Научная статья на тему 'Проблемы международного сотрудничества спортивных федераций'

Проблемы международного сотрудничества спортивных федераций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
743
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мягкая сила / спортивная дипломатия / международное сотрудничество / внешняя политика / руководитель спортивной федерации. / soft power / sport diplomacy / international cooperation / international policy / sport federation director.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — В А. Савин

В статье рассматривается функция спортивной федерации в контексте международного сотрудничества. На основании анализа документов определены цели и задачи спортивной федерации на международной арене, а также функции руководителя организации. Статья раскрывает содержание понятий мягкой силы, публичной дипломатии, спортивной дипломатии. В исследовании демонстрируется потенциал использования спортивной дипломатии в рамках достижения внешнеполитических целей государства. Приводятся практические примеры использования спорта как инструмента достижения внешнеполитических целей государства. В качестве проблемы, ограничивающей эффект использования спортивной дипломатии в рамках международного сотрудничества РФ, обнаруживается недоступность повышения компетенции публичной дипломатии в виду отсутствия курсов повышения квалификации в этой отрасли. Представленный анализ документов и научной литературы позволяет сделать вывод, что повышение компетенции публичной дипломатии у руководителей спортивных организаций и дальнейшее ее использование в работе способно обеспечить успех Российской Федерации на внешнеполитической арене, служить дополнительным инструментом международной интеграции страны. Автор приходит к выводу, что разработка курса повышения квалификации публичной дипломатии для руководителей спортивных организаций является чрезвычайно актуальной, перспективной разработкой, находящейся на стыке научных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION PROBLEMS OF SPORT FEDERATION

In the article function of sport federation concerning international cooperation is reviewed. Goals and objectives of the sports federation in the international arena, as well as the functions of the head of the organization are determined by method of document analysis. The article reveals the definition of hard power, public diplomacy, sport diplomacy. Research demonstrates potency of usage sport diplomacy in reaching international goals of the state. Examples of usage sport as mean of reaching international goals of the state are given. Lack of availability of development public diplomacy competence due to absence of education courses in this field was determined as a factor that limits effect of usage sport diplomacy in international cooperation of Russian Federation. Through the analysis of documents and scientific literature the author concludes that development of public diplomacy competence for chiefs of sport organizations can provide success in international arena and serve as extra mean for international integration of Russian Federation. The author finds out that designing public diplomacy competence development course for heads of sport organizations is extremely perspective and interdisciplinary.

Текст научной работы на тему «Проблемы международного сотрудничества спортивных федераций»

Тогдауменьшениевидимогоугловогоразмераможноопределитьотноше-

L +1

L +1

а Ь +1/п п • Ь +1

Таким образом, мы убедились в упрощении выводов формул для отражения от сферического зеркала и преломления на сферическом интерфейсе меж-

и точек на диаграммах, выражающих путь лучей в этих случаях, представляет особый интерес [3]. Унификация обозначений значительно упрощает процесс обучения и последующей подготовки будущих участников олимпиад [4], поскольку порядок в обозначениях подразумевает обязательный порядок в логических шаблонах мышления обучающихся. Мы также отмечаем, что в нашей унифицированной записи нет более низких показателей, что позволяет обучающимся воспринимать полученную информацию без искажений, не отвлекаясь на анализ

ду двумя средами. Объединение обозначений, необходимых для вывода углов небольшого,ноне менее важного текста [5].

Библиографическийсписок

1. КудрявцевЛ.Д. Курсматематическогоанализа:учебникдлястудентовуниверситетовивузов:в3т. Москва: Высшая школа, 1988; Т. 1.

2. Иродов И.Е. Задачипообщейфизике. Москва:2002.

3. Прояева И.В, Сиделов Д.И. Об использовании методов нахождения экстремумов функции в физических приложениях при подготовке бакалавров инженерного профиля. Модернизацияинженерного образования: состояние, проблемы, перспективы: авторскаямонография. Оренбург, 2018: 168 - 174.

4. Прояева И.В. Об организации компетентностно-ориентированного подхода самостоятельной работы бакалавров по математическим дисциплинам на технических специальностяхВО. Реализациякомпетентностногоподходавсфереинженернойподготовки: авторская монография. Уфа, 2017: 101 - 106.

5. Прояева И.В. Компетентностный подход в преподавании математических дисциплин на инженерных специальностях: материалы I Международной очно-заочной конференции. Оренбург, ПГУТИ,2015.

