой 2014 г., стало нарушение прав человека в России, что вновь позволяет провести параллели с антисоветской пропагандой в преддверии Олимпиады-80.

На этот раз данный вопрос был поднят из-за внесения изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», известный также как закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Необходимо подчеркнуть, что ранее вопрос о правах представителей ЛГБТ-сообщества в России не вызывал повышенного внимания со стороны западных СМИ, несмотря на то что российские власти всегда открыто говорили о своей позиции. Искусственно подогревае-

23 Конова Т. Ю., Прозуменщиков М. Ю. Пять колец под кремлёвскими звёздами. Документальная хроника Олимпиады-80 в Москве. Серия «Россия. XX век». М.: МФД, 2011. С. 195-196.

24 Sochi or bust // The Economist. 2014. 1 February // URL: http://www.economist.com/news/ briefing/21595428-conspicuous-dazzle-games-masks-country-and-president-deepenmg-trouble-sochi

25 Воинов Д. Е. «Мягкая сила» игр «Сочи-2014» и зарубежные медиа: анализ политико-информационного фона российской олимпиады // Вестник Московского университета. 2015. № 2. С. 162.

мый медиа интерес к этой проблеме во время Олимпийских игр ещё раз подтверждает, что «такая острая повестка дня была направлена на дискредитацию России и формирование негативного имиджа Путина», что даёт основания характеризовать такую антироссийскую пропаганду как «элемент конкурентной борьбы» [26]. Но все эти усилия западных СМИ привели к противоположному эффекту - рейтинг главы государства после Олимпиалы-2014 достиг рекордных отметок. Кроме того, несмотря на агрессивную западную риторику, направленную против России, после церемонии закрытия многие зарубежные СМИ отметили высочайший уровень организации и проведения Олимпийских игр и отсутствие серьёзных нарушений.

Например, знаменосец команды США Джули Чу сказала, что «не услышала ни от кого ни одного негативного отзыва» в ходе Олимпиады [ 27].

В противовес антироссийской пропаганде, организованной западными медиа, отечественные СМИ на протяжении всего периода подготовки к Играм публиковали материалы о ходе строительства объектов и постепенном преображении города Сочи, что, однако, не означало

замалчивания имевших место проблем и коррупционных скандалов.

Кроме того, спортивные комментаторы, а также журналисты подчёркивали успешное выступление российских спортсменов, делая акцент на количестве медалей, выигранных сборными России, которое позволило занять нашей стране первое место в официальном медальном зачёте.

Ещё одной технологией, которая использовалась СМИ, можно считать обсуждение высоких результатов тех иностранных спортсменов, которые получили российское спортивное гражданство и выступали на Олимпиаде за сборную России (например, конькобежец Виктор Ан и сноубордист Вик Уайлд).

Журналисты, комментаторы и сами спортсмены подчёркивали привлекательность и успешность политики страны в сфере спорта высоких достижений. Вместе с тем отмечалось, что «количество медалей у российской сборной могло быть ещё больше, если бы страна смогла удержать тех, кто родился в России, но теперь выступает за другие страны» [28].

Среди таких спортсменов можно назвать белорусскую биатлонистку Дарью Домрачеву, словацкую биатлонистку Анастасию Кузьмину, а также выступавшего за Швейцарию сноубордиста Юрия Подладчикова.

Итак, крупные международные спортивные соревнования всё реже проходят без политических и допинговых скандалов. Ведущие акторы активно используют широкий потенциал спортивной дипломатии и её инструментарий для создания собственного позитивного имиджа, дискредитируя сво-

26 Путин призвал ЛГБТ-сообщество и всех остальных избавиться от агрессии // URL: http:// www.gazeta.ru/polltlcs/news/2014/02/08/n_5932565.shtml

27 Olympic closing ceremony proves Russia a worthy host // The New York Times. 2014. 23 February // URL: http://www.nytlmes.com/2014/02/24/sports/olymplcs/olymplc-closlng-ceremony-proves-russia-a-worthy-host.html?_r=0

