Международно-правовые основы спортивной дипломатии
Мартыненко Станислав Евгеньевич,
к.и.н., ст.преп. кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов, [email protected]
В статье анализируются международно-правовые документы, регламентирующие общественные отношения в сфере спортивной дипломатии. В условиях фактического отсутствия отечественных исследований по проблеме спортивной дипломатии привлечено внимание к ее феномену как к современному дипломатическому методу. Автор рассматривает понятие спортивной дипломатии, как элемента «мягкой силы». Далее анализируются основные документы, принимаемые в различные периоды такими международными организациями как: ООН, Совет Европы, ЮНЕСКО. Особое внимание уделяется международно-правовой основе возрожденного в 1984 году Олимпийского движения. Автор приходит к выводу, что в настоящее время, с учетом роста популярности спорта и постепенного теоретического осмысления спортивной дипломатии, в ближайшем будущем она может выступать в качестве самостоятельного института. Через новизну феномена спортивной дипломатии расширена теоретико-эмпирическая база исследования. Отмечается своевременность и необходимость применения механизмов и инструментов спортивной дипломатии для оптимизации внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Резюмируется, что международная нормативно-правовая основа спортивной дипломатии отличается как неоднородностью, так и различным уровнем вовлеченности международных организаций в процесс ее развития. Отмечается умеренная положительная динамика в данном направлении. Основные методы, использованные автором при подготовке настоящего исследование, - политологический, аналитический и историко-диалектический. На основании проведенного анализа автором сделан ряд научно-теоретических выводов, представленных в заключительной части исследования. Ключевые слова: Спорт, спортивная дипломатия, Олимпийская Хартия, международные отношения, концепция «мягкой силы», право.
В современных геополитических условиях получают распространение дипломатические методы влияния, к которым можно отнести: духовную и материальную культуры, творческую мощь нации, спортивные успехи страны.
Известный американский политолог и неолиберал Джозеф Най в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века сформулировал концепцию «мягкой силы» [7]. В данной статье речь пойдет о международно-правовых основах спортивной дипломатии, как одного из наиболее ярких проявлений «мягкой силы».
Понятие спортивной дипломатии
Спортивная дипломатия как неотъемлемая часть современной публичной дипломатии в настоящий момент находится на стадии своего становления и развития, в связи с чем, исследование его концептуальных основ актуально и необходимо.
В современных международных отношениях инструментарий спорт как явления альтернативной дипломатии достаточно широк. В частности, спорт выступает инструментом развития, инструментом «мягкой силы», диалога и сближения многонациональных обществ, обеспечения мира в международных отношениях.
Являясь перспективным направлением «мягкоси-лового» влияния страны, спортивная дипломатия помимо определенности в прогрессивности своего будущего, вызывает сомнения эстетического характера, связанных с покушением на незыблемость чистоты спорта и искажением его гуманистической цели объединения человечества во имя мира.
Анализ существующих в международно-правовой науке материалов позволяет сформулировать выводы о том, что с учетом роста популярности мероприятий спортивного характера и постепенного теоретического осмысления фактора «мягкой силы», не только возможно, но и резонно прогнозировать рост интереса к спортивной дипломатии как обособленного института.
Спортивная дипломатия представляет собой как официальную (спортивно-подготовительную), так и неофициальную (т.н. «закулисную») деятельность государственных должностных лиц и внешнеполитических ведомств с целью осуществления внешнеполитических задач посредством организации, проведения и участия в спортивных мероприятиях международного уровня [6].
Международно-правовые акты в области спортивной дипломатии
Спортивная дипломатия в тех или иных проявлениях исторически была и остается в поле зре-
X 2
СО
0
сч
01
ния международных организаций. Всю совокупность нормативных актов, касающихся вопросов спортивной дипломатии, можно условно разделить на несколько групп.
Важную группу исследуемых нормативных актов образуют официальные документы, касающиеся Олимпийских игр.