References

нием:

а

о

1. Kudryavcev L.D. Kurs matematicheskogo analiza: uchebnik dlya studentov universitetov i vuzov: v 3 t. Moskva: Vysshaya shkola, 1988; T. 1.

2. Irodov I.E. Zadachipo obschej fizike. Moskva: 2002.

3. Proyaeva I.V, Sidelov D.I. Ob ispol'zovanii metodov nahozhdeniya 'ekstremumov funkcii v fizicheskih prilozheniyah pri podgotovke bakalavrov inzhenernogo profilya. Modernizaciya inzhenernogo obrazovaniya: sostoyanie, problemy, perspektivy: avtorskaya monografiya. Orenburg, 2018: 168 - 174.

4. Proyaeva I.V. Ob organizacii kompetentnostno-orientirovannogo podhoda samostoyatel'noj raboty bakalavrov po matematicheskim disciplinam na tehnicheskih special'nostyah VO. Realizaciya kompetentnostnogo podhoda v sfere inzhenernojpodgotovki: avtorskaya monografiya. Ufa, 2017: 101 - 106.

5. Proyaeva I.V. Kompetentnostnyj podhod v prepodavanii matematicheskih disciplin na inzhenernyh special'nostyah: materialy I Mezhdunarodnoj ochno-zaochnoj konferencii. Orenburg, PGUTI, 2015.

Статья поступила в редакцию 14.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10034

Savin V.A., postgraduate, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia), E-mail: [email protected]

INTERNATIONAL COOPERATION PROBLEMS OF SPORT FEDERATION. In the article function of sport federation concerning international cooperation is reviewed. Goals and objectives of the sports federation in the international arena, as well as the functions of the head of the organization are determined by method of document analysis. The article reveals the definition of hard power, public diplomacy, sport diplomacy. Research demonstrates potency of usage sport diplomacy in reaching international goals of the state. Examples of usage sport as mean of reaching international goals of the state are given. Lack of availability of development public diplomacy competence due to absence of education courses in this field was determined as a factor that limits effect of usage sport diplomacy in international cooperation of Russian Federation. Through the analysis of documents and scientific literature the author concludes that development of public diplomacy competence for chiefs of sport organizations can provide success in international arena and serve as extra mean for international integration of Russian Federation. The author finds out that designing public diplomacy competence development course for heads of sport organizations is extremely perspective and interdisciplinary.

Key words: soft power, sport diplomacy, international cooperation, international policy, sport federation director.

В.А. Савин, соискатель, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Kaлининград, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается функция спортивной федерации в контексте международного сотрудничества. На основании анализа документов определены цели и задачи спортивной федерации на международной арене, а также функции руководителя организации. Статья раскрывает содержание понятий мягкой силы, публичной дипломатии, спортивной дипломатии. В исследовании демонстрируется потенциал использования спортивной дипломатии в рамках достижения внешнеполитических целей государства. Приводятся практические примеры использования спорта как инструмента достижения внешнеполитических целей государства. В качестве проблемы, ограничивающей эффект использования спортивной дипломатии в рамках международного сотрудничества РФ, обнаруживается недоступность повышения компетенции публичной дипломатии в виду отсутствия курсов повышения квалификации в этой отрасли. Представленный анализ документов и научной литературы позволяет сделать вывод, что повышение компетенции публичной дипломатии у руководителей спортивных организаций и дальнейшее ее использование в работе способно обеспечить успех Российской Федерации на внешнеполитической арене, служить дополнительным инструментом международной интеграции страны. Автор приходит к выводу, что разработка курса повышения квалификации публичной дипломатии для руководителей спортивных организаций является чрезвычайно актуальной, перспективной разработкой, находящейся на стыке научных дисциплин.

Kлючевые слова: мягкая сила, спортивная дипломатия, международное сотрудничество, внешняя политика, руководитель спортивной федерации.

Согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-Ф3 (ред. от 02.08.2019), спортивная федерация создается на основе членства, получения государственной аккредитации, а ее целями являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд Российской Федерации [1]. Под международным сотрудничеством мы понимаем совокупность мер, средств и действий, направленных на взаимодействие двух и более сторон, призванных решить экономические, политические, социальные или иные задачи участников интернациональных отношений. С момента институализации спорта, приобретения им массовости и выходом на уровень международных соревнований, федерации не являются исключением и могут быть рассмотрены как полноправные члены межнационального взаимодействия.