28 Олимпиада в Сочи и российская идентичность // URL: https://repubUc.ru/posts/l/1104846

их оппонентов. Данная тенденция приобрела гротескные формы в мельдо-ниевом скандале, запущенном спустя два года после Олимпиады в Сочи и ставшем развитием антироссийской политики, экономических и политических санкций. Внесение мельдония в список запрещённых лекарственных препаратов следует оценивать как хорошо спланированный акт, имеющий далеко идущие геополитические цели, так как это произошло как раз перед отбором на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро 2016 г., и отличной возможностью воздействовать на политику России в последующие олимпийские циклы, а также во время проведения других крупных спортивных соревнований. Даже в условиях COVID-19, когда силы и ресурсы всех стран и организаций должны быть направлены на борьбу с вирусом, ВАДА не отступило от антироссийской стратегии: публикует результаты расследования о допинг-пробах в самый разгар пандемии [ 29]. Данные факты служат ещё одним доказательством участия ВАДА в (гео)политических играх.

В среднесрочной перспективе использование микса допинг- и информационных технологий по дискредитации российского спорта и, как следствие, политического режима в России безусловно сохранится.

Противодействие имеющемуся давлению следует осуществлять по двум направлениям:

- во внутреннем контуре целесообразным видится создание независимой комиссии, включающей как отечественных, так и зарубежных экспертов для расследования существующих инцидентов, а также для разработки и осуществления превентивных мер с целью противодействия недобросовестному использованию медицинских препаратов;

- параллельно с этим должна быть активизирована работа на внешнем контуре - необходимо совершенствовать информационные технологии спортивной дипломатии. Тщательно продуманная и правильно реализованная медиаполитика с использованием всего спектра современных сетевых ресурсов (профили спортсменов в Facebook, Instagram и Telegram, компьютерные игры и т. п.) способна переформатировать общественное мнение, укрепить позиции России в международном спортивном движении и улучшить общий имидж страны.

Совершенствование ресурса спортивной дипломатии, как одного из важнейших инструментов «мягкой силы» страны, способно уже в обозримом будущем принести ощутимые политические и экономические дивиденды.

Библиография • References

Блум У. Убийство демократии: операции ЦРУ и Пентагона в период холодной войны. М.: Кучково поле, 2013.- 704 с.

[Blum U. Ubijstvo demokratii: operacii CRU i Pentagona v period holodnoj vojny. M.: Kuchkovo pole, 2013.- 704 s.]

29 ВАДА завершило расследование о манипуляциях с допинг-пробами московской лаборатории // URL: https://tass.ru/sport/8380027

Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Геополитика спорта и основы спортивной дипломатии. М.: Юрайт, 2018.- 282 с. [Bogolyubova N. M., Nikolaeva YU. V. Geopolitika sporta i osnovy sportivnoj diplomatii.

M.: YUrajt, 2018.- 282 s.] Бойкот-84. Как СССР подарил США олимпийскую победу // URL: https://aif.ru/

sport/olymp/boykot-84_kak_sssr_podaril_ssha_olimpiyskuyu_pobedu [Bojkot-84. Kak SSSR podaril SSHA olimpijskuyu pobedu // URL: https://aif.ru/

sport/olymp/boykot-84_kak_sssr_podaril_ssha_olimpiyskuyu_pobedu] ВАДА завершило расследование о манипуляциях с допинг-пробами московской

