УДК 323
А. Я. Касюк, Е. Д. Леонтьев
Касюк А. Я., доктор исторических наук, профессор;
директор Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета; e-maiL: ¡[email protected]
Леонтьев Е.Д., магистрант Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета; e-maiL: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СПОРТА И ПОЛИТИКИ
Статья посвящена исследованию взаимоотношений спорта и политики, раскрытию сути диалектически-противоречивого характера этого взаимодействия. В XXI в. спорт стал неотъемлемой частью политики, одним из основных ресурсов политики «мягкой силы» государства, инструментом формирования позитивного имиджа страны. В статье рассматривается опыт применения подобного инструмента как в зарубежных странах - Южной Корее, Китае, США, - так и в России; представлены методы реализации странами политики «мягкой силы» в сфере спорта. Авторами осуществлен анализ и дана классификация фактов взаимодействия политики и спорта, использования спорта политическими элитами в качестве инструмента воздействия на политический процесс, эффективного средства на пути к достижению своих политических целей, раскрываются способы оказания давления на властные структуры при помощи спорта.
Ключевые слова: спорт; политика; «мягкая сила»; Олимпийские игры; спортивная политика; «политология спорта»; имидж; международные отношения, внешняя политика, политический процесс, власть.
A. Y. Kasyuk, E. D. Leontyev
KasyukA. Y., Doctor of Historical. Sciences, Professor;
Director of the Institute of International ReLations and Social. and Political Studies, MSLU; e-maiL: e-maiL: [email protected]
Leontyev E. D., master degree student of the Institute of International ReLations and SociaL and PoLiticaL Studies, MSLU; e-maiL: [email protected]
SOCIAL-POLITICAL CONCEPTS OF SPORTS AND POLITICS RELATIONS
The articLe expLores the reLationship between sports and poLitics and reveaLs the essence of its controversiaL nature. Sport has become an indispensabLe component of poLicy and one of the core sources of soft power, and a tooL for shaping the positive image of a state. The articLe anaLyses the appLication of this tooL in such states as South Korea, China, The United States as weLL as in the Russian Federation. It portrays
methods of implementing the poLicy of soft power in sport. The authors anaLyze and cLassify instances of interaction between sports and poLitics, use of sport by political eLites as a means to interfere in the poLicy process and an efficient tooL to pursue their political ends. They aLso reveaL the ways of exerting pressure on power structures by means of sport.
Key words: sport; poLicy; poLitics; soft power; the OLympic games; sports poLicy; "poLiticaL science of sport"; image, international reLations; foreign poLicy; political process; power.
Введение
На протяжении веков спорт выполнял в обществе одну из важнейших функций - консолидирующую. Спорт служил повышению самосознания, воспитанию патриотизма широких слоев населения страны, поднимал престиж государства на международной арене. Начиная с ХХ в. в спорт все глубже проникает политика, он в большей мере превращается в инструмент политической пропаганды и манипулирования сознанием миллионных масс населения планеты, действенным средством политического противоборства за международный авторитет и лидерство на мировой арене.
В современном мире спорт стал неотъемлемой составной частью политики любого государства, инструментом, с помощью которого формируется его позитивный имидж. Спорт в настоящее время - не просто подготовка, организация и проведение спортивных соревнований. Это понятие сопряжено с достаточно сложным многоуровневым процессом, включающим в себя политические, правовые, социальные, культурные, экономические и ряд других аспектов. Спорт как феномен, особенно в нашем глобализирующем мире, весьма ценное средство как для политики в целом, так и для политиков в частности, использующих его в качестве инструмента воздействия на электорат. Крупные спортивные мероприятия выступают в качестве эффективных инструментов политического давления, так как они привлекают внимание значительного количества людей и таким образом являются прекрасной площадкой для выражения политических взглядов различных групп населения.
Спорт как инструмент политики «мягкой силы»
Теоретическое обоснование спорта как эффективного инструмента создания позитивного имиджа страны и оказания влияния на другие государства впервые изложено в концепции «мягкой силы»
американского политолога Ная. По его мнению, сила государства во внешней политике заключается в возможности добиваться от других желаемых результатов, однако далеко не всегда эта сила должна отождествляться с военной мощью [Joseph S. Nye 1991].
К основным инструментам оказания влияния с помощью «мягкой силы» относятся экономика, культура, наука и образование. Особое место среди них занимает спорт. Именно поэтому с таким упорством руководители ведущих мировых держав борются за право проведения различных международных соревнований. Подготовка и проведение чемпионатов Европы и мира, Олимпийских игр превратились не просто в спортивные состязания, а стали этапами настоящей политической борьбы, в ходе которой осуществляется демонстрация силы и превосходства как экономической системы, так и политического и социального строя того или иного государства. Именно поэтому спорт превратился в один из ведущих инструментов «мягкой силы», который используют как Российская Федерация, так и многие зарубежные страны. К последним относятся в большей мере Республика Корея, Китай и Соединенные Штаты Америки.
Республика Корея явилась организатором Олимпийских игр 1988 г., принимала чемпионат мира по футболу 2002 г. Но наиболее выдающимся мировым событием стали зимние Олимпийские игры 2018 г. в Пхенчхане. Эти игры привлекли к себе внимание всей мировой общественности, и не только спортивной: существенно увеличился поток туристов, многочисленные посетители смогли познакомиться с достижениями Республики Корея в экономической области, многообразием культуры, искусства. Все это послужило тому, что за счет «мягкой силы» существенно возрос авторитета страны на мировой арене [Жидков URL].
Подход Китайской Народной Республики к использованию политики «мягкой силы» впервые был озвучен в политическом докладе на XVII съезде ЦК КПК в 2007 г. В соответствии с его решениями усилия руководства страны нацелены на использование «"нематериальных ресурсов" культуры и политических идеалов для влияния на поведение людей в других странах», создание положительного образа Китая, выведение его на новые рубежи [Просеков 2011]. Китайские власти пытаются использовать спорт в качестве одного из элементов китайской культуры. Так, в последнее время широкую известность приобретает тайцзи жоули цю - вид спортивного искусства.