В ходе своей международной деятельности руководители спортивных федераций сталкиваются с многозадачностью, со сложностями, связанными как непосредственно со спортом, так и с решением латентных задач, не имеющих прямой связи с уставной деятельностью организаций. В число таких задач входит создание и поддержание имиджа государства, подтверждение репутации, формирование общественного мнения. Успешная реализация этих задач напрямую зависит от соответствующих компетенций, которые являются дефицитными у руководителей спортивных организации.

В числе очевидных, детерминированных имманентной сущностью спорта, целей и задач любой спортивной федерации находятся популяризация конкретного вида спорта, организация и проведение соревнований, подготовка спортсменов сборной команды России к соревнованиям, пропаганда здорового образа жизни и т.д. Однако в уставах вышеуказанных организаций

отражается также обязанность в развитии спортивных международных связей России.

На основе проведенного анализа документов (уставов всероссийских спортивных федераций олимпийских видов спорта) нами было выявлено наличие целей и задач на международной арене, объединенных общим смыслом,а именно: «содействие развитию спортивных международных связей России по спортивной гимнастике [2], укреплению связей со спортивными международными организациями по спортивной гимнастике», «содействие развитию спортивных международных связей, укреплению связей со спортивными международными организациями, развивающими спортивную борьбу» [3], «укрепление позиций и повышения престижа российской легкой атлетики на международной арене» [4], «укрепление позиций и повышение авторитета российского футбола на международной арене, осуществление международных спортивных связей в области футбола, в том числе с ФИФА, УЕФА, иными международными футбольными организациями; представление интересов российского футбола в международном спортивном и олимпийском движении» [5], «установление и развитие связей с российскими и международными физкультурно-спортивными организациями, в том числе с национальными ассоциациями хоккея и спортивными лигами» [6]. Как видно, в уставе любой спортивной федерации РФ по олимпийским видам спорта в качестве цели или задачи фигурирует международное сотрудничество.

Необходимость в международном взаимодействии получила свое отражение в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В частности, в нем говорится о цели олимпийского движения России в укреплении международного спортивного сотрудничества, представлении Олимпийским Комитетом России олимпийского движения России, членов Олимпийского комитета России в международных спортивных объединениях. В статье 24 данного закона говорится о праве спортсменов на содействие общероссийских спортивных федераций по выбранным видам спорта в защите прав и законных интересов спортсменов в международных спортивных организациях.

Отдельно стоит вынести пункт о борьбе с допингом, указанный в статье 26 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в котором в качестве одной из мер по предотвращению допинга в спорте и борьбы с ним предусматривается осуществление международного сотрудничества в данной области. Продолжая этический аспект, в статье 26.2 указанного закона обращается внимание на осуществление международного сотрудничества в области предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбы с ними.

В статье 40, полностью направленной на международное сотрудничество Российской Федерации в области физической культуры и спорта, говорится о необходимости соблюдения регламентов и требований, утвержденных международными спортивными организациями и международными договорами Российской Федерации. В ней также закреплена возможность создания международных физкультурно-спортивных организаций, а также филиалов и представительств международных физкультурно-спортивных организаций на территории РФ.

Все это говорит о большом объеме целей и задач в сфере международного взаимодействия, стоящих перед спортивными федерациями, решить которые призваны компетентные специалисты. В Приказе Минтруда России от 29.10.2015 N 798н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» выделена отдельная трудовая функция 3.8.7. «Обеспечение координации работ федераций по видам спорта и организаций физической культуры и спорта по подготовке спортсменов высокого класса и их участию в официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях в составе спортивных сборных команд» [7]. В данную функцию входят трудовые действия, связанные с обеспечением координации работ федераций по видам спорта и организаций физической культуры и спорта по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в крупнейших всероссийских и международных спортивных соревнованиях в составе спортивных сборных команд. В том числе руководство процессами размещения информации в периодических печатных и электронных средствах массовой информации, информационных агентствах, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подписание приказов и иных официальных документов, утверждение штата и обязанностей работников, ответственных за выполнение отдельных функций, проведение рабочих встреч (совещаний) и мероприятий.

Существуют разные примеры взаимоотношений между национальными федерациями по видам спорта; с одной стороны, они зависят от внешней политики государств, с другой - способны оказать влияние на внешнеполитический курс страны. В некоторых случаях спортивные организации служат проводниками реализации идеи сближения между государствами, а иногда - катализаторами начала конфронтации, вплоть до начала военных действий.