Современное олимпийское движение было возрождено по инициативе Пьера де Кубертена, который сыграл решающую роль в организации в 1894 году Международного атлетического конгресса в Париже. Результатом этого явилось учреждение Международного Олимпийского комитета 23 июня 1894 г. После возрождения олимпийского движения в 1896 году в Афинах состоялись Олимпийские игры. В 1914 году на Олимпийском Конгрессе в Париже утверждена официальная Олимпийская символика. Она была впервые представлена на Играх 1920 года в Антверпене.
Олимпийское движение играет немаловажную роль в международном взаимопонимании и миротворчестве. Его основные принципы отражены в Олимпийской Хартии, которая представляет собой свод основополагающих идей Олимпизма, официальных правил и разъяснений Международного олимпийского комитета (далее - МОК, прим.авт.). В ней регламентированы вопросы организации Олимпийских игр и деятельности олимпийского движения. В данном документе определяется, что «олимпизм является жизненной философией, которая возвышает и объединяет в целое достоинство тело, волю и разум» [9].
Олимпийской Хартией признается право человека на занятие спортом как одно из основополагающих прав, гарантирующих возможность любого человека заниматься спортом, не подвергаясь дискриминации, основываясь на взаимопонимании, дружбе, солидарности и честной игре. Любые проявления дискриминации в отношении конкретной страны или лица, расового, религиозного, политического характера, или по признаку пола - с точки зрения Олимпийского движения неприемлемы.
Принципы олимпизма получили развитие в других международных актах. Принятая 21 ноября 1978 года Международная хартия физического воспитания и спорта [5], ставила в качестве основной цели поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогрессу человечества. В 2015 году данный документ был существенно обновлен и утвержден 18.12.2018 года на заседании Генеральной конференции ЮНЕСКО.
Представления об имидже страны и его внешней политике находятся в тесной зависимости от соответствия программ физического воспитания и спорта потребностям общества и личности. Поэтому их необходимо разрабатывать, учитывая индивидуальные особенности, а также организационные, культурные, социально-экономические и климатические условия каждой страны.
Защита общих интересов и содействие развитию физического воспитания и спорта лежит, прежде всего, на государствах и международных ор-
ганизациях, в том числе неправительственных, между которыми должно происходить тесное сотрудничество.
Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН «Соблюдение олимпийского перемирия» является одним из наиболее важных международно-правовых актов в области спортивной дипломатии. В ней закрепляется восстановление древнегреческой традиции прекращения всех военных конфликтов на время проведения Игр. Перед началом очередных Игр, ООН принимает символическую Резолюцию, цель которой заключается в прекращении любых вооружённых конфликтов на время проведения Олимпиады [11].
В конце XX - начале XXI в. мировое сообщество неоднозначно подходит к принципу Олимпийского перемирия. Например, во время военного конфликта между США и Ираком страны установили режим прекращения огня на время проведения зимних игр в Нагано 1998 года. События августа 2008 года напротив, продемонстрировали мировому сообществу превалирование политических интересов отдельных государств над властью принципа Олимпийского перемирия. Вооруженный конфликт в Южной Осетии был развязан накануне церемонии открытия Олимпиады в Пекине. Последним примером, когда страны пренебрежительно отнеслись к принципу Олимпийского перемирия, стала эскалация гражданской войны в Сирии во время проведения Зимних игр в Сочи [2].
Совет Европы уделяет спорту большое внимание с целью укрепления социального единства. Этой старейшей в Европе международной организацией поддерживается идея всеобщей доступности спорта и ведется активная борьба с насилием и допингом. В 1975 году Советом Европы был предпринят беспрецедентный шаг на пути к демократизации спорта. Им была принята Хартия «Спорт для всех», закрепляющая обязательные принципы отсутствия политики в области спорта. Хартия провозгласила принципы общедоступности спорта, честного соблюдения правил и толерантности, защиты человеческого достоинства и недопустимости эксплуатации спортсменов.
В мае 1992 года в рамках седьмой конференции министров спорта европейских стран была принята Европейская спортивная Хартия [12], которая существенно развила идеи, указанные выше. Она, в свою очередь, подлежала пересмотру в 2001 году и дополнена принципом устойчивого развития, предполагающим соблюдать экологические требования строительства спортивных объектов.
Следующим международно-правовым актом в области спортивной дипломатии является Декларация участников европейской конференции «Спорт и местное управление», принятая 3 февраля 1996 года. В ней провозглашается принцип « спорт для всех».