«Жоу ли» в переводе звучит как «мягкая сила» [Тайцзи Байлун Бол URL]. В 2008 г. Китай оказался в центре внимания мировой общественности, так как именно здесь были проведены летние Олимпийские игры, в ходе которых китайская сборная заняла первое место. Китаем на подготовку и проведение Олимпийских игр было потрачено около 40 млрд. долларов США. Проведение Олимпийских игр оказало огромное влияния на мировое сообщество, а размах и уровень их организации стал показателем впечатляющего экономического роста Китая, позволил войти в число стран-лидеров глобального масштаба [Казаринова 2010].
Начиная с 2011 г. в Китае реализуется «План физического развития всего народа», целью которого является значительное увеличение количества городских и сельских жителей, занимающихся спортом. Подобная активная пропаганда спорта воспринимается населением страны как символ здоровья и жизненного счастья, индикатор национальной силы КНР, цивилизационного прогресса общества [Библиотека международной спортивной информации. Спорт в Китае URL].
Еще более широко используют спорт в целях пропаганды своих достижений и своего величия Соединенные Штаты Америки. В качестве аргументов используются данные о том, что в США самое большое количество раз (восемь) проводились Олимпийские игры, американские спортсмены в этих играх завоевали самое большое количество медалей. Все эти успехи в области спорта автоматически экстраполируются на достижения в сфере экономики и политики.
В Российской Федерации термин «мягкая сила» вошел в оборот начиная с 2012 г. А в феврале 2013 г. понятие «мягкая сила» было включено в Концепцию внешней политики РФ (static.kremlin.ru/media/ events/files/4M447a0ce9f5a96bdc3.pdf). В этой связи хотелось бы отметить роль и значение в современной истории Российской Федерации Олимпиады в Сочи. Олимпийские игры 2014 г. существенным образом оказали влияние на имидж нашей страны. Люди из самых разных стран больше узнали о России, о ее многочисленных народах, культуре, наших достижениях.
Россия поставила рекорд по финансовым вложениям в зимние Олимпийские игры в Сочи. Как отмечал Премьер-министр РФ Д. А. Медведев, затраты на подготовку к Олимпийским играм в Сочи составили около 50 млрд долл. США [Олимпийские рекорды. Самые
дорогие Игры в истории URL]. Но не только уровень финансовых затрат, но и качество инфраструктуры олимпийских объектов, условия, созданные для спортсменов и болельщиков, стали визитной карточкой Сочинской Олимпиады и, таким образом, продемонстрировали успехи России.
Россия, бесспорно, входит в число тех государств, которые так же, как и другие мировые державы, используют спорт в качестве инструмента политики «мягкой силы». Подтверждением этому является усиленное внимание к спорту со стороны руководства страны, включая Президента Российской Федерации В. В. Путина, особенно в последние десятилетия, когда Россия стала одной из центральных площадок проведения крупнейших международных спортивных соревнований. Это чемпионат мира по легкой атлетике в 2013 г., зимние Олимпийские игры в 2014 г., а также чемпионат мира по футболу в 2018 г., Всемирная зимняя универсиада в Красноярске в марте 2019 г.
Несмотря на значительные успехи России в спорте, всё же необходимо признать, что она, обладая существенными ресурсами и серьезным потенциалом, пока что в этой области отстает от таких стран, как Китай и США, особенно в сфере использования спорта в качестве инструмента «мягкой силы». Причины отставания заключаются в том, что в России на сегодняшний день нет четко разработанной концепции использования спорта в качестве инструмента политики «мягкой силы», в отсутствие выработанной стратегии ее применения [Наумов URL]. Крупные международные соревнования, включая Олимпийские игры в Сочи и чемпионат мира по футболу в 2018 г., являются, к сожалению, в этом ряду единичными акциями.
Слабость использования инструментов «мягкой силы» Российской Федерацией в области политики в сфере спорта наглядно проявляется в многочисленных допинговых скандалах вокруг российских спортсменов. Малоэффективным в этой связи кажется противодействие со стороны российских спортивных чиновников. Эту тенденцию мы можем проследить на примере «мельдониевой войны».
Первоначально «мельдониевый скандал» коснулся исключительно российских спортсменов, которых якобы уличили в использовании этого препарата. В результате накануне Олимпийских игр 2016 г. в Бразилии ведущие российские спортсмены не были допущены к участию в играх, и сборная России фактически лишилась своего сильнейшего состава. В дальнейшем Международный Олимпийский
Комитет 5 декабря 2017 г. дисквалифицировал Национальный Олимпийский Комитет РФ, что как следствие повлекло за собой официальное исключение Российской Федерации из состава участников XXIII Зимних Олимпийских игр в южнокорейском г. Пхенчхане. Это был первый в истории Олимпийских игр случай отстранения за допинг конкретного государства от участия в Олимпиаде. По данным ТАСС, данное решение МОК было принято в рамках общей политики, проводимой Западом в последние годы по отношению к России. Эту же точку зрения выразил и глава Комитета Совета Федерации по международным делам К. Косачев [Реакция на отстранение России от Олимпиады-2018 URL].
В одной из предвыборных статей В. В. Путин отметил, что «Россия на себе ощущает необъективность, предвзятость и агрессивность задействованного против нее критиканства, которое порой переходит все мыслимые границы» [Путин 2012а]. По мнению В. В. Путина, «образ России за рубежом формируется не нами, поэтому он часто искажен и не отражает ни реальную ситуацию в нашей стране, ни ее вклад в мировую цивилизацию, в науку, культуру, да и позиция нашей страны в международных делах сейчас освещается как-то однобоко. А виноваты мы в том, что плохо объясняем свою позицию» [там же].