Для реализации внешнеполитических целей применимы как инструменты мягкой, так и жесткой силы. К проявлениям жесткой силы обычно относятся военные вмешательства, экономические взаиморасчеты или санкции [8].

По мнению известного американского политолога Джозефа Ная, бывшего заместителя министра обороны по вопросам международной безопасности в администрации президента США, мягкая сила - способность заставить других хотеть тех же результатов, что и тебе, принятие, вместо принуждения [9]. Проявлением мягкой силы может являться публичная дипломатия, в ходе которой про-

исходит создание благоприятного образа, репутации, имиджа государства. Как видно из анализа документов, в пунктах, касающихся международной деятельности руководителей спортивных организаций, отсутствует прямое упоминание публичной дипломатии как механизма решения целей и задач международного сотрудничества. А вместе с тем, существует достаточное количество примеров использования публичной спортивной дипломатии в достижении внешнеполитических целей.

В качестве положительного результата использования спортивной дипломатии мы можем вспомнить несколько ярких примеров, наглядно демонстрирующих ее потенциал. Проведение Олимпийских игр 1964 года принято считать одним из ярких примеров проявления публичной дипломатии, в ходе которого произошел «восход» Японии. Тогда стране восходящего солнца, чья экономика и авторитет были подорваны в ходе завершения Второй мировой войны, удалось показать свою инновационность, технологичность и нацеленность на мирное будущее [10].

В результате охлаждения отношений между СССР и КНР после смерти Сталина, в конце 60-х - начале 70-х гг. появилась реальная возможность и взаимное желание в сближении между коммунистической КНР и лидером западного капиталистического мира США. В ходе реализации первого шага так называемой пинг-понговой дипломатии, сборная КНР по настольному теннису впервые после длительного перерыва приняла участие в чемпионате мира 1971 в Нагойа, Япония. Сообщалось, что во время проведения мероприятия китайский чемпион Мира Зуан Джедонг общался с представителем американской команды Гленом Кованом, опоздавшим на автобус американской сборной и ехавшим с китайской сборной. В ходе контакта они обменялись подарками, и американская сторона получила приглашение принять участие в американо-китайском турнире по настольному теннису [11]. После некоторого раздумья американская сторона воспользовалась приглашением и посетила Китай для участия в турнире. Вскоре после этого визита американо-китайские отношения начали стремительно развиваться в положительном и конструктивном ключе и вышли на новый уровень.

Есть и обратный пример, когда футбольное противостояние между сборными Сальвадора и Гондураса по футболу выступило как катализатор разрыва дипломатических отношений и начала военных действий. Инцидент случился в 1969 году во время отборочных матчей на чемпионат мира 1970 года. По стечению обстоятельств командам пришлось сыграть три матча между собой, оспаривая путевку на чемпионат мира в Мексике в момент нарастания политического напряжения, связанного со столкновением экономических интересов двух стран. Непосредственным поводом к войне послужил проигрыш команды Гондураса команде Сальвадора в третьем, решающем матче отборочного этапа чемпионата мира по футболу, чем и объясняется данное конфликту название - «футбольная война». Несмотря на скоротечность, конфликт дорого обошёлся обеим сторонам: общие потери составили несколько тысяч человек; война похоронила региональный интеграционный проект.

Для нашей страны особняком стоят события, происходившие в период холодной войны: отказ от участия в московской Олимпиаде 1980 года сборной США и ответное пренебрежение поездкой сборной СССР на Олимпийские игры 1984 года в Лос-Анджелесе. В условиях той политической ситуации и биполяризации общества казалось невозможным поступить иначе, однако в нынешнее время добровольный отказ от участия в международных спортивных соревнованиях вряд ли будет оправдан с какой-либо стороны.

Существуют негативные примеры насильственного отлучения спортсменов и даже целых команд от соревнований международного масштаба: чемпионатов Европы, мира и даже Олимпийских игр. Подобная участь постигла сборную России по легкой атлетике, а также всю параолимпийскую сборную перед играми в Рио-де-Жанейро в 2016 году. Бесспорно, эти события расцениваются как мощный удар по репутации страны, особенно болезнен тот факт, что это произошло в отсутствии объективных доказательств в наличии программы допинга сборной России, в которой ее обвинили.