В декларации отражаются следующие основополагающие принципы:
- спорт - это важный фактор человеческого развития, публичным фондам необходимо оказывать ему должную материальную поддержку;
- при разработке и планировании политики в области спорта местного, регионального и национального уровней, должен применяться комплексный подход с привлечением органов здравоохранения, социальных служб, защиты природы, культуры и отдыха;
- спортивная политика эффективна только при оптимальной координации деятельности частных и публичных органов, которые прямо или косвенно связаны со спортом;
- государственным властям необходимо предусмотреть спортивные площадки, спортивные сооружения, которые будут отвечать общественным нужда, а их цены будут доступны для населения;
- доступность спортивных центров должны быть обеспечена для всех граждан, включая лиц с ограниченными возможностями и пожилых людей.
- необходима поддержка производства спортивного оборудования;
- местным властям необходимо поддерживать виды деятельности, которые способствуют совместным семейным занятиям спортом;
- государствам необходимо развивать районы, в которых проживают граждане с ограниченными доходами, так как спорт позволяет скрасить трудности малоимущих слоев населения [4].
В мае 2000 года на девятой Европейской конференции министров спорта была принята резолюция «Чистый и здоровый спорт в третьем тысячелетии», в котором отразились положения о роли и месте спорта в отношениях человека с окружающей средой.
В резолюции 58/5 Генеральной ассамблеи ООН «Спорт как средство содействия воспитанию, здоровью, развитию и миру» признается положительная ценность спорта и отмечаются вызовы мировому спортивному сообществу [8].
11 мая 2007 года Советом Европы принимается Расширенное частичное соглашение по спорту (Далее - РЧСП, прим.авт.), которое координирует действия по сотрудничеству стран Европы в области спорта. Основными задачами данного соглашения являются: 1. решение проблем, существующих сегодня в Европе в области спорта; 2. пропаганда занятия спортом; 3. «оздоровление» спорта и улучшение законодательной базы, способствующей его прозрачности, установление стандартов, мониторинг, развитие рекомендаций и наработок, обмен положительным опытом [1].
13 августа 2009 года Российская Федерация присоединилась к РЧСП. Тем самым РФ подтвердила статус великой спортивной державы и участницы межгосударственного взаимодействия в этой области. Данное событие было актуально в связи с предстоящими Олимпийскими играми Сочи в 2014 году. При подготовке к Олимпиаде, для России был открыты обмены в сфере спортивной политики, стало возможным участие в разработке новых норм и реализации совместных проектов с партнерскими спортивными организациями.
18 сентября 2014 года РФ ратифицировала Конвенцию Совета Европы против манипулирова-
ния спортивными соревнованиями, направленную на противодействие коррупции в сфере спорта [3].
В Российской Федерации идея развития спорта является приоритетной и является объектом особого внимания со стороны высокопоставленных чиновников. 10 октября 2018 года, в Ульяновске на VII Международном спортивном форуме «Россия -спортивная держава» состоялось пленарное заседание «Физическая культура и спорт: новые задачи развития».
В своём выступлении Министр спорта Российской Федерации Павел Колобков отметил, что главными целями спортивной отрасли на ближайшие годы является вовлечение 55% населения в систематические занятия физической культурой и спортом. Он сообщил, что на сегодняшний день в стране около 50 млн граждан систематически занимаются спортом, а к 2024 году это число должно быть увеличено более чем в полтора раза, т.е. на 30 млн человек.
Президент России В.В. Путин, прибывший на указанный форум, обозначил приоритеты развития физической культуры и спорта в РФ на 2021-2030 годы. Он указал, что поддержка прославленных ветеранов и воспитание достойной смены, содействие массовому спорту и задачи создания доступной инфраструктуры обязательно должны найти отражение в разрабатываемой Стратегии развития физической культуры и спорта на период 2021-2030 годов, - отметил Президент. - Правительству необходимо утвердить её не позднее 2020 года. Особое место следует уделить укреплению международного взаимодействия. Россия всегда была и остаётся нацеленной на самое широкое и конструктивное сотрудничество со всеми спортивными организациями мира [10].