Спортивная политика как инструмент воздействия на современное общество
Существует три способа оказания давления на властные структуры при помощи спорта.
Во-первых, использование спортивных мероприятий в качестве площадок для:
- выражения протеста принятыми руководством страны политическими решениями или недовольства проводимым политическим курсом;
- привлечения внимания к существующим проблемам внутри страны;
- трансляции оппозиционных политических воззрений и ведения пропагандистской работы.
Данный вид политического давления наблюдается практически перед каждым крупным спортивным мероприятием, особенно международного масштаба. Так, при подготовке к Олимпийским играм в Сочи оппозиционные политические силы в России активизировали свою деятельность. Используя СМИ, они акцентировали внимание
населения на существенной дороговизне осуществляемого проекта, стремились привлечь внимание к проблемам сопровождавшей его осуществление коррупции [Степовик URL].
Во-вторых, попытки бойкота (или призыва к нему) крупных спортивных соревнований международного масштаба. Они находят выражение в публичном отказе от участия в конкретных спортивных соревнованиях. Бойкот в качестве средства политического протеста имел место собственно с самого возрождения Олимпийских игр в послевоенной истории. Первый факт официального бойкота Олимпийских игр был предпринят в 1920 г., когда МОК не пригласил для участия в Олимпийских играх спортсменов из Германии и стран ее союзниц, ответственных за развязывание Первой мировой войны. Исходя из политической позиции, МОК до середины 1930-х гг. отказывался признавать существование РСФСР как государства, фактически отдав право участия нашей страны в Олимпийских играх представителям эмиграции. Несмотря на то, что в 1920-х гг. выдвигалось предложение одновременного участия двух сборных России -советской и эмигрантской, которое нашло позитивное отношение к нему даже самого Пьера де Кубертена, идея так и не была одобрена МОК. Именно ввиду этих политических маневров дебют советского спорта на Олимпийских играх состоялся только на XV Играх в 1952 г. в Хельсинки [Гик, Гупало 2014].
Наиболее показательным примером использования данного способа в качестве политического протеста следует отнести бойкот Московской Олимпиады 1980 г. Президент США Дж. Картер отказался посылать американских спортсменов и настоятельно рекомендовал своим союзникам бойкотировать летние Олимпийские игры в Москве. В качестве оправдания своих политических действий американские политики ссылались на ввод советских войск в Афганистан. Предложение о бойкоте нашло поддержку 64 государств, таких как ФРГ, Канада, Япония и др. В качестве ответной меры был объявлен бойкот Олимпийских игр в Лос-Анджелесе со стороны стран социалистического лагеря (за исключением КНР, Югославии и Румынии).
К глубокому сожалению, и в современном мире продолжает находить применение практика бойкота. Попытка развернуть кампанию бойкота имела место и в отношении Олимпийских игр в Сочи - в связи с принятием закона о запрете гей-пропаганды, а также о якобы
«оккупации части грузинской территории» и т. д. [Багдасарян 2014]. Несмотря на все предпринимаемые усилия, попытки организовать бойкот зимней Олимпиады в Сочи провалились. Сочинская Олимпиада и по представительству (более 50 глав государств и правительств), и по организации и результатам явилась лучшей за всю историю зимних Олимпийских игр. Попытки призыва к бойкоту предпринял и ряд американских конгрессменов по отношению к чемпионату мира по футболу в России 2018 г. [Конгрессмены США мечтают лишить Сочи права проведения Олимпиады-2014 URL]. Поводом к данной политической акции явилась ситуация, связанная с возвращением Крыма в состав Российской Федерации. При этом позицию американских конгрессменов поддержали вице-премьер Великобритании, президент Украины, президент Литвы и т. д.
В-третьих, все крупные международные спортивные соревнования представляют собой объекты устремлений со стороны различных криминальных организаций и группировок, в том числе и политического толка. И в этом случае государство-устроитель, наряду со своим имиджем, подвергает опасности жизни значительного количества людей. В данном контексте самыми опасными оказываются попытки оказать давление на власть при помощи террористических актов. Террористические формирования намерены использовать крупные международные спортивные мероприятия для террористических атак с целью получения политических результатов. Попытка подобных действий имела место и по отношению к Олимпийским играм в Сочи. Так, в июле 2013 г. лидер движения «Имарат Кавказ» Доку Умаров призывал боевиков использовать все возможности для срыва Олимпиады в Сочи [Террористическая угроза Олимпиаде в Сочи сохраняется, считают эксперты. Кавказский узел URL].
Внутри государства спорт в значительной мере является средством, оказывающим влияние на социальную жизнь общества. Политические партии и общественные организации, принимая участие в спортивной деятельности, в состоянии направить действия электората на позитивное или негативное отношение к шагам, предпринимаемым государственными структурами. В случае осуществления позитивных действий спорт выполняет роль объединяющего фактора, способствует укреплению гордости за свою страну и тем самым вносит вклад в выполнение целого ряда задач.
Во-первых, высокие результаты, достигнутые спортсменами на соревнованиях, являются для иностранцев, граждан страны-победителя, СМИ показателем успешно реализуемой спортивной политики и, как следствие, политического курса государства в целом. Население страны победу своей команды на международных соревнованиях ассоциирует с правильностью политического курса, успехом государства в целом и поводом гордиться своей страной. Имеющие место в этот период времени различные бытовые и социальные проблемы затушевываются и таким образом выводятся с повестки дня. Этим способом государственный аппарат пытается сознательно отождествить в общественном сознании спортивные и социально-политические достижения.
Во-вторых, высокие достижения спортсменов способствуют повышению общего рейтинга страны в глазах мировой общественности. Это можно было наблюдать на фоне результатов подготовки и проведения Олимпийских игр в Сочи и чемпионата мира по футболу 2018 г., когда значительно увеличился интерес к России со стороны иностранных граждан.