Сейчас абсолютно очевидно, что утверждение о том, что спорт находится вне политики, является наивным и неактуальным. В РФ более 90% спорта финансируется за счет государственного бюджета. Государственные корпорации, являющиеся спонсорами спортивных клубов, федераций по видам спорта, мы также вправе считать представителями госсектора. При таком подходе субъект финансирования (государство) вправе осуществлять заказ объекту финансирования (спортивному клубу, федерации, атлету) не только на достижение спортивных результатов, но также и на представление интересов государства как внутри страны, так и на внешнеполитической арене. И если ранее победы спортсмена на международных соревнованиях автоматически подтверждали право его государства на доминирование на внешнеполитической арене, то в современном информационном пространстве с развитием Интернета, социальных сетей у любой федерации появилась возможность мгновенно высказывать свое негативное или позитивное отношение широкой аудитории относительно любого события, человека, организации, политики государства.

Спортсмены высокой квалификации перестали рассматриваться с биологи-заторской точки зрения как совокупность мышц, костей, крови, как «машина» для достижения спортивного результата. Болельщикам стало интересно, что «находится у чемпиона в голове». А уже тональность риторики и контент, исходящий от атлета, способны оказать как положительное, так и отрицательное влияние на

имидж страны. Стало быть, регулирование этого вопроса входит зону ответственности национальной федерации и ее руководителя.

В последние годы практика международных отношений значительно изменилась, взаимодействия между государствами вышли из рамок приватного общения на высоком уровне на более низкий, относительно неофициальный уровень. Фокус во многом сместился на публичное взаимодействие в разных сферах жизни людей: культуре, науке, искусстве, спорте. Спорт из-за своей растущей международной популярности занимает особое место в этом списке. Рассмотрение феномена международного спорта не должно ограничиваться лишь аспектами, связанными с участием в соревнованиях, судейством, противоборством болельщиков и т.д.

Спорт со своими декларируемыми гуманистическими ценностями является универсальной площадкой для международного сотрудничества. При этом нужно отметить, что само по себе международное сотрудничество не является конечной целью, а скорее, средством достижения главной цели - представления интересов государства. В контексте международного спорта в роли конкретного инструмента достижения цели эффективно работают механизмы публичной дипломатии. Приоритетными задачами публичной дипломатии как проявления мягкой силы является формирование общественного мнения о государстве, создание благоприятного имиджа, репутации. Под публичной дипломатией мы понимаем обобщающее понятие, обозначающее деятельность различных акторов, как правительственных, так и неправительственных, которая призвана объяснить иностранной общественности проводимую страной внешнюю политику и побу-

Библиографический список

дить то или иное зарубежное государство принимать свои внешнеполитические решения в том русле, которое выгодно данным акторам.

В нашем исследовании рассматривается еще более узкое проявление публичной дипломатия - ее спортивная разновидность. Феномен, использующий международные спортивные мероприятия, акторов спорта для привлечения внимания, информирования и создания благоприятного имиджа государства среди зарубежной общественности, организаций [12].

Говоря о решении уставных целей и задач федераций, направленных на развитие международного сотрудничества, возникает вопрос о наличии инструментария и технологии. И если для того чтобы руководителю спортивной организации повысить свою компетентность в управлении персоналом, финансовой, юридической грамотности существует достаточное количество возможностей, то для повышения компетентности публичной дипломатии возможности практически отсутствуют. Это говорит о том, что потенциал использования спортивной дипломатии для достижения внешнеполитических целей РФ, в том числе создания положительного имиджа государства, повышения репутации, целенаправленного формирования общественного мнения задействован не полной мере.

На сегодняшний день в РФ существует дефицит курсов повышения квалификации публичной дипломатии для руководителей спортивных организаций. Их разработка и внедрение является весьма актуальным и необходимым составляющим для окончательной институализации феномена спортивной дипломатии. Реализация этих задач способно помочь в достижении внешнеполитических целей Российской Федерации.

1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-Ф3.

2. Устав Общероссийской общественной организации «Федерация спортивной гимнастики России». Москва, 2019.

3. Устав Общероссийской общественной организации «Федерация спортивной борьбы России». Москва, 2013.

4. Устав Общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация легкой атлетики». Москва, 2016.

5. Устав Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» Москва, 2019.

6. Устав Общероссийской общественной организации «Федерация хоккея России». Москва, 2018.

7. Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта». Приказ Минтруда России от 29.10.2015 N 798н». Available at: https://base.garant.ru/71249184/

8. Trunkos J., Heere B. Case Studies in Sport Diplomacy, Sport Diplomacy: A Review of How Sports Can Be Used to Improve International Relationships. West Virginia University Chapter. 2017; № 11: 1 - 19.