Заключение
Подводя итог настоящему исследованию, следует отметить достаточно интенсивный темп развития российской спортивной дипломатии. Дальнейшее совершенствование деятельности в указанном направлении возможно путем улучшения качества юридической работы внутри государства, что должно находить воплощение в виде соответствующих нормативных документов. Как показало исследование, отечественные нормативные акты изобилуют общими фразами, которые не приносят необходимого результата. Кроме того, спортивным организациям необходимо предлагать конкретные программы и проекты, в которых будут обозначены четкие цели и задачи. Кроме того, необходимо улучшать качество выпускаемых документов.
Более того, можно позволить себе вывод о том, что международная нормативно-правовая основа спортивной дипломатии отличается некоторой неоднородностью. Принципы, закрепленные в основных исследованных документах, дублируются, либо ими затрагиваются абсолютно разные сферы жизни общества. Обобщенный характер положений документов ООН в области спорта, не позволяют принципу Олимпийского перемирия стать общепризнанным международным правилом.
X
2
СО
0
сч
01
Масштабность действий Бюро ООН по спорту несопоставима в сравнении с другими целевыми комитетами и организациями ООН, такими как ЮНЕСКО. Исходя из этого, необходимо сделать вывод, что развитие спортивной дипломатии невозможно без развития ее юридической основы. Тем не менее, нельзя не отметить положительную динамику, наметившуюся в последние годы. Документы ООН последних лет, связанных со спортивной дипломатией, конкретизируются, а их масштабы возрастают, в то время, как другие международные организации все чаще используют спорт как дипломатическое средство.
Литература
1. Европейская конвенция о насилии и недостойном поведении зрителей на спортивных мероприятиях и особенно во время футбольных матчей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://ПЬ.8рог^и.ги/Сее1ТехШс?ТхШ=1546 (Дата обращения - 01.10.2018);
2. Карабахский лабиринт: кто препятствует сближению России и США? // Информационное агентство РЕСЫиМ // - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://regnum.ru/news/polit/1959208.html (дата обращения 05.10.2018);
3. Конвенция Совета Европы о манипулировании спортивными состязаниями [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.conveentions.coe.int/Treaaty/EN/Treaties/ HtmlZ215.htm;
4. Манифест Европы «Молодые люди и спорт». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.sporteedu.ru/GetTeext.idc?TxtID=1543;
5. Международная хартия физического воспитания и спорта. [Электронный ресурс]. Доступ: http://www.sportsoveet.ru/docs/Doklafd_2-n.pdf;
6. Мюррэй, Стюарт Спортивная дипломатия: гибрид двух частей. 2011. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.cultuгraldiplomacy.org/academy/cnontent/p df/participant-papers/2011-symposium/Sports-Diplomacy-a-hybrid-of-two-halves-Dr-Stuart-Murray.pdf/ [Дата обращения: 10.10.2018];
7. Най, Джозеф. Концепция «Мягкой силы»: средство для успеха в мировой политике. Нью-Йорк: Группа по связям с общественностью, 2004. 192 с.;
8. О принятии Советом ООН по правам человека резолюции «Поощрение прав человека через спорт и идеалы Олимпийского движения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.miid.ru/bdfomp/nsmfo.nsf/a17117c7cddd8 2a32569ff03ccf6bf/44257100055f7e64f4257bf300328 21! (дата обращения - 05.10.2018 г.);
9. Олимпийская Хартия. Опубликовано Международным Олимпийским Комитетом - февраль 2010 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://olympic.ru/upload/documents/about-kommittee/charter_09_09_2013.pdf_(Дата обращения: 03.10.2018);
10. Пленарное заседание VII Международного спортивного форума «Россия - спортивная держава» состоялось в Ульяновске. Официальный сайт Министерства спорта РФ [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/press-centre/newws/32715/ (Дата обращения -11.10.2018);
11. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Соблюдение олимпийского перемирия» (A/RES 58/5) от 6.11.2013 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.uen.org/russidan/ga/58/docs/58res3 (Дата обращения - 08.10.2018);
12. Спортивная Хартия Европы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=1542_ (Дата обращения - 02.10.2018)
International legal basis of sports diplomacy Martynenko S.E.