В-третьих, спорт может составить основу формулирования ценностных ориентаций государства, в том числе национальной идеи, т. е. «быть идеальным вместилищем любой идеологии, и в каждом конкретном случае государство, чья команда или спортсмены побеждали, оборачивало этот успех себе на пользу» [Щепинов 2010, с. 123]. Именно поэтому спорт в состоянии выступить в качестве средства, при помощи которого в случае умелого использования представляется возможным существенным образом повысить рейтинг ведущих политических и государственных деятелей. По данным ВЦИОМ, рейтинг президента России В. В. Путина достиг самых высоких показателей в 2015 г. благодаря двум ярким событиям: возвращению Крыма в состав РФ, организации и успешному проведению Олимпийских игр в Сочи.
В-четвертых, профессиональный спорт в значительной мере является популяризатором массового (любительского) спорта. По заявлению Президента В. В. Путина, «...что касается чемпионата мира по футболу, да, это дорогая вещь. Но если мы хотим жить дольше, если хотим, чтобы население и люди у нас были здоровыми, нужно создавать новые футбольные площадки, хоккейные, спортивные залы. Важно, чтобы люди тратили имеющиеся у них денежки не на
то, чтобы «махнуть» с друзьями, а на то, чтобы вместе пойти в спортивный зал, даже если он платный» [Ежегодная пресс-конференция Владимира Путина 18.12.2014 URL]. В последнее время число людей в России, которые активно занимаются физической культурой, постоянно растет. Как отметил В. В. Путин 27 марта 2019 г. на заседании Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта: «За последние 10 лет число тех, кто выбрал спорт как образ жизни, как досуг, возросло с 17 до почти 40 процентов и превысило 54 миллиона человек» [Латухина 2019]. Здесь, вне всяких сомнений, прослеживается прямая зависимость от проведения в последние годы в стране крупных международных спортивных кампаний.
Концептуальные положения взаимоотношения спорта и политики
Теоретические основы концепции спорта как неотъемлемого элемента олимпийского движения были заложены французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном, инициатором возрождения современных Олимпийских игр. С этого момента собственно и берет свое начало отсчет эпохи взаимоотношения спорта и политики. Это вылилось в последующем в идеологическую конфронтацию двух мировых противоборствующих систем во главе с СССР и США в использовании спорта в качестве эффективного инструмента политики «мягкой силы».
В 1980-е гг. преобладающей становится концепция, в соответствии с которой спорт является неотделимым от политики. В политической практике ведущих мировых держав спорт все чаще выступает в качестве средства достижения поставленных политических целей. В немалой степени подобное положение возникло потому, что «имела место очевидная зависимость организации спортивного движения от государства как такового, его политики и политической идеологии» [Среднерусский вестник общественных наук 2017, с. 199]. Спортсмены, устанавливающие рекорды и завоевывающие на различных международных соревнованиях медали, добивались не только личного спортивного успеха, но и тем самым способствовали существенному укреплению международного имиджа страны, под флагом которой они выступали.
Спорт в качестве инструмента «мягкой силы» может быть использован в политических целях для решения следующих задач:
- оказание прямого или опосредованного политического давления на принятие решений МОК и Национальными олимпийскими комитетами;
- поднятие престижа государства на международной арене, когда достижения спортсменов коррелируются с успехами в других областях;
- повышение сплоченности, увеличение степени идентичности населения и повышение уровня общественно-политического сознания;
- привлечение спортсменов, добившихся существенных спортивных успехов, к участию в пропагандистских кампаниях общенационального масштаба, проводимых государственными органами как внутри своей страны, так и на зарубежную аудиторию;
- достижения политиками своих личных целей. Так, например, представители современной российской политической элиты не скрывают своей приверженности определенному конкретному виду спорта (дзюдо, горные лыжи, хоккей, футбол), а государственные структуры предоставляют этим видам спорта всяческие льготы, оказывают финансовую и иную поддержку.
С точки зрения основ концепции взаимоотношения спорта и политики, чрезвычайно важно, в каких политических целях может быть использован и реально используется спорт как инструмент «мягкой силы», а также, какие политические силы и каким образом в этом задействованы.
В контексте взаимоотношения спорта и политики существенными являются вопросы, касающиеся спортивной политики государства. В деятельности государства спортивная политика находит самое широкое применение, и при этом она решает следующие основные задачи:
- создание благоприятных условий для выполнения спортом определенных самостоятельных функций;
- обеспечение предпосылок для успешной реализации спортом социальных ролей в обществе;
- предоставление возможностей функционирования спорта в качестве составного элемента политического влияния.
Инструментами реализации спортивной политики государства являются политические партии и общественные организации, которые ставят перед собой цель направить развитие спорта в нужное с их
точки зрения политическое русло, соответствующее их политическим взглядам, интересам и идеологическим установкам. Вместе с тем в практике реализации спортивной политики самое активное участие также принимают и различные неполитические организации, в том числе спортивные союзы и клубы, образовательные учреждения и др.
С целью уменьшить степень влияния политики на спорт, особенно при организации и проведении международных соревнований, в том числе Олимпийских игр, представители спортивной общественности различных стран выдвинули целый ряд предложений: отказаться от использования национальных флагов и гимнов, процедуру открытия Олимпийских игр осуществлять президенту Международного олимпийского комитета, а не руководителю государства, в котором проводятся игры. Впервые эти предложения официально озвучил вице-президент МОК Ж. де Бомон [Предложения Жана де Бомона 1980, с. 8]. В последующие годы звучали также предложения о необходимости организации Олимпийских игр не в одной, а сразу в нескольких странах одновременно или же определения постоянного места проведения Олимпиад в одном и том же государстве (в качестве претендента зачастую называлась Греция). Однако ни одно из выдвинутых до настоящего времени предложений не принято. Вряд ли можно ожидать, что и в ближайшем будущем какое-либо из этих предложений будет реализовано.