лаборатории // URL: https://tass.ru/sport/8380027 [VADA zavershilo rassledovanie o manipulyaciyah s doping-probami moskovskoj

laboratorii // URL: https://tass.ru/sport/8380027] Воинов Д. Е. «Мягкая сила» игр «Сочи-2014» и зарубежные медиа: анализ политико-информационного фона российской олимпиады // Вестник Московского университета. 2015. № 2. С. 155-181. [Voinov D. E. «Myagkaya sila» igr «Sochi-2014» i zarubezhnye media: analiz politiko-informacionnogo fona rossijskoj olimpiady // Vestnik Moskovskogo universiteta. 2015. № 2. S. 155-181] ДолгополовН.М. По ту сторону спорта. 2-е. изд. М.: Молодая гвардия, 1988.- 304 с. [Dolgopolov N. M. Po tu storonu sporta. 2-e. izd. M.: Molodaya gvardiya, 1988.- 304 s.] Исаев А. Спортивная политика России. М.: Советский спорт, 2002.- 511 с. [Isaev A. Sportivnaya politika Rossii. M.: Sovetskij sport, 2002.- 511 s.] Клитин А. Дипломатия пинг-понга и нормализация американо-китайских отношений в 1970-х годах // URL: https://ushistory.ru/populjarnaja-literatura/517-diplomatija-ping-ponga-i-normalizatsija-amerikano-kitajskih-otnoshenij-v-1970-h-godah

[Klitin A. Diplomatiya ping-ponga i normalizaciya amerikano-kitajskih otnoshenij v 1970-h godah // URL: https://ushistory.ru/populjarnaja-literatura/517-diplomatija-ping-ponga-i-normalizatsija-amerikano-kitajskih-otnoshenij-v-1970-h-godah]

Конова Т. Ю., Прозуменщиков М. Ю. Пять колец под кремлёвскими звёздами. Документальная хроника 0лимпиады-80 в Москве. Серия «Россия. XX век». М.: МФД, 2011.- 939 с.

[Konova T. YU., Prozumenshchikov M. YU. Pyat' kolec pod kremlyovskimi zvyozdami. Dokumental'naya hronika 0limpiady-80 v Moskve. Seriya «Rossiya. XX vek». M.: MFD, 2011.- 939 s.]

Манойло А.В., ПономареваЕ.Г. Современные информационно-психологические операции: технологии и методы противодействия // Обозреватель-Observer. 2019. № 2. С. 5-17.

[Manojlo A. V., Ponomareva E. G. Sovremennye informacionno-psihologicheskie operacii: tekhnologii i metody protivodejstviya // Obozrevatel'-Observer. 2019. № 2. S. 5-17]

Наумов А. О. Спортивная дипломатия как инструмент «мягкой силы» // Мировая

политика. 2017. № 4. С. 32-43. [Naumov A. O. Sportivnaya diplomatiya kak instrument «myagkoj sily» // Mirovaya

politika. 2017. № 4. S. 32-43] Олимпиада в Сочи и российская идентичность // URL: https://republic.ru/ posts/l/1104846

[Olimpiada v Sochi i rossijskaya identichnost' // URL: https://republic.ru/ posts/l/1104846]

Олимпиада-80: взгляд из-под «железного занавеса» // URL: https://ria.

ru/20160429/1423072938.html [Glimpiada-80: vzglyad iz-pod «zheleznogo zanavesa» // URL: https://ria.

ru/20160429/1423072938.html| Олимпийская хартия. Лозанна: МОК, 2007.- 47 с. [Glimpijskaya hartiya. Lozanna: MGK, 2007.- 47 s.]

План Путина. Словарь политологических терминов / сост. А. Чадаев, К. Логинов.

М.: Европа, 2007. С. 72.- 144 с. [Plan Putina. Slovar' politologicheskih terminov / sost. A. CHadaev, K. Loginov. M.:

Evropa, 2007. S. 72.- 144 s.| Путин призвал ЛГБТ-сообщество и всех остальных избавиться от агрессии //