9. Nye J.Jr. Soft power the means to success in world politics. 2005; Chapter 1: 19.

10. Shimizu S. Rebuilding the Japanese Nation at the 1964 Tokyo Olympics: The Torch Relay in Okinawa and Tokyo. The Olympics in East Asia: Nationalism,Regionalism, and Globalism on the Center Stage of World Sports. Yale University EliScholar - A Digital Platform for Scholarly Publishing at Yale. 2011: 39 - 61.

11. Kobierecki M.M. Ping-Pong Diplomacy and its Legacy in the American Foreign Policy. Polish Political Science Yearbook. 2016; vol. 45: 304 - 316.

12. Murray S. Sports-Diplomacy: a hybrid of two halves. Available at: http://www.culturaldiplomacy.org/academy/content/pdf/participant-papers/2011-symposium/Sports-Diplomacy-a-hybrid-of-two-halves--Dr-Stuart-Murray.pdf

References

1. O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 04.12.2007 N 329-FZ.

2. Ustav Obscherossijskoj obschestvennoj organizacii «Federaciya sportivnoj gimnastiki Rossii». Moskva, 2019.

3. Ustav Obscherossijskoj obschestvennoj organizacii «Federaciya sportivnoj bor'by Rossii». Moskva, 2013.

4. Ustav Obscherossijskoj obschestvennoj organizacii «Vserossijskaya federaciya legkoj atletiki». Moskva, 2016.

5. Ustav Obscherossijskoj obschestvennoj organizacii «Rossijskij futbol'nyj soyuz» Moskva, 2019.

6. Ustav Obscherossijskoj obschestvennoj organizacii «Federaciya hokkeya Rossii». Moskva, 2018.

7. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Rukovoditel' organizacii (podrazdeleniya organizacii), osuschestvlyayuschej deyatel'nost' v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta». Prikaz Mintruda Rossii ot 29.10.2015 N 798n". Available at: https://base.garant.ru/71249184/

8. Trunkos J., Heere B. Case Studies in Sport Diplomacy, Sport Diplomacy: A Review of How Sports Can Be Used to Improve International Relationships. West Virginia University Chapter. 2017; № 11: 1 - 19.

9. Nye J.Jr. Soft power the means to success in world politics. 2005; Shapter 1: 19.

10. Shimizu S. Rebuilding the Japanese Nation at the 1964 Tokyo Olympics: The Torch Relay in Okinawa and Tokyo. The Olympics in East Asia: Nationalism,Regionalism, and Globalism on the Center Stage of World Sports. Yale University EliScholar - A Digital Platform for Scholarly Publishing at Yale. 2011: 39 - 61.

11. Kobierecki M.M. Ping-Pong Diplomacy and its Legacy in the American Foreign Policy. Polish Political Science Yearbook. 2016; vol. 45: 304 - 316.

12. Murray S. Sports-Diplomacy: a hybrid of two halves. Available at: http://www.culturaldiplomacy.org/academy/content/pdf/participant-papers/2011-symposium/Sports-Diplomacy-a-hybrid-of-two-halves--Dr-Stuart-Murray.pdf

Статья поступила в редакцию 16.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10035

Sarsembaeva D.K., MA of Geography, Pavlodar State Pedagogical University (Pavlodar, Kazakhstan),

E-mail: [email protected]

PBL (PROBLEM TRAINING) TECHNOLOGY IN THE SUBJECT TRAINING OF FUTURE GEOGRAPHY TEACHERS. The article raises a question of choice of technology for the formation of research competencies in the subject training of future teachers. PBL technology is understood as the way of mastering the subject knowledge of the future teacher of geography in the process of research. In the modern training of future teachers, one of the requirements is fundamental education, which consists of deep possession of subject knowledge and the method of obtaining this knowledge. The analysis of the questionnaire of teachers shows that the lack of interest in the implementation of pBl technology is established, they do not see the educational result of students, as it is a way of owning subject knowledge based on research. PBL application creates conditions of transition from reproductive to research way of organization of activity, from educational to professional activity where the student is a subject of education, and changes the activity.

Key words: PBL (problem-oriented) technology, research activities, subject training, research competencies.

Д.К. Сарсембаева, магистр географии, Павлодарский государственный педагогический университет, г. Павлодар,

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.