Что же касается относительной независимости спорта от политики, то на самом деле спорт был вне политики разве что у самих истоков олимпийского движения. Уже Лондонские Олимпийские игры 1908 г. были омрачены политическим скандалом, когда американский спортсмен Мартин Шеридан отказался склонить флаг перед английским королем Эдуардом VII.
Вместе с тем в определенных условиях спорт все же находится в относительной независимости от политики. К таким условиям относятся правила проведения всевозможных спортивных соревнований, принципы судейства, организация тренировочного процесса, техники выполнения определенных физических упражнений. Все они по определению не могут относиться к сфере политики. В этом смысле, как отмечает немецкий политолог К. Кроков, не существует «капиталистического» или «социалистического» спорта [Krockow 1984]. С этой точки зрения спорт, вне всяких сомнений, выступает как относительно независимое от политики социальное явление.
Так как спортивные организации не ставят перед собой задачу завоевания государственной власти, а связывают свою деятельность с вопросами укрепления здоровья, физического совершенствования населения, они не могут быть причисленными к политическим организациям. Люди, входящие в состав спортивных организаций, как правило, могут стоять на самых различных политических позициях. Однако деятельность в составе этих организаций не может являться для их членов препятствием к участию в решении политических вопросов, как правило, имеющих отношение к спорту в широком смысле этого слова: имеются в виду борьба за сохранение мира, против расовой или религиозной дискриминации и т. п. Такая позиция в отношениях спорта и политики обозначается термином «политическая автономия спортивного движения» ^иЫепрГеп^ 1980]. Вместе с тем подобная система взаимовлияния, сложившаяся на практике в сфере отношений спорта и политики, абсолютно не противоречит и не освобождает спортивные организации от обязанностей, связанных с патриотическим воспитанием спортсменов, являющимся частью государственной политики страны [Ливцов 2016]. И таким образом, в любом случае мы вынуждены все же признать присутствие политического фактора в сфере спорта.
Политический фактор в области спорта находит свое проявление в нескольких основных аспектах:
- преследовании политических целей в спорте;
- непосредственно спортивной политике, проводимой субъектами государственного управления;
- участии спортсменов в политической жизни страны;
- патриотическом (политическом) воспитании самих спортсменов;
- оказании влияния общества на спортивную сферу.
Очевидным становится факт превращения спорта в существенный
фактор решения самых различных политических проблем, в первую очередь связанных с борьбой за власть, процессом проведения избирательных кампаний, повышения имиджа страны на международной арене, формированием национального чувства идентификации и национального престижа. Если ранее шла речь об однонаправленном влиянии политики на спорт, то сегодня можно констатировать расширяющееся воздействие этих сфер общественной деятельности друг на друга, приобретающее признаки диалектической взаимозависимости.
Вместе с тем у массового и профессионального спорта функции и роли в политической жизни государства, в том числе касающиеся формирования ее имиджа, различаются [Щепинов 2010, с. 293]. Массовый спорт в Российской Федерации является средством, способствующим объединению нации, фактором, влияющим на формирование национальной идентичности [Ливцов 2016, с. 120]. В то же время профессиональный спорт превращается в эффективный инструмент «мягкой силы». Имидж страны является по своей сути посланием конкретного государства миру, и его предназначение - олицетворять положительную коммуникационную модель в современном насыщенном информационном пространстве, где страна ведет перспективный диалог с другими государствами и народами.
Самые различные точки зрения о взаимоотношении спорта и политики находят свое выражение в двух противоположных концепциях: «спорт - вне политики» и «спорт насквозь политичен». Обеим этим концепциям присущ ошибочный подход к анализу и оценке взаимоотношения спорта и политики: отсутствие четкого понятийного аппарата, произвольное толкование отдельных аспектов этого взаимоотношения. В действительности взаимоотношения спорта и политики являются намного более сложными, многоаспектными, требующими дифференцированных подходов и оценок. Именно поэтому независимость спорта от политики представляется нам не абсолютной, а относительной.
Спорт и политика с точки зрения связи между ними на протяжении всего периода их существования отличались взаимовлиянием друг на друга. Правители всех стран, начиная с Древнего Рима, пытались использовать спортивные соревнования в целях повышения своего авторитета, престижа, укрепления власти. Даже те, кто на словах активно пропагандировал независимость спорта от политики, как, например, Пьер де Кубертен, на практике приложили немало усилий, чтобы подчеркнуть особую роль спорта в расширении международного сотрудничества, укреплении мира.
С прекращением в 90-е гг. «холодной войны», казалось бы, должна была восторжествовать истина «спорт вне политики». Но этого, к сожалению, не случилось. В наше время влияние политики на спорт всё больше усиливается; спорт продолжает оставаться своеобразным инструментом политического противоборства государств на международной арене за выход на лидирующие позиции. При этом
в большей степени проявляются тенденции, когда спорт становится орудием в руках политиков, ослабляя при этом в определенной мере свое имманентное влияние на политический процесс.
В течение продолжительного времени позиции «спорт - вне политики» упорно придерживался Международный олимпийский комитет, несмотря на наличие целого ряда политических проблем, имеющих непосредственное отношение как к деятельности МОК, так и олимпийскому движению в целом. К таковым проблемам относятся периодически возникающие трения между Национальными комитетами различных государств, поскольку последние выступают в качестве представителей национальных интересов своих стран. Вначале олимпийское движение носило наднациональный характер, и только возрожденные Олимпийские игры нового времени с настояния де Ку-бертена приобрели систему национальных олимпийских комитетов, что предполагало возможность пропаганды в ходе Олимпийских игр идей национализма и шовинизма.