URL: http://www.gazeta.ru/politics/news/2014/02/08/n_5932565.shtml [Putin prizval LGBT-soobshchestvo i vsekh ostal'nyh izbavit'sya ot agressii // URL:

http://www.gazeta.ru/politics/news/2014/02/08/n_5932565.shtml] Спортивная дипломатия в современном научном дискурсе // URL: https:// studme.org/119971/turizm/sportivnaya_diplomatiya_proshlom_nastoyaschem_ teoreticheskie_istoricheskie_aspekty [Sportivnaya diplomatiya v sovremennom nauchnom diskurse // URL: https:// studme.org/119971/turizm/sportivnaya_diplomatiya_proshlom_nastoyaschem_ teoreticheskie_istoricheskie_aspekty| Стафеев Д. В. Международное спортивное движение в контексте глобальных проблем человечества // Вестник Волгоградского государственного университета. 2015. № 1. С. 92-98. [Stafeev D. V. Mezhdunarodnoe sportivnoe dvizhenie v kontekste global'nyh problem chelovechestva // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 1. S. 92-98]

Стафеев Д. В. Роль политического фактора в трансформации международного спортивного движения // Научно-технические вести СпбГУ. 2014. № 4. С. 24-34. [Stafeev D. V. Rol' politicheskogo faktora v transformacii mezhdunarodnogo sportivnogo

dvizheniya // Nauchno-tekhnicheskie vesti SpbGU. 2014. № 4. S. 24-34] Столяров В. И. Спорт и современная культура: методологический аспект //

Теория и практика физической культуры. 1997. № 7. С. 2-5. [Stolyarov V. I. Sport i sovremennaya kul'tura: metodologicheskij aspekt // Teoriya

i praktika fizicheskoj kul'tury. 1997. № 7. S. 2-5] Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: https://rg. ru/2015/12/31/nacbezopasnost-site-dok.html [Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 «G Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // URL: https://rg.ru/2015/12/31/ nacbezopasnost-site-dok.html] Штейнбах В. Ответный бойкот // Спорт-экспресс. 2008. 4 августа // URL:

https://www.sport-express.ru/newspaper/2008-08-04/13_2/ [SHtejnbah V. Gtvetnyj bojkot // Sport-ekspress. 2008. 4 avgusta // URL: https://

www.sport-express.ru/newspaper/2008-08-04/13_2/| Штоль В. В. Россия на балканском рубеже // Обозреватель-Gbserver. 2018. № 9. С. 19-32.

[SHtol' V. V. Rossiya na balkanskom rubezhe // Gbozrevatel'-Gbserver. 2018. № 9. S. 19-32]

Lowe B, Kanin D., Strenk A. (eds.) Sport and International Relations. Champaign, Illinois: Stipes Publishing Company, 1978. Р. 316.- 627 р.

8/2020

GБGЗРEБАТEЛЬ-GBSERVER

43

Murray S. Sports-Diplomacy: a hybrid of two halves. 2012.- 24 p. // URL: https:// ru.scribd.com/document/250873199/Sports-Diplomacy-a-Hybrid-of-Two-Halves-by-Dr-Stuart-Murray Olympic closing ceremony proves Russia a worthy host // The New York Times. 2014. 23 February // URL: http://www.nytimes.com/2014/02/24/sports/olympics/ olympic-closing-ceremony-proves-russia-a-worthy-host.html?_r=0 Orwell G. The Sporting Spirit // Tribune. December 1945 // URL: https://www.orwell.

ru/library/articles/spirit/english/e_spirit Sochi or bust // The Economist. 2014. 1 February // URL: http://www.economist. com/news/briefmg/21595428-conspicuous-dazzle-games-masks-country-and-president-deepening-trouble-sochi USADA chief Travis Tygart urges IOC to ban Russia from Winter Olympics // URL: https://www.theguardian.com/sport/2017/sep/23/usada-travis-tygert-ioc-russia-winter-olympics

Статья поступила в редакцию 18 июня 2020 г.

Уважаемые читатели!

В соответствии с распоряжением Минобрнауки России от 28 декабря 2018 г. № 90-р научно-аналитический журнал «Обозреватель-ОЬвегиер) включён в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.