RUDN University
The article analyzes the international legal documents regulating public relations in the field of sports diplomacy. In the conditions of the actual absence of domestic research on the problem of sports diplomacy, attention was drawn to its phenomenon as a modern diplomatic method. The author considers the concept of sports diplomacy as an element of «soft power». Further, the main documents adopted at various periods by international organizations such as the United Nations, the Council of Europe, and UNESCO are analyzed. Special attention is paid to the international legal basis of the Olympic movement revived in 1984. The author concludes that, at the present time, given the growing popularity of sports and the gradual theoretical understanding of sports diplomacy, in the near future, it can act as an independent institution. Through the novelty of the sports diplomacy phenomenon, the theoretical and empirical base of research has been expanded. The timeliness and necessity of using mechanisms and tools of sports diplomacy to optimize the foreign policy activities of the Russian Federation is noted. It is summarized that the international legal framework of sports diplomacy is different both in terms of heterogeneity and in the different levels of involvement of international organizations in its development. The main methods used by the author in the preparation of this study are political science, analytical, and historical dialectical. Based on the analysis carried out, the author made a number of scientific and theoretical conclusions presented in the final part of the study. Keywords: Sport, sports diplomacy, Olympic Charter, international relations, the «soft power» concept, law.
References
1. European Convention on Violence and Unworthy Behavior of
Spectators at Sports Events, and especially during football matches. [Electronic resource]. - Access mode: http://lib.sporttedu.ru/GeetText.idc?TxtID=1546 (the appeal date is 01.10.2018);
2. Karabakh labyrinth: who prevents the rapprochement between
Russia and the United States? // REGNUM information agency // - [Electronic resource]. - Access mode: http://regnum.ru/news/polit/1959208.html (the date of appeal 05.10.2018);
3. Council of Europe Convention on the manipulation of sports [Electronic resource]. - Access mode: http://www.conveentions.coe.int/Treaaty/EN/Treaties/Html/215. htm;
4. Manifesto of Europe "Young people and sport". [Electronic resource]. - Access mode: http://lib.sporteedu.ru/GetTeext.idc?TxtID=1543;
5. International Charter of Physical Education and Sport. [Electronic
resource]. Access: http://www.sportsoveet.ru/docs/Doklafd_2-n.pdf;
6. Murray, Stuart Sports Diplomacy: A Hybrid of Two Parts. 2011.
[Electronic resource]. - Access mode: http://www.cultu.graldiplomacy.org/academy/cnontent/pdf/partici
pant-papers/2011-symposium/Sports-Diplomacy-a-hybrid-of-two-halves -Dr-Stuart-Murray.pdf/ [Date of appeal: 10.10.2018];
7. Nye, Joseph. The concept of "soft power": a means for success
in world politics. New York: Public Relations Group, 2004. 192 p
8. On the adoption by the UN Human Rights Council of the resolution "Promoting human rights through sport and the ideals of the Olympic movement" [Electronic resource]. - Access mode:
http://www.miid.ru/bdfomp/nsmfo.nsf/a17117c7cddd82a32569ff 03ccf6bf/44257100055f7e64f4257bf30032821! (the date of the appeal is 05.10.2018);
9. Olympic Charter. Published by the International Olympic Committee - February 2010 - [Electronic resource]. - Access mode: http://olympic.ru/upload/documents/about-kommittee/charter_09_09_2013.pdf (Circulation date: 03/10/2018);
10. The plenary session of the VII International Sports Forum "Russia - Sports Power" was held in Ulyanovsk. The official website of the Ministry of Sport of the Russian Federation [Electronic resource] - Access Mode: https://www.minsport.gov.ru/press-centre/newws/32715/ (Circulation date - 11.10.2018);
11. Resolution of the UN General Assembly "Compliance with the Olympic Truce" (A / RES 58/5) of November 6, 2013. [Electronic resource] - Access mode: http://www.uen.org/russidan/ga/58/docs / 58res3 (Circulation date - 10/08/2018);
12. Sport Charter of Europe. [Electronic resource]. - Access mode: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=1542 (Revised -02.10.2018)