Проблема возрастания политизации спорта обусловлена как ее теоретической, так и практической значимостью. Так, например, президент Соединенных Штатов Дж. Кеннеди определял могущество страны как «совокупность количества ядерных боеголовок в запасе и золотых медалей, завоеванных на Олимпийских играх» [Щепинов 2010, с. 124]. Уже в 50-х гг. XX столетия происходит отказ от популярных ранее теорий нейтрального положения спорта, его аполитичности.
В 1980-е гг. теоретическая концепция, согласно которой «спорт не может быть отделен от политики», становится преобладающей. Свидетельствами этого в последние годы служат:
- возрастающая зависимость деятельности спортивных организаций от политики государства в области спорта;
- тесная взаимосвязь достижений национальных команд на международных соревнованиях с сопричастностью граждан всей страны к достигнутым успехам, и на этой основе резкое возрастание национального самосознания;
- увеличение финансовых затрат на организацию и проведение спортивных соревнований, особенно международного масштаба, расходов на подготовку спортсменов в области спорта высоких достижений, и отсюда - зависимость от решений правительств государств на соответствующие финансовые затраты.
Спорт не может быть «вне политики» потому, что он в любом случае тесно связан с самим обществом, с общественными и национальными интересами. С другой стороны, спорт зачастую является продолжением «политики другими средствами» [Politik und Sport in Geschichte und Gtgtnwart 1980, с. 87]. Таким образом, можно с полным основанием констатировать диалектический характер взаимосвязи спорта и политики:
- с одной стороны, спортивная деятельность не является непосредственно политической, спорт представляет собой относительно независимое от политики социальное явление;
- с другой стороны, спорт испытывает на себе влияние политики и политических деятелей, может использоваться и реально используется ими в политических целях.
Таким образом, важно не только учитывать возможность и реальность взаимосвязи спорта и политики, но и различные формы этого явления, к числу которых как минимум можно отнести следующие:
- использование спорта в политических целях;
- спорт как сфера деятельности субъектов политики, проводимая ими спортивная политика;
- спортсмен как политическая фигура, его политическая активность;
- патриотическое воспитание спортсменов, роль спорта в этом воспитании;
- влияние социально-политической структуры общества на спорт и спортивную политику.
В настоящее время актуальность проблемы влияния спорта на политику переоценить достаточно сложно. К политическим свойствам власти в абсолютном большинстве государств мира сегодня относится сращение политической, спортивной и бизнес-элиты в современном обществе. В качестве примеров можно было бы привести покупку Р. А. Абрамовичем (в то время Председатель Думы Чукотского автономного округа) английского футбольного клуба «Челси», назначение министром спорта Российской Федерации олимпийского чемпиона, шестикратного чемпиона мира по фехтованию на шпагах П. А. Колобкова, получение спортсменами мандатов депутатов Государственной Думы РФ. Так, если в 1993 г. в составе Государственной Думы РФ первого созыва не было ни одного спортсмена, то в Государственной Думе пятого созыва уже было 13 человек, а настоящая
Государственная Дума седьмого созыва имеет в своем составе 15 бывших спортсменов, таких известных как Н. С. Валуев, В. Г. Газзаев, С. С. Журова, А. А. Карелин, И. К. Роднина, В. А. Третьяк, В. А. Фетисов и др. Достижения спортсменов в прошлом существенно повышают шансы представляемой ими партии на получение значительного количества голосов избирателей, а сами спортсмены получают возможность построения своей политической карьеры.
В настоящее время мы наблюдаем дальнейшее усиление государственной политики в области физической культуры и спорта, ибо спорт, особенно высоких достижений, невозможен без существенного денежного обеспечения. С развитием рыночных отношений в Российской Федерации стали изменяться условия хозяйственной деятельности физкультурных организаций. В этот процесс, наряду с государством, вовлекаются частные лица и крупные финансовые компании. «Не секрет, что профессиональный спорт, крупные спортивные мероприятия и турниры весьма коммерчески привлекательны, в том числе серьезный доход получают рекламные компании и различного рода лотереи. Словом, со спортом прямо связана и целая бизнес-индустрия», - отметил Президент В. В. Путин и поручил проанализировать систему нормативного регулирования и предусмотреть четкие и понятные принципы, чтобы «часть доходов, формирующихся вокруг профессионального спорта, целевым образом направлялась бы на развитие массового спорта, на воспитание новых звезд» [Латухина 2019]. Вопросы развития массового спорта должны быть также учтены в рамках реализации национальных проектов. Президент В. В. Путин обратился к кабинету министров с просьбой оперативно разработать Стратегию развития физкультуры и спорта на срок до 2030 г. и принять ее не позднее октября 2020 г.
Так как в последнее время представители политической и бизнес-элиты нередко стали возглавлять спортивные федерации России, различные спортивные клубы, в этой связи государственная политика в области физической культуры и спорта подверглась существенной трансформации. Учитывая значение спорта для решения таких задач, как обеспечение здоровья населения, патриотическое воспитание молодежи, спортивная политика стала представлять собой приоритетное направление социальной политики государства.
Основой взаимодействия спортивной и политический сфер в качестве акторов политической жизни общества выступают спортивные
объединения и движения [Истон 1997]. Спортивные общественные объединения и движения являются институтами гражданского общества. Членство в этих организациях обеспечивает прямые и очевидные выгоды индивидам (спортсменам, тренерам, простым гражданам) и обществу, привлекая их к участию в общественной жизни. Стремление использовать спорт для решения различных политических задач характерно не только для государства, но также и для политических партий, общественных организации и т. д.
Организация и проведение крупных международных спортивных соревнований позволяет государственному руководству отвлечь внимание населения от имеющих место в жизни страны экономических, политических, социальных и иных проблем. Успехи и достижения в области спорта вне всяких сомнений используются в ходе предвыборных кампаний как самими кандидатами, так и соответствующими политическими партиями. Таким образом, спорт в руках политической элиты становится эффективным инструментом политического влияния на общество. Именно поэтому Олимпийское движение всё в большей степени входит в спектр деятельности как гражданского общества, так и государства в целом. После Олимпиады в Сочи-2014 граждане России, да и всего мира были свидетелями того, как яркий спортивный результат способен сплотить население страны.
Посредством организации и проведения крупных международных спортивных соревнований политическое руководство страны способно решать целый ряд крупных политических задач:
- воспитание у населения гордости за свою страну и проводимую органами государственной власти политику, повышение престижа страны-организатора международных соревнований и ее руководителей на международной арене;
- отвлечение внимания граждан от экономических, политических, социальных и других проблем и переключение его на сферу большого спорта;
- использование спортивных соревнований в качестве составных элементов предвыборных кампаний определенных политических партий и их лидеров.
Тесная связь спортивных функционеров со средствами массовой информации предопределила место и роль спорта в системе манипулирования общественным мнением. Возможности и технологии использования спорта в целях оказания влияния на массовое сознание
населения своей страны и мировое общественное мнение позволяют представить любое государство, его внутреннюю и внешнюю политику как в позитивном, так и в негативном свете. Создание атмосферы ошеломляющего впечатления в связи с успехом, достигнутым национальной сборной в том или ином виде спорта на крупных международных соревнованиях, позволяет преподнести ее как величайший успех всей государственной политики.
В связи с вышеизложенным учеными в области политической науки неоднократно поднимался вопрос о назревшей необходимости введения в высших учебных заведениях отдельной политологической дисциплины «Политология спорта», которая ставила бы своей задачей глубокий научный анализ проблемы взаимоотношения спорта и политики. В ее рамках можно было бы глубоко и всесторонне анализировать различные аспекты проблемы взаимопроникновения политической и спортивной сфер [Brohm 1976].
Заключение
Спорт обладает существенным потенциалом политизации в мире в целом и в современной России в частности. Руководители всех стран в большей или меньшей мере используют спорт в целях управления настроениями общества, решения различных политических задач. Спорт помогает развивать международные отношения. Соответственно, спорт в сочетании с такими факторами воздействия, как успешная политика, дипломатия, бизнес, культура и образование, наряду с финансовой мощью государства, способен оказывать в XXI в. самое серьезное влияние, формируя позитивный имидж государства на мировой арене. Политический компонент в структуре спортивного движения и внимание, которое к нему проявляется со стороны политического руководства любого государства, превращают спорт в один из главных явлений современного глобализирующегося мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Багдасарян В. Э. Олимпиада и политика: идеологический ракурс / Центр научной и политической мысли и идеологии. 2014. URL: rusrand.ru/ analytics/olimpiada-i-politika-ideologicheskij-rakurs. Библиотека международной спортивной информации // Спорт в Китае: история развития и современное состояние. URL: bmsi.ru/doc/ab2f873c-746d-427a-9f89-642a1751eb6a.
Гик Е., Гупало Е. История Олимпийских игр. Серия: Спорт в деталях. М. : Эксмо, 2014. 352 с.
Ежегодная пресс-конференция Владимира Путина 18 декабря 2014 г. // Russia today. 2014. URL: russian.rt.com/article/65058.
Жидков В. О. Элементы южнокорейской «мягкой силы». URL: cyberleninka. ru/article/n/elementy-yuzhnokoreyskoy-myagkoy-sily.
Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология мировой политической мысли: в 5 т. Зарубежная политическая мысль. ХХ в. М. : Мысль, 1997. Т. II. С. 630-642.
Казаринова Д. Б. Стратегии «мягкой силы» в политике государств - членов двадцатки // Свободная мысль. 2010. № 3. URL: goo.gl/kF9Hti.
Конгрессмены США мечтают лишить Сочи права проведения Олимпиады-2014 // ИА «REGNUM». URL: regnum.ru/news/1041871.html.
Латухина К. Народный марафон. Владимир Путин призвал развивать массовый спорт // Российская газета, 27 марта 2019. № 7824.
Ливцов В. А., Пожидаев А. С. Эволюция понятия «патриотизм»: через прошлое к будущему // Свободная мысль. 2016. № 6 (1660). С. 151-162.
Наумов А. О. «Мягкая сила» и внешнеполитический имидж Российской Федерации. URL: www.perspektivy.info/rus/gos/ magkaja_sila_i_ vneshnepoliticheskij_imidzh_ rossijskoj_federacii_2015-03-30.htm.
Олимпийские рекорды. Самые дорогие Игры в истории. URL: liga.net/ infografica/98306_olimpiyskie-rekordy-samye-dorogie-igry-v-istorii.htm.
Предложения Жана де Бомона // Проблемы международного спортивного движения: Тематическая подборка. 1980. № 3-4. С. 8-10.
Просеков С. А. Социально-философский анализ современных реформ Китая // Гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 24-40.
Путин В. В. Россия и меняющийся мир. 2012a. URL: www.mn.ru/ politics/20120227/312306749.html.
Путин В. В. Россия: национальный вопрос 2012б. URL: www.ng.ru/ politics/2012-01-23/1_national.html.
Реакция на отстранение России от Олимпиады-2018 // Информационное агентство России (ТАСС). URL: tass.ru/sport/4786997.
Среднерусский вестник общественных наук. Серия политология. 2017. № 6. Т. 12. 186 с.
Степовик М. Оппозиция: На олимпийской стройке в Сочи похищены миллиарды // DeutscheWelle. Россия. URL: www.dw.de/опозиция-на-стройке-в-сочи-похищены-миллиарды/а-1685056890.
Тайцзи Байлун Бол. «Мягкая сила» Китая. URL: www.taijiball.com.ua/2014/11/ soft-power.
Террористическая угроза Олимпиаде в Сочи сохраняется, считают эксперты. Кавказский узел. 2014. URL: www.kavkaz-uzel.ru/articles/237946.
Щепинов А. О. Политический потенциал спорта в современной России // Среднерусский вестник общественных наук. Политология: актуальные аспекты. 2010. № 3. С. 121-126.
Brohm J. M. Sociologie politique du sport // Sport, culture et repression. 1976. # 4. P. 16-31.
Güldenpfennig S. Internationale Sportbeziehungen zwischen Entspannung und Konfrontation. Der Testfall 1980. Koln : Pahl-Rugenstein Verlag, 1981. 92 S.
Joseph S. Nye. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York : Basic Books, 1991. 336 p.
Krockow C. Gesellschaftliche und politische Funktionen des Sports // Gesellschaftliche und politische Funktionen des Sports: Beitrage einer Fachtagung: Schriftenreihe der Bundeszentrale fur politische Bildung. Band 206. Bonn, 1984. S. 24-33.
Politik und Sport in Geschichte und Gegenwart. Würzburg : Verlag Platz Freiburg, 1980. 139 S.
REFERENCES
Bagdasarjan V. Je. Olimpiada i politika: ideologicheskij rakurs / Centr nauchnoj i politicheskoj mysli i ideologii. 2014. URL: rusrand.ru/analytics/olimpiada-i-politika-ideologicheskij-rakurs.
Biblioteka mezhdunarodnoj sportivnoj informacii // Sport v Kitae: istorija razvitija i sovremennoe sostojanie. URL: bmsi.ru/doc/ab2f873c-746d-427a-9f89-642a1751eb6a.
Gik E., Gupalo E. Istorija Olimpijskih igr. Serija: Sport v detaljah. M. : Jeksmo, 2014. 352 s.
Ezhegodnaja press-konferencija Vladimira Putina 18 dekabrja 2014 g. // Russia today. 2014. URL: russian.rt.com/article/65058.
Zhidkov V. O. Jelementy juzhnokorejskoj «mjagkoj sily». URL: cyberleninka.ru/ article/n/elementy-yuzhnokoreyskoy-myagkoy-sily.
Iston D. Kategorii sistemnogo analiza politiki // Antologija mirovoj politicheskoj mysli: v 5 t. Zarubezhnaja politicheskaja mysl'. HH v. M. : Mysl', 1997. T. II. S. 630-642.
Kazarinova D.B. Strategii «mjagkoj sily» v politike gosudarstv - chlenov dvadcatki // Svobodnaja mysl'. 2010. № 3. URL: goo.gl/kF9Hti.
Kongressmeny SShA mechtajut lishit' Sochi prava provedenija 0limpiady-2014 // IA «REGNUM». URL: regnum.ru/news/1041871.html.
Latuhina K. Narodnyj marafon. Vladimir Putin prizval razvivat' massovyj sport // Rossijskaja gazeta, 27 marta 2019. № 7824.
Livcov V. A., Pozhidaev A. S. Jevoljucija ponjatija «patriotizm»: cherez proshloe k budushhemu // Svobodnaja mysl'. 2016. № 6 (1660). S. 151-162.
Naumov A. O. «Mjagkaja sila» i vneshnepoliticheskij imidzh Rossijskoj Federacii. URL: www.p ersp ektivy. info/rus/go s/ magkaj a_sila_i_vne shnepolitiche skij _ imidzh_ rossijskoj_federacii_2015-03-30.htm.
Olimpijskie rekordy. Samye dorogie Igry v istorii. URL: liga.net/infografica/98306_ olimpiyskie-rekordy-samye-dorogie-igry-v-istorii.htm.
Predlozhenija Zhana de Bomona // Problemy mezhdunarodnogo sportivnogo dvizhenija: Tematicheskaja podborka. 1980. № 3-4. S. 8-10.
Prosekov S.A. Social'no-filosofskij analiz sovremennyh reform Kitaja // Gumanitarnye nauki. 2011. № 3. S. 24-40.
Putin V. V. Rossija i menjajushhijsja mir. 2012a. URL: www.mn.ru/ politics/20120227/312306749.html.
Putin V. V. Rossija: nacional'nyj vopros 2012b. URL: www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html.
Reakcija na otstranenie Rossii ot 0limpiady-2018 // Informacionnoe agentstvo Rossii (TASS). URL: tass.ru/sport/4786997.
Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. Serija politologija. 2017. № 6. T. 12. 186 s.
Stepovik M. Oppozicija: Na olimpijskoj strojke v Sochi pohishheny milliardy. DeutscheWelle. Rossija. URL: www.dw.de/opozicija-na-strojke-v-sochi-pohishheny-milliardy/a-1685056890.
Tajczi Bajlun Bol. «Mjagkaja sila» Kitaja. URL: www.taijiball.com.ua/2014/11/ soft-power.
Terroristicheskaja ugroza Olimpiade v Sochi sohranjaetsja, schitajut jeksperty. Kavkazskij uzel. 2014. URL: www.kavkaz-uzel.ru/articles/237946.
ShhepinovA. O. Politicheskij potencial sporta v sovremennoj Rossii // Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. Politologija: aktual'nye aspekty. 2010. № 3. S. 121-126.
Brohm J. M. Sociologie politique du sport // Sport, culture et repression. 1976. # 4. P. 16-31.
Güldenpfennig S. Internationale Sportbeziehungen zwischen Entspannung und Konfrontation. Der Testfall 1980. Koln : Pahl-Rugenstein Verlag, 1981. 92 S.
Joseph S. Nye. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York : Basic Books, 1991. 336 p.
Krockow C. Gesellschaftliche und politische Funktionen des Sports // Gesellschaftliche und politische Funktionen des Sports: Beitrage einer Fachtagung: Schriftenreihe der Bundeszentrale fur politische Bildung. Band 206. Bonn, 1984. S. 24-33.
Politik und Sport in Geschichte und Gegenwart. Würzburg : Verlag Platz Freiburg, 1980. 139 S.